Программа объединения по интересам

  • docx
  • 24.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа Волшебная нить.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

                                                                                     

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа дополнительного

образования

«Волшебная нить»

Программа рассчитана на 1 год обучения

(для детей10-16 лет).

 

 

 

 

 

Составила:

                                                       педагог дополнительного образования

                                                                             

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Вышивание - старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселений, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания было знакомо людям далекого прошлого. Издревле вышивка украшала одежду человека и изделия домашнего обихода.

Вышиванием занимались почти всегда исключительно женщины. Для матери и хозяйки - это был наиболее доступный вид прикладного творчества, в котором сочетались эстетические потребности, жажда творческой деятельности с пользой для семьи и дома.

Умение вышивать переходило от старших к младшим. Существуют целые династии, передающие мастерство из поколения в поколение. В наши дни этот вид декоративно - прикладного искусства продолжает развиваться на основе старинных вышивок и завоевывает все большую популярность. Приобщение подрастающего поколения к вышиванию является значимой частицей трудового обучения и воспитания. Вышивание развивает фантазию, художественный вкус, творческую активность; воспитывает глубокое понимание красоты форм и красок, трудолюбие, терпеливость, усидчивость, аккуратность; приносит ни с чем не сравнимую радость и доставляет удовольствие тем, кто видит результат этого кропотливого труда.

Образовательная программа является ознакомительной с искусством вышивки, рассчитана  на детей старшего и среднего школьного возраста. Срок обучения 1 год, периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 часа.

 

Цель программы: изучение истории развития вышивки, технологических приемов выполнения различных групп швов, особенности художественного оформления изделий, знание основ композиции и цветоведения.

Задачи программы:

Обучающие

- освоить терминологию

                      - освоить технологию вышивки

                      - научить использовать инструменты и приспособления

                      - освоить разные виды вышивки: вышивка крестом,вышивкагладью,вышивка произвольным стежком

Развивающие: - развить специальные и творческие способности

                        - развить интерес к процессу создания изделий

                        -  развить эстетический вкус

Воспитательные: - способствовать формированию внутренней культуры личности

                         - содействовать формированию личных качеств: целеустремлённости, стремления к совершенству, творческому росту

 

 

 

 

Программа  направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение или определение знаний и умений. Она ориентирована на развитие компетентности в данной области, формирование навыков на уровне практического применения.

В реализации Программы участвуют дети в возрасте от 10 до 16 лет.

 

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 1час30минут.

 Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом учебной группы, по звеньям, индивидуально с особо талантливыми детьми.

 

 

 

Формы занятий:

1.     Занятие

2.     Урок-экскурсия

3.     Урок-игра

4.     Защита выставки (работ)

К концу обучения по данной Программе дети должны:

Знать:

-         все существующие виды и способы ручной вышивки;

-         правила техники  безопасности;

-         различные виды техники выполнения работ;

-         порядок выполнения расположения центра вышивки;

порядок оформление работы в рамку или паспарту;

Уметь:

-         самостоятельно осуществлять подбор цвета для изделия;

-         выполнять основные виды швов ручной вышивки;

-         в совершенстве владеть техникой работы иглами.

Приобрести навыки:

-         ручной вышивки;

-         работы  с литературными источниками;

-         работы со схемами и инструкционными картами.

Для подведения итогов используются следующие формы:

-         собеседование;

-         участие в конкурсах;

-         участие в выставках работ (областные, городские, районные);

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные разделы программы

 

 

Вводное занятие

История возникновения искусства вышивки. Виды вышивки: вышивка крестиком, полукрестиком; вышивка гладью; вышивка произвольным стежком.

          Материалы и инструменты для вышивки: ткани, нитки, иглы, пяльца, ножницы.

1. Вышивка крестиком

Техника вышивания крестиком. Схема для вышивки крестиком.

          Как читать схему для вышивки. Расчет размера лоскутка канвы для вышивки . Подбор ниток. Основы цветоведения.

Схемы мини-вышивок .

Практические занятия:

вышиваем крестиком на бумаге в клеточку.

Вышиваем на канве.

Рассчитываем размер лоскутка канвы для конкретной схемы вышивки.

Подбираем цвета ниток для вышивки согласно сочетаниям цветов по цветовому кругу.

Вышиваем новогодние мини-вышивки.

2. Вышивка гладью

Техника художественной вышивки гладью. Эскиз вышивки. Перенесение рисунка на ткань: прямое копирование;

                               непрямое копирование;

                               копирование проколотого по контуру рисунка;

Ткани, нитки, иглы для вышивки гладью. Пяльцы. Закрепление нитки в начале и в конце работы.

