Программа по курсу "Природоведение" 5 класс слабослышащее отделение
Оценка 4.8

Программа по курсу "Природоведение" 5 класс слабослышащее отделение

Оценка 4.8
doc
16.10.2021
Программа по курсу "Природоведение" 5 класс слабослышащее отделение
Программа по природоведению 5 класс.doc

 

Департамент общего образования Томской области

Томское областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

Утверждена

на педагогическом совете школы-интерната 

Приказ №__

от «__»____2017 г.

Директор

____Л.Д. Дузькряченко

Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___

от «__»____2017 г.

Заместитель

директора по УР

_________ Н.С. Фролова

 

Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении

Протокол №___

от «__»____2017 г.

Руководитель МО

_________ Т.П. Мурина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«Природоведение»

для 5 «А» класса

слабослышащего отделения

                                                                           

1.      Составлена на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей) Утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Москва 2007)

 

 

 

 

 

Составитель программы:

Р.И. Моисеева

учитель начальных классов

 

ТОМСК 2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения программы начального общего образования.

Результатом образования должно стать формирование личности, способной занимать активную жизненную позицию в обществе. Знания, умения и навык  должны стать средствами достижения поставленной цели.

Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафиксирован в стандарте в качестве «портрета выпускника»:

Ø  любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

Ø  умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;

Ø  уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

Ø  доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, уважающий своё и чужое мнение;

Ø  готовый самостоятельно действовать и отвечающий за свои поступки;

Ø  имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни [3, с. 42].

К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоение образовательных программ при наличии нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

В настоящее время в образовательном учреждении используются типовые  учебные программы по предметам, которые утверждены Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами учебных рабочих, адаптивно-коррекционных программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, необходимость использования новых информационных технологий.

Данная учебная программа «Природоведение» – это есть нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины – природоведения для учащихся 5-ых классов слабослышащего отделения, основывающийся на типовой программе  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2-ого отделения (вариант 2).

Специфика данной дисциплины обусловлена использованием выше означенной методической базы, ориентирована на применение широкого комплекса технических средств. Особый акцент в программе сделан на использование компьютерных технологий на уроке (по требованиям СанПиНов не более 15 минут), что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Базой выше указанного курса представлены программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида для слабослышащих  и позднооглохших детей.

 

Цель учебной программы «Природоведение» – посредством планирования, организации и управления учебным процессом по дисциплине –создать основу для осуществления экологического, эстетического, патриотического воспитания, через наблюдения, экскурсии, практические работы, опыты и т.д.

 

Задачами учебной программы «Природоведения» являются:

Ø   закреплять и развивать представление о собственном здоровье (даётся лишь общее представление об органах, их положении в организме человека и выполняемой ими функции с целью представления организма человека как единое целое), о семье (люди, которые окружают), об окружающем мире, о стране, в которой живём;

Ø   через изучение вопросов о собственном здоровье в курсе природоведения воспитывать у детей стремление бережного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья;

Ø   формировать у детей гуманное отношение к окружающим – родным, сверстникам, педагогам и др., воспитывать культуру общения, нравственного отношения к людям труда, результатам их трудовой деятельности;

Ø   систематизировать представления детей о группах растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, птицы, звери и т.д.), что служит необходимой предпосылкой для дальнейшего изучения природоведения;

Ø   не раскрывая понятия о биологическом равновесии в природе, дать представление о том, что гибель одного природного фактора влечёт за собой гибель других (вырубка леса ведёт к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т.д.);

Ø  исправлять имеющиеся у слабослышащих школьников ложные представления о растениях и животных (например, растение – неживое, от прикосновения к жабе появляются бородавки, все пауки ядовиты и опасны и т.д.);

Ø  организовать детей на участие в различных видах посильной общественно-трудовой деятельности (сбор корма для зимующих птиц, подкармливание птиц, изготовление кормушек, помощь старшим в изготовлении скворечников и синичников, сбор семян цветочно-декоративных растений, уход за зелёными насаждениями на пришкольном участке, выращивание растений и т.д.);

Ø  при изучении темы «Ориентирование на местности. План и карта» учащиеся должны усвоить некоторые способы ориентирования, применять их в практике, знакомятся с устройством компаса, планом и картой;

Ø  при изучении тем «Земля и другие небесные тела», «Горные породы», «Живые организмы и среда обитания» углубляются знания детей о природе, о рациональном использовании её богатств. Вместе с тем даются новые сведения о Земле и Солнце, об относительной приспособленности растений и животных к различным условиям среды обитания;

Ø  воспитывать такие качества, как желание трудиться, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовывать свою работу и доводить её до конца;

Ø  воспитывать гуманные чувства к растениям и животным, желание заботиться о них, защищать их;

Ø  продолжать развивать интерес к предмету через разнообразные дидактические, творческие, статические, динамические игры;

Ø  активизировать работу слухоречевого анализатора, недостатков эмоционально-личностного, социально-общественного  развития, через социально-трудовую адаптацию [2, с.52, лек.1-4].

