Программа по экологическому воспитанию «Твой след на Земле» для учащихся 1-4 класса
Оценка 4.9

Программа по экологическому воспитанию «Твой след на Земле» для учащихся 1-4 класса

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
окружающий мир +2
1 кл—4 кл
30.03.2022
Программа по экологическому воспитанию «Твой след на Земле» для учащихся 1-4 класса
Мы – маленькая частичка Природы. Как сохранить ее для будущих поколений? Как жить с нею в согласии? Как научиться экологически мыслить и обрести экологическое самосознание? Нужно научиться понимать её и бережно относиться к ней с детства, осознать необходимость чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки.
Экологическая программа внеурочной деятельности.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 города Рудня»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

по экологическому воспитанию

«Твой след на Земле»

для учащихся 1-4 класса

МБОУ «РСШ №2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель программы:

Рогова Наталья Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

I.    Пояснительная записка

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, - значит, пересесть из него просто некуда», - писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Загрязнение природы угрожает существованию человека. Но люди уже не могут отказаться от автомобилей, электростанций, железных дорог, самолетов, пластиковой тары.

Экологическая задача – минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их можно только через раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы. 

Результатом формирование у детей ответственного отношения к природе должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее, относится к природе. В перспективе это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Охрана и защита природы позволяет учащимся ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

В нашей стране проблема экологического воспитания является первостепенной важностью. Большинство детей потребительски относятся к окружающей природе.

Наша страна должна быть экологически чистой: без загрязняющих атмосферу заводских труб, без варварской эксплуатации лесов и почв, с озёрами и реками, не отравляемыми неочищенными стоками.

Мы – маленькая частичка Природы. Как сохранить ее для будущих поколений? Как жить с нею в согласии? Как научиться экологически мыслить и  обрести экологическое самосознание?

Нужно научиться понимать её и бережно относиться к ней с детства, осознать необходимость чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки.

Возникает необходимость активизации пропаганды заботы об экологии, проведении определенных мероприятий, направленных на обучение учащихся правильному отношения к Природе, правильному поведению в Природе.

Программа по экологическому воспитанию учащихся класса «Твой след на Земле» включает  в себя систему мероприятий по вопросам охраны окружающей среды.

 

 

 

Принципы организации экологического воспитания детей:

1.                 Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.

2.                 Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

3.                 В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.

4.                 Процесс формирования экологической культуры воспитанников детского дома опирается на принципы систематичности, непрерывности в содержании и организации экологического образования.

 

Виды природоохранной деятельности, предусмотренные программой:

1.                 по поддержанию чистоты и порядка в классе;

2.                 по защите природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц);

3.                 по предупреждению негативных поступков в природе и борьба с ними;

4.                 по улучшению природной среды (посадка растений, уборка прилегающей территории, парков, берегов озер и рек);

5.                 по пропаганде и разъяснению правил охраны природы (беседы с друзьями, выпуск стенгазет, изготовление стендов, листовок, буклетов, участие в экологических конкурсах);

6.                 по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала);

7.                 озеленение территории дома, школы.

 

Экологические проекты, вошедшие в программу:

1.                 Проект «Чистый класс» (уборка класса, сбор макулатуры в классе, озеленение коридоров школы).

2.                 Проект «Живой подоконник» (озеленение коридоров).

3.                 Проект «Цветущее чудо» (оформление цветочной клумбы на территории дома, около школы).

4.                 Проект «Чистые берега» (уборка мусора на берегах рек и озер).

5.                 Проект «Чистота вокруг» (сбор мусора на прилегающей территории к школе).

6.                 Проект «Экологические акции, уроки, исследования».

 

Формы работы:

·                     Беседы;

·                     Конкурсные программы;

·                     Экологические познавательные и интеллектуальные игры, олимпиады.

·                     Экологические акции и проекты.

·                     Конкурсы плакатов, листовок, рисунков, презентаций.

·                     Викторины, экскурсии, мастер-классы, экологические операции,

Сроки реализации программы: 4 года Сентябрь 2019 – май 2022 года.

 

II. Цели и задачи программы

Цель:

 - реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи;

- содействие улучшения экологической обстановки в городе;

- формирование экологической культуры и экологического сознания учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся,.

 

Задачи программы:

Обучающие:

·                     формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе,

·                     совершенствование умения видеть и понимать красоту живой природы,

·                     обучение основам экологических знаний,

·                     знакомство учащихся с существующими взаимосвязями в природе.

Воспитательные:

·                     формирование умения и желания активно беречь и защищать природу,

·                     воспитание у учащихся ответственного отношения к окружающей среде,

·                     формирование необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.

