МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ДОСУГ»
Принята на заседании методсовета Протокол № ____ от «____» ________ 2023_ года |
Утверждаю Директор МБУ ДО ЦВР «Досуг» ____________ Чеметева М.С. Приказ № ___ от «___» _____ 2023года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Направленность: социально-педагогическая
«По дороге к знаниям»
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированная
Тип программы: разноуровневая
Возраст учащихся: от 5,5 до 7 лет
Срок реализации: 1 год – 72 часа
Форма обучения: очная
Условия реализации: социальный сертификат
Разработчик:
Ильина Вера Александровна,
педагог дополнительного образования
Ростов-на-Дону
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
2.2. Формы контроля и аттестации
2.3. Оценочные материалы
2.4. Методическое обеспечение
2.5. Список литературы, используемой при составлении программы
Приложения
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «По дороге к знантям» реализуется в рамках социально-гуманитарной направленности.
Данная программа способствует развитию личности, социализации, общению, раскрытию возрастного потенциала обучающихся дошкольного возраста. Формированию у них более высокого уровня познавательного и личностного развития.
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «По дороге к знаниям» разработана в соответствии с учетом:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», ст.2, п.9; с изменениями, вст. в силу 25.07.2022); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказа министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ»; Национального проекта «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16); Областного Закона Ростовской области от 14.11. 2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);
- Методическими рекомендациями Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Института развития образования Ростовской области по оформлению и подготовке дополнительных общеобразовательных программ к прохождению процедуры независимой оценки качества для включения в реестр сертифицированных программ, 2023 г.;
- Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Пролетарского района города Ростова-на-Дону «Центр внешкольной работы «Досуг»;
- Лицензии МБУ ДО ЦВР «Досуг» на образовательную деятельность.
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности обучающихся дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Рабочая программа «По дороге к знаниям» для обучающихся 5,5-7 лет осуществляет преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Программа направлена на создание условий для успешной адаптации и для выравнивания стартовых возможностей обучающихся. Она ориентирована не на уровень знаний, а на потенциальные возможности дошкольников, на «зону ближайшего развития», на создание условий для включения детей в новые социальные формы общения; готовит к переходу от игровой деятельности к учебной , рассчитана для детей 6-7 летнего возраста.
Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования.
В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей дошкольников, дается распределение учебных часов .
Актуальность данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Программа способствует развитию потенциальных возможностей обучающихся посредством овладения им УУД, предложенными федеральными государственными стандартами начального общего образования.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена психофизиологическими особенностями старшего дошкольного возраста. С одной стороны, ведущим видом деятельности для дошкольника остаётся игра. С другой стороны, перед педагогом стоит задача максимально подготовить ребёнка к последующему школьному обучению и сформировать определённый навык анализа и логики.
Отличительные особенности программы – программа «По дороге к знаниям» носит развивающий характер, не допускающий дублирования образовательных программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует на развитие потенциальных возможностей обучающихся; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности.
Адресат программы – учащиеся 5,5-7 лет, том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Занятия проводятся в группах и подгруппах для дошкольников, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Зачисление осуществляется по заявлению родителей (законных представителей).
Наполняемость в группах составляет 12-15 человек.
Режим занятий -2 раза в неделю по 1 академическому часу с сентября по май.
Программа рассчитана на 1 год обучения -72 часа.
Форма реализации программы-традиционная, с использованием электронного обучения.
Форма обучения очная. Игры и продуктивная деятельность, творческая деятельность, конструирование, моделирование, индивидуальная работа, работа в группах, парах.
Тип занятий-комбинированный
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы
Основная цель программы «По дороге к знаниям» – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Практическая подготовка детей к обучению чтению, письму и усовершенствование устной речи.
Задачи:
Воспитательные:
· Воспитывать усидчивость, организованность, самостоятельность;
· Формировать культуру общения друг с другом.
Образовательные задачи (предметные):
Развивающие:
· Прививать ответственное отношение к учебе;
· Активизировать творческий потенциал;
· Развивать умение и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;
· Развивать память, мышление, воображение.