На уроках природоведения должны правильно реализовываться требования, предъявляемые к восприятию обращённой речи (на слухозрительной основе или на слух) и к оформлению учащимися своих высказываний (контроль над собственным произношением и исправление допускаемых ошибок). Предусмотренные программой знания, умения и навыки учащихся должны быть обеспечены в основном на уроках под руководством учителя. Вместе с тем обучение природоведению требует систематического выполнения домашних заданий. Не допускаются перегрузки учащихся учебным материалом, как на уроках, так и в домашних заданиях.

 

Параметры требований к содержанию рабочей программы:

Ø  программа соответствует современному уровню развития науки;

Ø  в ней чётко определены  задачи учебной дисциплины (курса природоведения);

Ø  программа реализует принцип системного подхода в отборе программного материала;

Ø  программа соединяет преемственность элементов содержания;

Ø  учитывает межпредметные связи;

Ø  конкретизирует требования к приобретаемым обучающимися знаниям, умениям и навыкам;

Ø  учитывает специфику учебной дисциплины;

Ø  дозирует программный материал с учётом индивидуальных, психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

Ø   изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как развитие речи, трудовая деятельность, изобразительное искусство, чтение.

 

Основные принципы программы:

Ø  единство коррекции и развития;

Ø  учёт психофизиологических особенностей  и индивидуального развития;

Ø  подход в педагогической работе к каждому ребенку как к личности.

 

Практическая реализация принципов программы:

Ø  создание положительного эмоционального фона в процессе урочной деятельности педагога и ребёнка;

Ø  индивидуализация коррекционных приёмов и методов;

Ø  создание развивающей сферы как фактора психического развития ребенка;

Ø  ориентация на зону ближайшего развития;

Ø  воспитание через коллектив, как основной фактор социализации и развития личности.

 

Результативность адаптивно-коррекционной программы:

Ø  целенаправленная и систематическая деятельность данного природоведческого цикла поможет  детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим выраженные отклонения в речевом развитии:

Ø  обогатить язык специальной терминологией, наполняя их речь определённым содержанием;

Ø  установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;

Ø  понять взаимосвязи в системе «человек-природа-общество»

Ø  осознать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок;

Ø  осознавать себя частью природы и общества;

Ø  понять себя как индивидуальность, осознать возможность изменить себя, важность здорового образа жизни;

Ø  подготовить к изучению базовых предметов в основной школе [2, с.40-41, лек. 1-4].

 

Методы и приёмы преподавания.

Основным методом изучения курса природоведения в начальной школе является наблюдение. Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, речевые карточки, в широком ассортименте компьютерные технологии, с помощью которых составляются презентации по любой природоведческой тематике.

Таблица 1

Словесные методы

Наглядные методы

Методы наблюдения

Игровые методы

Рассказ (учитель излагает сведения, уже известные детям не более 3 мин.)

Сущность заключается в том, что учащиеся получают знания в ходе анализа различных наглядных пособий, активно используются компьютерные технологии (КТ)

Распознавание через сравнения, обобщения, постановки проблемы; индивидуальную, фронтальную, групповую практическую работу; демонстрацию наглядных пособий на фоне, без фона и т.д.

Дидактические игры когнитивной направленности, творческие, статические, динамические (физкультминутки, динамические паузы)

Объяснение (анализ научных фактах)

 

Определение объектов через сравнения, обобщения, постановки проблемы; индивидуальную, фронтальную, групповую практическую работу; демонстрацию наглядных пособий на фоне, без фона и т.д.

Дидактические игры бытовой направленности

Инструктаж (устная или письменная форма)

 

Эксперимент через сравнения, обобщения, постановки проблемы; индивидуальную, фронтальную, групповую практическую работу; демонстрацию наглядных пособий

Дидактические игры воспитательной направленности

 

Организационные формы работы.

Таблица 2

Комбинированно-коррекционный урок

Урок с практическими работами

Урок-экскурсия

Обобщающий урок

Наблюдение, поиск, дискуссия (учебный диалог/полилог). Практикум, игра, повторение, изучение, закрепление нового материала через беседу, рассказ, использование КТ

Опыты, работа с Дневниками наблюдений, Экологическими словарями, энциклопедиями иллюстрирован-

ными и без иллюстративного материала, сбор природного материала, дальнейшая обработка, использование КТ

Вводная беседа, самостоятельное наблюдение по заданию учителя, беседа, выводы по экскурсии

Беседа по изученному материалу. Раскрытие сущности природоведческих понятий, установление взаимосвязей между предметами и явлениями, знакомство с объективными закономерностями, использование КТ

 

Виды наглядности.

Таблица 3

Направления

Содержание

Функция

Естественная наглядность (живые объекты природы); (фиксированные объекты живой природы)

Комнатные, овощные, плодово-ягодные и другие растения, (посещение выставок  экзотических животных),  люди, и т.д.;

гербарии, чучела, коллекции плодов семян и т.д.

Знакомство учащихся с реальными объектами природы

Экспериментальная наглядность

Явления испарения, таяние снега, льда, движение облаков и т.д.

Знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений

Картинная и картинно-динамическая наглядность

Картины, рисунки, фотографии, слайды, иллюстрации, компьютерные технологии

Познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение

Объёмная наглядность

Макеты, модели цветков, торса, глобуса; компас, термометр, муляжи плодов и т.д.

