Программа по организации инклюзивного образования «Школа без барьеров»
Оценка 4.7

Программа по организации инклюзивного образования «Школа без барьеров»

Оценка 4.7
doc
10.12.2022
Программа  по организации инклюзивного образования «Школа без барьеров»
программа.doc

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа
по организации инклюзивного образования
«Школа без барьеров»

( Программа, сроки реализации 2021-2024 гг.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт Программы

 

1

Наименование Программы

Организация инклюзивного образования в образовательном учреждении

2

Руководитель  Программы

 Директор

3

Авторы – разработчики

учителя начальных классов (Столбова Л.Н., Калинина Н.А.)

4

Сроки и этапы реализации Программы

Первый этап   (2021-2022 учебный год) – подготовительный

Второй этап (2022-2023 учебные годы) – реализация Программы

Третий этап (2023-2024 учебный год) – подведение итогов, обобщение опыта

5

Цель программы

 

-Создать программу  инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в ГБОУ УР     «Лицей №14, гаран-тирующую им равные возможности со сверстниками в получении качественных образовательных услуг. 

6

Задачи программы

Задачи:

1.Создать комфортные условия для детей с ОВЗ и детей-инвали-дов для успешной социализации и включения их в учебную, досу-говую, общественную и трудовую деятельность.

2.Вовлечь  детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс  со сверстниками.

3. Разработать индивидуальные  образовательные маршруты  для детей с ОВЗ, на основе адаптированных программ.

4.Увеличить  долю педагогических работников до 100%, прошед-ших переподготовку и повышение квалификации по организации инклюзивного образования.

7

Материально-техническое обеспечение

Привлечение спонсорских средств для создания доступной среды: пандусы, доступные туалеты, ресурсная комната.

Участие в конкурсах проектов, объявляемых различными благо-творительными организациями.

8

Объемы и источники финансирования проекта

 Федеральный  бюджет

Муниципальный бюджет

9

Система контроля

Координацию работы и контроль  исполнения Проекта осущест-вляет администрация лицея.  Контроль целевого использования финансовых средств осуществляет директор лицея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Пояснительная записка

                 Во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кого в нашей стране принято называть  инвали-дами. Их число в мире значительно и продолжает расти.

               В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах.

             За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) инициировало появление различных концепций включения их в нормальную жизнь общества. Речь, таким образом, ведется об устранении барьеров между коррекционными и обычными классами в массовой школе, а также между специальными учреждениями и той же массовой школой, куда доступ некоторым категориям детей-инвалидов прежде был закрыт.

          Школа XXI века призвана быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности, учитывать типологические и индивидуальные особенности и уровень социализации. В нашем  лицее реализуется программа индивидуального обучения на дому, в которой одним из направлений деятельности является организация работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Наиболее оптимальной формой образования таких детей мы считаем инклюзивное образование. Идеология инклюзивного образования основывается на недопустимости дискриминации детей с ОВЗ.

        Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг (Е.А. Екжанова).

Инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

      Актуальность инклюзивного образования многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и Государственной политикой в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Суть его заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья получают возможность обучаться в обычных общеобразовательных  школах вместе со здоровыми сверстниками, быть принятыми в их коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества. Преимущества инклюзивного образования   очевидны:

-Дети ходят в ближайшую школу. Это важно для детей и родителей, так как не все родители могут возить детей в специальные учреждения.

- Методология предусматривает поддержку в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и показатели всех детей).

- Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и детская среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т.д.) являются инклюзивными.        

           Цель инклюзивного образования

- принципиально новые образовательные и социальные достижения всех учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,

 -возможность наиболее их полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, а тем самым наиболее полного взаимодействия и заботы детей друг о друге как членах сообщества.

        Основные принципы инклюзии. Инклюзивные сообщества:

Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).

Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива.Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

        Правила инклюзивной школы:

- все ученики равны в школьном сообществе;

- все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня;

- у всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей;

- планируется и проводится эффективное обучение;

- работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников;

- Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика;

- семьи активно участвуют в жизни лицея.

      Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)

·                Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика.

·                Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения.

·                Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе.

·                Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения

·                Составлена с целью повышения успешности ученика.

      Возможности инклюзии детей с ОВЗ

      Детям с ОВЗ при получении образования в образовательной организации при условии совместного обучения с другими нормативно развивающимися обучающимися рекомендуется инклюзия с различной степенью включенности в образовательный процесс. Показаниями для инклюзивного обучения детей с ОВЗ являются возможности и ограничения ребенка: степень выраженности дефекта, индивидуальные интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности.

 

   Инклюзия с полной степенью включенности в образовательный процесс рекоменду-ется при очной форме обучения: 

·                детям с соматическими заболеваниями, если уровень их психофизического и речевого развития соответствует возрастной норме и позволяет обучаться совместно со здоровыми сверстниками по общеобразовательной программе;

·                обучающимся по адаптированным образовательным программам;

·                имеющим снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;

·                имеющим остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;

·                имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;

·                имеющим задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;

·                обучающимся с незначительной интеллектуальной недостаточностью в степени легкой умственной отсталости без сопутствующих отклонений в развитии;

·                обучающимся с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, ринолалия, моторная алалия, афазия).

