Программа по интеллектуальному направлению "Узнаем сами"

  • docx
  • 30.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала узнаем сами 1б класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12 города Грязи

Грязинского муниципального района Липецкой области

 

 

 

                                           Утверждаю

                                                                                Директор МБОУ СОШ №12

Приказ № ______от _______ 2019

__________________ Н.А.Митина

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное направление)

«Узнаем сами»

1 «Б» класс

 

 

 

 

 

 

 

    Составитель: Кукина Татьяна Викторовна

                                                                                        учитель начальных классов 

                                                                                 высшей квалификационной    категории                                                                    

 

 

 

 

 

 

Грязи 2019                                                              

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности

  «Узнаем сами»

 

 

Направление

Общеинтеллектуальное

Наименование рабочей программы

Рабочая программа общеинтеллектуального направления «Узнаем сами» 1 класс составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект».

Составители рабочей программы

Кукина Т.В.

Количество часов на реализацию учебной программы

  33  ч.

Цели, задачи рабочей программы

      Цели:

                формировать у учащихся умение осуществ­лять проектную деятельность как самостоя­тельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;

                обучать детей разным способам поиска ма­териала и разным видам исследования;

                развивать у учащихся творческие способно­сти, пробуждать интерес к исследователь­ской деятельности.

       Основные задачи:

                развитие логического мышления в про­цессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, син­теза, сравнения, обобщения, классифика­ции, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

                развитие психических познавательных про­цессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

                развитие языковой культуры и формирова­ние речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

                формирование навыков творческого мыш­ления и развитие умения решать проектные задачи;

                развитие познавательной активности и са­мостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

формирование и развитие коммуникатив­ных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оце­нивать свою работу и деятельность одно­классников;

                формирование навыков применения полу­ченных знаний и умений в процессе изуче­ния школьных дисциплин и в практической деятельности.

Планируемые результаты

     В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя пози­ция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познаватель­ные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Метапредметным результатом изучения кур­са  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учеб­ных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем пла­не), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выпол­нение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладе­ют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, вклю­чая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, аде­кватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);  учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его;

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные:

извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов; перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.

Коммуникативные:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;  учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и

навыки:

1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

 

Содержание  курса внеурочной деятельности

 

Занятие 1.

Тема: Что такое проекты.

 Цель: Знакомство понятием « проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с различными работами учащихся начальной школы.

  Понятие о проектах и исследовательской деятельности. Презентация исследовательских работ учащихся.

   Понятия: проект, проблема, информация.

 

Занятие 2.

Тема: Что такое проблема.

Цель: ознакомить с понятием «проблема», формировать умение увидеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект со всех сторон.

   Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра « Посмотри на мир чужими глазами».

  Понятия: проблема, объект исследования.

 

Занятие 3.

Тема: Как мы познаем мир.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами. Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание.

   Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

 

Занятие 4-5.

Тема: Школа « Почемучек».

Цель: Знакомство понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

   Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра « Найди причину».

   Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

 

Занятия 6-7.

Тема: Удивительный вопрос.

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра « Угадай, о чем я спросил.» « Найди загадочное слово.» Правила совместной работы в парах.

  Понятия: вопрос, ответ.

 

Занятия 8-9.

Тема: Источники информации.

Цель: Знакомство понятием « источник информации» ( библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильм, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

   Понятия: источник информации.

 

Занятия 10-11.

Тема: Проект  «Эти важные буквы – ПДД».

Цель: обобщить знания учащихся о правилах дорожного движения, формировать умения применять полученные знания в повседневной жизни. Презентовать свою работу.

 Запрещающие, предупреждающие дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. История возникновения дорожных указателей и знаков. Игра «В стране Дорожных знаков». Игра- тренировка «Перекресток». Работа в группах.

   Понятия: дорожные указатели и дорожные знаки, перекресток, регулировщик движения.

 

Занятия 12-14.

Тема: Проект «Скоро праздник Новый год». Новогодние подарки. Новогодний концерт.

Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.

  История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разных странах. Мастерская Деда Мороза. Подготовка Новогоднего концерта. Новогоднее выступление перед родителями.

  Понятия: традиция, сувенир. Самооценка, сценарий, роль.

 

Занятия 15-16.

Тема:  Проект «Алфавит».

Организация выставки книг в алфавитном порядке.

Азбука в картинках.

Цель: Систематизировать знания о знакомых детям буквах. Знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.

   История русской азбуки. Алфавит. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

  Понятия: буква, алфавит.

 

Занятия 17-19.

Тема: Проект « Игры наших бабушек и дедушек».

          Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

   Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

  Понятия: игра, товарищ, друг.

 

Занятия 20-23.

Тема: Проект «Растения».

Цель: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

   Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений в Московской области.

  Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

 

Занятия 23-25.

Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».

Цель: Знакомство понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.

  Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

   Понятия: симметрия.

 

Занятия 26-31.

Тема: Проект «Сказки».

            Выбор темы школьного проекта.

             Моя любимая сказка.

             Конкурс загадок про героев народных сказок. О животных.

             Сочиняем сказку.

             Театрализация сказки. (2 часа).

Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.

   Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.

  Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герои.

 

Занятия 32-33.

Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Узнаем сами».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.

Тематическое планирование

 

1 класс

 

п/п

Содержание раздела

Всего часов

1

Введение

1

 

2

Учимся делать проекты

7

 

3

Мы узнаем сами

23

 

4

Заключение

2

 

 

Итого часов

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

 

№\п

        Дата

Кол-во часов

Разделы. Тема

Основные виды деятельности.

 

план

факт

 

Введение /1ч/

 

1

02.09

 

1

Инструктаж по технике безопасности.

Что такое проект?

 

 

 

Умение следовать режиму организации  внеучебной деятельности;  ставить вопросы; правильно выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных

идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Классифицирование. Определение понятий.

 

Практические задания по структурированию текстов.

 

Практические задания по развитию умений слушать вопрос

и отвечать на него.

Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

 

 

 

                                          Учимся делать проекты /7ч/

2

09.09

 

1

Что такое проблема?

3

16.09

 

1

Как мы познаём мир.

4

5

23.09

30.09

 

2

Школа «Почемучек»

6

7

07.10

14.10

 

 

2

Удивительный вопрос.

8

9

21.10

11.11

 

2

Источники информации

                                               Мы узнаем сами /23ч/

10

11

18.11

25.11

 

2

Эти важные буквы ПДД!

12

13

14

02.12

09.12

16.12

 

3

Скоро праздник Новый год!

15

16

23.12

13.01

 

2

Алфавит

17

18

19

20.01

27.01

03.02

 

3

Игры наших бабушек и дедушек.

20

21

22

23

10.02

17.02

02.03

09.03

 

4

Растения

24

25

16.03

30.03

 

2

Симметрия

26

27

28

29

30

31

06.04

13.04

20.04

27.04

04.05

11.05

 

6

Сказки

                                             Заключение /2ч/

32

33

18.05

25.05

 

2

Что мы узнали сами

Моя лучшая работа