Субботкина О.А.
Ознакомление с художественной литературойдля детей 5-6 лет. Рабочая программа образовательной деятельности «Развитие речи».Ознакомление с художественной литературой детей 5-6 лет, Саранск, 2015
В сборник вошли перспективный план образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы. Методическое пособие предназначено для воспитателей образовательных организаций.
Перед Вами опыт работы педагога МДОУ «Детский сад №20» города Саранска. В пособии представлен перспективный план работы воспитателя по ознакомлению с художественной литературой для детей 5-6 лет, в соответствии с ФГОС ДО.
Содержание представленного плана отражает основные принципы гумманизации, индивидуализации, дифференциации, интеграции образовательных областей.
Использование данного перспективного плана в практической работе наряду с другими методами педагогического процесса предполагаетознакомление с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией. Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами. Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.
Задачи образовательной деятельности
1. Поддерживать у детей интерес к литературе, обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки, метафорические загадки, былины), литературной прозы (сказка-повесть, рассказ с нравственным подтекстом) и поэзии (басни, лирические стихи, литературные загадки с метафорой, поэтические сказки).
2. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов.
3. Совершенствовать умения художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
4. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности).
5. Поддерживать самостоятельность и инициативность детей в художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы близко к тексту, пересказывать от лица литературного героя, выразительно рассказывать наизусть стихи и поэтические сказки, придумывать поэтические строфы, загадки, сочинять рассказы и сказки по аналогии со знакомыми текстами, участвовать в театрализованной деятельности, самовыражаясь в процессе создания целостного образа героя
Содержание образовательной деятельности
Расширение читательских интересов детей. Проявление стремления к постоянному общению с книгой, выражение удовольствия при слушании литературных произведений. Проявление избирательного отношения к произведениям определенного вида, жанра, тематики, стремление объяснить свой выбор.
Восприятие литературного текста. Освоение умений воспринимать литературное произведение в единстве его содержания и формы, смыслового иэмоционального подтекста, устанавливать многообразные связи в тексте. Понимание литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, мотивы поступков, переживания, мысли), стремление дать оценку его поступкам. Понимание настроения произведения, чувствование его эмоционального подтекста. Проявление внимания к языку, осознанного отношения к использованию некоторых средств языковой выразительности (многозначность слова, синонимика, эпитет, сравнение, метафора); Творческая деятельность на основе литературного текста. Освоение способов передачи результатов восприятия литературных текстов в разных видах художественно-речевой (пересказ, сочинение, рассуждение), изобразительной (рисование, аппликация, конструирование, оформление) и театрализованной деятельности. Проявление желания создавать в игре-драматизации целостный образ, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена и развитие. Сохранение в пересказах стилистических и жанровых особенностей произведения, использование в собственных сочинениях приемов, соответствующих особенностям жанра (например, при сочинении сказок, - традиционные зачины, концовки, постоянные эпитеты, традиционные сравнения и образные фразеологизмы и пр.). Проявление активности и самостоятельности в поиске способов выражения образа героя в театрализованной игре.
Результаты образовательной деятельности Достижения ребенка («Что нас радует») |
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой; обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра; называет любимые тексты, объясняет, чем они ему нравятся; знает фамилии 3-4 писателей, названия их произведений, отдельные факты биографии; способен устанавливать связи в содержании произведения, понимать его эмоциональный подтекст; использует средства языковой выразительности литературной речи в процессе пересказывания и придумывания текстов; активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности, в сочинении загадок, сказок.
|
Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо, ребенок предпочитает общению с книгой другие занятия; литературный опыт ограничен произведениями из круга чтения детей более младшего возраста; не может назвать своих любимых литературных произведений; не знает жанров литературных произведений; ребенок пассивен при обсуждении книги, в драматизациях и других видах художественной деятельности; ребенок монотонно и с длительными паузами читает стихи, плохо пересказывает знакомые тексты, отказывается от придумывания загадок, участия в литературных играх.
|
Условия реализации Программы
Учебно–методическое обеспечение
1. Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 г.
2. Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
3. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». / Сост. и ред. А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
4. Мониторинг в детском саду Научно-методическое пособие. / Научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
5. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Старшая группа. Методическое пособие. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – М.: Центр Педагогического образования, 2008.
6. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой:
конспекты занятий. М.: Сфера, 1998
Материально-техническое оснащение 1. ТСО:
- музыкальный центр; - аудиозаписи.
2. Мольберт двусторонний с магнитной и маркерной доской, игровой материал, развивающие игры.
3. Детская художественная литература в соответствии с возрастом.
4. Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой.
5. Материалы о художниках-иллюстраторах.
6. Портреты поэтов, писателей (старший возраст).
7. Тематические выставки.
2. Комплексно-тематическое планирование
Срок реализации |
Тема |
Содержание работы |
Образователь ные области |
Форма организации детской деятельности |
Итоговые мероприяти я |
Сентябрь
I неделя |
День знаний
1.Здравствуй школа
2.Первый звонок
3. Дружба
4.Ученые
5.Школь ные принадлежност и
|
Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменения.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, социализация, музыка |
Сюжетно-ролевая игра «Школа». Беседы по теме. Экскурсия в школу. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание и составление загадок по теме. Проектная деятельность(выкладывание здания школы из мелких предметов).
|
Праздник «День знаний». |
II неделя |
Неделя красоты. День Республики (тематический день)
1.Знаменитые художники
|
Формировать представления о красоте, взаимосвязи красоты и здоровья, красоты и доброты человека, внутренней и внешней красоте человека.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, социализация, Художественн ое творчество, музыка |
Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод», «Салон красоты». Рассматривание пейзажных картин, портретов, красивых предметов окружающего мира, произведений народного, декоративно-прикладного искусства, журналов мод, составление описательных рассказов. |
Выставка «Красота в жизни, природе, искусстве» |
|
2. Мастерская скульпторов 3.Моя Республика
4.Достопимеча тельности Мордовии
5.Деятели культуры Мордовии |
|
|
Беседа «Красота родной речи» (о средствах языковой выразительности). Игры-драматизации. Экспериментирование с цветом. Мастерская по декорированию предметов быта, изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Чтение художественных произведений социальнонравственного содержания (о внутренней красоте человека), беседы о нравственных качествах человека, правилах этикета. Создание коллекций красивых предметов.
|
|
III неделя |
Азбука безопасности
1. Улица
2. Городской транспорт
3. Дорожные знаки 4.Светофор
5. Юные велосипедисты |
Учить детей правилам дорожного движения. Формировать осознанное поведение в дорожно-транспортных ситуациях. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части. Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационноуказательными знаками и знаками сервиса. Закреплять навыки поведения в общественном транспорте. |
Безопасность, Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Создание игровых и практических проблемных ситуаций «Что делать?», «Как поступить?». Совместно с воспитателем создают «Энциклопедию безопасных ситуаций», книгу полезных советов «Как правильно вести себя на улице, в лесу, у водоема». Беседы о безопасности на дорогах. Игрыпутешествия. Чтение литературных произведений по соответствующей тематике. |
Выставка детского творчества |
|
|
Расширять знания о городском транспорте. Продолжать знакомить с дорожными знаками. Познакомить с правилами поведения на железной дороге. Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте. |
|
|
|
IV неделя |
День дошкольного работника
1. Наш детский сад (прилегающая территория:хоз двор, овощехранили ще, огород)
2.Мед.кабинет
3.Воспитатели.