Инклюзия с частичной и эпизодической степенью включенности рекомендуются

·                при очно-заочной форме обучения. В этих случаях осуществляется индивидуальное обучение на дому. При частичной включенности в рекомендациях необходимо отразить степень включенности ребенка с ОВЗ в классно-урочную, внеурочную и внеклассную деятельность; режим занятий и консультаций, коррекционные мероприятия. Эпизодическая включенность рекомендуется:

·                детям с выраженными нарушениями поведения и показаниями для индивидуального обучения на дому;

·                детям с выраженными интеллектуальной недостаточностью и поведенческими нарушениями, проходящим реабилитацию в учреждениях системы социального обслуживания населения.

Плюсы инклюзивного образования:

·                Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.

·                Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.

·                Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.

·                Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.

·                Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Минусы инклюзивного образования:

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

 

 

           Актуальность создания экспериментальной площадки.

                 Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. В ГБОУ УР «Лицей №14» число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 16% от общего состава школьников. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится учащийся.

          Краткая аннотация проекта.

         Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе ГБОУ УР «Лицей №14»

Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду лицея. В результате реализации проекта педагоги учреждения освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребёнка получат возможность обучения своих детей в лицее по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся лицея получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности. Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни лицея, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов учреждения, в состав которой войдут администрация школы, педагог-психолог, учителя-предметники, классные руководители. Всего в проекте будут принимать участие 8 педагогов и 4 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных учреждениях города.В перспективе, это поможет решить давно назревшую российскую проблему постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

Преимущества инклюзивного образования были учтены при разработке программы инклюзивного образования применительно к ГБОУ УР   «Лицей №14 ». Наша программа предполагает образование детей с отклонениями в развитии и детей инвалидов в условиях инклюзивного класса. Инклюзивный класс – форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии и дети инвалиды обучаются по соответствующим  общеобразовательным программам (основным и дополнительным) в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. Данная форма организации образовательного процесса является приоритетной по отношению к интегрированному классу и индивидуальному обучению.

При создании инклюзивных классов учитываются внешние условия успешного инклюзивного образования:

• раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;

•желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность помогать ему в процессе обучения;

•наличие возможностей оказывать ребенку с ОВЗ квалифицированную помощь;

•создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения,

а так же внутренние условия успешного инклюзивного образования:

•уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;

•возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;

•психологическая готовность ребенка к обучению в инклюзивном классе.

При формировании инклюзивных классов учитывается необходимое требование по количеству детей с отклонениями в развитии в инклюзивном классе, которое  не должно превышать 4 человек. При комплектовании инклюзивных классов необходимо по возможности объединять в одном классе детей с отклонениями в развитии. В случае необходимости в инклюзивные классы могут зачисляться дети с различными видами нарушений. Преимущества инклюзивной школы это:

- Возможность проводить курсы повышения квалификации;

- Сотрудничество с различными научными и общественными организациями, другими социальными партнерами;

-Дополнительное финансирование школы и софинансирование отдельных мероприятий лицея;

-Включение детей с ОВЗ и детей инвалидов   во все сферы деятельности лицея.

            - Формирование толерантного отношения детей  к детям с ОВЗ.

При реализации программы инклюзивного образования нам предстоит решить проблему  организации обучения детей с ОВЗ, удовлетворяющее  их запросы и потребности.  Важно, чтобы дети с ОВЗ могли максимально адаптироваться в социуме, реализовать себя в обществе, стать полноценными его членами. В лицее предстоит сформировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе и с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь учреждения, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.

Неоднородность коллектива учащихся лицея, в котором 3,8 % это  дети с ОВЗ, предполагает создание  специальных условий для обучения таких детей.  Несмотря на то, что лицей  имеет большой практический  опыт сопровождения детей с ОВЗ, некоторых родителей не удовлетворяет обучение детей в домашних условиях.

Систематизировав и обобщив, имеющийся опыт мы предположили, что если бы дети данной категории обучались в общеобразовательном учреждении,  то при создании для них дополнительных условий, их обучение и социализация были бы наиболее успешны. Это побудило нас к созданию программы инклюзивного образования.

Проблемный анализ

Наиболее оптимальной формой включения детей в образовательный процесс является инклюзивный класс.  На 1 сентября 2020  года в лицее обучается 3,8 % детей с ОВЗ, для обучения которых требуется создание  специальных условий.  Эти дети проживают в нашем городе. Вблизи нет специальных образовательных учреждений, способных удовлетворить образовательные потребности таких детей. Не у всех родителей есть возможность сопровождать ребенка на значительные расстояния.

Учитывая  принципы инклюзивного образования:

-  каждый человек ценен сам по себе, вне зависимости от его способностей

- ребенок с ОВЗ имеет право на общение с другими людьми, которые также нуждаются в нем, на поддержку и дружбу ровесников

Нам предстоит решить проблему  организации обучения детей с ОВЗ, удовлетворяющей  их запросы и потребности. Важно, чтобы дети с ОВЗ могли максимально адаптироваться в социуме, реализовать себя в обществе, стать полноценными его членами. В лицее предстоит сформировать такую образовательную среду, в которой любой ребенок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь лицея, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников. Наиболее оптимальной мы видим следующую структуру модели, состоящую из трех основных компонентов: педагогического, психодидактического, социального.