Контурные швы:шов «назад иголку», шов « в раскол», стебельчатый шов,

контурный шов.

Заполняющие швы: обметочный шов; цветная гладь-мягкое затенение;

цветная гладь-гобеленовое затенение; простая двусторонняя гладь-простая и изогнутая формы; гладь с настилом;

Сюжеты для вышивки гладью.

Разнообразие вариантов применения умения вышивать гладью.

Практические занятия: освоение техники вышивки  гладью, осваиваем контурные и заполняющие швы. Вышивки «Яблоко», «Цветок», «Груша»,

«Лаванда», «Поющая птичка»

 

 

 

 

3. Волшебная нить

Вышивка произвольным стежком по выбранному эскизу.

Разнообразие тканей для вышивки произвольным стежком:

лен, фетр, ткань х/б однотонная и с рисунком .

Знакомство с видом декоративно-прикладного творчества-валяние.

Материалы и инструменты для валяния. Валяем-рисуем шерстяной нитью на шерстяной основе сюжетные картинки.

Смешанная техника изготовления декоративных изделий из нитей «мулине», шерстяных и шелковых нитей.

Практические занятия:

вышиваем произвольным стежком.

Вышивки : «Перышко» , «Ручка» , «Мини-сумочка».

Валяем сюжетные картинки.

Изготовление декоративного изделия « Домик» в смешанной технике.

Итоговое занятие

Просмотр творческих работ учащихся. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся. Итоговая выставка работ учащихся.

 

Обучаясь основам мастерства вышивки крестиком и вышивки гладью , смешанной техники вышивки, валяния, учащиеся приобретают необходимые умения и навыки:

-  увеличить или уменьшить рисунок, перевести рисунок на ткань;

-  заправлять ткань в пяльцы;

-  технологически грамотно выполнять швы;

-  выполнять заключительную обработку вышитого изделия;

-  правильно подбирать цветовое решение работы;

-  эстетично украсить изделие ;

-  проанализировать композицию и технологические приемы
выполнения;

-  пользоваться схемами и справочной профильной  литературой;

 

В ходе реализации программы особое внимание уделяется разнообразным формам организации воспитательных мероприятий, развивающих художественно-эстетический вкус учащихся.

 

 

Материально-техническое обеспечение программы

 

-инструменты и приспособления, облегчающие труд и увеличивающие производительность труда: карандаши,  иглы  для  вышивания,  пяльцы,  копировальная  бумага,   нитки  мулине ,канва, ножницы, напёрстки, сантиметровая лента;

-коробки для хранения инструментов и приспособлений;

- стулья, столы для работы, шкафы  для  хранения  инструментов  и принадлежностей;

 

Методическое и дидактическое обеспечение программы

-методические разработки занятий;

-наглядно- иллюстративный материал :

 сюжетные картинки;

 схема спектрального круга;

 схемы выполнения швов;

 схемы вышивки швов;

- подборка информационной  справочной  литературы;

 

 

Календарно-тематический план

 

 

Тема

Теория

Практика

Итого

Вводное занятие

2

-

2

Вышивка крестом

15

35

50

Вышивка гладью

15

35

50

Волшебная нить

15

35

50

Итоговое занятие

2

-

2

 

49

105

154

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для учащихся:

Глинская Е.Б.    Азбука вышивания. Ташкент, изд-во «Мехнат», 1994г.

Еременко Т.И.    Иголка-волшебница. М., «Просвещение», 1987г. Еременко Т.И.   Вышивка крестом. М., ТОО «Мария Л», 1992г.

Ерзенкова Н.В.   Свой дом украшу я сама. Минск, «Полымя», 1992г.

Мадре Илга       Вышивание 600 узоров. Riga .Latvijasenciklopedia 1993г.Вып.4,5.

Моисеенко Ю. Е., Бичукова Е. В., Бичукова Т. В.

Юной вышивальщице. Минск, «Народнаяасвета», 1993г

 

Литература для педагога:

Дамское рукоделие. Книга о вышивке. Н.-Новгород, ТОО «ПК

Инжиниринг, Лтд», 1993г.

Курс женских рукоделий. Репринтное издание, С.-Петербург,

«Слово», 1902г./ М., А/О «Толика» («Российский писатель»), 1992г.

Рукоделие. Популярная энциклопедия./ Под ред. И.А. Андреевой.

М., Науч. Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1992г.

 

Учите детей вышивать. Учебное пособие для студенческих учреждений среднего            профессионального образования. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с., 16с. ил.: ил.

 

Художественная гладь:вышивание как искусство. Перевод с английского М.Бобылевой.-М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2021.-128 с. ;ил.