4. Повар детского сада
5.Хизнь в детском саду (пультовая, прачка) |
Формировать представления о профессиях дошкольных работников, детском саде как ближайшем социуме и положительного отношения к ним.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Проектная деятельность (выкладывание здания детского сада из мелких предметов). Музыкальные импровизации на темы детского сада. Тематические экскурсии по зданию детского сада, наблюдение за трудом дошкольных работников. Мастерская (продуктивная изобразительная деятельность) на тему «Мой любимый детский сад», создание коллективных работ, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры.) Игры-имитации на определение профессий. отгадывание и сочинение загадок о профессиях в детском саду.
|
День открытых дверей Выставка рисунков «Мой любимый детский сад», «Моя любимая воспитатель ница» |
Октябрь I неделя |
Осень. (В мире |
Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с |
Коммуникаци я, познание, |
Сюжетно-ролевые игры по темам. Проектная деятельность |
Праздник «Осень». |
|
растений) 1.Приметы осени
2.Овощи
3.Фрукты
4. Растения Мордовии
5.Сельскохозяй ственныепрофе ссии
|
сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Дать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе.
|
чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, труд, социализация |
(создание плаката в защиту исчезающих растений. Мастерская (продуктивная деятельность) по теме. Создание коллекций «Растения Мордовии», «Красная книга растений». Чтение художественной, научно- познавательной литературы по теме. Отгадывание и составление загадок по теме.
|
Выставка детского творчества |
II неделя |
Осень. (В мире животных)
1.Домашние животные
2.Дикие животные
3. Птицы
4.Животные России
5. Животные Мордовии |
Развивать интерес к природе, желание активно познавать природные объекты. Обогащать представления о многообразии животных, обитающих в разных климатических условиях. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир. |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура, труд, социализация |
Сюжетно-ролевые игры по темам мультфильмов, кинофильмов с участием животных-персонажей. Двигательные импровизации «Угадай животное». Проектная деятельность (создание плаката в защиту животных, выкладывание из мелких предметов какого-либо животного). Мастерская (продуктивная деятельность) по теме. Создание коллекций «Животные России», «Животные Мордовии». Организация выставки произведений книжной графики «Художники – анималисты - |
Конкурс рисунков животных |
|
|
|
|
детям» (Е. Чарушин, В. Ватагин, В. Чижиков и др.) Чтение художественной, научно-познавательной литературы по теме. Отгадывание и составление загадок по теме. Рассказы о домашних животных (из личного опыта), творческое рассказывание («Животное, о котором я мечтаю»).
|
|
III неделя |
Моя республика. 1. История Мордовии
2.Герб Мордовии
3.Флаг Мордовии
4.Гимн Мордовии
5.Знаменитые люди Мордовии |
Расширять представление детей о родной стране, о государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей республики, страны; воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней. Знакомить с историей Мордовии, гербом и флагом, мелодией гимна.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка |
Чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование по теме. Игры «Найди флаг и герб Мордовии», «Кто больше назовет?» (реки, озера, праздники, известных писателей) |
Выставка детского творчества |
IV неделя |
Моя страна. 1. Руководители нашей страны
|
Знакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказывать о людях, прославивших Мордовию, Россию, о том, что Российская Федерация – огромная |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой |
Беседы с детьми по темам. «Как работают президент и правительство России». Игра- беседа «Если бы я был президентом…», «Для чего |
Просмотр видеофильм а «Прогулка по Москве» |
|
2. Герб России
3. Флаг России
4.Гимн России
5. Знаменитые люди России |
многонациональная страна; Москва – главный город, столица нашей Родины.
|
литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
нужен флаг и герб России». Рассматривание государственной символики, картин, фотографий, макетов, отражающих жизнь людей в разное время. |
|
|
Ноябрь
I неделя |
День народного единства.
1.Многонацион альная Россия
2. История России
3.Русские богатыри
4.Народные игры
5.Дружба народов |
Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках. Сообщение детям элементарных сведений об истории России. Формирование представлений о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна. Воспитание уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Формирование представлений ребенка о его месте в обществе. Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».Рассмотреть фото, репродукции картин, иллюстрации. Чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки, рисование: «Открытка к празднику», «Русский воин». |
Спортивный праздник «День народного единства». |
|
II неделя |
Расту здоровым. 1. «Здоровые зубки»
2.« Береги зрение» |
Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать положительную самооценку. Ситуативные беседы об отдельных профессиональных действиях врача, об отношениях врача и пациента. |
здоровье, безопасность, Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, |
Сюжетно-ролев «Больница», «Аптека». Чтение литературы, стихов, предметных картинок по тем |
ые игры «поликлиника», художественной разучивание рассматривание и сюжетных е. |
Развлечение «День здоровья» |
|
3.«Наша кожа»
4.«Вредная и полезная еда»
5.День здоровья |
|
Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Игры-экспериментирования (с водой, зубной щеткой и пастой, мылом и т.д.). Подвижные и развивающие игры.
|
|
III неделя |
Моя семья
1. Семья
2.Генеологичес кое древо
3. Профессии взрослых
4. Члены семьи (животные)
5.Отдыхаем всей семьей |
Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д.). Закреплять знание детьми своих имени, фамилии и возраста, имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду взрослых. Познакомить с праздником «День матери».
|
здоровье, безопасность, Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Сюжетно – ролевые игры. Чтение художественной литературы по теме. Слушание и пение песен о маме и семье. Рассматривание и обсуждение семейных фотографий.
|
Спортивное развлечение «Веселые семейные старты» Выставка рисунков «Моя семья» |
IV неделя |
День матери
1. Я и моя мама
2. Профессия мамы
3. Как я маме помогаю
|
Расширять знания о роли мамы в жизни детей и семьи, закреплять представления детей о важности внимательного, доброжелательного отношения к маме и между близкими людьми в семье, учить детей заботиться о маме, помогать ей во всем.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, |
Рассматривание иллюстраций. Игры «Моя мама»,«Моя семья», «Профессия мамы» (где и кем работают мамы).Рассматривание фотоальбомов «Я и моя мама». Ситуативные беседы о том, как мама заботится о здоровье детей: питание, чистота, отдых, заботливое отношение. Профессии наших мам. Создание ситуаций |
Оформление подарков – рисунков «Моя мамочка» Фотоконкур с «Как мы играем дома» |
|
4.Поэты и писатели о маме
5. Самые модные мамы |
|
|
педагогического и морального выбора, беседы о взаимоотношениях с мамой. Рассказ воспитателя о своей маме. Ситуативные беседы: Чем любит мама заниматься дома. Вкусное блюдо, которое готовит моя мама. Как я маме помогаю.
