Дополнительная образовательная программа
«В мире геометрии»
5 класс (35 часов)
Пояснительная записка
Пропедевтический материал изучения геометрического материала в курсе математики 5 класса.
Уровень: наглядно-практический.
Учащиеся добывают информацию из опыта работы в процессе специально организованной учителем деятельности. Ученик должен представить себе объект, описать его, решить касающуюся его задачу. Много используется рисунков. На этом этапе существенным является наглядно-оперативное знание предмета, содержащее наглядные представления, и умения правильно ими оперировать. Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, учатся изображать их, овладевают некоторыми приемами построения фигур, рассматривают их свойства, знакомятся с геометрическими фактами.
Особенности пропедевтического характера изучения заключаются в следующем.
Существенно повышается роль геометрического материала. Построение геометрического материала по линейно-концентрическому принципу позволяет неоднократно возвращаться к изучаемому материалу. Причем на новом витке учащиеся встречаются с новым материалом, овладевают новыми стратегиями решения задач.
В курсе представлена геометрия, направленная на развитие: наглядного представления, образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Обращается внимание к мотивационной стороне обучения, что способствует активизации познавательной деятельности, повышению интереса к изучаемому материалу.
Введен эта содержательно-практической деятельности как исходного при введении новых понятий. Это позволяет создать у учащихся запас содержательных представлений, служащих основой для последующей формализации, способствует пониманию, дает возможность самостоятельно открывать новые знания. Содержащийся исторический материал развивает познавательный интерес учащихся.
Геометрическая подготовка, полученная учащимися в 5 классе позволит поднять преподавание геометрии на новый качественный уровень.
Программа рассчитана на изучение материала в объеме 35 часов в год, 1 час в неделю.
Учебно-тематическое планирование
35 часа в год, 1 час в неделю
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
1 |
Линии |
7 |
2 |
Многоугольники |
7 |
3 |
Треугольники и четырехугольники |
9 |
4 |
Многогранники |
12 |
|
ИТОГО |
35 |
Содержание курса
1. Линии-6ч.
-Линии на плоскости. Разнообразный мир линий.
-Прямая .Часть прямой. Луч. Ломаная. Отрезок.
-Аксиома: «Через две точки можно провести прямую».
-Длина ломаной. Единицы измерения.
-Расстояние между точками.
-Окружность.
Основная цель. Развивать представление о линии, понимать. Что через две точки можно провести прямую и только одну, провести через точку несколько прямых, понимать. Что таких прямых бесконечно много. Продолжить формирование графических навыков и измерительных умений. Переводить одни единицы измерения в другие. Распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение. Понимать: «точка принадлежит прямой, отрезку», «точка лежит между точками».
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса.
Уметь:
-различать виды линий;
-проводить и обозначать прямую, луч, отрезок, ломаную;
-строить отрезок заданной длины и находить длину отрезка;
-распознавать окружность, проводить окружность заданного радиуса; окружность с центром в заданной точке; проходящую через заданную точку;
-переходить от одних единиц измерения длины к другим единицам, выбирать подходящие единицы измерения в зависимости от контекста задачи.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
-выполнения реальных измерений и построений;
-решения задач вычислительного характера;
-выбора единиц измерения в тех или иных реальных ситуациях.
2. Многоугольники-7ч
-Угол. Определение угла, элементы, обозначения. Сравнение углов (используется способ наложения углов). Биссектриса угла.
-Прямой угол. Тупой угол. Развернутый угол. Виды углов.
-Измерение и построение углов с помощью транспортира. Градусная мера развернутого угла. Сравнение величины угла с 90. Запись градусной меры углов.
-Ломаные и многоугольники. Четырехугольники. Элементы многоугольника (вершины, стороны, углы). Диагональ. Периметр.
Основная цель. Познакомить учащихся с новой геометрической фигурой-углом; ввести понятие биссектрисы угла; научить распознавать острые, тупые и прямые углы. Развивать умения строить и измерять углы, определять величину угла на глаз. Формировать умения сравнивать углы наложением углов друг на друга. Развивать представление о многоугольнике, усвоить терминологию (вершина, сторона, диагональ, периметр), развивать умения стоить многоугольники с заданными свойствами на клетчатой и нелинованной бумаге, находить периметр.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса.
Уметь:
-распознавать углы; использовать терминологию, связанную с углами: вершина, сторона, биссектриса;
-распознавать острые, тупые,, прямые, развернутые углы;
-измерять величину угла с помощью транспортира и стоить угол заданной величины; уметь видеть прямой угол, строить на клетчатой бумаге;
-строить биссектрису угла с помощью транспортира;
-распознавать многоугольники; использовать терминологию, связанную с многоугольниками: вершина, сторона, угол, диагональ; применять классификацию многоугольников;
-изображать многоугольники с заданными свойствами;
-вычислять периметр многоугольника.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
-распознавания прямых углов в реальных ситуациях, определять на глазомер;
-построение прямого угла в реальных ситуациях;
-сравнения двух углов.
3. Треугольники и четырехугольники-9ч
-Треугольник. Виды треугольников по длине сторон. Равнобедренный треугольник. Основание. Боковые стороны. Равносторонний треугольник. Равенство углов при основании в равнобедренном треугольнике (свойство равнобедренного треугольника).
-Виды треугольников по величине углов: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.
-Прямоугольники. Определение. Квадрат. Свойства диагоналей прямоугольника. Периметр прямоугольника.
-Равенство фигур. Определение равенства фигур наложением. Равенство всех соответствующих элементов. Признаки равенства фигур.
