Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ»

  • docx
  • 16.10.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ».docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 64 «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

 

 

ПРИНЯТО                                                                                                                      УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                                      заведующий _________ А.С. Горовая

протокол от 01.09.2020 № 1

приказ № 157                                

 

 

 

 

 

 

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ»

НА 2020-2023

 

 

 

 

Разработала и составила

Муз. руководитель: Литвин О.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г

 

 

Содержание программы

 

1.       Введение.

2.       Актуальность.

3.       Особенности организации и проведения программы.

4.       Ожидаемые результаты.

5.       Этапы реализации программы.

6.       Заключение.

7.       Перспективный план реализации программы.

8.     Учебно-тематический план.

9.     Комплексно-тематическое планирование работы.

10. Планируемый результат.

11. Заключение.

12. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

 

Пояснительная записка.

Не случайно в Федеральных государственных стандартах этой теме уделено особое внимание, чётко выделена образовательная область «Безопасность».

ОБЖ - обеспечение безопасности жизнедеятельности в наше время занимает определённые затруднения у детей дошкольного возраста, а также и у их родителей.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте. Программа имеет социально- личностное направление.

Актуальность и педагогическая целесообразность. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

В XXI веке перед человечеством встает одна из главных проблем – всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Дошкольным образовательным учреждениям в этом вопросе отводится особая роль.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком, только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Чтобы подготовить граждан к адекватному поведению и рациональным действиям в постоянно возникающих опасных и чрезвычайных ситуациях, с раннего детства необходимо выделить такие правила поведения для детей, которые они должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Ведь человек, вне зависимости от возраста будет следовать правилу только в том случае, если ему понятен его смысл.

 

2.        Актуальность.

 

Актуальностью программы является использование совершенно новых

методов (тренинги поведения, психотерапия детских страхов).

Особенность работы по программе, состоит также в осознании педагогом большого значения положительного примера со стороны взрослых, и прежде всего педагога. Налаживание контактов с родителями и достижение полного взаимопонимания - неизбежные условия эффективности в воспитании детей. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Если запретов будет слишком много – ребѐнок не сможет выполнить их в полной мере, и неизбежно будет нарушать. Необходимо выделить основное содержание, которое требует совместных усилий педагогов и родителей, определить перечень жизненно важных правил и запретов, выполнение которых для ребенка обязательно и дома, и в детском саду. Программа интегрируется с такими образовательными областями, как: «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Сущность (значение) опыта: музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Цель программы: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение, что является на наш взгляд, важными показателями психического и социального здоровья. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Новизна: На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Доступность: Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Результативность: Повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.

В содержание программы включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города». Усвоив программу, дети научатся правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами; животными и ядовитыми растениями; произойдет становление экологической культуры ценностей здорового образа жизни.

При реализации этой программы дошкольное учреждение организует обучение детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий.

Задачи программы:

- для детей

Расширять у детей представления о безопасном поведении дома и на улице.

Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, как на улице и дома.

Познакомить детей с номерами телефонов экстренных служб.

Привлекать детей к посильному участию в изготовлении продуктов деятельности.

Активизировать словарь за счет слов по теме: «Семья», «Транспорт», «Мебель» и т.д.

-для педагогов

В доступной форме отвечать на вопросы детей, связанные с вопросами безопасности.

Создать условия для совместной деятельности взрослых и детей, в рамках реализуемого проекта.

Обеспечить реализацию задач через образовательные области.

Участвовать, в проводимых в детском саду акциях, на тему «Я и моя безопасность».

Создание интереса к теме через использование электронных образовательных ресурсов в воспитательно-образовательном процессе.

Способствовать установлению взаимоотношений педагогов и специалистов ДОУ, родителей, социальных партнеров в процессе разработки и реализации проекта.

Создать условия для самостоятельной и совместной деятельности детей, в рамках реализуемого проекта.

Провести рефлексивную контрольно-оценочную деятельность через анкетирование детей и родителей.

- для родителей

Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах.

Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы.

В программе представлены следующие формы работы с детьми:

- тестирование детей, первичная диагностика;

- беседы и чтение художественной литературы;

- словесные игры, игры на развитие эмоциональной среды;

- моделирование ситуаций, связанных с пожарной тематикой: дым в квартире, зажги бенгальский огонь, наряди елку, сестра обожгла палец, найди дома огнеопасные предметы;

- заучивание стихов;

- литературный конкурс «Угадай автора»;

- конкурс «Что бы это значило?»

- конкурс эрудитов;

- загадки по противопожарной тематике;

- составление творческих рассказов по противопожарной тематике;

- просмотр диафильмов «На пожаре», «Кошкин дом»;

- беседы о труде пожарных;

- выступление пожарного инспектора;

- экскурсия в пожарную часть, музей пожарной охраны;

- спортивная игра «Мы пожарные»;

- спортивный досуг «Дети о пожарах и пожарных»;

- сюжетно-ролевая игра «Позвони 01»;

- обучение навыкам первой помощи при ожогах и травмах (проводит

старшая медсестра);

- минутка безопасности «Осторожно, огонь!»;

- изготовление макетов по профилактике пожаров;

- элементарное экспериментирование «Опасная свеча»;

- сочинение стихов о пожарах и пожарных;

- конкурс рисунков «Огонь добрый, огонь злой»;

- экологический турнир «Если горит лес»;

- постановка кукольного театра «Кошкин дом», «Береги дом от огня».

Формы работы с родителями:

- информационный стенд «Осторожно, огонь!»;

- консультативный стол, посвященный противопожарной тематике;

- родительские посиделки «Огонь – друг, огонь – враг!»;

- консультация медсестры и пожарного инспектора по ожогам пламенем;

- консультация «Как правильно установить елку»;

- семейный проект «Огонь в руках детей».

Формы работы с педагогами:

- деловая игра «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- наглядная информация на противопожарные темы;

- деловая игра «Мы украсим елку в праздничный наряд»;

- подготовка памятки и распространение ее в ДОУ и микрорайоне;

- педсовет с привлечением пожарного инспектора;

- практические занятия по оказанию первой помощи при ожогах;

- консультация по профилактике пожара;

- распространение передового опыта по основам безопасности детей

дошкольного возраста.

Данная программа разработана на базе:

1. Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией:

Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы».

2. Пособия для педагогов и родителей: К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».

