Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12 города Грязи
Грязинского муниципального района Липецкой области
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №12
Приказ № ______от _______ 2019
__________________ Н.А.Митина
Программа внеурочной деятельности
(общеинтеллектуальное направление)
«Узнаем сами»
1 «Б» класс
Составитель: Кукина Татьяна Викторовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Грязи 2019
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности «Узнаем сами»
|
|
Направление |
Общеинтеллектуальное |
Наименование рабочей программы |
Рабочая программа общеинтеллектуального направления «Узнаем сами» 1 класс составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». |
Составители рабочей программы |
Кукина Т.В. |
Количество часов на реализацию учебной программы |
33 ч. |
Цели, задачи рабочей программы |
Цели: • формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их; • обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; • развивать у учащихся творческие способности, пробуждать интерес к исследовательской деятельности. Основные задачи: • развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения; • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи; • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. |
Планируемые результаты |
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. Метапредметным результатом изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты); Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Познавательные: извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки: 1. Рефлексивные умения: - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; - умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно-следственные связи. 3. Навыки оценочной самостоятельности. 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: - умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5. Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс; - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. 6. Презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления; - артистические умения; - умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы. |
Содержание курса внеурочной деятельности
Занятие 1.
Тема: Что такое проекты.
Цель: Знакомство понятием « проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с различными работами учащихся начальной школы.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности. Презентация исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация.
Занятие 2.
Тема: Что такое проблема.
Цель: ознакомить с понятием «проблема», формировать умение увидеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект со всех сторон.
Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра « Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Занятие 3.
Тема: Как мы познаем мир.
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Занятие 4-5.
Тема: Школа « Почемучек».
Цель: Знакомство понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра « Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Занятия 6-7.
Тема: Удивительный вопрос.
Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра « Угадай, о чем я спросил.» « Найди загадочное слово.» Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Занятия 8-9.
Тема: Источники информации.
Цель: Знакомство понятием « источник информации» ( библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильм, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Занятия 10-11.
Тема: Проект «Эти важные буквы – ПДД».
Цель: обобщить знания учащихся о правилах дорожного движения, формировать умения применять полученные знания в повседневной жизни. Презентовать свою работу.
Запрещающие, предупреждающие дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. История возникновения дорожных указателей и знаков. Игра «В стране Дорожных знаков». Игра- тренировка «Перекресток». Работа в группах.
Понятия: дорожные указатели и дорожные знаки, перекресток, регулировщик движения.
Занятия 12-14.
Тема: Проект «Скоро праздник Новый год». Новогодние подарки. Новогодний концерт.
Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разных странах. Мастерская Деда Мороза. Подготовка Новогоднего концерта. Новогоднее выступление перед родителями.
Понятия: традиция, сувенир. Самооценка, сценарий, роль.
Занятия 15-16.
Тема: Проект «Алфавит».
Организация выставки книг в алфавитном порядке.
Азбука в картинках.
Цель: Систематизировать знания о знакомых детям буквах. Знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.
История русской азбуки. Алфавит. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Понятия: буква, алфавит.
Занятия 17-19.
Тема: Проект « Игры наших бабушек и дедушек».
Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Понятия: игра, товарищ, друг.
Занятия 20-23.
Тема: Проект «Растения».
Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.
Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Московской области.
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.
Занятия 23-25.
Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».
Цель: Знакомство понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.
Понятия: симметрия.
Занятия 26-31.
Тема: Проект «Сказки».
Выбор темы школьного проекта.
Моя любимая сказка.
Конкурс загадок про героев народных сказок. О животных.
Сочиняем сказку.
Театрализация сказки. (2 часа).
Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герои.
Занятия 32-33.
Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Узнаем сами».
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п |
Содержание раздела |
Всего часов |
|
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
Учимся делать проекты |
7 |
|
3 |
Мы узнаем сами |
23 |
|
4 |
Заключение |
2 |
|
|
Итого часов |
33 |
|
Календарно-тематическое планирование.
№\п |
Дата |
Кол-во часов |
Разделы. Тема |
Основные виды деятельности. |
|
|
план |
факт |
|
Введение /1ч/ |
|
1 |
02.09 |
|
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Что такое проект?
|
Умение следовать режиму организации внеучебной деятельности; ставить вопросы; правильно выражать свои мысли.
Практическое занятие «Проведение экспериментов». Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез. Классифицирование. Определение понятий.
Практические задания по структурированию текстов.
Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
|
Учимся делать проекты /7ч/ |
|||||
2 |
09.09 |
|
1 |
Что такое проблема? |
|
3 |
16.09 |
|
1 |
Как мы познаём мир. |
|
4 5 |
23.09 30.09 |
|
2 |
Школа «Почемучек» |
|
6 7 |
07.10 14.10
|
|
2 |
Удивительный вопрос. |
|
8 9 |
21.10 11.11 |
|
2 |
Источники информации |
|
Мы узнаем сами /23ч/ |
|||||
10 11 |
18.11 25.11 |
|
2 |
Эти важные буквы ПДД! |
|
12 13 14 |
02.12 09.12 16.12 |
|
3 |
Скоро праздник Новый год! |
|
15 16 |
23.12 13.01 |
|
2 |
Алфавит |
|
17 18 19 |
20.01 27.01 03.02 |
|
3 |
Игры наших бабушек и дедушек. |
|
20 21 22 23 |
10.02 17.02 02.03 09.03 |
|
4 |
Растения |
|
24 25 |
16.03 30.03 |
|
2 |
Симметрия |
|
26 27 28 29 30 31 |
06.04 13.04 20.04 27.04 04.05 11.05 |
|
6 |
Сказки |
|
Заключение /2ч/ |
|||||
32 33 |
18.05 25.05 |
|
2 |
Что мы узнали сами Моя лучшая работа |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.