Знакомство с теми предметами, где объёмное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии

Звуковая наглядность

Магнитофонные записи, радио, компьютерные технологии

Воспроизведение звуковых образов с целью активизации работы слухового анализатора

Символическая и графическая наглядность

Статические картины, диаграммы, чертежи, схемы, карты, таблицы, компьютерные технологии

Знакомство с условно-обобщённым, символическим отображением реального мира

Смешанная наглядность

Учебный звуковой кинофильм, компьютерные технологии

Воссоздание наиболее полного живого отображения действительности

 

Структура рабочей программы 5 класса

Таблица 4

Учебно-тематический план по курсу природоведения (5 класс) включает: 4 раздела, 68 тем, из которых 45 объяснительно-пояснительных, 19 самостоятельно-практических, 4 контрольных

Раздел  1.   Природа нашей Родины

1.1.          Растения луга

1.2.          Животные луга

1.3.          Использование и охрана лугов

1.4.          Как растения леса приспособлены к совместной жизни

1.5.          Растения леса.  Грибы

1.6.          Животные леса

1.7.          Использование и охрана лесов

1.8.          Водоёмы

1.9.          Растения водоёма

1.10.      Животные водоема

1.11.      Использование и охрана водоемов

1.12.      Поле. Зерновые культуры

1.13.      Овощные и технические культуры

1.14.      Животные поля

1.15.      Сад. Растения сада

1.16.      Животные сада

1.17.      Проверь сам себя

1.18.      Итоговый урок

Итого по разделу: 18 часов

 

1

1

1

 

 

1

1

 

1

1

1

 

1

1

1

1

1

 

 

13

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест1

1

Раздел 2. Организм человека

2.1.            Мозг и нервы

2.2.            Органы чувств

2.3.            Кожа. Уход за кожей

2.4.            Опора тела. Скелет

2.5.            Осанка и здоровье

2.6.            Мышцы. Работа мышц

2.7.            Как укрепить мышцы

2.8.            Кровь. Кровообращение

2.9.            Пульс. Как укрепить сердце

2.10.       Дыхание

2.11.       Как беречь себя от заболеваний органов дыхания

2.12.       Пища. Пищеварение

2.13.       Как уберечь зубы. Витамины

2.14.       Выделение вредных веществ из организма

2.15.       Проверь сам себя

2.16.       Итоговый урок

Итого по разделу: 16 часов

 

1

1

1

1

 

1

 

1

 

1

 

1

1

 

 

1

 

 

10

 

 

 

 

 

1

 

1

 

1

 

 

 

 

1

 

 

1

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест1

1

Раздел 3. Люди на планете Земля

            3.1.   Земля – космическое тело

            3.2.   Солнце – звезда

            3.3.   Солнце – тепло

            3.4.   Какую форму имеет земля?

            3.5.   Глобус

            3.6.   Карта полушарий

            3.7.   Как развивалась жизнь на Земле

            3.8.   Первые люди

            3.9.   Во что верили первобытные люди

            3.10. Как люди открывали Землю

            3.11. Как человек расселился на Земле

            3.12. Три цвета кожи

            3.13. Проверь сам себя

            3.14. Разнообразие условий жизни на Земле

            3.15. В Арктике

            3.16. Растительный и животный мир         Арктики

            3.17. Арктика и человек

            3.18. В пустыне Африки

            3.19. Растительный и животный мир Сахары

            3.20. Сахара и человек

            3.21. В экваториальном лесу Южной Америки

            3.22. Растительный и животный мир экваториального леса

            3.23. Экваториальный лес и человек

            3.24. Проверь сам себя

            3.25. Итоговый урок

Итого по разделу: 25 часов

 

1

1

1

1

 

1

1

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

1

1

1

1

 

1

 

1

1

 

 

20

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест1

1

Раздел 4. Родной край

4.1.          Карта Томской области

4.2.          Природа Томской области

4.3.          Водоемы Томской области

4.4.          Растения и животные водоемов Томской области

4.5.          Животные и птицы Томской области

4.6.          Полезные ископаемые Томской области

4.7.          Труд людей области

4.8.          Проверь сам себя

4.9.          Итоговый урок

Итого по разделу: 9 часов

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

2

 

1

1

1

 

1

 

 

 

1

1

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест1

1

Всего: 68 часов

45

19

4

 

Характеристика основных блоков рабочей программы

«Природа нашей Родины» 1-ый блок

Почва, её состав, виды почв. Значение и охрана почв. Растительный и животный мир водоемов, лесов, полей и лугов (для изучения берутся те из перечисленных ландшафтов, которые преобладают в данной местности).

Зерновые, овощные и технические культуры.

Охрана растений и животных в области (крае, республике). Что дает наш край стране? Участие детей в общественно полезном труде при охране природных объектов.

Работа с натуральными объектами: растительность леса, полевые культуры (знакомство с растениями дикого и культурного ландшафта своей местности).

 

«Организм человека» 2-ой блок

Строение тела человека (более полное ознакомление со строением организма человека и функциями органов). Кожа и ее функции. Гигиена кожи. Скелет и осанка. Значение правильной посадки. Мышцы, их укрепление. Значение физического труда и физической культуры для укрепления мышц.

Органы кровообращения и их функции. Сердце, его укрепление. Органы дыхания. Гигиена дыхания, предупреждение простудных заболеваний. Органы пищеварения и их функции.  Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Нервная система. Органы чувств. Гигиена нервной системы и органов чувств. Режим труда и отдыха.  Здоровый образ жизни – здоровый человек.

