Программа по альтернативной коммуникации 3г класс (вариант 2).
Оценка 4.8

Программа по альтернативной коммуникации 3г класс (вариант 2).

Оценка 4.8
docx
21.11.2022
Программа по альтернативной коммуникации 3г класс (вариант 2).
программа по альтер.коммуникации 3г, 2020-2021 г.г..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Брюховская специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

«Утверждено»                                                                                                                                                       «Утверждаю»

Педагогический совет школы                                                                                                                               Директор___________

Протокол №1                                                                                                                                                         приказ №     от «_____» августа 2020 г.

от «27» августа 2020 г.

 

                                                 

Программа коррекционного курса

«Альтернативная коммуникация»

для реализации СИПР

 3г класс

     (вариант 2) 

 

 

                                                                                                                                 

                                                                                                                                   Подготовила: Масленникова М.В., учитель-логопед,

                                                                                                                                                           высшая квалификационная категория                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                       

       

 

 

 

 

2020-2021  учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МБОУ «Брюховская С(К)ОШИ».

          Цель курса – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи:

- учиться вырабатывать правильные артикуляционные уклады, речевое дыхание;

- способствовать развитию слухоречевого внимания обучающихся,  фонематического восприятия, познавательных процессов

  (восприятие, внимание, память, мышление);

- формировать звуко-слоговой анализ и синтез, понятия о грамматических категориях языка;

- на протяжении всей работы курса стимулировать речевую активность;

            -пополнять словарный запаса обучающегося.

Общая характеристика учебного предмета:

У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Коррекционный курс включает следующие разделы:

· Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

 · Импрессивная речь.

· Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

 · Чтение и письмо.

· Глобальное чтение.

В содержании логопедических программ учтены общие специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имѐн членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда,мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

-принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»); -принцип коррекции и компенсации, позволяющий

-деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и лично-стное развитие ребенка с отклонением в речи.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 3г классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

 

Личностные и предметные  результаты освоения программы коррекционного курса

1.   Предметные результаты:

¾               Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов 

¾              Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

¾              Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

¾  Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения

¾              Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

¾              Узнавание, называние буквы; чтение простого гласного слога

¾              Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов), копирование с образца отдельных букв.

2. Личностные результаты:

¾              Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

¾              Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

¾              Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.      

 

Формирование базовых учебных действий

Формирование базовых учебных действий направлено на развитие у обучающегося готовности к овладению содержанием программы коррекционного курса                                        «Альтернативная коммуникация»  и включает следующие задачи:

¾               Подготовка обучающегося к эмоциональному, ко­м­му­ни­ка­ти­вному взаимодействию с педагогом.

¾               Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); желание выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов;

¾               Формирование умения выполнять действия по образцу и по подражанию.                                                                                                              

Система оценки достижений обучающегося  планируемых результатов освоения программы коррекционного курса и формирования сферы жизненной компетенции 

Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», включенного в  СИПР.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения коррекционного курса «Альтернативная коммуникация», включенного в  СИПР, и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

 

Показатели  оценки достижений обучающегося  планируемых результатов освоения коррекционного курса:

¾   не выполняет задания (-)

¾   выполняет задание со значительной физической помощью педагога (пп)

¾   выполняет задание с частичной физической  помощью педагога (чп)

¾   выполняет задание по последовательной инструкции (вербальной или невербальной) (и)

¾   выполняет задание по образцу (подражанию) (0)

¾   выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки (сош)

¾   выполняет задание самостоятельно (без ошибок) (+)

 

            Показатели формирования сферы жизненной компетенции   обучающегося:

¾     Умение обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи, используя вербальные или невербальные средства коммуникации.

¾     Умение поддерживать контакт с собеседником: задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, используя вербальные или невербальные средства коммуникации.

¾     Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д., используя вербальные или невербальные средства коммуникации.

¾     Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

 Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная коммуникация"

Тема занятия

Дата

Виды деятельности обучающихся

1

63

64

65

Логопедическое обследование

03.09.2020

20.05.2021

24.05.2021

27.05.2021

Слушают и выполняют инструкции учителя

 

ВСЕГО

4        часа

5         

5-6

 

Упражнения на коррекцию дыхания, голоса, интонацинноелодической стороны речи.

Школа, школьные принадлежности, класс.

07.09.

09.09.

