ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 2019–2020 учебный год составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-8 классы. – М:, 2016. Изобразительное искусство: рабочие программы 5 – 8 классы, учебно-методическое пособие сост. под руководством: Б.М. Неменского. Москва «Просвещение», 2016 год.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 2019–2020 учебный год составлена на основе
• Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
• Примерной программы основного общего образования по направлению « Изобразительное искусство» для 5-8 классов; рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации по образованию под редакцией и руководством Б.М. Неменского (издательство «Просвещение» 2016год)
• Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 35 имени Героя Советского Союза
В.П.Чкалова
• С дополнениями к основной образовательной программе основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 35 имени Героя Советского Союза В.П.Чкалова 2019-2020 учебный год;
• Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
• Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 5-8 классы /под ред. и рук. Народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2016;
• Программы формирования универсальных учебных действий;
Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность и преемственность этапов обучения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, сотворчество учителя и ученика.
Данная программа предусматривает развитие активного самостоятельного, творческого мышления школьников, а также способствует развитию связной, грамотной речи и соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе РФ «Об образовании».
Основная цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы в процессе личностного художественного творчества.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
• формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
• овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребёнок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, учета
особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».
В Федеральном базисном учебном плане в 5- 7 классах на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
На основании Примерных программ Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарта, направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и со-трудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
– формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать:
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
– освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Примерная или авторская программа |
Рабочая программа |
||
1. |
«Древние корни народного искусства». |
8 |
8 |
2. |
«Связь времен в народном искусстве». |
8 |
8 |
3. |
«Декор – человек, общество, время». |
12 |
11 |
4. |
«Декоративное искусство в современном мире». |
7 |
7 |
Всего: |
35 |
34 |
6 класс
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Примерная или авторская программа |
Рабочая программа |
||
1. |
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка». |
8 |
8 |
2. |
«Мир наших вещей. Натюрморт». |
8 |
8 |
3. |
«Вглядываясь в человека. Портрет». |
12 |
12 |
4. |
«Человек и пространство. Пейзаж». |
7 |
6 |
Всего: |
35 |
34 |
7 класс
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Примерная или авторская программа |
Рабочая программа |
||
1. |
«Изображение фигуры человека и образ человека». |
8 |
8 |
2. |
«Поэзия повседневности». |
8 |
8 |
3. |
«Великие темы жизни». |
12 |
12 |
4. |
«Реальность жизни и художественный образ». |
7 |
6 |
Всего: |
35 |
34 |
«Древние корни народного искусства» (8 часов). Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды (обобщение темы).
«Связь времен в народном искусстве» (8 часов). Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).
«Декор – человек, общество, время» (11 часов). Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
«Декоративное искусство в современном мире» (7 часов). Современное выставочное искусство. Ты сам – мастер.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов). Изобразительное искусство. Семья пластических искусств. Художественные материалы Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов). Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет (12 часов). Образ человека – главная тема искусства. Конструкция головы человека и её пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты.
Человек и пространство в изобразительном искусстве (6 часов). Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспектив. Пейзаж. Организация изображаемого пространства. Пейзаж и настроение. Природа и художник. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов). Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности (8 часов). Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни (12 часов). Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века. Реальность жизни и художественный образ (6 часов). Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 5 -7 классе учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат. Учебные задания этого года обучения предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
– изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); – декоративная и конструктивная работа;
– восприятие явлений действительности и произведений искусства;
– обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
– изучение художественного наследия;
– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
– прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки – творческие отчеты, урокиэкскурсии. От занятия к занятию происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
1. Дополнительная литература.
1. Изобразительное искусство. 2–8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2010.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп.
на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
2. Интернет-ресурсы.
1. Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Федеральный государственный образовательный стандарт. – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
3. Портал «Все образование». – Режим доступа: http://catalog.alledu.ru
4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru 5. http://www.orientmuseum.ru/art/roeric
3. Информационно-коммуникативные средства.
• Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СD).
• Познавательная коллекция. Энциклопедия (CD).
4. Наглядные пособия.
• Таблицы. Основы декоративно-прикладного искусства. Спектр, 2009
• Таблицы. Введение в цветоведение. Спектр, 2009
• Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
• Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
• Альбомы с демонстрационным материалом.
• Дидактический раздаточный материал.
5. Технические средства обучения.
• Компьютер.
• Мультимедийный проектор.
• Принтер.
6. Учебно-практическое оборудование.
• Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
• Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
• Стол учительский.
• Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.
По окончании основной школы учащиеся должны:
Знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно - прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России.
Различать:
- по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
- по материалу, технике исполнения современные виды декоративно - прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.).
Выявлять: в произведениях декоративно - прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
Умело пользоваться:
- языком декоративно - прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов.
