Программа неурочной деятельности "Я - гражданин (3 часа)"
Оценка 4.8

Программа неурочной деятельности "Я - гражданин (3 часа)"

Оценка 4.8
docx
13.10.2021
Программа неурочной деятельности "Я - гражданин (3 часа)"
РП внеуроч. 9 кл. 3 часа Я - гражданин.docx

 

Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа № 4»

 

 

 

Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

Руководитель ШМО

_________________С.А.Попова

Протокол заседания ШМО

от «25» августа 2021 г. № 1

 

 

Зам. директора по УВР

_____________Н.М.Орлова

 

«27»  августа 2021 г.

Директор ЛГ МАОУ «СОШ №4»

_______________  Т.А.Панферова

 Приказ от 31.08.2021 г.  №146у.

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я – гражданин России»

по социальному направлению

для обучающихся 9а, 9б, 9в классов

 

 

 

Срок реализации: 2021-2022 учебный год.

Составитель: Холмова Елена Павловна, учитель истории и обществознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лангепас

2021г.

Пояснительная записка

 

Программа “Я – гражданин” направлена на развитие и социальное и духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени основного общего образования.    У выпускников   9 классов есть необходимость  не только в обобщении ранее полученных  на уроках   знаниях, но и   углубление  представлений о  человеке, его роли в современном  мире,   формирование    ответственного отношения  к своей судьбе и правильного вдумчивого  поведения в социуме.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

На реализацию программы в 9-х классах отводится 102 часа  из расчёта  3 часа в неделю

         Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

         Задачи:

- обобщение знаний учащихся;

- развитие интереса к изучению правовых норм Российского государства, символике РФ, чувства патриотизма и уважения к своему народу;

- содействие воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям своего государства, к законам своей страны;

- воспитание активной гражданской позиции;

- формирование у учащихся понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, патриотизма и толерантности;

- повышение экономической и  правовой  грамотности

- воспитание приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ

Возможные приемы работы: объяснение учителя, сообщения учащихся, диалог ученик-ученик, презентации проектных работ,

Формы организации занятий:

  • интерактивные лекции и беседы;
  • игры, конкурсы, диспуты, дебаты;
  • учебные исследования;
  • творческие  проекты
  • тестирование
  • практикумы

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, 
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  •  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

Коммуникативные УУД:

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  •  приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Познавательные УУД:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

В результате реализации программы ожидается:

  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина России.

 

5.   Учебно-методический комплекс

1.«Обществознание в вопросах и ответах» ред. В.Г. Горбачёв. Брянск
«Курсив» 2009 .г

2.Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА. – М., АСТ: Астрель, 2019 г.

3.Певцова Е.А. Книга учителю обществознания. М. РС.2016 г

4.Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний» 8-9 кл., ООО «Кирилл и Мефодий».

5.http://www.mon.ru.gov.ru– официальный сайт Министерства образования и науки РФ

6.http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

7 .http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал

 

 

 

Содержание программы

 

№п/п

Название раздела

Количество часов

1

Место человека в социуме

16

2

Политическая культура

20

3

Будущий избиратель

16

4

Правовая  культура

18

5

Экономическая культура

18

6

Профессионал будущего

10

7

Итоговое закрепление. Практикумы. Решение  правовых задач

4

 

Всего

102 часа

 

 Раздел I. Место  человека в социуме Человек. Индивид. Личность.   Темперамент и черты характера. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности. Социализация и воспитание. Деятельность человека.  Влияние общения на развитие  личности. Отношения между разными национальностями внутри одного государства.     Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. Конфликты в обществе. Социально-психологический процесс общения.

Раздел II. Политическая культура

Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти. Источники власти. Политика. Роль политики в жизни общества. Федеральное собрание, правительство. Демократический и недемократический режимы.

Участие граждан в политической жизни

Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Источники власти. Классификация форм правления Гражданское общество и правовое государство. Суверенитет. 

Раздел III. Будущий избиратель

Избирательное право и его происхождение. Голосование выборы, референдум. Партии и движения. Принципы участия в выборах ,право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Пропорциональная система. Мажоритарная система. Составление списков избирателей, образование и утверждение избирательных округов и избирательных участников, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчёт голосов и установление результатов выборов

Раздел IV. Правовая культура

Понятие «право» Нормы права. Отрасли права 
Право и закон. Конституция — Основной закон государства. Гражданское общество и правовое государство. Правонарушения. Правоохранительные органы
.

Раздел V.Экономическая культура

Что такое экономика. Экономические системы. Потребности. Роль труда и капитала в развитии экономики. Взаимосвязь обмена и рынка.  Формы и виды рынков. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Олигополия  и монополия. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Экономический статус предпринимателя. Государственный бюджет, бюджет семьи. Основные статьи государственных расходов. Налоги как источник доходов федерального правительства.  Прямые и косвенные налоги. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным.

