программа лагерь

  • doc
  • 25.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала programma2009.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пРОГРАММА


работы летнего лагеря
с дневным пребыванием детей

«Невероятные каникулы в Солнечном городе»

(в год   юбилея моего района)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

Пояснительная записка. 2

Концептуальные положения. 2

Основной состав лагеря. 2

Цель и задачи.. 2

Основное содержание программы.. 2

Механизмы реализации.. 2

Ресурсы.. 2

Ожидаемые результаты: 2

Диагностика эффективности  лагерной смены.. 2

Управление лагерем.. 2

Литература: 2

Приложение (план –сетка работы ЛДП). 2

 


Пояснительная записка

Ежегодно для организации отдыха и оздоровления учащихся открывается летний оздоровительный лагерь дневного пребывания «Солнечный город», который функционирует на базе МОУ Медведской средней общеобразовательной школы.

Летние каникулы - это самый длительный период жизни для ребёнка, когда отсутствуют организованные деятельностные процессы.

В настоящее время далеко не каждая семья имеет возможность обеспечить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых в летний период. Дети, на время летних каникул предоставлены сами себе, в результате наблюдается безнадзорность, асоциальное и аддитивное поведение детей и не всегда ребе­нок готов к позитивной самоорганизации. Поэтому, в связи с повышением спроса родителей и детей на организованный летний отдых, появилась необходимость в открытии на базе школы летнего лагеря с дневным пребыванием детей для преодоления вышеизложенных проблем. Оптимальной формой организации жизнедеятельности детей в летний период в условиях нашей школы  является имитационная модель.

Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, оздоровление, развития физических сил, развитие творческого потенциала, приобретения навыков и жизненного опыта. Программа  организации летнего каникулярного отдыха детей рассчитана для детей, объединенных общими интересами, видами деятельности. Содержание программы рассчитано на запросы детей

Концептуальные положения

            Учитывая специфику воспитательно-образовательного пространства лагеря с дневным пребыванием, педагогический коллектив определил для себя наиболее актуальные концептуальные подходы для руководства в своей деятельности:

·      развитие благоприятного и психологического климата лагеря, так как климат определяет степень комфортно­сти отношений педагогов с детьми, межличностные отношения друг с другом;

·      Развитие самоуправления и самоорганизации детского коллектива как важнейшей основы его жизнедеятельности;

·      В основе межличностного взаимодействия лежит «педагогика отношений»;

·      Развитие творчески-активной позиции личности.

Исходя из концептуального подхода, следует реализовать следующие прин­ципы деятельности:

·      принцип здоровьесохранения;

·      принцип ценностно-смыслового равенства (позиция педагога «первый среди равных»);

·      принцип природосообразности;

·      принцип креативности (творческой личности – творческую обстановку);

·      принцип демократии воспитательного процесса (соблюдение всеми участниками процесса законов и правил);

·      принцип коллективности (воспитать социально-значимые качества);

·      принцип индивидуально-личностного подхода.

Основной состав лагеря  

Центром воспитательной работы лагеря дневного пребывания являются дети – это учащиеся школы в возрасте 7 – 15 лет.

Во многих семьях доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей. Поэтому при комплектовании особое внимание уделяется вовлечение в лагерь ребят из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.

Сведения об участниках

Из 80 детей: 8 детей – 1-й раз в лагере, 11 детей – 2-й раз, 9 детей – 3 раз, остальные дети – более 3 раз.

Социальный паспорт детей,  отдыхающих в ЛДП:

- дети из малообеспеченных семей – 27

- дети из неполных семей – 7

- дети, находящиеся под опекой – 1

- дети из многодетных семей – 30

- дети инвалиды – 1

Кадровый состав лагеря

Над реализацией программы летнего лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив школы совместно с работниками дополнительного образования:

     Административный –  начальник лагеря Санкина А.И., организатор детского пространства – Кисленко Н.Н.

     Педагогический – Шакирова Е.Г., Гончарова Т.Н., Гончарова В.Ф., Вахрушева В.Г., Рыхтер О.Д., Бисерова Е.А., Гофман И.Е.

     Медицинский –  Войтова Л.В.

     Хозяйственный –  Рыхтер Е.В.

Лагерь дневного пребывания детей работает в соответствие с нормативно – правовой документацией:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании»;

– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

– Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;

– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

Вид программы

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Сроки проведения

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 2 лагерных смен.

Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цель и задачи:

Цель: организовать занятость детей в летний период для укрепления их здоровья, развития творче­ских способностей и укрепления гражданских позиций.

