Программа по дополнительному образованию обучающихся НОО «Детский музыкальный оркестр»
Оценка 4.9

Программа по дополнительному образованию обучающихся НОО «Детский музыкальный оркестр»

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
docx
искусство +1
1 кл—4 кл
12.02.2021
Программа  по дополнительному образованию обучающихся  НОО «Детский музыкальный оркестр»
Программа «Детский музыкальный оркестр» разработана на основе положений ФГОС НОО по общекультурному направлению внеурочной деятельности. Программа включает пояснительную записку, описание содержания программы, тематическое планирование, требование к уровню подготовки, список литературы. Программа предназначена студентам, изучающим ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», рекомендована педагогам дополнительного образования, музыкальных, общеобразовательных школ, организаторам внеурочной деятельности, классным руководителям.
уч - пособ прогр дет муз оркестр.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РУБЦОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Рубцовск 2017

 
 


Надпись: Программа 
по дополнительному образованию обучающихся  НОО
«Детский музыкальный оркестр»

для студентов специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
ПМ 02.  Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников

Печатается по решению ПЦК

дисциплин профессионального цикла

Протокол № 4 от 28.11. 2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Поливода Т.А.- Программа по дополнительному образованию обучающихся НОО «Детский музыкальный оркестр» для студентов по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников». - Рубцовск, 2017, с.28.

 

 

Программа «Детский музыкальный оркестр» разработана на основе положений ФГОС НОО по общекультурному направлению внеурочной деятельности.

Программа включает пояснительную записку, описание содержания программы, тематическое планирование, требование к уровню подготовки, список литературы.

Программа предназначена студентам, изучающим ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», рекомендована педагогам дополнительного образования, музыкальных, общеобразовательных школ, организаторам внеурочной деятельности, классным руководителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент: преподаватель высшей категории  КГБПОУ «Рубцовского педагогического колледжа» Смирнова Е.В.

 

Программа по дополнительному образованию

обучающихся  НОО

«Детский музыкальный оркестр»

1класс

Пояснительная записка

 

Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания. Инструментальное музицирование обогащает музыкальные впечатления детей, стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей детей (музыкальная память, чувство ритма, ощущения лада, динамический, тембровый, интонационный слух и т.д.), помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, сплачивает детский коллектив, прививает любовь к коллективному музицированию. Немаловажное значение имеет и то, что уроки инструментального музицирования тесно взаимодействуя с другими уроками, опираясь на тематику уроков по другим программам; развивают общую музыкальность и способность ребенка; чувство красоты и гармонии с окружающим миром.

Одной из важнейших особенностей программы является направленность на активизацию развития творческих навыков каждого обучающегося. Под руководством педагога в процессе игры  на музыкальных  инструментах,  обучающиеся открывают для себя огромный мир звуков.      Наряду с ударными  и мелодическими инструментами на уроках используются самодельные музыкальные инструменты. Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от поставленных целей и задач.

Основная форма занятий – игра во всех ее видах: игра на инструментах, сюжетная, театрализованная и т.д. В связи с этим, занятия проводятся не статично (только сидя за инструментами), а предполагают разнообразные виды движения, что ближе природе ребенка. Это - ритмическая ходьба, круговые игры с инструментами, игры со «звучащими жестами» (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.д.)

Любую разучиваемую песню можно «прошагать» в ритме, ее можно прохлопать, проиграть на инструментах. В процессе игры дети постепенно приучаются к тембровому разнообразию звуков, к выразительным возможностям звука, к анализу, к выстраиванию формы, композиции инструментальных импровизаций и, тем самым, усваивают навыки грамотного исполнительства.

Синтез различных видов музыкально - исполнительской деятельности: музицирование в оркестре, пение, музыкально - ритмические движения, музыкальные и театральные игры – способствует наиболее быстрому и разностороннему музыкальному развитию детей, более глубокому погружению в мир музыки, приобщение к синкретичной музыкальной деятельности.

     Уроки по данной программе включает в себя следующие виды деятельности:

·        речевые игры;

·        ритмические игры;

·        пение с ритмическим аккомпанементом;

·        сольное исполнение;

·        игра в ансамбле, в оркестре;

·        озвучивание песен, танцев, маршей, сказок и др.

 

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей (5 - 6 лет, 6-7 лет,  7 - 8 лет), обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к хоровой и театральной деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на одногодичный срок обучения, где каждый урок имеет ключевую тему, определенную структуру, которая включается в себя разнообразные формы работы, позволяющие раскрыть содержание данной темы.

 

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Детский музыкальный оркестр» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий  составляет 35 недель в год.

 

Сведения о затратах учебного времени

 

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1 класс

 

Четверти

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

 

Количество недель

9

7

10

9

 

Аудиторные занятия

9

7

10

9

35

Самостоятельная работа

9

7

10

9

35

Максимальная нагрузка

18

14

20

18

70

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Максимальная нагрузка учебного предмета «Детский музыкальный оркестр» при одногодичном обучении составляет 70 часов. Из них: 35 часов – аудиторные занятия, 35 часов – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

–1 год обучения – по 1 часу в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

–1 год обучения– по 1 часу в неделю.

 

Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая

(от 4 до 10 человек), рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.

 

 

Цель и задачи предмета «Детский музыкальный оркестр»

 

Цель:

Развитие музыкально-творческих способностей у учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области предмета «Я познаю мир музыки», инструментального  исполнительства.

 

Задачи:

–формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса;

- воспитание любви к музыке, к инструментальному музицированию, чувства единения;

– развитие музыкально-творческих способностей у учащихся на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки;

- формирование навыков исполнительских приемов на простейших музыкальных инструментах;

- формирование навыков и умений дифференцированного «слышания»:

  • музыкальной ткани произведения - вычленение из нее характерных интонаций (подчеркивание мелодических, метроритмических, ладовых, динамических, темповых, тембровых и прочих особенностей),
  • элементов формы (фраза, построение, вступление, заключение, разделы частей композиции);

– формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;

– формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусства;

- приобретение учащимися опыта инструментального исполнительства и публичных выступлений.

