Программа
По предупреждению и преодолению дизорфографических
ошибок у учащихся начальной школы.
Изучение родного языка является важнейшим направлением в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой. Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении родного языка во многом определяют качество подготовки учащихся начальной школы по другим предметам.
Учителя начальной школы в процессе обучения письменной речи довольно часто сталкиваются с определённой проблемой. Записи учащихся бывают настолько искажены, что понять смысл написанного довольно трудно. Это свидетельствует о выраженной патологии письма, именуемой дисграфией. Дисграфия чаще всего обусловлена недоразвитием фонетической, лексической и грамматической сторон речи. Практика показывает, что большинство учащихся начальной школы, имеющих дефекты устной речи, плохо овладевают грамотой и резко отстают в усвоении программного материала. Словарный запас у детей-дисграфиков, как правило, не выходит за пределы обиходной речи. Учащиеся не умеют выделять фонетические и морфологические части слова. В изложениях и сочинениях дети-дисграфики не могут правильно употребить категории рода, числа, а также предлогов. Расстройства письменной речи тормозят продвижение в учении и ведут к систематической неуспеваемости. Учащимся не удаётся самостоятельно преодолеть подобного рода нарушения. Для формирования правильных навыков в письме требуется помощь специалиста.
При переходе младших школьников из начального звена в среднее начинает проявляется такой дефект, как неспособность освоить орфографические навыки, что характеризуется наличием разнообразных орфографических ошибок, имеющих тенденцию приобретать стойкий характер. Специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью называется дизорфографией.
Известно, что пропорции дисграфических и дизорфографических ошибок меняются в зависимости от года обучения в начальной и средней школе, причем число дисграфических ошибок уменьшается, а число дизорфографических – растет.
Выявленные ошибки можно объединить по т е м а м:
1. Безударные гласные в корне слова, проверяемые и не проверяемые ударением.
2. Согласование прилагательных, существительных в роде, числе, падеже; глаголов в роде и числе.
3. Употребление приставок и предлогов.
4. Разделительный ь и ъ знаки.
5. Чк, чн, нщ; мягкий знак для смягчения согласных.
6. Сомнительные согласные в корне слова.
7. Непроизносимые проверяемые согласные в корне слова.
8. Гласные И, У, А после шипящих.
9. О–Ё после шипящих.
10. Падежные окончания существительных.
11. Мягкий знак после шипящих в существительных и глаголах.
Приоритетные направления коррекционной работы по устранению дизорфографии определяются структурой данного нарушения у каждого ребенка или у группы школьников. Выбор методов и приемов логопедического воздействия, содержания речевого материала зависят также от уровня сформированности неречевой сферы и речевого развития детей.
Орфографический аспект определяет выбор какого-либо из возможных написаний, диктуемый тем или иным принципом: некоторые морфемы пишутся по фонетико-фонематическому принципу (приставки раз-, роз-, рас-, рос- под ударением: россыпь, розвальни); некоторые по морфологическому (падежные окончания существительных и прилагательных), а некоторые в свое написание включают как морфологический принцип, так и фонетико-фонематический (приставки раз-, рас-: развалить, рассыпать). Поэтому все занятия по преодолению нарушений письма, наряду с заданиями по морфологии, включают и задания по формированию фонематических процессов.
Программное содержание
Фонематический уровень.
1. Гласные и согласные звуки. Их отличия и группы.
2. Слоговой анализ и синтез.
Виды заданий в этом разделе нацелены на определение количества слогов и правильного деления слов на слоги. Ключевая тема: «Слогообразующая роль гласных звуков». Развитие слогового анализа и синтеза является важной предпосылкой овладения правилами переноса, поэтому важное значение имеет тема «Деление слов на слоги». Особое внимание уделялось слогам, которые на письме обозначаются йотированными гласными, слогам на стыке морфем, так как именно эти слоги вызывают определенные трудности при переносе.
3. Ударение.
В этом разделе дается не только смыслоразличительная роль ударения, но и слабые и сильные позиции гласных звуков в зависимости от постановки ударения. Это является главным при подборе проверочных слов для осуществления проверки безударных гласных в корне слова. В процессе этой работы закрепляется умение выделять ударный слог, ударный гласный, определять их место в слове.
4. Звукобуквенный анализ и синтез слов.
В данном разделе закрепляются навыки звукобуквенного анализа слов.
Также определяется позиция гласных второго ряда, когда они обозначают два звука, что является важным моментом при фонетическом разборе. Развитие звукового анализа осуществляется в тесной взаимосвязи с морфемным анализом с выделением общей морфемы и определением ее звукового состава в сильной позиции.
5. Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство:
Ÿ дифференциация звонких и глухих согласных;
Ÿ дифференциация свистящих и шипящих;
Ÿ дифференциация аффрикат и шипящих;
Ÿ слова-паронимы.
