Программа педагога санатория
Оценка 4.9

Программа педагога санатория

Оценка 4.9
doc
04.03.2024
Программа педагога санатория
Программа 2024.doc

Введение

Специфической особенностью детских санаториев является то, что лечение больных детей проводится в тесной взаимосвязи с систематическим воспитательно-образовательным процессом. Только на базе хорошо поставленной педагогической работы, рационально сочетающейся с лечебно­профилактической работой, в санатории возможна успешная реабилитация больных детей.

Необходимость создания программы продиктована тем, что в последние годы в обществе наметились негативные тенденции, связанные с общим снижением уровня здоровья детей, здоровья как комплекса физического, психологического и социального самочувствия (состояния) ребенка. Вместе с этим дети становятся менее адаптивны к стрессовым условиям современной жизни. Дети становятся «трудными», эгоистично - личностно ориентированными и практически не могут жить и работать в коллективе сверстников.

Программа дает ребенку возможность почувствовать себя защищенным, частью целого, членом единого коллектива, но при этом не нарушаются границы его свободы, ребенок не перестает быть индивидуальностью, личностью.

Программа направлена на:

-         создание условий развития детей, открывающих возможности для их позитивной социализации, их личностного развития, развития инициативы на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; развития творческих способностей через художественный и ручной труд;

-         создание направления по приобщению детей к русской культуре и к литературным произведениям;

-         создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

 

Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по следующим направлениям развития и образования детей:

-         социально-коммуникативное развитие;

-         познавательное развитие;

-         речевое развитие;

-         художественно-эстетическое развитие;

-         физическое развитие.

Педагогическая концепция программы

Основа педагогической концепции детского санатория - эффективно построенная воспитательная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования человека культуры в современном обществе.

Концепция основана на следующих идеях:


-         «лечение через воспитание» (В.П. Кащенко);

-         влияние среды на личность, компенсаторная функция воспитательных систем учреждений интернатного типа (Б. Беттельгейм, Януш Корчак);

-         идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин);

-         идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухом л инский);

-         идея развития личности в процессе деятельности (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский);

-         идея формирования педагогической среды, способствующей самореализации личности (Н. Ф. Талызина, В. А. Ясвин);

-         идея развития культурной среды школы (В.А.Караковский, Л.И.Новиков и др.).

Нормативно-правовое обеспечение программы

1.     Конституция РФ.

2.      Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.

3.      Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ.

4.      Трудовой Кодекс РФ.

5.      Конвенция ООН о правах ребенка.

6.      Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

18.03.2011 г. N 21 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2843-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев».

7. Программа воспитания «Крымская мозаика»

 

Цели, задачи и принципы программы

Важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

В санатории создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

В проведении общесанаторных дел поощряется конструктивное межклассное, межотрядное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;

Педагоги санатория ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, в отряде – воспитатель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Город-курорт Евпатория является уникальным местом для отдыха и оздоровления детей. Необходимость создания программы продиктована тем, что в последние годы в обществе наметились негативные тенденции, связанные с общим снижением уровня здоровья детей, здоровья как комплекса физического, психологического и социального самочувствия (состояния) ребенка. Вместе с этим дети становятся менее адаптивны к стрессовым условиям современной жизни, более подвержены негативному влиянию, в том числе и Интернет-ресурсов, становятся «трудными», эгоистично-личностно ориентированными и практически не могут жить и работать в коллективе сверстников. Программа дает возможность почувствовать себя частью целого, единого коллектива, не нарушая при этом границы свободы индивидуальности и личности подростка.

На протяжении двадцати пяти столетий в Евпатории происходило взаимное проникновение таких культур как греческая, скифская, турецкая, караимская, армянская, украинская, русская и другие. Таким образом, традиционными приоритетными направлениями в сфере воспитания детей в Республике Крым является воспитание патриотизма как основы всей воспитательной работы и формирование любви к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота страны; воспитание доброжелательного, бережного отношения к народам, населяющим Крымский полуостров, формирование у детей и молодежи готовности к осознанной жизни в духе взаимопонимания, мира, согласия между всеми народами, этническими национальностями, религиозными конфессиями; воспитание жизнестойкости как черты характера, противостоящей любому негативному влиянию и позитивно воспринимающей мир и свое место в нем.

 

 

Цель программы

Создание благоприятных условий для социально - педагогической реабилитации детей с ослабленным здоровьем, повышение эффективности лечебно-восстановительного процесса, развития их личностного потенциала, содействие формированию человека культуры через включение их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность в разновозрастном коллективе.

Задачи программы

1.     Обеспечить комплекс условий, способствующих повышению психического и эмоционального тонуса больных детей.

2.      Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.


3.      Содействовать физическому развитию в тех пределах, которые по состоянию здоровья возможны в данное время.