Раздел VI.  Профессионал будущего

Правила выбора профессии. Основные  понятия  психических процессов и их виды. Уровень развития  своих  профессиональных важных качеств. Сферы трудовой  деятельности (классификация профессий). Значение правильного  самоопределения  для личности  и общества

Раздел VII  .Итоговое повторение .решение правовых задач.

 

Календарно-тематическое  планирование

 

Название

Кол-во часов

Форма проведения

Раздел I«Место человека в социуме» (16 часов)

1-2

Человек - существо социальное

2

Лекция

3-6

Потребности человека

4

Лекция.

7-8

Деятельность человека.

2

Самостоятельная работа. Решение  тестовых  занятий

9-10

Общение. Коммуникативные

навыки

2

Лекция

Практическое  занятие.

11-12

Мораль. Нравственные нормы.

2

Лекция. Отработка тестовых понятийных  заданий.

13-14

Ценностные ориентации

2

Мини-исследование.  «Ценностные ориентации   подростков»

15-16

Межличностные  отношения

2

Лекция.  Практическое занятие  (выявление уровня  толерантности)

Раздел II  «Политическая культура» (20  часов)

17-20

Гражданин  РФ

4

Лекция

Практикум  (анкетирование на тему «Моя правовая и  политическая культура»)

21-22

Россия. Символы государства .

2

Самостоятельная работа.  Мини-исследование

23-26

Государственное устройство.

4

Лекция. Практикум.  Решение тестовых заданий

27-30

Власть в России. Три ветви власти

4

Лекция. Практикум.  Решение тестовых заданий

31-33

Правовое государство

3

Лекция. Работа с текстами

34-36

Гражданское общество

3

Лекция.  Работа с текстами

Раздел III «Будущий избиратель» (16 часов)

37-39

Что  значит быть избирателем 

3

Социологический опрос  «Выборы – кому это нужно»

40-41

Избирательное право в РФ

2

Лекция.  Практикум

42-44

Виды избирательных систем

3

Лекция. Практикум

45-47

Избирательный процесс, его основные стадии

3

Лекция

Практикум

Деловая игра «Референдум»

48-50

Обобщающее занятие

3

Отработка тестовых  заданий. Работа с источниками.

51-52

Обобщающее  занятие

2

Турнир по  праву

Раздел IV  «Правовая культура» (18 часов)

53-54

Право в системе социальных норм

2

Лекция.  Практикум

55-56

Основной закон государства

2

Практикум. Решение задач

57-58

Права и обязанности

2

Самостоятельная работа

59-60

Гражданские права и обязанности.

2

Самостоятельная работа

61

Обязанность защиты Отечества.

1

Диспут

62

Гражданское право

1

Лекция.  Практикум

63-64

Трудовое право

2

Практикум. Решение задач

65-66

Административное право

2

Практикум. Решение задач

67-68

Уголовное право

2

Практикум. Решение задач

69-70

Обобщающее занятие

2

Деловая игра

Раздел  V «Экономическая культура» (18 часов)

71-73

Роль экономики в жизни   общества

3

Лекция, практикум

74-75

Экономическая свобода и социальная ответственность

2

Лекция. 

76-77

Закон спроса и закон предложения

2

Самостоятельная работа.  Мини-исследование

78-79

Виды налогов. Государственные доходы и расходы.

2

Лекция. Практикум.  Решение тестовых заданий

80-81

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия

2

Лекция. Практикум.  Решение тестовых заданий

82-83

 Семейная экономика

2

Практическая работа

84

Основы предпринимательской деятельности

1

Лекция. Работа с текстами

85-86

Деньги и их функции. Банковская система

2

Виртуальная экскурсия

87-88

Обобщающее занятие

2

Игра по станциям

Раздел  VI «Профессионал будущего» (10 часа)

89-91-

Понятие  о профессии, специальности, должности.  Тест «Карта интересов»

3

Лекция. Тестирование

92-93

Классификация  профессий

2

Беседа.  Творческая работа

94-96

Интересы и склонности.. Способности  и профессиональная  пригодность.  Тесты Айзенка

3

Беседа.  Тестирование

97-98

Востребованные профессии  будущего

2

Творческая работа

Раздел VII  «Итоговое повторение и закрепление»(4 часа)

99-100

Практикумы.Решение правовых задач

2

 

101-102

Практикумы.Решение правовых задач

2

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Пояснительная записка Программа “Я – гражданин” направлена на развитие и социальное и духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени основного общего образования

Пояснительная записка Программа “Я – гражданин” направлена на развитие и социальное и духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени основного общего образования

Планируемые результаты Личностные результаты: осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее…

Планируемые результаты Личностные результаты: осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее…

Содержание программы №п/п

Содержание программы №п/п

Экономический статус предпринимателя

Экономический статус предпринимателя

Гражданское общество 3

Гражданское общество 3

Основы предпринимательской деятельности 1

Основы предпринимательской деятельности 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2021