Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение
Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистенок».
|
|
УТВЕРЖДЕНО: директор ТОГБУ "Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистёнок» ___________Зацепина Т.А. « »______________2023 г.
|
ПРОГРАММА
логопедической индивидуальной коррекционно-развивающей работы
для детей-инвалидов и детей с ОВЗ с нарушениями речи (ФФНР)
Разработала:
учитель-логопед
ЛысенкоТ.В.
Мичуринск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционно-развивающая программа ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи (ФФНР) и предусматривает создание специальных условий обучения, позволяющих учитывать образовательные потребности детей-инвалидов и детей с ОВЗ с нарушением речи, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Данная программа определяет цели, задачи, содержание и организацию индивидуальной коррекционно-развивающей работы, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Нормативно-правовой и документальной основой для создания программы являются:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
• Приказ МОиН Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утвержденииФедерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
• Приказ МОиН РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организациии осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательнымпрограммам дошкольного образования».
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26.
• СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию,
оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних,нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденные постановлением Главногогосударственного санитарного врача РФ от 11.03.2003 № 13.
• Устав учреждения.
Программа предусматривает коррекцию недостатков в речевом развитии, а также профилактику вторичных нарушений развития личности, обеспечение одинаковых стартовых возможностей для всех детей, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Цели и задачи реализации Программы
Целью реализации программы для детей с нарушением речи является построение системы коррекционно-развивающего воздействия, направленного на устранение речевого дефекта, выравнивание психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Задачи реализации программы:
· создать оптимальные условия коррекционно-развивающей работы, обеспечивающих речевое и личностное развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
· определить основные направления и содержание работы с каждым ребенком на основе логопедического обследования;
· осуществить необходимую коррекцию отклонений в нарушениях речи детей через индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;
· обеспечить поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.
Принципы и подходы к формированию Программы
(в соответствии с ФГОС ДО)
Достижение поставленной цели и решение задач обеспечивается реализацией следующих принципов:
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Соблюдение данного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
• коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
• профилактического;
• развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2. Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей работы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием фонетико-фонематического строя речи, что позволяет внести необходимые коррективы в коррекционно-развивающую работу.
3. Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
4.
Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей
ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, помня в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
5. Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и воспитании детей с нарушением речи всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции, методы модификации поведения (поведенческий тренинг).
6.
Активное привлечение ближайшего социального окружения к
работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка, принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
7.
Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей
дошкольного возраста, в ходе реализации
которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в
развитии дошкольников.
8. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
9. Принцип непрерывности образования.
Этот принцип требует соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования.
10. Учет механизмов нарушения речи.
Первоначально необходимо выявить причину появления нарушения речи и устранить ее.
11. Принцип
связи речи с другими сторонами психического развития,
который раскрывает зависимость
формирования отдельных компонентов
речи от состояния других психических процессов.
12. Принцип комплексности (при необходимости).
Речь - процесс сложный. При коррекции нарушений речи требуется работа не только логопеда, но и других специалистов (невролога, психолога)
13. Опора на сохранное звено.
Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на сохранное звено, и постепенно подключает нарушенное «звено» к активной деятельности.
14. Поэтапность.
Логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы:
- диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции);
- коррекция: мотивирование обучаемого, подготовка органов артикуляции, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков;
- оценка и контроль динамики в обучении, проверка отсутствие рецидивов.
15. Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.
Выбор метода обучения определяется:
Методы обучения
Специфические
Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением.
Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом
артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении.
Дидактические
наглядные;
словесные методы с опорой на наглядность;
словесные методы без опоры на наглядность;
практические методы, которые должны носить игровой характер.
Для качественного образовательного процесса необходимо обеспечить психолого-педагогические условия, включающие:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка ихположительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, какискусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальнуюситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу ивзаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Специальные условия для получения логопедической помощи, воспитанникам с речевыми нарушениями, заключаются в проведении индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с использованием специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, посредством индивидуализации и дифференциации коррекционно-развивающей работы.
