Программа летнего лагеря "Капельки солнца"
Оценка 4.8

Программа летнего лагеря "Капельки солнца"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
другое
2 кл—7 кл
17.03.2020
Программа летнего лагеря "Капельки солнца"
программа лето 2019.docx

 

 

 

Программа «Капельки солнца»

«Детство»работы летнего пришкольного оздоровительного лагеря  с дневным пребыванием детей

 

 

 

МОУ «Крутоярская СОШ»

 

«Каждый лучик солнца – это день,

каждый день – один сюрприз»

 

 

Срок реализации программы: с 03 июня 2019г по 24 июня 2019г

 

(возраст детей 7-16 лет)

 

 

 

 

 

 

Составитель: Атмановская Н.Н.

 

 

 

 

п.Крутоярский  2019год

 

 

 

 

 

 

 

           Информационная карта программы

Полное название программы

Программа  « Капельки солнца» пришкольного летнего
 лагеря «Детство» с дневным пребыванием детей

Участники программы

Учащиеся МОУ «Крутоярская СОШ»  возраст 7 – 15лет

Срок реализации программы

 03.06.2019- 24.06.2019 г.

Цель программы

Создание условий для организованного отдыха обучающихся в летний период; укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей; развитие творческих способностей детей.

Задачи

- воспитывать у школьников понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей;

- дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой;

- воспитывать экологическую культуру обучащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным, содействовать процветанию флоры и фауны в микросреде;

- укрепление здоровья;

- создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей,

Название организации

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Крутоярская  средняя общеобразовательная школа»            

Почтовый адрес учреждения

457177Челябинская область, Октябрьский  район, поселок Крутоярский, ул.Школьная 9

ФИО руководителя учреждения

Петрова Нина Евсеевна

ФИО составителя  программы

Атмановская Надежда Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 «Мы – хозяева нашей Родины и она для нас

кладовая солнца с великими сокровищами жизни»

М. Пришвин

 

Пояснительная записка

Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Эпоха НТП привела к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются.

Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой.

А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.

Один из основных принципов нашего лагеря - уважительное отношение к природе. Сегодня среда обитания живой природы постепенно исчезает. В наше время остро встали вопросы сохранения окружающей среды. И необходимо это не столько для природы, сколько для выживания человека.

Наша программа поможет ребятам оценить значение природы в жизни каждого и понять, что мы и каждый из нас в состоянии сделать, чтобы защитить и сохранить окружающий мир.

Эта программа поможет оживить понимание окружающей природы. Узнать, как загрязнения воздействуют на нашу окружающую среду обитания, и как мы можем помочь остановить его.

В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре. Возрождение народных традиций и проведение праздников народного календаря в школе - примета нашего времени (праздник "Березки: девичьи хороводы, ритуальные игры, песни, загадки; праздник "Купалы": значение воды, огня, земли в это время; детские игры, связанные с этим праздником, например "Гори, гори ясно" и др.)

Обращение к фольклорным песням и играм дает простор для детской фантазии. Создание аппликаций из природного материала, рисование под музыку помогает детям соединить с образами природы собственные эмоции и переживания, одухотворить, оживить их в своем сознании.

Природа, отраженная в сознании ребенка в живых поэтических образах, - это первый значимый шаг в воспитании гуманного отношения к ней в будущем.

Приобщение детей к вековым традициям своего народа - естественный путь их экологического воспитания.

Большое внимание в этой программе уделяется здоровью. Среди элементов, важных для здоровья, - правильное питание, физические упражнения и забота о теле.

Ребята узнают, как правильно питаться, как разработать комплекс собственных гимнастических упражнений, знакомятся с проблемами наркомании и т.д. Постепенно ребята осознают свою обязанность помогать другим людям.

Составление программы пришкольного летнего лагеря позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности пришкольного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка.

Программа, по которой мы работаем, по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

С целью организации летнего отдыха детей на базе МОУ «Крутоярская СОШ» школы организуется лагерь  с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену принять  40 обучающихся. Возраст детей от 7  до 15 лет. Продолжительность смены 18 дней.

Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

 

* Продолжения воспитательного процесса в условиях лета;

* Решения проблем летней занятости детей;

* Укрепления здоровья обучающихся.

 

Цель программы:

      Создание условий для организованного отдыха обучащихся в летний период; укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей; развитие творческих способностей детей.

