Образовательная программа
по внеучебной деятельности (ПРИМЕРНАЯ)
«Общая физическая подготовка»
Спортивно-оздоровительное направление
Пояснительная записка
Опыт работы со школьниками показывает, что у детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии “взрослой жизни”. А ведь новое тысячелетие заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.
Хорошая физическая подготовленность является фундаментом высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности учащихся. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Всё это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.
Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад , соревнований, поисковых научных исследований и т.п. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься. Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей.
Цели и задачи программы
Цель воспитательной работы нашей школы – создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализация и адаптация в обществе на основе здоровьесберегающего подхода во внеурочной деятельности.
В формировании физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью важнейшее значение имеют занятия общей физической подготовкой (ОФП).
Данная программа разработана на основе программы внеклассной и внешкольной работы Министерства Просвещения 2000 года с изменениями с учётом особенностей конкретного учебного заведения.
Курс по ОФП в нашей школе осваивается на принципах:
- реализации желания детей
заниматься конкретными видами спорта,
- учета специфики спортивных занятий,
- комплексном подходе к укреплению и сохранению здоровья учащихся,
- постепенном усилении физической и мышечной нагрузки,
- разнообразной физической деятельности учащихся,
- преемственности урочных и внеурочных работ.
Цель проведения занятий общей физической подготовкой (ОФП) в школе – здоровьесбережение, здоровьеподдержание и здоровьеформирование младших школьников.
Задачи :
Здоровьесберегающие:
· укрепления здоровья и закаливания занимающихся;
· удовлетворение суточной потребности в физической нагрузке;
· ведение закаливающих процедур;
· укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей;
· снятие физической и умственной усталости.
Образовательные:
· просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
· приобретение инструкторских навыков и умение самостоятельно заниматься физической культурой,
· введение индекса физического состояния ребенка;
Развивающие:
· достижения всестороннего развития;
· развитие координации движений;
· развитие памяти, мышления
Воспитательные:
· формирование моральных и волевых качеств гражданина;
· воспитание дисциплинированности, смелости и решительности учащихся
Планируемый результат:
Средства диагностики:
· наблюдения;
· собеседование;
· анкетирование родителей;
· анкетирование учащихся;
· тестирование и мониторинг здоровья.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры (пионербол, баскетбол, элементы волейбола), развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольная, баскетбольная, волейбольная, хоккейная коробка) в рамках работы программы;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
Место проведения:
· Спортивная площадка;
· Футбольное поле;
· Класс(для теоретических занятий);
· Спортивный зал.
Инвентарь:
· Волейбольные мячи;
· Баскетбольные мячи;
· Канат;
· Кегли или городки;
· Скакалки;
· Теннисные мячи;
· Малые мячи;
· Гимнастическая стенка;
· Гимнастические скамейки;
· Сетка волейбольная;
· Щиты с кольцами;
· Лыжи, палки;
· Секундомер;
· Маты;
· Ракетки;
· Шашки;
· Обручи.
Условия реализации программы внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению (ОФП).
Место проведения |
Время проведения |
Форма организации. |
Школа |
Первая половина учебного дня |
Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры. |
Школа |
Вторая половина учебного дня |
Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр. |
Семья |
Вторая половина учебного дня. Выходные. |
Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность. |
Учреждения дополнительного образования. |
Вторая половина учебного дня. Выходные. |
Детские спортивные секции и школы. |
Школьные оздоровительные лагеря. |
Каникулы. |
Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря. |
Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов (2 ЧАСА В НЕДЕЛИ), прошедших медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Основная задача руководителя - воспитание кружковцев, овладение физической культурой и совершенствования личностных взаимоотношений. Руководитель на основе изучения личностных особенностей каждого ребенка, находит индивидуальный подход, позволяющих благоприятно воздействовать на физическое и психическое здоровье школьника, поддерживает тесную связь с родителями и классным руководителем.
Программа секции «Общая физическая подготовка» составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе. При составлении плана учебно-тренировочных занятий необходимо учитывать, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. В связи с этим при планировании занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности кружковцев. Поэтому руководитель должен изучить своих будущих воспитанников.
При подборе средств и методов практических занятий руководитель кружка должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, подвижные игры и т.д.).
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.
Спортивные соревнования в кружке и между кружками повышают интерес к занятиям. Их следует проводить систематически с приглашением родителей.
Содержание программы. 1 класс. 66 часов.
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
||
Теорет. |
Практ. |
Всего |
||
1. |
(ЗОЖ)Гигиена, предупреждение травм, ТБ, режим дня, самоконтроль, упрощенные правила судейства, умение самостоятельно заниматься физкультурой, тестирование и мониторинг здоровья, экскурсии. |
14 |
|
|
2. |
Футбол (Ф) |
1 |
|
|
3. |
Подвижные игры (П/И) |
2 |
|
|
4. |
Лыжи (Л) |
3 |
|
|
5. |
Баскетбол (Б) |
1 |
|
|
6. |
Пионербол (П). |
1 |
|
|
7. |
Шашки (Ш) |
- |
|
|
8. |
Спортивные соревнования(С/С) |
- |
|
|
9. |
Итого: |
22 |
|
|
Данная программа предполагает внесение изменений и дополнений.
Учебная литература
1. Мой друг – физкультура: учебник для учащихся 1-4 кл. нач. шк./В.И.Лях.-М.: Просвещение , 2007
Литература
1. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
2. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва. 2003.