 

   Модель образовательной среды в ГБОУ УР  «Лицей № 14»

Компоненты среды I- педагогический, II- психодидактический, III-социальный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В нашем образовательном учреждении созданы предпосылки для реализации инклюзивного образования. В лицее созданы определенные условия для работы  с такими категориями детей:

      1.Информационные

      - на сайте лицея имеется информация о лицее и реализуемых в ней программах,

      - обеспечена возможность работы каждого родителя с электронным  журналом и     баннером «Качество образовательной услуги»

     2.Организационные

- организован гибкий график внеурочной и внеклассной деятельности

     3.Научно- методические

-в учреждение имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов  (педагог-психолог, социальный педагог, педагог физической культуры, детский врач, школьная медсестра).

  4.Управленческие

-создана и реализуется программа  инклюзивного образования в лицее

-осуществляется мониторинг сопровождения детей инвалидов

5.Материально -технические

- все учебные кабинеты оборудованы компьютером, мультимедийным проектором, имеется  выход в интернет.

- уроки информатики проводятся в компьютерном классе, где каждый учащийся имеет персональный компьютер.

Проведенный анализ, имеющихся условий, позволяет выделить ряд актуальных проблем, которые необходимо решить, чтобы обеспечить защиту прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на доступное и качественное образование:

1. Деятельность образовательного учреждения, обеспечивающего инклюзивное образование, недостаточно обеспечена нормативно-правовой базой.

2. Отсутствуют обоснованные расчеты и утвержденные нормативы по расходам, необходимым для организации интегрированного, инклюзивного, дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

3. Образовательное учреждение, предоставляющее детям - инвалидам и детям с ОВЗ образовательные услуги в форме инклюзивного образования, располагает недостаточной необходимой материально-технической базой.

4. Недостаточно обеспечена возможность для самореализации и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через включение в социально-значимые проекты и события, различные виды социальной, творческой деятельности.

5.В образовательном пространстве школы не сформировано необходимое толерантное отношение к детям с ОВЗ и детям-инвалидам, что затрудняет организацию интегрированного, инклюзивного обучения.

Решив эти проблемы, мы обеспечим,  более гуманный, качественный образовательный процесс, включающий обучение всех детей, в том числе имеющих ОВЗ и детей-инвалидов. Для реализации цели и задач модели инклюзивного образования нами создана матричная структура механизмов управления системой внедрения инклюзивного образования.

 

Матричная структура управления процессом внедрения.

Надпись: Управляющий Совет,Надпись: Директор,Надпись: Педсовет
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Цель и задачи реализации модели

 

Миссия: Организовать такую образовательную среду, в которой каждый учащийся, в том числе и с ОВЗ, найдет возможности  для удовлетворения собственных потребностей.

Проблема: У учащихся  с ОВЗ есть потребность в получении качественных образовательных услуг, но они не имеют равных возможностей со сверстниками в получении этих услуг, так как обучаются на дому.

Цель: Создать программу  инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в  ГБОУ УР «Лицей  №14, гарантирующую им равные возможности со сверстниками в получении качественных образовательных услуг.  

Задачи:

Педагогические:

1.Создать комфортные условия для детей с ОВЗ и детей-инвалидов для успешной социализации и включения их в учебную, досуговую, общественную и трудовую    деятельность.

2.Вовлечь  детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс     со        сверстниками.

3. Разработать индивидуальные  образовательные маршруты  для детей с ОВЗ, на основе             адаптированных       программ.

4.Увеличить  долю педагогических работников до 100%, прошедших переподготовку и повышение квалификации по организации инклюзивного образования.

           Социальные:

1.Сформировать толерантное  отношение школьного сообщества (учителей, детей, родительской общественности) к людям с ограниченными возможностями здоровья через вовлечение детей – инвалидов в организацию общешкольных мероприятий.

2.Обеспечить участие всех детей  с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в работе  разнообразных кружков, секции и клубов по интересам.

3.Выстроить  социальное партнерство с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ограниченными возможностями здоровья и принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования..

Организационные:

1.Выявлять  детей с ОВЗ, включать их в школьную среду

2.Проанализировать  возможности ОУ в организации инклюзии, формирование потребности             ОУ в оборудовании.

3. Оптимизировать  систему  коррекционных занятий с учащимися с ОВЗ.

4.Оптимизировать психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ.

5.Информировать  население  о введении инклюзивного образования в лицее.

6.Сформировать  пакет документов, регламентирующих деятельность ОУ по внедрению инклюзивного образования.

7.Разработать пакет документов, обеспечивающий индивидуальную траекторию обучения             учащихся с  ОВЗ.

8.Создать условия для методического сопровождения процесса обучения учащихся с ОВЗ.

9.Организовать мониторинг результатов реализации проекта инклюзивного образования.

Программа организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении направлена на:

  • внедрение технологии инклюзивного образования в ОУ;
  • отработку принципов инклюзивного образования в отношении ко ВСЕМ детям (не только к детям с ограниченными возможностями здоровья).

Важнейшим условием эффективной интеграции является обоснование грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

 Результат реализации программы

Это выполнение ряда условий, а именно:

  • Создание нормативно-правового обеспечения данной программы.
  • Создание механизма управления и контроля  за организацией процессов внедрения инклюзивного образования в ОУ.
  • Проработка содержания и форм научно-методического, психолого-педагогического, организационно-педагогического сопровождения учащихся.
  • Организация системы психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся.
  • Обеспечение специальных условий обучения (воспитания) детей с ОВЗ (материально-техническое оснащение).
  • Обеспечение реализации программы  кадрами.
  • Совершенствование информационно-коммуникационного обеспечения.

