пРОГРАММА
работы летнего лагеря
с дневным пребыванием детей
«Невероятные каникулы в Солнечном городе»
(в год юбилея моего района)
Содержание
Пояснительная записка
Концептуальные положения
Основной состав лагеря
Цель и задачи
Основное содержание программы
Механизмы реализации
Ресурсы
Ожидаемые результаты:
Диагностика эффективности лагерной смены
Управление лагерем
Литература:
Приложение (план –сетка работы ЛДП)
Пояснительная записка
Ежегодно для организации отдыха и оздоровления учащихся открывается летний оздоровительный лагерь дневного пребывания «Солнечный город», который функционирует на базе МОУ Медведской средней общеобразовательной школы.
Летние каникулы - это самый длительный период жизни для ребёнка, когда отсутствуют организованные деятельностные процессы.
В настоящее время далеко не каждая семья имеет возможность обеспечить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых в летний период. Дети, на время летних каникул предоставлены сами себе, в результате наблюдается безнадзорность, асоциальное и аддитивное поведение детей и не всегда ребенок готов к позитивной самоорганизации. Поэтому, в связи с повышением спроса родителей и детей на организованный летний отдых, появилась необходимость в открытии на базе школы летнего лагеря с дневным пребыванием детей для преодоления вышеизложенных проблем. Оптимальной формой организации жизнедеятельности детей в летний период в условиях нашей школы является имитационная модель.
Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, оздоровление, развития физических сил, развитие творческого потенциала, приобретения навыков и жизненного опыта. Программа организации летнего каникулярного отдыха детей рассчитана для детей, объединенных общими интересами, видами деятельности. Содержание программы рассчитано на запросы детей.
Учитывая специфику воспитательно-образовательного пространства лагеря с дневным пребыванием, педагогический коллектив определил для себя наиболее актуальные концептуальные подходы для руководства в своей деятельности:
· развитие благоприятного и психологического климата лагеря, так как климат определяет степень комфортности отношений педагогов с детьми, межличностные отношения друг с другом;
· Развитие самоуправления и самоорганизации детского коллектива как важнейшей основы его жизнедеятельности;
· В основе межличностного взаимодействия лежит «педагогика отношений»;
· Развитие творчески-активной позиции личности.
Исходя из концептуального подхода, следует реализовать следующие принципы деятельности:
· принцип здоровьесохранения;
· принцип ценностно-смыслового равенства (позиция педагога «первый среди равных»);
· принцип природосообразности;
· принцип креативности (творческой личности – творческую обстановку);
· принцип демократии воспитательного процесса (соблюдение всеми участниками процесса законов и правил);
· принцип коллективности (воспитать социально-значимые качества);
· принцип индивидуально-личностного подхода.
Центром воспитательной работы лагеря дневного пребывания являются дети – это учащиеся школы в возрасте 7 – 15 лет.
Во многих семьях доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей. Поэтому при комплектовании особое внимание уделяется вовлечение в лагерь ребят из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.
Сведения об участниках
Из 80 детей: 8 детей – 1-й раз в лагере, 11 детей – 2-й раз, 9 детей – 3 раз, остальные дети – более 3 раз.
Социальный паспорт детей, отдыхающих в ЛДП:
- дети из малообеспеченных семей – 27
- дети из неполных семей – 7
- дети, находящиеся под опекой – 1
- дети из многодетных семей – 30
- дети инвалиды – 1
Кадровый состав лагеря
Над реализацией программы летнего лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив школы совместно с работниками дополнительного образования:
Административный – начальник лагеря Санкина А.И., организатор детского пространства – Кисленко Н.Н.
Педагогический – Шакирова Е.Г., Гончарова Т.Н., Гончарова В.Ф., Вахрушева В.Г., Рыхтер О.Д., Бисерова Е.А., Гофман И.Е.
Медицинский – Войтова Л.В.
Хозяйственный – Рыхтер Е.В.
Лагерь дневного пребывания детей работает в соответствие с нормативно – правовой документацией:
– Конвенцией ООН о правах ребенка;
– Конституцией РФ;
– Законом РФ «Об образовании»;
– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
Вид программы
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Сроки проведения
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 2 лагерных смен.
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цель и задачи:
Цель: организовать занятость детей в летний период для укрепления их здоровья, развития творческих способностей и укрепления гражданских позиций.
