Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»
Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной программе
для детей с УО ( интеллектуальными нарушениями), утверждённой
приказом №_____от «___»___________2020 г.
Программа по дефектологии
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
«Я первоклассник »
11 класса (групповая работа)
Разработчик: Лазарева Любовь Геннадьевна,
учитель -дефектолог
«Рассмотрено» На методическом объединении учителей начальных классов МБОУ «Гатчинская НОШ №5» «_____»_____________2020г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________________(Кохович Н.К.) |
Пояснительная записка
Данная программа создавалась для адаптации первоклассников, для успешного их вливания в школьную жизнь. Рабочая программа групповых дефектологических занятий адресована обучающимся 1 класса набора 2020-2021 учебного года, где большинство обучающихся со сложной структурой дефекта и умеренной умственной отсталостью, что еще более затрудняет школьную адаптацию.
Рабочая программа «Я первоклассник » имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания обучающимся каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития обучающихся и более эффективной социализации их в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: - обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, направленное на развитие психических процессов памяти, мышления, внимания, воображения.
- развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у умственно отсталых учащихся.
Задания, составляющие основу программы занятий, вводятся в качестве отдельных упражнений и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.
Содержание рабочей дефектологической программы имеет практическую значимость, а принципы коррекционной и коммуникативно-речевой направленности обучения являются ведущими. В процессе реализации рабочей дефектологической программы предусмотрено применение информационно-компьютерных, здоровьесберегающих и игровых образовательных технологий.
Программа рассчитана на детей 1-1 класса, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования, разработанной на основании специальных (коррекционных) программ (1 и 2 вариант).
Курс программы рассчитан: 1 класс – 33 часа, с периодичностью 1 раз в неделю- групповое занятие и 1 раз в неделю инд.занятие , время занятия составляет 15-20 минут(индивидуальное) и 30-40 минут групповое;
Задания для программы выбирались с учетом диагноза детей, особенностей их поведения и на основе дефектологического обследования.
Цель программы: Обеспечение оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, обучающегося в 1 классе.
Задачи программы:
· Создание климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
· создание развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых каждый ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;
· индивидуальный подход к каждому ребенку
Задачи:
· коррекция недоразвития познавательной деятельности обучающихся путем систематического развития полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
· формирование пространственно-временных ориентировок;
· развитие слухоголосовых координаций;
· формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
· совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
· обогащение словарного запаса обучающихся на основе использования соответствующей терминологии;
· коррекция моторных навыков, совершенствование зрительно-двигательной координации;
· формирование точности и целенаправленности движений и действий.
·
· использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
· стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие познавательной сферы;
-овладение обучающимися жизненными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач .
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-умение копировать образец
-умение слушать и слышать учителя
-умение подчиняться словесным указаниям учителя;
-умение учитывать в своей работе заданную систему требований;
Достаточный уровень:
-Уметь решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
-Уметь начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- Научиться сравнивать предметы, понятия;
- уметь ориентироваться во времени и в пространстве;
- Уметь обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- Уметь определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- Уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- Уметь самостоятельно выполнить задания.
Содержание тем коррекционного (дефектологического) курса
Диагностика 2 часа
Развитие моторики, графомоторных навыков (10 часов)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Тактильно-двигательное восприятие (4 часа)
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).
Восприятие пространства (7 часов)
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху - внизу, над - под, справа - слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).
Развитие зрительного восприятия (5 часов)
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 - 3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа)
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Итоговое обследование обучающихся (1 час)
1. Планируемые результаты
· Целенаправленное выполнение действий по инструкции педагога.
· Правильное пользование письменными принадлежностями, копирование несложных изображений.
· Анализ и сравнение предметов по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
· Различение и называние основных цветов.
· Классификация геометрических фигур.
· Составление предметов из 2 - 3 частей.
· Определение на ощупь величины хорошо знакомых предметов.
· Зрительное определение и вербализация отличительных и общих признаков двух предметов.
· Классификация предметов и их изображений по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, формулирование простейших обобщений.
· Различение речевых и неречевых звуков.
· Ориентировка на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
· Выделение части суток и определение порядка дней недели.
Реализация представленных в данной рабочей программе коррекционно-развивающих заданий и упражнений способствует повышению познавательной активности, увеличению уровня произвольности запоминания, развитию операционных качеств мышления, формированию фонематического слуха, коммуникативных речевых средств, расширению объема внимания.
Формируемые жизненные компетенции:
· Усваивать основы смыслового восприятия программных заданий.
· Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
· Осуществлять синтез как составление целого из частей.
· Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
· Устанавливать аналогии.
· Формирование временных представлений.