При выполнении перечисленных условий мы получим

1.             Образовательную программу ОУ, которая позволит обучаться в ней всем детям нашего города  независимо от их возможностей через :

·         организацию доступной среды,

·         формирование банка методических рекомендаций для учителей-логопедов, педагогов-психологов, дефектологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования по организации эффективной работы в разноуровневых группах,

·         организацию воспитательной среды, где каждый человек чувствует себя равноправным партнером;

2.             Повышение качества образования и результатов обучения всех детей общеобразовательной школы.

Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представле-ния:

  • Анализ развития детей два раза в год.
  • Реализация мониторинга качества образования.
  • Создание личностно-ориентированной системы оценивания результатов развития ребенка.
  • Создание портфолио ребёнка и наполнение портфолио педагога материалами по данному направлению.
  • Проведение открытых семинаров с целью тиражирования опыта работы, выявления трудностей и путей их преодоления.
  • Подготовка статей и методических пособий из опыта работы.

 Механизмы реализации и управления.

Основополагающими принципами организации системы управления реализацией модели являются:

  • обеспечение нормативного, методического и информационного единства модели (система критериев для оценки и выбора современных форм  и методов работы с педагогами и обучающимися, процедуры мониторинга выполнения мероприятий, обозначенных в программе реализации);
  • обеспечение участия в управлении реализацией программой всех представителей образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов).

Важнейшим элементом механизма реализации модели  является связь

  • планирования;
  • реализации;
  • мониторинга;
  • уточнения и корректировки целевых показателей;
  • уточнения и корректировки ресурсов для их реализации.

Принятие управленческих решений в рамках модели осуществляется с учетом информации, поступающей от руководителей структурных подразделений, потребностей педагогов в освоении новых технологий.

Неотъемлемой составляющей механизма реализации модели является формирование и использование своевременной системы экспертизы на всех стадиях реализации модели, позволяющей отбирать наиболее перспективные технологии для реализации.

Оперативная информация о ходе реализации мероприятий модели, о нормативных актах по управлению моделью и об условиях проведения мероприятий по её реализации размещается на официальном сайте ОУ .

Организационно-функциональная структура управления.

С целью эффективного управления разработана организационно-функциональная структура:

1.      Создана временная творческая проблемная группа по организации и внедрению инклюзивного образования в ОУ.

2.      Спланирована курсовая подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей.

3.      Организована работа по комплектованию экспериментальной группы.

4.      Запланировано приобретение новой методической и учебной литературы.

С целью обеспечения эффективной координации действий всех сторон, участвующих в реализации модели, сформирована проблемная группа, в состав которой входят: директор школы, заместители директора, учитель начальных классов, педагог физической культуры , педагог-психолог, социальный педагог.

Организационное и аналитическое обеспечение работы совета осуществляет заместитель директора по научно методической работе. Состав проблемной группы утверждает директор школы.

Контроль хода реализации программы.

Контроль за ходом реализации программы осуществляет методический совет, который выполняет следующие функции:

·         даёт оценку промежуточных результатов и хода её реализации в целом;

·         готовит предложения о порядке выполнения программы, включении, исключении и уточнении отдельных программ и проектов, уточняет целевые показатели;

·         осуществляет общее руководство и контроль за ходом реализации программы;

·         а так же осуществляет финансовое обеспечение программы и стимулирование всех её участников (рекомендательно).

 

Возможные риски в ходе реализации.

Разрабатывая программу инклюзивного образования, необходимо было учесть все факторы риска и, поставив задачи по их преодолению, выбрать методы и приёмы.

1 фактор риска. Неверная тактика педагогических воздействий при возникновении трудности восприятия другими детьми и их родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2 фактор риска. Нерациональная организация учебной деятельности (перегрузка участников образовательного процесса на первых этапах внедрения программы).

Преодолевая трудности, связанные с необходимостью изменять учебный режим школы, были поставлены следующие задачи:

  • организация дополнительного обучения;
  • расширение методической и материально-технической базы, позволяющей педагогам самостоятельно подбирать эффективные методы и приемы работы, создавать качественно новые средства обучения для разных категорий воспитанников.

3 фактор риска. Недостаточная грамотность педагогов и родителей в вопросах  ИО.

Для решения данной проблемы были поставлены задачи:

  • Внедрить в практику тематические родительские собрания в рамках ИО.

·        Информировать всех участников реализации модели о процессах модернизации образования и происходящих изменениях в ОУ  через официальный сайт ОУ.

     Ресурсное обеспечение проекта.

      Обеспечение успешности реализации «Модели школы инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:

-материально-техническая база. Здание блочное трехэтажное, рассчитанное на 150 учащихся. В лицее имеются следующие функциональные группы помещений:

1) вестибюль;

2) помещения: - общего образования, включающее классные комнаты для учащихся 1-11 классов, которые оборудованы столами двухместными. Имеются кабинеты:

-информатики (10 компьютера), физики, химии на 12 учащихся с лаборантской, технологии (швейное дело) на 6 рабочих мест;

-досугово-физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами: гимнастический конь, канат, козел, волейбольные стойки, перекладина). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха, игровая комната;

-для питания-столовая на 30 посадочных мест;

-административно-бытовые (кабинет директора, завуча), учительская;

-хозяйственного обслуживания. Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски софитами (8 шт.).Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, и по 1 умывальнику. В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение. Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование.

-учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

     Лицей обеспечен в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной) и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню.

-кадровый состав.

Укомплектованность педагогическими кадрами –100%.

 Имеют:

Высшее образование- 68%

Среднее специальное– 38%

Из них:

С высшей категорией–45%

С первой категорией–23%

          Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

           Стратегия достижения поставленной цели.

            Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация лицея в рамках внутришкольного контроля и инициативная группа. Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год), заседаниях МО учителей-предметников (два раза в год), заседаниях инициативной группы.

Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3

этапа:

Программа инклюзивного образования    в ГБОУ УР «Лицей №14» осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, определяет образовательное учреждение.

Внеурочная деятельность направлена на социальное, спортивно-оздоровительное, нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное развитие личности и осуществляется по соответствующим направлениям.

Задачи внеурочной деятельности: развитие творческих способностей обучающихся; развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности; создание условий для развития индивидуальности ребенка; формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме, контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками.

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с умственной отсталостью, с ТМНР и детей, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную программу развития.

Развитие личности происходит в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия в кружках по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др. Также работа с детьми осуществляется рамках рабочих программ, разработанных образовательной организацией по разным направлениям внеурочной деятельности.

 

Спортивно-оздоровительное направление.

В период обучения у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Данное направление ориентировано на формирование позиции признания ребенком ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Направление включает в себя не только занятия для укрепления физического здоровья, но вопросы духовного и интеллектуального оздоровления.

Целью спортивно-оздоровительного направления является укрепление здоровья обучающихся путем применения комплексного подхода к обучению здоровью.

Задачи:

- сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально-психологического;

- сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

- формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания;

- воспитывать стремление к здоровому образу жизни, отвращение к вредным привычкам.

Спортивно-оздоровительное направление включает в себя следующие  тематические мероприятия:

- систематически: динамические паузы во время перемен, участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях;

- беседы, классные часы с практическими заданиями по темам: «Умеем ли мы правильно питаться?», «Я выбираю кашу», «Рациональное распределение свободного времени», «О вреде курения и других вредных привычках», «Общение и уверенность в себе», «Впереди лето! Безопасные игры на свежем воздухе» и т.п.

- конкурс рисунков по теме профилактики сохранности зрения, зубов, опорно-двигательного аппарата;

- конкурс плакатов «За здоровый образ жизни»;

- мониторинг состояния здоровья обучающихся;

- подвижные игры на пришкольной площадке;

- викторина и конкурс рисунков «Мой любимый вид спорта»;

- и др.

 

Духовно-нравственное направление.

Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является социально­педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно­нравственного развития, воспитания и социализации:

В области формирования нравственной культуры:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно­игровой, предметно­продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию;

- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- формирование нравственного смысла учения;

- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- принятие обучающимся нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры:

- формирование основ российской культурной и гражданской идентичности (самобытности);

- пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия (гуманности) понимания других людей и сопереживания им;

- становление гражданских качеств личности на основе демократических ценностных ориентаций;

- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

- формирование основ культуры межэтнического и межконфессионального общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей всех народов России.

В области формирования семейной культуры:

- формирование отношения к семье как основе российского общества;

- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- формирование представления о традиционных семейных ценностях народов России, семейных ролях и уважения к ним;

- знакомство обучающихся с культурно­историческими и этническими традициями семьи.

 

Духовно-нравственное направление включает в себя следующие  тематические мероприятия:

- беседы об истории и культуре родной семьи, родного города, своей страны, о государственной символике России;

- разучивание государственного гимна России;

- проведение игры «Государственные символы России и Удмуртии»;

- экскурсии по родному краю, в том числе виртуальные;

- проведение конкурсов рисунков об Удмуртии, России, малой родине;

- проведение  конкурсов, викторин, школьных мероприятий, посвященных Дню народного единства;

- виртуальная экскурсия «Памятные места Удмуртии»;

- проведение конкурса творческих работ ко Дню Защитника Отечества;

- беседа не  тему «Нашу Родину защищали люди различных национальностей»;

- подготовка и  представление концертных номеров ко Дню Победы;

- и др.

 

Социальное направление.

Социальное направление имеет своей целью включение обучающихся в разнообразные значимые внутриклассные, внутришкольные, социально-ориентированные дела и проекты, обеспечение предпосылок формирования активной жизненной позиции и ответственно отношения к деятельности.

Задачи:

- формирование у обучающихся ответственного отношения к деятельности, социально-полезным делам и проектам;

- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно­трудовых заданий;

- формирование умения соблюдать порядок на рабочем месте;

- воспитание бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, личным вещам;

- формирование отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей;

- обеспечение поддержки общественно-значимых инициатив обучающихся;

- стимулирование потребности в участии в социально-значимых делах и проектах;

- развитие у обучающихся интереса и активного отношения к социальным проблемам своего села, Удмуртии, своей страны;

- формирование первоначальных навыков коллективной работы, в том числе при разработке  и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.

 

Социальное  направление включает в себя следующие  тематические мероприятия:

- проведение классных часов и бесед на темы «Ученье – труд», «Труд в жизни людей», «Профессии в современном мире»;

- подготовка и  участие в классных и общешкольных мероприятиях: акции «Книжкина больница», «Мастерская Деда Мороза», «Кормушка», «Дети-детям», «Школьная клумба», «Чистый двор», а также мероприятиях, посвященных  Всемирному Дню охраны труда, Дню экологии;

- и др.