Организационные условия
Набор детей на индивидуальные занятия осуществляется по заключению ПМПК, МСЭ, запросу родителей (законных представителей). Условия оказания коррекционной помощи ребенку закрепляются соответствующим Договором. На основе проведенной диагностики, на каждого ребенка составляется индивидуальный план логопедической коррекционно-развивающей работы, образовательный маршрут, разрабатываются коррекционные занятия с учетом структуры, степени выраженности речевого дефекта, возрастных и личностных особенностей воспитанника.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения речевого дефекта.
Формы и режим занятий
Данная программа предполагает решение коррекционных задач в форме индивидуальных занятий.
Частота проведения индивидуальных занятий 2 раза в неделю. В соответствии с требованиями санитарных правил и норм, продолжительность занятий составляет один академический час. Количество занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей и может меняться по усмотрению учителя-логопеда.
Сроки реализации
Временные границы реализации программы могут варьироваться.
Сроки преодоления речевых нарушений зависят от следующих факторов:
· степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
· регулярности занятий;
· помощи со стороны родителей.
Выпуск дошкольников проводится в течение всего учебного года по мере устранения речевого дефекта.
Контингент детей коррекционно-развивающей программы:
дети дошкольного и младшего школьного возраста с ФФНР.
Характеристики, значимые для разработки Программы
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков выражается в следующем:
• замена звуков более простыми по артикуляции;
• несформированность процесса дифференциации звуков;
• некоторые звуки ребенок изолированно способен произнести правильно, но в речи не употребляет или заменяет;
• наблюдается нестойкое употребление звуков в речи;
Ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. На недостаточную дифференцированность фонематического восприятия указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Направления логопедической работы с воспитанниками:
1) развитие фонематических процессов;
2) развитию артикуляционной и мелкой моторики;
3) отработка произносительных навыков (постановка звуков разными способами, автоматизация и дифференциация звуков в речи);
4) совершенствование речевого дыхания;
5) работа над просодической стороной речи;
6) совершенствование слоговой структуры слова.
Целевые ориентиры работы с воспитанниками
Реализация образовательных целей и задач Образовательной программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Целевые ориентиры дошкольный возраст (на момент завершения дошкольного периода детства)
Образовательная область «Речевое развитие» предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Планируемые результаты освоения «программы»
В результате реализации программы ребенок научится:
· узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. узнавать звук по акустическим признакам; отличать нормированное произнесение звука от ненормированного);
· осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
· принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи;
· безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.
У ребенка разовьётся фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, сформируются лексико-грамматические категории и связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Логопедическое обследование
Коррекционно-развивающая работа организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития воспитанников.
Обследование уровня развития речи проводится по методике Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.по следующим параметрам, которые выстроены с учетом возрастных психологических особенностей детей, имеющих нарушения в речевом развитии:
1) обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата;
2) обследование звукопроизношения;
3) обследование фонематическихпроцессов;
4) обследованиезвуко-слоговой структуры слова.
Диагностический инструментарий
логопедического обследования детей
сфонетико-фонематическим нарушением речи
по методике Фотековой Т. А., Ахутиной Т. В.