Тематический план (33 часа)
|
Наименование разделов. |
Кол-во занятий |
1 |
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков |
10 |
2 |
Тактильно-двигательное восприятие . |
4 |
3 |
Восприятие пространства . |
7 |
4 |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. |
5 |
5 |
Кинестетическое и кинетическое развитие. |
4 |
6 |
Диагностика |
3 |
|
Итого: 34 занятия
|
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5»
Приложение к адаптированной
основной общеобразовательной программе
для детей с УО ( интеллектуальными нарушениями), утверждённой
приказом №_____от «___»___________2020 г.
Календарно-тематическое планирование по дефектологии
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
" Я первоклассник"
1-1 класса
Разработчик : Лазарева Любовь Геннадьевна,
учитель -дефектолог
«Рассмотрено» На методическом объединении учителей начальных классов МБОУ «Гатчинская НОШ №5» «_____»_____________2020г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________________(Кохович Н.К.) |
Календарно-тематическое планирование
на 2020-2021 учебный год
Коррекциионно-развивающие занятия по дефектологии
" Я первоклассник "
Класс: 11 класс
Учитель-дефектолог: Лазарева Л.Г.
Количество часов 33 з.., 1 зан. в неделю( по пятницам).
I четверть – 8 зан.
II четверть – 8 зан.
III четверть – 10 зан.
IV четверть – 8 зан.
дата |
№ п/п |
№п/т |
Раздел Тема |
Формы и методы контроля |
||
план |
факт |
|||||
|
|
|
|
Диагностика (2ч) |
|
|
4.09 |
|
1 |
1 |
Диагностика графомоторных навыков |
|
|
11.09 |
|
2 |
2 |
Диагностика ВПФ |
Узнавание картинок |
|
|
|
|
|
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.(10)
|
наблюдение |
|
18.09 |
|
3 |
1 |
Игры с мячом и обручем. |
Выпол.задания |
|
25.09 |
|
4 |
2 |
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. |
Выпол.задания |
|
2.10 |
|
5 |
3 |
Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). |
Практ.задание |
|
9.10 |
|
6 |
4 |
Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур |
Творч. работа |
|
16.10 |
|
7 |
5 |
Дорисовывание незаконченных геометрических фигур. |
Творч. работа |
|
23.10 |
|
8 |
6 |
Рисование бордюров. |
|
|
6.11 |
|
9 |
7 |
Графический диктант (зрительный и на слух). |
наблюдение |
|
13.11 |
|
10 |
|
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений |
Выпол.задания |
|
20.11 |
|
11 |
|
. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. |
Выпол.задания |
|
27.11 |
|
12 |
|
Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. |
Практ.задание |
|
|
|
|
|
Тактильно-двигательное восприятие .(4)
|
|
|
4.12 |
|
13 |
1 |
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие –жёсткие, мелкие –крупные). |
Творч. работа |
|
11.12 |
|
14 |
2 |
Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. |
|
|
18.12 |
|
15 |
3 |
Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). |
|
|
25.12 |
|
16 |
4 |
Игры с сюжетной мозаикой. |
|
|
|
|
|
|
Восприятие пространства .(7)
|
|
|
15.12 |
|
17 |
1 |
Ориентировка в помещении. Понятия: выше –ниже, левее –правее, рядом и др. |
наблюдение |
|
22.12 |
|
18 |
2 |
Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. |
Выпол.задания |
|
29.12 |
|
19 |
3 |
Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате). |
Выпол.задания |
|
5.02 |
|
20 |
4 |
Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. |
Практ.задание |
|
19.02 |
|
21 |
5 |
Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов.
|
Творч. работа |
|
26.02 |
|
22 |
6 |
Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). |
Творч. работа |
|
4.03 |
|
23 |
7 |
Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).
|
|
|
|
|
|
|
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.(5)
|
|
|
11.03 |
|
24 |
1 |
Рисование бордюров по наглядному образцу. |
наблюдение |
|
18.03 |
|
25 |
2 |
Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». |
Выпол.задания |
|
1.04 |
|
26 |
3 |
Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). |
Выпол.задания |
|
8.04 |
|
27 |
4 |
Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. |
Практ.задание |
|
15.04 |
|
28 |
5 |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. |
Творч. работа |
|
|
|
|
|
Кинестетическое и кинетическое развитие.(4) |
|
|
22.04 |
|
29 |
1 |
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). |
наблюдение |
|
29.04 |
|
30 |
2 |
Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. |
Выпол.задания |
|
6.05 |
|
31 |
3 |
Выразительность движений –имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру…), |
Выпол.задания |
|
13.05 |
|
32 |
4 |
Инсценирование сказки. |
Практ.задание |
|
|
|
|
|
Диагностика(1) |
Творч. работа |
|
20.05 |
|
33 |
1 |
Итоговая диагностика |
Творч. работа |
|
|
|
|
|
Итого 33 зан. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.