 

Общекультурное направление.

Данное направление внеурочной деятельности ориентировано на воспитание у обучающегося способности к эстетическому самоопределению  через художественное творчество. Основой общекультурного воспитания является искусство. Освоение этой  области знаний – часть формирования эстетической культуры личности.

Целью общекультурного направления является формирование у школьника в процессе создания и представления (презентации) художественного произведения способности управления культурным пространством своего существования.

Задачи:

- расширение общего и художественного кругозора обучающихся младших классов, общей культуры, обогащение эстетических чувств и развитие художественного вкуса;

- развитие у школьников творческих способностей, фантазии, воображения через знакомство с различными областями искусства: изобразительное искусство, музыкальное искусство, театральное искусство, литературное искусство;

- формирование первоначальных представлений об эстетических идеалах и ценностях;

- формирование первоначальных навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование способности формулировать собственные эстетические предпочтения;

- формирование представлений о душевной и физической красоте человека;

- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

- формирование начальных представлений об искусстве народов России;

- развитие интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

- развитие интереса к занятиям художественным творчеством;

- формирование стремления к опрятному внешнему виду;

- формирование отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.

Общекультурное направление включает в себя следующие  тематические мероприятия:

- конкурсы рисунков по впечатлениям от просмотренных и прочитанных сказок, прослушанных музыкальных произведений;

- подготовка и организация концертных номеров для общешкольных мероприятий;

- организация театральных постановок по прочитанным сказкам, литературным произведениям;

- экскурсии в музеи, посещение выставок;

- посещение театров, культурных мероприятий;

- и др.

 Программа сотрудничества с семьей обучающегося

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации и проведения различных мероприятий:

Задачи

Возможные мероприятия

Психологическая поддержка семьи

тренинги,

 

психокоррекционные занятия,

 

встречи родительского клуба,

 

индивидуальные консультации с

 

психологом

Повышение осведомленности

индивидуальные консультации

родителей об особенностях

родителей со специалистами,

развития и специфических

тематические семинары

образовательных потребностях

 

ребенка

 

обеспечение участия семьи в

договор о сотрудничестве

разработке и реализации СИПР

(образовании) между родителями и

 

образовательной организацией;

 

убеждение родителей в необходимости

 

их участия в разработке СИПР в

 

интересах ребенка;

 

посещение родителями уроков/занятий

 

в организации;

 

домашнее визитирование

обеспечение единства требований к

договор о сотрудничестве

обучающемуся в семье и в

(образовании) между родителями и

образовательной организации

образовательной организацией;

 

консультирование;

 

посещение родителями уроков/занятий

 

в организации;

 

домашнее визитирование

организация регулярного обмена

ведение дневника наблюдений (краткие

информацией о ребенке, о ходе

записи);

реализации СИПР и результатах ее

информирование электронными

освоения

средствами;

 

личные встречи, беседы;

 

просмотр и обсуждение видеозаписей с

 

ребенком;

 

проведение открытых уроков/занятий

организацию участия родителей во

привлечение родителей к

внеурочных мероприятиях

планированию мероприятий;

 

анонсы запланированных внеурочных

 

мероприятий;

 

поощрение активных родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 


План мероприятий по реализации программы «Организация инклюзивного образова-ния в ГБОУ  УР«Лицей № 14»

Первый этап (2021-2022  учебный год) – планирование проекта

 

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Индикаторы

1.Определить содер-жание, структуру работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

2.Разработать кон-цепцию включения детей с ограни-ченными возможнос-тями здоровья в школьное сообщест-во.

3.Выявить педаго-гические условия социальной адапта-ции детей с  ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство лицея

4. Разработать мо-дель деятельности педагогического коллектива по психолого-педаго-гическому сопро-вождению ребенка в условиях лицея

5. Создание психо-лого-педагогической среды, способству-ющей полноценному развитию различных сторон психологи-ческой жизни каждого ребенка (эмоциональной, волевой, мотива-ционно-личностной, интеллектуальной), навыков эффектив-ного социального взаимодействия.

Обучение педагогического коллектива.

 

 

 

 

 

В течение года

Сформирован-ность понятий-ного аппарата  у педагогического коллектива в области инклю-зивного образо-вания.

Удельный вес численности педаго-гических работни-ков, прошедших  курсы повышения квалификации.

Привлечение спе-циалистов психо-лого – педагоги-ческого сопровож-дения.

В течение года

Сохранение  доли педагогов

Удельный вес численности педагогических работников

Изучение возмож-ностей лицея для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями;

В течение года

 

 

 

Разработка норма-тивно-правовой базы лицея в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;

В течение года

Разработанный пакет документов для ОУ об инклюзивном образовании.

 

Разработка прог-раммно-методи-ческого обеспече-ния работы с ОВЗ и детей-инвалидов

В течение года

Разработанные программы.

 

Проведение педагогических советов, семинаров, круглых столов с целью детального изучения методик личностно-ориен-тированного и дифференцированного обучения.

По плану методичес-кой работы на учебный год

Педагоги, вла-деющие методи-ками работы с детьми с ОВЗ

Увеличение коли-чества педагогов владеющих методиками работы с детьми с ОВЗ.

Создание безба-рьерной среды лицея,  комнаты психологической разгрузки для учащихся с ОВЗ, подготовка кабинетов.