Практические работы. Подсчёт пульса в спокойном состоянии, после бега на месте или десяти приседаний; сравнение данных у детей слабых и физически развитых; приемы оказания первой помощи при некоторых кровотечениях, простейшей обработки небольших ран, наложения повязок (практическая работа проводится во внеурочное время под руководством медицинского работника школы).

 

«Люди на планете Земля» 3-ий блок

Солнечная система. Солнце — звезда, источник света и тепла для Земли. Прямолинейное распространение света.

Планеты. Планета Земля: расстояние от Земли до Солнца, сравнительные размеры Земли и Солнца, форма Земли, вид Земли из космоса, глобус — модель Земли; полюсы, экватор.

Движение Земли: вращение Земли вокруг оси — причина смены дня и ночи; годовое движение Земли вокруг Солнца, смена времён года.

Разнообразие климата  и условий жизни на Земле. Люди с разным цветом кожи.  Разнообразие растительного и животного мира на Земле.

Практические работы. Обучение умению показывать на глобусе и карте полушарий полюсы, экватор, северное и южное полушария, линии направления север — юг, запад — восток. Обучение ориентированию по Полярной звезде.

Демонстрация теллурия для объяснения годового движения Земли вокруг Солнца.

 

«Родной край» 4-ый блок

Размер территории Томской области, её природа, растительный и животный мир, полезные ископаемые. Влияние деятельности человека на животный и растительный мир и его охрана. «Красная книга» Томской бласти

 

Содержание рабочей программы (5 класс)

Таблица 5

П/

Первый блок темы

Цели

Оборудование, примечания

1.1.

Растения луга

[с.138-141]

Познакомить с многолетними травами; определить, какая польза от трав для человека?

Учебник, гербарий необходимых трав, речевые карточки

1.2.

Животные луга

[с.141-143]

Выяснить, какие животные обитают на лугу, как приспосабливаются к условиям жизни? Определить связь животных луга с растениями и друг с другом

Учебник, речевые карточки, иллюстрации с изображением животных луга, таблица, характеризующая связь животных с растениями

1.3.

Использование и охрана лугов

[с.144-145]

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру

Представление наглядного материала посредством компьютерных технологий

1.4.

Как растения леса приспособлены к совместной жизни

[с.147-150]

Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям

Кроссворд «Этажи леса»

1.5.

Растения леса. Грибы

[с.150-155]

Дать представления о растениях леса, о способах размножения, развивать внимание, мышление; воспитывать бережное отношение к природе

Представление наглядного материала посредством компьютерных технологий

1.6.

Животные леса

[с.156-157]

Совершенствовать знания о жизни животных в лесу; познакомить с экологическими связями между растениями и животными

Представление наглядного материала посредством компьютерных технологий

1.7.

Использование и охрана лесов

[с.159]

Познакомить учащихся с изменениями, происходящими в жизни широколиственных и хвойных растений; воспитывать бережное отношение к природе

Учебник; таблицы-схемы  по охране леса; конверты с названиями деревьев для составления деревьев из частей: корень, ствол, ветки

1.8.

Водоемы

[с.160]

Формировать знания о том, что вода в природе никуда не исчезает, она путешествует, переходя из одного состояния в другое

Учебник, иллюстрации

1.9.

Растения водоема

[с.161-163]

Дать первоначальное представление о водоёмах и растениях как о природном сообществе; познакомить с наиболее типичными представителями растительного мира водоёмов

Учебник; карточки и таблички на магнитах для моделирования, иллюстрации с изображением растений водоёмов

1.10.

Животные водоема

[с.163-165]

Дать первоначальное представление о водоёмах и животных как о природном сообществе; познакомить с наиболее типичными представителями животного мира водоёмов

Представление наглядного материала посредством компьютерных технологий

1.11.

Использование и охрана водоемов

[с.165-166]

Закрепить представления о водоёмах с их типичными представителями; воспитывать бережное отношение к водоёмам, поскольку их обитатели чувствительны к загрязнению

Учебник; иллюстрации растений и животных водоёмов; коллекция «Торф», загадки, кроссворд

1.12.

Поле. Зерновые культуры

[с.166-167]

Дать детям представление о росте и развитии растений из семян; развивать умение вести наблюдения; воспитывать любовь к природе

Учебник, методическое пособие «Развитие растения из семени» (таблица и динамическое пособие)

1.13.

Овощные и технические культуры

[с.167-169]

Развивать умение размышлять, рассуждать, сравнивать, обобщать; воспитывать любовь к природе, внимательность, наблюдательность

Учебник, методическое пособие «Развитие растения из семени» (таблица и динамическое пособие)

1.14.

Животные поля

[с.171-173]

Обобщить знания детей о животных поля; раскрыть причинно-следственные связи между животными; воспитывать бережное отношение  к природе

Познакомить детей с разнообразием животных поля, их группами и видами; научить различать животных по их признакам, воспитывать интерес к миру животных

1.15.

Сад. Растения сада

[с.173-174]

Дать представление о растениях сада, для чего человек выращивает плодовые культуры, травянистые растения? Что получает человек от своей деятельности?

