Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрено |
Согласовано |
Утверждаю |
Руководитель ШМО _________________С.А.Попова Протокол заседания ШМО от «25» августа 2021 г. № 1
|
Зам. директора по УВР _____________Н.М.Орлова
«27» августа 2021 г. |
Директор ЛГ МАОУ «СОШ №4» _______________ Т.А.Панферова Приказ от 31.08.2021 г. №146у. |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я – гражданин России»
по социальному направлению
для обучающихся 9а, 9б, 9в классов
Срок реализации: 2021-2022 учебный год.
Составитель: Холмова Елена Павловна, учитель истории и обществознания.
Лангепас
2021г.
Пояснительная записка
Программа “Я – гражданин” направлена на развитие и социальное и духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени основного общего образования. У выпускников 9 классов есть необходимость не только в обобщении ранее полученных на уроках знаниях, но и углубление представлений о человеке, его роли в современном мире, формирование ответственного отношения к своей судьбе и правильного вдумчивого поведения в социуме.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
На реализацию программы в 9-х классах отводится 102 часа из расчёта 3 часа в неделю
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- обобщение знаний учащихся;
- развитие интереса к изучению правовых норм Российского государства, символике РФ, чувства патриотизма и уважения к своему народу;
- содействие воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям своего государства, к законам своей страны;
- воспитание активной гражданской позиции;
- формирование у учащихся понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, патриотизма и толерантности;
- повышение экономической и правовой грамотности
- воспитание приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ
Возможные приемы работы: объяснение учителя, сообщения учащихся, диалог ученик-ученик, презентации проектных работ,
Формы организации занятий:
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
В результате реализации программы ожидается:
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина России.
5. Учебно-методический комплекс
1.«Обществознание в вопросах и
ответах» ред. В.Г. Горбачёв. Брянск
«Курсив» 2009 .г
2.Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА. – М., АСТ: Астрель, 2019 г.
3.Певцова Е.А. Книга учителю обществознания. М. РС.2016 г
4.Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний» 8-9 кл., ООО «Кирилл и Мефодий».
5.http://www.mon.ru.gov.ru– официальный сайт Министерства образования и науки РФ
6.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
7 .http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
Содержание программы
№п/п |
Название раздела |
Количество часов |
|
1 |
Место человека в социуме |
16 |
|
2 |
Политическая культура |
20 |
|
3 |
Будущий избиратель |
16 |
|
4 |
Правовая культура |
18 |
|
5 |
Экономическая культура |
18 |
|
6 |
Профессионал будущего |
10 |
|
7 |
Итоговое закрепление. Практикумы. Решение правовых задач |
4 |
|
|
Всего |
102 часа |
|
Раздел I. Место человека в социуме Человек. Индивид. Личность. Темперамент и черты характера. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности. Социализация и воспитание. Деятельность человека. Влияние общения на развитие личности. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. Конфликты в обществе. Социально-психологический процесс общения.
Раздел II. Политическая культура
Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти. Источники власти. Политика. Роль политики в жизни общества. Федеральное собрание, правительство. Демократический и недемократический режимы.
Участие граждан в политической жизни
Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Источники власти. Классификация форм правления Гражданское общество и правовое государство. Суверенитет.
Раздел III. Будущий избиратель
Избирательное право и его происхождение. Голосование выборы, референдум. Партии и движения. Принципы участия в выборах ,право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Пропорциональная система. Мажоритарная система. Составление списков избирателей, образование и утверждение избирательных округов и избирательных участников, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчёт голосов и установление результатов выборов
Раздел IV. Правовая культура
Понятие «право» Нормы
права. Отрасли права
Право и закон. Конституция — Основной закон государства. Гражданское
общество и правовое государство. Правонарушения. Правоохранительные органы.
Раздел V.Экономическая культура
Что такое экономика. Экономические системы. Потребности. Роль труда и капитала в развитии экономики. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Олигополия и монополия. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Экономический статус предпринимателя. Государственный бюджет, бюджет семьи. Основные статьи государственных расходов. Налоги как источник доходов федерального правительства. Прямые и косвенные налоги. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным.
