Программа «Мы вместе» в рамках работы с детьми «группы риска».
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создать условия, способствующие формированию у младших школьников навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ
Данная программа ориентирована на обучающихся 5-6 классов.
В этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству и самостоятельности. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка. Он учится общаться со сверстниками, жить по правилам, сотрудничать в команде.
Школьный возраст — это возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности. В этом возрасте идёт активное познание окружающего мира, приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Программа “Мы вместе” предлагает каждому ребенку свободный выбор деятельности, возможность реализоваться в разнообразном творчестве, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности.
Организация жизнедеятельности школьников во внеурочное время предоставляет им широкие возможности самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов высокой культуры, нравственности, духовности, позитивного взаимодействия человека с окружающей средой.
Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности младших школьников, направленной на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.
Программа рассчитана на систематическую работу. Предполагается, что дети выполняют хотя бы одно групповое задание в неделю. Темы и содержание работ могут быть любыми: они определяются общими целями образовательного и воспитательного процесса в школе.
Программа построена с учётом следующих принципов:
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы - 2 года.
Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов по 1 занятию в неделю.
5 – 6 классы по 34 часа.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. В учебном плане на эту программу отводится 1 час в неделю. Он является обязательным и предусматривает участие всех учащихся класса.
Внеурочная деятельность осуществляется через организацию КТД и позволяет использовать групповые и индивидуальные творческие занятия, выездные мероприятия, экскурсии, праздники, тренинги, социальные акции, походы, проекты, конференции, конкурсы и т.д.
Формы организации учебного процесса:
Занятия проводит классный руководитель. Классный руководитель обеспечивает условия для проведения учебной и воспитательной работы в тесном контакте с коллегами:
В реализации программы по обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству в групповой деятельности “Мы вместе”, родители играют активную роль, показывая пример организованного общения:
Классный руководитель реализует следующие функции:
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:
Личностные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс
Месяц |
№ п/п |
Тема занятия |
сентябрь |
|
Здравствуй, школа! |
1 |
1 |
Беседа “Школьнику на память. Правила поведения в школе” |
2 |
2 |
Работа с портфолио “Знакомьтесь. Это Я” |
3 |
3 |
Экскурсия в природу “Здравствуй, осень золотая” |
4 |
4 |
Концерт “Мы теперь – пятиклассники” |
октябрь |
|
В гостях у Светофора |
1 |
5 |
Акция “Добро в твоём сердце” |
2 |
6 |
Игровая программа “Красный, жёлтый, зелёный” |
3 |
7 |
Экскурсия “Безопасный путь домой” |
4 |
8 |
Откровенный разговор “Законы школьной жизни. Традиции моего класса” Работа с портфолио “Мой класс” |
ноябрь |
|
Всё умею делать сам |
1 |
10 |
Устный журнал “Когда мы едины…” (ко Дню единства России) |
2 |
11 |
Сбор-разбор “Мы – хозяева класса” (о бережном отношении к школьному имуществу, о чистоте и порядке в классе) |
3 |
12 |
Встреча семейных команд “Трудимся вместе” |
декабрь |
|
Я и мои друзья |