В течение года

Обеспечение специальных условий обучения (воспитания) детей с ОВЗ (материально-техническое оснащение)

Функционирование комнаты психологи-ческой разгрузки для учащихся с ОВЗ, подготовка кабинетов.

Проведение углубленного психолого-медико-педагогического изучения детей с ОВЗ (список детей с диагнозом)

В течение года

Комплектование инклюзивных классов

Правильно выбран-ные направления работы с детьми с ОВЗ, имеющими разные диагнозы.

Определение характера, продол-жительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

В течение года

Эффективная образовательная модель.

 

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка её эффективности: составление индивидуальной программы обучения каждым специалистом, динамическое отслеживание результатов обучения.

В течение года

Разработанные рабочие программы специалистов, мониторинг.

Наличие рабочих программ с оценкой хода их выполнения

Подготовка и ведение докумен-тации, отражающей уровень интеллек-туального развития ребенка, динамику его состояния здо-ровья, уровня развития познава-тельной, личност-ной сферы, уровня адаптации и социализации.

2 раза в год

Мониторинг (рост развития ребенка, положительная динамика)

Наличие индиви-дуального образова-тельного маршрута с учетом данных диагностики.

Постепенное вов-лечение в учебно-воспитательный процесс всех обучающихся школы.

 

В процессе реализации программы

Подготовленный ученический коллектив, кото-рый сможет  без проблем принять детей с наруше-ниями здоровья, а так же подготовленные ученики с ОВЗ

Включение в образовательный процесс всех его участников.

Изучение общественного мнения.

Август 2021г.

Восстребован-ность данного направления.

Степень  удовлетво-ренностью деятель-ностью ОУ в данном направлении.

Создание воспи-тательной среды, основанной на развитии у детей общечеловеческих ценностей, как условия эффектив-ности инклюзив-ного образования.

В течение года

Скорректированная воспита-тельная система школы с учётом включения в ОУ детей с ОВЗ

 

Привлечение всех нуждающихся детей к учебно-воспитательному процессу в учреждения.

В течение года

Социализация детей с ОВЗ

Охват всех нуждаю-щихся детей  с ОВЗ к учебно-воспита-тельному процессу в ОУ.

6.Создание матери-ально-технических условий

Срезать пороги перед дверными проемами на 1 этаже лицея. Сделать цветовую маркировку дверей учебных кабинетов, направлений движения по коридорам, лестничных ступенек на спусках и подъемах

Июль  2021

Создание без барьерной среды

 

 

Второй этап  (2022-2023 учебные годы) – реализация программы

Осуществить реали-зацию программы .

Разработка методических рекомендаций по организации образовательной деятельности в условиях инклю-зивного образо-вания.

В процессе реализации программы

Анализ мето-дических особенностей работы в рамках инклюзивного обучения

Наличие методических рекомендаций по орга-низации образователь-ной деятельности в условиях инклюзивного образования.100% обеспеченность адаптированными учебниками и учебно -  методическими пособиями

Развитие  дистан-ционной формы обучения детей.

В процессе реализации программы

Развитие дистанцион-ного образо-вания

 

Анализ развития детей в условиях инклюзивного образования. Выявление недо-статков и труд-ностей и путей их преодоления.

2 раза в год

Анализ результатов мониторинга

 

Работа по попу-ляризации идеи инклюзивного образования.

В процессе реализации Программы

Участие в мероприятиях по обмену опытом.

 

Работа с родителями.

 

В процессе реализации Программы

Обучение ро-дителей сов-местным фор-мам деятель-ности с ре-бенком, прие-мам коррек-ционной работы.Под-робное обсу-ждение ре-зультатов обследования и хода кор-рекционно-развиваю-щего процесс-са, выявление причин, пре-пятствующих развитию.

Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта.

Анкетирование и опросы, консультации. Степень удовлетворен-ности детей и их родителей качеством инклюзивного образо-вания

Участие и про-ведение детских мероприятий: акция милосер-дия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров». Конкурс рисунков «Сделай мир добрее».

 

 

 

Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развле-кательных, спортивных мероприятий.

 

 

 

Индивидуальное планирование  работы учителями

 

 

 

Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учите-лями-предметни-ками.

 

 

 

Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Третий этап (2023-2024 учебный год) – подведение итогов, обобщение опыта

Провести анализ результативности проекта, обобщить опыт

Анализ итогов реализации программы

 

Май 2024г.

Повышение ка-чества образова-ния и резуль-татов обучения всех детей лицея.

Успеваемость- 100% Успешность  выпус-кников в жизни; Доля, поступивших в ВУЗы и ССузы.

Создание сборни-ка статей «Опыт работы инклю-зивной школы».

По итогам реализации модели

Публикация опыта ОУ.

 

Создание мето-дических реко-мендаций по организации работы с детьми в условиях инклюзивного образования.

 

В процессе реализации модели

Банка методи-ческих рекомен-даций для учителей-лого-педов, педаго-гов-психологов, воспитателей, педагогов допол-нительного образования по организации эффективной работы в разноуровневых группах.

 

Тиражирование опыта инклюзив-ного образования через систему семинаров, круг-лых столов, публикаций.

 

По итогам реализации модели

Организация и проведение мероприятий по обмену опытом ОУ, с целью развития дан-ного направления.