 

 

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Реализация программы учебного предмета «Детский музыкальный оркестр» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Детский музыкальный оркестр», а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами хоровых и инструментальных произведений. Основной учебной литературой по учебному предмету «Детский музыкальный оркестр»  обеспечивается каждый обучающийся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного

предмета «Детский музыкальный оркестр», оснащаются пианино или роялем, комплектом детских музыкальных инструментов (ударные инструменты: погремушки, ложки, треугольник, трещетки, кастаньеты, пандейры, детские металлофоны, ксилофоны; разного размера барабаны, бубны, тарелки, колокольчики, синтезатор и др.), звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

 

Оснащение занятий

В младших классах активно используется наглядно-дидактический материал. Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, сборников, рабочих тетрадей, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.

 

Учебно-тематический план

 

Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала данного класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной интонации, памяти, музыкального мышления, интереса к урокам, эмоционального отклика на музыку. а также навыков исполнительского мастерства, возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы, независимо от изучаемой в данный момент темы.

Тематизм уроков программы «Детский музыкальный оркестр» - дублирует тематизм уроков по программе «Музыка и окружающий мир», так как данные программы очень взаимосвязаны по своей художественно-идейной концепции – развитие музыкально - творческого начала у детей, через постижение основных закономерностей существования и развития Искусства. Но, в отличие от программы «Музыка и окружающий мир» - в программе «Детски музыкальный оркестр» - будет на уроке преобладать инструментальное музицирование, через использование разнообразных ритмических упражнений и приемов, музыкально – дидактических игр. Поэтому рекомендуется определенный порядок изучения данных предметов. Желательно изначально проводить урок с детьми по программе «Музыка и окружающий мир», где закладывается теоретическая, понятийная основа усвоения содержания темы, а потом уже, как углубление, проводить занятие по программе «Детский музыкальный оркестр», где дети в своей исполнительской деятельности закрепляют и совершенствуют полученные знания и навыки на предмете «Музыка и окружающий мир».

 

1 год обучения

 

№ п/п

Наименование четверти, темы урока

Вид учебного занятия

Общий объём времени в часах

Максима­льная учебная нагрузка

Самосто­ятельная работа

Ауди­торные занятия

 

1.Четверть «Мы слушаем Мир!»

 

8

4

4

 

1.1.«Музыка явлений природы» (ветер, дождь, гроза, пение птиц, водные стихии и т.д.). Высокие и низкие звуки.

Урок

2

1

1

 

1.2. «Музыка дня».

(утро, день, вечер, ночь). Короткие и долгие звуки.

Урок

2

1

1

 

1.3. «Музыка Лета!».

(звуки леса и полей)

Нотная грамота. Лад – мажор, минор.

Урок

2

1

1

 

1.4. Текущий контроль.

Контроль­ный урок

2

1

1

 

 

 

2

1

1

 

 

 

 

 

 

 

2. Четверть «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?...»

 

16

8

8

 

2.1. «Осенины – осени именины».  (песенки – заклички,  песенки-игры).

Пульс в музыке.

Урок

2

1

1

 

2.2. «Предзимье». (прибаутки, небылицы, дразнилки, перевертыши).

Доля в музыке (сильная, слабая в 2\4 размере)

Урок

2

1

1

 

2.3. «Стужайло». (считалки, загадки, скороговорки, поговорки, пословицы).

Динамика в музыке – f, mf.

Урок

2

1

1

 

2.4. «Музыка Зимы!»

(песенка вьюги, песенка снежинок.). Динамика в музыке <, >.

 

Урок

2

1

1

 

2.5. «Ветродуй». (русская игрушка, «поэзия народного костюма», русские народные музыкальные инструменты).

Динамика в музыке – p, mp.

Урок

2

1

1

 

2.6. «Масленица!». (хороводные, лирические, масленичные песни, колядки). Ритм речи.

Урок

2

1

1

 

2.7. «Травень» (трудовые, обрядовые и солдатские песни). Ритм музыки.

Урок

2

1

1

 

2.8. Текущий контроль.

Контроль­ный урок

2

1

1

 

 

 

 

 

 

 

3. Четверть «Поговори со мною, Музыка!...»

 

16

8

8

 

3.1. «Краски музыки»

(тембр, регистр). Музыкальный штрих –легато.

Урок

2

1

1

 

3.2. «Выразительность в музыке».  (характер, настроение). Музыкальный штрих - стаккато.

 

Урок

2

1

1

 

3.3.  Изобразительность в музыке». (явления в природе, в окружающей жизни)

Музыкальный интервал.

Урок

2

1

1

 

3.4. «Музыкальные диалоги» (развитие музыки – изменение музыкального образа).

Паузы.

 

Урок

2

1

1

 

3.5. «Форма. Построение музыки». (смена характера, настроения – смена части в произведении.) 

 

Урок

2

1

1

 

3.6. «Путешествие в мир большой музыки».

(Опера. Либретто.)

Урок

2

1

1

 

3.7. «Наши великие «современники».

(творчество Ю. Чичкова, В.Шаинского, Р. Паулса,  Н. Рыбникова  и др.)

 

Урок

2

1

1

 

3.8. Текущий контроль.

 

Контроль­ный урок

2

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Четверть «Музыка – «международный язык чувств!»

 

18

9

9

 

4.1.«Славянская народная музыка» (русская, белорусская, украинская музыка) Длительности в музыке.

Урок

2

1

1

 

4.2.«Закавказская народная музыка» (грузинская, армянская, азербайджанская музыка) Длительности в музыке.

Урок

2

1

1

 

4.3.«Прибалтийская народная музыка» (латвийская, литовская, эстонская музыка) Длительности в музыке.

Урок

2

1

1

 

4.4.«Азиатская народная музыка» (казахская, узбекская, киргизская музыка) Длительности в музыке.

Урок

2

1

1

 

4.5.«Восточная народная музыка» (японская, китайская музыка) Лад – пентатоника.

Урок

2

1

1

 

4.6. «Западная народная музыка» (австрийская, итальянская, французская, испанская музыка) Консонанс. Диссонанс.

Урок

2

1

1

 

4.7.  «Американская народная музыка». Музыкальный ритм – синкопа.

Урок

2

1

1

 

4.8. Итоговый контроль.