Задачи:
· организовать деятельностный процесс для детей, направленный на формирование патриотических чувств в период летних каникул;
· создать положительный микроклимат в коллективе лагеря, способствующий успешной реализации как детей, так и педагогов;
· создать условия для раскрытия и развития интеллектуальных, физических, коммуникативных, творческих способностей детей;
· создать игровую модель с разнообразием видов и форм деятельности, позволяющей максимально реализовать творческие способности детей;
· сформировать временный детский коллектив со структурами самоуправления;
· способствовать укреплению навыков здорового образа жизни;
· сформировать основы активной жизненной позиции через расширение зоны личной ответственности ребёнка;
· развить различные формы общения в разновозрастных группах;
· привлечь внимание родителей к организации детского отдыха;
· наладить взаимодействие с микросоциумом;
· организовать работу по благоустройству улиц Солнечного города (школы).
Девиз: «Ты цвети наш городок, всех хороших дел итог».
Моделью лагеря дневного пребывания является продолжение модели «Солнечный город», мы его построили, благоустроили, играли семьями на полянке, теперь создадим свои клубы с традициями и интересами. Каждый клуб придумывает себе легенду (возраст, девиз, традиции и т.д.). Чтобы создать клуб в нашем городе необходимо тепло, доброта человеческой души, отзывчивость, всеми этими качествами обладает наш педагогический коллектив лагеря.
Акцент в реализации программы делается на работу в постоянных отрядах и временных объединениях (кружках, секциях), а также индивидуальной работе. Такая система работы достаточно мобильна, позволяет воспитателям плавно чередовать различные виды деятельности и оставляет возможность для индивидуального подхода к интересам каждого участника смены.
Основные направления деятельности – тематические дни. Каждый день имеет свою тематику, по которым спланирована вся воспитательная работа отрядов лагеря.
Весь город разбит на микрорайоны:
Олимпийский, улица Спортивная, которая будет заселена жителями спортивно-оздоровительного клуба «Олимпийцы»,
Радужный, улица Трудовая – жителями трудового клуба «Цветоводов»,
Звёздный, улица Солнечная – жителями клубов «Непоседы», «Смешарики».
экологический клуб «Зеленая планета» - благоустроят улицы города.
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с различной тематикой. Жители города будут познавать об истории района, о том, как на протяжении веков зарождались традиции народа, современные виды спорта, Олимпийские игры, о самых разнообразных играх нашего времени и прошлого. Познание культуры предполагает не только размышления о ее глубинах, восприятие ее национального богатства, но и умение сопереживать увиденному и услышанному. Ребята будут отдыхать, трудиться; делать открытия в себе, в окружающем мире; будут ходить друг к другу в гости, дружить между собой, помогать в проведении мероприятий; учиться справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации; развивать способность доверять себе и другим, будут соревноваться между клубами в различных состязаниях, конкурсах, благоустройстве своих клубов.
В качестве поощрения за активное участие в мероприятиях труженики «Солнечного города» будут премироваться, награждаться медалями-«Солнышками» в зависимости от цвета и характера участия:
красные – 1, 2 или 3 место,
оранжевые – идея, инициатива, оригинальность;
желтые – активное участие.
Итоги по разным номинациям подводятся и освещаются на информационном стенде («Горячая дюжина», «Назло рекордам», «Наши взлеты и падения») органом самоуправления и пресс-центром, на котором отражается количество медалей, грамот по клубам. Информация меняется каждый день. В состав актива входят воспитанники лагеря (командиры отрядов), выбранные отрядами на смену, взрослые (Совет лагеря – начальник лагеря, Совет отряда – воспитатели, вожатые).
В городе будут созданы экран (дерево) настроения, «Забор откровений», «Бочка отзывов и предложений», которые будут отражать каждый прожитый день. В конце каждого дня проводится анализ дня в форме огоньков, лагерной «свечи» в «Темной комнате» или в Парке Культуры и Отдыха «Фэнтези» нашего Солнечного города, где дети по очереди высказывают свое мнение о прошедшем дне, вносят предложения. Такая форма общения является особенно важной, так как способствует раскрепощению, снятию внутреннего напряжения и дискомфорта, формирует умение свободно высказывать свое мнение и, самое главное, включаться в коллективную деятельность. Каждый ребенок в соответствии со своими интересами занимается в одном из клубов «Дебют» (шахматный), «Умелые руки», «Акварелька», «Веселая нотка».