Познакомить детей с разнообразием растений сада, их группами и видами; научить различать растения по их признакам, воспитывать интерес к миру растений

1.16.

Животные сада

[с.174-176]

Дать представления о вредных и полезных насекомых – обитателей сада, методах борьбы

Представление наглядного материала посредством компьютерных технологий

1.17.

Проверь сам себя

[с.176-178]

Закрепить знания, умения и навыки по пройденным темам через самостоятельное заполнение кроссворда

Иллюстративный материал по пройденным темам; обмен информацией и её коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулировка выводов

1.18.

Итоговый урок

Выявить уровень знаний по вопросам экологического воспитания за прошедший курс; повторить слабо усвоенный материал

Выявление знаний, умений, навыков по пройденным темам

 

Второй блок темы

Цели

Оборудование, примечания

2.1.

Мозг и нервы

[с.27-29]

Дать представления учащимся, что благодаря мозгу и нервам все органы работают согласованно

Использование КТ, презентация «Познай самого себя»

2.2.

Органы чувств

[с.29-31]

Обобщить знания учащихся об органах чувств; учить заботиться о своём здоровье; воспитывать гигиенические навыки

Учебник, презентация «Познай самого себя»

2.3.

Кожа. Уход за кожей

[с.32-33]

Познакомить учащихся с основными правилами ухода за кожей, воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Учебник, презентация «Познай самого себя»

2.4.

Опора тела. Скелет

[с.33-35]

Формировать общее представление о скелете человека как опоре организма: познакомить со строением скелета

Учебник, иллюстрация «Скелет человека», карточки для повторения материала

2.5.

Осанка и здоровье

[с.36-37]

Познакомить с правильной осанкой и соблюдением правил посадки; воспитывать чувство ответственности за своё здоровье

Учебник, плакаты о посадке, иллюстрация «Положение тетради при письме», карточки для повторения материала

2.6.

Мышцы и работа мышц

[с.38-40]

Формировать общее представление о работе мышц, о том, что сокращение и расслабление мышц приводит в движение те или иные кости человека

Учебник, иллюстрация с изображением мышц человека

2.7.

Как укрепить мышцы

[с.40-41]

Формировать представление о необходимости занятий физической культурой с целью не только сохранения работоспособности мышц, но и их укрепления (практическая работа)

Учебник, плакат «Мышцы человека»

2.8.

Кровь. Кровообращение

[с.41-43]

Познакомить с главным двигателем крови в организме человека – сердцем; воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Учебник, иллюстрации в учебнике

2.9.

Пульс. Как укрепить сердце

[с.44-45]

Углубить знания о  главном двигателе крови в организме человека – сердце; воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Учебник, иллюстрации в учебнике

2.10.

Дыхание

[с.45-47]

Дать общие представления об органах дыхания: нос, трахея, бронхи, лёгкие; воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Учебник, иллюстрации в учебнике

2.11.

Как беречь себя от заболеваний органов дыхания

[с.47-48]

Познакомить учащихся с основными правилами охраны и укрепления здоровья; показать связь мероприятий по охране здоровья; расширять представления детей о своём здоровье

Учебник, стихотворение С. Михалкова «Грипп», иллюстрация к стихотворению

2.12.

Пища. Пищеварение

[с.49-50]

Познакомить учащихся с растительными и животными продуктами питания

Иллюстрации с изображением растительных и животных продуктов питания

2.13.

Как уберечь зубы. Витамины

[с.51-53]

Познакомить со строением и функциями зубов, с правилами охраны зубов, с причинами возникновения кариеса; воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Предметно-практическая деятельность; предметы гигиены, таблично-иллюстративный материал по уходу за зубами

2.14.

Выделительная система организма человека

[с.53-54]

Познакомить учащихся с выделительными системами: кожа, лёгкие, кишечник, почки; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью

Учебник, иллюстрации, игра «Подбери картинку»

2.15.

Проверь сам себя

[с.83-84]

Закрепить знания, умения и навыки по пройденным темам через самостоятельное заполнение кроссворда

Иллюстративный материал по пройденным темам; обмен информацией и её коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулировка выводов

2.16.

Итоговый урок

Выявить уровень знаний по вопросам экологического воспитания за прошедший курс; повторить слабо усвоенный материал

Выявление знаний, умений, навыков по пройденным темам

 

Третий блок темы

Цели

Оборудование, примечания

3.1.

Земля – космическое тело

[с.180-181]

Учить любви к планете – Земля; воспитывать наблюдательность; развивать умение размышлять, рассуждать, сравнивать, обобщать

Глобус, карта земных полушарий, атлас, иллюстрация с изображением телескопа

3.2.

Солнце - звезда

[с.181-182]

Учить любви к природе, внимательному отношению к ней; воспитывать наблюдательность; развивать умение размышлять, рассуждать, сравнивать, обобщать

Иллюстрация «Положение солнца», атлас «Космические тела», учебник

3.3.

Солнце - тепло

[с.183-185]

Расширить представления учащихся о самой близкой к нам звезде – Солнце.

Учебник, таблицы: «Солнце – источник тепла», «Солнце – источник жизни»; схема «Движение земли»

3.4.

Какую форму имеет земля?

[с.185-189]

Формировать правильное представление учащихся о форме земли

Иллюстрации в учебнике, атлас

3.5.