Компонент программы |
Критерии оценки |
Оценочная шкала показателей |
Оценочный балл |
Артикуляционная моторика |
Инструкция: Смотри, как я выполняю и повторяй за мной движения. · Растянуть губы в улыбке (зубов не видно) и удержать позу · Округлить губы, как при произношении звука «О», удержать позу · Вытянуть губы трубочкой, как при произношении звука «У», удержать позу · Сделать движение нижней челюсти вправо · Сделать движение нижней челюсти влево · Сделать движение нижней челюсти вперёд · Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счёт от 1 до 5 · Положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счёт от 1 до 5 · Переводить кончик языка поочерёдно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ · Высунуть язык «лопатой», «жалом» · Закрыть глаза, вытянуть руки вперёд, а кончик языка положить на губу |
1,8 – 2 - Высокий уровень 1 - 1,79 - Средний уровень 0 - 0,99 - Низкий уровень |
2-Правильное выполнение движения 1-Замедленное, напряженное, с ошибками 0-Движение не удается
2-Правильное выполнение движения 1-Движения челюсти недостаточного объёма, наблюдаются содружественные движения, тремор, саливация 0-Движение не удается 2-Правильное выполнение движения 1-Движения языка недостаточного диапазона, неуклюжи, всей массой, медленно, неточно, в мышцах проявляются содружественные движения 0-Движение не удается |
Звукопроизношение
|
Инструкция: Повторяй за мной слова (или назови картинку). Санки – оса – ананас Зонт – коза Цветок – лицо – танец Шуба – машина – душ Жук – ножи Щенок – ящик – плащ Чайка – ключи – мяч Рак – горы – топор Рябина – турист – якорь Лодка – клубок – стул Лев – коляска – медаль Кот – стакан – жук Дом – звезда Бусы – собака Гусь – лягушка Волк – сова Сеть – осёл – гусь Зима – тазик |
1,8 – 2 - Высокий уровень 1 - 1,79 - Средний уровень 0 - 0,99 - Низкий уровень |
2-Произносит правильно 1-Искажённое недифференцированное произнесение 0-Не произносит |
Фонематический слух |
Инструкция: Покажи названный предмет. Стол – стул Трава – дрова Уточка – удочка Суп – зуб Косы – козы Инструкция:Покажи собаку, услышав звук [р] в словах. дом, рак, вода, рыба, банка, труба |
1,8 – 2 - Высокий уровень 1 - 1,79 - Средний уровень 0 - 0,99 - Низкий уровень |
2-Показал самостоятельно 1-Показал со стимулирующей помощью 0-Не показал
2-Показал самостоятельно без ошибок 1-Допустил 1 ошибку 0-Не показал |
Фонематическое восприятие
|
Инструкция: Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее. ба-па па-ба са-за за-са жа-шаша-жа са-шаша-са ла-рара-ла га-ка-га ка-га-ка за-са-за са-за-са са-ша-саша-са-ша ца-са-цаса-ца-са ча-тя-чатя-ча-тя |
1,8 – 2 - Высокий уровень 1 - 1,79 - Средний уровень 0 - 0,99 - Низкий уровень |
2- Правильно и точно воспроизводит 1- Неточное воспроизведение одного или всех членов 0-Не воспроизводит
|
Сформированность навыков языкового анализа (с 6 лет) |
Инструкция: Определи количество слов в предложении. День был тёплый. Инструкция: Определи количество звуков в слове. Дом Роза Сумка Инструкция: Определи первый звук в слове. Крыша Инструкция: Определи последний звук в слове. Стакан |
1,8 – 2 - Высокий уровень 1 - 1,79 - Средний уровень 0 - 0,99 - Низкий уровень |
2-Правильный ответ с первой попытки 1-Правильный ответ со 2-3 попытки 0-Неверный ответ
|
Сформированность звуко-слоговой структуры слова
|
Инструкция: Повторяй за мной слова (или назови картинку): Лекарство Скворечник Сковорода Велосипед Сквозняк |
1,8 – 2 - Высокий уровень 1 - 1,79 - Средний уровень 0 - 0,99 - Низкий уровень |
2-Правильно и точно воспроизводит 1-Послоговое и медленное воспроизведение 0-Не воспроизводит |
Результаты обследования заносят в речевую карту. На основе анализа результатов обследования осуществляется планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Учитывая специфику работы по данной программе, работа с родителями проходит в форме индивидуальных бесед и рекомендаций.
Основные направления организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями:
· сообщение данных о специфических нарушениях речи ребенка, уровне развития звуковой стороны речи, специфичных трудностях и сильных сторонах речевого развития;
· формирование представлений о содержании и формах работы логопедас ребенком;
· изучение родительских ожиданий в отношении организации и содержания логопедической коррекции;
· содержательное информирование родителей о динамике речевого развития в процессе логопедической коррекции;
· обучение приемам логопедической коррекции для использования в семейном воспитании детей с нарушениями речи;
· разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции.
