Пояснительная записка
- Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2020 г. № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345»;
- Положение «О рабочих программах учебных предметов, курсов (ФГОС) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицея № 33»;
- Образовательная программа основного общего образования МОБУ лицея №33 на 2020-2021 учебный год;
-Учебный план МОБУ лицея №33 на 2020-2021 учебный год.
Название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой разработана рабочая программа:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011. Примерные программы по учебным предметам.
- Программа курса литературы для 5 – 11 классов образовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012г.
Нормативная продолжительность изучения содержания программы соответствует учебному плану основного общего образования - 3 учебных часа в неделю. Программа рассчитана на 102 часа, в том числе на контрольные работы отводится 6 часов и работы по развитию речи - 7 часов.
В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание учебного предмета направлено на реализацию следующих целей изучения литературы:
- способствовать духовному становлению личности;
- формированию нравственных позиций, эстетического вкуса;
- совершенному владению речью;
- осмыслению литературы как особой формы культурной традиции.
Задачи:
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки художественных произведений;
- совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи;
- развитие потенциальных творческих способностей школьников.
Для реализации рабочей программы используется учебно – методический комплект, включающий в себя:
- учебник (Литература 5 класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений под ред. Т.Ф.Курдюмовой, М.: Дрофа, 2012 г.);
- методическое пособие для учителя (Литература 5 кл.: Методические рекомендации для учителя под ред. Т.Ф.Курдюмовой, М.: Дрофа, 2012 г.).
Раздел I «Планируемые результаты освоения учебного предмета»
Личностные результаты освоения литературы как учебного предмета:
- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;
- различать основные нравственно-эстетические понятия;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию уважительно относиться к родной литературе;
- оценивать свои и чужие поступки;
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные результаты освоения литературы как учебного предмета:
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- анализировать достижение цели;
. воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для еѐ решения;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);
- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;
- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Предметные результаты освоения литературы как учебного предмета.
Обучающийся научится:
- видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную или вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице);
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Раздел II «Содержание учебного предмета»
Введение. Литература – искусство слова. (2 часа)
Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: метафора, сравнение, эпитет, риторическое обращение, риторический вопрос и т.д. Труд писателя и труд читателя.
Мифы народов мира. (3 часа)
Мифы разных времён и разных народов. Мифы, изученные на уроках истории. Связь мифов с ритуалами. Календарные мифы и календарные праздники. Персонажи славянской мифологии.
Устное народное творчество (фольклор). (12 часов)
Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отражённое в фольклоре.
Былины. Русский народный эпос – былины. Циклы былин. Герои и события былин. Старшие богатыри. Патриотический пафос былины. Художественные особенности. Исполнители былин.
Русские народные сказки. Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок. Сказка «Лягушка- царевна».
Сказки народов мира. Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трусость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главное достоинство героев сказок. Сказка «Тысяча и одна ночь».
Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.
Русский народный театр. Народный театр в истории русской литературы. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой кукольных пьес – Петрушка. Синкретический характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора. Пьеса «Озорник Петрушка».
Литература 19 века. (36 часов)
Русская классическая литература 19 века. Славные имена русских писателей 19 в. Популярность русской классики.
Золотой век русской поэзии.
И.А. Крылов «Свинья под дубом», «Зеркало и обезьяна», «Осёл и мужик». А.С. Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы», поэма «Руслан и Людмила».
М.Ю. Лермонтов. « И вижу я себя ребёнком…», «Парус», « Листок», «Из Гёте».
Н.В. Гоголь. «Пропавшая грамота». Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки».
И.С. Тургенев. «Муму».
Поэтический образ Родины.
И.С. Никитин « Русь»;
М.Ю. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын…» (Из поэмы «Сашка»).
А.В. Кольцов «Косарь»;
А.К. Толстой «Край ты мой…»;
Н.А. Некрасов «Соловьи»;
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», « Летний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Листья».
А. А. Фет. «Весенний дождь», «Учись у них - у дуба, у березы...». «Я пришел к тебе с приветом...», «Летний вечер тих и ясен...».
Героическое прошлое России.
М. Ю. Лермонтов. «Бородино».
Л. Н. Толстой. «Петя Ростов». Отрывки из романа «Война и мир».
