Программа «Капельки солнца»
работы летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
МОУ «Крутоярская СОШ»
«Каждый лучик солнца – это день,
каждый день – один сюрприз»
Срок реализации программы: с 03 июня 2019г по 24 июня 2019г
(возраст детей 7-16 лет)
Составитель: Атмановская Н.Н.
п.Крутоярский 2019год
Информационная карта программы
Полное название программы |
Программа
« Капельки солнца» пришкольного летнего |
Участники программы |
Учащиеся МОУ «Крутоярская СОШ» возраст 7 – 15лет |
Срок реализации программы |
03.06.2019- 24.06.2019 г. |
Цель программы |
Создание условий для организованного отдыха обучающихся в летний период; укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей; развитие творческих способностей детей. |
Задачи |
- воспитывать у школьников понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой; - формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей; - дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой; - воспитывать экологическую культуру обучащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным, содействовать процветанию флоры и фауны в микросреде; - укрепление здоровья; - создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей, |
Название организации |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Крутоярская средняя общеобразовательная школа» |
Почтовый адрес учреждения |
457177Челябинская область, Октябрьский район, поселок Крутоярский, ул.Школьная 9 |
ФИО руководителя учреждения |
Петрова Нина Евсеевна |
ФИО составителя программы |
Атмановская Надежда Николаевна |
Пояснительная записка
«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни»
М. Пришвин
Пояснительная записка
Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Эпоха НТП привела к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются.
Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой.
А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.
Один из основных принципов нашего лагеря - уважительное отношение к природе. Сегодня среда обитания живой природы постепенно исчезает. В наше время остро встали вопросы сохранения окружающей среды. И необходимо это не столько для природы, сколько для выживания человека.
Наша программа поможет ребятам оценить значение природы в жизни каждого и понять, что мы и каждый из нас в состоянии сделать, чтобы защитить и сохранить окружающий мир.
Эта программа поможет оживить понимание окружающей природы. Узнать, как загрязнения воздействуют на нашу окружающую среду обитания, и как мы можем помочь остановить его.
В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре. Возрождение народных традиций и проведение праздников народного календаря в школе - примета нашего времени (праздник "Березки: девичьи хороводы, ритуальные игры, песни, загадки; праздник "Купалы": значение воды, огня, земли в это время; детские игры, связанные с этим праздником, например "Гори, гори ясно" и др.)
Обращение к фольклорным песням и играм дает простор для детской фантазии. Создание аппликаций из природного материала, рисование под музыку помогает детям соединить с образами природы собственные эмоции и переживания, одухотворить, оживить их в своем сознании.
Природа, отраженная в сознании ребенка в живых поэтических образах, - это первый значимый шаг в воспитании гуманного отношения к ней в будущем.
Приобщение детей к вековым традициям своего народа - естественный путь их экологического воспитания.
Большое внимание в этой программе уделяется здоровью. Среди элементов, важных для здоровья, - правильное питание, физические упражнения и забота о теле.
Ребята узнают, как правильно питаться, как разработать комплекс собственных гимнастических упражнений, знакомятся с проблемами наркомании и т.д. Постепенно ребята осознают свою обязанность помогать другим людям.
Составление программы пришкольного летнего лагеря позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности пришкольного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка.
Программа, по которой мы работаем, по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
С целью организации летнего отдыха детей на базе МОУ «Крутоярская СОШ» школы организуется лагерь с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену принять 40 обучающихся. Возраст детей от 7 до 15 лет. Продолжительность смены 18 дней.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
* Продолжения воспитательного процесса в условиях лета;
* Решения проблем летней занятости детей;
* Укрепления здоровья обучающихся.
Цель программы:
Создание условий для организованного отдыха обучащихся в летний период; укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей; развитие творческих способностей детей.
Задачи:
- воспитывать у школьников понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей;
- дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой;
- воспитывать экологическую культуру обучащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным, содействовать процветанию флоры и фауны в микросреде;
- укрепление здоровья;
- создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей,
При написании программы мы руководствовались следующими принципами, заложенными в воспитательной системе школы:
* Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
* Принцип творческого отношения к делу;
* Принцип добровольности участия в делах;
* Принцип учета возрастных особенностей детей;
* Принцип доступности выбранных форм работы.
Участники программы
Лагерь комплектуется на период 1смены лета
2019 года из числа учащихся 1-8 классов, продолжительность пребывания в лагере
18 дней, количество детей 40 человек. При комплектовании особое внимание
уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся
в трудной жизненной ситуации.
Механизм реализации программы
Программа реализуется в условиях лагеря с дневным пребыванием детей при МОУ «Крутоярская СОШ» Октябрьского района Челябинской области.
Работа оздоровительного лагеря направлена на развитие бережного отношения к природе, на привитие любви к своей Родине, на развитие потребности в здоровом образе жизни на основе экологического воспитания, духовной, познавательной, игровой и художественной деятельности.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1.Чёткое представление целей и постановка задач.
