Образовательная программа дополнительного
образования
«Волшебная нить»
Программа рассчитана на 1 год обучения
(для детей10-16 лет).
Составила:
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка.
Вышивание - старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселений, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания было знакомо людям далекого прошлого. Издревле вышивка украшала одежду человека и изделия домашнего обихода.
Вышиванием занимались почти всегда исключительно женщины. Для матери и хозяйки - это был наиболее доступный вид прикладного творчества, в котором сочетались эстетические потребности, жажда творческой деятельности с пользой для семьи и дома.
Умение вышивать переходило от старших к младшим. Существуют целые династии, передающие мастерство из поколения в поколение. В наши дни этот вид декоративно - прикладного искусства продолжает развиваться на основе старинных вышивок и завоевывает все большую популярность. Приобщение подрастающего поколения к вышиванию является значимой частицей трудового обучения и воспитания. Вышивание развивает фантазию, художественный вкус, творческую активность; воспитывает глубокое понимание красоты форм и красок, трудолюбие, терпеливость, усидчивость, аккуратность; приносит ни с чем не сравнимую радость и доставляет удовольствие тем, кто видит результат этого кропотливого труда.
Образовательная программа является ознакомительной с искусством вышивки, рассчитана на детей старшего и среднего школьного возраста. Срок обучения 1 год, периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 часа.
Цель программы: изучение истории развития вышивки, технологических приемов выполнения различных групп швов, особенности художественного оформления изделий, знание основ композиции и цветоведения.
Задачи программы:
Обучающие
- освоить терминологию
- освоить технологию вышивки
- научить использовать инструменты и приспособления
- освоить разные виды вышивки: вышивка крестом,вышивкагладью,вышивка произвольным стежком
Развивающие: - развить специальные и творческие способности
- развить интерес к процессу создания изделий
- развить эстетический вкус
Воспитательные: - способствовать формированию внутренней культуры личности
- содействовать формированию личных качеств: целеустремлённости, стремления к совершенству, творческому росту
Программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение или определение знаний и умений. Она ориентирована на развитие компетентности в данной области, формирование навыков на уровне практического применения.
В реализации Программы участвуют дети в возрасте от 10 до 16 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 1час30минут.
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом учебной группы, по звеньям, индивидуально с особо талантливыми детьми.
Формы занятий:
1. Занятие
2. Урок-экскурсия
3. Урок-игра
4. Защита выставки (работ)
К концу обучения по данной Программе дети должны:
Знать:
- все существующие виды и способы ручной вышивки;
- правила техники безопасности;
- различные виды техники выполнения работ;
- порядок выполнения расположения центра вышивки;
порядок оформление работы в рамку или паспарту;
Уметь:
- самостоятельно осуществлять подбор цвета для изделия;
- выполнять основные виды швов ручной вышивки;
- в совершенстве владеть техникой работы иглами.
Приобрести навыки:
- ручной вышивки;
- работы с литературными источниками;
- работы со схемами и инструкционными картами.
Для подведения итогов используются следующие формы:
- собеседование;
- участие в конкурсах;
- участие в выставках работ (областные, городские, районные);
Основные разделы программы
Вводное занятие
История возникновения искусства вышивки. Виды вышивки: вышивка крестиком, полукрестиком; вышивка гладью; вышивка произвольным стежком.
Материалы и инструменты для вышивки: ткани, нитки, иглы, пяльца, ножницы.
1. Вышивка крестиком
Техника вышивания крестиком. Схема для вышивки крестиком.
Как читать схему для вышивки. Расчет размера лоскутка канвы для вышивки . Подбор ниток. Основы цветоведения.
Схемы мини-вышивок .
Практические занятия:
вышиваем крестиком на бумаге в клеточку.
Вышиваем на канве.
Рассчитываем размер лоскутка канвы для конкретной схемы вышивки.
Подбираем цвета ниток для вышивки согласно сочетаниям цветов по цветовому кругу.
Вышиваем новогодние мини-вышивки.
2. Вышивка гладью
Техника художественной вышивки гладью. Эскиз вышивки. Перенесение рисунка на ткань: прямое копирование;
непрямое копирование;
копирование проколотого по контуру рисунка;
Ткани, нитки, иглы для вышивки гладью. Пяльцы. Закрепление нитки в начале и в конце работы.
Контурные швы:шов «назад иголку», шов « в раскол», стебельчатый шов,
контурный шов.