Глобус

[с.190-191]

Формировать представление о Земле через работу с глобусом, отражающим поверхность Земли: голубой – вода, зелёный и коричневый - суша

Учебник, модель глобуса, предметно-практическая деятельность

3.6.

Карта полушарий

[с.191-193]

Развивать пространственное представление, учить находить Северный полюс, Южный полюс, различать меридианы и параллели

Карта полушарий, учебник, атлас

3.7.

Как развивалась жизнь на Земле

[с.195-198]

Развивать воображение, умение почувствовать время

Учебник, книга Ирины Яковлевой «След Динозавра»

3.8.

Первые люди

[с.199-201]

Дать представление о том, что человек разумный не только занимался разнообразной работой (охотился, добывал огонь, готовил пищу), но и придумывал различные орудия

Учебник, иллюстрации с изображением первобытных людей

3.9.

Во что верили первобытные люди

[с.202-204]

Развивать воображение, дать представление, что жизнь первобытных людей была связана с природой

Учебник, иллюстрации с изображением первобытных людей, картинки природы

3.10.

Как люди открывали Землю

[с.205-207]

Дать общее представление об экспедициях, о любознательных людях, устремлявшихся на поиски дальних земель

Учебник, иллюстрация

3.11.

Как человек расселился на Земле

[с.208]

Познакомить с понятием археология, дать знания о том, что место обитания человека всегда было связано с природой

Учебник, иллюстрация

3.12.

Три цвета кожи

[с.208-209]

Познакомить учащихся с тремя группами людей: чёрная раса, белая раса, жёлтая раса

Учебник, иллюстрация

3.13.

Проверь сам себя

Повторить слабо усвоенный материал

Выявление знаний, умений, навыков по пройденным темам

3.14.

Разнообразие условий жизни на Земле

[с.210-211]

Дать понятие от чего зависит продолжительность дня и температура воздуха на Земле, почему условия жизни на Земле не везде одинаковы

Учебник, атлас, карта Северного и Южного полюса

3.15.

В Арктике

[с.211]

Познакомить учащихся с природой и животными Крайнего Севера, с их особенностями; показать взаимосвязь неживой и живой природы Арктики

Учебник, карта полушарий, атласы, картины с изображением животных, речевые карточки: «дрейфующий лёд», «птичий базар», «орнитологи», «полярники»

3.16.

Растительный и животный мир Арктики

[с.212-214]

Расширить знания учащихся о растительном и животном мире Арктики

Учебник, карта полушарий, атласы, картины с изображением животных

3.17.

Арктика и человек

[с.214-215]

Углубить знания учащихся о деятельности человека в арктических условиях: рыболовство, природные богатства и т.д.

Учебник, атлас, карта полушарий

3.18.

В пустыне Африки

[с.215]

Дать общее представление об Африке

Учебник

3.19.

Растительный и животный мир Сахары

[с.216-218]

Познакомить учащихся с преобладающими видами животных зоны пустынь, их приспособлением к условиям окружающей среды

Учебник, фотографии, иллюстративный материал

3.20.

Сахара и человек

[с.218-219]

Познакомить учащихся с основным занятием человека Сахары – животноводством, полезными ископаемыми: нефть, газ, медные и железные руды.

Учебник, иллюстрации с изображением коз, овец, верблюдов

3.21.

В экваториальном лесу Южной Америки

[с.219-220]

Дать общее представление об экваториальном лесе

Учебник, иллюстрация «Южная Америка»

3.22.

Растительный и животный мир экваториального

леса

[с.220-221]

Познакомить учащихся с растительным миром Южной Америки:: шоколадное дерево (какао), красное дерево, пальмы

Учебник, иллюстративный материал

3.23.

Экваториальный лес и человек

[с.221-223]

Дать представление учащимся о строительстве дорог, вырубки и выжигании экваториальных лесов, что неизбежно приведёт к гибели животных, уменьшению осадков и т.д.

Учебник, иллюстрации с изображением животного мира, атлас

3.24.

Проверь сам себя

[с.237-239]

Закрепить знания, умения и навыки по пройденным темам через самостоятельное заполнение кроссворда

Иллюстративный материал по пройденным темам; обмен информацией и её коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулировка выводов

3.25.

Итоговый урок

Выявить уровень знаний по вопросам экологического воспитания за прошедший курс; повторить слабо усвоенный материал

Выявление знаний, умений, навыков по пройденным темам

 

Четвертый блок темы

Цели

Оборудование, примечания

4.1.

Карта Томской области

Расширить представление учащихся о красоте природы родного края, родной земли

Карта Томской области

4.2.

Природа Томской области

Углубить представление учащихся о красоте природы Томской области

Красная книга, фотографии с изображением природы родного края

4.3.

Водоемы Томской области

Дать представление о водоёмах Томской области; познакомить с наиболее типичными представителями животного мира водоёмов Томской области

Представление наглядного материала посредством компьютерных технологий; Красная книга

4.4.

Растения и животные водоемов Томской области

Через понятие «экология» сформировать у детей единый, ценностно-окрашенный образ растительного и животного мира как дома, своего собственного и общего для всех людей

Атлас, глобус, иллюстрации, картины изображающие природный мир Томской области

4.5.

