программа по адаптации

  • Образовательные программы
  • doc
  • 21.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

программа по адаптации предназначена для рабооты с детьми для вновь прибывших в учреждения интернаттного типа
Иконка файла материала Программа адаптации в интернате.doc

 

РАССМОТРЕНА                                                                                        СОГЛАСОВАНА                                                 УТВЕРЖДЕНА

на МО воспитателей                                                                                      Зам. директора по BP                                         Директор ГОАУ «Сво-

школы-интерната № 12                                                                              школы-интерната                                                бодненская специаль-

Протокол №                                                                                         ________ Л.М. Калашникова                                          ная (коррекционная)

От « __» ______2010г.                                                                                                                                                                 школа-интернат»

Руководитель МО воспитателей

______________ В.Ф.Нестерова                                                                                                                                               --------- О.Б. Николаева

 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

Программа (компилятивная)

по адаптации вновь прибывших воспитанников:

«Дом, в котором я живу, называется мечтой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Составили:

                                                                  Иванова Е.В.- воспитатель высшей категории

                                                                Кислова Л.Г.- воспитатель первой категории

                                                                              Варфоломеева Т.Е.-    воспитатель первой категории

                                                                       

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Свободный.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка.

2.     Цель, объект деятельности, задачи, ожидаемый результат  .

3.     Этапы работы.

4.     Формы работы, критерии успешной социальной адаптации.

5.     Уровень социальной адаптации.

6.     Индивидуальная карта ребенка.

     7.  Цикл занятий с детьми, имеющими проблемы в период адаптации.

     8.  Комплекс общеукрепляющих упражнений.

     9.  Карта сопровождения ребёнка по социальной адаптации.

    12. Список используемой литературы  .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

         Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся (воспитанники) разного возраста. Дети поступают из детских домов, приютов, других школ – интернатов. Среди них есть дети сироты, дети лишённые родительских прав, дети с ОВЗ. Для них характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию.

         В этой связи проблема адаптации детей в школе – интернате имеет одно из приоритетных значений.

         Созданная нами программа предназначена для работы с вновь поступившими детьми и направлена на создание благоприятных социально – психолога – педагогических условий для быстрой и успешной адаптации воспитанников.

         Содержание программы позволяет:

·        Ближе познакомится с ребенком, определить его способности и личностные качества;

·        Определить уровень адаптации;

·        Проследить причины дезадаптации детей и на основе полученных данных составить индивидуальные программы сопровождения;

·       Оказывать своевременную консультативную помощь ребенку в создавшейся кризисной ситуации;

·       Организовать взаимодействие всех участников воспитательно – образовательного процесса (учитель, воспитатель, социальный педагог, психолог, медработник) и направить их совместную деятельность на помощь детям в этот сложный в их жизни период;

·        Своевременно провести комплекс мероприятий (беседы, занятия) как с дезадаптированныими детьми, так и с окружающими их сверстниками.

Заполнение и ведение документации (дневников наблюдения, индивидуальных программ сопровождения, программа сопровождения по социальной адаптации и др.) помогает отслеживать динамику социализации ребенка.

Для реализации программы использовали следующие методы и формы работы:

·        Индивидуальные и групповые  беседы с детьми;

·        Диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности детей и т.д.);

·        Индивидуальные и групповые консультации педагогов ;

·        Индивидуальная и групповая, психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации;

·        ПМПк;

·        ЛФК;

·        Социально – психологический практикум для педагогов.

 Она способствует:

·        Принятию и выполнению норм коллективной жизни большинством вновь поступивших детей;

·        Адекватному отношению учащихся к педагогическому воздействию;

·        Гармоничным взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми;

·        Активному участию вновь поступивших детей в жизни группы, школы;

·        Комфортному состоянию ребенка в школе, удовлетворенности своим социальным статусом.

Данная программа может быть использована в работе воспитателями, психологами, социальными педагогами, классными руководителями, как общеобразовательных школ, так и коррекционных, что даст возможность легче и быстрее адаптироваться учащимся,  своевременно выявить наличие школьной дезадаптации у вновь поступивших детей и найти эффективные средства её коррекции.

 

ЦЕЛЬ:

q  Создать благоприятные социально - психолога – педагогические условия для успешной адаптации вновь поступивших детей в условиях школы - интерната.

 

ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

q  Адаптация воспитанников.