3. Пособия для педагогов и родителей: Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» для детей 3-7 лет.

4. Пособия для педагогов: Н. А. Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности».

Таким образом, в данной программе предложены различные формы, как с детьми, так и с родителями и педагогами. Программа предназначена только для детей старшего дошкольного возраста. Работа строится только в одном направлении – обучение основам пожарной безопасности, не захватывая такие немаловажные темы как обучение основам безопасного поведения на улице, при стихийных бедствиях, землетрясениях, наводнениях, ураганах, химической и радиационной опасности.

 

3.Особенности организации и принципы программы.

Вместе с тем в силу особой значимости для охраны здоровья ребенка требуется соблюдение следующих основных принципов:

- полноты - содержание программы должно быть реализовано по всем разделам работы;

- системности - работа должна проводиться целенаправленно весь учебный год при гибком распределении содержания программы и с учетом спонтанно возникающих ситуаций;

- сезонности - учитывать климатические и сезонные изменения для максимального приближения ребенка к естественным природным условиям;

- учета условий городской и сельской местности – раскрывать содержание учебного материала так, чтобы компенсировать неосведомленность детей в правилах поведения в непривычных для них условиях;

- возрастной адресованности – содержание работы разного возраста выстраивается в соответствии с возможностями детей по усвоению материала;

- интеграции — программа может реализовываться как самостоятельная парциальная программа, может выступать как составная часть комплексной программы по направлениям: физическое развитие и здоровье, развитие экологической культуры, развитие игровой, театрализованной, изобразительной деятельности. Программа не должна быть искусственной надстройкой, а представлять целостный педагогический процесс;

- координации деятельности педагогов - тематические планы воспитателей и специалистов должны быть согласованы, чтобы избежать повторов и обеспечить последовательность усвоения знании детьми;

- преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи - родители становятся активными участниками педагогического процесса в детском саду, должны поддерживать требования педагогов, проводить с детьми дома беседы и обсуждать конкретные темы, предложенные педагогами.

Основными принципами безопасного воспитания является - основные источники опасности:

• Опасности, с которыми ребёнок может столкнуться дома (или бытовые)

• Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).

• Опасности, с которыми ребёнок может столкнуться на улице и на дороге.

• Опасности на природе.

• Опасности со здоровьем.

Основное содержание работы по программе строится по направлениям:

1. Ребенок и другие люди;

2. Ребенок и природа;

3. Здоровье ребенка;

4. Ребенок дома;

5. Эмоциональное благополучие ребенка;

6. Ребенок на улицах города.

В раздел «Ребенок и другие люди» авторы программы сочли необходимым включить особое содержание, которое отражает общие изменения, происходящие в нашей жизни.

Ребенок должен понимать, что общение с другими людьми может быть

опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с

незнакомыми людьми. Нередко дошкольники считают, что опасными

являются люди с неприятной внешностью или манерой поведения.
 Условия ДОУ для развития музыкальных и творческих способностей детей, укрепления их психофизического здоровья.

 

Помещения

 

Процессы

 

Музыкальный зал

Утренняя гимнастика

Музыкальные занятия

Индивидуальные занятия

Танцевальный кружок

Праздники, развлечения

Групповые комнаты

Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках

Индивидуальная работа

Физкультурный зал

Утренняя гимнастика

Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением

ЛФК (лечебная физкультура)

Музыкально-спортивные праздники и развлечения

Территория детского сада

Праздники и развлечения

Музыкальные и спортивные развлечения, праздники

 

 

4.Ожидаемые результаты.

- для детей.

Сформировать у детей представления о безопасном поведении в процессе реализации проекта.

Продолжать формировать у детей навыки социального поведения

Повышение познавательной активности.

- для педагогов.

Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий: метод проектов;

Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.

Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.

Создание информационно-методической базы по данной теме.

- для родителей.

Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Активное вовлечение в совместную деятельность родителей и детей по данной теме.

Активизировать исследовательскую деятельность родителей.

Участие в совместных мероприятиях, проходимых в рамках данного проекта.

Бережное отношение к продуктам детского творчества.

 

5.Этапы реализации работы программы.

 

Этапы

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи

Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов/ продуктов проекта)

1.Беседа с детьми,

2.Рассматривание иллюстраций, плакатов, фотографий, энцеклопедий.

1.Разработка анкет,

2.разработка системной паутинки по проекту,

3.оформление информации для детей.

4. Создание пооперационных карт для самостоятельной и совместной деятельности.

1.Анкетирование

2.Разработка совместных досугов,

3. Совместные экскурсии с родителями.

Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

1.Игровая

1.Отображение жизненного опыта в сюжетно-ролевых.

1.Разработка сюжетно-ролевых игр по теме проекта «Вызов пожарного», «Семья», «Вызов врача», «МЧС- приходит на помощь», «Водитель-пешеход»

1.Оснащение сюжетно-ролевых игр атрибутами

2. Обыгрывание дома данных игр.

2.Чтение (восприятие)

1.Восприятие литературных произведений.

2. Знакомство и выборочное разучивание стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме.

3. Рассматривание таблиц.

1.Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг, детских энциклопедий.

К. Чуковский «Путаница»

С.Я. Маршак «Кошкин дом»

С.Я. Маршак «Мойдодыр»

Шарль Перро

«Красная шапочка»

К Чуковский «Доктор Айболит»

С. Михалков «Дядя Степа», «Котауси и Мауси»

А. Дмитриев «Бездомная кошка»

2. Подбор стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме.

3. Подготовка и проведение тематической экскурсии в поликлинику, к перекрестку, к светофору.

1.Создание выставки книг о безопасном поведении.

2. Подготовка и проведение тематической экскурсии к перекрестку и светофору.

3.Рекомендации о литературные произведения о безопасном поведении для детей.

4.Оформление памяток

«Чужие люди»

«Как организовать загородный отдых ребенка»

«Ребенок во дворе»

3.Коммуникативная

1.Свободное общение на тему безопасность.

2.Составление рассказа при помощи мнемотаблиц.

1.Рассказы детям об интересных фактах и событиях, связанных с темой проекта

2.Подбор мнемотаблиц для составления рассказов.

1.Словотворчество детей и родителей «Сочинение рассказов о нашей безопасности»

4.Познавательно-исследовательская

1.Просмотр и проведение наблюдений, исследований, опытов.

2.Просмотр и обсуждение презентаций.