Задачи:

- воспитывать у школьников понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей;

- дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой;

- воспитывать экологическую культуру обучащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным, содействовать процветанию флоры и фауны в микросреде;

- укрепление здоровья;

- создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей,

При написании программы мы руководствовались следующими принципами, заложенными в воспитательной системе школы:

 

* Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;

* Принцип творческого отношения к делу;

* Принцип добровольности участия в делах;

* Принцип учета возрастных особенностей детей;

* Принцип доступности выбранных форм работы.  

 

 

 

 

Участники программы

Лагерь комплектуется на  период 1смены  лета  2019  года из числа учащихся 1-8 классов, продолжительность пребывания в лагере 18 дней, количество детей 40 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Механизм реализации программы

Программа реализуется в условиях лагеря с дневным пребыванием детей при МОУ «Крутоярская СОШ» Октябрьского района Челябинской области.

Работа оздоровительного лагеря направлена на развитие бережного отношения к природе, на привитие любви к своей Родине, на развитие потребности в здоровом образе жизни на основе экологического воспитания, духовной, познавательной, игровой и художественной деятельности.

 

 

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1.Чёткое представление целей и постановка задач.

2.Конкретное планирование деятельности.

3.Кадровое обеспечение программы.

4.Методическое обеспечение программы.

5.Педагогические условия.

6.Материально-техническое обеспечение.

 

Педагогические условия

1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2. Организация различных видов деятельности.

3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4. Создание ситуации успеха.

5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6. Организация различных видов стимулирования.

 

Методическое обеспечение

1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

2. Должностные инструкции всех участников процесса.

3. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

4. Проведение ежедневных планёрок.

5. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

 

Материально-техническое обеспечение

1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

2. Материалы для оформления и творчества детей.

3. Наличие канцелярских принадлежностей.

4. Аудиоматериалы и видеотехника.

5. Призы и награды для стимулирования.

 

Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:


- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы; праздники;
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
- концерты, фестивали, акции.

 



 

 Сроки и этапы реализации программы:

            Программа рассчитана  на апрель-июнь 2019 г. и раскрывает следующие этапы и сроки реализации:

I этап.  Подготовительный – апрель – май 2019 г.

II этап. Организационный – 03.06. 2019 г.

III этап. Основной – 04.06   по 22.06. 2019г.

IV этап. Заключительный – 24 06. 2019 г.

 

 

 

I этап.  Подготовительный – апрель – май 2019 г.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего экологического лагеря дневного пребывания начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

         проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

         издание приказа по школе об открытии пришкольного летнего экологического лагеря дневного пребывания;

        разработка программы деятельности пришкольного летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей «Капельки солнца»;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;
  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем экологическом лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-график, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
  • комплектование отрядов.

 

II этап. Организационный – 3 июня 2019 г.

         Основной деятельностью этого этапа является:

        встреча детей, проведение бесед по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

        запуск программы «Капельки солнца»;

         знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

  • выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
  • сплочение отряда;
  • формирование законов и условий совместной работы;
  • подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

 

 

 

III. Основной этап – 04.06 по 22.06. 2019г.

Данный этап включает реализацию основных положений программы. Участники  летнего экологического  лагеря дневного пребывания;

        познают, отдыхают, трудятся;

        делают открытия в себе, в окружающем мире;

        помогают в проведении мероприятий;

        учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

        развивают способность доверять себе и другим;

        укрепляют свое здоровье;

        вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческие дела;

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с экологической тематикой,  здорового образа жизни, выставку рисунков,  поделок.

 

 

IV. Заключительный этап – 24  июня 2019 г.

Основной идеей этого этапа является:

подведение итогов смены;

анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего профильного экологического лагеря в будущем.

 

Предполагаемые результаты программы

- При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

- Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

- При хорошей организации питания, медицинских наблюдениях и правильно организованным спортивных мероприятиях предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

- Проведение мероприятий, походов в музей помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине. Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить.

- Предполагается, что летняя занятость детей в условиях неполного контроля со стороны родителей способствует профилактике правонарушений среди несовершеннолетнимх.

- Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря. 

 План-график реализации программы

 

День

(Номер и тема)

Мероприятия

Дата проведения

Ответственные

День первый

"Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето"

 

Встреча детей, создание отрядов, распределение обязанностей.  Подготовка к открытию лагеря. Операция "Уют". "Ярмарка идей "(обсуждение плана работы лагерной смены, предложения и пожелания). Игра "Расскажи мне о себе". Минутки здоровья "Мой вес и мой рост". Знакомство с техникой безопасности (дорога, лес, водоем, территория лагеря).