Слушают и выполняют инструкции учителя;

Стараются называть слова на тему «Школа», выполняют игровые упражнения

7-8

Упражнения               на развитие            общей       и мелкой моторики. Речь с движением. Я, моя семья.

14.09.

17.09

Выполняют упражнения мелкой и общей моторики без речи и с речью;

Стараются называть слова на тему «Семья», выполняют игровые упражнения

9-10

Упражнения               на развитие артикуляционной моторикиОсень.

21.09.

24.09.

Выполняют упражнения артикуляционной  моторики;

Стараются называть слова на тему «Осень», выполняют игровые упражнения

11-13

-Уточнение артикуляции изученных звуков.

-Различие     неречевых звуков.  Овощи.

28.09.

01.10.

05.10.

Выполняют упражнения артикуляционной  моторики;

Стараются называть слова на тему «Овощи», выполняют игровые упражнения

14-17

Гласные звуки [а], [у], [0]

Звук [м]. Буква М. Буквы: А, У, О.

Осень,                овощи, фрукты.

08.10.

12.10.

15.10.

 

Выполняют упражнения артикуляционной  моторики; Работают с гласными звуками;

Стараются называть слова на тему «Осень», «Овощи», «Фрукты», выполняют игровые упражнения

18-20

Анализ       и        синтез простых слов.

Звук [ш]. Буква Ш. Деревья. Я вижу, я слышу

19.10.

22.10., 05.11.

Находят в словах звук [ш], букву Ш;

Различают названия деревьев с основой на  картинку

21-23

Звук [с], [ш] Буквы: С, Ш

Дикие          и          домашние птицы (обзор)

09.11.

12.11., 16.11.

Находят в словах звуки  [с] и[ш], буквы С и Ш;

Различают названия диких и домашних птиц с основой на  картинку, дифференцируют звуки и буквы

24-25

Уточнение артикуляции изученных звуков. Верхняя одежда.

19.11.

23.11.

Выполняют правильную артикуляцию изученных звуков;

Различают и называют слова по теме «Верхняя одежда» с основой  на  картинку

26-28

Звуки [с], [ш], [х] БуквыС, Ш, Х.

Анализ и синтез слогов и звукосочетаний типа: ма, ам, иа, уа.,

Дикие     и     домашние животные (обзор):

26.11.

03.12.

07.12.

Находят в словах звуки  [с], [ш], [х];  буквы С, Ш, Х;

Различают названия диких и домашних животных с основой на  картинку, дифференцируют звуки и буквы; проводят анализ слогов и звукосочетаний с данными звуками с помощью учителя

29-31

Звуки [л], [ы]. Буквы Л, ы.

Овощи и фрукты.

10.12., 14.12.

17.12.

Находят в словах звук [л], [ы],   буквы Л, Ы;

Различают названия деревьев с основой на  картинку по теме «Овощи и фрукты»

32-34

Анализ       и        синтез простых слов.

Дикие животные.

21.12., 24.12.

11.01.

Находят  картинки, обозначающие простые слова по теме «Дикие животные»

35-36

Слоги и слова с буквой ы.

Зима.

14.01.

18.01.

Находят слоги и  слова с  буквой Ы;

Называют слова по теме «Зима»

37-39

Анализ и синтез слогов и звукосочетании.

 Зимние забавы.

21.01., 25.01.

28.01.

Находят  картинки, обозначающие простые слова по теме «Зимние забавы», проводят звуковой анализ слов по теме при помощи учителя

40-42

Звук      ]. Согласная буква: Ш.

Игрушки.

01.02.

04.02.

08.02.

Находят в словах звук [Ш], согласную букву Ш в ряде букв; Различают названия предметов с основой на  картинку по теме «Игрушки»

43-45

Слухопроизносительная  дифференциация звуков:

[с] [ш]. Слоги: са-ша. Буква: С, Ш.

Мебель.

11.02.

25.02.

01.03.

Учатся дифференциации звуков: [с] [ш]. Слогов: са-ша. Букв: С, Ш; называют с опорой на картинку слова на тему «Мебель»

46-48

Звук ], Буква Х. Посуда.

04.03.

11.03.

15.03.

Учатся правильному звуковому укладу звука ]; находят букву Х из ряда букв;  называют с опорой на картинку слова на тему «Посуда»

49-50

Уточнение артикуляции изученных звуков. Различие                       неречевых звуков.  