3. Создание коллажа по теме проекта.

4. Создание работ на конкурс-выставку «Я и моя безопасность».

5. Дидактические игры «Разрезные картинки», Моделирование безопасного подхода к детскому саду»; «Составь правильно”; “Назови кто придет на помощь”, “Узнай профессию”, “Что сначала, что потом”; “«Узнай по силуэту»;

«Потому, что…»,

Развивающие игры: «Дорожные знаки»

«Чтобы не случилось беды»

«Если я сделаю так»

6. Решение проблемных ситуаций.

1.Проведение экспериментирования «Свойства воды», «Свойства воздуха».

2.Создание компьютерных презентаций «Как я в детский сад иду», «Мы едим на автобусе».

3.Подбор материала, для создания коллажа и папки-раскладки «Наша безопасность».

4. Оформление выставки «Кто на помощь к нам спешит?».

5. Подбор дидактических, развивающих

1.Оснащение материалами, необходимыми для проведения исследовательской работы.

2. Создание компьютерных презентаций.

3. Просвещение родителей по теме, через информацию в коллаже и папки-раскладки.

4. Создание макетов на конкурс-выставку «Кто на помощь к нам спешит?»

5.Продуктивная

«Знакомство с нетрадиционной ИЗО техников лепка из соленого теста «Пожарный», «Колобок»,

Аппликация «Скорая помощь»,

«Котауси и Мауси»

2.Изготовление масок «Кто может в гости к нам придти».

1.Знакомство детей с нетрадиционными ИЗО техников.

2. Подбор материала для осуществления работ.

3. Разработка пооперационных карт.

1. Оснащение необходимыми материалами.

2. Проведение художественной выставки работ детей и родителей.

6.Музыкально-художественная

1. Слушание музыкальных произведений.

2. Разучивание песен и танцев к досугу.

3.Экспериментирование со звуками

«Придумай движение …»

1.Подбор по теме: песен. танцев, музыкальные композиции, этюдов.

2. Подготовка и проведение досугов «Мы едим на автобусе», «Волк и семеро козлят».

1.Подготовка и проведение досугов «Мы едим на автобусе», «Волк и семеро козлят».

2. Изготовление костюмов.

7. Двигательная

1.Подвижные: игры: «Воробушки и автомобиль», «Кошки и мышки»,

«Слушай сигнал»,

«Потуши огонь», «Пожарная тревога».

Физминутки «Мы растем», «По грибы все пойдем», «Внимание! Проверь дружок»

2. Досуги «Мы едим на автобусе», «Волк и семеро козлят».

1. Создание картотеки физминуток, динамических пауз, подвижных игр.

2. Подготовка и проведение досугов «Мы едим на автобусе», «Волк и семеро козлят».

1.Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр.

2. Подготовка и проведение досугов «Мы едим на автобусе», «Волк и семеро козлят».

8. Трудовая (ручной труд)

1. Изготовление из бросового материала «Светофор», «Дорожные знаки»

1. Подбор материала для изготовления поделок.

1. Оснащение бросовым материалом.

Завершающий (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

1 Досуг «Мы едим на автобусе», «Волк и семеро козлят».

2. Выставка творческих работ

«Моя безопасность».

3. Проведение рефлексии настроения и эмоционального настроения.

4. Опрос детей «Что интересного узнали?»

1. Подготовка и проведение досуга «Волк и семеро козлят».»

2.Подведение итогов, награждение подарками, грамотами, сувенирами.

3.Проведение рефлексивно контрольно-оценочной деятельности через анкетирование и опросники детей и родителей (рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала).

3.Разработка анкет и опросников для детей и взрослых.

1. Подготовка и проведение досуга «Волк и семеро козлят».

2.Анкетирование родителей о взаимодействии и деятельности в реализации проекта.

 

 

6.Заключение

 

В XXI веке перед человечеством встает одна из главных проблем - всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов. В своей работе я стараюсь объединить знания, умения и навыки всех членов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) создать безопасные условия пребывания воспитанников в ДОУ, как же чтобы научить детей безопасному поведению в социуме, умение применять полученные знания на практике и при необходимости, действовать в Чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

 

7. Перспективный план реализации программы.

 

1.                     Проведение массовых мероприятий (праздники и развлечения для детей и родителей)

2.                     Разработаны творческой группой педагогов памятки и рекомендации: «Правила Потеряшек», «Если случился пожар», «Если возникла давка» и т.д. Предварительной работе отводится первостепенная роль, «Лучше беду предотвратить, чем через нее пройти!»

3.                     Разработаны «Правила поведения дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ»

4.                     Разработаны интеллектуально-творческой игры для дошкольников «Правила ОБЖ мы узнали детьми, воспитанными стали»

5.                     Сценарий музыкально-театрализованного развлечения по ОБЖ для младших групп «Происшествие в лесу»

6.                     Создание компьютерных презентаций.

7.                     Выставка книг по ознакомлению детей с безопасным поведением.

8.                     Оформление информационной стены для детей.

9.                     Подбор материала для родителей: папки-раскладки, фотогазеты.

10.                 Рекомендации по походу к светофору, в пожарную часть с детьми.

11.                 Изготовление картотеки подвижных игр, физминуток, динамических пауз по теме.

12.                 Участие в фестивале детского-юношеского творчества по пожарной безопасности «Юные таланты за безопасность» в г. Смоленске

 

 

№             План проведения занятия 

1

Познание

1.Рассматривание иллюстраций, плакатов, фотографий, энцеклопедий.

2.Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением:

- «Котауси и Мауси»

- «Дядя Степа»

Азбука безопасности

Уроки тетушки Совы

3.Оформление тематических выставок

«Правила поведения на музыкалных занятиях»

«Что такое хорошо и что такое плохо»

«Уголок настроения»

5.Дидактические игры:

-Незнакомец

-Спаси игрушку

-Найди предмет

- Луч фонарика

-Собери рюкзак спасателя

6.Отображение жизненного опыта в сюжетно-ролевых играх

«Воробушки и автомобиль», «Спасатели», «Автобус», «Одеваемся на прогулку», «Вызов пожарного», «Семья», «Вызов врача», «МЧС- приходит на помощь», «Водитель-пешеход»

2

Чтение художественной литературы

С.Я.Маршак «Кошкин дом»

Шарль Перро «Красная шапочка»

С.Михалков «Дядя Степа», «Котауси и Мауси»

Подбор стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр по теме.

