РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
на МО воспитателей Зам. директора по BP Директор ГОАУ «Сво-
школы-интерната № 12 школы-интерната бодненская специаль-
Протокол № ________ Л.М. Калашникова ная (коррекционная)
От « __» ______2010г. школа-интернат»
Руководитель МО воспитателей
______________ В.Ф.Нестерова --------- О.Б. Николаева
Программа (компилятивная)
по адаптации вновь прибывших воспитанников:
«Дом, в котором я живу, называется мечтой»
Составили:
Иванова Е.В.- воспитатель высшей категории
Кислова Л.Г.- воспитатель первой категории
Варфоломеева Т.Е.- воспитатель первой категории
г. Свободный.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка.
2. Цель, объект деятельности, задачи, ожидаемый результат .
3. Этапы работы.
4. Формы работы, критерии успешной социальной адаптации.
5. Уровень социальной адаптации.
6. Индивидуальная карта ребенка.
7. Цикл занятий с детьми, имеющими проблемы в период адаптации.
8. Комплекс общеукрепляющих упражнений.
9. Карта сопровождения ребёнка по социальной адаптации.
12. Список используемой литературы .
Пояснительная записка.
Каждый год в нашу школу – интернат приходят новые учащиеся (воспитанники) разного возраста. Дети поступают из детских домов, приютов, других школ – интернатов. Среди них есть дети сироты, дети лишённые родительских прав, дети с ОВЗ. Для них характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость и другое); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию.
В этой связи проблема адаптации детей в школе – интернате имеет одно из приоритетных значений.
Созданная нами программа предназначена для работы с вновь поступившими детьми и направлена на создание благоприятных социально – психолога – педагогических условий для быстрой и успешной адаптации воспитанников.
Содержание программы позволяет:
· Ближе познакомится с ребенком, определить его способности и личностные качества;
· Определить уровень адаптации;
· Проследить причины дезадаптации детей и на основе полученных данных составить индивидуальные программы сопровождения;
· Оказывать своевременную консультативную помощь ребенку в создавшейся кризисной ситуации;
· Организовать взаимодействие всех участников воспитательно – образовательного процесса (учитель, воспитатель, социальный педагог, психолог, медработник) и направить их совместную деятельность на помощь детям в этот сложный в их жизни период;
· Своевременно провести комплекс мероприятий (беседы, занятия) как с дезадаптированныими детьми, так и с окружающими их сверстниками.
Заполнение и ведение документации (дневников наблюдения, индивидуальных программ сопровождения, программа сопровождения по социальной адаптации и др.) помогает отслеживать динамику социализации ребенка.
Для реализации программы использовали следующие методы и формы работы:
· Индивидуальные и групповые беседы с детьми;
· Диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности детей и т.д.);
· Индивидуальные и групповые консультации педагогов ;
· Индивидуальная и групповая, психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации;
· ПМПк;
· ЛФК;
· Социально – психологический практикум для педагогов.
Она способствует:
· Принятию и выполнению норм коллективной жизни большинством вновь поступивших детей;
· Адекватному отношению учащихся к педагогическому воздействию;
· Гармоничным взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми;
· Активному участию вновь поступивших детей в жизни группы, школы;
· Комфортному состоянию ребенка в школе, удовлетворенности своим социальным статусом.
Данная программа может быть использована в работе воспитателями, психологами, социальными педагогами, классными руководителями, как общеобразовательных школ, так и коррекционных, что даст возможность легче и быстрее адаптироваться учащимся, своевременно выявить наличие школьной дезадаптации у вновь поступивших детей и найти эффективные средства её коррекции.
ЦЕЛЬ:
q Создать благоприятные социально - психолога – педагогические условия для успешной адаптации вновь поступивших детей в условиях школы - интерната.
ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
q Адаптация воспитанников.