В лагере устанавливается следующий трудовой распорядок:
08.30 – приход дежурных воспитателей, индивидуальный прием детей;
08.45 – начало работы лагеря;
08.45 – 09.00 – зарядка;
09.00 – 09.15 – линейка;
09.30 – 10.00 – завтрак;
10.00 – 11.00 – работа по плану отрядов;
11.00 – 12.00 – организация и проведение коллективных творческих дел по плану лагеря;
12.00 – 13.00 – кружковая работа, свободная деятельность по интересам;
13.00 – 13.30 – обед;
13.30 – 14.00 – прогулки, игры на свежем воздухе;
14.00 – 14.30 – итоги дня (огоньки), уход детей домой;
14.30 – 15.00 – совещание работников лагеря, анализ дня.
ПЛАН-СЕТКА (приложение)
Подготовительный период
ü Подбор кадров
ü Комплектование отрядов
ü Разработка документации
Организационный период 2-3 дня. Создание образа лагеря
ü Прием детей.
ü Игры на знакомство и на выявление лидеров, выбор органа детского самоуправления.
ü Оформление уголков, комнат, отрядных мест.
ü Моделирование и принятие законов, обсуждение режима дня
ü Подготовка к открытию смены.
ü Открытие лагерной смены (праздник), торжественная линейка.
ü Рефлексия
Основной период 12-14 дней. Создание комфортной среды лагеря
ü Работа по плану-сетке (тематические, патриотические, спортивные мероприятия, мероприятия по развитию творческих способностей, игровые программы).
ü Подготовка ключевых мероприятий, посвященных юбилею района.
ü Работа мастерских, проектных групп.
ü Родительский день.
ü Проведение акций для микросоциума (концерт в Доме Милосердия).
ü Организация и проведение праздников, спортивных мероприятий.
ü Участие в районных мероприятиях.
ü Подвижные, интеллектуальные игры, игры на сплочение коллектива, игры-путешествия и другие.
ü Экскурсии, походы по родному селу, поездки.
ü Тематические беседы, беседы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
ü Огоньки окончания дня, лагерная «свеча».
Рефлексия. Диагностика ЗУНов
Заключительный период
ü дидактические игры и упражнения;
ü Изготовление сюрпризов
ü Анализ результатов
ü Анкетирование
ü Подготовка к закрытию смены
ü Подведение итогов смены, ярмарка «Волшебный сундучок», награждение
ü Заключительный огонек, закрытие смены лагеря
Рефлексия. Анализ результата реализации программы
Кадровые: воспитатели, вожатые, медицинская сестра, обслуживающий персонал.
Пространственные: игровые, комната отдыха, «тёмная» комната, спортивный зал, актовый зал, спортивная площадка, детская игровая площадка, костюмерная комната, «Зимний сад», музыкальная комната, столовая.
Аппаратура: телевизор, DVD-проигрыватель, музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.
Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи, бадминтоны.
Канцелярские товары: альбомы, краски, ручки, фломастеры, цветная бумага и др.
Настольные игры, пазлы, мозаика, ЛЕГО
Бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве.
· включение всех детей в игровую и спортивную деятельность;
· высокая посещаемость детьми на протяжении всей лагерной смены;
· получение новых знаний или проявление уже имеющихся в новом качестве;
· личностный рост каждого, отражающийся в результативности определённых видов деятельности;
· участие в творческих программах; расширение кругозора детей;
· изменения в отношениях детей в позитивную сторону;
· появление тёплого чувства к своей малой родине;
· благоустройство школы.
1. Оценка программы детьми
· Диагностика уровня психологического комфорта ребенка
Тест «Я в круге» (опросник М.И.Рожкова),
Тест «Я и мои вожатые» (опросник М.И. Рожкова)
· Анализ дня на совете дела.
· Огоньки откровения.
· Бочка отзывов.
· Забор откровения
· Экран настроения
2. Оценка программы родителями
· Книга отзывов.
· Письмо-пожелание родителей лагерю и детям (перед началом смены и в конце).
3. Оценка программы педагогическим коллективом
· Наблюдения (данные фиксируются в дневнике наблюдения воспитателя)
· Блиц- опрос
· Анкетирование
· «Огоньки»
· Обсуждение результатов смены на итоговом педсовете.
1. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база / сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2005
2. Компакт-диск «Летний лагерь». Издательство «Учитель».
3. Жиренко О.Е., Лапина Е.В. Я – гражданин Россия! Мероприятия по гражданскому и патриотическому воспитанию. – М.:ВАКО,2008
4. Коган М.С. Игровая кладовая. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.