3

Коммуникация

Составление рассказов по теме

Составление рассказа о безопасном поведении на музыкальном занятии, группе, улице

Беседа «Чужие люди»,

Беседа «Едим в автобусе»

4

Социализация

1.Сюжетно-ролевые игры по теме ОБЖ:

«Больница», «Спасатели», «Автобус», «Одеваемся на прогулку», «Вызов пожарного», «Семья», «Вызов врача», «МЧС- приходит на помощь», «Водитель-пешеход», «Воробушки и автомобиль» и мн. др.

2.Дидактические игры с предметами

5

Безопасность

1.Просмотр познавательных презентаций и видеофильмов

--Контакты с незнакомыми людьми «Сказка о глупом мышонке»,

- Контакты с бездомными животными «Колобок»,

2.Рассматривание иллюстраций и фотографий.

3.Просмотр мультфильмов

6

Активизировать словарный запас детей

 за счет слов по теме: «Семья», «Транспорт» и др.

7

Познакомить детей с номерами телефонов экстренных служб

 

8. Учебно-тематический план.

 

Первый год обучения.

1. Предметы, требующие осторожного обращения

Программное содержание: предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

2. Контакты с животными

Программное содержание: объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

3. Личная гигиена

Программное содержание: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

4. Витамины и полезные продукты

Программное содержание: рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

5. Конфликты между детьми

Программное содержание: научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами- регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очерёдность, извиниться).

6. Одежда и здоровье

Программное содержание: ребёнок должен узнать, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.

7. Игры во дворе

Программное содержание: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

 

Второй год обучения.

1. Опасные ситуации: Контакты с незнакомыми людьми на улице

Программное содержание: рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.

2. Пожар

Программное содержание: рассказать детям, как правильно себя вести в случае пожара.

3. Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности

Программное содержание: расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Дети должны знать, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там.

4. Будем беречь и охранять природу

Программное содержание: воспитывать у детей природоохранительное поведение; развить представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.

5. Конфликты между детьми

Программное содержание: продолжать учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами- регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очерёдность, извиниться).

6. В городском транспорте

Программное содержание: познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.

7. Дорожные знаки

Программное содержание: научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. Учить правилам поведения пешеходов.

8. К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице.

Программное содержание: дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.

9. Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живёшь?

Программное содержание: дети должны запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находится и как выглядит дом, что расположено поблизости).

Третий год обучения.

1. Внешность человека может быть обманчива.

Программное содержание: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

2. Как вызвать милицию.

Программное содержание: научить детей пользоваться телефоном для вызова милиции «02» (запомнить номер).

3. Использование и хранение опасных предметов.

Программное содержание: рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах.

4. Контакты с животными.

Программное содержание: объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

5. Скорая помощь.

Программное содержание: познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить своё имя, фамилию и домашний адрес).

6. Микробы и вирусы.

Программное содержание: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах).

7. Режим дня.

Программное содержание: сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения.

8. Опасные участки на пешеходной части улицы

Программное содержание: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности; различными способами ограждения опасных зон тротуара.

9. Игры во дворе.

Программное содержание: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

 

Четвёртый год обучения.

1. Предметы, требующие осторожного обращения.

Программное содержание: предложить детям запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.

2. Насильственные действия незнакомого взрослого на улице.

Программное содержание: рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения.

3. Ребёнок и его старшие приятели.

Программное содержание: научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.

4. Как устроено тело человека.

Программное содержание: познакомить детей с тем, как устроено тело человека.

5. Здоровье и болезнь.

Программное содержание: научить детей заботиться о своѐм здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

6. Пожар.

Программное содержание: познакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара.

7. Здоровая пища.

Программное содержание: помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

8. Спорт.

Программное содержание: способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека.

9. Безопасное поведение на улице.

Программное содержание: научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть.

 

9. Комплексно-тематическое планирование работы.

 

МЛАДШАЯ ГРУППА

Раздел «Здоровье ребенка».

Задачи:

Дать детям элементарные сведения о своем организме.

Убедить в необходимости заботиться и беречь свои органы (глаза, руки, ноги, уши и т.п.). Познакомить с алгоритмом мытья рук; закрепить навыки мытья рук, лица, всего тела. Разучить «Три золотых правила мытья рук»: после туалета, прогулки, перед едой.

Учить пользоваться платком, салфеткой, полотенцем.

Дать первоначальные представления о том, как одеваться в соответствии с погодой; познакомить с назначением одежды и обуви (для дома, улицы).

Познакомить с правилами ухода за зубами: полоскать рот, чистить зубы.

Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей).

Учить видеть красоту в чистоте и опрятности.

Средства и методы:

Игры «Покажи, что назову», «Где же наши ручки», «Оденем куклу на

прогулку», «Больница», «Доктор».

Чтение стихотворений: Е.Благинина «Аленушка», О.Фриз «Правая и левая», А.Барто «Девочка чумазая», М.Пикулева «Умывалочка», Е. Благинина «Научу одеваться я братца», Л.Волкова «Маша-расстеряша».

Беседы: «Зачем нужен носовой платок?», «Что мы едим», «Наши любимые люди».

Закаливающие мероприятия.

Раздел «Ребенок на улице».

Задачи:

Дать детям представление об улице. Познакомить с различными видами домов (жилые дома, учреждения). Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом и при необходимости использовать свои знания.

Познакомить детей с различными видами автомобилей (легковые, грузовые), их назначением. Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека.

В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознания, понимания опасности игры на проезжей части дороги.

Дать понятие о правилах дорожного движения; для чего они нужны и что может произойти, если ими пренебрегать.

Средства и методы:

Беседы.

Просмотр диафильмов.

Рассматривание картинок с изображением различных видов автомобилей.

Целевое наблюдение.

Раздел «Ребенок и природа».

Задачи:

Формировать бережное отношение к природным объектам. Формировать

представление о правилах поведения в природе. Воспитывать привычку обращаться к взрослым за советом. Учить соблюдать правила гигиены при общении с животными. Познакомить детей с элементарными правилами обращения с водой (лед, кипяток).

Средства и методы:

Занятие «Советы Лесовика».

Чтение: сказка К. Чуковского «Мойдодыр».