Урок-концерт

Контроль­ный урок

2

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

Учебная программа по предмету «Детский музыкальный оркестр»  на 1 год. В распределении учебного материала по четвертям обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.

Содержание учебного предмета «Детский музыкальный оркестр» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.

Годовые требования содержат доступный уровень сложности распределения учебного материала по четвертям обучения, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.

 

 

Распределение учебного материала по четвертям обучения.

Основной уровень сложности:

 

1 четверть

Понятие о музыкальных и шумовых звуках.

Психологическая и мышечная свобода («зажимы»).

Регистр.

Строение ручного аппарата.

Знания о названиях шумовых инструментах и их истории рождения.

Приемы игры на простейших инструментах

Понятие о высоких и низких звуках.

Понятие о коротких и долгих звуках.

Нотная грамота.

Лад - мажор, минор.

Пользоваться инструментами в играх, импровизациях.

Проигрывать ритмический рисунок своего имени, пения птиц,

голосов животных.

 

2 четверть

Понятие паузы в музыкальной и разговорной речи.

Понятие моделирование образа.

Приемы эмоциональной выразительности исполнения.

Пульс, доля (сильная, слабая).

Динамика.

Ритм.

Знания расположения высоких и низких звуков на металлофоне и

характеристику их звучания.

Проявлять творческие способности, применяя музыкальные

инструменты  для изображения того или иного образа, действия или

явления природы.

Подбирать нужные инструменты в соответствии жанровой 

особенностью музыки.     

Придумывать маленькие песенки, построенные на одном звуке на  

предложенный текст.

                               

 

3 четверть

Понятие штрихов в музыке  и в слове.

Смена темпоритма.

Понятие логическая пауза, логическое ударение.

Звукоподражание.

Понятие ритма в музыке и в слове (их  различие и совпадение).

Точно передавать ритмический рисунок попевок хлопками, на

ударных инструментах и на металлофоне.

Приемы эмоциональной выразительности исполнения.

Понятие штрихов в музыке (легато, маркато, стаккато).

Уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной   

фактуре.

Паузы.

Темп.

Тембр.

Опера.

Балет.

Увертюра.

 

4 четверть

Длительности.

Лад – пентатоника.

Консонанс.

Диссонанс.

Ритм – синкопа.

Знания названия инструментов разных народов.

Виды оркестров (народный, симфонический, духовой)

Приемы эмоциональной выразительности исполнения.

Соблюдать  ритмический и динамический ансамбль.

Уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре.

Уметь показывать графику движения мелодии.

Играть индивидуально и в ансамбле по 2-3 человека.

Понимать дирижерский жест, следовать всем указаниям педагога.

 

Формы работы на уроках «Детский музыкальный оркестр»

 

Основные формы работы и виды заданий на уроках служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют навыки инструментального исполнительства, слухового анализа, развитию вокально-хоровых навыков, художественного мышления, эмоционального отклика на произведения искусства. На каждом уроке необходимо использовать разнообразные формы музыкального воспитания, образования и развития: (речевые игры; ритмические игры; пение с ритмическим аккомпанементом; сольное исполнение; игра в ансамбле, в оркестре; озвучивание песен, танцев, маршей, сказок и др.)

Структура занятия может меняться. Это зависит от основной цели его содержания. Нужно помнить о детской психике, которая требует смены впечатлений, а значит надо периодически менять содержание, формы и структуру занятия.

Проводить занятия следует эмоционально и увлекательно. От руководителя требуется хорошее настроение и доброжелательность. Педагог создает такую атмосферу на занятии, при которой дети сами должны быть заинтересованы в «оживлении» музыкальных образов, сами должны захотеть участвовать в музыкальном оркестре. Играя, фантазируя, исполняя музыкальные  произведения, дети шаг за шагом познают мир музыки.

 

Примерная структура урока

1. Речевые игры.

2. Ритмические игры.

3. Пение с аккомпанементом.

4. Игра в оркестре.

5. Озвучивание театральных песен и сказок.

 

Примерный репертуар основных видов деятельности на уроке

 

1. Речевые игры:

·        Игра с именами «Кто ты?»

·        «Здравствуй, клубочек»

·        «Кто у нас хороший» А. Александров

·        «Прятки»

·        «Утята»

·        Игры и именами «Я тебя знаю»

·        «Ниточка с иголочкой»

·        «Отзовись, кого зовут»

·        «Птицы»

·        «Кто в лесу живет?»

·        Игры с именами: «Это Я!», «Давай играть!»

·        Скороговорки

·        «Антошка»

·        «Бармалей»

·        «Убежало молоко»

 

2. Ритмические игры:

·        «Кто как едет?»

·        «Часики»

·        «Игра  с погремушками»

·        «Дождик»

·        «Ку-ку»

·        «Эхо»

·        «Киска» М. Дюбуа

·        «Снежинки – ручейки»

·        «Часы»

·        «Музыкальный ежик»

·        «Три настроения»

·        «Приветствие»

·        Я и мои друзья»

·        «Гроза»

·        «Кораблик»

·        «Круговой танец»

·        «Мы едем, едем, едем»

 

3. Пение с аккомпанементом:

 

·        «У кота воркота» р.н.п.

·        «Гусята» немецкая н.п.

·        «Белочки» муз. З. Левиной

·        «Куда летишь, кукушечка» р.н.п.

·        «Зайчик» укр.н.п.

·        «Где был, Иванушка» р.н.п.

·        «Дон-дон» р.н.п.

·        «Пошла коза по лесу» хороводная

·        «Как на тоненький ледок» р.н.п.

·        «Веснянка» укр.н.п.

·        «Вот какие чудеса» А. Филиппенко

·        «Веселая дудочка» М. Красев

·        «Ходит конь» Муз. Т. Рокитянской

·        «Охотничья шуточная» польская н.п.

·        «Пестрый колпачок» Г. Струве

·        «Солнечная капель» С. Соснина

·        «Музыкальные загадки» В. Агафонников

 

4. Игра в оркестре:

·        «Сорока, сорока» р.н.п.

·        «Полька» М. Глинки

·        «Маленький вальс» Д.Кабалевский

·        «Музыкальная шкатулочка» С. Майкапара

·        «Петушок» р.н.п.

·        «Лисички» укр.н.п.

·        «Андрей-воробей» р.н.п.