4.      Способствовать оптимизации жизнедеятельности временного коллектива.

5.      Развивать базовую культуру воспитанника.

6.      Социализация, посредством создания условий для самореализации детей и подростков в различных видах деятельности.

Принципы программы.

1.     Принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников (то есть  все

происходящее в санатории - от разработки планов программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию воспитательной деятельности детей, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и др. оценивается с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье ребенка).

2.      Принцип триединого представления о культуре здоровья (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).

3.      Принцип непрерывности и преемственности (работа проводится в санатории каждый день с обязательным учетом того, что уже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно в лечебно-воспитательной работе).

4.      Личностно - ориентированный подход к ребенку.

5.      Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами).

6.     Приоритет активных методов воспитания.

7.      Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.

8.      Осуществляется принцип контроля совместно с родителями (получение обратной связи).

Содержание программы

Содержание программы реализуется через следующие направления: безопасности, спортивно - оздоровительное, нравственно - патриотическое, досуговое, учебное.

Направление безопасности - формирование содержательной стороны культуры личной безопасности ребенка и безопасного поведения во время пребывания в детском санатории в целом через просветительскую деятельность, тренинги и игры.

Основные понятия и идеи:

-         безопасное поведение в социальной и повседневной жизни, мир;

-         безопасность и здоровье;

-         социальная норма, проступок, правонарушение;

-         профилактика употребления спиртных напитков и наркотических средств, курения;

-         профилактика сквернословия и вербальной агрессии;

-         профилактика хулиганского поведения, драк;

-         профилактика воровства;

-         формирование норм и правил поведения в социальной и природной среде, неприятие несоблюдения правил безопасности.

Спортивно-оздоровительное направление - организация оздоровления детей посредством занятий спортом и лечебной физкультурой, закаливания, развития навыков гигиены, организации полноценного рационального питания и соблюдения питьевого режима, организация физкультминуток и динамических пауз и прогулок, профилактика здорового и безопасного образа жизни через проведение игровых программ, вовлечение детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность.

Основные понятия и идеи:

-         здоровье              физическое,               психическое,              духовное;

социальное благополучие;

-         полезные привычки;

-         культура питания и гигиены;

-         культура труда и досуга;

-         здоровье человека, репродуктивное здоровье;

-         факторы, определяющие здоровье человека;

-         здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;

-         культура физическая (способность управлять своими движениями, своим телом);

-         культура физиологическая (способность управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность);

-         культура психическая (способность управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями);

-         режим дня;

-         рацион питания;

-         оздоровительные прогулки.

Нравственно-патриотическое направление - приобщение воспитанников к изучению истории и символов государства, родного края, своего города, улицы через все виды детской деятельности, ознакомление с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

Основные понятия и идеи:

-         родная страна;

-         родной город;

-         родная культура;

-         религия;

-         патриотизм.

Содержательно-досуговое направление - подвижные игры, квесты, массовые мероприятия (праздники, подвижные игры, конкурсы, гала- концерты, викторины, флешмобы, настольные игры, изобразительное искусство, инсценировки), организация работы редакционной коллегии (оформление отрядных уголков, плакатов).

Основные понятия и идеи:

-         индивидуальное и общественное развитие;

-         стремление к продуктивной деятельности;

-         творческий потенциал человека;

-         способность, одаренность и талант;

-         активное воображение;

-         реализация творческого потенциала;

-         коэффициент удовлетворенности собой;

-         способность к пониманию собственного мироощущения;

-         искусство и творчество;

-         нравственное содержание эмоциональной памяти;

-         уровень социального творчества, способность взаимодействовать с другими людьми, приносить пользу;

-         творческий интеллект;

-         творческая личность;

-         мотивация творчества;

-         креативность;

-         способность к творческому мышлению;

-         декоративно-прикладное творчество;

-         способность понимания общечеловеческих ценностей.

Учебное направление - организация образовательную деятельности с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей по программам общеобразовательных школ, где учатся дети на постоянной основе.

Основные понятия и идеи:

-         знания;

-         интеллект;

-         познавательная информация;

-         интеллектуальная культура;

-         непрерывное образование;

-         внимание;

-         впечатления;

-         анализ собственной деятельности (рефлексия);

-         познавательные интересы;

-         воображение;

-         разностороннее развитие личности;

-         информационная компетентность;


-          индивидуальный стиль познавательной деятельности;

-          работоспособность.

Деятельность в период смены (заезда)

Смена в санатории длится 21 день. Она делится на три периода - организационный, основной и заключительный, сочетающие все направления лечебно - профилактической, образовательной, культурно­досуговой и воспитательной деятельности.