Животные и птицы Томской области

Дать  представление о животных и птицах Томской области; познакомить с наиболее типичными представителями

Представление наглядного материала посредством компьютерных технологий

4.6.

Полезные ископаемые Томской области

Познакомить с полезными ископаемыми Томской области, для чего человек организует добычу полезных ископаемых, как использует ПИ

Учебник, карта Томской области с указанием месторождений полезных ископаемых

4.7.

Труд людей Томской области

Показать связь между природой и трудовой деятельностью человека, проживающего на территории Томской области; воспитывать бережное отношение к человеку труда, к родной природе

Учебно-практическая деятельность в школьной библиотеке с использованием литературы

4.8.

Проверь сам себя

Закрепить знания, умения и навыки по пройденным темам через самостоятельное заполнение кроссворда

Иллюстративный материал по пройденным темам; обмен информацией и её коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулировка выводов

4.9.

Итоговый урок

Выявить уровень знаний по вопросам экологического воспитания за прошедший курс; повторить слабо усвоенный материал

Выявление знаний, умений, навыков по пройденным темам

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 5-ого класса

К концу V класса учащиеся должны знать:

сезонные изменения в природе своей местности;

некоторые особенности природы своей местности (почвы, рас­тения и животные);

мероприятия по охране природы своей местности;

простейшие правила личной и общественной гигиены;

названия и функции важнейших органов организма человека;

роль медицинских осмотров для профилактики забо­леваний;

отличие живой природы от неживой;

особенности сезонного труда людей своей местности;

о том, что Земля — планета, Солнце — звезда, Луна — спутник Земли;

свойства воздуха; значение воздуха, меры по его охране;

о работе ветра в природе.

три состояния воды в природе;

вода — растворитель;

о работе воды в природе;

горные породы;

о причинах разрушения горных пород;

рудные и нерудные полезные ископаемые;

отличие почвы от горной породы;

взаимосвязь живой и неживой природы;

необходимость охраны воздуха, почвы, воды, растительного и животного мира.

К концу V класса учащиеся должны знать:

определять с помощью опытов изученные свойства местных почв;

различать 3—4 растения местного ландшафта, 5—6 животных своей местности;

измерять температуру воздуха по термометру;

определять направление ветра по флюгеру;

обозначать явления погоды условными знаками в календаре по­годы;

сравнивать погоду разных дней по календарю;

определять с помощью опытов свойства воздуха;

охранять растения и животных;

культурно вести себя в природе;

соблюдать правила безопасности при проведении опытов и пра­вила личной гигиены;

показывать по карте и глобусу экватор, полюсы, полушария, океаны: Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый; материки: Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида;

на простейших примерах раскрывать связь между живой и неживой природой.

 

Заключение

Перед курсом природоведения в школе слабослышащих детей стоит специальная задача, заключающаяся в развитии речи и словесно-логического мышления учащихся с неполноценным слуховым восприятием на основе природоведческого материала.

На уроках природоведения, как и на всех других, должно правильно реализовываться требования, предъявляемые к восприятию обращённой речи (на слухозрительной основе или на слух) и к оформлению учащимися своих высказываний (контроль над собственным произношением и исправление допускаемых ошибок).

Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как некий проект, который реализуется через совместную деятельность педагога и ребёнка в семье. В поддержку этой деятельности включены презентационные материалы, составленные педагогами по определённым темам, с помощью которых обучающийся в семейном окружении имеет возможность закрепить полученный на уроке материал, обсудить с близкими людьми ту или иную тему, что является стимулом для сближения разных точек зрения.

 

Перечень наглядных пособий

Натуральные пособия:

Ø  гербарии дикорастущих и культурных растений (края Томской области);

Ø  коллекции плодов и семян. Съедобные части растений – овощи, фрукты, ягоды, орехи;

Ø  комнатные растения (цветущие глубокой осенью, зимой и весной), цветочные горшки с почвой.

 

Таблицы, макеты, модели, игры (дидактические):

Ø  иллюстративный ламинированный материал, отражающий направления: дикие и домашние животные, деревья, кустарники, растения, и т.д.;

Ø  макет часов, макет градусника;

Ø  игры «Биологическое лото», «Зоологическое лото», «Ботаническое лото» и др.

 

Экранные средства

Презентации: «Познай самого себя», «Домашние животные», «Овощи», «По страницам Красной книги», «Прогулки по Томску», «Чудо всегда рядом», «Осенняя пора, очей очарованье», «Времена года», «Голоса птиц в природе», «Весенняя гостиная».

 

Список литературы, используемой при составлении программы

 

1.           Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк. / Н.Ф. Виноградова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.

2.           Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы: лекции 1-4 (68с), 5-8 (72 с.) – М.: Пед. университет «Первое сентября» 2008г.

3.           Галенс Дж., Пир Н. Книга ответов для почемучки: Пер. с англ. А. Ишутиной. – Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. – 400 с.: ил.

4.           Географический атлас «Мир и человек». Изд-во ГУГК Объединение «Картография». Ответственный редактор И.К. Жданова. М.: 1987г. – 72 ст.

5.           Географический атлас «Мир вокруг нас». Изд-во ГУГК Объединение «Картография». Ответственный редактор И.К. Жданова. М.: 1991г. – 72 ст.

6.           Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 256 с. (Я иду на урок).