Развивающие:

·                     развитие умений и навыков правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия,

·                     развитие способности оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению,

·                     развитие эмоционально доброжелательного отношения к природе, духовно-нравственных и эстетических чувств.

 

III. Этапы, содержание программы

Этапы реализации программы:

1 этап: Подготовительный и организационный этапы (сентябрь-ноябрь 2019 года).

1.                 Организационная работа в установлении экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.

2.                 Определение целей и задач, планирование экологических мероприятий по экологическому образованию учащихся.

3.                 Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию учащихся.

4.                 Организационные работы класса, разбивка на отряды.

5.                 Составление плана действий.

6.                 Разработка системы оценки эффективности работы над программой.

2 этап: Практический этап (декабрь 2019г. – апрель 2023 года).

На данном этапе работы учащиеся:

1. знакомятся с окружающим миром: получают первоначальные  теоретические знания по экологии, знакомятся с нормами поведения в природе, с единством природы (воды, земли, воздуха, растительного и животного мира).

Практическая работа. Сценические постановки «Мир вокруг нас». Участие в конкурсах и олимпиадах. Эко уроки. Изготовление наглядной агитации. Экологические библиотечные уроки, экскурсии в музеи. Работа с природными материалами.

2. вовлечение учащихся в реальную деятельность по охране окружающей среды, выполнение практических работ, направленных на воспитание экологической ответственности.

Эколого-трудовые операции («Кормушка», «Яблоневый сад», «Живи цветок», «Чистые берега»и др.), экологические акции («Эко-подарок», «Чистота вокруг нас», десанты «Зеленый патруль», «Зеленый сектор».

3. участвуют в создании новых экологических проектов с вовлечением учащихся других классов.

Вся работа данного этапа направлена на расширение знаний, умений и навыков по экологии.

3 этап: Обобщающий этап (май 2023 года).

На данном этапе осуществляется анализ выполненных мероприятий.  Чем глубже и разностороннее будут проанализированы данные, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь.

1.                 Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.

2.                 Организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов.

3.                 Оформление результатов.

4 этап: Информационно-просветительский этап (в течение всего проекта).

Распространение через различные средства СМИ информации о деятельности учащихся по реализации программы.

 

IV. Ожидаемый результат

1.                 Повышение экологической культуры и экологического сознания учащихся.

2.                 Повышение уровня заинтересованности учащихся в защите и охране природы.

3.                 Развитие организаторских способностей у учащихся.

4.                 Благоустройство, озеленение школьной территорий.

5.                 Привлечение внимания к проблеме озеленения и благоустройства территории, сохранение экологической безопасности.

 

V. Критерии эффективности программы

Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания воспитанников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.

Методы оценки эффективности:

- анкетирование;

- проведение рефлексии;

- качественные и количественные результаты;

Критерии эффективности оценки:

- понравилось или нет мероприятие;

- положительная динамика сформированности показателей экологической культуры и экологического сознания воспитанников;

- выполненные работы и их внешняя оценка.

 

Литература

1.                 Алексеев В.А. “300 вопросов и ответов по экологии”, Ярославль, 1998г.

2.                 Бобылева Л.Д. «Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе», Тамбов, 1988г.

3.                 Будыко Н. «Глобальная экология», Москва, 1977г.

4.                 Грехова Л.И. «В союзе с природой» С., 2002г.

5.                 Голубев И.Р. «Окружающая среда и её охрана», Москва-просвещение, 1985г.

6.                 Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», Москва, 1984г.

7.                 Иванова Г. «В судьбе природы – наша судьба», Москва, 1990г.

8.                 Израэль Ю.А. «Экология и контроль состояния природной среды» Л., 1979г.

9.                 Кашлев С.С. «Педагогические условия развития экологической культуры учащихся», Минск, 2001г.

10.            Морозов Г.И. «Глобальная экологическая проблема», Москва, 1988г.

11.            Моррис Т.К. «Тайны живой природы», Москва, 1996г.

12.            Молодцова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», Минск, 1996г. Серия детской энциклопедии “Я познаю мир”.


Перечень мероприятий

№ п.п

Мероприятие, форма проведения, сроки

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Практическая деятельность

1.

«Уход за цветами. Зачем нам нужны цветы?»

«Цветы в былинах и мифах»

«Зимний сад»

«Выращивание рассады цветочных растений в открытом грунте»

2.

«Подготовка лука к посадке в открытый грунт»

Наука орнитология»

«Посев семян культурных растений»

«Птичья столовая»

3.

День экологических знаний.

«Пойми язык живой природы».