Загадывание загадок о семье.
Рассматривание репродукций картин,иллюстраций в книгах,чтениехуд.литературы. Слушание песен о маме.
|
|
Декабрь
I неделя |
Зима 1.Природа зимой
2.Свойства воды, снега и льда
3.Деятельность людей
4.Безопасное поведение зимой
5.Зимующие птицы |
Продолжать знакомить с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. |
Безопасность, Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы,
|
Сюжетно-ролевые игры по темам. Экологические игры «Узнай по следу», «Спасатели». Создание и использование календаря природы, погоды. Экспериментирование с водой, снегом, льдом. |
Выставка детских рисунков «Зимушказима» |
|
|
|
|
|
|
II неделя
|
1. Зимние забавы
2. Зимний лес
3.Неживая природа 4.Животные зимой
5. Стихи и песни о зиме |
Обогащать представления детей о многообразии признаков животных, растений в зимний период. Знакомство с зимними забавами. Учить безопасному поведению на улице зимой.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, физическая культура |
Чтение художественной литературы по темам. Подвижные игры. Самостоятельные наблюдения детей в природе. Создание проблемных ситуаций «Что будет, если…». Беседы по темам. |
Зимние забавы и эстафеты с родителями |
III неделя |
В гостях у сказки.
1.Присказки
2.Сказки
3.Былины
4. Виды театров
5.Любимые герои сказок
|
Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки. Закреплять умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный). Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли. Развивать творческую самостоятельность и эстетический |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, |
Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок, мультфильмов. Педагогические ситуации, беседы, о нормах и правилах поведения, отражающих противоположные понятия, о соответствующих примерах из жизни, книг, мультфильмов, кино, произведений изобразительного искусства. Чтение и рассказывание сказок, былин. |
Театрализов анное представлен ие |
|
|
вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
|
|
|
|
IV неделя |
Новый год. Фабрика Деда Мороза
1.Украшаем елку
2.Фабрика новогодних игрушек
3.Пригласиител ь билет на елку
4. Письмо Деду Морозу
5.Здравствуй Дедушка Мороз |
Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Закладывать основы праздничной культуры. Вызвать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Познакомить с традициями празднования Нового года в различных странах.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего утренника.
|
Новогодний утренник Конкурс «Фабрика Деда Мороза» |
Январь
|
Каникулы.
|
|
|
Зимние игры и забавы, развлечения. Художественное |
|
I неделя |
|
|
|
творчество по впечатлениям от праздника. Чтение библейских историй о Рождестве.
|
|
II неделя |
1.Рождественск ая звезда
2. Рождество Христово
3.Калядки
4.Рождественск ий подарок
5. Крещенские морозы |
|
физическая культура, Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, труд |
Развлечение «Рождество» |
|
III неделя
|
Зимние забавы.
1. Зимние олимпийс кие игры
2. Спортсмены
3.Хоккей и хоккеисты
4.Фигурное катание и фигуристы
5.Катание на лыжах |
Формирование интереса и любви к спорту, к физическим упражнениям. Расширение представлений о закаливании. Формирование представлений об активном отдыхе.
|
Физическая культура, Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка
|
Спортивные игры, эстафеты на прогулке. Изготовление тематических альбомов «Олимпийские чемпионы». Рассказ воспитателя об истории олимпийских игр, о родине хоккея.
|
Развлечение «Веселые старты» с участием родителей.
|
|
1. Делаем |
Труд, |
Конкурс на |
IV неделя |
кормушку
2. Народные зимние игры
3.Мороз – красный нос (русская – народная игра)
4.Катание на санках
5. Снежные художники
|
|
физическая культура, коммуникация , познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка
|
|
лучшую кормушку |
Февраль
I неделя |
Неделя добрых дел.
1.Положительн ые герои сказок, рассказов, мультфильмов, кино.
2.Люди разных профессий, делающие добро
3. Настоящая дружба
|
Формирование первичных ценностных представлений о добре и зле. Закрепить правила вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка
|
Сюжетно-ролевые игры по мотивам сказок, мультфильмов. Педагогические ситуации, беседы, о нормах и правилах поведения, отражающих противоположные понятия, о соответствующих примерах из жизни, книг, мультфильмов, кино, произведений изобразительного искусства, о причинах нечаянного совершения недобрых поступков, о людях разных профессий, делающих добро. Составление альбома «Наши добрые дела» (фото, рисунки). Разыгрывание сценок по сюжетам литературных |
Конкурс «Самый вежливый и добрый». |
|
4. Мои друзья в группе
5.Стихи и песни о добре |
|
|
произведений. Викторины по теме. Создание коллекции «Положительные герои книг, мультфильмов, кинофильмов» |
|
II неделя
|
Лекторий «Защитники Отечества»
1.Мой папа – солдат
2.Наша Армия
3.Военная техника
4.Военные профессии
5.Подарок для папы и дедушки
|
Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура, безопасность
|
Сюжетно-ролевые игры («Пограничники и др.»). Слушание и исполнение патриотических и военных песен, исполнение танцев. Проектная деятельность (выкладывание из мелких предметов военной техники). Рассказы, основанные на личном опыте («Мой папа (дедушка) – военный»). Отгадывание и составление загадок по теме. Мастерская (изготовление сувениров для пап и дедушек, оформление музыкального зала, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр).
|
Выставка детского творчества
|
III неделя |
1. Праздник пап
2.Юные моряки
3. Граница на |
Спортивный праздник, посвященны й 23 февраля. |
|
замке
4. Смелые танкисты
5. Стихи и песни об Армии |
|
|
|
|
IV неделя |
Народные праздники и обычаи.
1.Праздник Масленицы
2.Мордовские подвижные игры
3. Обрядовые праздники мордвы
4.Сказки мордвы
5.Художники, композиторы, поэты и писатели Мордовии |
Продолжать знакомить детей с мордовскими народными традициями и обычаями. Расширять представления о предметах быта, одежде, пище мордовского народа. Продолжать знакомить с мордовскими подвижными играми, с мордовскими языками, мордовскими народными сказками, с художественными произведениями писателей республики, с народной музыкой и произведениями мордовских композиторов. Расширять представления о календарно-обрядовых праздниках мордвы, приучать к участию в них. |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура, здоровье
|
Мордовские подвижные игры. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок. Рассматривание портретов и репродукций мордовских художников. Знакомство с мордовскими сказками, героями. Рассказ воспитателя о праздниках мордовского народа. |
Фольклорны й праздник. |
Март
I неделя |
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны. |
Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, |
Коммуникаци я, познание, чтение |
Организация всех видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, |
Мамин праздник, чаепитие. |
|
1. Моя мама
2.Моя бабушка
3.Профессии наших мам
4.Стихи и песни о маме
5.Подарок для мамы |
воспитывать в мальчиках представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям.
|
художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка |
познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. |
Выставка поделок «Мамина шкатулка» |
II неделя |
Народная культура
1.Мордовская изба
2. Мордовский национальный костюм
3.Народные игры
4.Народные игрушки
5.Народное декоративноприкладное искусство(Горо дец, Полхов- |
Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно- прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (матрешка – городецкая, богородская; бирюльки и др.). Продолжать знакомить с мордовским национальным декоративноприкладным искусством. |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Рассказы воспитателя о быте и обычаях мордовского народа. Рассказать о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. Рассматривание декоративноприкладное искусство разных народов (Городец, ПолховМайдан, Гжель). Создать альбом «Народные игрушки России».
|
Выставка детского творчества |
|
Майдан, Гжель). |
|
|
|
|
III неделя |
Неделя театра.
