Программа организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями (испытывающие трудности в обучении).
Оценка 4.8

Программа организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями (испытывающие трудности в обучении).

Оценка 4.8
Особые потребности
doc
23.01.2020
Программа организации индивидуального обучения  для обучающихся с особыми образовательными потребностями  (испытывающие трудности в обучении).
публикация.doc

Программа организации индивидуального обучения

для обучающихся с особыми образовательными потребностями

(испытывающие трудности в обучении).

 

Составитель: педагог-психолог

СОШ №1 г.Белоярский

Лапина Жанна Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка Программа ориентирована на сохранение уникальности и самоценности детства при любых вариантах его развития. Уважение личности всех субъектов образовательного процесса – основа реализации Программы.

В Программе учитываются возрастные и индивидуальные потребности ребенка, связанные с его социальной ситуацией развития и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. В рамках возрастного, деятельностного и дифференцированного подходов к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличительной особенностью данной Программы является выделение специфических коррекционно-педагогических задач, направленных на развитие и коррекцию индивидуальных познавательных, речевых и эмоциональных нарушений детей в процессе занятий со специалистом.

Рабочая программа включает следующие разделы:

·       Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане, цели и вытекающие из них задачи его изучения, основные содержательные линии;

·       Психолого-педагогическая характеристика обучающегося

·       Требования к уровню подготовки ученика, оканчивающий 3-й год обучения;

·       Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам;

·       Календарно – тематическое планирование;

·       Учебные пособия для реализации программного содержания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

Статья 79 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утв. приказом Минтруда России от 31.07.2015 № 528н.

СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10.07.2015 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным обще­образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утв. приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082.

Письмо Минобрнауки России от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»

Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ- 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014

ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373

ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от 19.01.2014 № 1598

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (Вариант 2).

Федеральный перечень учебников для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Учебный план и календарно-учебный график СОШ №1 г.Белоярский на 2018-2019 учебный год.

Приказ директора от 05.09.2019 № 911 «Об организации индивидуального обучения», заявление родителей.

Модифицированная программа «Игра, игротерапия» составлена на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин,  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009; «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова, рецензенты: В.В. Воронкова, В.Т.Петрова. – М.: Просвещение, 2009.

В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 учебный год для коррекционно-развивающих занятий выделено 2 часа в неделю, что составляет 66 учебных часов в год.

Игротерапия является одним из эффективных методов лечебно- педагогического воздействия на детей, проводимый с определенной целью и выполняющий следующие функции:

- коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

- релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

- воспитательную – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;

- развивающую – развитие психических процессов и ВПФ, двигательной сферы;

- дидактическую (обучающую) – обогащение информацией об окружающем мире.

Цели программы:

дать многогранное полифункциональное представление обучающемуся об окружающей действительности, обогатить чувственный познавательный опыт, способствующие оптимизации психического развития ребенка и эффективной социализации в обществе.

Задачи программы:

- корригировать ВПФ ребенка, недостатки познавательной деятельности и эмоционально-волевую сферу;

- предупреждать вторичные отклонения и нарушения в развитии,

- подготавливать к восприятию учебного материала, осуществляя межпредметную связь;

- учить умению сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи;

- формировать пространственно-временные представления и ориентировки, знания сенсорных эталонов - определенных систем и шкал: величины, световой спектр;

- развивать слухоголосовые и зрительно-двигательные координации, мелкую моторику;

- обогащать словарный запас новой терминологией;

-  воспитывать мотивацию к учению.

Разделы, темы программы, содержание цикла занятий носят коррекционно-развивающий характер. Программа реализуется через предметно-практическую, изобразительную деятельность, конструирование, тренировочные упражнения, игры и готовит учащихся к восприятию учебных предметов на уроках математики, русского языка, устной речи, занимательного труда, рисования, живого мира.

Характеристика особых образовательных потребностей детей

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно- потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Психолого-педагогическая характеристика на обучающегося с умственной отсталостью

Б. Никита с трудом вступает в контакт. Социально-бытовая адаптация учащегося: удовлетворительная ориентация в семейной среде: знает адрес, членов семьи, место работы мамы; хорошая ориентация в помещении: знает его части и их назначение; хорошая бытовая ориентировка: знает условия своего быта и умеет в них ориентироваться. Ориентация в макро пространстве только с взрослыми (на улице); сложно понять ориентацию времени (дни недели – времена года – часы); низкая ориентация в микро и макро социуме из-за отсутствия усвоения социальных норм и правил поведения со знакомым и незнакомыми людьми.