«Зимний сад»

«Правило посадки деревьев и кустарников»

«Выращивание рассады в домашних условиях (посев цветов)»

Беседа-практикум

4.

«Огонь – друг или враг?»

«Планета заболела»

«Зимний лес – полон сказок и чудес».

«Здоровье и природа»

5.

«Уход за питомцами группы»

 «Защитим животных!»

«Красная книга» Смоленской области»

«Ситуации в природе: чего не должно быть».

Воспитательный час, видео-беседа, дискуссии

6.

«Земля – наш общий дом»

«Лес – дом для зверей, а мы гости в нем»

Международный день леса

 

«Что в природе может бегать?»

7.

«Не навреди!»

«Профессия – лесничий»

«О братьях наших меньших»

«Красная книга»

8.

«Как человек воспринимает мир»

Звери зимой»

Всемирный день водных ресурсов. «Вода – незнакомое, загадочное, необъяснимое».

«Редкие и исчезающие виды растений и животных родного края».

Устный журнал, час загадок, викторины

9.

«Зеленый наряд нашей планеты»

«В защиту животных»

«Я создаю заповедник»

«Звуки  леса»

10.

«Цветущее чудо»

«Посмотри вокруг»

 

«Экологическая викторина»

11.

«Чистая река – чистая совесть»

«Как живут наши меньшие друзья в неволе»

Влияние природы на наши ощущения».

«Как мы помогаем природе».

Операция

12.

«Кормушка»

Единые дни в защиту водоемов. «Вода вокруг нас».

Изготовление кормушек.

 «Войди в природу другом»

Проект

13.

«Как животные воспринимают мир»

Экологическое  лото

«Птицы леса».

«Природа – творец всех творцов»

Викторина

14.

«Птицы»

«Эко-викторина»

«Что в городе растет»

«Человек и природа»

Конкурсы рисунков, поделок, фото, брейн-ринги, турниры, выставки

15.

Всемирный день кошек.

 «Мой домашний питомец»

«Мой домашний любимец»

«Экологические проблемы».

 «Мы за чистый город»

16.

 

«Декоративные животные»

Всемирный день Земли. «Загадки Земли».

«Знаки против мусора!»

Трудовой десант

17.

Экологический субботник

«Житейская премудрость» (народное творчество о животных)

 «Веселые игры на серьезные темы»

 «Жизнь без мусора» (выставка поделок из твердых бытовых отходов, вторичного сырья)

18.

 

«Знаешь ли ты животных»

 «Чистый двор» (благоустройство территории).

«Чистые берега» (благоустройство берега реки возле щколы).

Акции

19.

«Помоги зеленому другу»

 «Очистим планету от мусора».

«Каждому скворцу – по дворцу» (изготовление скворечников).

 «Голубая струйка» (борьба за  экономию пресной воды).

20.

«Цветик–семицветик»

Синичкин день.

Подкормка птиц.

«Природа просит помощи!»

 «Птицы в городе» (сбор корма, подкормка птиц)

Мастер-класс

21.

Международный день птиц.

 «Птицы» (оригами).

 «Вторая жизнь упаковки».

«Их нужно спасти!»

День Солнца. «Солнечный круг».

Выпуск газет, листовок, стендов, буклетов

22.

«Экологическая газета»

«Покормите птиц зимой»

 «Помоги животным!»

 «Береги природу»

Экскурсия, экологические путешествия

23,

 «Весенняя природа нашего края».

«Человек и окружающая среда».

«Парк зимой: как зимуют растения»

 «Животные Смоленского края, занесенные в «Красную книгу».

Экологический спектакль

24.

«Осенний лес»

 «В экоцарстве, Лесограде».

«Экология и мы»

«Берегите Землю»

Конкурс презентаций

«Наш вклад в экологию» (подведение экологической работы за год).

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города

I. Пояснительная записка «Все мы пассажиры одного корабля по имени

I. Пояснительная записка «Все мы пассажиры одного корабля по имени

Принципы организации экологического воспитания детей: 1

Принципы организации экологического воспитания детей: 1

Экологические познавательные и интеллектуальные игры, олимпиады

Экологические познавательные и интеллектуальные игры, олимпиады

Определение целей и задач, планирование экологических мероприятий по экологическому образованию учащихся

Определение целей и задач, планирование экологических мероприятий по экологическому образованию учащихся

Повышение уровня заинтересованности учащихся в защите и охране природы

Повышение уровня заинтересованности учащихся в защите и охране природы

Перечень мероприятий № п

Перечень мероприятий № п

Трудовой десант 17

Трудовой десант 17
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2022