·        «Птичьи переклички»

·        «В садике» С. Майкапара

·        «Звенящий треугольник» Р. Рустамова

·        «Лошадка» Потоловского

·        «Ежик» В. Иванникова

·        «Маленькая сказка» С. Майкапара

·        «Неаполитанская песенка» П. Чайковского

·        «Я на горку шла» р.н.п.

·        «Дин-дон» нар. прибаутка

·        «Светит месяц» р.н.п.

 

5. Озвучивание театральных песен и сказок:

·        «Зайка и лиса»

·        «Три медведя»

·        «Теремок»

·        «Гроза»

·        «Осенняя сказка»

·        «Морозко»

·        «Веселые путешественники»

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Детский музыкальный оркестр» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, в области инструментального искусства;

- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, в области исполнительского мастерства;

- наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей;

- наличие умений, способствующих творческой самостоятельности:

- наличие первичных теоретических знаний профессиональной музыкальной  терминологии;

– умение сольфеджировать несложные одноголосные попевки и песни;

- знать элементарные сведения о строении ручного аппарата;

- знать названия шумовых инструментов и их историю рождения;

- владеть приемами игры на простейших инструментах;

- пользоваться инструментами в играх, импровизациях;

- проигрывать ритмический рисунок своего имени, пения птиц,

голосов животных.

- знать расположения высоких и низких звуков на металлофоне и

характеристику их звучания;

- проявлять творческие способности, применяя музыкальные инструменты для изображения того или иного образа, действия или явления природы;

- подбирать нужные инструменты в соответствии жанровой 

особенности музыки; 

- придумывать маленькие песенки, построенные на одном звуке на  

предложенный текст;

- точно передавать ритмический рисунок попевок хлопками, на

ударных инструментах и на металлофоне;

- уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной   

фактуре;

- знать  названия инструментов разных народов;

- знать виды оркестров (народный, симфонический, духовой);

- соблюдать  ритмический и динамический ансамбль;

- уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре;

- уметь показывать графику движения мелодии;

- играть индивидуально и в ансамбле по 2-3 человека;

- понимать дирижерский жест, следовать всем указаниям педагога.

 

 

 

Примерные требования на итоговом уроке в 1 классе

 

Принять участие в итоговом контрольном уроке, который может быть проведен учителем в разных жанрах (урок - концерт, урок -спектакль, урок - музыкальная гостиная, урок - сказка, урок – опера, урок – мюзикл, урок - импровизация, урок - детская сказка, урок - фантазия, урок -творчество). Не зависимо от жанра урока учащийся должен продемонстрировать усвоение основных музыкальных знаний и умений, навыков, приобретенных в течении года:

– умение сольфеджировать несложные одноголосные попевки и песни в пределах первой октавы;

- знать названия шумовых инструментов и их историю рождения;

- владеть приемами игры на простейших инструментах;

- пользоваться инструментами в играх, импровизациях;

- знать расположения высоких и низких звуков на металлофоне и

характеристику их звучания;

- проявлять творческие способности, применяя музыкальные инструменты для изображения того или иного образа, действия или явления природы;

- подбирать нужные инструменты в соответствии жанровой 

особенности музыки; 

- придумывать маленькие песенки, построенные на одном - двух звуках на предложенный текст;

- точно передавать ритмический рисунок попевок хлопками, на

ударных инструментах и на металлофоне;

- уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной   

фактуре;

- знать  названия инструментов разных народов;

- соблюдать  ритмический и динамический ансамбль;

- играть индивидуально и в ансамбле по 2-3 человека;

- понимать дирижерский жест, следовать всем указаниям педагога.

 

 

Методическое обеспечение учебного процесса

Для реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Детский музыкальный оркестр» создано учебно-методическое пособие  Т.А.Поливода: «Музицирование, как одна из форм работы на уроках по дополнительным общеразвивающим программам в области музыкального искусства «Музыка и окружающий мир», «Детский музыкальный оркестр», которое раскрывает значение,  сущность, содержание  игры на детских музыкальных инструментах, а также предлагает пути, методы и задания, которые позволят преподавать уроки сообразно принципам музыкальной  педагогике.

 В этом разделе содержатся методические рекомендации для преподавателей. Рекомендации преподавателям составлены по основным формам работы в классе.

 

1. Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы.

С чего же начинать обучение детей игре на музыкальных инструментах в условиях коллективной формы - урока? Прежде всего, с использования инструментария при исполнении музыки разной жанровой принадлежности, основываясь на игровых приемах включения инструментов в исполнительскую деятельность обучающихся.

На первоначальном этапе освоения различных музыкальных жанров

(марш — детский, сказочный, игрушечный и пр., танец — вальс, полька, менуэт, народная пляска, танец в современных ритмах и пр., песня - колыбельная, шуточная, торжественная и пр.) следует предлагать детям задания, направленные на выбор тембра инструмента, который бы соответствовал характеру и настроению музыки, звучащей на уроке. Так, маршевая музыка в сознании детей, конечно же, ассоциируется со звучанием барабана и трубы. Интонации трубы учащиеся могут исполнять голосом («Та – ра - ра! Ту – ру - ру!») или имитировать ее звучание на воображаемом инструменте. На барабане можно отмечать ритмическую пульсацию музыки, метр (сильную долю такта), характерные ритмические формулы. Примерами маршевой музыки являются марши И.С.Баха из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах», «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П. Чайковского, «Марш» из «детской музыки» С. Прокофьева, «Марш» из цикла «Танцы кукол» Д. Шостаковича, «Смелый наездник» из «Альбома пьес для юношества» Р. Шумана и др.

При наличии в классе одного или нескольких барабанов исполнение метроритмических особенностей маршевой музыки можно поручать поочередно учащимся-солистам. Они будут озвучивать маршевую музыку при входе и выходе из класса, при маршировке детей на месте. Последовательность исполнителей устанавливается педагогом вместе с учащимися, чтобы каждый обучающийся в классе мог побывать в роли барабанщика. Желательно после звучания музыки обсудить с детьми, соответствует ли звучание инструментального сопровождения характеру и настроению пьесы, помогает ли оно, например, более четкой и организованной маршировке всего класса.