Содержание программы
№ п/п |
|
|
Количество часов |
|
Форма контроля, аттестации |
Теория |
Практика |
Всего |
|||
1 |
Вводное занятие. Диагностика Инструктаж по ТБ |
1 |
1 |
2 |
Тестирование |
2 |
Гласные звуки |
4 |
12 |
16 |
Наблюдение.Опрос |
3 |
Согласные звуки |
4 |
18 |
22 |
Наблюдение.Опрос |
4 |
Слово. Слог |
2 |
4 |
6 |
Беседа |
5 |
Предложения |
2 |
4 |
6 |
Тест |
6 |
Звуковой разбор слова |
6 |
12 |
18 |
Практика |
7 |
Заключительное занятие. Диагностика |
|
2 |
2 |
Фронтальное обследование |
Итого: |
19 |
53 |
72 |
|
Модуль «От А до Я»
Вводное занятие – Диагностика и инструктаж см. в Приложении
Тема 1. Гласные звуки. Формирование представлений о гласных звуках. Знакомство с гласными звуками. Уточняется, что гласные звуки легко петь и тянуть. Описание артикуляции звука. Нахождение гласных звуков в названиях картинок. Дружные звуки. Йотированные буквы. Звуковые схемы.
Тема 2. Согласные звуки. Отличие согласных звуков от гласных. Понятие «твердые» и «мягкие» согласные. Цветовое обозначение твердых и мягких согласных. Понятие «слог». Чтение слогов. Звонкие и глухие согласные. Знакомство со свистящими согласными. Знакомство с шипящими согласными звуками. Знакомство с графическим изображением звуков
Тема 3. Слово. Слог. Теория. Знакомство со слогами. Знакомство со словом. Знакомство с предложением. Практика. Игра «Грамотейка», Упражнения на совершенствование слухового и фонематического восприятия. Игра «Незнайка».
Тема 4. Предложения.
Тема 5. Звуковой разбор слова. Звуковой анализ слова. «На что похожи буквы» (Рисование букв). Работа на магнитной доске.
Заключительное занятие -праздничное мероприятие с родителями Родительское собрание. Подведение итогов деятельности за год обучения.
Планируемые результаты
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты
Ребенок научится:
-различать на слух и в произношении все звуки родного языка;
-определять место звука в слове и соотносить их с буквами;
-знать буквы русского алфавита;
-понимать и использовать в речи термины «звук», «буква», «слог»,
«предложение»;
-различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки, обозначать их на схеме соответствующим цветом;
-определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
-писать слова, предложения условными обозначениями;
-внимательно слушать литературные произведения;
-называть персонажей,
-основные события;
-отвечать на вопросы учителя по содержанию,
-делать элементарные выводы;
-пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
-составлять элементарный рассказ по серии картинок;
-обсуждать нравственные стороны поступков людей;
-участвовать в коллективных разговорах;
-использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки , положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Кадровое обеспечение реализации программы
для реализации дополнительной общеобразовательной программы необходим педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием.
Материально-технические оснащение.
- оборудование учебного кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов и т.п.);
- технические средства обучения (компьютер, ксерокс или МФУ, принтер, мультимедиа-проекторы, и т.п.);
- материалы, необходимые для занятий: 12 цветные карандаши, простой карандаш, ластик, ручка. Рабочие тетради, прописи.
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия различных видов.
Виды дидактических материалов:
¾ объёмный (мяч, игрушки и т.п.); |
¾ схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, рисунки, плакаты, таблицы и т.п.); |
¾ картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, слайды, транспаранты, фотоматериалы и др.); |
¾ звуковой (аудиозаписи, песни, видеоматериалы) |
¾ смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.); |
¾ дидактические пособия (карточки, флепбуки, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.); |
¾ аннотация, бюллетень, статья, реферат, доклад и др. |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
п/п |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Время проведения |
Форма занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1. |
|
Вводное занятие Цели и задачи обучения. Инструктаж по ТБ |
1 |
|
Игра |
К.Мужество |
Инструктаж по ТБ. Диагностика |
2. |
|
Диагностика |
1 |
|
Тестирование |
|
Практическая работа |
3. |
|
Гласные буквы |
1 |
|
Игра |
|
Беседа.Опрос |
4. |
|
Слова, буквы и звуки |
1 |
|
Диалог |
|
Практическая работа |
5. |
|
Звуки и буквы |
1 |
|
Беседа.