Задачи:

·        организовать деятельностный процесс для детей, направленный на формирова­ние патриотических  чувств в период летних каникул;

·        создать положительный микроклимат в коллективе лагеря, способствующий успешной реализации как детей, так и педагогов;

·        создать условия для раскрытия и развития интеллектуальных, физических, коммуникативных, творческих способностей детей;

·        создать игровую модель с разнообразием видов и форм деятельности, позволяющей  максимально реализовать творческие способности детей;

·        сформировать временный детский коллектив со структурами самоуправле­ния;

·        способствовать укреплению навыков здорового образа жизни;

·        сформировать основы активной жизненной позиции через расширение  зоны личной ответственности ребёнка;

·        развить различные формы общения в разновозрастных группах;

·        привлечь внимание родителей к организации детского отдыха;

·        наладить взаимодействие с микросоциумом;

·        организовать работу по благоустройству улиц Солнечного города (школы).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Девиз: «Ты цвети наш городок, всех хороших дел итог». 

Моделью лагеря дневного пребывания является продолжение модели «Солнечный город», мы его построили, благоустроили, играли семьями на полянке, теперь создадим свои клубы с традициями и интересами. Каждый клуб придумывает себе легенду (возраст, девиз, традиции и т.д.). Чтобы создать клуб в нашем городе необходимо тепло,  доброта человеческой души, отзывчивость, всеми этими качествами обладает наш педагогический коллектив лагеря.

Акцент в реализации программы делается на работу в постоянных отрядах и временных объединениях (кружках, секциях), а также индивидуальной работе.  Такая система работы достаточно мобильна, позволяет воспитателям плавно чередовать различные виды деятельности и оставляет возможность для индивидуального подхода к интересам каждого участника смены.

            Основные направления деятельности – тематические дни. Каждый день имеет свою тематику, по которым спланирована вся воспитательная работа отрядов лагеря.

Весь город разбит  на микрорайоны:

Олимпийский, улица Спортивная, которая будет заселена жителями спортивно-оздоровительного клуба «Олимпийцы»,

Радужный, улица Трудовая – жителями  трудового клуба «Цветоводов»,

Звёздный, улица Солнечная – жителями клубов «Непоседы», «Смешарики».

экологический клуб «Зеленая планета» - благоустроят улицы города.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с различной тематикой. Жители города будут познавать об истории  района, о том, как на протяжении веков зарождались традиции народа, современные виды спорта, Олимпийские игры, о самых разнообразных играх нашего времени и прошлого. Познание культуры предполагает не только размышления о ее глубинах, восприятие ее национального богатства, но и умение сопереживать увиденному и услышанному. Ребята будут отдыхать, трудиться; делать открытия в  себе, в окружающем мире;  будут ходить друг к другу в гости, дружить между собой, помогать в проведении мероприятий; учиться справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации; развивать способность доверять себе и другим, будут соревноваться между клубами в различных состязаниях, конкурсах, благоустройстве своих клубов.

В качестве поощрения за активное участие в мероприятиях труженики «Солнечного города» будут премироваться, награждаться медалями-«Солнышками» в зависимости от цвета и характера участия:

красные – 1, 2 или 3 место,

оранжевые – идея, инициатива, оригинальность;

желтые – активное участие.

Итоги по разным номинациям подводятся и освещаются на информационном стенде («Горячая дюжина», «Назло рекордам», «Наши взлеты и падения») органом самоуправления и пресс-центром, на котором отражается количество медалей, грамот по клубам. Информация меняется каждый день. В состав актива входят воспитанники лагеря (командиры отрядов), выбранные отрядами на смену, взрослые (Совет лагеря – начальник лагеря, Совет отряда – воспитатели, вожатые).

 В городе будут созданы экран (дерево) настроения, «Забор откровений», «Бочка отзывов и предложений», которые будут отражать каждый прожитый день. В конце каждого дня проводится анализ дня в форме огоньков, лагерной «свечи» в «Темной комнате» или в Парке Культуры и Отдыха «Фэнтези» нашего Солнечного города, где дети по очереди высказывают свое мнение о прошедшем дне, вносят предложения. Такая форма общения является особенно важной, так как способствует раскрепощению, снятию внутреннего напряжения и дискомфорта, формирует умение свободно высказывать свое мнение и, самое главное, включаться в коллективную деятельность. Каждый ребенок в соответствии со своими интересами занимается в одном из клубов «Дебют» (шахматный), «Умелые руки», «Акварелька», «Веселая нотка».

