МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ ГОРОДА ИШИМБАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИШИМБАЙСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ФАНТАЗИЯ "
дополнительного образования детей
модифицированная
Тип программы: образовательно-развивающий
Направление деятельности:
художественное
Возраст детей: 6 - 7лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор: Гредасова Татьяна Николаевна
педагог дополнительного образования
г. Ишимбай
2020 год
Паспорт программы
1. Название |
Дополнительная общеобразовательная программа «Фантазия» |
2. Сроки |
1 год |
3. Цели и задачи |
Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Задачи программы: Образовательные: - познакомить с разнообразием подручного материала, используемого для создания поделок, его особенностями и возможностями; - создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами; - научить организовать своё рабочее место; -раскрыть истоки народного творчества. Развивающие: - способствовать развитию эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов; - способствовать формированию и развитию элементарных пользовательских навыков владения необходимыми приборами и инструментами; - способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок или поделка интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам СЮТ); Воспитательные: - воспитание художественного вкуса и чувства гармонии; - воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание. - воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности; - содействовать воспитанию любви к своей Родине, к традиционному народному искусству.
|
|
4.Авторы |
Гредасова Татьяна Николаевна |
|
5.Адресаты |
Учащиеся объединения декоративно-прикладного творчества «Золушка» |
|
6.Кадровое обеспечение |
Руководитель объединения, методисты, администрация СЮТ |
Руководитель объединения, педагог организатор, методисты, админи-страция |
7.Ожидаемый результат |
К концу обучения воспитанники должны иметь обобщённые представления о: - технологии подготовки подручного и природного материала к составлению и изготовлению сувениров, композиций; - основы цветоведения; - последовательности выполнения декоративных изделий в технике аппликация, лепка, конструирование. должны знать: - правила пользования инструментами (ножницами, иголками, булавками) - способы и правила подготовки подручного и природного материала к изготовлению изделия; должны уметь: - выполнять деталировку для предложенного рисунка, изделия, подбирать цветовую гамму; - изготавливать плоские и объёмные изделия из бумаги, природного материала и т.д. соответствии с заданным образцом; - заготавливать, хранить природный материал; - оформлять выполненную работу. |
|
8.Особые отметки и примечания |
Для реализации программы педагогом используются учебно-методические пособия, подборка специальной литературы
|
Пояснительная записка
Модифицированная программа «Фантазия» разработана в соответствии со следующими федеральными и региональными нормативными документами:
на основе Конституции РФ;
закона РФ «Об образовании»;
закона РБ «Об образовании»;
приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесенииизменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373";
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – СанПиН);
письма Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»;
Специфика дополнительного образования позволяет полнее осуществить личностно-ориентированный подход в развитии художественных способностей детей. Приобщение к художественно-практической деятельности решает не только частные задачи нравственно-эстетического воспитания, но развивает интеллектуально-творческий потенциал ребёнка.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Направленность программа «Фантазия» является по содержанию художественно - эстетической; по функциональному предназначению - прикладной; по форме организации – детское объединение; по времени реализации – одногодичной в возрасте детей 6-7 лет, при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Программа предусматривает как развитие элементарных пользовательских навыков владения приборами и инструментами, применяемыми в творчестве, так и развитие умений создавать оригинальные произведения прикладного творчества соответствующие возрасту обучающихся.
Актуальность. На современном этапе развития образования в России, как никогда актуальна преемственность и подготовка ребенка к новому качественному этапу образования. Задачи обучения дошкольников включают подготовку ребят к начальному общему образованию, помощь в развитии общеучебных и межпредметных умений и навыков. Дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов.
Успешное развитие ребенка во время занятий декоративно-прикладным творчеством зависит от целого ряда условий. Главное из них - целенаправленное обучающее воздействие педагога, организующего деятельность, систематическое и последовательное развитие восприятия, представлений, на основе которых формируется воображение и творческое мышление ребенка.
Для данной возрастной группы в программе указан определённый объём знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети. Данные навыки призваны помочь обучающимся реализовать свои фантазии и представления об окружающих явлениях, создавать разнообразные предметы и декоративные композиции.