|
|
Исследовательская работа |
|
|
Звук [ А ] |
1 |
|
Беседа |
|
НаблюдениеОпрос |
6. |
|
Звук [ У ] |
1 |
|
Занятие-игра |
|
Беседа |
7. |
|
Составление предложений по картинкам. |
1 |
|
работа по образцу |
|
Практика |
8. |
|
Звук [ 0 ] |
1 |
|
упражнения |
|
Тест |
9. |
|
Звук [И ]. Ребусы. |
1 |
|
упражнения |
|
Исследовательская работа |
10. |
|
Звук [ы]. Ребусы. |
1 |
|
Обмен знаниями |
|
Практика |
11. |
|
Гласные звуки. Закрепление |
1 |
|
Олимпиада |
|
Практика |
12. |
|
Согласный звук [ М ] |
1 |
|
Игра |
|
Опрос |
13. |
|
Звук [ Н ] |
1 |
|
беседа |
|
Наблюдение.Опрос |
14. |
|
Слово. Слог |
1 |
|
упражнения |
|
Практика |
15. |
|
Звук [ С ] |
1 |
|
Занятие-игра |
|
Фронтальное обследование |
16. |
|
Звук [Т] |
1 |
|
Занятие-игра |
|
Практическая работа |
17. |
|
Предложения. |
1 |
|
упражнения |
|
Беседа.Опрос
|
18. |
|
Твёрдый и мягкий звук [ К ].
|
1 |
|
упражнения |
|
Практика |
19. |
|
Звуковой разбор слова |
1 |
|
упражнения |
|
Наблюдение.Опрос |
20. |
|
Твёрдый и мягкий звук [Л].
|
1 |
|
беседа |
|
Наблюдение.Опрос |
21. |
|
Твёрдый и мягкий звук [Р].
|
1 |
|
беседа |
|
Практика |
22. |
|
Твёрдый и мягкий звук [В].
|
1 |
|
Занятие-игра |
|
Фронтальное обследование |
23. |
|
Звуковой разбор слова
|
1 |
|
Занятие-игра |
|
Беседа. Опрос |
24. |
|
Твёрдый [ Ш].
|
1 |
|
беседа |
|
Практика |
25. |
|
Звуковой разбор слова
|
1 |
|
беседа |
|
Исследовательская работа |
26. |
|
Твёрдый и мягкий звук [ П] |
1 |
|
Занятие-игра |
|
Наблюдение |
27. |
|
Буква Е |
1 |
|
упражнения |
|
Беседа |
28. |
|
Твёрдый и мягкий звук [ З ]
|
1 |
|
Игра |
|
Тест |
29. |
|
Твёрдый и мягкий звук [Б]
|
1 |
|
Занятие-игра |
|
Практич.работа |
30. |
|
Твёрдый и мягкий звук [Д]
|
1 |
|
упражнения |
|
Исследовательская работа |
31. |
|
«Заколдованная буква» Разбор рассказа. |
1
|
|
упражнения |
|
Практическая работа |
32. |
|
Звуковой разбор слова |
1 |
|
практика |
|
Наблюдение |
33. |
|
Гласная Я. Инструктаж по ТБ |
1 |
|
упражнения |
|
Наблюдение.Опрос |
34. |
|
Мягкий звук [ Ч ] |
1 |
|
беседа |
|
Тест |
35. |
|
Твёрдый и мягкий звук |
1 |
|
упражнения |
|
Практика |
36. |
|
Твёрдый звук [Ж] |
1 |
|
беседа |
|
Исследовательская работа |
37. |
|
Чтение текста. Пересказ. |
1 |
|
Практика |
|
Беседа. Опрос |
38. |
|
Дружные звуки. Буква Ё |
1 |
|
Игра |
|
Практика |
39. |
|
Твёрдый и мягкий звук [Х] |
1 |
|
упражнения |
|
Исследовательская работа |
40. |
|
Буква Ю |
1 |
|
упражнения |
|
НаблюдениеОпрос |
41. |
|
Мягкий звук Й |
1 |
|
Игра |
|
Тест |
42. |
|
Пересказ текста |
1 |
|
упражнения |
|
Практика |
43 |
|
Чтение |
1 |
|
практика |
|
Исследовательская работа |
44 |
|
Звуковой разбор слова |
1 |
|
Игра |
|
Практика |
45 |
|
Звуковой разбор слова |
1 |
|
Игра |
|
Практика |
46 |
|
Мягкий звук [ Щ]. |
1 |
|
упражнения |
|
Исследовательская работа |
47 |
|
Твёрдые и мягкие звуки [ Ф ] |
1 |
|
беседа |
|
Наблюдение.Опрос |
48 |
|
Звуковой разбор слова |
1 |
|
Игра |
|
Тест |
49 |
|
Чтение слогов. Пересказ.