Игра «Где мишка?», «Где я?».

Пословицы и поговорки.

Труд в природе.

Опыты (превращение воды в лед, кипяток).

Раздел «Ребенок и другие люди».

Задачи:

Уточнить знания детей об окружающих людях (родные, близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними.

Объяснить детям, что общение с незнакомыми людьми может быть опасно. Научить детей приемам защитного поведения (громкий крик, призыв

о помощи, привлечение внимания окружающих).

Объяснить детям, как нужно вести себя, если по телефону или в дверь звонит чужой человек, даже, если он действует якобы от лица родителей.

Средства и методы:

Рассматривание и обсуждение семейных фотографий.

Беседы «Помогите, чужой человек!», «Один дома».

Игровой тренинг «Позвони: 01, 02, 03!».

Раздел «Ребенок дома».

Задачи:

Дать детям сведение об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способствовать ее осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами. Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожными.

Познакомить детей с понятием аптечка, назначением бинта, ваты, витаминов.

Дать детям представление о пожаре, причинах его возникновения; познакомить с элементарными правилами поведения при пожаре. Обратить внимание детей на последствия пожара.

Средства и методы:

Чтение художественного произведения или просмотр диафильма «Кошкин дом». Стихотворение Ж.Толмазова «Напутствие малышам»; «Тилибом».

Беседы «Наши друзья и враги», «Пожар».

Игры: подвижная игра «Птенчики в беде», «Спички в коробке»; дидактическая игра «Назови правильно» (пожар, пожарная машина); настольная игра «С чем можно играть».

Просмотр диафильма «Осторожно, огонь».

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Раздел «Здоровье ребенка».

Задачи:

Закрепить знания о частях тела; их назначение. Дать представление о строении организма, о назначении органов – сердце, желудок, легкие. Закреплять знания об уходе за телом, волосами, ногтями. Объяснить детям, как важно следить за состоянием своего здоровья. Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослому за помощью.

Расширить представления детей о профессии врача, учить осознанию воспринимать врачебные предписания и строго выполнять их. Познакомить детей в доступной форме с лечебными средствами. Дать им сведения о нетрадиционных методах лечения. Довести до сознания необходимость лечения.

Воспитывать осознанное отношение к питанию, одежде. Воспитывать осознанное отношение к охране органов дыхания (не кричать, не дышать ртом; вдыхать воздух носом и т.п.). Сформировать представления о том, что нельзя брать в рот снег, сосульки; о том, что овощи и фрукты перед употреблением нужно мыть.

Средства и методы:

Игры и упражнения: «Дорисуй человечка», «Салон красоты», «Больница», «Вредно-полезно», «Помоги Карлсону», «Съедобноенесъедобное».

Чтение произведений: С. Маршак «Пятерка братьев», В. Лившиц «Валины перчатки», О. Фриз «Правая и левая», А. Барто «Девочка чумазая», С. Михалков «В парикмахерской», К. Чуковский «Айболит».

Беседы: «Зачем нужен желудок», «Почему надо умываться», «Почему надо чистить зубы», «Почему заболело горло».

Раздел «Ребенок на улице».

Задачи:

Познакомить детей с понятием «пешеход». Объяснить правила для пешехода, которые необходимо выполнять для безопасности жизни. Познакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначением. Довести до сведения детей, чем опасна проезжая часть для людей. Дать детям сведения о работе светофора. Убедить их в необходимости следовать сигналам светофора и выполнять правила пешехода. Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до их сведения правила безопасного поведения в автобусах (как надо входить, выходить, обходить транспортное средство, не высовываться из окон, не стоять у дверей, мешая выходу, уступать место пожилым).

Средства и методы:

Просмотр мультфильмов.

Песня о поведении в транспорте «Запрещается - разрешается» (музыка Ю. Горячева, слова З. Семерника).

Рассматривание иллюстраций с изображениями проезжей части, тротуара, светофора, пешеходов, пешеходного перехода.

Беседы.

Подвижная игра «Светофор».

Целевые наблюдения («Посмотрим, как люди переходят нашу улицу – кто правильно, кто - нет»).

Раздел «Ребенок и природа».

Задачи:

Учить различать лекарственные и ядовитые растения.

Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями. Обратить внимание детей, как много вокруг разных жучков и паучков. Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними. Научить детей оказывать себе помощь при укусе пчелы, осы.

Учить детей правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними.

Объяснить детям особенности поведения животных с детенышами.

Познакомить детей с использованием плана, схемы в ориентировании на местности.

Учить безопасному поведению у водоема. Познакомить со способами профилактики солнечного удара.

Средства и методы:

Пословицы и поговорки.

Занятия «Растения наши друзья или враги?», «Заботливая мама», «Маша и медведь», «Солнечный зайчик».

Игры:

дидактическая игра «Вылечи человечка»; «Съедобное - несъедобное».

Просмотр фильма «В мире животных» (защита детенышей).

Раздел «Ребенок и другие люди».

Задачи:

Закрепить знания детей о правилах поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями. Дать понятие о том, что общение с другими людьми

может быть опасным.

Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят». Способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения. Объяснить детям, как важно доверять своим родным, и при необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких.

Средства и методы:

Сказка «Колобок», «Волк и семеро козлят».

Беседы.

Игры – тренинги.

Игровой тренинг «Если чужой стучится в дверь».

Раздел «Эмоциональное благополучие ребенка».

Задачи:

Обратить внимание детей на причины возникновения страхов, их отрицательное влияние на состояние здоровья человека. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойным и уверенным. Закрепить знания детей о значении дружбы в жизни человека. Показать на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Дать детям понятие, что такое настроение. Учить детей определять свое настроение и регулировать его.

Средства и методы:

Использование пиктограмм.

Сказка «Пых».

Просмотр мультфильмов «Про кота Леопольда».

Беседы «О дружбе», «Об отрицательном влиянии страхов на состояние

здоровья человека».

Занятие «Детские страхи».

Раздел «Ребенок дома».

Задачи:

Закреплять знания детей о том, что существуют предметы, которыми могут пользоваться только взрослые (спички, газовая плита, печка, электрическая розетка, электроприборы), и предметы, требующие специального обучения и выработки навыка пользования (иголка, ножницы, нож, вилка).

Дать представление о возможных аварийных ситуациях дома.

Познакомить с элементарными правилами поведения и номерами телефонов, по которым нужно звонить.