Новизна. Предлагаемая ниже тематика занятий ориентирована на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), в условиях внедрения дополнительного образования в учебный процесс дошкольников. Занятия декоративно-прикладным творчеством, являются средством гармоничного обучения ребенка дошкольного возраста и способствуют развитию его эстетического восприятия, формированию образных представлений, воображения, творчества. Конструирование, аппликация (из бумаги, природного материала и т.д.), лепка, составление композиций, являются частью многогранной работы с дошкольниками, в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания, через наблюдение за наиболее яркими знакомыми явлениями, вызывающими интерес, положительный эмоциональный настрой и мотивирующими к творческой деятельности. Создание поделок из различного материала не просто вооружают ребёнка умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу, силу творца, способного подчинить своей воле эти материалы, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность малыша и учат планировать свою деятельность.
Педагогическая целесообразность и отличительные особенности.
Особое место в обучении дошкольников занимает игра, которая может выступать средством, способом, видом и методом образовательного процесса и удовлетворять стремление детей обыгрывать предметы и изображения (часто, изготовив игрушку, дети используют ее в дальнейшей игре).
В процессе освоения программы обучающиеся приобщаются к основам проектной деятельности. Делают свои первые шаги в индивидуальном творчестве, выборе идеи и композиции задуманной работы.
Совместное творчество ребёнка и взрослого - одна из возможностей осуществления гуманистической педагогики в детском саду и семье. Эмоционально насыщенное общение на основе сотрудничества, побуждает к диалогу, позволяет взрослому наблюдать за действиями ребёнка, оценивать его навыки, ненавязчиво корректировать работу, как в сфере умений, так и в поиске творческих находок.
Каждый блок предполагает работу по двум направлениям – теоретическое знакомство с приёмами и методами выполнения работы (подготовка к практической части) и практика (выполнение самой работы).
Бросовые и природные материалы, цветной картон, соленое тесто – кладовая для развития фантазии, творчества и воображения. Процесс изготовления поделок не только положительно сказывается на развитии эстетических чувств, а также способствует практическому освоению техники лепки, мозаики, аппликации, необходимых детям в развитии мелкой моторики, внимания, интеллектуальной и творческой активности. И пусть поделки дошкольников не очень совершенны, но они приносят детям много радости и творческое удовлетворение.
Цель - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с разнообразием подручного материала, используемого для создания поделок, его особенностями и возможностями;
- создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
- научить организовать своё рабочее место;
-раскрыть истоки народного творчества.
Развивающие:
- способствовать развитию эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
- способствовать формированию и развитию элементарных пользовательских навыков владения необходимыми приборами и инструментами;
- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок или поделка интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам СЮТ);
Воспитательные:
- воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;
- воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.
- воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
- содействовать воспитанию любви к своей Родине, к традиционному народному искусству.
Программа строится на следующих принципах:
• принцип доступности – программа доступна для детей старшего дошкольного возраста и опирается на умения и знания детей, полученные ранее.
• принцип наглядности – в программе используется принцип наглядности обучения (наблюдения на экскурсиях, использование иллюстраций, фотографий при объяснении материала, показ способа действий);
• принцип систематичности и последовательности – материал программы преподносится «от простого к сложному», происходит постоянное закрепление новых приёмов и методов изготовления поделок.
• принцип целостности – гармоничное образование, включающее обучение, воспитание и развитии врожденных способностей и приобретенных умений.
Организация деятельности объединения
Программа рассчитана на 1 год обучения детей в возрасте 6-7 лет.
Наполняемость групп и режим работы строится в соответствии с Уставом учреждения и обусловлены нормами СанПин. Продолжительность занятий: 2 раза в - неделю, по 1 академическому часу. Годовая нагрузка 72 ак. часа. Оптимальное количество детей в группе 10 человек.
Структура содержания программы выстроена на основе принципа блочного планирования и представлена пятью блоками, соответствующими этапам, логике освоения художественно-творческой деятельности.
Вопросы охраны труда
Особое внимание должно быть обращено на обеспечение безопасности труда, так как работа связана с колющими и режущими инструментами, лакокрасочными материалами.
На каждом вводном занятии по новой теме педагог знакомит детей с общими правилами техники безопасности. На последующих практических занятиях повторяет правила безопасности при выполнении каждой технологической операции, обучает безопасным приемам работы, знакомит с мерами предупреждения травматизма и следит за их выполнением.