2.Конкретное планирование деятельности.
3.Кадровое обеспечение программы.
4.Методическое обеспечение программы.
5.Педагогические условия.
6.Материально-техническое обеспечение.
Педагогические условия
1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2. Организация различных видов деятельности.
3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4. Создание ситуации успеха.
5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
6. Организация различных видов стимулирования.
Методическое обеспечение
1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
2. Должностные инструкции всех участников процесса.
3. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
4. Проведение ежедневных планёрок.
5. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Материально-техническое обеспечение
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
4. Аудиоматериалы и видеотехника.
5. Призы и награды для стимулирования.
Формы и методы работы по
программе, которые будут использоваться:
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы; праздники;
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
- концерты, фестивали, акции.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на апрель-июнь 2019 г. и раскрывает следующие этапы и сроки реализации:
I этап. Подготовительный – апрель – май 2019 г.
II этап. Организационный – 03.06. 2019 г.
III этап. Основной – 04.06 по 22.06. 2019г.
IV этап. Заключительный – 24 06. 2019 г.
I этап. Подготовительный – апрель – май 2019 г.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего экологического лагеря дневного пребывания начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе об открытии пришкольного летнего экологического лагеря дневного пребывания;
разработка программы деятельности пришкольного летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей «Капельки солнца»;
II этап. Организационный – 3 июня 2019 г.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение бесед по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Капельки солнца»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III. Основной этап – 04.06 по 22.06. 2019г.
Данный этап включает реализацию основных положений программы. Участники летнего экологического лагеря дневного пребывания;
познают, отдыхают, трудятся;
делают открытия в себе, в окружающем мире;
помогают в проведении мероприятий;
учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
развивают способность доверять себе и другим;
укрепляют свое здоровье;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческие дела;
Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с экологической тематикой, здорового образа жизни, выставку рисунков, поделок.
IV. Заключительный этап – 24 июня 2019 г.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего профильного экологического лагеря в будущем.
Предполагаемые результаты программы
- При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
- Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
- При хорошей организации питания, медицинских наблюдениях и правильно организованным спортивных мероприятиях предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
- Проведение мероприятий, походов в музей помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине. Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить.
- Предполагается, что летняя занятость детей в условиях неполного контроля со стороны родителей способствует профилактике правонарушений среди несовершеннолетнимх.
- Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
План-график реализации программы
День (Номер и тема) |
Мероприятия |
Дата проведения |
Ответственные |
День первый "Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето"
|
Встреча детей, создание отрядов, распределение обязанностей. Подготовка к открытию лагеря. Операция "Уют". "Ярмарка идей "(обсуждение плана работы лагерной смены, предложения и пожелания). Игра "Расскажи мне о себе". Минутки здоровья "Мой вес и мой рост". Знакомство с техникой безопасности (дорога, лес, водоем, территория лагеря). |
03.06. |
Начальник лагеря, воспитатели |
День второй "В здоровом теле, здоровый дух»
|
Летняя спартакиада «В здоровом теле - здоровый дух». Игры на свежем воздухе. Минутки здоровья "Друзья Мойдодыра и наше здоровье". Подготовка к открытию смены. Трудовой десант «Чистая площадка». |
04.06.
|
Воспитатели |
День третий "Здравствуй, лагерь!"
|
Праздник "Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!" – открытие смены. Праздничная свечка "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!". Час добрых дел: уборка мусора Операция «Чистый двор», полив цветов, высаживание саженцев в цветники и др. |
05.06.
|
Начальник лагеря, воспитатели |
День четвертый. «В гостях у Пушкина».
|
Игра «Путешествие в Лукоморье» по творчеству А.С. Пушкина. Театральные представления по сказкам Пушкина. Конкурс «Одежда для сказочных героев» (рабочий костюм Бабы – Яги, спортивный костюм Кощея Бессмертного, зимний костюм Водяного, парадно – выходной костюм Иванушки Дурака). Минутки здоровья "Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге". |
06.06. |
Воспитатели |
День пятый «Парад загадок, викторин, шарад»
|
Интеллектуальный экологический эрудит – марафон. 15 минут безопасности по ПДД «Вспомним почему гибнут дети на дорогах» и «Опасность езды на велосипедах». Конкурс небольшого рассказа «На одну букву» (все слова начинаются с одной и той же буквы) |
07.06 |
Воспитатели
|
День шестой "Экологический светофор"
|
Викторина "Диалог о животных". Конкурс рисунков "Природа кричит SOS!". Минутки здоровья - акция «Откажись от табака». Конкурс частушек. Трудовой десант. Конкурс поделок из природного материала "Природа и фантазия" |
08.06. |
Начальник лагеря, воспитатели |
День седьмой "Зеленая планета"
|
Беседа " Учиться у природы, беречь природу". Шашечный турнир «Фантастическая дамка». Минутки здоровья "Солнечный удар. Первая помощь". Экологический конкурс «Грибной марафон» (сочинение сказки). |
10.06. |
Воспитатели |
День восьмой «День спорта»
|
Спортивные тренировки. Проведение соревнований на первенство лагеря по различным видам спорта (по возрастным группам). Разработка экологических плакатов, коллажей. |
11.06 |
Начальник лагеря, воспитатели |
День девятый «День России» |
Концертная программа «У моей России». Акция «Символы России» (изготовление и распространение флажков). Минутка здоровья - конкурс агитбригад на тему «Скажем наркотикам нет!» |
13.06 |
Воспитатели |
День десятый "День Цветов"
|
Игры «На цветочной поляне», поделки, викторина про цветы, подготовка конкурсу «Королева цветов». Конкурс, бал маскарад, огонек « Цветик-семицветик». Минутки здоровья "Красивая осанка". |
14.06 |
Воспитатели. |
День одиннадцатый "Мы с тобой одной крови..."