1.Театр (правила поведения, декорации, сцена и т д.)
2. Пальчиковый театр
3.Теневой театр
4.Марионетки
5.Театральные маски |
Приобщение к театральному искусству и формирование положительного отношения к нему. Экскурсия в театр, знакомство с театром (помещения, сцена, реквизит, декорации, программки, театральный буфет.)
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка |
Сюжетно-ролевая игра «Театр». Чтение художественной литературы по теме. Составление ролевых диалогов по иллюстрациям. Музыкальные, словесные импровизации. Игры-драматизации знакомых сказок. Мастерская (изготовление афиши, билетов, элементов декораций, реквизита, костюмов). Режиссерские игры, игрыпревращения, театральные этюды. Проектная деятельность (выкладывание из мелких предметов театральной маски и т.п.)
|
Театрализов анное представлен ие |
IV неделя |
Книжки- на неделя
1.Детские писатели
2.Экскурссия в библиотеку
3.Книжкина больница |
Обогащать «читательский» опыт детей за счет разнообразных жанров фольклора, литературной прозы, поэзии. Развивать литературно- художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность поэтических текстов. Воспитание желания и потребности читать книги, бережного отношения |
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка |
Сюжетно-ролевые игры («Книжный магазин», «Библиотека», по сюжетам любимых детских книг). Знакомство с букварями, азбуками. Экскурсия в библиотеку. Беседы, решение проблемных ситуаций, игровые ситуации («Отгадай, кто я?», «Подбери правильно атрибуты для |
Литературна я викторина |
|
4.Умные книжки
5.Книжки - малышки |
к ним.
|
|
любимых героев» и др.) Проектная деятельность (организация выставки работ детей по теме). Создание коллекции «Герои любимых детских книг». Труд в книжном уголке (ремонт книг). Слушание музыкальных произведений по мотивам литературных сюжетов.
|
|
Апрель
I неделя |
Весна. День смеха (тематический день).
1.День смеха
2. Перемены в природе
3.Весенняя капель
4.Первые ручьи 5.Воздух - невидимка |
Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Создать радостное настроение у детей. Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения) вокруг темы юмора.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура, безопасность |
Рассказать детям о необычных и веселых традициях в разных странах, необычные факты из жизни животных и растений. Изготовление игрушек - дергунчиков для малышей. Чтение веселых художественных произведений.
|
Досуг «Звонкий смех» |
II неделя |
Неделя космоса. 1.Планета Земля
2.Первые |
Формирование первичных представлений о выдающихся людях и достижениях России, интереса и чувства гордости за успехи страны и отдельных людей.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, |
Сюжетно-ролевая игра «Космический корабль», «Космонавты». Проектная деятельность (выкладывание ракеты, космического корабля из мелких |
Спортивное развлечение «Подготовка космонавтов » |
|
животныекосмонавты
3.Первый космонавт
4. Изобретатели космических кораблей
5.Поэты, писатели и музыканты о космосе |
|
Художественн ое творчество, музыка, физическая культура, безопасность |
предметов). Слушание песен о космосе и космонавтах, слушание «космической» музыки. Мастерская (продуктивная (изобразительная) деятельность по теме). Беседы, рассказы воспитателя о первом космонавте планеты, о создателях космических кораблей, о названиях улиц и площадей в каждом российском городе, связанных с темой Космоса. Рассматривание фотографий, иллюстраций по теме.
|
|
III неделя |
Зеленая планета.
1.Мир растений
2.Правила поведения в лесу, парке, у водоема
3.Красная книга
4.Лекарственн ые растения
|
Формировать у детей осознанноположительное отношение к природным явлениям и объектам, развивать естественно - научные представления об окружающем мире. Углублять и конкретизировать знания детей об условиях жизни растений и животных. Формировать умение заботиться об окружающей среде.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, безопасность, здоровье |
Сюжетно-ролевая игра «Юные экологи». Беседы по теме. Экскурсия по экологической тропе. Чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание и составление загадок по теме. Рассматривание гербария. Составление с детьми книги правил поведения в лесу парке, у водоема. Художественное творчество детей.
|
Выставка детского творчества |
|
5.Охрана природы
|
|
|
|
|
IV неделя |
Они защищали Родину.
1.Никто не забыт и ничто не забыто
2. Битва за Москву
3.Дети войны
4.Партизаны
5.Стихи и песни о войне
|
Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Рассказы воспитателя о празднике.
Рассматривание иллюстраций и фотографий военных лет.
Творческое рисование на тему «Великий день Победы!», «Салют Победы».
Чтение художественных произведений о Великой Отечественной войне, вспомнить песни военных лет.
Организовать выставку «Герои Великой Отечественной войны».
Сюжетно-ролевые игры по теме («Разведчики»).
|
Лекторий «Защитники Родины» |
Май
I неделя |
День Победы.
1.Герои Великой Отечественной войны
2.Памятники героям Великой Отечественной войны.
|
Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Праздник «День Победы».
|
|
3.Вечный огонь
4.Герои Мордовии
5.Салют Победы! |
|
|
|
|
II неделя |
Весна – красна! 1.Перемены в природе
2.Птицы
3.Звери
4.Труд взрослых
5.Стихи и песни о весне |
Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда, о весенних изменениях в природе. Формирование первичных ценностных представлений о птицах.
|
Коммуникаци я, познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура, безопасность |
Сюжетно-ролевые игры по темам мультфильмов, кинофильмов с участием птицперсонажей. Проектная деятельность (выкладывание из мелких предметов какой-либо птицы). Мастерская (продуктивная деятельность) по теме. Чтение художественной, научно-познавательной литературы по теме. Отгадывание и составление загадок по теме. Рассказы о домашних птицах (из личного опыта).
|
Праздник «Веснакрасна».
|
III неделя |
Неделя безопасности.
1.Осторожно, Огонь!