Методическое и материально-техническое обеспечение
Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется в специально оборудованном кабинете, в котором размещается три центра: речевого развития, сенсорного развития, моторного и конструктивного развития. Методическое обеспечение периодически пополняется, ориентируясь на потребности детей и новинки в коррекционной педагогике.
Методическое и материально-техническое обеспечение включает
· Зеркало с лампой дополнительного освещения.
· Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.
· Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спирт.
· Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
· Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического слуха.
· Материал для обследования речи (речевые карты логопедического обследования, альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования).
· Информационно-коммуникативные средства – подборка компьютерных игр по развитию речи.
· Зрительные символы гласных и согласных звуков.
· Предметные и сюжетные картинки для автоматизации звуков.
· Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук (трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки, мозаика, пальчиковый театр, массажные мячи, сухие пальчиковые бассейны и т.д.).
· Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления (разрезные картинки, пазлы, разборные игрушки: матрешка, пирамидка, муляжи овощей, фруктов, счетные палочки для выкладывания фигур и т.д.).
Учебно-методическое обеспечение
№ |
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
1 |
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ |
· Лылова Л. С. и др. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие логопедов. - Воронеж: ИП Лакоценина Н.А. 2012- 176 с. · Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произношения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с: ил. · Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. (Картотека по методическому пособию Косиновой Е.М.) · Наглядно-дидактические пособия. |
2 |
ОБЩИЕ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ |
· Развитие общих речевых навыков и просодической стороны речи. (Картотека по методическому пособию Елемесовой) · Наглядно-дидактические пособия. |
3 |
МОТОРНЫЕ НАВЫКИ |
· Система коррекционной работы по развитию координации рук и развитию мелкой моторики с детьми с нарушением речи, с опорой на лексические темы. (Картотека по методическому пособию Нищевой) · Настольно-дидактические пособия. |
4 |
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА |
· «Формирование слоговой структуры слова». (Картотека по методическому пособию Четверушкиной Н.М.) · Наглядно-дидактические пособия. |
5 |
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ |
· «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». (Картотека по методическому пособию Ткаченко Т.А.) · Наглядно-дидактические пособия. |
6 |
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ |
· Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 - 48 с. · Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь № 1, 2, 3, 4 для занятий с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 32 с: цв. илл. (Предшкольная подготовка). · Косинова Е.М. Лексическая тетрадь № 1, 2, 3 для занятий с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2009. · Косинова Е.М. Учимся правильно говорить. — М.: ЗАО«РОСМЭН ПРЭСС», 2008. · Наглядно-дидактические пособия. |
7 |
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ |
· Косинова Е.М. Картинный материал к методическому пособию Азбука правильного произношения / Худ. Ю. Гуров. - М.: ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005. - 120 с: ил. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общая характеристика коррекционно-развивающей работы
Цель: коррекция речевых нарушений на основе выявленных речевых дефектов.
Задачи:
1) развивать фонематические процессы;
2) развивать артикуляционную и мелкую моторику;
3) коррекция звукопроизношения (постановка звуков разными способами, автоматизация и дифференциация звуков в речи);
4) развивать речевое дыхание и просодическую сторону речи;
5) совершенствовать слоговую структуру слова.
Организационно-содержательные аспекты коррекционного курса
Содержание программы разделено на 2 блока:
Блок I. Коррекция звукопроизношения.
Блок II. Коррекция фонематического недоразвития речи.
Эти два блока учитель-логопед использует параллельно. Очередность изложения материала в блоках определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
Блок I «Коррекция звукопроизношения».
В обязанности учителя-логопеда входит проведение коррекционной и профилактической работы с детьми.
Логопедические занятия можно условно разделить на занятия подготовительного и основного этапов.
Цель подготовительного этапа — вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к проведению занятий основного этапа.
Занятия основного этапа учитель-логопед разрабатывает в зависимости от речевого нарушения воспитанника.
Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование работы делится на следующие этапы:
I этап – Подготовительный
Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Так же на этом этапе необходимо осуществить тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановкизвуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика);
г) развитие мелкой моторики;
д) развитие физиологического и речевого дыхания;
е) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени. (Коноваленко 1998)
II этап. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи
- устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
На этом этапе осуществляется:
1. Знакомство с артикуляцией звука;
2. Постановка звука;
3. Коррекция звука;
4. Автоматизация поставленного звука.