    Передвижение в рамках микросреды школы осуществляется в основном с взрослыми, но самостоятельно поднимается с первого на третий этаж, хорошо знает расположение нужных учебных кабинетов, библиотеки, спортивного зала, столовой. Мальчик старается поддерживать порядок в личном пространстве, не всегда способен контролировать поведение с точки зрения обеспечения безопасности личной, а также окружающих и безопасности среды, а также прогнозировать последствия своих поступков для себя и окружающих.

Б. Никита испытывает трудности в усвоении учебной программы по всем основным предметам. Необходима обучающая и направляющая помощь учителя.

       Навыки письма не сформированы, при письме мальчик проявляет стойкую негативную реакцию. Трудности заключаются в том. что у ребёнка не скоординированы движения пальцев, мелкие и точные движения руки для него недоступны. С помощью взрослых с большим трудом обводит элементы букв, изученные печатные и прописные буквы. Знает названия всех букв русского алфавита. Читает словами, знакомые короткие тексты. При чтении незнакомого текста наблюдаются стойкие негативные реакции. Не различает гласные и согласные звуки, согласные по твёрдости и мягкости, при многократном повторении различает ударные и безударные гласные, фонематическое восприятие нарушено, звуковой анализ и синтез не сформирован, вследствие чего не умеет выполнять звукобуквенный анализ слов.

Часто наблюдается негативная реакция на введение нового материала. Восприятие и осмысление нового учебного материала на низком уровне. Постоянно необходима опора на наглядный материал.  При многократном повторении механически запоминает короткие рассказы и эмоционально повторяет при поддержке учителя.

Вербальные способности развиты слабо. Речевые инструкции понимает отсрочено, в ряде случаев требуется повторение. На занятиях наблюдается высокая истощаемость, мальчику необходима частая смена деятельности. Работоспособность и темп деятельности невысокие. Во время выполнения заданий требуется помощь взрослого. Помощь по мере необходимости принимает. В каждом конкретном случае она является либо разъясняющей, либо направляющей, либо стимулирующей. Помощь использует продуктивно. Деятельность начинает по инициативе взрослого, самостоятельности не проявляет. Самостоятельная речь отсутствует. Благодаря хорошей механической памяти может очень быстро запомнить и механически воспроизвести текст понравившейся песни или стихотворения. Обращённую речь понимает практически в полном объёме. Общается при помощи естественных жестов или односложно.

Учащийся неосознанно называет и считает числа и цифры от 1 до 50 в прямом порядке, в обратном – от 10 до 1, но не самостоятельно, а только повторяет за учителем. Вычислительные навыки сформированы слабо: научился сложению в пределах 5, но испытывает трудности в вычитании и в сравнении. Учащийся не может написать и обвести по образцу изученные числа и цифры. Никита различает изученные геометрические фигуры: Решение задач на данном этапе для ребенка недоступно.

Звонки на урок для ребёнка являются сигналом начала урока, но не сигналом к учебной деятельности. Учебная мотивация не сформирована: во время урока на слова учителя реагирует при многократном повторении, чаще игнорирует; не понимает, что во время урока надо сидеть, слушать и работать. Требования учителя ребёнок часто не выполняет. Не всегда принимает направляющую, стимулирующую помощь взрослого. Навыками самообслуживания владеет удовлетворительно, трудовыми навыками - слабо. Но отношение ребенка к школе выражено положительными эмоциями и стремлением посещать школу. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении урока, темп работы замедлен. Говорит непонятно для окружающих.

Не взаимодействует со сверстниками, коммуникативные навыки не развиты; правила в школе не принимает, не соблюдает; родители обеспечивают достаточный контроль над деятельностью ребёнка, в воспитании учитывают личностные особенности; Эмоционально не стабилен; наблюдаются вспышки агрессии, раздражения. Учебный материал воспринимает избирательно.

Малоинициативен; не может в достаточной степени проявлять волевые усилия, не в состоянии управлять волевыми действиями, не в состоянии преодолевать встречающиеся трудности. Отсутствуют самостоятельность и целеустремленность.

