Пояснительная записка.
Петрова Анастасия обучается по адаптированной программе «Дефектология» для детей с легкой степенью умственной отсталости.
Ученики имеют слабую память, мышление. У учащихся снижена концентрация внимания. Наблюдается фрагментарность в усвоении знаний. Настя медлительна Не может быстро переключаться с одной операции на другую. Требуется многократное повторение и дополнительное объяснение. Слабо развита моторика пальцев и кисти рук.
Отличительной особенностью учебного курса «Дефектология» по сравнению с примерной программами является невозможность выделить конкретное количество часов на изучение разделов «Развитие аналитико-синтетической сферы», «Развитие внимания »,«Развитие памяти», «Развитие личностно-мотивационной сферы»,«Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях». так как данный вид деятельности присутствует практически на всех занятиях курса дефектология .
В «Содержание курса» данные разделы будут выделены (**).
В рабочей программе разделы пронумерованы римскими цифрами (I-V), которые отражены в таблице «Структура курса и контроль уровня обученности».
Отличительной особенностью учебного предмета русский язык по сравнению с авторской и примерной программами является невозможность выделить конкретное количество часов на изучение разделов
Данные рабочие программы разработаны на основе следующих документов:
1.Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2011 г.
2. Закон РФ «Об образовании»;
3. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
4. Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г.
5. Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
6. Образовательная программа НОО МБОУ «Карапсельская СОШ №13», утверждённая директором пр. № 148 от 01 сентября 2016 г.
Направленность курса.
Цель: ликвидирование пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.
Задачи:
В 3 классе учащимся с ограниченными возможностями здоровья даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
В 3 классе проводятся подготовительные практические грамматические упражнения в анализе звукового состава речи, графическом кодировании звуков, образовании слов с помощью некоторых словообразовательных элементов, формировании, составлении
Общая характеристика учебного предмета
Программа курса «Дефектология» учитывает особенности познавательной деятельности детей коррекционно-развивающего обучения. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В нём конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего развития, нравственного воспитания детей в процессе овладения учебными предметами.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 час в неделю, в 1 классе –34часов (34 учебных недель))
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Дефектологическая программа составлена для учащихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–70.
Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.
Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.
Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.
Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.
Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.
Данная программа обеспечивает достижение учащихся коррекционного 3 класса следующих личностных, предметных результатов
Планируемые результаты освоения курса «Дефектология»
Реализация программы обеспечивает достижение учащихся следующих личностных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни
Предметные результаты:
1) формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач
Формирование ИКТ-компетентности
Различные способы передачи информации (буква, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные.
Содержание учебного предмета «Дефектология», с указанием количества часов и планируемых результатов
I.Развитие аналитико-синтетической сферы**
Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.
Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора,
Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).
II.Развитие внимания**
Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана.
Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант” (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра “Муха” — 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров (“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”, игра “Внимательный художник”).
III.Развитие памяти**
Развитие визуальной и аудиальной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.
Упражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный ком” для запоминания информации, представленной аудиально.
IV.Развитие личностно-мотивационной сферы**
Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.
Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание “Подбери пару”, лабиринты, логические задачи).
