Приложение 43
УТВЕРЖДЕНО
приказом по основной деятельности
№ 137 от 30. 08. 2019
2.5. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шахматы»
Программа курса внеурочной деятельности разработана на основе: Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения
Пояснительная записка
В ХХI веке человечеству придётся решать ряд сложнейших проблем, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этим могут только высокообразованные и высоконравственные люди. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального потенциала человечества, ведь недаром ХХI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. В связи с этим не случаен интерес к шахматам как к одной из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека. Они преподаются в школах многих стран мира и как обязательный, и как факультативный предмет. Образовательный эффект этой игры отмечали философы, политические деятели, шахматисты и другие представители интеллектуальной элиты разных эпох, стран и народов.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» входит в общеинтеллектуальное направление. Главная цель курса — развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях - от наглядно-образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого. Установлено, что наиболее благоприятным для развития мышления ребёнка является возрастной период от 7 до 12 лет, поэтому наибольший эффект можно получить от преподавания шахмат в начальной школе. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Достоинство шахмат как модели для изучения некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра.
Шахматы способствуют улучшению внимания школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства. Важной задачей для современной начальной школы является развитие наглядно-образного мышления.
На шахматном материале очень удобно формировать у младшего школьника рефлексию и определять её глубину. Обучение младших школьников шахматам даёт положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта. Эффект будет получен за счёт комплексного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса:
• Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
• Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
• Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
• Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса:
• Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
• Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
• Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
• Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
• Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
• Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
• Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы разбито на четыре модуля по 34 ч (33 ч в 1 классе), из которых можно скомпоновать курс, рассчитанный на преподавание шахмат в течение четырёх лет с периодичностью один раз в неделю.
Программой первого года обучения предусматривается 33 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Программа второго года обучения предназначена для вторых классов начальной школы. Программа предусматривает 34 учебных занятия, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей ставить мат. Учебный курс включает в себя шесть тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”, “Шахматная комбинация”. В программе дается перечень дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, приводится вариант поурочного распределения программного материала, а также список оригинальных учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре.
Программа третьего и четвертого года обучения предназначена для III и IV классов начальной школы. Материал выстроен на основе ранее приобретенных знаний и умений, где ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал. Учебный курс включает в себя три большие темы: “Основы дебюта”, “Основы миттельшпиля” и “Основы эндшпиля”.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
Модуль 1 – 1 класс
№ п.п. |
Дата |
Тема |
Виды внеурочной деятельности |
Часы |
1. |
|
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. |
Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. |
1 |
2. |
|
Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. |
1 |
|
3. |
|
Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Диагонали |
1 |
|
4. |
|
Шахматная доска. Центр шахматной доски. |
1 |
|
5. |
|
Шахматные фигуры. Белые фигуры. Черные фигуры. |
Знакомятся с шахматными фигурами |
2 |
6. |
|
|||
7. |
|