Чтобы сочетание движений под марш и звучание барабанов было ритмически организованным, педагог на первом этапе этой работы использует словесные команды, обозначающие начало или конец движения (игры) — «Марш!», «Стоп!», вступление барабанщиков: «Первый — марш!», «Второй — марш!» и т.д.

Усложнение заданий, связанных с исполнением маршевой музыки, обычно направлено на тренировку слухового внимания детей, марширующих и играющих на барабанах: передать смену темпа (быстро, медленно), динамики (громко, тихо), регистра (высокий, средний, низкий) и пр.

По мере развития навыков координации маршевых движений — ног марширующих и рук играющих — следует обращать внимание учащихся на необходимость начала маршировки с левой ноги (руки), одновременной остановки в конце пьесы (услышать «точку» - тонику), а также учить их осмысливать грани простейших музыкальных форм: вступление к маршу исполняет один, первую часть — другой, среднюю — третий, репризу, повторение — четвертый, заключение — пятый ученик и т.п. На первоначальном этапе словесные команды педагога помогут выполнению подобного рода заданий.

Педагогу при организации процесса инструментального музицирования следует помнить о том, что к более сложному этапу работы над произведением можно переходить лишь тогда, когда большинство учащихся освоят приемы игры на инструменте. Нужно постоянно обращать внимание на то, как сидят или стоят дети во время исполнения музыки, точно ли выполняют указания педагога, правильно ли держат инструменты, как извлекают звук, вслушиваются ли в собственное исполнение.

Исполнение маршевой музыки на барабанах может происходить в рамках созданных педагогом игр - композиций, например ролевой игры «Игрушечный парад» на музыку «Марша» Д. Шостаковича, при исполнении песен - маршей (класс — хор, солисты — барабанщики), драматизации сказки (например, барабанный бой сопровождает появление Медведя в русских народных сказках («Колобок», «Теремок») и др.

При исполнении песенной музыки лирического характера из предлагаемых на выбор инструментов (барабан, ложки, бубен, треугольник, металлофон) обучающиеся выбирают тембр треугольника или металлофона. Нужно предложить ребятам вслушаться в голоса этих инструментов, услышать их мягкий «волшебный» тембр, показать, какими приемами извлекается звук, как держат эти инструменты. Треугольник и металлофон рекомендуется применять при озвучивании эмоционально - образных речевых оборотов, задавая детям при этом определенные мелодические и метроритмические формулы: «Груст-но». «Лас-ко-во», «Ве - се- ло»,  «Тре-вож – но», « По- жар!»

Наиболее удобными для музицирования на металлофонах и треугольниках являются пьесы с ярко выраженной мелодией кантиленного характера, спокойным, неторопливым темпом («Колыбельные» В. Моцарта, И. Брамса, Г. Гладкова, М. Кажлаева, Арии из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» И.С.Баха, «Мелодия» А.Рубинштейна, «Грустные песенки» В.Калинникова, П.Чайковского, Г.Свиридова и др.).

При выборе последовательности извлечения звуков на металлофоне нужно определить, какие звуки тонической, субдоминантовой или доминантовой гармонии могут сопровождать звучание пьесы или ее фрагмента. Если возможно деление класса на группы, которые будут исполнять звуки различной гармонической ориентации, то на этом этапе желательно применять запись простейших Партитур.

Танцевальная музыка требует от исполнителей также правильного выбора тембра инструментов. Если озвучивается народная пляска радостного, оживленного характера (русские народные плясовые «Камаринская», «Светит месяц», «Из - под дуба, из под вяза» и др.), то для нее подойдут тембры таких инструментов, как ложки, бубен, румбы. Для того чтобы подчеркнуть сугубо национальный колорит танца, например «Арагонской хоты» М. Глинки, уместно использовать звучание кастаньет. С хрустально - чистым голосом челесты в «Танце Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского хорошо будет сочетаться звучание треугольника.

Какие свойства танцевальной музыки можно выявлять при помощи элементарных музыкальных инструментов? Ритмическую пульсацию, акценты, особенности фразировки (например, чередование коротких и длинных фраз), характерные ритмические рисунки, границы частей музыкальной формы, для детского музицирования, так же как и для других видов музыкально - практической деятельности обучающихся, желательно выбирать пьесы, контрастные по своему содержанию и образно-интонационному строю: лирический вальс и веселую народную пляску, неторопливый менуэт и задорную польку. Обозначенные выше приемы инструментального музицирования можно с успехом использовать и в пьесах, носящих ярко выраженный изобразительный характер («Тамбурин» Ж. Рамо, «Волынка» И. С. Баха, «Полюшко» Л. Книппера, «Кавалерийская» д. Кабалевского).

Эффективность этой работы с детьми зависит от многих факторов: от степени методической подготовленности учителя, его умения подбирать музыкальный материал, разумно встраивать этапы работы над музыкальным произведением в каждом конкретном классе, последовательно формировать навыки индивидуального и коллективного музицирования, комплектовать инструментарий в зависимости от его применения в условиях урочной и внеурочной работы.

Инструментальное музицирование надо сочетать в учебно-воспитательном процессе с другими видами музыкальной деятельности - слушанием музыки, пением, музыкально - ритмическими движениями, изучением элементов музыкальной грамоты.

Успешность инструментального музицирования на уроках даст импульс для продолжения этой работы во внеурочное время, создания детских инструментальных ансамблей, оркестров, которые могут стать украшением любой школы.

Этапы обучения игре на музыкальных инструментах:

·        Слушание инструментального произведения или песни.

·        Анализ средств музыкальной выразительности, определение характера, настроения музыки, музыкального образа произведения.

·        Характеристика тембровой окраски инструментов, исполняющих музыку, выявление особенностей оркестровки.

·        Определение фразировки, логических ударений, которые можно подчеркнуть звучанием инструментов.

·        Прохлопывание ритмического рисунка.

·        Выбор инструментов для шумовой оркестровки.

·        Показ приемов игры на разных инструментах.

·        Объяснение очередности игры каждой группы инструментов.

·        Раздача инструментов детям по оркестровым группам.

·        Исполнение музыкального произведения с использованием шумовых инструментов.

·        Анализ исполнения.