М. А. Булгаков. «Петя Ростов». Отрывок из инсценировки романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Литература 20 века. ( 34 часа)
Век 19 и век 20. Связь веков. И. А. Бунин. «26-е мая». А. А. Ахматова. «В Царском Селе». В. А. Рождественский. «Памятник юноше Пушкину». К.Д. Бальмонт «Пушкин».
Литературные сказки XX века.
К. Г. Паустовский. «Рождение сказки».
X. К. Андерсен. «Снежная королева».
А. П. Платонов. «Волшебное кольцо».
Д. Родари. «Сказки по телефону».
В. В. Набоков. «Аня в Стране чудес».
Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно».
Проза русских писателей XX столетия.
И. С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым». «За карасями».
Е. И.Замятин. «Огненное «А».
А. И. Куприн. «Мой полет».
Поэтический образ Родины.
А. А. Блок. «На лугу». «Ворона».
И. А. Бунин. «Сказка».
К. Д. Бальмонт. «Снежинка». «Фейные сказки».
С. А. Есенин. «Пороша». «Черемуха».
М. М. Пришвин. «Времена года». Отрывки.
Н. А. Заболоцкий. «Оттепель».
Д. Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето…».
Н. М. Рубцов. «В горнице».
Мир наших братьев меньших. С. А. Есенин. «Песнь о собаке».
В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».
Героическое прошлое России.
А. И. Фатьянов. «Соловьи. А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». А. А. Ахматова. «Мужество». Р. Г. Гамзатов. «Журавли».
Современная литература.
В. П. Астафьев. «Васюткино озеро».
Т. Янссен. «Последний в мире дракон».
Путешествия и приключения. (18 часов)
Покорение пространства и времени. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Глава шестая.
Р. Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена».
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Глава первая.
А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста».
Новая жизнь знакомых героев. Н. С. Гумилев. «Орел Синдбада».
Б. Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода».
Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой.
Чтение летом. М. И. Цветаева. «Книги в красном переплете»
Раздел III «Тематическое планирование»
Название раздела |
Количество часов, отводимое на освоение раздела |
Название темы |
Количество часов, отводимое на освоение темы |
Примерные сроки освоения темы (с__ по __ ) |
Формы текущего контроля успеваемости по теме, примерные сроки контроля |
|
Введение. |
2 |
Литература - искусство слова. |
2 |
С 01.09 по 02.09 |
|
|
Мифы народов мира. |
3 |
Мифы разных времён и народов. |
3 |
С 07.09 по 09.09 |
|
|
Фольклор. |
12 |
Былины. Былина «Три поездки Ильи Муромца». |
2 |
С 14.09 по 15.09 |
|
|
Русские народные сказки.
|
2 |
С 16.09 по 21.09 |
|
|||
Сказки народов мира. |
3 |
С 22.09 по 28.09 |
|
|||
Малые жанры фольклора. |
5 |
С 29.09 по 13.10 |
КР 13.10 |
|||
Литература 19 века. |
36 |
Русская классическая литература 19 века. Золотой век русской поэзии. |
24 |
С 14.10 по 16.12 |
Т 23.11, 07.12 Сочинение 14.12 |
|
Поэтический образ Родины.
|
4 |
С 21.12 по 28.12 |
|
|||
Героическое прошлое России.
|
8 |
С 29.12 по 20.01 |
КР 19.01 |
|||
Литература 20 века. |
34 |
Век 19 и век 20. Связь веков. |
2 |
С 25.01 по 26.01 |
|
|
Литературные сказки 20 века. |
12 |
С 27.01 по 24.02 |
|
|||
Проза русских писателей двадцатого столетия.
|
4 |
С 01.03 по 09.03 |
Сочинение 09.03 |
|||
Поэтический образ Родины. |
4 |
С 10.03 по 17.03 |
|
|||
Героическое прошлое России.
|
3 |
С 22.03 по 24.03 |
|
|||
Особенности современной литературы. |
9 |
С 05.04 по 21.04 |
Сочинение 12.04 КР 19.04 |
|||
Путешествия и приключения. |
15 |
Покорение пространства и времени. |
5 |
С 26.04 по 04.05 |
|
|
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. |
3 |
С 05.05 по 12.05 |
|
|||
Литературные приключения. |
7 |
С 17.05 по 26.05 |
|
|||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.