V.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях**
Обеспечить своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, предметных); создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
- строить простейшие обобщения;
- складывать узоры по образцу и памяти;
- стремиться к размышлению и поиску;
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п
|
Содержание |
Кол. час |
Дата |
Основные виды деятельности учащихся |
Коррекционныезадачи |
1 |
«Найди отличия». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Окруж.мир .. «Осень» |
I-V |
3.09 |
Выполнять упражнение «Найти отличия» Наблюдать осенние изменения вприроде.Составлять рассказ по картинке «Осень» |
Расширять представления об окружающем мире, пополнение словаря |
2 |
Зарисовки на листе. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Математика. Ориентировка: право, лево, вверх, низ. |
I-V |
10.09 |
Описывать расположение объектов с использованием слов:.право, лево, вверх, низ.Зарисовать на листе бумаге геометрические фигура с ориентацией в право,влево,вверх |
Развивать пространственную ориентировку, развивать общую моторику рук |
3 |
Труд людей осенью. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык. Предложение. |
I-V |
17.09 |
Составить рассказ по теме «труд людей осенью» Составлять предложения по теме «Труд людей осенью». Записывать предложения соблюдая интервал написания слов в предложении
|
Развивать речь, пополнять словарный запас |
4 |
«Зашифрованный рисунок» Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях .Математика. Впереди, сзади, между |
I-V |
24.09 |
Расшифровать рисунок данный преподавателем Понимать и применять пространственные понятия впереди, сзади, между. Располагать предметы на плоскости впереди,сзади,между
|
Развивать пространственнуюориентировку, развитие общей моторики рук |
5 |
«Школа». . Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Лит.чтение.Гласные звуки и буквы |
I-V |
1.10 |
.Составить рассказ по иллюстрации по теме «Школа». Чтение гласных звуков и букв.Находить в тексте гласные буквы и выделить красным цветом
|
Развивать речь, пополнять словарный запас, социально-бытовая ориентировка |
6 |
«Исключи лишнее». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях .Математика Цифрыот 1 до 10 |
I-V |
8.10 |
Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и обратном порядке.Решать примеры в пределах 10 |
Развивать мыслительные операций, развивать математические представления |
7* |
«Дом» зарисовки. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Математика. Геометрические фигуры. |
I-V |
15.10 |
Чертить геометрические фигуры при помощи линейки. Называть геометрические фигуры. Нарисовать дом используя линейку и простой карандаш
|
Расширять кругозор, пополнение запаса знаний, социально-бытовая ориентировка |
8 |
«Найди отличия» Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Математика. Решение в пределах 10 на сложение |
I-V |
22.10 |
Найти отличия на представленной картинке.Решать примеры в пределах 10.считать в прямом и обратном порядке от 1-10
|
Развивать вычислительные навыки, развивать мыслительные операций |
9 |
«Угадай слово». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык «Гласные и согласные буквы и звуки». |
I-V |
29.10 |
Угадать слова представленные в ребусах. Привести примеры слов по теме «Моя семья» деление слов на слоги составление схем данных слов |
Развивать фонематический слух и восприятие. |
10 |
«Сходство и различие». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Математика.Нумерация |
I-V |
12.11 |
Решать задачи в одно, два действия. Находить сходство и отличие на сюжетных картинках.Находить сходство и различия в иллюстрациях отметить их.
|
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе |
11 |
«Сгруппируй предметы» Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык. .Словарь.Одежда, обувь |
I-V |
19.11 |
Сгруппировать предметы по группам .Работать с орфографическим словарём. Составить предложения со словарными словами
|
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе |
12* |
«Муха». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Математика Решение примеров в пределах 10 (Состав чисел до 5) |
I-V |
26.11 |
Выполнить упражнение «Муха» Учить состав двухзначных чисел.Заселить математические домики до 5 |
Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении |
13 |
«Исключи лишнее». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык Словарь.Овощи |
I-V |
03.12 |
Выполнить упражнение «Исключи лишнее». Составлять предложения со словарными словами.разбить на слоги данные слова составить схемы данных слов
|
Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении |
14 |
«Зрительный диктант» Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык. Фрукты(составление предложений) |
I-V |
10.12 |
Выполнить зрительный диктант .Списать с печатного текста «Фрукты в саду» подчеркнуть словарные слова
|
Расширять представления об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развивать устную и письменную речь |
15 |
«Запутанные дорожки». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Математика. Единицы измерения (см) |
I-V |
17.12 |
Выполнить упражнение «Запутанные дорожки» Использовать линейку для измерения отрезков. Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах Чертить отрезки заданной длины. единицах измерения.