ЗАДАЧИ:

q  Определить уровень адаптации каждого ребёнка;

q  Создать условия  для социально – психологической адаптации детей в группе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами;

q  Выявить дезадаптированных воспитанников: (детей группы риска, «трудных детей», детей склонных к побегам, детей – изгоев);

q  Проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;

q  Разработать  индивидуальные программы социально – психолога - педагогического сопровождения ребенка;

q  Оказывать консультативную  помощь по ликвидации кризисной ситуации в микросреде ребенка;

q  Взаимодействовать с заинтересованными представителями в решении дальнейшей судьбы и оптимальных форм устройства на дальнейшее воспитание при защите и охране прав ребенка. (Школьный ПМПк)

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

o   Успешная социальная адаптация вновь поступивших учащихся школы – интернат.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

 

I.                  ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

 

1.     ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

·        Составление списков вновь поступивших детей;

·        Знакомство с факторами среды жизни ребенка (изучение данных личного, медицинского дела ребенка);

·        Знакомство и установление контактов с детьми при поступлении их в учреждение;

·        Социально – психологическая диагностика качеств вновь поступившего ребёнка;

·         Краткий анализ состояния работы.

Методы исследования.

q  Анкета «Адаптация»;

q  Диагностика психических состояний  ребёнка (психолог, социальный педагог);

q  Наблюдения, интервью, рисунки, работа с пластичным материалом, (социальный педагог, воспитатели, мед. работники, психолог, классные руководители).

q  Сочинение – тест по определению творческой направленности ребенка, досуговые мероприятия (социальный педагог, психолог,  учителя чтения);

q  Изучение мотивационной сферы вновь прибывших учащихся.

q  Изучение межличностных отношений ребенка в группе, классе (социометрия)

q  Выявление детей с проблемами в физическом развитии.

q  Изучение   самооценки;

2.     ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

·        Составление списков детей, нуждающихся в помощи специалистов: дети группы риска, «трудные дети», дети, склонные к побегам, дети – изгои.

·        Составление плана работы с дезатаптированными детьми.

·        Формирование  актива социальных помощников (медработники, классные руководители, воспитатели, старшая вожатая, администрация)

·        Изучение возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досугом детей

·        Систематизация результатов социально - психолога – педагогических исследований.

 

II.               ЭТАП  СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛО -  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ   РАБОТЫ

·       Наблюдение за вновь прибывшими детьми (посещение уроков и внеклассных мероприятий)

·        Изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода «вмешательств».

·        Координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми.

·        Консультирование и оказание поддержки в трудной ситуации вновь прибывшим детям:

ü Занятия для детей, имеющих проблемы в период адаптации.

ü Социально – психологическая поддержка ребёнка:

§  Определение состояния психика – эмоционального и социального статуса ребёнка (опрос педагогов, воспитанников);

§  Индивидуальная работа с воспитанниками по преодолению социально – педагогических трудностей;

§  Социально – педагогическая реабилитация учащихся;

§  Индивидуальные и групповые беседы с воспитанниками об их обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите

·       Помощь в защите и охране прав ребенка  - специальные меры по гарантированному обеспечению прав ребенка, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребёнка: образование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, пенсиями, пособиями,  алименты, судебная защита прав ребенка, (социальный педагог)

·        Проведение ПМПк

·        ЛФК

·        Социально – психологический практикум для педагогов.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ:

 

1.     Индивидуальные беседы с детьми.

2.     Диагностика. (Анкетирование, тестирование)

3.     Отслеживание динамики социализации ребенка  по карте сопровождения социальной адаптации. Индивидуальные консультации для педагогов.

4.     Групповая и индивидуальная психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации

5.     ПМПк

6.     ЛФК  

7.     Социально – психологический практикум для педагогов.

 

КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ  СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

 

q  Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;

q  Адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

q  Гармонизация взаимоотношений: «взрослый – ребёнок»,  «ребёнок – ребёнок»

q   Активное участие в жизни коллектива;

q  Удовлетворенность своим социальным статусом и отношениям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

 

 

 

 

Высокий

 

1.Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни.

 

2.Баланс индивидуального и социального.

 

3. Гармония отношений с взрослыми и сверстниками.

 

4.Адекватное отношение к педагогическим воздействиям.

 

5.Самоконтроль поведения.

 

 

6.Активное участие в жизни детского коллектива.

 

7.Удовлетворенность своим статусом и отношениями.

 

 

 

Средний

 

Конформизм  в отношении норм коллективной жизни.

 

Преобладает либо индивидуальное, либо социальное.

 

Неустойчивые отношения

с окружающими.

 

Противоречивое отношение  к педагогическим воздействиям.