7.           Начальная школа. Методическая газета объединения педагогических изданий «Первое сентября» для учителей начальной школы. Главный редактор газеты Мария Соловейчик. –  М.: Учредитель ООО «Чистые пруды». 6/2010 г. – С. 42-43.

8.           Обучение в 3 классе. Пособие для учителя четырёхлет. нач. шк. В 2 кн. Кн. 2.  Математика. Природоведение. Трудовое обучение. Физическая культура. Изобразительное искусство / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.; Под редакцией Б.И. Фоминых. – М.: - Просвещение.1988. –  428 с.

9.           Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания  природоведения: Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения». – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

10.       Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей). Ответственный редактор Г.К. Коровин. – М.: - Просвещение. 2002. –  439 с.

11.       Средства обучения и методика их использования в начальной школе: Кн. для учителя / Г.Ф. Суворова, Я.В. Владимиров, А.В. Полякова и др.; Под ред. Г.Ф. Суворовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.

12.       Титова М.Ф. Изучение природы в 1 – 5 классах школ глухих: Кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1983. – 152 с.

 

Список литературы для обучающих

 

1.           Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк. / Н.Ф. Виноградова. – 6-е изд.. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.

2.           Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных школ / Н.Ф. Виноградова. – 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф. 2009. – 64 с.

3.           Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных школ / Н.Ф. Виноградова. – 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф. 2009. – 64 с.

4.           Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана Граф, 2009. – 32 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).

5.           Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана Граф, 2009. – 48 с.: ил. – (Начальная школа XXI века).


Департамент общего образования

Департамент общего образования

Пояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения программы начального общего образования

Пояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения программы начального общего образования

Базой выше указанного курса представлены программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Базой выше указанного курса представлены программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Земле и Солнце, об относительной приспособленности растений и животных к различным условиям среды обитания; Ø воспитывать такие качества, как желание трудиться, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь,…

Земле и Солнце, об относительной приспособленности растений и животных к различным условиям среды обитания; Ø воспитывать такие качества, как желание трудиться, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь,…

Практическая реализация принципов программы: Ø создание положительного эмоционального фона в процессе урочной деятельности педагога и ребёнка; Ø индивидуализация коррекционных приёмов и методов; Ø создание развивающей…

Практическая реализация принципов программы: Ø создание положительного эмоционального фона в процессе урочной деятельности педагога и ребёнка; Ø индивидуализация коррекционных приёмов и методов; Ø создание развивающей…

КТ)Распознавание через сравнения, обобщения, постановки проблемы; индивидуальную, фронтальную, групповую практическую работу; демонстрацию наглядных пособий на фоне, без фона и т

КТ)Распознавание через сравнения, обобщения, постановки проблемы; индивидуальную, фронтальную, групповую практическую работу; демонстрацию наглядных пособий на фоне, без фона и т

Практикум, игра, повторение, изучение, закрепление нового материала через беседу, рассказ, использование

Практикум, игра, повторение, изучение, закрепление нового материала через беседу, рассказ, использование

Воспроизведение звуковых образов с целью активизации работы слухового анализатора

Воспроизведение звуковых образов с целью активизации работы слухового анализатора

Мышцы. Работа мышц 2.2.

Мышцы. Работа мышц 2.2.

Раздел 4. Родной край 4.1.

Раздел 4. Родной край 4.1.

Солнечная система. Солнце — звезда, источник света и тепла для

Солнечная система. Солнце — звезда, источник света и тепла для

Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям

Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям

Использование и охрана водоемов [с

Использование и охрана водоемов [с

Проверь сам себя [ с.176-178 ]

Проверь сам себя [ с.176-178 ]

Учебник, плакаты о посадке, иллюстрация «Положение тетради при письме», карточки для повторения материала 2

Учебник, плакаты о посадке, иллюстрация «Положение тетради при письме», карточки для повторения материала 2

Учебник, стихотворение С. Михалкова «Грипп», иллюстрация к стихотворению 2

Учебник, стихотворение С. Михалкова «Грипп», иллюстрация к стихотворению 2

Глобус, карта земных полушарий, атлас, иллюстрация с изображением телескопа 3

Глобус, карта земных полушарий, атлас, иллюстрация с изображением телескопа 3

Во что верили первобытные люди [с

Во что верили первобытные люди [с

Арктика и человек [с.214-215]Углубить знания учащихся о деятельности человека в арктических условиях: рыболовство, природные богатства и т

Арктика и человек [с.214-215]Углубить знания учащихся о деятельности человека в арктических условиях: рыболовство, природные богатства и т

Иллюстративный материал по пройденным темам; обмен информацией и её коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулировка выводов 3

Иллюстративный материал по пройденным темам; обмен информацией и её коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулировка выводов 3

Животные и птицы Томской области

Животные и птицы Томской области

Земля — планета, Солнце — звезда,

Земля — планета, Солнце — звезда,

Перечень наглядных пособий Натуральные пособия: Ø гербарии дикорастущих и культурных растений (края

Перечень наглядных пособий Натуральные пособия: Ø гербарии дикорастущих и культурных растений (края

Начальная школа. Методическая газета объединения педагогических изданий «Первое сентября» для учителей начальной школы

Начальная школа. Методическая газета объединения педагогических изданий «Первое сентября» для учителей начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2021