Необходима организация перерыва в работе. Они могут быть как общими, так и скользящими (для каждого ребенка).
Формы и методы занятий
Организация образовательной деятельности строится на индивидуальных и групповых занятиях. В распоряжении руководителю широкий спектр традиционных и нетрадиционных методов работы:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу, по инструкционным картам, схемам и др.);
• практический (самостоятельное выполнение или участие в проектировании и изготовлении изделий).
Условия реализации
Работа по данной программе предусматривает проведение занятий на
базе дошкольного образовательного учреждения в кабинете художественно-эстетического развития, работающего в соответствующем режиме, во вторую половину дня.
Методическое обеспечение
В процессе изготовления поделок, игрушек воспитанники изучают и выполняют инструкцию по технике безопасности, овладевают приёмами пользования ручными инструментами, узнают о свойствах материалов, их применении в народном хозяйстве. Программой предусмотрена работа с различными материалами: ткань, бумага, пластилин и т.д. Самоделки из разных материалов - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления воспитанника.
Основной формой деятельности воспитанников является игра. Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир, события прошлого.
Структура занятия:
1. Введение в тему (рассказывание сказок, стихов, загадывание загадок, постановка проблемной ситуации).
2. Объяснение, показ выполнение работы педагогом.
3. Выполнение работ детьми.
4. Подведение итога.
5. Выставка детских работ
Успешность освоения программы в данном возрасте строится на изучении продукта деятельность воспитанников. Точность вырезанных деталей из бумаги и ткани, аккуратность в работе с клеем, соблюдение контурных линий и т.п. могут стать критериями оценки умений и навыков. Обязательными в данной форме оценки становятся выставки творческих работ, которые позволяют создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка.
Аттестация обучающихся (мониторинг воспитанности и межпредметных – общеучебных умений) проводится 3 раза в год: в начале учебного года – «нулевой срез», в середине – «промежуточный срез» и в конце учебного года – «итоговый срез».
Оборудование и материал:
· бумага разной фактуры;
· картон (цветной, белый);
· ножницы, клей ПВА, кисточка;
· клей-карандаш, клеенка;
· салфетка;
· цветные карандаши, фломастеры;
· гипс;
· соль;
· краски, палитра, баночка для воды;
· восковые мелки;
· дощечки;
· стеки.
Дидактический материал:
Шаблоны и образцы, отображающие технику выполнения работ, технологические схемы.
Работа с родителями.
Большинство родителей хотят видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими во всем. На этом естественном стремлении и строятся отношения между родителями, детьми и педагогом. Родители имеют возможность посещать занятия. Связь с родителями поддерживается в течение учебного года в форме индивидуальных бесед, родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, обучаются адекватно оценивать развитие ребенка; не игнорировать специальные возрастные нормы, а видеть индивидуально-ресурсную базу развития ребенка; сотрудничать с педагогом, осваивать методы систематической помощи ребенку в его развитии.
Важным событием является отчетная выставка для родителей в конце учебного года, где дети демонстрируют все свои достижения за прошедший учебный год, а также участие в городских, районных выставках, ярмарках и конкурсах.
Учебно-тематический план
№ П/П |
Блок и тема занятия |
Часы |
||
теория |
практика |
всего |
Блок 1. Природа и творчество (15 часов)
|
||||||||||||||
1. |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
||||||||||
2. |
Изготовление поделок из природного материала «Кукла из мочала» |
1 |
3 |
4 |
||||||||||
3. |
Аппликация из тыквенных семечек |
|
2 |
2
|
||||||||||
4. |
Аппликация из листьев |
1 |
3 |
4 |
||||||||||
5. |
Осеннее дерево |
1 |
3 |
4 |
||||||||||
Блок 2. Аппликация из бумаги (12часов) |
||||||||||||||
1. |
Знакомство с техникой аппликация. Материалы и инструменты. |
1 |
|
1 |
||||||||||
2. |
Аппликация из ладошек «Солнышко» |
|
1 |
1 |
||||||||||
3. |
Аппликация из бумаги «Цветы в вазе» |
|
1 |
1 |
||||||||||
4. |
Аппликация из салфеток «Бумажные фантазии» |
|
4 |
4 |
||||||||||
5. |
Аппликация из рваной бумаги «Собачка» |
1 |
2 |
3 |
||||||||||
6.