Примеры поэтапного обучения игре на  музыкальных инструментах на протяжении нескольких уроков

«Смелый пилот» Е. Тиличеевой

1.  Программное содержание. Познакомить детей с попевкой. Учить петь мелодию на одном звуке.

Методика проведения. Первоначально попевку исполняет педагог. Дети усваивают ее, прохлопывают ритмический рисунок.

2. Программное содержание. Точно передавать ритмический рисунок попевки.

Методика проведения. Дети исполняют попевку, одновременно прохлопывая ритмический рисунок, затем поочередно играют на ударных инструментах - бубне, трещотке, ложках. Педагог исполняет аккомпанемент.

3.  Программное содержание. Обучать игре на металлофоне. Точно
передавать ритмический рисунок.

Методика проведения. Педагог предлагает детям вспомнить попевку и пропеть ее. Педагог выкладывает карточками  ритмический рисунок попевки, исполняет ее на металлофоне. При этом обращает внимание детей на положение молоточка в руке, указывает, на какой пластинке следует играть. Дети поочередно исполняют (двое - трое детей), вся группа поет.

4.   Программное содержание. Учить детей правильным приемам
звукоизвлечения, точно передавать ритмический рисунок.

Методика проведения. Педагог играет знакомую попевку на металлофоне, дети должны ее узнать. Затем дети исполняют ее поочередно. Если кто-то затрудняется, педагог приходит на помощь. Дети получают домашнее задание.

5.   Программное содержание. Правильно передавать в игре на
металлофоне ритмический рисунок. Учить играть ансамблем.

Методика проведения. Ребенок исполняет попевку на металлофоне с музыкальным сопровождением. Вся группа пропевает ее. Повторное исполнение на металлофоне сопровождается игрой на различных ударных инструментах.

6.  Программное содержание. Осваивать навыки совместной игры на металлофонах. Одновременно начинать и заканчивать игру.

Методика проведения. Педагог предлагает сыграть попевку двум детям поочередно. Если исполнение обоих будет верным, дети повторяют ее одновременно (металлофоны расположены на специальных подставках или небольших столиках).

Обращается внимание детей на необходимость слышать друг друга и музыкальное сопровождение. Дети исполняют попевку дважды. Затем вызываются другие ребята. Они также вначале исполняют попевку поочередно, затем играют вместе. Ребята получают задание поиграть ансамблем в группе.

7.  Программное содержание. Осваивать навыки совместной игры на двух металлофонах. Придерживаться общего темпа.

Методика проведения. Дети играют знакомую попевку на двух металлофонах. Если мелодия исполняется без ошибок, можно предложить сыграть ее одновременно на четырех инструментах. Остальные пропевают попевку, передавая в хлопках ее ритмический рисунок.

На последующих уроках можно повторять попевку в исполнении ансамбля (три - четыре металлофона, ударные инструменты - бубен, трещотки, колотушки, коробочки и др.). Детям предлагается играть попевку самостоятельно в свободное от уроков время.

«Дождик» (русская народная мелодия)

1. Программное содержание. Учить детей петь мелодию, построенную на двух звуках. Правильно передавать ритмический рисунок.

Методика проведения. Дети слушают попевку в исполнении педагога, который обращает внимание ребят на легкое звучание, вступление фортепианной партии. Ребята поют попевку, передают хлопками ее ритмический рисунок.

2. Программное содержание. Осваивать навыки игры на металлофоне на двух звуках. Развивать звуковысотный слух.

Методика проведения. Дети поют попевку, одновременно показывая высоту звуков движением руки. При повторном исполнении группа детей передает ритмический рисунок попевки на бубне, трещотке, барабане. Затем педагог играет мелодию на металлофоне, обращая внимание детей на пластинку, с которой начинается мелодия. Детям предлагают отсчитать шестую пластинку от начала и начать игру. Если ребенок затрудняется, педагог помогает ему.

3.    Программное содержание. Осваивать приемы правильного
звукоизвлечения. Развивать самостоятельность детей.

Методика проведения. Дети поочередно исполняют знакомую мелодию на металлофоне с фортепианным сопровождением. Педагог обращает внимание ребят на вступление. Добивается чистого звучания.

4.  Программное содержание. Закреплять у детей навык 

совместной игры, развивать чувство ритма.

Методика проведения. Дети, прослушав вступление, поочередно исполняют мелодию на металлофоне (два - три раза). Затем один ребенок подыгрывает на треугольнике, ударяя палочкой в конце каждой музыкальной фразы, изображая капельки дождя. Обратить внимание детей на заключительную часть фортепианного исполнения.

5.    Программное содержание. Продолжать осваивать навыки
совместной игры.

Методика проведения. Двое детей поочередно исполняют на металлофоне знакомую мелодию. Если ошибки не допускаются, они играют ее одновременно на двух металлофонах. Обращается внимание детей на одновременное начало после вступления. Мелодия исполняется два - три раза разными детьми.

6.  Программное содержание. Учить детей играть ансамблем.
Методика     проведения.     Дети     исполняют     знакомую

 мелодию одновременно на двух - трех металлофонах, остальные подпевают попевку. Педагог исполняет аккомпанемент.

7.   Программное содержание. Продолжать учить совместной игре.
Одновременно начинать и заканчивать мелодию.

Методика проведения. Педагог предлагает детям исполнить мелодию попевки на трех-четырех инструментах с аккомпанементом. Обращает их внимание на одновременное начало после вступления, остальные дети пропевают попевку.

8.  Программное содержание. Осваивать навыки совместной игры,
развивать творческую активность.

Методика проведения. Педагог исполняет мелодию на металлофоне, дети определяют ее. Затем играют на нескольких металлофонах, двое - трое ребят подыгрывают на треугольниках, изображая капельки дождя, остальные дети пропевают попевку. К игре на музыкальных инструментах привлекаются малоактивные ребят.

«Гори ясно» (русская народная мелодия)

1.  Программное содержание. Познакомить детей с песней. Учить
правильно передавать ее ритмический рисунок.

Методика проведения. Педагог исполняет песню с музыкальным сопровождением. Дети усваивают мелодию, запоминают слова, пропевают, прохлопывая ритмический рисунок мелодии.

2. Программное содержание. Точно передавать ритмический рисунок на ударных инструментах.

