Программа по интеллектуальному направлению "Узнаем сами"
Оценка 4.7

Программа по интеллектуальному направлению "Узнаем сами"

Оценка 4.7
docx
30.01.2020
Программа по интеллектуальному направлению "Узнаем сами"
узнаем сами 1б класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12 города Грязи

Грязинского муниципального района Липецкой области

 

 

 

                                           Утверждаю

                                                                                Директор МБОУ СОШ №12

Приказ № ______от _______ 2019

__________________ Н.А.Митина

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное направление)

«Узнаем сами»

1 «Б» класс

 

 

 

 

 

 

 

    Составитель: Кукина Татьяна Викторовна

                                                                                        учитель начальных классов 

                                                                                 высшей квалификационной    категории                                                                    

 

 

 

 

 

 

Грязи 2019                                                              

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности

  «Узнаем сами»

 

 

Направление

Общеинтеллектуальное

Наименование рабочей программы

Рабочая программа общеинтеллектуального направления «Узнаем сами» 1 класс составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект».

Составители рабочей программы

Кукина Т.В.

Количество часов на реализацию учебной программы

  33  ч.

Цели, задачи рабочей программы

      Цели:

                формировать у учащихся умение осуществ­лять проектную деятельность как самостоя­тельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;

                обучать детей разным способам поиска ма­териала и разным видам исследования;

                развивать у учащихся творческие способно­сти, пробуждать интерес к исследователь­ской деятельности.

       Основные задачи:

                развитие логического мышления в про­цессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, син­теза, сравнения, обобщения, классифика­ции, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

                развитие психических познавательных про­цессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

                развитие языковой культуры и формирова­ние речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

                формирование навыков творческого мыш­ления и развитие умения решать проектные задачи;

                развитие познавательной активности и са­мостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

формирование и развитие коммуникатив­ных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оце­нивать свою работу и деятельность одно­классников;

                формирование навыков применения полу­ченных знаний и умений в процессе изуче­ния школьных дисциплин и в практической деятельности.

Планируемые результаты

     В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя пози­ция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познаватель­ные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Метапредметным результатом изучения кур­са  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учеб­ных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем пла­не), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выпол­нение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладе­ют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, вклю­чая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, аде­кватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);  учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его;

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные:

извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов; перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.

Коммуникативные:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;  учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и

навыки:

1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

 

Содержание  курса внеурочной деятельности

 

Занятие 1.

Тема: Что такое проекты.

 Цель: Знакомство понятием « проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с различными работами учащихся начальной школы.

  Понятие о проектах и исследовательской деятельности. Презентация исследовательских работ учащихся.

   Понятия: проект, проблема, информация.

 

Занятие 2.

Тема: Что такое проблема.

Цель: ознакомить с понятием «проблема», формировать умение увидеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект со всех сторон.

   Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра « Посмотри на мир чужими глазами».

  Понятия: проблема, объект исследования.

 

Занятие 3.

Тема: Как мы познаем мир.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

   Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

 

Занятие 4-5.

Тема: Школа « Почемучек».

Цель: Знакомство понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

   Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра « Найди причину».

   Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

 

Занятия 6-7.

Тема: Удивительный вопрос.

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра « Угадай, о чем я спросил.» « Найди загадочное слово.» Правила совместной работы в парах.

  Понятия: вопрос, ответ.

 

Занятия 8-9.

Тема: Источники информации.

Цель: Знакомство понятием « источник информации» ( библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильм, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

   Понятия: источник информации.

 

Занятия 10-11.

Тема: Проект  «Эти важные буквы – ПДД».

Цель: обобщить знания учащихся о правилах дорожного движения, формировать умения применять полученные знания в повседневной жизни. Презентовать свою работу.

 Запрещающие, предупреждающие дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. История возникновения дорожных указателей и знаков. Игра «В стране Дорожных знаков». Игра- тренировка «Перекресток». Работа в группах.