Создавать:
- художественно - декоративные объекты предметной среды, объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
Владеть:
- практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций; - навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.).
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе
№ п/п |
|
Тема урока |
план |
факт 5 «А» |
план 5 «Б» |
Древние корни народного искусства ( 8 часов). |
|||||
1 |
|
Беседа. Древние образы в народном искусстве. |
06.09 |
|
|
2 |
|
Убранство русской избы. |
13.09 |
|
|
3 |
|
Русская печь |
20.09 |
|
|
4 |
|
Внутренний мир русской избы. |
27.09 |
|
|
5 |
|
Конструкция и декор предметов народного быта. Тест. Декор в предметах быта |
04.10 |
|
|
6 |
|
Русская народная вышивка |
11.10 |
|
|
7 |
|
Народный праздничный костюм |
18.10 |
|
|
8 |
|
Народные праздничные обряды (обобщение темы) |
25.10 |
|
|
Связь времен в народном искусстве (8 часов) |
|||||
9 |
|
Беседа. Древние образы в современных народных игрушках |
08.11 |
|
|
10 |
|
Искусство Гжели |
15.11 |
|
|
11 |
|
Городецкая роспись |
22.11 |
|
|
12 |
|
Хохлома |
29.11 |
|
|
13 |
|
Жостово. Роспись по металлу. Тест. Народные промыслы |
06.12 |
|
|
14 |
|
Щепа. Роспись по лубу и дереву |
13.12 |
|
|
15 |
|
Тиснение и резьба по бересте |
20.12 |
|
|
16 |
|
Роль народных художественных промыслов в современной жизни |
27.12 |
|
|
|
|
(обобщение темы) |
|
|
|
Декор – человек, общество, время (11 часов). |
|||||
17 |
|
Зачем людям украшения |
17.01 |
|
|
18 |
|
Головные украшения разных народов |
24.01 |
|
|
19 |
|
Беседа.Роль декоративного искусства в жизни древнего общества |
31.01 |
|
|
20 |
|
Одежда говорит о человеке |
07.02 |
|
|
21 |
|
Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая |
14.02 |
|
|
22 |
|
Декоративно-прикладное искусство Древней Японии |
21.02 |
|
|
23 |
|
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы ХVIIвека |
28.02 |
|
|
24 |
|
О чём рассказывают гербы и эмблемы |
06.03 |
|
|
25 |
|
Герб моей семьи Тест. Декоративно-прикладное искусство разных стран |
13.03 |
|
|
26 |
|
Проект. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества |
20.03 |
|
|
27 |
|
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества |
03.04 |
|
|
Декоративное искусство в современном мире и(7 ч.) |
|||||
28 |
|
Современное выставочное искусство. |
10.04 |
|
|
29 |
|
Современное выставочное искусство. Керамика. |
17.04 |
|
|
30 |
|
Современное выставочное искусство. Художественное стекло. |
24.04 |
|
|
31 |
|
Современное выставочное искусство. Металл. |
08.05 |
|
|
32 |
|
Современное выставочное искусство. Гобелен и батик. |
15.05 |
|
|
33 |
|
Ты сам – мастер. Тест. Современное выставочное искусство |
22.05 |
|
|
34 |
|
Ты сам – мастер. |
29.05 |
|
|
|
|
ИТОГО 34 часа |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование изобразительное искусство 6 класс.
№ п/п |
|
Тема урока |
план |
факт 6 А |
план |
факт 6 Б |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка(8 часов) |
|
|
||||
1 |
|
Беседа.Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. |
03.09 |
|
06.09 |
|
2 |
Художественные материалы. |
10.09 |
|
13.09 |
|
|
3 |
Рисунок – основа изобразительного творчества. |
17.09 |
|
20.09 |
|
|
4 |
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. |
24.09 |
|
27.09 |
|
|
5 |
Пятно как средство выражения. Ритм пятен |
01.10 |
|
04.10 |
|
|
6 |
Цвет. Основы цветоведения |
08.10 |
|
11.10 |
|
|
7 |
Цвет в произведениях живописи Тест. «Цвет в произведениях живописи» |
15.10 |
|
18.10 |
|
|
8 |
Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения |
22.10 |
|
25.10 |
|
|
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) |
|
|
||||
9 |
|
Беседа. Реальность и фантазия в творчестве художника |
05.11 |
|
08.11 |
|
10
|
Изображение предметного мира - натюрморт |
12.11 |
|
15.11 |
|
|
11 |
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. |
19.11 |
|
22.11 |
|
12 |
|
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива |
26.11 |
|
29.11 |
|
13 |
Освещение. Свет и тень. |