|
Мозаика из кусочков бумаги «Снегирь» |
|
2 |
2 |
||||||||||
Блок 3. Фантазии из гипса (17 часов)
|
||||||||||||||
1. |
Технология изготовления изделий из гипса. Материалы и приспособления. Свойства гипса. Техника безопасности при работе с гипсом. |
1 |
|
1 |
||||||||||
2. |
Изготовление гипсовых барельефов: «Тюльпаны», «Мишка» |
1 |
7 |
8 |
||||||||||
3. |
Изготовление рамок из гипса: «Роза», «Тигр» |
|
8 |
8 |
||||||||||
Блок 4. «Мукосолька» (11 часов) |
||||||||||||||
1. |
Технология изготовления изделий из соленого теста. Материалы и приспособления. |
1 |
|
1 |
||||||||||
2. |
Изготовления изделий из соленого теста «Калачи из печи» |
1 |
3 |
4 |
||||||||||
3. |
Изготовление цветов из соленого теста |
|
6 |
6 |
||||||||||
Блок 5. Учимся рисовать (17 часов)
|
||||||||||||||
1.
|
Сказка про краску. Познакомить со свойствами различных худ. материалов. |
1
|
|
1
|
||||||||||
2.
|
Воздушные шары для феи. Познакомить детей с основными цветами.
|
1
|
|
1
|
||||||||||
3. |
Гостинцы Осени. |
|
4
|
4
|
||||||||||
4. |
Волшебница - зима |
|
5 |
5 |
||||||||||
5. |
Весна - красна |
|
6 |
6 |
||||||||||
|
Итого: |
12 |
60 |
72 |
||||||||||
Содержание программы
Блок 1. Природа и творчество (15часов)
Тема 1. Вводное занятие
Теория (1 час): Знакомство с коллективом, с правилами поведения и техники безопасности, презентация объединения «Золушка», беседа и изучение истории данного вида деятельности.
Тема 2. Изготовление поделок из природного материала:
«Кукла из мочала»
Теория (1 час): знакомство с природным материалом: мочало.
Практика(3 часа): изготовление кукол-оберегов из мочала.
Тема 3. Аппликация из тыквенных семечек
Практика (2 часа): Ознакомление с природным материалом: семенами тыквы, кабачков. Изготовление аппликации из тыквенных семечек, соединение отдельных частей при помощи клея ПВА.
Тема 4. Аппликация из листьев.
Теория (1 час): Беседуем о многообразии природного материала, его применении в декоративно-прикладном творчестве, закрепляем правила работы с инструментами, материалами.
Практика (3 часа): Совершенствуем знания о свойствах природных материалов. Изготовление аппликации из сухих листьев (береза, клен, рябина и т.д.). Закрепляем умение оформлять поделку в цельную композицию; учимся анализировать и делать выводы по проделанной работе.
Тема 5. Осеннее дерево.
Теория (1 час): знакомимся с материалом: восковыми мелками, закрепляем правила работы с инструментами.
Практика (3 часа): Учимся рисовать восковыми мелками. Закрепляем умения в выкладывании из природного материала осеннего дерева.
Блок 2. Аппликация (16 часов).
Тема 1. Вводное занятие:
Теория (1 час): Знакомство с техникой аппликации, продолжаем учиться работать с различными инструментами; организовывать своё рабочее место; обучаемся умению оформлять работы; воспитываем аккуратность, усидчивость, интерес к творческой деятельности.
Тема 2. «Солнышко» - аппликация из ладошек.
Практика (1 час): Продолжаем развивать навыки и умения работы с инстру-ментами и материалами; соблюдать правила нанесения клея на основу; развиваем у воспитанников чувство прекрасного, цвета, бережное отношение к своему труду и труду окружающих.
Тема 3. «Цветы в вазе» - аппликация из бумаги.
Практика (1 час): Учимся изготавливать и составлять композиции; развиваем фантазию, наблюдательность, зрительную память; вырабатываем способность передавать выразительность поделки, понимание связи основных частей, деталей формы; добиваться завершённости проработки.