Познакомить детей с правилами поведения, если в дверь звонит незнакомый человек и требует открыть дверь. Закрепить знания о том, что нужно отвечать и куда звонить.

Познакомить детей с телефоном пожарной службы 01; профессией пожарника и о том, какое значение имеет их труд.

Средства и методы:

Конкурс рисунков «Огонь добрый, огонь злой».

Дидактические игры «Разложи по порядку», «Запрещается -разрешается», «Если возник пожар» (Доскажи словечко), «Слушай внимательно», «Угадай профессию».

Стихи: Н. Глазков «Про пожары»; Л. Сумин «Кем быть?»; О.Алексеева «Берегитесь пожаров»; С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» Беседы «Опасные предметы», «Порыв труб».

Игровой тренинг «Если чужой стучится в дверь».

Чтение сказки А. Шевченко «Как ловили уголька».

 

СТАРШАЯ ГРУППА

Раздел «Здоровье ребенка».

Задачи:

Формировать у ребенка представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Познакомить с работой основных систем организма (опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительной, дыхательной, нервной). Прививать детям привычку к занятиям физкультурой и спортом. Продолжать учить беречь свой организм и заботиться о нем.

Новые задачи:

Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым. Продолжать закреплять знания об уходе за зубами; культурногигиенические навыки. Воспитывать культуру поведения за столом.

Закреплять знания о вредной и здоровой пище; о роли питания в жизни человека. Познакомить со способами охраны органов дыхания, слуха, зрения;

способами укрепления здоровья (закаливание, физическая культура).

Познакомить с правилами первой помощи при ранениях, ушибах, укусах животных и насекомых. Упражнять в использовании бинта, пластыря.

Средства и методы:

Игры – тренинги по оказанию первой помощи.

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Скорая помощь».

Дидактические игры «Что случилось?», «Вредно - полезно», «Что мы носим?»

Беседы о домашней аптечке, «Как беречь глаза», «Почему случаются травмы»

Чтение рассказа «Ложная болезнь»; пьеса для детей «Как домовенок Бабу-Ягу со стоматологом подружил».

Закаливающие мероприятия.

Раздел «Ребенок на улицах города».

Задачи:

Познакомить детей с правилами поведения на улицах города. Объяснить необходимость соблюдения правил и рассказать об опасности, которая может

возникнуть, если пренебрегать ими. Закрепить знания детей о правилах поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать их осознанию. Познакомить детей с понятием «дорожные знаки», познакомить с предупреждающими и запрещающими знаками, их назначением. Расширить представление о том, к чему проводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам.

Новые задачи:

Расширить представление детей о городе, строении и разметке улиц. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам. Познакомить с «Островом безопасности». Дать детям представление о появлении первых машин. Познакомить с различными видами транспорта (водный, воздушный, наземный, подземный). Довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля». Способствовать его осознанию при перебежке дороги перед едущим транспортом.

Средства и методы:

Игровые ситуации-загадки.

Беседа «Я еду в транспорте».

Занятие «Улицы большого города», «Кузька в автобусе».

Экскурсии на улицы города.

Игра «Запрещается - разрешается», игры с макетом города.

Самостоятельная игровая деятельность детей с использованием велосипеда, детского автомобиля.

Песня «Запрещается - разрешается» (о поведении в транспорте).

Раздел «Ребенок и природа».

Задачи:

Учить детей использовать лекарственные растения в качестве антисептика. Углублять представления детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на воде. Убедить в необходимости выполнять правила поведения на воде.

Новые задачи:

Формировать бережное отношение к природным объектам. Познакомить с правилами предотвращения пожара в природе и способами поведения при пожаре.

Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы.

Познакомить с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога). Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности при общении с животными и растениями. Учить пользоваться схемами, планами, картами в ориентировке на местности. Познакомить с приметами, позволяющими определить погоду; учить пользоваться ими.

Средства и методы:

Занятие «Большой и беззащитный», «Лесная аптека»

Игры «Шипят, жужжат, кусаются», «Найди клад», «Синоптик», «Где опасно» (колючки, шипы, рога)

Чтение сказки «Трава здоровья» (о подорожнике); пьесы «Отдых на реке».

Пословицы и поговорки, приметы.

Опыты с водой (лупой, фильтром).

Раздел «Ребенок и другие люди».

Задачи:

Закрепить знание детей о том, что часто приятная внешность человека не совпадает с добрыми намерениями и наоборот.

Новые задачи:

Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми (психически больных, наркоманов, воров, насильников, убийц, похитителей, террористов). Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече.

Рассказать о работе сотрудников милиции. Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми.

Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях.

Средства и методы:

Чтение сказок

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (злая мачеха, прикинувшись доброй старушкой, угостила царевну отравленным яблоком), «Золушка» (неприглядный наряд и внешность героини и ее доброта), «Аленький цветочек» (добрый принц был превращен в страшное чудовище).

Обсуждение с детьми примеров жизненного опыта.

Беседа с сотрудниками милиции.

Совместная выработка с детьми правил поведения.

Раздел «Эмоциональное благополучие ребенка».

Задачи:

Познакомить детей с понятиями «ссора», «конфликт». С причинами их возникновения и негативными последствиями для человека. Учить избегать ссор, находить примирение и согласие.

Новые задачи:

Уточнить знания детей о доброте. Обратить внимание на негативное явление в нашей жизни – попрошайничество. Убедить в необходимости осознанного проявления отзывчивости.

Продемонстрировать, как может меняться у человека настроение.

Рассказать, как оно отражается на состоянии здоровья.

Средства и методы:

Беседа «Всегда ли добрым быть приятно?».

Обсуждение и решение конфликтных ситуаций.

Игры «Жизнь в лесу», «Угадай, что случилось».

Работа с пиктограммами.

Раздел «Ребенок дома».

Задачи:

Дать детям сведения о том, что компьютер может быть опасен (как правильно пользоваться им, сколько времени можно проводить за ним и чем это грозит). Добиваться, чтобы четко соблюдали инструкции и запреты на пользование им.

Новые задачи: расширить сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении. Продолжать знакомить с правилами поведения при возникновении пожара.

Дать знания об использовании некоторых электроприборов, их качествах, свойствах, правилах эксплуатации; упражнять в их использовании.