 

 

 

 

 

                             Ожидаемые результаты реализации Программы :

-Обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования детей с ОВЗ с опорой на нормативную и методическую документацию, сопровождающую воспитательно-образовательный процесс в ОУ.

-Совершенствование системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

-Создание коррекционно-развивающего пространства в  ОУ при социализации детей с особенностями развития.

-Обеспечение педагогических и организационных условий интеграции: кадровое обеспечении, реализация современных образовательных и коррекционных программ и технологий, просветительская деятельность.

                         Практическая значимость результатов проекта.

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения;

2. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ;

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных;

4. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье;

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса;

6. Учащиеся лицея приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

 

 

 

 

 

 

                             

Список использованной литературы

 1.Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.–М.РООИ «Перспектива», 2007.

 2.Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ»

3.Конвенция о правах инвалидов: разные среди равных / Представительство ООН в РФ Информационный центр ООН в Москве, РООИ «Перспектива»

4.  Удовиченко, Н.А. Инклюзивное образование: итоги и задачи / Н.А. Удовиченко // Инклюзивное образование: опыт и перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Москва, 2009.

5.Стабс, С. Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах = InclusiveEducationWhereTherearefewresources / С. Стабс. – Москва, 2009

6.http://www.uchmet.ru/events/item/257357/privatematerials/

7.http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=651

8.http://edu-open.ru/Portals/0/Specialistam/Созд.условий

9.Российская Федерация. Президент (2008-2012; Д.А. Медведев). Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» : приказ Президента Российской Федерации № 271 от 04 февраля 2010 г. [Электронный ресурс] // Сосновоборский образовательный портал. – Сосновый бор. – Режим доступа: ZZZHGXVERUQHWQRGH

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Программа по организации инклюзивного образования «Школа без барьеров» (

Программа по организации инклюзивного образования «Школа без барьеров» (

Паспорт Программы 1

Паспорт Программы 1

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Методология предусматривает поддержку в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и показатели всех…

Методология предусматривает поддержку в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и показатели всех…

Инклюзия с полной степенью включенности в образовательный процесс рекоменду-ется при очной форме обучения: · детям с соматическими заболеваниями, если уровень их психофизического и речевого развития…

Инклюзия с полной степенью включенности в образовательный процесс рекоменду-ется при очной форме обучения: · детям с соматическими заболеваниями, если уровень их психофизического и речевого развития…

Актуальность создания экспериментальной площадки

Актуальность создания экспериментальной площадки

При формировании инклюзивных классов учитывается необходимое требование по количеству детей с отклонениями в развитии в инклюзивном классе, которое не должно превышать 4 человек

При формировании инклюзивных классов учитывается необходимое требование по количеству детей с отклонениями в развитии в инклюзивном классе, которое не должно превышать 4 человек

Наиболее оптимальной мы видим следующую структуру модели, состоящую из трех основных компонентов: педагогического, психодидактического, социального

Наиболее оптимальной мы видим следующую структуру модели, состоящую из трех основных компонентов: педагогического, психодидактического, социального

Проведенный анализ, имеющихся условий, позволяет выделить ряд актуальных проблем, которые необходимо решить, чтобы обеспечить защиту прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на доступное…

Проведенный анализ, имеющихся условий, позволяет выделить ряд актуальных проблем, которые необходимо решить, чтобы обеспечить защиту прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на доступное…

Общешкольное родительское собрание

Общешкольное родительское собрание

Сформировать пакет документов, регламентирующих деятельность

Сформировать пакет документов, регламентирующих деятельность

Подготовка статей и методических пособий из опыта работы

Подготовка статей и методических пособий из опыта работы

Возможные риски в ходе реализации

Возможные риски в ходе реализации

С первой категорией–23%

С первой категорией–23%

Спортивно-оздоровительное направление

Спортивно-оздоровительное направление

В области формирования социальной культуры: - формирование основ российской культурной и гражданской идентичности (самобытности); - пробуждение веры в

В области формирования социальной культуры: - формирование основ российской культурной и гражданской идентичности (самобытности); - пробуждение веры в

России; - проведение игры «Государственные символы

России; - проведение игры «Государственные символы

Задачи: - расширение общего и художественного кругозора обучающихся младших классов, общей культуры, обогащение эстетических чувств и развитие художественного вкуса; - развитие у школьников творческих способностей,…

Задачи: - расширение общего и художественного кругозора обучающихся младших классов, общей культуры, обогащение эстетических чувств и развитие художественного вкуса; - развитие у школьников творческих способностей,…

СИПР в интересах ребенка; посещение родителями уроков/занятий в организации; домашнее визитирование обеспечение единства требований к договор о сотрудничестве обучающемуся в семье и в (образовании) между…

СИПР в интересах ребенка; посещение родителями уроков/занятий в организации; домашнее визитирование обеспечение единства требований к договор о сотрудничестве обучающемуся в семье и в (образовании) между…

План мероприятий по реализации программы «

План мероприятий по реализации программы «

Обучение педагогического коллектива

Обучение педагогического коллектива

План мероприятий по реализации программы «

План мероприятий по реализации программы «

Июль 2021 Создание без барьерной среды

Июль 2021 Создание без барьерной среды

Июль 2021 Создание без барьерной среды

Июль 2021 Создание без барьерной среды

Июль 2021 Создание без барьерной среды

Июль 2021 Создание без барьерной среды

Индивидуальное планирование работы учителями

Индивидуальное планирование работы учителями

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2022