2.Безопасность на воде
3.Безопасность |
Закрепить основы безопасности жизнедеятельности человека. Уточнить знания о работе пожарных, о причинах возникновения пожаров, о правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения - МЧС. Закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Закрепить умения |
Безопасность, коммуникация , познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, |
Чтение стихов, пословиц, поговорок (Пожар в лесу). Игры «Откуда берется мусор?», «Съедобный грибок положи в кузовок», «Отыщи опасные растения». Беседы с детьми «Почему надо охранять и беречь природу?», «Чем опасны шалости на воде?», «Службы спасения». |
Викторина «Вниматель ный пешеход», Выставка детских рисунков. |
|
в доме
4. Безопасность на улицах города
5. Службы спасения «01», «02», «03».
|
называть свой домашний адрес.
|
физическая культура |
Рассматривание репродукций картин К. Маковского «Дети, бегущие от грозы», И. Айвазовского «Гроза».
|
|
IV неделя |
Скоро лето. 1. Перемены в природе
2. Ягоды и фрукты
3.Съедобные и ядовитые грибы
4.Жизнь животных
5.Отдых летом |
Формировать у детей обобщенных представлений о лете как времени года; признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений. Природа «расцветает», созревает много ягод, фруктов, овощей.Много корма для зверей, птиц и их детенышей). Расширять представленияо съедобных и несъедобных грибах. |
Безопасность, коммуникация , познание, чтение художественн ой литературы, Художественн ое творчество, музыка, физическая культура |
Беседы и наблюдения за изменениями в природе. Подвижные игры на свежем воздухе. Мастерская (продуктивная деятельность) по теме. Создание коллекций «Животные России», «Животные Мордовии». Совместно с воспитателем создают «Энциклопедию безопасных ситуаций», книгу полезных советов «Как правильно вести себя на улице, в лесу, у водоема». Беседы о безопасности на дорогах. Игры- путешествия. Чтение литературных произведений по соответствующей тематике. |
Спортивный праздник «Здравствуй, лето!»
|
3. Перспективно-тематический план «Ознакомление с художественной литературой».
Старшая дошкольная группа.
|
Тема, литература |
Программное содержание |
Материалы и оборудование |
Методы и приемы |
Совместная деятельность с детьми |
Совместная деятельность с родителями |
09 2 |
Чтение русской народной сказки "Крылатый, мохнатый да масленый" [2, c. 178]. [4, c. 96]. |
1. Учить детей понимать характеры и поступки героев. 2. Замечать и понимать образные выражения. 3. Ввести в речь детей фразеологизмы ("душа в душу", "водой не разольешь"). 4. Учить придумывать другое, непохожее окончание сказки. |
Иллюстрации к сказке "Крылатый, мохнатый да масленый"
|
1. Чтение сказки 2. Рассматривание иллюстраций 3. Беседа по сказке. 4. Физминутка. 5. Придумывание веселого конца к сказке 6. Подведение итогов |
Беседа с детьми о дружбе. Дидактическая игра «Почтальон принес посылку». |
Рекомендации родителям: «Почитайте детям сказки о дружбе». |
4 |
В.Маяковски й "Кем быть?" [3, c. 88]. |
1. Пополнить знания детей о профессиях. 2. Учить их правильно строить предложения при ответах на вопросы. 3. Познакомить дошкольников с новым литературным произведением. 4. Помочь запомнить отрывок из него. |
Иллюстрации по профессиям. Книга В.В.Маяковског о «Кем быть?», карточки с картинками, « волшебный сундучок».
|
1. Беседа. 2. Работа с карточками. 3.Чтение произведения 4.Рассматривание иллюстраций 5.Заучивание наизусть отрывка из В.Маяковский "Кем быть?". 6. Итог.
|
Беседа о профессиях. Д/игры: «Что к чему?», «Назови профессии». Рассматривание иллюстраций с разными профессиями людей. Физкультминутка. Настольная развивающая игра «Профессии».
|
Предложить родителям рассказать детям о своих профессиях. |
10 2 |
Стихотворен ие А.К.Толстой "Осень" [2, c. 146]. |
Учить детей характеризовать приметы глубокой осени при рассматривании картины и иллюстраций, помочь запомнить его, выразительно читать его.
|
1. Книга для чтения 2. Иллюстрации об осени. 3. Фонограмма Р. Шумана “Осень” из цикла “Времена года”. 4. Репродукции картин И.И. Левитана “Октябрь”, И.С. Остроухова «Золотая осень», Н.И. Осенев «Осень».
|
1. Беседа 2. Чтение 3. Рассматривание иллюстраций об осени. 4. Динамическая пауза. 5. Заучивание 6. Импровизационная игра “Листья, летайте!” 7. Чтение детьми стихотворения. 8. Итог.
|
Работа по обогащению словаря по теме «Осень»: - рассматривание картин, иллюстраций В.Д. Поленова “Золотая осень”, Е.Е. Волкова “Октябрь”; - заучивание стихотворения А.С. Пушкина “Уж небо осенью дышало”. - загадывание загадок; - дидактические игры “Что нам осень принесла”, “Времена года”, “От какого дерева лист”, “Узнай дерево по описанию” и др. - беседы на темы: “Осень”, “Осенний лес”.
|
Предложить родителям прочитать детям стихи об осени. |
29
4 |
Чтение детям Б.Житков "Что я видел". [3, c. 58]. |
1. Обогатить знания дошкольников о Москве, о Красной площади. 2. Воспитывать чувство гордости за свою страну. |
1. Книга для чтения 2. Иллюстрации Б.Житков "Что я видел".
|
1. Чтение Б.Житков "Что я видел". 2. Беседа по содержанию рассказа. 3. Игра «Волшебный мешочек». 4. Физминутка. 5.Рассматривание иллюстраций 6. Итог.
|
Дидактические игры: «Какая нужна профессия?»; «Кто, где работает»; «Угадай, кем я работаю». Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский «Айболит»; В.В.Маяковский « Кем быть»; С.Я.Маршак « Почта», загадывание загадок о профессиях Рассматривание иллюстраций о Москве. Беседы.
|
Памятка «Расскажите детям о нашей стране». |
30
11 2 |
Чтение сказк и К.И. Чуковского «Мойдодыр». [4, c. 29]. |
1. Познакомить детей с произведением Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр». 2. Совершенствовать диалогическую речь, грамматически правильно отражать в речи свои впечатления. 3. Способствовать объединению воспитанников для совместной деятельности, развивать навыки работы с карандашами. Воспитывать интерес к рисованию.
|
1. Мольберт (на котором стоит портрет К.И.Чуковского) 2. Книга «Мойдодыр», иллюстрации к ней. 3. Мыльные пузыри. 4. Цветные карандаши, ½ листа белой бумаги А4. |
1. Рассматривание портрета писателя. 2. Беседа. 3. Чтение произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр». 4. Физкультминутка: Пусть стоят на месте ножки. 5. Обсуждение произведения 6. Рисование «Разноцветные мыльные пузыри». 7. Итог.
|
1. Чтение сказок: «Тараканище», «Путница», «Мойдодыр», «Муха Цокотуха», «Краденое солнце», «Федорено горе», «Чудо – Дерево», «Айболит», «Телефон», «Бармалей». 2. Инсценирование сказки «Краденое солнце».
|
Рекомендации «К.И. Чуковский для детей».