Общие выводы: Никита испытывает стойкие трудности в усвоении адаптированной программы, учебные умения и навыки сформированы на низком уровне. Мотивация отсутствует.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

1.     Диагностическая работа (1.09.-15.09, 15.05.-30.05.) включает:

·     своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

·     раннюю (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностику причин трудностей адаптации;

·     изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;

·     изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2.     Коррекционно-развивающая работа (15.09.-15.05) включает:

·     выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

·     организацию и проведение специалистами индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления трудностей обучения;

·     коррекцию и развитие высших психических функций;

·     развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения;

·     социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

3.     Консультативная работа (в течение всего года) включает:

·     выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

·     консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

·     консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

4.                Информационно-просветительская работа (в течение всего года) предусматривает:

·     различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

·     проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

·        эмоционально-положительное отношение к школе, наличие учебных мотивов, в том числе мотива достижений, способность к оценке своей учебной деятельности (личностные УУД);

·        умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами – восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять (регулятивные УУД);

·        повышение учебной активности и работоспособности (регулятивные УУД);

·        показатели объема, распределения и концентрации внимания на уровне возрастной нормы (регулятивные УУД);

·        повышение уровня общей осведомлённости, воображения и речи до уровня, позволяющего успешно усваивать предметы школьной программы;

·        сформированность навыков произвольности в учебной деятельности (внимания, запоминания), анализ учебного материала на основе выделения существенных признаков (познавательные УУД);

·        строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии (познавательные УУД);

·        позитивная самооценка (личностные УУД);

·        сформированность навыков учебного сотрудничества: слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге, работать в паре (коммуникативные УУД);

Для реализации данной программы используются современные образовательные технологии: уровневая дифференциация, индивидуализация обучения, проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии, развивающее обучение, игровые технологии, здоровьесберегающих технологии.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

На протяжении всего учебного года осуществляется контроль над психическим развитием ребёнка. В начале, середине и конце учебного года проводится психодиагностическое обследование с целью определения актуального уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер личности обучающихся и оценки динамики развития. Диагностические методики в основном имеют балльно - уровневую систему оценки и полностью соответствуют способностям и возможностям ребёнка.

Результативность участия ребенка в программе оценивается:

·       По результатам первичной и заключительной психодиагностики (объективная оценка);

·       На основе обратной связи от родителей и педагогов, работающих с ребенком (субъективная оценка);

·       Через наблюдение изменений в поведении детей (субъективная оценка).

Сравнение результатов первичной и итоговой диагностики позволяет оценить динамику развития ребенка и эффективность работы программы.

Данная программа позволяет формировать универсальные учебные действия:

Регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения с взрослыми;

Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Средствами формирования УУД служат корркционно – развивающие упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы. Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Контроль реализации программы внутри образовательного учреждения осуществляет заместитель директора школы по учебной части. Коррекционно-развивающая программа утверждается директором образовательного учреждения. Учитель – дефектолог должен представлять итоговый отчет, в котором отражает количественные и качественные результаты реализации программы. Выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с участниками программы, исходя из их психофизиологических особенностей и индивидуального развития.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.Наблюдение во время учебной и внеурочной деятельности.

2.Диагностические беседы, экспериментальные исследования, анализ продуктов деятельности детей с ЗПР (тетрадей, рисунков, поделок и т.п.).

3.Ведение документации (психолого-педагогические дневники, обобщающие справки и т.п.).

4.Индивидуально - коррекционные занятия с учителем – дефектологом (учитывая специфику возраста и нарушений, связанных с задержкой психического развития).

5.Мониторинг динамики развития и успешности в освоении программы.

6.Работа с родителями (консультации для родителей, семинары, консультационные практикумы, беседы о здоровье ребенка, выступления на родительских собраниях, отчет о выполнении программы).

Таким образом, коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса при изучении предметов учебного плана и на специальных занятиях, где осуществляется, по возможности, коррекция дефектов развития всех сфер личности обучающихся с ОВЗ специалистами, участвующими в сопровождении, что позволяет обеспечить принципы системности и непрерывности.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.     Активизация познавательной активности учащихся.

2.     Рост показателей развития памяти, внимания.

3.     Умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать различные предметы и выявлять различия в них.

4.     Овладение учащимися самостоятельной, связной, грамматически правильной речью.

