Хохловский филиал МАОУ «Кондратовская средняя школа»
ПРОГРАММА
Летней досуговой площадки
«Физический квеструм»
Для детей 11-14 лет
Автор: Фомина Наталья Валентиновна
Скобелевка 2020 г
Введение
2019-2020 учебный год по воле случая стал не совсем обычным. Жизнь внесла свои коррективы и в организацию летнего отдыха. Пришлось продумывать новые формы проведения летних площадок при школе. Мне очень понравилась идея организовать малые группы по 5 человек по интересам. Была разработана программа «Физический квеструм» для детей интересующихся физикой. В настоящее время очень большую популярность приобрели живые квесты. Дети и взрослые с большим интересом и энтузиазмом принимают в них участие. Разработать, подготовить и провести квест достаточно трудоемко, затратно по времени и материалам. Но это окупается хорошим настроением и азартом во время его прохождения, удовлетворением после проведения.
Разработанная мной программа опирается частично на материалы, взятые из сети Интернет, а частично разработанные лично. Каждый день новый квест. Один день в неделю мы отступали от этого правила, чтобы разнообразить неделю. На первой неделе был «День театра теней», а на второй неделе «Экспериментальный день». Как же физикам обойтись без эксперимента!
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1 |
Название программы |
Программа летней досуговой площадки «Физический квеструм» |
2 |
Название проводящей организации |
Хохловский филиал МАОУ «Кондратовская средняя школа» |
3 |
ФИО автора программы |
Фомина Наталья Валентиновна |
4 |
Цель и задачи программы |
Цель: Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию детского отдыха, обеспечивающего интеллектуальное и творческое развитие обучающихся.
Задачи: 1. Создание условий для организованного отдыха детей. 2. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию. 3. Формирование исследовательского поведения, развитие творческого мышления, аналитических и творческих способностей; развитие познавательного интереса к физике через ориентацию на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность. 4. Пропедевтика естественнонаучных знаний. 5. Умение работать в команде над решением поставленной задачи. |
5 |
Предполагаемые результаты программы |
Данная программа позволит детям отдохнуть с пользой. Программа обеспечивает условия для творческого развития личности ребенка |
6 |
Сроки проведения |
03-14.08.2020 |
7 |
Кол-во и возраст |
11-14 лет 5 человек |
Пояснительная записка
Программа способствует непрерывности и преемственности формирования естественного мировоззрения учащихся основной школы, т.к. ознакомление с некоторыми физическими понятиями и процессами происходит в начальной школе, а некоторые повторяются в пятом классе. Психологами установлено, что максимум сензитивного периода для развития интеллекта путем познания окружающего мира как раз приходится на возраст, соответствующий 5-6 классу. Но согласно Государственному стандарту основного общего образования в 6 классе природоведение не изучается. Затем учащиеся с 7-го класса начинают изучать новый предмет – физику, который без предварительной подготовки может быть весьма затруднительным. Поэтому, летняя досуговая площадка здесь может быть кстати. Учащиеся овладеют разнообразными научными методами исследований, укрепят здоровье, освоят различные трудовые навыки. Наблюдать за опытом проводимым учителем, интересно. Проводить его самому интереснее вдвойне. А проводить опыт с прибором, сделанным и сконструированным своими руками, вызывает очень большой интерес.
Цель:
Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию детского отдыха, обеспечивающего интеллектуальное и творческое развитие обучающихся.
Задачи программы:
1. Создание условий для организованного отдыха детей.
2. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию.
3. Формирование исследовательского поведения, развитие творческого мышления, аналитических и творческих способностей; развитие познавательного интереса к физике через ориентацию на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность.
4. Пропедевтика естественнонаучных знаний.
5. Умение работать в команде над решением поставленной задачи.
Для наиболее эффективного решения поставленных задач используются следующие принципы:
- принцип креативности – творческий характер всей деятельности – реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида творчества или игры, где он может проявить себя;
- принцип индивидуального роста каждого ребёнка обеспечивается через игровые позиции и участие в играх, конкурсах;
- принцип культуросообразности – развитие и открытие себя, осуществляемое в определённой социокультурной среде, не противоречащей природе ребёнка;
- принцип коллективности – осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата внутри детского коллектива.
Ожидаемые результаты
- Организация полноценного отдыха детей.
- Расширение кругозора детей, развитие их творческих способностей.
- Приобретение обучающимися навыков исследовательской и конструкторской деятельности.
- Личностный рост участников программы.
- Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей через познавательно – игровую деятельность.
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми, детьми и взрослыми.
Сроки реализации программы
Программа «Физический квеструм» рассчитана на 36 часов.
Целевая группа и механизм ее формирования
Участниками программы являются неорганизованные дети Хохловского филиала в возрасте от 11 до 14 лет. Механизм формирования состава осуществляется на добровольной основе путем активного информирования. Максимальная наполняемость – 5 человек.
Режим работы летней досуговой площадки
10.00 – 10.30 - прием детей
10.30 – 11.00 - энергичные упражнения и танцы под музыку
11.00 – 12.30 – игровая программа
12-30 – 13-00 – рефлексия
Учебно-тематический план
№ занятия |
Тема занятия |
К-во часов |
1 |
Организационные вопросы. Правила техники безопасности жизнедеятельности в условиях пандемии. |
3 |
2 |
Квест «Записки от похитителей клада» |
3 |
3 |
Театр теней |
3 |
4 |
Квест «Пазл «Молния»» |
3 |
5 |
Квест «Билет на аукцион» |
3 |
6 |
Квест «Искатели клада» |
3 |
7 |
Квест «Ключи от тайной комнаты» |
3 |
8 |
Квест «Физики в Зазеркалье» |
3 |
9 |
Фото-квест «Загадочные фотографии» |
3 |
10 |
Экспериментальный квест «Занимательные опыты на природе» |
3 |
11 |
Итоговый квест «Пандемия» |
3 |
12 |
Рефлексия. Итоги работы площадки. |
3 |
|
Итого |
36 |
Показатели успешности программы
- Количество детей, посещающих площадку.
- Положительные отзывы участников программы и их родителей.
- Коллективные творческие дела.
Материально-техническое обеспечение
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
4. Аудиоматериалы и видеотехника.
5. Призы и награды для стимулирования.
Рефлексия
После реализации этой программы можно сделать выводы, что программа выполнена успешно. Детям все квесты очень понравились. Считаю, что такая последовательность квестов обоснована. Так как знания, которые дети получают во время прохождения квеста, им оказываются нужны на следующем квесте, тем самым они вспоминают, закрепляют и применяют полученные знания. Большинство квестов объединены темой «Оптика». Сценарии квестов даны в приложении.
В группе были дети, которые заканчивали 8 класс в режиме дистанционного обучения. В 4 четверти 8 класса изучается тема «Оптика», которую дети и повторили на досуговой площадке. Они не просто повторили тему, но узнали много нового и интересного, выходящего за рамки учебника. Более младшим участникам группы была тоже интересна эта тема, так как там рассматривались красивейшие явления природы: радуга, молния; практические вопросы, связанные со зрением, фотографией, оптическими приборами. И все темы были преподнесены в загадочном или игровом контексте. Играли все с азартом и интересом.
Участниками досуговой площадки были дети 5, 7 и 9 класса. Для участников 7 класса не изучавшим физику материал стал пропедевтикой для дальнейшего изучения предмета, в отзывах учащиеся отметили, что с нетерпением ожидают, когда они начнут изучать этот интересный предмет, но предположили, что может быть будет сложно, поэтому надо сразу стараться. Ученица 5 класса отметила, что многое узнала о явлениях природы, было интересно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.