Начальное положение. Расположение каждой из фигур в начальном положении. |
Выполняют дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура». |
1 |
8. |
|
Ладья. |
Объясняют ход фигурой Ладья |
2 |
9. |
|
|||
10. |
|
Слон. |
Объясняют ход фигурой Слон |
2 |
11. |
|
|||
12. |
|
Ладья против слона. |
Игра на уничтожение (ладья против слона) |
2 |
13. |
|
|||
14. |
|
Ферзь. |
Объясняют ход фигурой Ферзь |
2 |
15. |
|
|||
16. |
|
Ферзь против ладьи и слона. |
Игра на уничтожение |
1 |
17. |
|
Конь. |
Объясняют ход фигурой Конь |
2 |
18. |
|
|||
19. |
|
Конь против ферзя, ладьи, слона. |
Игра на уничтожение |
1 |
20. |
|
Пешка. |
Объясняют ход фигурой Пешка |
2 |
21. |
|
|||
22. |
|
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона |
Игра на уничтожение |
1 |
23. |
|
Король. |
Объясняют ход фигурой Король |
1 |
24. |
|
Король против других фигур. |
Игра на уничтожение |
1 |
25. |
|
Шах. |
Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Защита от шаха». |
2 |
26. |
|
|||
27. |
|
Мат. |
Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход». |
2 |
28. |
|
|||
29. |
|
Ничья. Пат. |
Варианты ничьей. Дидактическое задание «Пат или не пат». |
1 |
30. |
|
Рокировка. |
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». |
1 |
31. |
|
Шахматная партия. |
Игра всеми фигурами из начального положения. |
2 |
32. |
|
|||
33. |
|
Итоговое занятие |
Викторина «В стране шахмат». |
1 |
Модуль 2
№ п.п. |
Дата |
Тема |
Виды внеурочной деятельности |
Часы |
1. |
|
История шахмат. Чемпионы мира по шахматам |
Просмотр фильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». |
1 |
2. |
|
Шахматные фигуры |
Дидактические игры и задания |
1 |
3. |
|
Нападение в шахматах. Шах, рокировка. |
Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). |
1 |
4. |
|
Мат. |
1 |
|
5. |
|
Защита в шахматной партии |
2 |
|
6. |
|
|||
7. |
|
Позиции фигур |
|
|
8. |
|
Тактический прием «Двойной удар» |
Дидактические игры и задания «Двойной удар», «Связка» |
1 |
9. |
|
Тактический прием «Связка» |
1 |
|
10. |
|
Позиции фигур |
1 |
|
11. |
|
Тактический прием «Ловля фигуры» |
Дидактические игры и задания «Ловля фигуры», «Сквозной удар» |
1 |
12. |
|
Тактический прием «Сквозной удар» |
1 |
|
13. |
|
Мат на последней горизонтали |
1 |
|
14. |
|
Позиции фигур |
1 |
|
15. |
|
Тактический прием «Открытый шах» |
Дидактические игры и задания «Открытый шах», «Двойной шах» |
1 |
16. |
|
Тактический прием «Двойной шах» |
1 |
|
17. |
|
Шахматный турнир. |
Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
4 |
18. |
|
|||
19. |
|
|||
20. |
|
|||
21. |
|
Основы игры в дебюте: дебютные ловушки |
Дидактические игры и задания. |
1 |
22. |
|
Основы игры в дебюте: атака на короля |
Дидактические игры и задания. |
2 |
23. |
|
|||
24. |
|
Основы эндшпиля: реализация большого численного преимущества |
Дидактические игры и задания. |
2 |
25. |
|
|||
26. |
|
Основы анализа шахматной партии |
Дидактические игры и задания. |
3 |
27. |
|
|||
28. |
|
|||
29. |
|
Позиции фигур |
Дидактические игры и задания. |
1 |
30. |
|
Шахматный турнир. |
Дидактические игры и задания. Игровая практика |
4 |
31. |
|
|||
32. |
|
|||
33. |
|
|||
34. |
|
Итоговое занятие |
Викторина «В стране шахмат». |
1 |
Модуль 3
№ п.п. |
Дата |
Тема |
Виды внеурочной деятельности |
Часы |
1. |
|
Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований |
Просмотр фильма “Приключения в Шахматной стране”. |
1 |
2. |
|
Матование одинокого короля разными фигурами (повторение) |
Проговаривают и проигрывают последовательность действий |
1 |
3. |
|
Тактические комбинации и приёмы "связка", "сквозной удар", "двойной удар",
"ловля фигуры" |
Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. |
1 |
4. |
|
Тактические комбинации и приёмы "двойной шах", "открытый шах" (повторение) |
1 |
|
5. |
|
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
1 |
6. |
|
Тактический приём "завлечение" |
Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика. |
1 |
7. |
|
Тактический приём "отвлечение" |
1 |
|
8. |
|
Тактический приём "уничтожение защиты" |
1 |
|
9. |
|
Тактический приём "спёртый мат" |
1 |
|
10. |
|
Сочетание тактических приёмов |
Дидактические игры и задания. |
1 |
11. |
|
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
1 |
12. |
|
Борьба за инициативу |
Проговаривают и проигрывают последовательность действий |
1 |
13. |
|
Основы дебюта: атака на |
1 |
|
14. |
|
Основы дебюта: атака на |
1 |
|
15. |
|
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