|
1 |
|
упражнения |
|
Практика |
50 |
|
Гласная Э |
1 |
|
практика |
|
Фронтальное обследование |
51 |
|
Гласные звуки |
1 |
|
беседа |
|
Исследовательская работа |
52 |
|
Закрепление гласных букв и звуков |
1 |
|
Игра |
|
Практическая работа |
53 |
|
Звук.разбор слова |
1 |
|
практика |
|
Исследоват. работа |
54 |
|
Звуковой разбор слова |
1 |
|
беседа |
|
Беседа |
55 |
|
Звуковой разбор слова
|
1 |
|
упражнения |
|
НаблюдениуОпрос |
56 |
|
Согласные буквы и звуки. Закрепление |
1 |
|
практика |
|
Практика |
57 |
|
Звуковой разбор слова |
1 |
|
упражнения |
|
Практическая работа |
58 |
|
Закрепление. Алфавит.
|
1 |
|
Игра |
|
Исследовательская работа |
59 |
|
Звуковой разбор слова |
1 |
|
практика |
|
Практическая работа |
60 |
|
Звуковой разбор слова |
1 |
|
Игра |
|
Исследовательская работа |
61 |
|
Звуковой разбор слова |
1 |
|
практика |
|
тест |
62 |
|
Звуковой разбор слова |
1 |
|
Игра |
|
Наблюдение.Опрос |
63 |
|
Чтение текстов. Пересказ |
1 |
|
упражнения |
|
Наблюдение.Опрос |
64
|
|
Твёрдые и мягкие звуки |
1 |
|
беседа |
|
Тест |
65
|
|
Твёрдый звук [ Ц ]. |
1 |
|
упражнения |
|
Фронтальное обследование |
66
|
|
Мягкий знак |
1 |
|
упражнения |
|
Исследовательская работа |
67
|
|
Твёрдый знак |
1 |
|
практика |
|
Практика |
68 |
|
Шипящие согласные звуки |
1 |
|
Игра |
|
Практика |
69
|
|
Мягкий знак после согласного |
1 |
|
практика |
|
Тест |
70
|
|
Твёрдый знак после согласного |
1 |
|
беседа |
|
Наблюдение.Опрос |
71
|
|
Чтение текстов. Ответы на вопросы. |
1 |
|
Обмен знаниями |
|
Тест |
72 |
|
Итоговая диагностика лингвистических способностей |
1 |
|
Практика |
|
Фронтальное обследование |
Всего |
|
|
72 ч |
|
|
|
|
Воспитательное дело в каникулярное время включает проведение праздников Осень, День Матери, Новый год, Масленица, а также обеспечение гражданско-патриотического воспитания и вовлечение в практику на Празднике Белых журавлей, Освобождение Ростова –на-Дону, День Победы. Активно используется в воспитательных целях участие в различных мероприятиях, конкурсах и олимпиадах с представителями общественных объединений и родителями (совместные праздники, изготовление поделок и т.п.)
Формы контроля и аттестации
• Текущий контроль – осуществляется на каждом занятии (наблюдение, анализ практически упражнений, опросы, конкурсы).
• Промежуточный контроль – в конце 1 полугодия проводится тестирование, по результатам которого педагог проводит анализ уровня обученности. Кроме того, учитываются результаты текущей диагностики – выполнение творческих заданий, ответы на занятиях, участие в конкурсах
· Итоговый контроль-по окончанию обучения – анализ проводится с учетом результатов промежуточной диагностики и выявляется динамика уровня обученности каждого учащегося, итоговый уровень сформированности у них универсальных учебных действий.
По окончании программы проводится оценка уровня освоения программы в целом.
.
· Фото и видеоотчёты перед родителями по итогам каждого раздела занятий и в конце учебного года.
· Участие в районных, городских и областных конкурсах олимпиадах и викторинах
Формы и примерное содержание входного, текущего и итогового контроля.
В качестве входного контроля учащимся предлагается ряд заданий, позволяющих выявить начальный уровень подготовки в области математических и лингвистических способностей.
По итогам изучения каждого раздела проводится оценивание результатов деятельности участников в форме игры-тестирования.