Постановка звуков проводится в такой последовательности:
1. Свистящие [c], [з], [ц], [с`], [з`].
2. Шипящий [ш].
3. Соноры [л], [л`].
4. Шипящий [ж].
5. Соноры [р], [р`].
6. Аффрикаты [ч], [ц].
7. Шипящий [щ]
Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. (Коноваленко, 1998)
Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных детей.
Автоматизация поставленного звука осуществляется:
- в слогах;
- в словах;
- во фразе;
- в предложении;
- в тексте;
- в пословицах, поговорках, стихах;
- в скороговорках;
- в собственном связном высказывании.
Автоматизация поставленных звуков в словах рекомендуется проводить в следующей последовательности:
а) [С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных.
б) [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)
Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполнения методических установок, важнейшими из которых являются следующие (Богомолова, 1994):
1. Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение.
2. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала.
3. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь.
4. В течение работы над постановкой звуков родители должны активно помогать ребенку и требовать от него выполнения заданий.
Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи».
После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение поставленного звука с имеющимися. Вначале отрабатываются звуки в упражнениях, а затем вводятся в разговорно-бытовую речь. (Богомолова, 1994)
В данном блоке ведется работа над совершенствованием следующих операций в соответствии с концепцией, предложенной В.А.Ковшиковым (1995):
- активизация слухового внимания;
- выделение звука на фоне других звуков;
- выделение звука на фоне слога;
- выделение звука на фоне слова;
- вычленение звука;
- определение места звука в слове;
- определение положения звука по отношению к другим звукам;
- определение последовательности звуков в слове;
- определение порядка следования звуков в слове;
- определение количества звуков в слове;
- составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез);
- операции фонематических представлений.
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Рекомендуемая последовательность дифференциации звуков (Коноваленко, 1998):
[С-3], [С-С'], [С-Ц], [С-Ш];
[Ж-3], [Ж-Ш];
[Ч-С], [Ч-Т'], [Ч-Щ];
[Щ-С'], [Щ- Т'], [Щ-Ч], [Щ-Ш];
[Р-Л], [Р-Р'], [Р'-Л'], [Р'-Й], [Л'-Л].
Совершенствование слоговой структуры отрабатывается на фоне правильно произносимых звуков.
Основное содержание учебного предмета
БлокI «Коррекция звукопроизношения»
Направление коррекционной работы |
Содержание коррекционной работы |
I этап. Подготовительный. |
|
1.Общая артикуляционная гимнастика. 2.Специальный комплекс артикуляционных упражнений. 3.Просодические компоненты речи.
|
- Развитие мелкой моторики. - Развитие физиологического и речевого дыхания. - Выработка плавного и длительного выдоха. - Работа над силой выдоха. - Активизация познавательных процессов. - Развитие слухового внимания, памяти. - Развитие фонематического восприятия (см. блокII) |
II этап. . Формирование произносительных умений и навыков |
|
1.Знакомство с артикуляцией звука. 2.Коррекция звука. 3.Автоматизация поставленного звука: - в слогах; - в словах; - во фразе; - в предложении; - в тексте; - в пословицах, поговорках, стихах; - в скороговорках; - в спонтанной речи
|
- Развитие пространственной ориентировки. - Развитие мелкой моторики. - Развитие тактильного восприятия. - Развитие зрительного внимания, восприятия, памяти. - Развитие слухового внимания. - Развитие фонематического восприятия (см. блокII). - Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова. - Развитие фонематических процессов (анализа, синтеза, представлений - см. блокII) - Развитие слухоречевой памяти. - Развитие логического мышления. -Активизация словарного запаса. - Развитие навыков словообразования. - Развитие навыков словоизменения. -Развитие связной речи. - Формирование языкового чутья. - Развитие навыков самоконтроля |
Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи».