|
31
4 |
Заучивание стихотворени й и пословиц о маме. [4, c. 46]. |
1. Формирование уважительного и бережного отношения к самому дорогому человеку – маме. 2. Воспитание чувства преданности к матери ее значимости в семье. 3. Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее. 4. Учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме.
|
1. Аудио запись песни Т. Гвердцители – «Мамины глаза». 2. Слайды: «Сказка о Звездочке», слайды репродукций, используемых картин. |
1. Беседа 2. Чтение стихотворений о маеме. 3. Физкультминутка «Наступило утро». 4. Заучивание стихотворения по выбору детей. 5. Словесная игра «Назови ласково». 6. Рисование «Моя мама». 8. Анализ, итог. |
1. Фото-выставка «Я и мамочка моя». 2. Рассматривание картин разных художников на тему материнства. 3. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и пословиц о маме. 4. Обучение составлению рассказа из собственного опыта. |
Предложить родителям оформить альбом «Я и моя мамочка». |
12 2 |
В.Бианки "Синичкин календарь" [3, c. 69]. |
Уточнить знания детей о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны, вызвать желание наблюдать за поведением растений и птиц, чтобы сравнить увиденное с тем, о чем говорится в произведении |
1.Иллюстрации о зиме. 2. Книга с произведением В.Бианки "Синичкин календарь" |
1. Беседа 2. Загадывание загадки. 3. Рассматривание иллюстраций 4. Чтение произведения 5.Физминутка: «Скачет шустрая синица». 6. Рассказы детей. 7. Итог.
|
Рассматривание иллюстраций о природе (зима), зимующих птицах. Чтение произведения В. А. Сухомлинского «О чем плачет синичка?». Наблюдение за птицами во время прогулок.
|
Консультация: « Наблюдение за природой» |
4 |
Заучивание наизусть К.Бальмонт «Снежинка». [3, c. 69]. |
1. Познакомить детей с новым стихотворением, научить выразительно читать его. 2. Воспитывать любовь к времени года «Зима». |
Картина о времени года «Зима». |
1. Беседа 2. Чтение стихотворения 3. Заучивание стихотворения 4. Дети декламируют стихотворение. 5. Итог. |
Рассматривание иллюстраций о зиме. Рисование снежинок. |
Рекомендации: «Побеседуйте с детьми о зиме». |
01 2 |
Малые фольклорные формы «Как на тоненький ледок». [4, c. 104]. |
Дать детям представление о жанровых особенностях песенки, их отличии от произведений других малых фольклорных форм |
1. Пособие «Русские народные загадки и пословицы». 2. Аудиозапись музыки «Как на тоненький ледок» русская народная песня.
|
1. Беседа 2. Рассматривание иллюстраций 3. Слушание песенки. 4. Физминутка. 5. Итог. |
Рассматривание иллюстраций. Раскрашивание картинок на зимнюю тематику. |
Папка – передвижка для родителей «Малые фольклорные формы для детей». |
4 |
Заучивание наизусть С.Есенин «Пороша». [3, c. 49]. |
1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. 2. Развивать у детей наблюдательность, интерес к окружающей природе |
1. Иллюстрации о зиме. 2. Портрет и фотографии поэта С.А. Есенина. 3. Фонограммы песен на стихи С.А. Есенина. 4. Музыка Вивальди «Зима» (фонограмма).
|
1. Чтение стихотворения 2. Рассматривание иллюстраций о зиме 3. Беседа 4. Физминутка. 5. Заучивание стихотворения 6. Чтение стихотворения детьми. 7. Итог. |
Чтение стихотворений С. Есенина. Выставка детских рисунков о зиме.
|
Памятка «Стихи для детей». |
02 2 |
Чтение и обсуждение стихотворен ия С.Михалков а «Дядя Степа» [1, c. 96]. |
1. Помочь детям воспринимать стихотворение в его многозначительности – единстве героического и комического. 2. Обратить внимание детей на характерные особенности героя – стремление прийти на помощь попавшему в беду, готовность к защите Родины. 3.Вызвать у детей восхищение героем, желание быть похожим на него.
|
Иллюстрации к стихотворению С.Михалкова «Дядя Степа» |
1. Беседа 2. Чтение стихотворения. 3. Физминутка. 4.Обсуждение содержания стихотворения. 5. Итог. |
Беседы с детьми «Какие стихи написал С. В. Михалков», «Я хочу быть храбрым». |
Акция «Подари книгу детскому саду». |
4 |
Чтение мордовской народной сказки «Три брата». [5, c. 39]. |
1. Побуждать детей выражать свое отношение к героям мордовских сказок. 2. Воспитывать чувство гордости за произведения мордовских авторов. 3. Развивать речь детей. |
Выставка произведений мордовских авторов. |
1. Беседа 2. Чтение произведения и анализ. 3. Физминутка. 4. Рассматривание выставки. 5. Итог. |
Рассматривание выставки «Наши герои». Чтение и разучивание стихотворений пословиц, чистоговорок, песенок о пожаре. Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, ручной труд) на данную тему.
|
Чтение произведений мордовских авторов. |
03 2 |
Чтение сказки «Заюшкина избушка» [4, c. 125]. |
Продолжать воспитывать отзывчивость к народному творчеству, доброе отношение друг к другу. |
1. Книга, иллюстрации к сказке. 2. Шапочки персонажей сказки, декорации к сказкам, игрушка лиса, музыкальное сопровождение для персонажей. |
1. Игра – приветствие «Хоровод настроения». 2. Сюрпризный момент (лисичка). 3. Пальчиковая гимнастика «Сказки». 4. Чтение сказки. 5. Игра-драматизация сказки «Заюшкина избушка». 6. Итог.
|
Рассматривание иллюстраций к сказке «Заюшкина избушка», загадывание загадок, театрализация, драматизация сказок. Рисование на тему «Мордовская изба». |
Оформление совместно с родителями театрального уголка, библиотеки.
|
4 |
Литературна я викторина "Наши любимые книги" [4, c. 125]. |
1. Закрепить знания детей о прочитанных литературных произведениях, представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворений, малых фольклорных форм; 2. Формировать образность речи детей: умение понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации |
1. Иллюстрации к сказкам, пословицам и поговоркам. 2. Выставка любимых книг детей. 3. Игрушки – герои произведений и мультфильмов. 4. Атрибуты для драматизации |
1. Беседа 2. Пословицы о книгах. 3. Вопросы – ответы. 4. Отгадывание загадок. 5. Итоги викторины. |
Рисование на тему «Любимые герои сказок». Д/и: «Герои сказок». |
Консультация: «Книга в жизни ребёнка». |
04 2 |
В.Баруздин "Первый в космосе". [3, c. 87]. |
1. Помочь детям понять рассказ. 2. Запомнить его содержание. 3. Учить пересказывать текст, передавая свое отношение к героям. 4. Воспитывать нравственные качества |
1. Портреты: К. Э. Циолковского, Ю. А. Гагарина, В. Н. Терешковой. Книга для чтения. Набор картинок для игры. Заготовки комет, планет и звезд, клей, салфетки, кисти.