03.06.

Начальник лагеря, воспитатели

День второй

"В здоровом теле, здоровый дух»

 

Летняя спартакиада «В здоровом теле  - здоровый дух».  Игры на свежем воздухе. Минутки здоровья "Друзья Мойдодыра и наше здоровье". Подготовка к открытию смены. Трудовой десант «Чистая площадка».

04.06.

 

Воспитатели

День третий

"Здравствуй, лагерь!"

 

Праздник "Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!" – открытие смены. Праздничная свечка "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!". Час добрых дел: уборка мусора Операция «Чистый двор», полив цветов, высаживание саженцев в цветники и др.

05.06.

 

Начальник лагеря, воспитатели

День четвертый.

«В гостях у Пушкина».

 

Игра «Путешествие в Лукоморье» по творчеству А.С. Пушкина. Театральные представления по сказкам Пушкина. Конкурс «Одежда для сказочных героев» (рабочий костюм Бабы – Яги, спортивный костюм Кощея Бессмертного, зимний костюм Водяного, парадно – выходной костюм Иванушки  Дурака). Минутки здоровья "Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге".

06.06. 

Воспитатели

День пятый

«Парад загадок, викторин, шарад»

 

Интеллектуальный экологический эрудит – марафон. 15 минут безопасности по ПДД «Вспомним почему гибнут дети на дорогах» и «Опасность езды на велосипедах». Конкурс  небольшого рассказа «На одну букву» (все слова начинаются с одной и той же буквы)

07.06

Воспитатели 

 

День шестой

"Экологический светофор"

 

Викторина "Диалог о животных". Конкурс рисунков "Природа кричит SOS!". Минутки здоровья - акция «Откажись от табака». Конкурс частушек. Трудовой десант. Конкурс поделок из природного материала "Природа и фантазия"

08.06.

Начальник лагеря, воспитатели

День седьмой

"Зеленая планета"

 

Беседа " Учиться у природы, беречь природу". Шашечный турнир «Фантастическая дамка». Минутки здоровья "Солнечный удар. Первая помощь". Экологический конкурс «Грибной марафон» (сочинение сказки).

10.06.

Воспитатели

День восьмой

«День спорта»

 

Спортивные тренировки. Проведение соревнований на первенство лагеря по различным видам спорта (по возрастным группам). Разработка экологических плакатов, коллажей.

11.06

Начальник лагеря, воспитатели

День девятый

«День России»

Концертная программа  «У моей России». Акция «Символы России» (изготовление и распространение флажков). Минутка здоровья - конкурс агитбригад на тему «Скажем наркотикам нет

13.06

Воспитатели

День десятый

"День Цветов"

 

Игры «На цветочной поляне», поделки, викторина про цветы, подготовка конкурсу «Королева цветов». Конкурс, бал маскарад, огонек « Цветик-семицветик».  Минутки здоровья "Красивая осанка".

14.06

Воспитатели.

День одиннадцатый

"Мы с тобой одной крови..."

 

Акция «Зеленая аптека» . Веселые старты . «Слет хохотушек и хохотунов»  -  конкурс шуточных песен, стихов, сценок.

Занятия по интересам.

15.06

Начальник лагеря, воспитатели

День двенадцатый

«День здоровья»

 

Игра « 12 записок» (игра по станциям).  Акция «Муравейник» (составление листовок по  сохранению муравейников). Беседа "Если хочешь быть здоров - закаляйся".

17.06

Воспитатели

День тринадцатый

«Березкин праздник»

 

Страничка народного календаря.

Березкин праздник "Троицыно утро". Игры наших бабушек и дедушек. Занятия по интересам. Акция «Здоровый лес» (уборка территории).  «Приглашаем вас на чай» - конкурс лучшего рецепта чая (реклама).

18.06

Начальник лагеря, воспитатели

День четырнадцатый

"Лесные Робинзоны".

 

Игра - путешествие «Лесные Робинзоны».  Конкурс фантастических рисунков "Моя планета через...".  Концерт пародий на певцов и танцоров. Подвижные игры на свежем воздухе. Беседа «Для чего мы моем руки».

19.06

Воспитатели

День пятнадцатый

«Мистер и миссис лагеря - 2019»

 

Конкурс: визитка,  музыкальный номер, интеллектуальный номер. Беседа «Как снять усталость с ног». Занятия по интересам.