Каждый из периодов смены должен рассматриваться на трех уровнях:

1.      что происходит с отдельным ребенком;

2.      какие процессы происходят с отрядом в целом, как с основной структурной

единицей педагогического процесса (при этом мы рассматриваем временное детское объединение как важное условие развития личности ребенка);

3.      каковы особенности периода, определяемые этапом реализации содержания программы.

Организационный период (первые 5-6 дней).

Общая цель - создать условия для адаптации ребенка к санаторию, при создании и функционировании временного детского коллектива.

Цели организационного периода:

-         создание психологически безопасной атмосферы в коллективе для раскрытия потенциала личности;

-         создать условия для привыкания ребенка к режимным моментам санатория и правилам поведения;

-          ознакомление с местом расположения всех основных служб санатория;

-          ускорить период адаптации к режиму санатория;

-         определить знания, навыки и психологический портрет детей во временном коллективе.

Задачи организационного периода:

-          познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой;

-         предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;

-         узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе;

-         познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят;

-          создание органов детского самоуправления.

Формы работы:

-         проведение основного инструктажа по технике безопасности;

-         проведение специальных инструктажей по технике безопасности (купание в море, соответствие одежды погодным условиям и т.д.);

-         объяснение основных законов жизни в отряде;

-         организация детского самоуправления;

-         игры на сплочение коллектива;

-         ознакомление в игровой форме с местом расположения всех основных служб санатория;

Основной период

Основной период делится в свою очередь на два этапа, до экватора (середины смены) и после, на каждом из которых решаются определенные задачи.

Задачи первого этапа основного периода:

-         создать условия для проявления самобытности каждого ребенка, его духовно-нравственного потенциала;

-         активизировать деятельность отрядных кружков, которые соответствуют интересам и

-         запросам ребенка;

                       — корректировать нормы общения, поведения, отношений.

Задачи второго этапа основного периода:

-         организовать коллективно творческую деятельность;

-         создать условия для полноценного функционирования органов детского самоуправления;

-         показать знания, умения, навыки, полученные на занятиях и уроках;

-         корректировать межличностные и коллективные отношения.

Формы работы:

-         многообразные деятельные формы с различным содержанием;

-         совместное планирование, проведение дел;

-         организация равноправного диалога с детьми;

-         совместное обсуждение возникающих проблем.

Деятельность воспитателя:

-         решение личностных проблем ребенка;

-         решение задач его личностного роста;

-         подтверждение этических установок, заданных в отряде;

-         поддержание детей в состоянии успеха;

-         формирование у родителей позитивного мнения об отряде, санатории и работе коллектива санатория;

-         организация отрядных и общих творческих дел;

-         предоставление возможности нести больше ответственность самому ребенку;

-         организация полезного досуга;

-         организация физической активности в разных формах деятельности.

Заключительный (итоговый) период смены.

Подведение итогов прожитой смены, реадаптация детей к возвращению домой. Воспитатель в это время работает по намеченному ранее плану, подводит итоги успешности воспитанников, привлекает к коллективным делам каждого ребенка, продумывает программу прощального вечера.

Важно провести анализ смены, накопленного опыта и поставить задачи на дальнейшую самореализацию.

Задачи:

-         организация подведения итогов смены;

-         закрепление приобретенных знаний и умений (общаться, сотрудничать и т. д.);

-         реализация вышеперечисленных знаний и умений;

-         организация личной рефлексии;

-         организация групповой рефлексии.

Формы работы:

-         вечерний разговор «Расскажи мне обо мне»;

-         выставки творческих работ;

-         фестивали, галаконцерты (награждение по различным учебным и творческим номинациям);

-         награждение.

Деятельность воспитателя:

-         психологическая подготовка ребенка к завершению смены;

-         вывод отряда на состояние отъезда (комплекс мероприятий «расстаемся друзья, чтобы встретится вновь»);

-         организация прощального огонька; - отъезд.

В этот период наибольшим успехом пользуется подготовка к общему празднику, наряду с этим возрастает потребность в общении внутри отряда. Роль воспитателя уходит на второй план, многие задания ребята могут выполнять самостоятельно, но все-таки исполнение необходимо контролировать. Дети чувствуют отъезд задолго до окончания смены.

Воспитателю в эти дни нужно не потерять бдительность, нельзя расслабляться («ну вот уже и конец!»), нужно быть предельно внимательными. Чувствуя приближение отъезда, ребята начинают нарушать правила, если воспитатели ослабляют требовательность, стараются увеличить объем «свободы». Поэтому программу последних дней необходимо сделать максимально насыщенной, так чтобы не оставалось ни минуты свободного времени на то, чтобы «оставить о себе память» или настроиться на горечь расставания с отрядом.

Законы жизни отряда:

1.     Закон времени.

2.     Закон территории.

3.     Закон правой руки (закон тишины).

4.     Закон вежливости.