|
1. Рассказ воспитателя. 2. Беседа 3. Рассматривание иллюстраций. 4. Игра «Пройди препятствие». 5. Игра - викторина «Угадай-ка! ». 6. Коллективная работа на тему «Космос». 7. Итог. |
Беседа о космосе. Рассматривание иллюстраций. Рисование. Чтение произведения: Е. Левитана «Малышам о звездах и планетах». |
Памятка: «Расскажите детям о Дне Космонавтики». |
4 |
Итоговое |
|
|
|
|
|
4. Содержание Программы
Организация режима пребывания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
Компоненты и содержание режима пребывания для детей от 5 до 7 лет |
Регламент |
Примерное распределение времени в день |
||
|
Образование – 5 часов 35 минут в день |
|||
1. Регламентированная деятел-сть (зан-я и др. специально орг. формы работы), в т.ч.: |
Ежедневн
|
1ч. 55 мин., в т.ч. |
||
образовательная ситуация |
1350 мин. в нед., 5400 мин. в мес. |
3х30=90 минут в день
|
||
утренняя гимнастика |
ежедневно |
15 минут |
||
развлечения, праздник |
раз в нед. |
10 минут |
||
Примечание. Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Применительно к образовательным учреждениям, реализующим современные общеобразовательные комплексные программы, допускается модификация распределения времени в соответствии с реализуемой программой. |
||||
|
2. Нерегламентированные виды деятельности (совместная деят. воспитателя и ребенка в груп. и индивид. формах работы), в т.ч.: |
ежедневн о |
3 часа 40 минут, в т. ч.: |
|
игра |
ежедневн о |
80 минут |
||
двигательная деятельность |
ежедневн о |
45 минут |
||
предметно-практическая, обследовательская деятельность |
ежедневн о |
25 минут |
||
|
чтение книг, рассказывание, познавательное общение |
ежедневн о |
40 минут |
воспитание и обучение в процессе выпнияреж. моментов |
ежедневн о |
25 минут |
|
психолого-педагогическое сопровождение |
ежедневн о |
5 минут |
|
Примечание. Целесообразно использовать интегрированные формы работы и виды деятельности. Применительно к образовательным учреждениям, реализующим современные общеобразовательные комплексные программы, допускается модификация распределения времени в соответствии с реализуемой программой. |
|||
|
Уход и присмотр за ребенком – 6 часов 25 минут |
||
1. Организация режимных процессов, в т.ч.: |
ежедневн о |
6 часов 20 минут |
|
сон |
ежедневн о |
110 минут |
|
прогулка |
2 р/д |
160 минут |
|
гигиенические процедуры |
2 р/д |
20 минут |
|
закаливающие и др. о процедуры |
ежедневн о |
20 минут |
|
прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин) |
ежедневн о |
60 минут |
|
2. Оказание помощи ребенку в выполнении режимных процессов, в т.ч.: |
ежедневн о |
в течение дня
|
|
в гигиенических процедурах |
|||
в одевании, раздевании |
|||
в приеме пищи |
|||
3. Наблюдение за эмоциональным состоянием и самочувствием ребенка в течение дня (во время игр, занятий, режимных процессов) |
ежедневн о |
в течение дня |
|
|
4. Работа с родителями (ежедневное информирование родителей о состоянии здоровья, самочувствия, развитии ребенка) |
ежедневн о |
15 минут |
Регламентирование образовательного процесса
|
Старшая с 5-6 лет |
Количество возрастных групп в параллели |
2 |
Максимальное количество НОД в течение недели |
12+2 |
Продолжительность НОД согласно возраста |
25 мин |
Продолжительность НОД согласно возраста в день
Всего: |
50 мин
первая половина дня
25мин вторая половина дня = (75 мин.) |
Перерыв между НОД |
10 минут |
Недельная дополнительная нагрузка (совместная деятельность с педагогом) |
2 раза в неделю
вторая половина дня 50 минут |
Объем недельной нагрузки по образовательной деятельности |
5 часов 50 минут
|
Годовой календарный учебный график разработан в соответствии - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273- ФЗ;
«Об образовании в Российской Федерации»;
- "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». СанПиН
2.4.1.3049-13, от 15 мая 2013г. №26;
- «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 г.
- Примерным региональным модулем программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» /О.В.Бурляева и др./.
- Уставом Учреждения.
РЕЖИМ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«ДЕТСКИЙ САД №20 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА
САРАНСК НА ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА
в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, "Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства Образования и
Науки РФ от 17 октября 2013 г за №1155
Режимные моменты |
|
5-6 лет |
|
Дома |
|
Подъем, утренний туалет |
|
6.30-7.30 |
В детском саду
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика |
7.00-8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.20-8.50 |
Игры. Подготовка к занятию |
8.50-9.00 |
НООД |
9.00-9.25 9.35-10.00 |
|
10-5-10.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдение, игры, индивидуальная работа, труд) |
10.40-12.30 |
Возвращение с прогулки,водные |
12.30-12.40 |
процедуры, игры |
|
Подготовка к обеду, обед |
12.40-13.00 |
Подготовка ко сну, сон |
13.00-15.00 |
Подъем, закаливающие процедуры, игры |
15.00-15.20 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.20-15.45 |
Игры, труд |
16.30-17.00 |
Дополнительное образование |
16.00-16.30 |
Подготовка к ужину, ужин |
17.00-17.30 |
Игры. Уход домой. Прогулка |
17.30-19.00 |
Общая продолжительность пребывания детей на воздухе |
|
Дома
Прогулка |
19.00-20.15 |
Спокойные игры, гигиенические процедуры |
20.15-20.45 |
Подготовка ко сну, сон |
20.45-6.30 |
Расписание организованной образовательной деятельности Утверждаю: на 2014-2015 учебный год Заведующая ДОУ №20____________Н.С. Рязина от 01.09.2014г.
|
Старшие группы |
||
№7 |
№10 |
№11 |
|
|
Физ. развитие 9.00-9.25
Мир искусства рис./лепка 9.35-10.00 |
Мир искусства/конструирование 9.00-9.25 Соц./Прир. мир 9.35-10.00 Физ. на возд. 11.30-11.55 |
Логопед. 9.00-9.25 Соц. /Прир. мир 9.35-10.00 Мир музыки 10.10-10.35 |
|
Худ. лит. 9.00-9.25
Мир музыки 9.40-10.05 |
Реч. разв./обуч гр. 9.00-9.25
Мир музыки 10.15-10.40 |
Логопед/ Матем.разв 9.00-9.25 9.35-10.00 Физ. развитие 10.10-10.35 |
|
Мат. разв. 9.00-9.25 Физ. развитие 10..10—10..35 Сарансковед.
|
Худ. лит. 9.00-9.25
Физ. разв. 9.35-10.00
Сарансковед. |
Речев.разв. 9.00-9.25 Мир музыки 9.35-10.00 Мир иск./рис. лепка 10.10-10.35 Сарансковед. |
|
Реч. разв./обуч гр. 9.00-9.25 Соц./Прир. мир 9.35-10.00 Физ. на возд. 11.30-11.55 |
Мат. разв. 9.00-9.25
Мир музыки 10.15-10.40
|
Логопед 9.00-9.25 Мир иск констр/апл. 9.35-10.00 Физ. развитие 10.00-10.25 |
|
Мир иск. констр/апл. 9.00-9.25
Мир музыки 10.10-10.35 |
Мир искусства 9.00-9.25
Физ. развитие 10.10-10.35
|
Логоп./худ. лит. 9.00-9.25 9.35-10.00
Физ. на воздухе 10.10-10.35 |
«Безопасность», «Труд», «Здоровье» планируем в совместной и свободной деятельности с детьми, Сарансковедение во второй половине дня.