В лагере устанавливается следующий трудовой распорядок:

08.30 – приход дежурных воспитателей, индивидуальный прием детей;

08.45 – начало работы лагеря;

08.45 – 09.00 – зарядка;

09.00 – 09.15 – линейка;

09.30 – 10.00 – завтрак;

10.00 – 11.00 – работа по плану отрядов;

11.00 –  12.00 – организация и проведение коллективных творческих дел по плану лагеря;

12.00 – 13.00 – кружковая работа, свободная деятельность по интересам;

13.00 – 13.30 – обед;

13.30 – 14.00 – прогулки, игры на свежем воздухе;

14.00 – 14.30 – итоги дня (огоньки), уход детей домой;

14.30 – 15.00 – совещание работников лагеря, анализ дня.

ПЛАН-СЕТКА (приложение)

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Подготовительный период

ü  Подбор кадров

ü  Комплектование отрядов

ü  Разработка документации

Организационный период 2-3 дня.  Создание образа лагеря

ü  Прием детей.

ü  Игры на знакомство и на выявление лидеров, выбор органа детского самоуправления.

ü  Оформление уголков, комнат, отрядных мест.

ü  Моделирование и принятие законов, обсуждение режима дня

ü  Подготовка к открытию смены.

ü  Открытие лагерной смены (праздник), торжественная линейка.

ü  Рефлексия

Основной период 12-14 дней. Создание комфортной среды лагеря

ü Работа по плану-сетке (тематические, патриотические, спортивные мероприятия, мероприятия по развитию творческих способностей, игровые программы).

ü Подготовка ключевых мероприятий, посвященных  юбилею района.

ü Работа мастерских, проектных групп.

ü Родительский день.

ü Проведение акций для микросоциума (концерт в Доме Милосердия).

ü Организация и проведение  праздников, спортивных мероприятий.

ü Участие в районных мероприятиях.

ü Подвижные, интеллектуальные игры, игры на сплочение коллектива, игры-путешествия и другие.

ü Экскурсии, походы по родному селу, поездки.

ü Тематические беседы, беседы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

ü Огоньки окончания дня, лагерная «свеча».

Рефлексия.  Диагностика ЗУНов

Заключительный период

ü  дидактические игры и упражнения;

ü  Изготовление сюрпризов

ü  Анализ результатов

ü  Анкетирование

ü  Подготовка к закрытию смены

ü  Подведение итогов смены, ярмарка «Волшебный сундучок», награждение

ü  Заключительный огонек, закрытие смены лагеря

Рефлексия. Анализ результата реализации программы

РЕСУРСЫ

Кадровые: воспитатели, вожатые, медицинская сестра, обслуживающий персонал.

Пространственные:  игровые, комната отдыха, «тёмная» комната, спортивный зал, актовый зал, спортивная площадка, детская игровая площадка, костюмерная комната, «Зимний сад», музыкальная комната, столовая.

Аппаратура: телевизор, DVD-проигрыватель, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.

Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи, бадминтоны.

Канцелярские товары: альбомы, краски, ручки, фломастеры, цветная бумага и др.

Настольные игры, пазлы, мозаика, ЛЕГО    

Бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве.         

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

·        включение всех детей в игровую и спортивную деятельность;

·        высокая посещаемость детьми на протяжении всей лагерной смены;

·        получение    новых знаний или проявление уже имеющихся в новом качестве;

·        личностный рост каждого, отражающийся в результативности определённых видов деятельности;

·        участие в творческих программах; расширение кругозора детей;

·        изменения в отношениях детей в позитивную сторону;

·        появление тёплого чувства к своей малой родине;

·        благоустройство школы.

Диагностика эффективности  лагерной смены

1.     Оценка программы детьми

·       Диагностика  уровня психологического комфорта ребенка

Тест «Я в круге» (опросник  М.И.Рожкова),

Тест «Я и мои вожатые» (опросник М.И. Рожкова)

·       Анализ дня на совете дела.

·       Огоньки откровения.

·       Бочка отзывов.

·       Забор откровения

·       Экран настроения

2.     Оценка программы родителями

·       Книга отзывов.

·       Письмо-пожелание родителей лагерю и детям (перед началом смены и в конце).

3.     Оценка программы педагогическим коллективом

·       Наблюдения (данные фиксируются в дневнике наблюдения воспитателя)

·       Блиц- опрос

·       Анкетирование

·       «Огоньки»

·       Обсуждение результатов смены на итоговом педсовете.

УПРАВЛЕНИЕ ЛАГЕРЕМ

 

Литература:

1.      Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база / сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2005

2.      Компакт-диск «Летний лагерь». Издательство «Учитель».

3.      Жиренко О.Е., Лапина Е.В. Я – гражданин Россия! Мероприятия по гражданскому и патриотическому воспитанию. – М.:ВАКО,2008

4.      Коган М.С. Игровая кладовая. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004

 

Приложение


Скачано с www.znanio.ru