1 |
13 |
Концерт “Вместе весело шагать… Песни В. Шаинского” Работа с портфолио “Мои друзья” |
2 |
14 |
Экскурсия “Идёт волшебница-зима” |
3 |
15 |
Мастер-класс “Скоро праздник Новый год” |
январь |
|
Учиться – всегда пригодится |
1 |
16 |
Блиц-турнир “Я считать умею” |
2 |
17 |
Работа с портфолио “Что я умею… Мои школьные достижения” |
3 |
18 |
Конкурс чтецов “По страницам учебника” |
февраль |
|
Родной свой край люби и знай |
1 |
19 |
Музейный урок “Сказание о славном граде Александрове” |
2 |
20 |
Работа с портфолио “Я – гражданин своей Родины” |
3 |
21 |
Наш вернисаж “Мой край родной” |
март |
|
Вслед за солнышком |
1 |
22 |
Мастер-класс “Вслед за солнышком” |
2 |
23 |
Экологическая игра “Мы – защитники природы” |
3 |
24 |
Праздник “Спасибо тебе, БУКВАРЬ” |
4 |
25 |
Работа с портфолио “Доброе чтение” |
апрель |
|
Береги здоровье смолоду |
1 |
26 |
7 апреля – Всемирный день здоровья. Весёлые старты |
2 |
27 |
Досуговая программа “Космические старты” |
3 |
28 |
Работа с портфолио “Здоровье – это здорово!” |
4 |
29 |
Концерт “Живи, Земля” (к международному Дню Земли) |
май |
|
Когда все вместе |
1 |
30 |
Вахта памяти “Мы этой памяти верны” |
2 |
31 |
Встреча в семейном клубе “Когда все вместе” (к международному Дню семьи) |
3 |
32 |
Работа с портфолио “Как я отношусь к людям” |
4 |
33 |
Праздник “Прощай, любимый первый класс!” |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 класс
Месяц |
№ п/п |
Тема занятия |
сентябрь |
|
Здравствуй, школа! |
1 |
1 |
Информационный час “Как учись наши предки” |
2 |
2 |
Работа с портфолио |
3 |
3 |
Библиотечный час “Библиотека, книжка, я – вместе дружная семья” |
4 |
4 |
Праздник первой оценки |
октябрь |
|
В гостях у Светофора |
1 |
5 |
Праздник “У нас в гостях бабушки и дедушки” |
2 |
6 |
Досуговая программа “Осень, осень, в гости просим” |
3 |
7 |
Встреча с сотрудниками ГИБДД |
4 |
8 |
Работа с портфолио “Школьная мозаика” |
5 |
9 |
Спортивно-развлекательная программа “ В гостях у Светофора” |
ноябрь |
|
Всё умею делать сам |
1 |
10 |
Фестиваль “Я, ты, он, она – вместе дружная семья” (ко Дню единства России) |
2 |
11 |
Мастер-класс “Содержи в порядке книжки и тетрадки” |
3 |
12 |
Мастер-класс “В гостях у русских мастеров” |
декабрь |
|
Я и мои друзья |
1 |
13 |
Работа с портфолио “Законы школьной жизни” |
2 |
14 |
Акция “Покормите птиц зимой” |
3 |
15 |
Мастер-класс “Скоро праздник Новый год” |
январь |
|
Учиться – всегда пригодится |
1 |
16 |
Сбор-разбор “Как живёшь, дневник?” |
2 |
17 |
Работа с портфолио “Что я умею… Мои школьные достижения” |
3 |
18 |
Рыцарский турнир вежливости |
февраль |
|
Родной свой край люби и знай |
1 |
19 |
Библиотечный час “Страна, в которой я живу” |
2 |
20 |
Спортивный праздник “Защитники Отечества” |
3 |
21 |
Работа с портфолио “Моя родина Россия. Я – гражданин России” |
4 |
22 |
Викторина “Символы моей Родины” |
март |
|
Вслед за солнышком |
1 |
23 |
Играем в народные игры |
2 |
24 |
Прогулка-наблюдение “Первые вестники весны. Герасим – грачевник” |
3 |
25 |
Праздник “Идёт-поёт Весна” |
4 |
26 |
Работа с портфолио “Доброе чтение” |
апрель |
|
Береги здоровье смолоду |
1 |
27 |
Защита проекта “На зарядку становись” |
2 |
28 |
Мастер-класс “Космический фестиваль” |
3 |
29 |
Работа с портфолио “Я здоровье сберегу, сам себе я помогу” |
4 |
30 |
Мастер-класс “Игры наших мам и пап, бабушек и дедушек” |
май |
|
Когда все вместе |
1 |
31 |
Вахта памяти “Мы этой памяти верны” |
2 |
32 |
Семейный праздник “Тепло родного очага” (к международному Дню семьи) |
3 |
33 |
Работа с портфолио “Под крышей дома моего” |
4 |
34 |
Презентация достижений “Моя школьная жизнь” |
ЛИТЕРАТУРА
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.