Расписание организованной образовательной от 01.10.2014г. / бассейн
|
Старшие группы |
|
|
№7 |
№10 |
№11 |
|
|
Физ. развитие 9.00-9.25
Мир искусства рис./лепка 9.35-10.00 |
Мир иск./констр 9.00-9.25 Соц./прир. Мир 9.35-10.00 Физ. на возд. 11.30-11.55 |
Логопед. 9.00-9.25 Соц. /Прир. мир 9.35-10.00 Мир музыки 10.10-10.35 |
|
Худ. лит. 9.00-9.25
Мир музыки 9.40-10.05 |
Реч. разв./обуч гр. 9.00-9.25
Рир музыки 10.15-10.40 |
Логопед/ Матем.разв 9.00-9.25 9.35-10.00 Физ. развитие 10.10-10.35 |
|
Мат. разв./бассейн 9.00-9.25 9.35-10.00 Сарансковед.
|
Худ. лит. 9.00-9.25
Физ. разв. 10.10-10.35
Сарансковед. |
Речев.разв. 9.00-9.25 Мир музыки 9.35-10.00 Мир иск./рис. лепка 10.10-10.35 Сарансковед. |
|
Реч. разв./обуч гр. 9.00-9.25 Соц./Прир. мир 9.35-10.00 Физ. на возд. 11.30-11.55 |
Мат. разв. 9.00-9.25
Мир музыки 10.15-10.40
|
Логопед 9.00-9.25 Мир иск.констр/апл. 9.35-10.00 Бассейн 11.20-11.50 |
|
Мир иск. констр/апл. 9.00-9.25
Мир музыки 10.10-10.35 |
Мир иск./бассейн 9.00-9.25 9.35-10.00
|
Логоп./худ. лит. 9.00-9.25 9.35-10.00
Физ. на воздухе 10.10-10.35 |
«Безопасность», «Труд», «Здоровье» планируем в совместной и свободной деятельности с детьми, Сарансковедение во второй половине дня
1. Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 г.
2. О.В.Акулова, Л.М.Гурович. Чтение художественной литературы. Методический комплект программы
«Детство»Образовательнаяобласть«Чтениехудожественнойлитературы».Какработатьп о программе«Детство»:Учебно-методическоепособие/Науч.ред.А.Г.Гогоберидзе.— СПб.:ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,М.:ТЦ«СФЕРА»,2012.
3. Т.М.Бондаренко "Комплексные занятия в старшей группе детского сада", 2009.
4. Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
5. В.В.Гербова, Н.П.Ильчук "Книга для чтения в детском саду и дома 5-6 лет", Издательство: Оникс, 2011.
6. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». / Сост. и ред. А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
7. Мониторинг в детском саду Научно-методическое пособие. / Научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
8. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Старшая группа. Методическое пособие. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – М.: Центр Педагогического образования, 2008.
9. Программа «Валдоня»(Светлячок) (авторы: коллектив кафедры дошкольного воспитания МГПИ им. М. Е. Евсевьева), 2009.
10. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Содержание
Предисловие 4
Перспективно-тематический план по ознакомлению с художественной
литературой 8Содержание Программы 38
Список использованной литературы 46
Приложение
48
Примерный список литературы для чтения детям старшей группы
Русский фольклор Песенки.
«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...», «Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,
«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,
«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж»,
«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,
«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей». Сказки.
«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;
«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;
«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;
«Финист —Ясный сокол», обр. А. Платонова;
«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;
«Рифмы», авторизованный пересказ Б. Шергина;
Фольклор народов мира Песенки.
«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;
«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);
«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;
«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;
«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой; Сказки.
«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов ЗападнойАфрики, пер.
О. Кустовой и В. Андреева;
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
Произведения поэтов и писателей России Поэзия.
И. Бунин. «Первый снег»;
С. Городецкий. «Котенок»;
С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;
И. Никитин. «Встреча зимы»;
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»),
«Зимний вечер» (в сокр.);
А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;
А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;
М. Цветаева. «У кроватки»;
С. Черный. «Волк»;
А. Барто. «Веревочка»;
В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;
С. Маршак. «Почта», «Пудель»;
М. Яснов. «Мирная считалка». Проза.
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;
Б. Алмазов. «Горбушка»;
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;
В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
Н. Носов. «Живая шляпа»;
К. Паустовский. «Кот-ворюга»; Литературные сказки
А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе
ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
Н. Телешов. «Крупеничка»;
Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);
П. Бажов. «Серебряное копытце»;
В. Бианки. «Сова»;
Б. Заходер. «Серая звездочка»;
В. Катаев. «Цветик-семицветик»;
Произведения поэтов и писателей разных стран Поэзия.
Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;
А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;
Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С.
Михалкова;
В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; Литературные сказки.
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной; X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;
Примерный список для заучивания наизусть
«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;
И. Белоусов. «Весенняя гостья»;
Е. Благинина. «Посидим в тишине»;
Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;
М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;
М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);
И. Суриков. «Вот моя деревня».
Примерный список для чтения в лицах
Ю. Владимиров. «Чудаки»;
С. Городецкий. «Котенок»;
В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;
Э. Успенский. «Разгром».
Дополнительная литература Русские народные сказки.
«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А.Афанасьева); Зарубежные народные сказки.
«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;
«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;
«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина; Проза
Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;
Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».
Л. Пантелеев. «Буква «ты»;
М. Москвина. «Кроха»;
А.Митяе. «Сказка про трехпиратов » Поэзия.
Я. Аким «Жадина»;
Ю. Мориц. «Домик с трубой»;
Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;
Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;
Д. Чиарди. «О том, у кого триглаза»,пер.сангл. Р. Сефа;
Б. Заходер. «Приятная встреча»;
С. Маршак. «Почта» Литературные сказки.
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);
О.Прослер. «Маленькая Баба-яга», перс нем. Ю.Коринца;
Дж. Родари. «Волшебный барабан » (из книги «Сказки у которых три конца»), пер. с итал. И.Константиновой;
«Шляпа волшебника», пер.В.Смирнова;
Т.Янсон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л.Брауде;
А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;
Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;
Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Небылицы в лицах».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.