ЗАДАЧИ:
q Определить уровень адаптации каждого ребёнка;
q Создать условия для социально – психологической адаптации детей в группе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами;
q Выявить дезадаптированных воспитанников: (детей группы риска, «трудных детей», детей склонных к побегам, детей – изгоев);
q Проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;
q Разработать индивидуальные программы социально – психолога - педагогического сопровождения ребенка;
q Оказывать консультативную помощь по ликвидации кризисной ситуации в микросреде ребенка;
q Взаимодействовать с заинтересованными представителями в решении дальнейшей судьбы и оптимальных форм устройства на дальнейшее воспитание при защите и охране прав ребенка. (Школьный ПМПк)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
o Успешная социальная адаптация вновь поступивших учащихся школы – интернат.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
· Составление списков вновь поступивших детей;
· Знакомство с факторами среды жизни ребенка (изучение данных личного, медицинского дела ребенка);
· Знакомство и установление контактов с детьми при поступлении их в учреждение;
· Социально – психологическая диагностика качеств вновь поступившего ребёнка;
· Краткий анализ состояния работы.
Методы исследования.
q Анкета «Адаптация»;
q Диагностика психических состояний ребёнка (психолог, социальный педагог);
q Наблюдения, интервью, рисунки, работа с пластичным материалом, (социальный педагог, воспитатели, мед. работники, психолог, классные руководители).
q Сочинение – тест по определению творческой направленности ребенка, досуговые мероприятия (социальный педагог, психолог, учителя чтения);
q Изучение мотивационной сферы вновь прибывших учащихся.
q Изучение межличностных отношений ребенка в группе, классе (социометрия)
q Выявление детей с проблемами в физическом развитии.
q Изучение самооценки;
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
· Составление списков детей, нуждающихся в помощи специалистов: дети группы риска, «трудные дети», дети, склонные к побегам, дети – изгои.
· Составление плана работы с дезатаптированными детьми.
· Формирование актива социальных помощников (медработники, классные руководители, воспитатели, старшая вожатая, администрация)
· Изучение возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами образования, здоровья, досугом детей
· Систематизация результатов социально - психолога – педагогических исследований.
II. ЭТАП СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
· Наблюдение за вновь прибывшими детьми (посещение уроков и внеклассных мероприятий)
· Изучение и анализ сложных ситуаций, осуществление различного рода «вмешательств».
· Координирование педагогически обоснованных выборов средств, форм и методов работы с наблюдаемыми детьми.
· Консультирование и оказание поддержки в трудной ситуации вновь прибывшим детям:
ü Занятия для детей, имеющих проблемы в период адаптации.
ü Социально – психологическая поддержка ребёнка:
§ Определение состояния психика – эмоционального и социального статуса ребёнка (опрос педагогов, воспитанников);
§ Индивидуальная работа с воспитанниками по преодолению социально – педагогических трудностей;
§ Социально – педагогическая реабилитация учащихся;
§ Индивидуальные и групповые беседы с воспитанниками об их обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите
· Помощь в защите и охране прав ребенка - специальные меры по гарантированному обеспечению прав ребенка, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребёнка: образование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, пенсиями, пособиями, алименты, судебная защита прав ребенка, (социальный педагог)
· Проведение ПМПк
· ЛФК
· Социально – психологический практикум для педагогов.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
1. Индивидуальные беседы с детьми.
2. Диагностика. (Анкетирование, тестирование)
3. Отслеживание динамики социализации ребенка по карте сопровождения социальной адаптации. Индивидуальные консультации для педагогов.
4. Групповая и индивидуальная психокоррекционная работа с детьми, имеющими трудности в период адаптации
5. ПМПк
6. ЛФК
7. Социально – психологический практикум для педагогов.
КРИТЕРИИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
q Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни;
q Адекватное отношение к педагогическим воздействиям;
q Гармонизация взаимоотношений: «взрослый – ребёнок», «ребёнок – ребёнок»
q Активное участие в жизни коллектива;
q Удовлетворенность своим социальным статусом и отношениям
УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Высокий
1.Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни.
2.Баланс индивидуального и социального.
3. Гармония отношений с взрослыми и сверстниками.
4.Адекватное отношение к педагогическим воздействиям.
5.Самоконтроль поведения.
6.Активное участие в жизни детского коллектива.
7.Удовлетворенность своим статусом и отношениями.
|
Средний
Конформизм в отношении норм коллективной жизни.
Преобладает либо индивидуальное, либо социальное.
Неустойчивые отношения с окружающими.
Противоречивое отношение к педагогическим воздействиям.