 

Внешний локус контроля

Поведения

 

Периодическое участие в жизни детского коллектива

 

Неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями

 

Низкий

 

Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни

 

Дисбаланс индивидуального и социального

 

Конфликтные отношения с окружающими

 

Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям

 

Неуправляемое поведение

 

 

Пассивное участие в жизни детского коллектива

 

Неудовлетворенность своим  статусом и отношениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕБЕНКА.

 

1. Ф.И.О.____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________

2. Возраст «______» __________________________________г.

3. Прибытие (когда, откуда) ____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

4.Данные о семье:

Мать _______________________________________________________________________________

Отец _______________________________________________________________________________
Родные _____________________________________________________________________________
Адрес закрепленного жилья __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________

5. Медицинские показатели (уровень физического развития и здоровья, хронические заболевания, функциональные нарушения):

____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Педагогические показатели:

q  Темп обучения________________________________________________________________

q  Трудности в обучении _________________________________________________________

q  Преобладающие учебные интересы______________________________________________

7. Психологические показатели:

q  Тип темперамента _____________________________________________________________

q  Особенности характера, его акцентуации ________________________________________

q  Образ «Я»

q  Общий уровень психического развития (норма, задержка, психофизический инфантилизм, дисгармония) __________________________________________________________
______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

q  Особенности познавательных процессов_________________________________________

q  Профессиональные интересы___________________________________________________

q  Особенности поведения, тип отклонений в поведении _____________________________

q  Склонности, способности ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Социально – педагогическая характеристика:

А. Социальные вредности:

q  Ранняя алкоголизация _________________________________________________________

q  Никотиновая зависимость _____________________________________________________

q  Употребление токсических и психотропных средств ______________________________

q  Тяга к асоциальным играм _____________________________________________________

q  Сексуальный инстинкт ________________________________________________________

q  Негативизм в оценке явлений действительности _________________________________

Б. Отклонения в социальном поведении:

q  Грубость _____________________________________________________________________

q  Драки ________________________________________________________________________

q  Прогулы _____________________________________________________________________

q  Недисциплинированность ______________________________________________________

q  Избиение слабых ______________________________________________________________

q  Вымогательство ______________________________________________________________

q  Жестокое отношение к животным ______________________________________________

q  Воровство ____________________________________________________________________

q  Нарушение общественного порядка _____________________________________________

q  Немотивированные поступки ___________________________________________________

В. Социальная ситуация развития:

q  Неблагоприятная объективно __________________________________________________

q  Неблагоприятная субъективно _________________________________________________

Г. Социальный статус:

q  Лидер ________________________________________________________________________

q  Приветствуемый в группе ______________________________________________________

q  Принятый без определенных условий ___________________________________________

q  Примыкающий ценой личностных жертв ________________________________________

q  Отверженный _________________________________________________________________

q  Изгой __________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ,  ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРИОД  АДАПТАЦИИ.

 

ЦЕЛЬ:

q  Создать благоприятные социально - психолога – педагогические условия для успешной адаптации вновь поступивших детей в условиях школы – интерната.

 

ЗАДАЧИ:

1.Развитие социальных и коммуникативных умений необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами.

2.Формирование устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

 

АДРЕСАТ: Воспитанники, имеющие проблемы в период адаптации.

 

СОДЕРЖАНИЕ: 10 занятий, состоящих из игр и упражнений , направленных на развитие эмоционально – волевой сферы ,навыков адекватного социального поведения учащихся.

 

Занятия проводятся  1 – 2 раза в неделю (возможно присутствие психолога). Численность группы не должна превышать 5 – 6человек.

 

                                       

Занятие 1. «ЗНАКОМСТВО»

 

Цель занятия: Установление контакта между участниками группы, создание позитивного     настроения, атмосферы психологической безопасности .

1.Упражнение «Добрый клубок».

2.Игра, «Какая рука у соседа?»

3.Изготовление весёлых человечков.

 

Занятие 2. «НАШ ДОМ»

 

Цель занятия: Создание положительного настроения, сплочённости группы, развитие навыков общения.

1.Упражнение «Сделай как я».

2.Игра «Мне нравится».

3.Изготовление домиков для человечков.

4.Игра «Все вместе»

                                       

Занятие 3. «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

 

Цель занятия: Развитие чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки , доверительного отношения.

1.Упражнение «Ласковое имя».

2.Игра «Назови слово».

3.Игра «Угощения».

4.Игра «Настроение».

5.Изготовление подарков.

