Лекция 1. Нормативно-правовые аспекты организации адаптивной физической культуры
Вопрос 1. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья на занятия адаптивной физической культурой.
Согласно Конституции РФ от 12.12.1993 (с изм. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, …, обеспечивается государственная поддержка …, инвалидов …, развивается система социальных служб, устанавливаются … иные гарантии социальной защиты» (ст. 7); «В Российской Федерации … поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта …» (41).
В Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 22.11.2016) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) данные права конкретизируются и закреплены в следующих статьях:
1. Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.
2. Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.
5. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных организациях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся.
6. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций.
7. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Образовательные организации вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту.
Согласно ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017):
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Таким образом, адаптивной физической культурой люди с ограниченными возможностями здоровья могут заниматься как в специализированных образовательных учреждениях, так и в общих образовательных учреждениях в процессе интегрированного обучения.
Вопрос 2. Нормативно-правовые аспекты педагогической деятельности в АФК.
Статья 46 Федерального закона «Об образовании в РФ»
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты:
- в части требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 195.3 Трудового кодекса РФ);
- в части соответствия наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационных требований наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (часть 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ).
О применении профессиональных стандартов см. письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253, информацию Минтруда России от 10 февраля 2016 г.
Код |
Cтандарт |
Начало применения |
Нормативный правовой акт |
Некоторые обязательные требования к квалификации и особые условия допуска к работе* |
01 |
Образование |
|||
01.001 |
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
01.01.2017 |
Приказ Минтруда России N 544н от 18 октября 2013 г. |
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьи 46, 48, 49, 51, 52
Трудовой кодекс РФ, статьи 69, 213, 225, 331, 351.1
Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" Приказы Минобрнауки Разъясняющие письма |
01.002 |
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) |
01.01.2017 |
Приказ Минтруда России N 514н от 24 июля 2015 г. |
|
01.003 |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых |
01.01.2017 |
Приказ Минтруда России N 613н от 8 сентября 2015 г. |
|
01.004 |
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования |
01.01.2017 |
Приказ Минтруда России N 608н от 8 сентября 2015 г. |
|
01.005 |
Специалист в области воспитания |
06.02.2017 |
Приказ Минтруда России N 10н от 10 января 2017 г.
|
(Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/57746200/#ixzz4cner8ocn)
05 |
Физическая культура и спорт |
|||
05.001 |
Спортсмен |
22.08.2014 |
Приказ Минтруда России N 186н от 7 апреля 2014 г. |
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", п.22 статьи 2, 34.5 Трудовой кодекс РФ, статьи 348.2, 348.3, 348.11 Федеральные стандарты спортивной подготовки |
05.002 |
Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту |
06.02.2015 |
Приказ Минтруда России N 528н от 4 августа 2014 г. |
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", п.24 статьи 2, 34.3
Трудовой кодекс РФ, статьи 69, 331, 348.2, 351.1
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статьи 46, 48
Положение об организации работы инструктора-методиста по лечебной физкультуре (утв. приказом Минздрава РФ от 20 августа 2001 г. N 337) Разъясняющие письма |
05.003 |
Тренер |
24.10.2014 |
Приказ Минтруда России N 193н от 7 апреля 2014 г. |
|
05.004 |
Инструктор-методист по адаптивной физической культуре |
02.01.2015 |
Приказ Минтруда России N 526н от 4 августа 2014 г. |
|
05.005 |
Инструктор-методист |
18.02.2015 |
Приказ Минтруда России N 630н от 8 сентября 2014 г. |
|
05.006 |
Сопровождающий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних |
29.12.2015 |
Приказ Минтруда России N 871н от 16 ноября 2015 г. |
|
05.007 |
Спортивный судья |
01.12.2015 |
Приказ Минтруда России N 769н от 23 октября 2015 г. |
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", п.21 статьи 2, 22 Положение о спортивных судьях (утв. приказом Министерства спорта РФ от 30 сентября 2015 г. N 913) Квалификационные требования к спортивным судьям |
05.008 |
Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта |
28.11.2015 |
Приказ Минтруда России N 798н от 29 октября 2015 г. |
|
05.009 |
Специалист по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования |
01.02.2016 |
Приказ Минтруда России N 1025н от 17 декабря 2015 г. |
ГОСТ Р 52024-2003"Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования", пункт 6.7 |
05.010 |
Специалист по антидопинговому обеспечению |
26.03.2016 |
Приказ Минтруда России N 73н от 18 февраля 2016 г. |
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", п.8 статьи 26 |
Вопрос 3. Об организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) установлено, что содержание образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяется адаптированной образовательной программой.
Основой для разработки адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются федеральных государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС для обучающихся с ОВЗ) (утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598) и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью) (утвержден приказом Минобрнауки России 19 декабря 2014 г. № 1599).
ФГОС для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью вступили в законную силу с 1 сентября 2016 г.
ФГОС для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью могут быть реализованы при организации обучения обучающихся совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (общеобразовательные организации, медицинские организации, санаторные организации, детские дома - интернаты системы социальной защиты), или вне их - в форме семейного образования, а также на дому.
На основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью разработаны и включены в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru) примерные адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ, в том числе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В программах прописан примерный учебный план, на основе которого образовательная организация разрабатывает свой учебный план.
Определение варианта образовательной программы, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, необходимости создания специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.
В ФГОС для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью прописано количество учебных занятий по предметным областям и «Коррекционно-развивающей области», являющейся обязательным элементом структуры учебного плана.
Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2.4.2.3286-15 (далее – СанПиН ОВЗ), утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26.
СанПиН ОВЗ вводятся в действие с 1 сентября 2016 г. и распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ, на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ОВЗ, в том числе группы продленного дня, организованные в образовательных организациях.
Образование согласно СанПиН ОВЗ для всех обучающихся с ОВЗ осуществляется в 1 смену по 5-ти дневной учебной неделе.
Согласно статье 28 Закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, в том числе разработке и утверждении образовательных программ. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (часть 7 статьи 12 Закона).
Для обучающихся с умственной отсталостью, правоотношения с которыми возникли с 1 сентября 2016 года, применяется ФГОС для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью. Основанием для разработки образовательных программ для них является примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью, размещенная на сайте fgosreestr.ru.
Для обучения лиц с ОВЗ, зачисленных в образовательные организации до 1 сентября 2016 г., при разработке образовательных программ Минобрнауки России рекомендует также использовать примерные адаптированные основные общеобразовательные программы, размещенные на сайте fgosreestr.ru., или руководствоваться учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в части, не противоречащей законодательству в сфере образования.
Начало формы
Конец формы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.