-Площадь многоугольника. Сравнение фигур по площади. Единицы измерения площадей.
Основная цель. Познакомить учащихся с классификацией треугольников по сторонам и углам. Развивать представление о квалификации треугольников, о свойствах равнобедренного треугольника. Развивать представления о прямоугольнике, о свойствах прямоугольника и диагоналей, о равных фигурах, о площади фигуры. Находить площадь прямоугольника и фигур, составленных из прямоугольников. Познакомить с единицами площади, переводе одних единиц площадей в другие.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса.
Уметь:
-распознавать и изображать остроугольные, тупоугольные, прямоугольные угольники;
-распознавать равнобедренный треугольник и использовать связанную с ним терминологией (боковые стороны, основание), распознавать равносторонний треугольник;
-строить равнобедренный треугольник по боковым сторонам и углу между ними; понимать свойство равенства углов при основании равнобедренного треугольника;
-строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертежных инструментов;
-понимать свойства диагоналей прямоугольника, распознавать треугольники, получаемые при разбиении прямоугольника диагоналями;
-распознавать, моделировать и изображать равные фигуры;
-изображать многоугольники с заданными свойствами;
-вычислять периметр треугольника, прямоугольника, площадь прямоугольника.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для
-выполнения измерений прямоугольного участка, классной комнаты и др., нахождение их площадей;
-построения плана школьного участка прямоугольной формы, комнаты и др.
4. Многогранники-12ч
Геометрические тела и их изображения. Куб, цилиндр, шар, конус, пирамида. Представления о геометрических телах.
-Многогранники: поверхность, грани, вершины, ребра. Изображения. Видимые и невидимые линии, грани, ребра.
-Параллелепипед. Измерения параллелепипеда. Куб-параллелепипед, свойства ребер, гране, измерения.
-Объем параллелепипеда. Единицы измерения объемов. Правило вычисления объема параллелепипеда. Литр-единица измерения (1л=1дм)
-Пирамида. Элементы пирамиды (основание, боковые грани, вершины). Т-угольная пирамида. Видимые и невидимые грани, ребра.
-Развертки. Развертка куба. Развертка пирамиды.
-Модели многогранников.
Основная цель. Познакомить учащихся с круглыми телами - цилиндром, конусом, шаром. Сформировать представление о многогранниках на уровне узнавания, различения (параллелепипед, куб, пирамида). Научить изображать параллелепипед, пирамиду, различать видимые и невидимые грани. Познакомить с понятием объема и правилом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда, с единицами объема.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса.
Уметь:
-Распознавать цилиндр, конус, шар;
-распознавать многогранники, использовать терминологию, связанную с многогранниками (вершина, ребро, грань);
-распознавать параллелепипед, изображать его на бумаге в клетку, определять измерения;
-распознавать и называть пирамиду;
-распознавать развертку куба, моделировать куб из его развертки.
Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для
-распознавания круглых тел и многогранников в реальных ситуациях;
-изображения на клетчатой бумаге куба, параллелепипеда, пирамиды;
-вычисления площади поверхности и объема прямоугольного параллелепипеда в реальных ситуациях.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Темы уроков |
Кол-во часов |
Дата |
|
Тема 1. Линии |
7 |
|
1 |
Разнообразный мир линий |
1 |
|
2 |
Прямая. Части прямой. Ломаная. |
1 |
|
3 |
Прямая. Части прямой. Ломаная. |
1 |
|
4 |
Длина линии |
1 |
|
5 |
Длина линии |
1 |
|
6 |
Окружность |
1 |
|
7 |
Окружность |
1 |
|
|
Многоугольники |
7 |
|
8 |
Как обозначают и сравнивают углы |
1 |
|
9 |
Как обозначают и сравнивают углы |
1 |
|
10 |
Измерение углов |
1 |
|
11 |
Измерение углов |
1 |
|
12 |
Измерение углов |
1 |
|
13 |
Углы и многоугольники |
1 |
|
14 |
Углы и многоугольники |
1 |
|
|
Треугольники и четырехугольники |
9 |
|
15 |
Треугольники и их виды |
1 |
|
16 |
Треугольники и их виды |
1 |
|
17 |
Прямоугольники |
1 |
|
18 |
Прямоугольники |
1 |
|
19 |
Равенство фигур |
1 |
|
20 |
Равенство фигур |
1 |
|
21 |
Площадь прямоугольника |
1 |
|
22 |
Площадь прямоугольника |
1 |
|
23 |
Единицы площади |
1 |
|
|
Многогранники |
12 |
|
24 |
Геометрические тела и их изображение |
1 |
|
25 |
Геометрические тела и их изображение |
1 |
|
26 |
Параллелепипед |
1 |
|
27 |
Параллелепипед |
1 |
|
28 |
Объем параллелепипеда |
1 |
|
29 |
Объем параллелепипеда |
1 |
|
30 |
Объем параллелепипеда |
1 |
|
31 |
Пирамида |
1 |
|
32 |
Пирамида |
1 |
|
33 |
Развертки |
1 |
|
34 |
Развертки |
1 |
|
35 |
Развертки |
1 |
|
Рекомендуемая литература
1. Учебник « Математика», под ред. Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина.
2. Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по математике для 5-6 классов (Академический школьный учебник), авторы Е.А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова.
3. Депман Я.И. За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6 класса Москва, «Просвещение» , 2005.
4..Шеврин Л.Н. Учебник- собеседник .5 класс. Москва, «Просвещение» , 1994
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.