Раздел VI. Профессионал будущего
Правила выбора профессии. Основные понятия психических процессов и их виды. Уровень развития своих профессиональных важных качеств. Сферы трудовой деятельности (классификация профессий). Значение правильного самоопределения для личности и общества
Раздел VII .Итоговое повторение .решение правовых задач.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Название |
Кол-во часов |
Форма проведения |
||
Раздел I«Место человека в социуме» (16 часов) |
|||||
1-2 |
Человек - существо социальное |
2 |
Лекция |
||
3-6 |
Потребности человека |
4 |
Лекция. |
||
7-8 |
Деятельность человека. |
2 |
Самостоятельная работа. Решение тестовых занятий |
||
9-10 |
Общение. Коммуникативные навыки |
2 |
Лекция Практическое занятие. |
||
11-12 |
Мораль. Нравственные нормы. |
2 |
Лекция. Отработка тестовых понятийных заданий. |
||
13-14 |
Ценностные ориентации |
2 |
Мини-исследование. «Ценностные ориентации подростков» |
||
15-16 |
Межличностные отношения |
2 |
Лекция. Практическое занятие (выявление уровня толерантности) |
||
Раздел II «Политическая культура» (20 часов) |
|||||
17-20 |
Гражданин РФ |
4 |
Лекция Практикум (анкетирование на тему «Моя правовая и политическая культура») |
||
21-22 |
Россия. Символы государства . |
2 |
Самостоятельная работа. Мини-исследование |
||
23-26 |
Государственное устройство. |
4 |
Лекция. Практикум. Решение тестовых заданий |
||
27-30 |
Власть в России. Три ветви власти |
4 |
Лекция. Практикум. Решение тестовых заданий |
||
31-33 |
Правовое государство |
3 |
Лекция. Работа с текстами |
||
34-36 |
Гражданское общество |
3 |
Лекция. Работа с текстами |
||
Раздел III «Будущий избиратель» (16 часов) |
|||||
37-39 |
Что значит быть избирателем |
3 |
Социологический опрос «Выборы – кому это нужно» |
||
40-41 |
Избирательное право в РФ |
2 |
Лекция. Практикум |
||
42-44 |
Виды избирательных систем |
3 |
Лекция. Практикум |
||
45-47 |
Избирательный процесс, его основные стадии |
3 |
Лекция Практикум Деловая игра «Референдум» |
||
48-50 |
Обобщающее занятие |
3 |
Отработка тестовых заданий. Работа с источниками. |
||
51-52 |
Обобщающее занятие |
2 |
Турнир по праву |
||
Раздел IV «Правовая культура» (18 часов) |
|||||
53-54 |
Право в системе социальных норм |
2 |
Лекция. Практикум |
||
55-56 |
Основной закон государства |
2 |
Практикум. Решение задач |
||
57-58 |
Права и обязанности |
2 |
Самостоятельная работа |
||
59-60 |
Гражданские права и обязанности. |
2 |
Самостоятельная работа |
||
61 |
Обязанность защиты Отечества. |
1 |
Диспут |
||
62 |
Гражданское право |
1 |
Лекция. Практикум |
||
63-64 |
Трудовое право |
2 |
Практикум. Решение задач |
||
65-66 |
Административное право |
2 |
Практикум. Решение задач |
||
67-68 |
Уголовное право |
2 |
Практикум. Решение задач |
||
69-70 |
Обобщающее занятие |
2 |
Деловая игра |
||
Раздел V «Экономическая культура» (18 часов) |
|||||
71-73 |
Роль экономики в жизни общества |
3 |
Лекция, практикум |
||
74-75 |
Экономическая свобода и социальная ответственность |
2 |
Лекция. |
||
76-77 |
Закон спроса и закон предложения |
2 |
Самостоятельная работа. Мини-исследование |
||
78-79 |
Виды налогов. Государственные доходы и расходы. |
2 |
Лекция. Практикум. Решение тестовых заданий |
||
80-81 |
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия |
2 |
Лекция. Практикум. Решение тестовых заданий |
||
82-83 |
Семейная экономика |
2 |
Практическая работа |
||
84 |
Основы предпринимательской деятельности |
1 |
Лекция. Работа с текстами |
||
85-86 |
Деньги и их функции. Банковская система |
2 |
Виртуальная экскурсия |
||
87-88 |
Обобщающее занятие |
2 |
Игра по станциям |
||
Раздел VI «Профессионал будущего» (10 часа) |
|||||
89-91- |
Понятие о профессии, специальности, должности. Тест «Карта интересов» |
3 |
Лекция. Тестирование |
||
92-93 |
Классификация профессий |
2 |
Беседа. Творческая работа |
||
94-96 |
Интересы и склонности.. Способности и профессиональная пригодность. Тесты Айзенка |
3 |
Беседа. Тестирование |
||
97-98 |
Востребованные профессии будущего |
2 |
Творческая работа |
||
Раздел VII «Итоговое повторение и закрепление»(4 часа) |
|||||
99-100 |
Практикумы.Решение правовых задач |
2 |
|
||
101-102 |
Практикумы.Решение правовых задач |
2 |
|
||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.