Заполняющие швы: обметочный шов; цветная гладь-мягкое затенение;
цветная гладь-гобеленовое затенение; простая двусторонняя гладь-простая и изогнутая формы; гладь с настилом;
Сюжеты для вышивки гладью.
Разнообразие вариантов применения умения вышивать гладью.
Практические занятия: освоение техники вышивки гладью, осваиваем контурные и заполняющие швы. Вышивки «Яблоко», «Цветок», «Груша»,
«Лаванда», «Поющая птичка»
3. Волшебная нить
Вышивка произвольным стежком по выбранному эскизу.
Разнообразие тканей для вышивки произвольным стежком:
лен, фетр, ткань х/б однотонная и с рисунком .
Знакомство с видом декоративно-прикладного творчества-валяние.
Материалы и инструменты для валяния. Валяем-рисуем шерстяной нитью на шерстяной основе сюжетные картинки.
Смешанная техника изготовления декоративных изделий из нитей «мулине», шерстяных и шелковых нитей.
Практические занятия:
вышиваем произвольным стежком.
Вышивки : «Перышко» , «Ручка» , «Мини-сумочка».
Валяем сюжетные картинки.
Изготовление декоративного изделия « Домик» в смешанной технике.
Итоговое занятие
Просмотр творческих работ учащихся. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся. Итоговая выставка работ учащихся.
Обучаясь основам мастерства вышивки крестиком и вышивки гладью , смешанной техники вышивки, валяния, учащиеся приобретают необходимые умения и навыки:
- увеличить или уменьшить рисунок, перевести рисунок на ткань;
- заправлять ткань в пяльцы;
- технологически грамотно выполнять швы;
- выполнять заключительную обработку вышитого изделия;
- правильно подбирать цветовое решение работы;
- эстетично украсить изделие ;
- проанализировать композицию и технологические приемы
выполнения;
- пользоваться схемами и справочной профильной литературой;
В ходе реализации программы особое внимание уделяется разнообразным формам организации воспитательных мероприятий, развивающих художественно-эстетический вкус учащихся.
Материально-техническое обеспечение программы
-инструменты и приспособления, облегчающие труд и увеличивающие производительность труда: карандаши, иглы для вышивания, пяльцы, копировальная бумага, нитки мулине ,канва, ножницы, напёрстки, сантиметровая лента;
-коробки для хранения инструментов и приспособлений;
- стулья, столы для работы, шкафы для хранения инструментов и принадлежностей;
Методическое и дидактическое обеспечение программы
-методические разработки занятий;
-наглядно- иллюстративный материал :
сюжетные картинки;
схема спектрального круга;
схемы выполнения швов;
схемы вышивки швов;
- подборка информационной справочной литературы;
Календарно-тематический план
Тема |
Теория |
Практика |
Итого |
Вводное занятие |
2 |
- |
2 |
Вышивка крестом |
15 |
35 |
50 |
Вышивка гладью |
15 |
35 |
50 |
Волшебная нить |
15 |
35 |
50 |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
|
49 |
105 |
154 |
Литература для учащихся:
Глинская Е.Б. Азбука вышивания. Ташкент, изд-во «Мехнат», 1994г.
Еременко Т.И. Иголка-волшебница. М., «Просвещение», 1987г. Еременко Т.И. Вышивка крестом. М., ТОО «Мария Л», 1992г.
Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. Минск, «Полымя», 1992г.
Мадре Илга Вышивание 600 узоров. Riga .Latvijasenciklopedia 1993г.Вып.4,5.
Моисеенко Ю. Е., Бичукова Е. В., Бичукова Т. В.
Юной вышивальщице. Минск, «Народнаяасвета», 1993г
Литература для педагога:
Дамское рукоделие. Книга о вышивке. Н.-Новгород, ТОО «ПК
Инжиниринг, Лтд», 1993г.
Курс женских рукоделий. Репринтное издание, С.-Петербург,
«Слово», 1902г./ М., А/О «Толика» («Российский писатель»), 1992г.
Рукоделие. Популярная энциклопедия./ Под ред. И.А. Андреевой.
М., Науч. Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1992г.
Учите детей вышивать. Учебное пособие для студенческих учреждений среднего профессионального образования. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2003. – 192 с., 16с. ил.: ил.
Художественная гладь:вышивание как искусство. Перевод с английского М.Бобылевой.-М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2021.-128 с. ;ил.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.