|
Развивать мыслительные операций, развивать память, развивать внимание |
16 |
«Снежный ком». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Чтение. «Зима». «Зимние забавы» |
I-V |
24.12 |
Развивать речь при помощи составление рассказа по теме «Зима». Выучить четверостишье по теме «Зима» |
Развивать мыслительные операций, развитие внимания, развитие памяти |
17 |
«Продолжи логический ряд». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык .ПДД зимой (списывание) |
I-V |
14.01 |
Выполнить упражнение «Продолжи ряд». Списать с печатного текста «Осторожно гололёд»
|
Развивать речь, пополнять словарный запас, развитие памятии мышления |
18 |
«Внимательный художник». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Математика Единицы длины. (дм) |
I-V |
21.01 |
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. |
Развивать мыслительные операций, развивать внимание, развивать память |
19 |
«Зрительный диктант». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Математика Второй десяток |
I-V |
28.01 |
Использовать математическую терминологию. Выполнять сложение чисел без перехода через десяток в пределах 20 |
Развивать память, развивать мыслительные операций |
20 |
«Что перепутал художник?». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык «Жизнь зверей зимой» (списывание) |
I-V |
04.02 |
Списать с печатного текста по теме «Жизнь зверей зимой». |
Развивать речь, социально-бытовая ориентировка, социализация личности |
21 |
«Составление рассказа».Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Лит. чтение. Чтение научного текста из энциклопедии «Деревья» |
I-V |
11.02 |
Читать научно-популярный текст из энциклопедии учиться краткому пересказу .Выделять главную мысль данного текста
|
Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора, развитие словарного запаса |
22 |
«Найди отличия». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс. язык Комнатные растения (списывание) |
I-V |
18.02 |
Списывать текст по теме «Комнатные растения» соблюдать орфографический режим при написании текста |
Социально-бытовая ориентировка, расширение кругозора. Развитие орфографической зоркости |
23 |
«Лабиринты». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Математика. Решение простых задач
|
I-V |
25.02 |
Выполнить упражнение «Лабиринты.Решение простых задач
|
Расширить математические представления о простых задачахразвивать математическую терминологию |
24 |
«Сходства и различия». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык. Домашние животные (полные ответы на вопросы использую текст) |
I-V |
04.03 |
Составлять рассказ о домашних животных их пользе, жизни совместно с человеком, уходе. Отвечать на вопросы используя информацию из представленного текста. Отвечать письменно на поставленные вопросы
|
Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов |
25 |
«Найди отличия». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык «Инструменты» (диктант с грамматическим заданием) |
I-V |
11.03 |
Слушать и писать диктант по теме «Инструменты» выполнять грамматическое задание к тексту на изученные правила
|
Развитие словарного запаса, социально-бытовая ориентировка |
26 |
«Исключи лишнее». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Лит.чтение. «Дикие животные» |
I-V |
18.03 |
Читать текст «Дикие животные» целыми слова .Отвечать на вопросы к тексту полными ответами использую представленный текст. |
Социально-бытовая ориентировка, развитие мыслительных процессов |
27 |
«Графический диктант». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Математика Форма |
I-V |
01.04 |
Выполнить «Графический диктант» Различать разные геометрические формы.
|
Развитие мыслительных операций, развитие памяти, формирование математических представлений |
28 |
«Поиск ошибок в тексте». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Русс.язык «Зоопарк»(работа над ошибками допущенными в тексте) |
I-V |
08.04 |
Прочитать письменный текст «Зоопарк» находить и исправить ошибки допущенные в тексте |
Расширение представлений о жизни животных, развитие речи, пополнение словарного запаса |
29 |
«Внимательный художник». Коррекция индивидуальных пробелов в знания. Математика. Составление задач по заданной картинке |
I-V |
15.04 |
Работать с картинками составление задач по рисунку |
Развитие представлений о простых задачах .составлять задачи по картинке |
30 |
«Продолжи логический ряд». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Математика Решение примеров в пределах 20 |
I-V |
22.04 |
Решать примеры в пределах 20.Читать и решать задачи в одно два действия в пределах 20. |
Расширение кругозора, пополнение словарного запаса, социально-бытовая ориентировка |
31 |
«Исключи лишнее» Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Окружающий мир .Правила гигиены |
I-V |
29.04 |
Выполнить упражнение «Исключи лишнее» Составить памятки по правилам гигиены.
|
Социально-бытовая ориентировка, развитие мышления |
32 |
«Зашифрованный рисунок». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Математика Геометрические фигуры |
I-V |
13.05 |
Чертить применяя линейку геометрические фигуры.Выполнить упражнение «Зашифрованный рисунок»
|
Формировать математические навыков, развивать умения обобщать и классифицировать |
33 |
«Исключи лишнее». Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Математика Число 20. Состав чисел в пределах 20 |
I-V |
20.05 |
Считать от 1-20 и от 20-1 .Решать примеры и задачи в пределах 20
|
Развивать математические представления в пределах 20, развивать мыслительные операций |
34 |
Итоговая диагностика |
I-V |
27.05 |
Выполнения заданий по итоговой диагностике |
Выполнение диагностических заданий |
.Условные обозначения в тематическом планировании:
I-V-–разделы содержания учебного предмета.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ
1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.
3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.
4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.
5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.