|
Акция «Зеленая аптека» . Веселые старты . «Слет хохотушек и хохотунов» - конкурс шуточных песен, стихов, сценок. Занятия по интересам. |
15.06 |
Начальник лагеря, воспитатели |
День двенадцатый «День здоровья»
|
Игра « 12 записок» (игра по станциям). Акция «Муравейник» (составление листовок по сохранению муравейников). Беседа "Если хочешь быть здоров - закаляйся". |
17.06 |
Воспитатели |
День тринадцатый «Березкин праздник»
|
Страничка народного календаря. Березкин праздник "Троицыно утро". Игры наших бабушек и дедушек. Занятия по интересам. Акция «Здоровый лес» (уборка территории). «Приглашаем вас на чай» - конкурс лучшего рецепта чая (реклама). |
18.06 |
Начальник лагеря, воспитатели |
День четырнадцатый "Лесные Робинзоны".
|
Игра - путешествие «Лесные Робинзоны». Конкурс фантастических рисунков "Моя планета через...". Концерт пародий на певцов и танцоров. Подвижные игры на свежем воздухе. Беседа «Для чего мы моем руки». |
19.06 |
Воспитатели |
День пятнадцатый «Мистер и миссис лагеря - 2019»
|
Конкурс: визитка, музыкальный номер, интеллектуальный номер. Беседа «Как снять усталость с ног». Занятия по интересам. |
20.06 |
Начальник лагеря, воспитатели |
День шестнадцатый «Поездка в музей». Экскурсия на погранзаставу
|
21.06 |
Воспитатели |
|
День семнадцатый «День памяти и скорби»
|
«Живи и помни!» - мероприятие, посвящённое началу ВОВ. Конкурс рисунков на асфальте «Нет -войне!». Акция «Свеча Памяти!» (возложение цветов к памятнику). Фестиваль песен «По ком звонит колокол» |
22.06 |
Воспитатели |
День восемнадцатый «День расставаний»
|
Минутки здоровья "Мой вес и мой рост". Праздничный концерт закрытия лагерной смены. Прощальная свечка "Споемте, друзья!". Дискотека. |
24.06 |
Начальник лагеря, воспитатели |
Методическое обеспечение программы:
Учебные и методические пособия:
научная, специальная, методическая литература
Материалы из опыта работы:
Дидактические материалы:
- Бланки анкет.
- Инструкции по обработке анкет и тестов.
- Рисунки, картинки, карты,
атласы.
Методические разработки:
- Занятия по экологическим блокам. Рекомендации по проведению мероприятий. Разработки бесед, походов, конкурсов, экскурсий. Индивидуальная работа с детьми.
Ресурсное обеспечение программы:
Нормативно-правовой ресурс:
Закон «Об образовании РФ»
Кадровый ресурс:
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
Кураторы отрядов:
Материально-технический ресурс:
|
Применение |
Источник финансирования и материальная база |
Ответственные |
1 |
2 |
3 |
4 |
Кабинеты |
Классный кабинет |
Материальная база школы: закупка канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов |
Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал |
Занятия спортом, соревнования, линейка (в случае плохой погоды) |
Материальная база школы |
Начальник лагеря, воспитатели |
Спортивная площадка |
Линейка, проведение обще лагерных экологических мероприятий на воздухе, спортивные состязания |
Материальная база школы |
Начальник лагеря, воспитатели |
Пришкольный участок |
Занятия на природе, изготовление гербариев |
Материальная база школы |
Начальник лагеря, воспитатели |
Школьная столовая |
Завтрак, обед. |
Фонд социального страхования, местный бюджет,родители |
Работники пищеблока |
Комнаты гигиены |
Туалет, раздевалка |
Материальная база школы |
Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Список использованной для разработки программы литературы:
5. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
6. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
1. Туристская игротека: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.С. Константинова. М..: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.