Для текущего контроля организуются коллективные олимпиады и конкурсы с помощью интернет-платформ (учи.ру- срезы знаний). Обсуждение выполнения заданий проводится коллективно.
Итоговой формой контроля по программе является тестирование по готовности к школе по всем направлениям.
Виды контроля, которые позволяют определить степень достижения планируемых результатов освоения программы:
Предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения программы). Проводится в начале года в виде входного тестирования с элементами познавательной викторины «Скоро в школу».
Текущий контроль (отслеживание активности обучающихся в выполнении ими проверочных работ).
Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков на последнем занятии) - тестирование, викторины, беседы, срезы знаний, опрос, праздник.
Диагностика результативности и качества образовательного процесса
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия учащихся в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, конкурсах), и т.п.;
- мониторинг.
Оценочные материалы
Диагностический инструментарий:
Диагностика результативности воспитательного образовательного процесса по программе выделяются в качестве основных пять показателей:
1. Качество знаний, умений, навыков.
2. Особенности мотивации к занятиям.
3. Познавательная активность.
4. Достижения
Для характеристики каждого показателя разработаны критерии по четырѐм уровням дополнительного образования в соответствии со следующей моделью:
Первый уровень – подготовительный;
Второй уровень – начальный;
Третий уровень – освоения;
Четвертый уровень – совершенствования.
Критерии оценки.
Методическое обеспечение
Материально-технические условия реализации программы.
- оборудование учебного кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);
- технические средства обучения (компьютер, микрофоны принтер, мультимедиа-проекторы, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.);
- материалы, необходимые для занятий: ватман, цветная бумага, ткани, нитки, фурнитура, клей, краски и другие материалы и т.п.;
- наличие подсобного помещения (костюмерная)
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия различных видов.
Виды дидактических материалов:
¾ объёмный (мяч); |
¾ схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, рисунки, плакаты, и т.п.); |
¾ картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, флепбуки, фотоматериалы и др.); |
¾ звуковой (аудиозаписи, физминутки); |
¾ смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.); |
¾ дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.); |
Литература
Список литературы для педагога
1. Айзман Р.И., Великанова Л.K., Жарова Г.П. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. - Новосибирск, 2022.
2. Буре Р.С. Готовим детей к школе. - М., 2009.
3. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. - М., 2009.
4. Гредасов В.Н. Преемственные связи в работе детских дошкольных учреждений и начальной школы. Методические рекомендации. - Челябинск:
ЧОИУУ,2021.
5. Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно, 1999.
6. Ефимова С.П. Как подготовить ребенка к школе: советы врача/ Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Просвещение, 1992.
7. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М., 1990.
8. Педагогическая карта учащегося. Методические рекомендации АПН СССР, НИИОП. - М.: НИИОП, 1989.
9. Практикум по психодиагностике. - М.: МГУ, 1989.
11. Усова А.П. «Обучение в детском саду» М., 1987.
12. Федосова Н. А. Программа «Преемственность», подготовка к школе. - М., АПКиПРО, 1999.
13. Федосова Н.А., Плешаков А.А. и др. Дошкольное обучение: подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2004.
14. Журнал Практика административной работы в школе. № 7, 2004.
Интернет ресурсы:
1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/01/16/igry-i-uprazhneniya-napravlennye-na-znakomstvo-detey
2. https://prezentacii.org/
3. http://www.edu.ru
4. https://lukoshko.net/
Список литературы для детей
1. Бортникова Е.Ф. Учимся читать. В 2 частях. Екатеринбург:ООО»Издд. Дом Литур, 2022
2. Илюхина, В. А. Волшебные линии. Рабочая тетрадь для подготовки к школе. Часть 1 / В.А. Илюхина. - М.: Дрофа, 2010..
3. Илюхина, В. А. Волшебные линии. Рабочая тетрадь для подготовки к школе. Часть 2 / В.А. Илюхина. - М.: Дрофа, 2010.
4. Колесникова Е.В. «От А до Я» М.Просвещение, 2022
5. Останина, Е. В. Буквы я запомню сам по картинкам и стихам. Альбом по подготовке к школе / Е.В. Останина. - М.: ГНОМ и Д, 2008.
6. Останина, Е.В. Буквы я запомню сам по картинкам и стихам. Альбом по подготовке к школе / Е.В. Останина. - М.: ГНОМ и Д, 2012.