1 |
16. |
|
Шахматный турнир |
Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
4 |
17. |
|
|||
18. |
|
|||
19. |
|
|||
20. |
|
Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план |
Сочетание тактических приемов. Дидактические игры и задания |
1 |
21. |
|
Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата |
Дидактические задания «Мат в 2 хода», «Мат в 3 хода», «Выигрыш фигуры». Игровая практика «Эндшпиль» |
1 |
22. |
|
Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, "отталкивание плечом" |
1 |
|
23. |
|
Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля |
1 |
|
24. |
|
Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой |
1 |
|
25. |
|
Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата |
1 |
|
26. |
|
Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки |
Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
1 |
27. |
|
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
1 |
|
28. |
|
Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник - Д. Садвакасов |
Дидактические игры и задания. Игровая практика «Сыграй как чемпион мира» |
1 |
29. |
|
Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд - М. Карлсен |
1 |
|
30. |
|
Шахматный турнир |
Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
4 |
31. |
|
|||
32. |
|
|||
33. |
|
|||
34. |
|
Шахматный праздник |
Викторина «В стране шахмат». |
1 |
Модуль 4
№ п.п. |
Дата |
Тема |
Виды внеурочной деятельности |
Часы |
1. |
|
История появления шахмат на Руси |
Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. |
1 |
2. |
|
Зарождение шахматной культуры в России |
Шахматы проникают в Россию. |
1 |
3. |
|
Основные принципы игры в дебюте |
Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. |
2 |
4. |
|
|||
5. |
|
Перевес в развитии фигур |
1 |
|
6. |
|
Атака на короля |
Дидактические игры и задания |
1 |
7. |
|
Перевес в пространстве |
1 |
|
8. |
|
Оценка позиции |
1 |
|
9. |
|
План игры
|
Демонстрация коротких партий. |
2 |
10. |
|
|||
11. |
|
Выбор хода
|
Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика. |
2 |
12. |
|
|||
13. |
|
Открытые дебюты |
2 |
|
14. |
|
|||
15. |
|
Полуоткрытые дебюты |
2 |
|
16. |
|
|||
17. |
|
Закрытые дебюты |
2 |
|
18. |
|
|||
19. |
|
Гамбиты |
Дидактические задания «Захвати центр», «Выиграй фигуру» |
2 |
20. |
|
|||
21. |
|
Тактический приём «мельница» |
Дидактические задания и игры по тактическим приёмам |
1 |
22. |
|
Тактический приём «перекрытие» |
1 |
|
23. |
|
Тактический приём «рентген» |
1 |
|
24. |
|
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
1 |
25. |
|
Анализ шахматной партии: выбери ход |
Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвой противнику пешки». |
1 |
26. |
|
Шахматный турнир |
Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
1 |
27. |
|
Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля |
Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
1 |
28. |
|
Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю |
Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
1 |
29. |
|
Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю |
Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
1 |
30. |
|
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
1 |
31. |
|
Роль шахмат в жизни человека |
Беседа |
1 |
32. |
|
Как стать сильным шахматистом |
Беседа |
1 |
33. |
|
Шахматный турнир |
Дидактические игры и задания. Игровая практика. |
1 |
34. |
|
Шахматный праздник |
Викторина «В стране шахмат». |
1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
· Классная аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок
· Шахматы настольные
· Магнитная шахматная доска
· Магнитно-маркерная доска
· Компьютер
· Мультимедийный проектор
· МФУ
· Оборудование Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»
· Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике курса внеурочной деятельности
· Интернет-ресурсы, соответствующие тематике курса внеурочной деятельности
· Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова, учебное пособие «Шахматы в школе – первый год обучения», М, «Просвещение», 2017
· Е. И. Волкова, Е.А. Прудникова, учебное пособие «Шахматы в школе – второй год обучения», М, «Просвещение», 2017
· Е. И. Волкова, Е.А. Прудникова, учебное пособие «Шахматы в школе – третий год обучения», М, «Просвещение», 2017
· Е. И. Волкова, Е.А. Прудникова, учебное пособие «Шахматы в школе – четвёртый год обучения», М, «Просвещение», 2017
· Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.