Мама, мамин праздник

18.03.

29.03.

 

Уточняют и выполняют правильную артикуляцию изученных звуков; продолжают учиться различать неречевые звуки;  называют с опорой на картинку слова на тему «Мама, мамин праздник»

51-52

Анализ и синтез слогов и звукосочетаний.

 Транспорт

01.04.

05.04.

Находят  картинки, обозначающие простые слова по теме «Транспорт», проводят звуковой анализ слогов и простых слов по теме «Транспорт» при помощи учителя

53-54

Упражнения               на развитие            общей       и мелкой моторики. Речь с движением

Профессии

08.04.

12.04.

Выполняют упражнения   общей       и мелкой моторики; движения с речью;  называют с опорой на картинку слова на тему «Профессии»

55-56

Анализ и синтез слогов и звукосочетаний, слов

 Весна

15.04.

19.04.

Находят  картинки, обозначающие простые слова по теме «Весна», проводят звуковой анализ слогов и простых слов по этой теме при помощи учителя

57-58

Различие        неречевых звуков

 Весенние цветы

22.04.

26.04.

Находят  картинки, обозначающие слова по теме «Весенние цветы», различают неречевые звуки

59-60

Гласные звуки. Согласные звуки [л], [ы] Различение звуков речи, эмоции. Работа над темпом и ритмом речи. Работа    над интонационной окраской речи Комнатные растения

29.04.

06.05.

Произносят гласные и согласные звуки [л], [ы].учатся их различению; выполняют игровые упражнения по развитию темпа и ритма речи. Работают под руководством учителя над интонацией; называют слова по теме «Комнатные растения»

61-62

Речевые     и     неречевые звуки.

Насекомые

13.05.

17.05.

Различают речевые и неречевые звуки, находят  картинки, обозначающие слова по теме «Насекомые»

Всего 66 часов

 

 

 


Система контрольно-измерительных материалов освоения коррекционного курса «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ», система оценки достижений учащихся

2020-2021 учебный год

 

Итоги                  текущего     контроля     освоения     коррекционного    курса                             «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»                подводятся с периодичностью: по итогам     полугодия                   (январь) и итогам учебного года. Итоги текущего контроля успеваемости отражаются в СИПР. Текущий контроль осуществляется по основным направлениям тематического планирования, результаты фиксируются в следующей таблице:

 

Показатели

Уровень сформированности навыка

 

Начало уч. года

Середина уч. года

Конец уч. года

Развитие речи средствами невербальной коммуникации. - мимика

- жест

- соотнесение жеста и предмета (картинки)

 

 

 

Развитие словаря

-Школа, школьные принадлежности, класс - Я, моя семья

- Осень

- Овощи и фрукты - Деревья

- Дикие и домашние птицы (обзор) - Верхняя одежда

-Дикие и домашние животные (обзор) - Овощи и фрукты

- Дикие животные - Зима

- Зимние забавы - Игрушки

- Мама, мамин праздник - Посуда

- Мебель

- Транспорт - Профессии - Весна

- Весенние цветы

- Комнатные растения - Насекомые

 

 

 

Формирование грамматического строя речи.

-Согласованиеподлеж.со сказуемым. «Расскажи, что делает ученик»

- Умение образовывать и употреблять сущ. в ед. и мн. числе. «Один- много»

- Образование нариц. сущ. с умень.-ласк. суффик. игра «Назови ласково»

- Формирование понятий о действии и предмете то? что? Что делает?)

-Формировать понимание некоторых простых предлогов (в, на)

 

 

 


Развитие просодической стороны речи.

-Упражнения на коррекцию дыхания, голоса, интонацинно-мелодической стороны речи.

-Развитие навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных, их слиянии, слов начинающих с гласных (ударная позиция)

- Дальнейшее правильное употребление изученных согласных звуков (букв)в игровой и свободной речевой деятельности.

 

 

 

Речь с движением

-Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

-Упражнения на развитие артикуляционной моторики.

 - точность

- плавность

 - объем

 

 

 

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

 

 

 

Чтение и письмо

- Анализ и синтез открытых и закрытых слогов и звукосочетании; слов из трех звуков; двух открытых слогов.

- Формирование навыка анализа простых предложений со зрительной основой.

- Различие речевых и неречевых звуков.