Средства и методы:

-составление творческих рассказов по противопожарной тематике;

-экскурсии в пожарную часть, музей пожарной охраны;

-постановка кукольного театра «Кошкин дом»;

-рассказы «Обыкновенная история», «Щепочка»;

-п/и «Комбинированная эстафета», «Огонь в очаге», «Сбей мяч», «Найди ответ»;

-праздник «Счастливый случай»;

-беседа «Компьютер – друг?»;

-конкурс рисунков «Я и огонь»;

-чтение рассказов:Т.Фетисова «Куда спешат красные машины»,

Л.Толстой «Пожарные собаки».

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Раздел «Здоровье ребенка».

Задачи:

формирование у детей ценностей здорового образа жизни, развивать представление о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены, о значении профилактики заболеваний. Уточнять знания о различных видах закаливания и оздоровительных мероприятиях:

дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, витамино-, фито-,

физиотерапии, массаже. Сообщить детям элементарные сведения об инфекционных болезнях и вздутиях. Продолжать знакомить детей с правилами первой медицинской помощи при травмах.

Новые задачи:

уточнить и углубить знания детей о строении организма.

Дать знания о назначении мышц и скелета, мозга и его роли в жизни человека.

Учить оказывать первую помощь при солнечных ударах. Закрепить знания о том, как и кого нужно звать на помощь; как правильно объяснить ситуацию. Дать представление о том, как вести себя при несчастных случаях на воде. Упражнять детей в наложении повязок.

Познакомить детей со службой спасения «01», «Скорой помощью» «03».

Учить детей пользоваться телефонами служб спасения. Упражнять детей в точном объяснении сути несчастного случая по телефону. Закрепить знания детей о необходимости витаминов для нормальной жизнедеятельности человека, о том, в состав каких продуктов они входят.

Средства и методы:

-игры: «Тренируемся вместе», «Больница», «Вызываем скорую помощь», «Вызываем спасателей».

-чтение: Г. Остер «Зарядка для хвоста», А.Барто «Зарядка», «Стройка».

-занятие: «Зелибоба и Бусинка в гостях у тети Даши» (разговор о правильном питании);

-закаливающие мероприятия.

Раздел «Ребенок и природа».

Задачи:

Формировать бережное отношение к природным объектам. Показать взаимосвязь и взаимодействие природных объектов. Дать представление о том, что ухудшение экологической ситуации представляет угрозу здоровью человека.

Новые задачи:

обратить внимание детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Учить различать съедобные и ядовитые грибы. Рассказать детям, чем опасны контакты с больными животными.

Объяснить им, как определить больных животных по внешнему виду.

Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами.

Познакомить детей с компасом. Учить их пользоваться компасом.

Познакомить со способами определения времени в природных условиях.

Формировать навыки поведения во время грозы, бури, метели.

Средства и методы:

-занятие «Осторожно, ядовито!», «Советы Царя зверей», «Мой друг – компас»;

-игры: «Съедобное – несъедобное», «Который час?»,

-пословицы и поговорки;

-экологическая сказка: «Вода и воздух», «Великий спор»;

-стихи: Б. Заходер «Что случилось с рекой», «Жила-была река»;

-выработка правил поведения;

-игровое занятие «Вот труба, над нею дым» (о загрязнении окружающей среды).

Раздел «Ребенок и другие люди».

Задачи:

Объяснить детям, какие неприятности случаются при контакте с малознакомыми ребятами. Убедить в необходимости быть разборчивыми в выборе друзей.

Выработать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми дома, на улице.

Новые задачи:

Закрепить знания детей о том, кто такие террористы и какую опасность они представляют. Объяснить детям, как нужно вести себя, если существует угроза захвата заложников: если вы оказались в числе заложников; если в здании прогремел взрыв; если вы оказались в толпе.

Средства и методы:

Беседа «Опасные люди»

Выработка правил поведения

Проигрывание ситуации «Захват заложников»

Просмотр документальных фильмов

Раздел «Эмоциональное благополучие ребенка».

Задачи:

Учить ребенка различать добро и зло. Побуждать их совершать добрые

поступки, влияющие положительно на окружающих.

Новые задачи:

Выяснить с детьми ситуации, вызывающие у них страх. Обратить внимание, как страх отрицательно влияет на человека, на его поведение. Убедить их в необходимости бороться со страхами и учить их побеждать

Средства и методы:

Игры – драматизации

Беседы «Страх», «Доброе – злое»

Упражнение «Полет»

Раздел «Ребенок дома»

Задачи:

Познакомить детей с такими природными явлениями как ураган, гроза, землетрясение; с правилами поведения во время этих природных явлений. Довести до сведения детей, чем опасна утечка газа и прорыв воды в квартире. Научить их правильным действиям в таких ситуациях.

Познакомить с работой службы 04.

Систематизировать имеющиеся знания о пожаре. Познакомить со схемой эвакуации из ДОУ. Подвести к пониманию того, что необходимо помогать младшим детям при эвакуации.

Средства и методы:

Изготовление макетов по профилактике пожаров.

Сочинение стихов о пожарах и пожарных.

Сюжетно-ролевая игра «Пожар».

Проведение учебной тревоги (пожар).

Занятие «Почему случаются землетрясения».

Просмотр документального фильма о наводнении, обсуждение.

Подвижная игра «Пожарные на учениях», «Юный пожарный», «Огонь и

вода», «Огненный дракон».

Рассказы «Как я был пожарным», «Антошка – пожарник».

Праздник «О, счастливчик!».

Настольная игра «Уйди от огня».

Упражнение «Где прячутся опасности».

Оформление выставки художественной литературы «Писатели о

пожаре».

Театрализованная игра «Спички не тронь, в спичках огонь».

 

10. Планируемый результат.

 

1.Дети соблюдает элементарные правила безопасного поведения: дома на улице в музыкальном, музыкально-спортивном зале, детском саду.

2.Имеют представления о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

3.Имеют представления о некоторых типичных опасных ситуациях (ЧС) и способах поведения в них (массовые праздники и развлечения).

4.Знают номерами телефонов экстренных служб.

5. Имеют навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, как на улице и дома.

 

 11. Заключение.

Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей.   Главная цель работы в области ОБЖ – формировать у детей навыки безопасного поведения в быту, в природе, на улицах, на дорогах, в человеческом обществе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать.