Внешний локус контроля Поведения
Периодическое участие в жизни детского коллектива
Неполная удовлетворенность своим статусом и отношениями |
Низкий
Неприятие и невыполнение норм коллективной жизни
Дисбаланс индивидуального и социального
Конфликтные отношения с окружающими
Неадекватное отношение к педагогическим воздействиям
Неуправляемое поведение
Пассивное участие в жизни детского коллектива
Неудовлетворенность своим статусом и отношениями
|
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕБЕНКА.
1. Ф.И.О.____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2. Возраст «______» __________________________________г.
3. Прибытие (когда, откуда)
____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
4.Данные о семье:
Мать _______________________________________________________________________________
Отец _______________________________________________________________________________
Родные _____________________________________________________________________________
Адрес закрепленного жилья __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
5. Медицинские показатели (уровень физического развития и здоровья, хронические заболевания, функциональные нарушения):
____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Педагогические показатели:
q Темп обучения________________________________________________________________
q Трудности в обучении _________________________________________________________
q Преобладающие учебные интересы______________________________________________
7. Психологические показатели:
q Тип темперамента _____________________________________________________________
q Особенности характера, его акцентуации ________________________________________
q Образ «Я»
q
Общий уровень психического развития (норма, задержка,
психофизический инфантилизм, дисгармония) __________________________________________________________
______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
q Особенности познавательных процессов_________________________________________
q Профессиональные интересы___________________________________________________
q Особенности поведения, тип отклонений в поведении _____________________________
q Склонности, способности ______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Социально – педагогическая характеристика:
А. Социальные вредности:
q Ранняя алкоголизация _________________________________________________________
q Никотиновая зависимость _____________________________________________________
q Употребление токсических и психотропных средств ______________________________
q Тяга к асоциальным играм _____________________________________________________
q Сексуальный инстинкт ________________________________________________________
q Негативизм в оценке явлений действительности _________________________________
Б. Отклонения в социальном поведении:
q Грубость _____________________________________________________________________
q Драки ________________________________________________________________________
q Прогулы _____________________________________________________________________
q Недисциплинированность ______________________________________________________
q Избиение слабых ______________________________________________________________
q Вымогательство ______________________________________________________________
q Жестокое отношение к животным ______________________________________________
q Воровство ____________________________________________________________________
q Нарушение общественного порядка _____________________________________________
q Немотивированные поступки ___________________________________________________
В. Социальная ситуация развития:
q Неблагоприятная объективно __________________________________________________
q Неблагоприятная субъективно _________________________________________________
Г. Социальный статус:
q Лидер ________________________________________________________________________
q Приветствуемый в группе ______________________________________________________
q Принятый без определенных условий ___________________________________________
q Примыкающий ценой личностных жертв ________________________________________
q Отверженный _________________________________________________________________
q Изгой __________________________________________________________________
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.
ЦЕЛЬ:
q Создать благоприятные социально - психолога – педагогические условия для успешной адаптации вновь поступивших детей в условиях школы – интерната.
ЗАДАЧИ:
1.Развитие социальных и коммуникативных умений необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами.
2.Формирование устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
АДРЕСАТ: Воспитанники, имеющие проблемы в период адаптации.
СОДЕРЖАНИЕ: 10 занятий, состоящих из игр и упражнений , направленных на развитие эмоционально – волевой сферы ,навыков адекватного социального поведения учащихся.
Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю (возможно присутствие психолога). Численность группы не должна превышать 5 – 6человек.
Занятие 1. «ЗНАКОМСТВО»
Цель занятия: Установление контакта между участниками группы, создание позитивного настроения, атмосферы психологической безопасности .
1.Упражнение «Добрый клубок».
2.Игра, «Какая рука у соседа?»
3.Изготовление весёлых человечков.
Занятие 2. «НАШ ДОМ»
Цель занятия: Создание положительного настроения, сплочённости группы, развитие навыков общения.
1.Упражнение «Сделай как я».
2.Игра «Мне нравится».
3.Изготовление домиков для человечков.
4.Игра «Все вместе»
Занятие 3. «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Цель занятия: Развитие чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки , доверительного отношения.
1.Упражнение «Ласковое имя».
2.Игра «Назови слово».
3.Игра «Угощения».
4.Игра «Настроение».