                               

Занятие 4. «ОБСТАВИМ ДОМ»

 

Цель занятия: Создание атмосферы принятия, формирование желания общаться ,развитие инициативы творчества.

1.Упражнение «Аплодисменты по кругу».

2.Игра «Зеркало».

3.Изготовление мебели.

 

                                    

Занятие 5. «ЛЕС»

 

Цель занятия: Формирование умения замечать положительные качества в людях и говорить о них , развитие мелкой моторики.

1.Упражнение «Комплименты».

2.Игра «Отгадай».

3.Игра «Прогулка в лес».

 

Занятие 6. «ГОРОД»

 

Цель занятия: Развитие умения по мимике, позе , понимать эмоциональное состояние людей , умения управлять своими движениями.

1.Упражнение «Пойми состояние».

2.Игра «Пылесос и пылинки».

 

Занятие 7. «МАГАЗИН»

Цель занятия: Развитие уверенности в себе, создание позитивного настроения , формирование навыков вежливого обращения.

1.Игра «Ветер дует на...»

2.Игра «Магазин».

3.Игра «Кто пройдёт лучше?»

 

Занятие8. «ТРАНСПОРТ»

 

Цель занятия: Развитие творческого воображения, умения работать в группе.

1.Игра «Волшебная палочка».

2.Игра «Да – нет».

3.Конструирование транспорта.

 

Занятие 9. «НА МОРЕ»

 

Цель занятия: Создание радостного настроения, развитие равновесия.

1.Игра «Волны».

2.Игра «Морские коньки».

3.Изготовление рыбок.

 

Занятие 10. «ПРОЩАЛЬНОЕ»

 

Цель занятия: Развитие внимания , обогащение репертуара телесных ощущений, создание радостного настроения от совместного труда.

1.Игра «Тень».

2.Игра «Гусеница».

3.Чаепитие.

 

КОМПЛЕКС ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

 

Упражнение №1

Стать спиной к стене, так, чтобы стены касались затылка, лопатки, ягодицы и пятки Напряжением мышц зафиксировать это положение и запомнить его. Отойти от стены и сохранить эту позу в течение 15 – 30 секунд.

 

 

Упражнение №2

Проделать указанное в упражнении № 1, но, отойдя от стены, сделать несколько движений руками, туловищем и снова принять положение правильной осанки. Затем встать к стене и проверить принятую позу.

 

 

Упражнение №3

Самостоятельно принять позу, соответствующую правильной осанке, после чего встать к стене и проверить её.

 

 

Упражнение №4

Встать спиной к стене (упражнение №1), выполнить несколько движений руками, ногой, головой, не нарушая позы, соответствующей правильной осанке.

 

 

Упражнение №5

Встать боком перед зеркалом, принять положение правильной осанки и, отойдя от него, сохранить принятую позу. Затем проделать то  же самое, но без помощи зеркала.

 

 

Упражнение №6

Сохранять равновесие, стоя на рейке или бруске толщиной 5 – 10 см. Проделать то же с закрытыми глазами.

 

В качестве дополнительных упражнений   для развития правильной осанки могут использоваться упражнения на тренировку гибкости, такие, как наклоны вперед, в сторону, назад, махи ногами; упражнения, способствующие выработке чувства равновесия: ходьба на носках и стойка на носках на определенное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта  сопровождения ребёнка

по социальной адаптации

 

 

Фамилия _________________________

 

                                                 Имя         __________________________

 

  Отчество _________________________

 

            Дата поступления в группу ________________________________________

 

 

 

Кл.

Отрицательное

Равнодушное

Полож. но неустойчивое

Положительное

Сверх положительное

Социально - бытовая

адаптация

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

Социально – средовая

адаптация

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

Социально – трудовая

адаптация

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

Социально – психологическая

адаптация

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

Социально – педагогическая

адаптация

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.      Журнал: «Социальная педагогика» №1  2005; №2  2005.

2.      Журнал  «Дефектология».

3.      Журнал «Воспитание школьников».

4.      Р.В. Овчарова Справочник социального педагога Творческий центр. М 2001.

5.      Битянова  М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е.И. , Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – 2 – е издание. М.: Генезис, 2001.

6.      Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2 издание. М. «Просвещение», «Учебная литература», 1996 .

7.      Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М. : Ц Сфера, 2002.

8.      Падласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: М. ВЛАДОС 2002.

9.      Психологические методики. Выпуск 5. Москва. ТОО «СИМС» 1995

10.  Кузин М.В. Детская психология в вопросах и ответах. Ростов н./Д: Феникс 2006 .