   Понятия: дорожные указатели и дорожные знаки, перекресток, регулировщик движения.

 

Занятия 12-14.

Тема: Проект «Скоро праздник Новый год». Новогодние подарки. Новогодний концерт.

Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.

  История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разных странах. Мастерская Деда Мороза. Подготовка Новогоднего концерта. Новогоднее выступление перед родителями.

  Понятия: традиция, сувенир. Самооценка, сценарий, роль.

 

Занятия 15-16.

Тема:  Проект «Алфавит».

Организация выставки книг в алфавитном порядке.

Азбука в картинках.

Цель: Систематизировать знания о знакомых детям буквах. Знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.

   История русской азбуки. Алфавит. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

  Понятия: буква, алфавит.

 

Занятия 17-19.

Тема: Проект « Игры наших бабушек и дедушек».

          Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

   Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

  Понятия: игра, товарищ, друг.

 

Занятия 20-23.

Тема: Проект «Растения».

Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

   Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Московской области.

  Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

 

Занятия 23-25.

Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».

Цель: Знакомство понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.

  Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

   Понятия: симметрия.

 

Занятия 26-31.

Тема: Проект «Сказки».

            Выбор темы школьного проекта.

             Моя любимая сказка.

             Конкурс загадок про героев народных сказок. О животных.

             Сочиняем сказку.

             Театрализация сказки. (2 часа).

Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.

   Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.

  Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герои.

 

Занятия 32-33.

Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Узнаем сами».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

Тематическое планирование

 

1 класс

 

п/п

Содержание раздела

Всего часов

1

Введение

1

 

2

Учимся делать проекты

7

 

3

Мы узнаем сами

23

 

4

Заключение

2

 

 

Итого часов

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

 

№\п

        Дата

Кол-во часов

Разделы. Тема

Основные виды деятельности.

 

план

факт

 

Введение /1ч/

 

1

02.09

 

1

Инструктаж по технике безопасности.

Что такое проект?

 

 

 

Умение следовать режиму организации  внеучебной деятельности;  ставить вопросы; правильно выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных

идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Классифицирование. Определение понятий.

 

Практические задания по структурированию текстов.

 

Практические задания по развитию умений слушать вопрос

и отвечать на него.

Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

 

 

 

                                          Учимся делать проекты /7ч/

2

09.09

 

1

Что такое проблема?

3

16.09

 

1

Как мы познаём мир.

4

5

23.09

30.09

 

2

Школа «Почемучек»

6

7

07.10

14.10

 

 

2

Удивительный вопрос.

8

9

21.10

11.11

 

2

Источники информации

                                               Мы узнаем сами /23ч/

10

11

18.11

25.11

 

2

Эти важные буквы ПДД!

12

13

14

02.12

09.12

16.12

 

3

Скоро праздник Новый год!

15

16

23.12

13.01

 

2

Алфавит

17

18

19

20.01

27.01

03.02

 

3

Игры наших бабушек и дедушек.

20

21

22

23

10.02

17.02

02.03

09.03

 

4

Растения

24

25

16.03

30.03

 

2

Симметрия

26

27

28

29

30

31

06.04

13.04

20.04

27.04

04.05

11.05

 

6

Сказки

                                             Заключение /2ч/

32

33

18.05

25.05

 

2

Что мы узнали сами

Моя лучшая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 города

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности «Узнаем сами»

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности «Узнаем сами»

УУД). В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учеб­ных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию…

УУД). В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учеб­ных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию…

Коммуникативные : доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных…

Коммуникативные : доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных…

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Интернета). Информация. Источники информации

Интернета). Информация. Источники информации

Занятия 23-25. Тема: Проект «Симметрия вокруг нас»

Занятия 23-25. Тема: Проект «Симметрия вокруг нас»

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Программа по интеллектуальному направлению "Узнаем сами"

Программа по интеллектуальному направлению "Узнаем сами"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020