Методика проведения. Дети исполняют песню с музыкальным сопровождением, показывая рукой высоту звуков. Группа ребят передает ритмический рисунок мелодии на бубнах, барабане, коробочках. Песня повторяется два - три раза.

3. Программное содержание. Продолжать осваивать навыки игры на металлофоне.

Методика проведения. Музыкальный руководитель исполняет попевку на металлофоне, указывая пластинки, на которых следует играть мелодию (ля - ми). Они отмечены цветными кружочками, если пластинки нецветные. Во время игры детей следит за правильным положением молоточка в руке. Если ребенок ошибается, педагог помогает ему (просит пропеть песню, прохлопать ритмический рисунок и после этого повторить мелодию на металлофоне). Так опрашиваются двое-трое детей.

4.    Программное содержание. Осваивать приемы правильного
звукоизвлечения, развивать самостоятельность.

Методика проведения. Дети пропевают песню с музыкальным сопровождением. Педагог просит ребенка отсчитать на металлофоне шестую пластинку и играть с нее знакомую мелодию. Педагог играет аккомпанемент, остальные дети пропевают песню.

5. Программное содержание. Осваивать навыки игры на металлофоне, точно передавать ритмический рисунок.

Методика проведения. Педагог предлагает определить по мелодии знакомую песню. Затем дети поют ее, одновременно группа ребят передает ритмический рисунок мелодии на трещотках, деревянный ложках, коробочках. Двое - трое детей исполняют мелодию на металлофоне, педагог аккомпанирует на фортепиано.

6. Программное содержание. Осваивать навыки совместной игры.
Методика    проведения.    Педагог предлагает

исполнить мелодию на металлофонах поочередно двум детям. Если они играют без ошибок, можно повторить игру одновременно на двух инструментах. Педагог обращает внимание на то, чтобы дети прислушивались к музыкальному сопровождению, игре товарища.

7. Программное содержание. Учить играть ансамблем.

Методика проведения. Дети исполняют мелодию песни на двух-трех металлофонах. Если кто-либо ошибается, то проигрывает мелодию отдельно.

8.   Программное содержание. Осваивать навыки совместной игры.
Развивать творческую активность, соблюдать общую динамику.

Методика проведения. Дети определяют песню по ритмическому рисунку, исполненному на бубне. Затем поют ее с аккомпанементом. Трое - четверо детей исполняют мелодию на металлофонах, несколько ребят передают ритмический рисунок на бубнах, коробочке, трещотках, ложках. Педагог обращает внимание детей, когда следует играть тихо и когда громко.

 

«Светит солнышко» (русская народная мелодия)

1.  Программное содержание. Познакомить детей с песней, развивать чувство ритма.

Методика проведения. Педагог исполняет песню с музыкальным сопровождением, предлагает детям спеть ее. Повторное исполнение сопровождается ритмическими хлопками.

2. Программное содержание. Чисто интонировать мелодию, развивать звуковысотный слух.

Методика проведения. Дети пропевают песню сначала с музыкальным сопровождением, затем без него. Показывают рукой высоту звуков. При повторном исполнении подгруппа детей передает ритмический рисунок на палочках.

3.  Программное содержание. Осваивать навыки игры на металлофоне, правильно передавать ритмический рисунок.

Методика проведения. Педагог исполняет мелодию на металлофоне, дети определяют ее. Затем, ребята пропевают песню, выкладывают ритмический рисунок (коротких и долгих звуков) карточками на парте. Педагог предлагает кому-либо из детей сыграть мелодию на металлофоне, указывая пластинку, с которой следует начать. Если ребенок ошибается, педагог  приходит ему на помощь. Песня повторяется другим ребенком.

4.    Программное содержание. Осваивать приемы правильного
звукоизвлечения.

Методика проведения. Дети поочередно проигрывают мелодию знакомой песни, одновременно пропевая ее. Педагог учит их опускать молоточек по центру пластинок, не задевая соседние.

5.    Программное содержание. Учить детей совместной игре,
одновременно начинать и заканчивать исполнение.

Методика   проведения.   Сначала   дети   играют   мелодию   песни  

на металлофоне   поочередно.   Затем   исполняют   ее   одновременно   на  двух инструментах.

6.   Программное содержание. Осваивать навыки совместной игры,
развивать чувство ритма.

Методика проведения. Педагог предлагает исполнить мелодию одновременно двум - трем детям. Остальные поют, прохлопывают ритмический рисунок мелодии. Затем песню исполняют другие ребята.

7. Программное содержание. Учить детей играть ансамблем.
Методика  проведения.   Дети исполняют мелодию песни на

трех- четырех металлофонах. Группа детей передает ритмический рисунок на палочках, ложках, остальные поют.

8.   Программное содержание. Закрепить навыки совместной игры.
Активизировать самостоятельную деятельность.

Методика проведения. Двое - четверо детей исполняют мелодию на металлофонах, остальные передают ритмический рисунок на ударных инструментах (выбираются по желанию). С каждым новым исполнением состав детей меняется.

«Звенящий треугольник» Р. Рустамова

1.  Программное содержание. Познакомить детей с пьесой. Учить
воспринимать ее ритмичный характер.

Методика проведения. Педагог предлагает детям прослушать новую пьесу. Поясняет ее название, раскрывает характер, уточняет темп. Затем исполняется вновь, с сопровождением треугольник, еще раз уточняет название пьесы.

2. Программное содержание. Учить детей воспринимать ритмический рисунок пьесы.

                 Методика проведения. Исполнение пьесы на фортепиано и треугольнике. Дети вспоминают ее название. При повторном исполнении педагог обращает внимание на ритмический рисунок, передаваемый на треугольнике, предлагает детям прохлопать его.

3. Программное содержание. Развивать у детей чувство ритма.
Методика проведения. Взрослые исполняют пьесу, а дети передают

хлопками ритмический рисунок одновременно со звучанием треугольника. Повторяется дважды.

4. Программное содержание. Осваивать навыки игры на треугольнике. Правильно передавать ритмический рисунок.

Методика проведения. Дети слушают пьесу в исполнении взрослых, передают хлопками ее ритмический рисунок. Затем педагог напоминает приемы правильного звукоизвлечения на треугольнике, уточняя: «Треугольник следует держать в левой руке, ударять палочкой по середине его горизонтальной части. Звук должен быть легким и коротким». Педагог предлагает ребенку сыграть на треугольнике и передать ритмический рисунок пьесы.