Тема 4. «Бумажные фантазии» - аппликация из салфеток.
Практика (4 часа): Устанавливаем поэтапную последовательность работы над картиной; аккуратное нанесение клея кисточкой на основу, наклеивание заготовок из салфеток и бумаги; воспитание настойчивости в достижении цели.
Тема 5. «Собачка» - аппликация из рваной бумаги.
Теория (1 час): Знакомимся с правилами работы с ножницами, клеем. Знакомимся с ходом выполнения работы.
Практика (2 часа): Изготавливаем и составляем поделку в технике аппликация из рваной бумаги; вырабатываем понимание рельефа, развитие умения передавать характер изделия; способности передавать выразительность поделки, понимание связи основных частей, деталей, формы.
Тема 6. «Снегирь» - мозаика из кусочков бумаги.
Практика (2 часа): Изготавливаем и составляем поделку в технике мозаика из кусочков бумаги; вырабатываем понимание связи основных частей, деталей; способность создавать цельную композицию.
Блок 3. Фантазии из гипса (8 часов)
Тема 1. Вводное занятие.
Теория (1 час): Технология изготовления изделий из гипса. Материалы и приспособления. Свойства гипса. Техника безопасности при работе с гипсом.
Тема 2. Изготовление гипсовых барельефов: «Тюльпаны», «Мишка».
Теория (1 час): Знакомим с технологией изготовления изделия из гипса.
Практика (3 часа): Устанавливаем поэтапную последовательность работы над барельефом; развиваем умения и навыки рисования на гипсе; воспитываем аккуратность при нанесении краски на основу с учётом цветовой гаммы; добиваемся завершённости проработки.
Тема 3. Изготовление рамок из гипса: «Роза», «Тигр».
Практика (3часа): Изготавливаем рамки из гипса – «роза» и «тигр»; поэтапная последовательность работы, правильность раскрашивания заготовок.
Блок 4. «Мукосолька» (14 часов)
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомимся с материалами и учимся делать соленое тесто для лепки разнообразных предметов, развиваем творчество, самостоятельность, фантазию; воспитываем трудолюбие и аккуратность.
Тема 2. Изготовления изделий из соленого теста «Калачи из печи».
Теория (1час): Учимся выполнять поделки из соленого теста, работать с ножницами, знать приёмы работы с клеем, вырабатываем способность создавать цельную композицию.
Практика (3 часа): Учимся лепить изделия из соленого теста – калачи,
развиваем творчество, самостоятельность, фантазию; воспитываем трудо-любие и аккуратность.
Тема 3. Изготовление цветов из соленого теста.
Практика (9 часов): Изготавливаем цветы из соленого теста; поэтапная последовательность работы, правильность наклеивания заготовок, вырабатываем способность создавать цельную композицию.
Блок 5. Учимся рисовать (23 часа)
Тема 1. Сказка про краску.
Теория (1 час): Познакомить со свойствами различных худ материалов; вызвать у детей интерес к изобразит искусству; научить отдельным приемам работы кистью и карандашом.
Тема 2. Воздушные шары для феи.
Различать холодные и теплые цвета.
Тема 3. Гостинцы Осени.
Практика (4 часа): С помощью ладошек изобразить осенние деревья. Познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление.
Волшебные листья. Печатание листьями. Учить создавать рисунки путем прикладывания листьев, формировать эстетическое отношение к действительности, развивать наблюдательность.
Осенний лес. Познакомить с методом - монотопия. Учить детей рисовать на одной половине бумаги, сворачивать лист бумаги пополам и получать отпечаток на второй половине предварительно смоченной водой.
Улетаем на юг. Познакомить с методом – кляксография.
Развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения.
Тема 4. Волшебница – зима.
Практика (5 часов): Первый снег. Учить рисовать дерево без листьев, снег изображать пальчиками, развивать инициативу, учить составлять композицию.
Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация). Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.
Снегири. Учить детей рисовать птиц, мазками изображать перья; воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах; радовать полученному результату.
Елочка – нарядная. Учить рисовать ель, закрепить умение изображать елочные игрушки с помощью печаток. Воспитывать эстетическое восприятие природы.
Снеговик. Познакомить с методом - пластилинография. Учить передавать образ снеговика техникой пластилинографией. Развивать чувство композиции.