Имидж отряда

Имидж отряда — неповторимый внешний образ отряда, отличающего его от других отрядов. К таким внешним приметам отряда относятся:

-        название отряда, которое должно нравиться ребятам и отражать характер, содержание деятельности;

-        девиз отряда - краткое афористическое выражение, которому дети следуют в своей деятельности;

-         кричалка;

-        законы отрядной жизни, которые могут быть традиционными, передаваться от смены к смене, и могут появляться в процессе жизнедеятельности отряда;

-         самоуправление в отряде.

Система стимулирования

В конце смены отряд, получивший наибольшее количество баллов, награждается почётной грамотой, дипломом или подарком, сувениром за активное участие в работе санатория. В течение смены предусмотрены различные варианты нематериальных стимулов: благодарственное письмо родителям, исполнение песен по заказу, устная благодарность и др. Активисты награждаются в течение смены отличительными знаками, по итогам смены - грамотами.

Распорядок дня

7:00

Подъем

7:00-8:00

Наведение порядка в палатах, утренние гигиенические процедуры

8:00-8:15

Отрядная линейка (в игровой на этаже)

8:15-8:30

Завтрак

8:45-10:00

Прохождение специалистов и процедур


 

10:00-11:00

Прогулка к морю, посещение магазинов

11:00-12:00

Занятия в игровой по интересам и в кружках

12:00-12:15

Отрядная линейка (в игровой на этаже)

12:15-12:30

Обед

12:45-14:00

Тихий час

14:00

Сборы и отправка детей в школу

15:30-16:00

Полдник

14:00-18:00

Школа/Прогулка со старшеклассниками и дошкольниками

18:00-18:15

Отрядная линейка

18:15-18:30

Ужин

18:30-19:00

Вечерние гигиенические процедуры

19:00-20:30

Мероприятие в клубе/Дискотека/Просмотр фильма

20:30-21:00

Подготовка ко сну

21:00

Отбой

 

Заключение

Таким образом, вся оздоровительная, просветительная и досуговая деятельность воспитателя направлена на улучшение общего физического и эмоционального состояния детей, развитие их социально-культурных навыков, подготовку к будущей взрослой жизни, проверку из самостоятельности. Вся система работы воспитателя выстроена таким образом, чтобы задействовать всех детей в играх, концертах, беседах, тренингах, мастер-классах и других отрядных мероприятиях.

Санаторий - это место, где каждый может найти занятие по интересам, где можно встретить новых друзей, примерить на себя новую социальную роль, получить новый опыт и знания и вернуться сюда еще раз.


Скачано с www.znanio.ru

Введение Специфической особенностью детских санаториев является то, что лечение больных детей проводится в тесной взаимосвязи с систематическим воспитательно-образовательным процессом

Введение Специфической особенностью детских санаториев является то, что лечение больных детей проводится в тесной взаимосвязи с систематическим воспитательно-образовательным процессом

В.П. Кащенко); - влияние среды на личность, компенсаторная функция воспитательных систем учреждений интернатного типа (Б

В.П. Кащенко); - влияние среды на личность, компенсаторная функция воспитательных систем учреждений интернатного типа (Б

Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, в отряде – воспитатель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов)…

Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, в отряде – воспитатель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов)…

Содействовать физическому развитию в тех пределах, которые по состоянию здоровья возможны в данное время

Содействовать физическому развитию в тех пределах, которые по состоянию здоровья возможны в данное время

Спортивно-оздоровительное направление - организация оздоровления детей посредством занятий спортом и лечебной физкультурой, закаливания, развития навыков гигиены, организации полноценного рационального питания и соблюдения питьевого режима, организация…

Спортивно-оздоровительное направление - организация оздоровления детей посредством занятий спортом и лечебной физкультурой, закаливания, развития навыков гигиены, организации полноценного рационального питания и соблюдения питьевого режима, организация…

Основные понятия и идеи: - индивидуальное и общественное развитие; - стремление к продуктивной деятельности; - творческий потенциал человека; - способность, одаренность и талант; - активное…

Основные понятия и идеи: - индивидуальное и общественное развитие; - стремление к продуктивной деятельности; - творческий потенциал человека; - способность, одаренность и талант; - активное…

Деятельность в период смены (заезда)

Деятельность в период смены (заезда)

Основной период Основной период делится в свою очередь на два этапа, до экватора (середины смены) и после, на каждом из которых решаются определенные задачи

Основной период Основной период делится в свою очередь на два этапа, до экватора (середины смены) и после, на каждом из которых решаются определенные задачи

Заключительный (итоговый) период смены

Заключительный (итоговый) период смены

Закон территории. 2.

Закон территории. 2.

Прогулка к морю, посещение магазинов 11:00-12:00

Прогулка к морю, посещение магазинов 11:00-12:00
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2024