 

 

 

Глобальное чтение

 

 

 

 

 

Уровни освоения ыполнения) действий/операций, сформированность представлений определенных программой коррекционного курса оцениваются, используя следующие условные обозначения:

- не выполняет задания (-)

- выполняет задание со значительной физической помощью педагога (пп)

- выполняет задание с частичной физической  помощью педагога (чпп)

- выполняет задание по последовательной инструкции (и)

- выполняет задание по образцу (подражанию) (0)

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки (сош)

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) (+)

 

 

 


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ                                КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА                        

Учебно-методический комплект

1.

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Брюховская С(К)ОШИ»

2.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы. Под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. Москва, Гуманитарный издательский центр 2007 г.

Материально-техническое обеспечение программы

1         

Настенное зеркало для логопедических занятий                            

1шт. 

2         

Зеркала для индивидуальной работы                                              

2 шт. 

3         

Логопедические шпателя    

6 шт. 

4         

Настенная магнитная доска                                           

1 шт. 

5         

Ноутбук                                                                                                

1 шт. 

6         

Разрезная азбука                                                                 

1 шт. 

7         

 Фланелеграф                                                                                      

1 шт. 

Дидактический материал

1         

Массажные мячи                                                                                                                                       

2         

Наборы картинок по различным лексическим темам.                                                                               

3         

Наборы карточек-пиктограмм

4         

Наборы картинок для автоматизации и дифференциации   звуков.                                                           

5         

Комплекты развивающих  игр по развитию  мышления, внимания «Заселяем домики», «Силуэты и контуры», «Что сначала, что потом» и др.                                                                                                                                                          

6         

Игры на развитие мелкой моторики

7         

Наборы кубиков разной сложности

8         

Деревянные рамки - вкладыши «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Геометрические фигуры» и др.

9         

Логические блоки Дьнеша

10     

Игры на шнуровку «Грибочек», «Божья коровка», «Паучок» и др.

11     

Чудесный мешочек; тактильные наборы к нему

12     

Наборы мелких предметов: пуговицы, бусы,  прищепки, игрушки и т.д.

13     

Игры на развитие фонематических процессов: «Домики для звуков», «Весёлые  звуки», «Узор из слов», фонетическое лото «Звонкий — глухой»                                                                                                                    

14     

Наборы тематических карточек: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Профессии»  и т.д.  

15     

Игры на обогащение словарного запаса и коррекцию грамматического строя       речи: «С какого дерева лист», «В мире звуков»,  «Кто как голос подаёт?» ,                                                                                                                                                                      «Животные и их детёныши», «Сладкое, горькое, кислое, солёное»   и др.                                                                                                                            

16     

Наглядный материал для развития связной речи:  сюжетные картинки и серии сюжетных картинок для составления рассказов

17     

Наборы картинок для фланелеграфа «Времена года», «Семья», «Сказки», «Посуда»  и т.д.                                                                                                                                                       

18     

Наборы фигур животных, людей для пальчиковой гимнастики, пальчикового театра

19     

Обучающая игра «Азбука»

                                                                  

                                                                  Учитель –логопед _________/Масленникова М.В./


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» «Утверждено» «Утверждаю»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» «Утверждено» «Утверждаю»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В с о д е р жа нии лого п ед и ч еск их пр о гр амм у ч т е н ы…

В с о д е р жа нии лого п ед и ч еск их пр о гр амм у ч т е н ы…

В Ф еде р а льно м к о м п он е н т е го с у да р с тв е нн…

В Ф еде р а льно м к о м п он е н т е го с у да р с тв е нн…

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); желание выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; ¾

Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); желание выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; ¾

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная коммуникация" №

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная коммуникация" №

Анализ и си н т е з простых слов

Анализ и си н т е з простых слов

С л у х о п рои зн ос и тель н ая д и ф ф еренциац и я з в у к о…

С л у х о п рои зн ос и тель н ая д и ф ф еренциац и я з в у к о…

Программа по альтернативной коммуникации 3г класс (вариант 2).

Программа по альтернативной коммуникации 3г класс (вариант 2).

Сис т ема конт р ольно-измери т ельных м а т е р иалов о с воения к о р р е к ц и…

Сис т ема конт р ольно-измери т ельных м а т е р иалов о с воения к о р р е к ц и…

Р азви т ие просод и ч е ской с т ор о ны р е ч и

Р азви т ие просод и ч е ской с т ор о ны р е ч и

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2022