Тема 5. Весна – красна.
Практика (6 часов): Ранняя весна. Учить рисовать состояние погоды, совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков. Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере.
Ветка с первыми листьями. Учить рисовать с натуры, передавать форму вазы и ветки, учить рисовать листья.
Открытка для мамы. Учить рисовать различные цветы, использовать различные техники. Учить украшать цветами открытку. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.
Космический коллаж (рисование + аппликация). Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
Мой маленький друг. Учить рисовать собак, кошек расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.
Русские матрешки. Познакомить с особенностями русской игрушки, расписывания их; развивать творчество, фантазию.
Портрет мамы. Знакомим детей с жанром портрета. Закрепляем умение изображать лицо человека.
У водоема. Упражнять в технике по – сырому.
Мои любимые рыбки. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета.
Ожидаемые результаты освоения программы к концу обучения:
должны иметь обобщённые представления о:
- технологии подготовки подручного и природного материала к составлению и изготовлению сувениров, композиций;
- основы цветоведения;
- последовательности выполнения декоративных изделий в технике аппликация, лепка.
должны знать:
- правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем;
- способы и правила подготовки подручного и природного материала к изготовлению изделия;
- название и назначение различных материалов (различные виды бумаги и картона);
- название и назначение ручных материалов (ножницы, линейка, кисточка для клея и т.д.).
должны уметь:
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- экономно размечать материал с помощью шаблонов;
- бережно относиться к инструментам и материалам;
-выполнять деталировку для предложенного рисунка, изделия, подбирать цветовую гамму;
- изготавливать плоские и объёмные изделия из бумаги, природного материала и т.д. соответствии с заданным образцом;
-заготавливать, хранить природный материал;
- оформлять выполненную работу.
Литература, используемая педагогом.
1.Закон Российской Федерации об образовании.
2.Закон Республики Башкортостан об образовании.
3.Типовое положение об учреждении дополнительного образования.
4.Конвенция ООН о правах ребенка.
5. Бойко Е.А. Поделки из природных материалов.- М.: АСТ: Астрель: Полиграфиз-дат, 2010г.
6. Гусакова М.А. Аппликация. - М: Изд-во: ТЦ "Сфера", 1999 г.
7. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль: Изд-во: Академия Развития, 2006 г.
8. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г. Организация дополнительного образования детей. Практикум. - М.: Владос 2003 г.
9. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование де-тей. - М.: Владос, 2002 г.
10. «Подарки своими руками». Домашнее рукоделие. Составитель: Людмила Смир-нова. М: Изд-во «Вече», 2002 г.
11. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. М.: АСТ, 2007 г.
12. Максимова Н.М. Аппликация. Учебно-наглядные материалы. М: АСТ, 2001 г.
13. Мэри Энн Кол. Дошкольное творчество. Попурри, 2005 г.
14. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
15. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
16. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
17. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004
18. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М. : ТЦ «Сфера», 2000
19. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2006
20. http://doshkolnik.ru/
21. http://www.babyblog.ru/
22. http://nanya.ru/
23. http://detpodelki.ru /
24. http://detsad-kitty.ru/
Список литературы рекомендуемой для обучающихся и их родителей:
1. БОЙКО Е.А. Поделки из природных материалов. - М.: АСТ: Астрель: Полигра-физдаг, 2010 г.
2. Гусакова М.А. Аппликация. - М: Изд-во: ТЦ "Сфера", 1999 г.
3. Давыдова М., Агапова К. Поделки из бумаги. - М.: Айрес-пресс, 2006 г.
4. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Изд-во: Академия Развития, 2006 г.
Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. - М: АСТ, 2007 г.
5. Максимова Н.М. Аппликация. Учебно-наглядные материалы. - М: АСТ, 2001 г.
6. Журналы «Детская «Коллекция идей». М: Изд-во: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2005- 2008.
7. Энциклопедия поделок для больших и маленьких. - М.: Айрес-Пресс, 2007 г.
9. http://doshkolnik.ru/
10. http://www.babyblog.ru/
11. http://nanya.ru/
12. http://detpodelki.ru /
13. http://detsad-kitty.ru/
14. http://gorodigrushek.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.