Темы |
Содержание работы |
Формирование и развитие фонематического восприятия и представлений. |
|
1. Активация слухового внимания
|
Игра «Найди игрушку» (со звучащими игрушками), «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка), узнавание музыкальных инструментов по их звучанию, «Угадай слово» (в котором не достает звука) и т.п. |
2. Выделение звука из ряда других звуков |
Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д. |
3. Выделение звука на фоне слога |
Совершенствование слухового внимания путем реагирования детьми лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д. Особое внимание следует уделить смешиваемым звукам |
4. Выделение звука на фоне слова |
Совершенствование слухового внимания путем реагирования дошкольниками лишь на заданный педагогом звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д. Сложным и особо значимым в данном случае вариантом операции является анализ ряда слов со смешиваемыми звуками |
5. Вычленение звука
|
Детям предлагается слово, в котором они должны назвать последний и/или первый звук слова. Особое внимание уделяется словам, которые в своем составе содержат 2 или большее число смешиваемых звуков, а также рядам слов-квазиомонимов. Например, при смешении звуков (ш)-(т): шут, шест, тушь; грош, грот; марш, март и т.д. |
6. Определение места звука в слове
|
Педагог выделяет какой-либо звук, дети определяют, где он находиться в слове: 1) в его абсолютном начале, 2) абсолютном конце или 3) в середине. Легкий вариант заданий – выделенный звук встречается в слове 1 раз, трудный – звук встречается несколько раз. Трудным является и вариант, когда в слове одновременно находятся два и более смешиваемых звука |
7.Определение положения звука по отношению к другим звукам |
Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенок должен назвать, какой или какие звуки находятся перед и после выделенного звука |
8.Определение последовательности звуков в слове.
|
Логопед произносит слово, ребенок последовательно произносит все звуки в слове. На первых этапах работы, чтобы не создавать у детей дополнительных трудностей, им нужно предлагать слова без редуцированных звуков. Следует придерживаться полного стиля их произношения. Для заданий подбираются слова со сме6шиваемыми звуками |
9.Определение порядка следования звуков в слове
|
Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенку нужно определить, каковым по порядку следования является этот звук: первым, третьим и т.д. Другой вариант операции: педагог произносит слово и просит дошкольника назвать в слове определенный по счету звук |
10.Определение количества звуков в слове |
Педагог произносит слово, ребенок определяет количество составляющих его звуков. На первых этапах работы подаются слова без редуцированных звуков и с полным стилем произношения |
11. Составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез) |
Педагог в должной последовательности раздельно произносит звуки, ребенок составляет из них слова. Условия формирования этой операции могут иметь разную сложность. Легкие, - когда звуки подаются с минимальной паузой, трудные, - когда паузы между подаваемыми звуками продолжительные или звуки перемежаются индифферентными словами-раздражителями. В начале формирования этой операции, как и многих других, следует подавать слова без редуцированных звуков |
12.Операции фонематических представлений
|
Собственно дифференциация фонем - выделение звука на фоне слова; - различение слов квазиомонимов при их слуховом восприятии и назывании (обозначении) явления действительности; - называние пар картинок, включающих в свои названия трудные для различения звуки, для формирования различения звуков в экспрессивной речи Формирование фонематических обобщений - раскладывание картинок на группы (2, 3 и более – в зависимости от педагогических целей), названия которых включает дифференцируемые звуки; - придумывание детьми слов, включающих тот или иной звук (звуки): 1) «свободное» придумывание вне зависимости от положения звуков в слове и последовательности слов в этом задании; 2) «связанное», «ограниченное» придумывание, т.е. ограниченное каким-то жестким условием, например, придумать (произнести) слова по аналогии: шайка – сайка, шутки – сутки и т.п. - определение «лишнего» звука в ряду других звуков (например, (р) (р) (л) (р); - замена звуков в словах с последующим объяснением их значений; - разные варианты речевого лото (например, на игровом поле закрываются сектора, где изображены предметы, названия, которых включают звонкие звуки); - выбор должного слова с опорой на контекст |
Заключение
Данная программа доступна к применению для детей с ОВЗ и инвалидностью. С её помощью у воспитанников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.