5.     Повышение качества обучаемости.

6.     Умение анализировать свою деятельность.

СПОСОБЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

           Показатели психодиагностических, педагогических обследований.

           Наблюдение за работой учащихся во время уроков.

           Учёт успеваемости учащихся по предметам.

Оснащение кабинета: иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях используются наглядные пособия (в том числе собственного изготовления). Технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.

Материально-техническое обеспечение: компьютер; интерактивная доска; интернет; электронные обучающие диски.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Приказом директора школы от 05.09.2019г. № 911 "Об организации индивидуального обучения на дому», на основании заключения ПМПК Белоярского района, протокол №167 от 04.09.2019г. К. Никиты по состоянию здоровья на индивидуальное обучение на дому по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ вариант 8.4 с 01.09.2019 года по 31.08.2020 года.

Количество часов по программе составляет за год - 68 часов. (2 ч. в неделю)

№ п/п

Название темы/урока

 

раздел 1 (14 часов)

 

Диагностика (2 час)

 

Развитие согласованности движений на разные группы мышц. (2 часа)

 

Обучение целенаправленным действиям по двух и трехзвенной инструкции   педагога. (2 часа)

 

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. (2 часа)

 

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях (2 часа)

 

Графический диктант зрительный и на слух (2 часа)

 

Складывание бумаги по контуру изображений (2 часа)

 

раздел 2 (6 часов)

 

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (2 часа)

 

Работа с пластилином и глиной. Лепка «Овощи»

 

Работа с пластилином и глиной. Лепка «Фрукты»

 

Работа с пластилином и глиной. Лепка «Фигуры»

 

Работа с пластилином и глиной. Лепка «Цифры»

 

раздел 3 (4 часов)

 

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела

 

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела

 

Имитация повадок животных, инсценирование школьных событий (2 часа)

 

раздел 4 (44 часов)

 

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета). (2 часа)

 

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции (2 часа)

 

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку (2 часа)

 

Цветовой спектр (2 часа)

 

Цвета теплые и холодные (2 часа)

 

Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета

 

Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета

 

Узнавание предмета по его отдельным частям (2 часа)

 

Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов (2 часа)

 

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (2 часа)

 

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз (2 часа)

 

Сравнение трех предметов (2 часа)

 

Развитие осязания (2 часа)

 

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (2 часа)

 

Определение направления звука в пространстве Выполнение действий по звуковому сигналу (2 часа)

 

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона. Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков (2 часа)

 

Ориентировка в пространстве, вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. (2 часа)

 

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. (2 часа)

 

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (2 часа)

 

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты(2 часа)

 

Определение времени по часам (2 часа)

 

Времена года, их закономерная смена. (2 часа)

 

Диагностика (2 часа)

Используемая литература

1.    «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида 0- IV кл. под редакцией  И.М. Бгажноковой  - М, «Просвещение» 2011».

2.   «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: программно-методического материала под редакцией И.М. Бгажноковой.  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009.

3.   «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Митиева Л.А., Удалова Э.Я. М. «Просвещение», 2009.

4.   Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 класс. – м. АРКТИ, 2010.

5.   «Живой мир». 1 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Матвеева Н.Б., Котина Н.М., Куртова Т.О: – М. «Просвещение» 2013.

6.   «Технология. Ручной труд» 1 класс. Кузнецова Л.А. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ – СПБ. филиал издательства «Просвещение», 2010.

7.   «Изобразительное искусство» 1,2 класс. Рау М.Ю., Зыкова М.А. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основне общеобразовательные программы – М. «Просвещение», 2018.

 

Программа организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения  для обучающихся с особыми образовательными потребностями  (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения  для обучающихся с особыми образовательными потребностями  (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения  для обучающихся с особыми образовательными потребностями  (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения  для обучающихся с особыми образовательными потребностями  (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения  для обучающихся с особыми образовательными потребностями  (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения  для обучающихся с особыми образовательными потребностями  (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения  для обучающихся с особыми образовательными потребностями  (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения  для обучающихся с особыми образовательными потребностями  (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения  для обучающихся с особыми образовательными потребностями  (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями (испытывающие трудности в обучении).

Программа организации индивидуального обучения  для обучающихся с особыми образовательными потребностями  (испытывающие трудности в обучении).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020