   Важно, что дети осваивают правила безопасного поведения в игровой форме. Любая сказка несёт массу полезных советов-напоминаний по ТБ.  Сказки про трех весёлых поросят, «Заюшкина избушка», показанные детьми подготовительной группы, учат малышей не быть беспечными, не впускать в свой дом посторонних. Каждый учебный год   начинается развлечением по ПДД.   Ежегодно в феврале проходит муниципальный конкурс «Зелёный огонёк».  Летом на развлечении по правилам ПБ дети учились самостоятельно набирать номер пожарной части, излагать сложившуюся ситуацию, называть свой адрес. Стало хорошей традицией ежегодно отмечать «День Земли». Трогательные стихи, песни, хороводы воздействуют на чувства детей, учат любить и беречь окружающую природу.

  Провожу музыкально – оздоровительную работу, соединяя традиционные музыкальные занятия с современными здоровьесберегающими технологиями. Применяю валеологические песни – распевки, дающие позитивный настрой. Слушание музыки и разучивание текстов песен перемежаю с самомассажем, пальчиковыми играми, музыкотерапией. Перед пением песен провожу дыхательную, артикуляционную гимнастику, фонопедические и оздоровительные упражнения для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. На развлечении «Волшебные часики» также использовала разнообразные виды здоровьесберегающих технологий, помогающих воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни. 

Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Здесь крайне актуальны требования СанПиНа и соблюдение правил противопожарной безопасности. В музыкальном зале есть первичные средства пожаротушения, указаны направления эвакуации при пожаре. Имеется комнатный термометр для контроля температурного режима. Зал достаточно освещён, электроаппаратура находится в исправном состоянии.  Ежедневно и неоднократно проветриваю зал, чтобы температура воздуха была не выше 19°С.
  Строго соблюдаю методику проведения музыкального занятия, не нарушаю установленную СанПиНом продолжительность образовательной деятельности. На занятиях всегда присутствуют музыкальный руководитель и воспитатель, поддерживающие дисциплину и порядок. Дети не покидают самовольно место проведения занятия. При индивидуальной работе с детьми прихожу за детьми и провожаю их обратно.

Дети занимаются в чешках.  Специальная обувь нужна для безопасности, поскольку двигательная нагрузка на музыкальных занятиях достаточно интенсивна, а также для формирования правильного свода стопы и профилактики плоскостопия.

Одежда должна быть комфортной, не стесняющей движения. Девочкам обязательно посещение занятий в платьях или юбочках.   Иначе просто не удаётся поставить руки на юбку во время танцев. Это приводит к тому, что у девочек появляется привычка держать руки в воздухе, даже когда они бывают в юбке или платье на празднике.

На музыкальных занятиях регулярно обращаю внимание на правильную посадку детей: ноги и руки дружат, спина прямая. Во время пения спина не прикасается к спинке стула, во время слушания музыки – прикасается. Мы следим за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко, и сами не говорим громко.  Крик, шум портят голос, притупляют слух детей и отрицательно влияют на их нервную систему.

При разучивании танцев учу мальчиков приглашать девочек на танец, провожать их на место, не садиться раньше своей партнёрши, девочек -  благодарить мальчиков за танец. Это ведёт не только к воспитанию культурных привычек, но и к системе действий, к порядку. Раньше дети часто смеялись над падениями товарищей. Постоянно разъясняю, что упавший нередко испытывает боль, ему надо помочь или извиниться, если произошло нечаянное столкновение.

Обращаю внимание на построение детей перед входом на музыкальное занятие: чередование девочек и мальчиков, начиная со средней группы. Развиваю умение ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, соблюдать дистанцию между парами.  В упражнениях, плясках, играх, хороводах дети не должны: бегать навстречу друг другу, сталкиваться, толкать друг друга, хвататься за одежду, подставлять подножки. Если во время исполнения бега, прыжков, подскоков под музыку случайно падает предмет, который ребенок держал в руках - не останавливаться и не поднимать его до конца движения, чтобы не создавать помех другим детям. Дети должны приходить в зал без игрушек.

Соблюдение правил не мешать друг другу, вставать свободно, двигаться в одном направлении ведут к безопасности при выполнении заданий. При использовании деревянных ложек, духовых детских инструментов, напоминаю правила пользования ими.

    К.Д.Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни».  Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей   не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить систематически, охватывая все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропустил через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.

 

10.Список используемой литературы.

 

1.       Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». Рабочие тетради №№ 1, 2. -Спб.: «Детство-Пресс», 2002.

2.       Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - Спб.: «Детство-Пресс», 2009.

3.     Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М., 1992.

4.     Бубнов В., Бубнова Н. Атлас по оказанию первой медицинской помощи // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - №3. – С.32.

5.     Бубнов В. Очевидец происшествия становится спасателем: Пути повышения эффективности по обучению первой медицинской помощи // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - №4. – С.33.

6.     Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М., 1986. – С.101-104.

7.     Валеологическое образование дошкольников. Содержание валеологических знаний / Сост. И.Л, Пасмон // Дошкольная педагогика. – 2004. - №1. – С.13.

8.      Валеологическое образование дошкольников. Содержание валеологических знаний / Сост. И.Л, Пасмон // Дошкольная педагогика. – 2004. -№2. – С. 11-13.

9.     Валеологическое образование дошкольников. Содержание валеологических знаний / Сост. И.Л, Пасмон // Дошкольная педагогика.– 2004. - №4. – С. 11-14.

10. Воронин Д. Опасные забавы. – Калининград, 2001.

11.   «Дорожная азбука юного пешехода». Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений по обучению детей основам безопасного поведения на улице. -Калининград, 1995.

12.   «Как обеспечить безопасность докшкольников». Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста./ К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.: Просвещение, 1998.

13. Малаян Опасности глазами школьников. «Конкурс» как средство обучения // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - №2.

14. Некляев С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы.– М., 2003. – С. 170.

15.   «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др.; Под. Ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

16.   Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркнной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой. Программа рекомендована Министерством образования РФ.

17.   «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице». Для среднего и старшего дошкольного возраста. Книга для дошкольников, воспитателей детского сада и родителей / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. - М.Просвещение, 1998.

18.   Правила дорожного движения. – М., 2019.

19.   Почемучка. - М.: Педагогика, 1997.

20.   С.Н. Кузнецова Добрая дорога детства» (Сборник методических разработок). Курган, 2001 г.

21. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1987.