5.Изготовление подарков.
Занятие 4. «ОБСТАВИМ ДОМ»
Цель занятия: Создание атмосферы принятия, формирование желания общаться ,развитие инициативы творчества.
1.Упражнение «Аплодисменты по кругу».
2.Игра «Зеркало».
3.Изготовление мебели.
Занятие 5. «ЛЕС»
Цель занятия: Формирование умения замечать положительные качества в людях и говорить о них , развитие мелкой моторики.
1.Упражнение «Комплименты».
2.Игра «Отгадай».
3.Игра «Прогулка в лес».
Занятие 6. «ГОРОД»
Цель занятия: Развитие умения по мимике, позе , понимать эмоциональное состояние людей , умения управлять своими движениями.
1.Упражнение «Пойми состояние».
2.Игра «Пылесос и пылинки».
Занятие 7. «МАГАЗИН»
Цель занятия: Развитие уверенности в себе, создание позитивного настроения , формирование навыков вежливого обращения.
1.Игра «Ветер дует на...»
2.Игра «Магазин».
3.Игра «Кто пройдёт лучше?»
Занятие8. «ТРАНСПОРТ»
Цель занятия: Развитие творческого воображения, умения работать в группе.
1.Игра «Волшебная палочка».
2.Игра «Да – нет».
3.Конструирование транспорта.
Занятие 9. «НА МОРЕ»
Цель занятия: Создание радостного настроения, развитие равновесия.
1.Игра «Волны».
2.Игра «Морские коньки».
3.Изготовление рыбок.
Занятие 10. «ПРОЩАЛЬНОЕ»
Цель занятия: Развитие внимания , обогащение репертуара телесных ощущений, создание радостного настроения от совместного труда.
1.Игра «Тень».
2.Игра «Гусеница».
3.Чаепитие.
КОМПЛЕКС ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
Упражнение №1
Стать спиной к стене, так, чтобы стены касались затылка, лопатки, ягодицы и пятки Напряжением мышц зафиксировать это положение и запомнить его. Отойти от стены и сохранить эту позу в течение 15 – 30 секунд.
Упражнение №2
Проделать указанное в упражнении № 1, но, отойдя от стены, сделать несколько движений руками, туловищем и снова принять положение правильной осанки. Затем встать к стене и проверить принятую позу.
Упражнение №3
Самостоятельно принять позу, соответствующую правильной осанке, после чего встать к стене и проверить её.
Упражнение №4
Встать спиной к стене (упражнение №1), выполнить несколько движений руками, ногой, головой, не нарушая позы, соответствующей правильной осанке.
Упражнение №5
Встать боком перед зеркалом, принять положение правильной осанки и, отойдя от него, сохранить принятую позу. Затем проделать то же самое, но без помощи зеркала.
Упражнение №6
Сохранять равновесие, стоя на рейке или бруске толщиной 5 – 10 см. Проделать то же с закрытыми глазами.
В качестве дополнительных упражнений для развития правильной осанки могут использоваться упражнения на тренировку гибкости, такие, как наклоны вперед, в сторону, назад, махи ногами; упражнения, способствующие выработке чувства равновесия: ходьба на носках и стойка на носках на определенное время.
по социальной адаптации
Отчество _________________________
|
Кл. |
Отрицательное |
Равнодушное |
Полож. но неустойчивое |
Положительное |
Сверх положительное |
Социально - бытовая адаптация |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
Социально – средовая адаптация |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
Социально – трудовая адаптация |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
Социально – психологическая адаптация |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
Социально – педагогическая адаптация |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Журнал: «Социальная педагогика» №1 2005; №2 2005.
2. Журнал «Дефектология».
3. Журнал «Воспитание школьников».
4. Р.В. Овчарова Справочник социального педагога Творческий центр. М 2001.
5. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е.И. , Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – 2 – е издание. М.: Генезис, 2001.
6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2 издание. М. «Просвещение», «Учебная литература», 1996 .
7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М. : Ц Сфера, 2002.
8. Падласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: М. ВЛАДОС 2002.
9. Психологические методики. Выпуск 5. Москва. ТОО «СИМС» 1995
10. Кузин М.В. Детская психология в вопросах и ответах. Ростов н./Д: Феникс 2006 .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.