20.06

Начальник лагеря, воспитатели

День шестнадцатый

«Поездка в музей».

Экскурсия на погранзаставу

 

21.06

Воспитатели

День семнадцатый

«День памяти и скорби»

 

«Живи и помни!» - мероприятие, посвящённое началу ВОВ. Конкурс рисунков на асфальте «Нет -войне!». Акция «Свеча Памяти!» (возложение цветов к памятнику). Фестиваль песен «По ком звонит колокол»

22.06

Воспитатели

День восемнадцатый

«День расставаний»

 

Минутки здоровья "Мой вес и мой рост". Праздничный концерт закрытия лагерной смены. Прощальная свечка "Споемте, друзья!".  Дискотека.

24.06

Начальник лагеря, воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы:

 Учебные и методические пособия:

        научная, специальная, методическая литература

Материалы из опыта работы:

Дидактические материалы:
 - Бланки анкет.
 - Инструкции по обработке анкет и тестов.

 - Рисунки, картинки, карты, атласы.
Методические разработки:

 -  Занятия по экологическим блокам. Рекомендации по проведению мероприятий. Разработки  бесед, походов, конкурсов, экскурсий. Индивидуальная работа с детьми.

 

Ресурсное обеспечение программы:

Нормативно-правовой ресурс:

         Закон «Об образовании РФ»

  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
  • Положение о лагере дневного пребывания.
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
  • Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
  • Приказы Управления образования.
  • Должностные инструкции работников.
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  • Заявления от родителей.
  • Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
  • Акт приемки лагеря.
  • Планы работы.

  

Кадровый ресурс:

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

  • начальник лагеря,
  • заместитель директора по ВР;

Кураторы отрядов:

  • воспитатели отрядов (из числа педагогов школы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Материально-технический ресурс:

 

 

Применение

Источник финансирования и материальная база

 

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Классный кабинет

Материальная база школы:

 закупка канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, соревнования, линейка (в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Начальник лагеря, воспитатели

Спортивная площадка

Линейка, проведение обще лагерных экологических мероприятий на воздухе,  спортивные состязания

Материальная база

школы

Начальник лагеря, воспитатели

Пришкольный участок

Занятия на природе, изготовление гербариев

Материальная база

школы

Начальник лагеря, воспитатели

Школьная столовая

Завтрак, обед.

Фонд социального страхования, местный бюджет,родители

Работники пищеблока

Комнаты гигиены

Туалет, раздевалка

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной для разработки программы литературы:

  1. Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985.
  2. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  3. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001.

5.     Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

6.   Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.

1.      Туристская игротека: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.С. Константинова. М..: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

 

 

 

 

 

 

 


 

Составитель: Атмановская Н.Н. п

Составитель: Атмановская Н.Н. п

Задачи - воспитывать у школьников понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой; - формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости…

Задачи - воспитывать у школьников понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой; - формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости…

И необходимо это не столько для природы, сколько для выживания человека

И необходимо это не столько для природы, сколько для выживания человека

Решения проблем летней занятости детей; *

Решения проблем летней занятости детей; *

Лагерь комплектуется на период 1смены лета 2019 года из числа учащихся 1-8 классов, продолжительность пребывания в лагере 18 дней, количество детей 40 человек

Лагерь комплектуется на период 1смены лета 2019 года из числа учащихся 1-8 классов, продолжительность пребывания в лагере 18 дней, количество детей 40 человек

Методическое обеспечение 1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки

Методическое обеспечение 1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки

I этап. Подготовительный – апрель – май 2019 г

I этап. Подготовительный – апрель – май 2019 г

Предполагаемые результаты программы -

Предполагаемые результаты программы -

Здравствуй, лагерь!" Праздник "Здравствуй, лето!

Здравствуй, лагерь!" Праздник "Здравствуй, лето!

Минутка здоровья - конкурс агитбригад на тему «Скажем наркотикам нет !» 13

Минутка здоровья - конкурс агитбригад на тему «Скажем наркотикам нет !» 13

День шестнадцатый «Поездка в музей»

День шестнадцатый «Поездка в музей»

Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра

Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра

Пришкольный участок Занятия на природе, изготовление гербариев

Пришкольный участок Занятия на природе, изготовление гербариев

Программа летнего лагеря "Капельки солнца"

Программа летнего лагеря "Капельки солнца"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2020