03.12 |
|
06.12 |
|
|
14 |
Натюрморт в графике |
10.12 |
|
13.12 |
|
|
15 |
Цвет в натюрморте Тест. «Мы знаем, что такое натюрморт» |
17.12. |
|
20.12. |
|
|
16 |
Выразительные возможности натюрморта |
24.12 |
|
27.12 |
|
|
Вглядываясь в человека. Портрет (11 часов) |
|
|
||||
17 |
|
Беседа. Образ человека-главная тема искусства |
14.01 |
|
17.01 |
|
18 |
Конструкция головы человека и её основные пропорции |
21.01 |
|
24.01 |
|
|
19 |
Изображение головы человека в пространстве |
28.01 |
|
31.01 |
|
|
20 |
Портрет в скульптуре |
04.02 |
|
07.02 |
|
|
21 |
Графический портретный рисунок. Тест. «Пропорции лица человека» |
11.02 |
|
14.02 |
|
|
22 |
Сатирические образы человека |
18.02 |
|
21.02 |
|
|
23 |
Образные возможности освещения в портрете |
25.02 |
|
28.02 |
|
|
24 |
Роль цвета в портрете |
03.03 |
|
06.03 |
|
|
25 |
Великие портретисты прошлого |
10.03 |
|
13.03 |
|
|
26 |
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века |
17.03 |
|
20.03 |
|
|
27 |
|
Экскурсия в художественный музей |
31.03 |
|
03.04 |
|
Человек и пространство. Пейзаж ( 7 часов) |
|
|
|
|
||
28 |
|
Жанры в изобразительном искусстве |
07.04 |
|
10.04 |
|
29 |
Изображение пространства |
14.04 |
|
17.04 |
|
|
30 |
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива |
21.04 |
|
24.04 |
|
|
31 |
Пейзаж – большой мир |
28.04 |
|
08.05 |
|
|
32 |
Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. |
12.05 |
|
15.05 |
|
|
33 |
Пейзаж в графике |
19.05 |
|
22.05 |
|
|
34 |
Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл |
26.05 |
|
29.05 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО 34 часов |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п |
Тема урока
|
План |
Факт 7 А |
|
Факт 7Б |
Факт 7В |
I |
Изображение фигуры человека и образ человека. 8 часов |
|
|
|||
1 |
Изображение человека в истории искусства. |
06.09 |
|
|
|
|
2 |
Пропорции и строение фигуры человека. |
13.09 |
|
|
|
|
3-4 |
Красота фигуры человека в движении. |
20.09 27.09 |
|
|
|
|
5 |
Великие скульпторы. |
04.10 |
|
|
|
|
6 |
Изображение фигуры человека |
11.10 |
|
|
|
|
7 |
Набросок фигуры человека. |
18.10 |
|
|
|
|
8 |
Человек и его профессия. |
25.10 |
|
|
|
|
II |
Поэзия повседневности. Бытовой жанр в изобразительном искусстве. 7 часов |
|
|
|||
9 |
Тематическая (сюжетная) картина. |
08.11 |
|
|
|
|
10 |
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах». |
15.11 |
|
|
|
|
11 |
Возникновение и развитие бытового жанра в искусстве России. Родоначальники бытового жанра в России: А. Венецианов, И. Федотов. |
22.11 |
|
|
|
|
12 |
Передвижники. |
29.11 |
|
|
|
|
13 |
Третьяковская галерея. |
06.12 |
|
|
|
|
14- 15 |
Создание картины «Жизнь моей семьи». |
13.12 20.12 |
|
|
|
|
III |
Великие темы жизни. 11 часов |
|
|
|||
16 |
Историческая тема в искусстве. Творчество В.И.Сурикова. |
27.12 |
|
|
|
|
17- |
Сложный мир исторической картины. |
17.01 |
|
|
|
|
19 |
|
24.01 31.01 |
|
|
|
20 |
Зрительские умения и их значение для современного человека. |
07.02 |
|
|
|
21 |
Великие темы жизни в творчестве русских художников. Карл Брюллов «Последний день Помпеи». История одной картины. |
14.02 |
|
|
|
22 |
Сказочно-былинный жанр. «Волшебный мир сказки». |
21.02 |
|
|
|
23 |
Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь. |
28.02 |
|
|
|
24 |
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. |
06.03 |
|
|
|
25 |
Эрмитаж - сокровищница мировой Культуры. |
13.03 |
|
|
|
26 |
Знакомые картины художников. |
20.03 |
|
|
|
IV |
Реальность жизни и художественный образ. 8 часов |
||||
27- 28 |
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. |
03.04 10.04 |
|
|
|
29- 30 |
Зрительские умения и их значение для современного человека. |
17.04 24.04 |
|
|
|
31 |
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. |
08.05 |
|
|
|
32 |
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. |
15.05 |
|
|
|
33- 34 |
Художественно-творческие проекты.
|
22.05 29.05 |
|
|
|
|
ИТОГО 34 часа |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.