5.    Программное содержание. Осваивать приемы правильного
звукоизвлечения, развивать чувство ритма.

Методика проведения. Педагог исполняет пьесу на фортепиано. При повторной игре ребенок исполняет ритмический рисунок самостоятельно на треугольнике. Педагог следит за правильным положением инструмента в его руках.

6. Программное содержание. Осваивать навыки игры на

треугольнике.
          Методика   проведения.   Дети   поочередно   передают   ритмический рисунок     на     треугольнике.     Педагог исполняет фортепианное сопровождение. Пьеса повторяется два-три раза.

7. Программное содержание. Осваивать навыки игры ансамблем.

Методика проведения. Двум - трем детям предлагают одновременно играть на треугольниках, прислушиваться друг к другу. Педагог исполняет фортепианное сопровождение. Пьеса повторяется несколько раз с другими детьми.

8. Программное содержание. Закреплять навыки совместной игры в ансамбле.

Методика проведения. Четверо - пятеро детей играют на треугольниках. Педагог исполняет фортепианное сопровождение. Другой подгруппе ребят предлагают бубен, барабан, деревянные ложки (инструменты дети выбирают по желанию). Дети играют ансамблем.

Создание такого ансамбля доставляет детям радость, побуждает их к самостоятельному творчеству.

 

 

 

 


 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

 

 

1.     Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – СПб.: Речь, 2008. – 174 с.

2.     Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

3.     Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. – М.: АСТ, 2001. – 211 с.

4.     Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Феникс, 2008. – 217 с.

5.     Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А. –2-е изд. – М.: Владос, 2007. – 148 с.

6.     Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста». – М., ВЛАДОС, 2000. – 206 с.

7.     Комарова Т.С. Дети в мире творчества – М.: Астрель, 2005. – 134 с.

8.     Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 2007. – 119 с.

9.     Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990. –  94с.

10. Кононова Н.Г. “Музыкально-дидактические игры для дошкольников”.-М., 1982. - 250 с.

11. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2000. – 119 с.

12. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СП6, 2005. - с. 384.

13. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. колледжей.  - М.,  1994. – 223 с.

14. Тютюнникова Т. Э. Оркестровый урок // Музыкальный руководитель. – 2008. - № 9. 30 с.

15. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 2007. - №5. 210 с.

16. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Ред.-сост. Л.А. Боренбойм. – М, 1978. – 132  с.

 

Интернет - ресурсы

  1.  «Дошкольная педагогика». http://www.doshped.ru
  2. «Воспитатель ДОУ». http://doshkolnik.ru
  3. «Детский сад от А до Я».— http://detsad-journal.narod.ru
  4. «Воспитание дошкольника».  — http://dovosp.ru
  5. Портал "Сеть творческих учителей"  http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com
  6. Музыка в школе  http://www.art-in-school.ru/music/index.php?page=00
  7. Музыкальная палитра  http://www.muspalitra.ru/
          

 

  1. Скачано с www.znanio.ru

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

Печатается по решению ПЦК дисциплин профессионального цикла

Печатается по решению ПЦК дисциплин профессионального цикла

Программа по дополнительному образованию обучающихся

Программа по дополнительному образованию обучающихся

Уроки по данной программе включает в себя следующие виды деятельности: · речевые игры; · ритмические игры; · пение с ритмическим аккомпанементом; · сольное исполнение; ·…

Уроки по данной программе включает в себя следующие виды деятельности: · речевые игры; · ритмические игры; · пение с ритмическим аккомпанементом; · сольное исполнение; ·…

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной интонации, памяти, музыкального мышления, интереса к урокам, эмоционального отклика на музыку

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной интонации, памяти, музыкального мышления, интереса к урокам, эмоционального отклика на музыку

Четверть «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

Четверть «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

Музыкальные диалоги» (развитие музыки – изменение музыкального образа)

Музыкальные диалоги» (развитие музыки – изменение музыкального образа)

Американская народная музыка».

Американская народная музыка».

Пульс, доля (сильная, слабая).

Пульс, доля (сильная, слабая).

Играть индивидуально и в ансамбле по 2-3 человека

Играть индивидуально и в ансамбле по 2-3 человека

Птицы» · «Кто в лесу живет?» ·

Птицы» · «Кто в лесу живет?» ·

Охотничья шуточная» польская н

Охотничья шуточная» польская н

Примерные требования на итоговом уроке в 1 классе

Примерные требования на итоговом уроке в 1 классе

Методическое обеспечение учебного процесса

Методическое обеспечение учебного процесса

На первоначальном этапе освоения различных музыкальных жанров (марш — детский, сказочный, игрушечный и пр

На первоначальном этапе освоения различных музыкальных жанров (марш — детский, сказочный, игрушечный и пр

На первоначальном этапе словесные команды педагога помогут выполнению подобного рода заданий

На первоначальном этапе словесные команды педагога помогут выполнению подобного рода заданий

Партитур. Танцевальная музыка требует от исполнителей также правильного выбора тембра инструментов

Партитур. Танцевальная музыка требует от исполнителей также правильного выбора тембра инструментов

Этапы обучения игре на музыкальных инструментах: ·

Этапы обучения игре на музыкальных инструментах: ·

Если кто-то затрудняется, педагог приходит на помощь

Если кто-то затрудняется, педагог приходит на помощь

Если ребенок затрудняется, педагог помогает ему

Если ребенок затрудняется, педагог помогает ему

Программное содержание. Точно передавать ритмический рисунок на ударных инструментах

Программное содержание. Точно передавать ритмический рисунок на ударных инструментах

Светит солнышко» (русская народная мелодия) 1

Светит солнышко» (русская народная мелодия) 1

Звенящий треугольник» Р. Рустамова 1

Звенящий треугольник» Р. Рустамова 1

Программное содержание. Закреплять навыки совместной игры в ансамбле

Программное содержание. Закреплять навыки совместной игры в ансамбле

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ 1

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ 1

Портал "Сеть творческих учителей" http://www

Портал "Сеть творческих учителей" http://www
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2021