3. 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Фатеева Л.П. Ярославль: «Академия развития», 1998
4. «Все цвета, кроме чёрного» - организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. «Вентана – Граф», Москва, 2002
Поурочное планирование занятий по ОФП.1 КЛАСС
№ занятия |
тема |
Раздел программы |
теория |
практика |
Футбол. |
||||
1. |
Родительское собрание «Гигиенические требования к занятиям по ОФП. ЗОЖ. Планирование работы по ОФП» |
ЗОЖ |
1 |
|
2. |
Техника безопасности на занятиях по ОФП. Удар по неподвижному мячу.
|
Ф |
|
1 |
3. |
Удар по мячу с подачи.
|
Ф |
|
1 |
4. |
Беседа «Режим дня, его значение». |
ЗОЖ |
1 |
|
5. |
Удар по мячу на точность |
ф |
|
1 |
6. |
Ведение мяча – обводка стоек.
|
Ф |
|
1 |
7. |
Тестирование и мониторинг здоровья. |
ЗОЖ |
|
1 |
|
||||
8. |
Жонглирование мячом.
|
Ф |
|
1 |
9. |
Осенний кросс. |
С/С |
|
1 |
10. |
Удар неподвижного мяча с 11 метров.
|
Ф |
|
1 |
11. |
Самоконтроль при физических занятиях. |
Ф |
1 |
|
12. |
Удар мяча головой.
|
Ф |
|
1 |
13. |
Передача мяча в парах по всему полю в движении. Бросок мяча рукой на дальность.
|
Ф |
|
1 |
14. |
Экологическая экскурсия по селу. |
ЗОЖ |
|
1 |
Подвижные игры.
|
||||
15. |
Плановый медицинский осмотр учащихся специалистами ЦРБ. |
ЗОЖ |
1 |
|
16. |
«Салки-догонялки» |
П/И |
|
1 |
17. |
Салки «Ноги на весу» |
П/И |
|
1 |
18. |
Беседа «Правила здоровья» |
ЗОЖ |
1 |
|
19. |
«Мышеловка» |
П/И |
|
1 |
20. |
«Метко в цель» |
П/И |
|
1 |
21. |
Создание картотеки подвижных игр. |
П/И |
1 |
|
22. |
Создание картотеки подвижных игр. |
П/И |
1 |
|
.
|
||||
23. |
Беседа «Аптека на подоконнике». |
ЗОЖ |
1 |
|
24. |
«Охотники и утки» |
П/И |
|
1 |
25. |
«Третий лишний» |
П/И |
|
1 |
26. |
Инструктаж по ТБ. Беседа «Осторожно – тонкий лёд!» |
ЗОЖ |
1 |
|
27. |
«Кто быстрее?» |
П/И |
|
1 |
28. |
«Земля, вода, воздух» |
П/И |
|
1 |
29. |
ЗОЖ - виды закаливания. |
ЗОЖ |
1 |
|
30. |
«Попади мячом в цель» |
П/И |
|
1 |
31. |
«Гонка мячей в колоннах» |
П/И |
|
1 |
32. |
Беседа «Одевайся по погоде». |
ЗОЖ |
1 |
|
33. |
«Догони мяч» |
П/И) |
|
1 |
34. |
«Мяч в стенку» |
П/И) |
|
1 |
|
||||
35. |
Час настольных игр. Шашки. |
Ш |
|
1 |
36. |
«Прокати мяч» |
П/И |
|
1 |
37. |
«День и ночь» |
П/И |
|
1 |
38. |
Инструктаж по ТБ. «В мороз». |
ЗОЖ |
1 |
|
39. |
«Охотники и утки» |
П/И |
|
1 |
40. |
«Белки, орехи, шишки» |
П/И |
|
1 |
41. |
«Поединок на ракетках» |
П/И |
|
1 |
42. |
Подвижные игры на свежем воздухе |
П/И |
|
1 |
43. |
Подвижные игры на свежем воздухе |
П/И |
|
1 |
44. |
Подвижные игры на свежем воздухе |
П/И |
|
1 |
45. |
Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». |
С/С |
|
1 |
|
||||
46. |
ТБ. Гигиена лыжника. Характеристика лыжного инвентаря. Лыжные мази. |
Л |
1 |
|
47. |
«Охотники и утки» |
П/И |
|
1 |
48. |
Смазка лыж. Выбор палок и лыж. |
Л |
1 |
|
|
||||
49. |
2-хшажный переменный ход без палок.
|
Л |
|
1 |
50. |
Час настольных игр. Шашки. |
Ш |
|
1 |
51. |
Подготовка пластиковых лыж. Охлаждение лыж. |
Л |
1 |
|
52. |
Час настольных игр. Шахматы |
Ш |
|
1 |
53. |
ЗОЖ - виды закаливания. |
ЗОЖ |
1 |
|
54. |
«Попади мячом в цель» |
П/И |
|
1 |
55. |
«Гонка мячей в колоннах» |
П/И |
|
1 |
56. |
Беседа «Одевайся по погоде». |
ЗОЖ |
1 |
|
57. |
«Догони мяч» |
П/И) |
|
1 |
58. |
«Мяч в стенку» |
П/И) |
|
1 |
|
||||
59. |
2-хшажный переменный ход.
|
Л |
|
1 |
60. |
2-хшажный переменный ход без палок.
|
Л |
|
1 |
БАСКЕТБОЛ
|
||||
61. |
ТБ. Предупреждение спортивных травм на занятиях баскетболом.
|
Б |
1 |
|
62. |
Техника передвижения (стойка баскетболиста). Бросок мяча с места. |
Б |
|
1 |
63. |
Час настольных игр. Шахматы |
Ш |
|
|
64. |
Час настольных игр. Шахматы |
Ш |
|
1 |
65. |
Первенство школы по шахматам |
Ш |
|
|
66. |
Подвижные игры на свежем воздухе |
П/И |
|
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.