7. Соколова, Е. В. Большая книга упражнений для подготовки к школе. 5-6 лет / Е.В. Соколова, Н.Н. Нянковская. - М.: Академия Развития, АСТ, Астрель, 2007.
Приложение 1
ИНСТРУКЦИЯ по технике безопасности
1. Перед началом занятий осмотреть кабинет на предмет электробезопасности.
2. В случае неисправности (оголены провода, поломка розеток, выключателей) следует немедленно сообщить администрации.
3. Запрещается оставлять учащихся в кабинете без присмотра.
4. Не разрешать учащимся забираться на подоконники, самостоятельно открывать и закрывать окна.
5. Не поручать учащимся включать и выключать электроприборы.
6. В течение учебного года систематически оповещать детей с правилами поведения в общественном месте, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
7. На вводном занятии и в начале каждого полугодия знакомить учащихся с инструкцией по технике безопасности.
Приложение 2
Десятибалльная шкала оценивания степени обученности
(по В.П. Симонову)
10-бал. шкала |
Теоретические параметры оценивания |
Практические параметры оценивания |
1 балл Очень слабо |
Присутствовал на занятиях, слушал, смотрел. |
Присутствовал на занятиях, слушал, смотрел. |
2 балла Слабо |
Отличает какое-либо явление, действие или объект от их аналогов в ситуации, при визуальном предъявлении, но не может объяснить отличительные признаки. |
Затрудняется повторить отрабатываемое учебное действие за педагогом |
3 балла Посредственно |
Запомнил большую часть учебной информации, но объяснить свойства, признаки явления не может. |
Выполняет действия, допускает ошибки, но не замечает их. |
4 балла удовлетворительно |
Знает изученный материал, применяет его на практике, но затрудняется что-либо объяснить с помощью изученных понятий. |
Выполняет учебные задания, действия не в полном объёме. Действует механически, без глубокого понимания. |
5 баллов недост. хорошо |
Развёрнуто объясняет, комментирует отдельные положения усвоенной теории или её раздела, аспекта. |
Чётко выполняет учебные задания, действия, но слабо структурирует свою деятельность, организует свои действия. |
6 баллов хорошо |
Без особых затруднений отвечает на большинство вопросов по содержанию теоретических знаний, демонстрируя осознанность усвоенных понятий, признаков, стремится к самостоятельным выводам. |
Выполняет задания, действия по образцу, проявляет навыки целенаправленно-организованной деятельности, проявляет самостоятельность. |
7 баллов очень хорошо |
Четко и логично излагает теоретический материал, хорошо видит связь теоретических знаний с практикой. |
Последовательно выполняет почти все учебные задания, действия. В простейших случаях применяет знания на практике, отрабатывает умения в практической деятельности. |
8 баллов |
Демонстрирует полное понимание сути изученной теории |
Выполняет разнообразные практические задания, иногда |
отлично |
и основных её составляющих, применяет её на практике легко, без затруднений. |
допуская несущественные ошибки, которые сам способен исправить при незначительной (без развёрнутых объяснений) поддержке педагога. |
9 баллов великолепно |
Легко выполняет разнообразные творческие задания на уровне переноса, основанных на приобретенных умениях и навыках. |
С оптимизмом встречает затруднения вучебной деятельности, стремится найти, различные варианты преодоления затруднений, минимально используя поддержку педагога. |
10 баллов прекрас но |
Способен к инициативному поведению в проблемных творческих ситуациях, выходящих за пределы требований учебной деятельности. |
Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике. Формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков. |
Приложение 3
Предметные результаты освоения курса (года обучения)
Название программы «По дороге к знаниям»
Год обучения ____________________________________________________
Педагог ________________________________________________________
№ |
Фамилия, учащегося |
|
имя, |
Предметные результаты |
Форма диагностики
|
|
Теоретическая подготовка |
Практическая подготовка |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты освоения программы
Название программы «По дороге к знаниям»
Год обучения ___________________________________________________
Педагог _______________________________________________________
№ |
Фами лия, имя, учаще гося
|
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
|
Личнос тные результ аты |
Об щий балл |
||
Теоретич еская подготов ка |
Практич еская подгото вка |
Коммуника тивные УУД |
Регуляти вные УУД |
Познавате льные УУД |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы:
• минимальный уровень освоения программы - информационный (1-3 балла
· средний уровень освоения программы – репродуктивный (4-6 балла);
• максимальный уровень освоения программы - творческий (7-10 балла).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.