Логопедическая работа по дифференциации звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство проводится на основе материала родственных слов. Особое внимание уделяется оглушению согласных в конце слова и перед глухими согласными в середине слова (лошадь – лошади, шубка – шуба), при этом определяется корневая морфема. Учащиеся уточняют звуковой состав морфемы в одном и другом родственных словах, сравнивают звучание. Обращается внимание на различие в звучании конечных согласных и фонетические условия различий в звуковом составе морфемы.
Таким образом, делается акцент на то, что одна и та же морфема (корень) звучит по-разному: это зависит от фонетических условий и положения звука в слове. В дальнейшем уточняется единообразное написание морфемы. Аналогичная работа проводится и в случаях несовпадения произношения и написания при оглушении согласных и в других морфемах (приставках, суффиксах).
6. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков:
Ÿ дифференциация гласных первого и второго ряда;
Ÿ обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда;
Ÿ обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака;
Ÿ слова-паронимы.
7. Языковой анализ и синтез.
В данном разделе выполняются задания по составлению предложений из слов, работа с деформированным текстом и исправлению предложений. Раздел имеет важное значение, так как работа на морфологическом уровне зачастую строится именно на текстах и предложениях.
Морфологический уровень.
1. Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.
Раздел начинается темой «Однокоренные слова», так как это важно для подбора проверочных слов и для нахождения самой орфограммы в слове. В содержание вошли следующие задания и упражнения:
Ÿ подбор проверочных слов;
Ÿ подбор однокоренных слов;
Ÿ дифференциация однокоренных, родственных слов и слов с корнями-омонимами (гора – горе, рис – рисовал, роза – розетка и т. д.);
Ÿ морфемный разбор слов.
В данный раздел вошли упражнения, направленные на формирование умения видеть орфограмму в слове и направленные на овладение операциями, обеспечивающими применение грамматических правил на письме. Важное место занимают задания по исправлению ошибок, связанных с пропуском сомнительных гласных или согласных, так как именно эти задания максимально развивают орфографическую зоркость. В связи с тем, что ошибки по определению безударной гласной связаны не столько с незнанием правила, сколько с неумением практически разобраться в звуковом составе слова, необходимо развивать внимание учащихся к слогозвуковой структуре слова, к соответствию (несоответствию) буквы звукам, формировать фонематический слух.
2. Правописание парных и непроизносимых согласных в корне слова.
Все задания этого раздела направлены на поиск данной орфограммы в слове и подбору проверочных слов. Сюда же включаются упражнения на выделение единообразного корня, на подбор однокоренных слов для проверки сомнительной согласной; сравнение группы однокоренных слов для доказательства правильности написания сомнительной согласной.
3. Правописание разделительного Ь и разделительного Ъ.
В этом разделе даются задания:
Ÿ сравнение на слух и в написании слов с Ъ и без него;
Ÿ вставить по необходимости Ъ и Ь.
Некоторые виды заданий направлены на морфемный разбор слов с Ъ и Ь. Здесь же даются тренировочные упражнения на деление слов с Ъ и Ь для переноса. Очень важно, чтобы у учащихся сформировался навык сопоставления разделительных Ъ и Ь для обозначения мягкости согласных, поэтому некоторые упражнения даются для развития этого навыка.
4. Имя существительное.
Ÿ Единственное и множественное число существительных;
Ÿ род, склонение имен существительных;
Ÿ Ь после шипящих на конце существительных;
Ÿ дифференциация падежных окончаний имен существительных;
Ÿ согласование существительных и
прилагательных в косвенных
падежах;
Ÿ согласование имен существительных и прилагательных роде и числе.
5. Глагол.
Ÿ Правописание не с глаголами;
Ÿ правописание -ться и -тся в глаголах;
Ÿ Ь после шипящих на конце глаголов;
Ÿ согласование глаголов с существительными в роде и числе.
6. Приставки и предлоги.
Ÿ Правописание приставок (-а-, -о- в приставках; приставки на -з-, -с-);
Ÿ раздельное написание предлогов со словами;
Ÿ дифференциация предлогов;
Ÿ дифференциация приставок и предлогов.
7. Формирование морфологических обобщений.
Задания этого раздела направлены на усвоение представлений о грамматических значениях различных частей речи. С целью развития навыков морфемного анализа предложено решение следующих задач:
Ÿ нахождение морфем в словах;
Ÿ дифференциация близких по написанию и значению морфем;
Ÿ знание терминологии;
Ÿ умение использовать грамматическую основу при написании орфограмм.
Задания:
1. Собрать слово из предложенных морфем.
2. К словам подобрать однокоренные слова по схемам.
3. Подобрать к схеме подходящее слово.
4. Составить новое слово, взяв у предложенных слов определенные морфемы (пришел – приставка, дорожная – корень, сложное – суффикс, мышиный – окончание: придорожный).
5. Выделить одинаковые морфемы в словах (сноска, слетел, скачка, срослись, где -с- не является приставкой).
Работа на морфологическом уровне проводится одновременно с формированием словарного запаса, так как значение слова представляет собой единство лексического и грамматического уровня. Включается работа по уточнению грамматических значений: различение частей речи, род и падеж существительных и прилагательных. Специально созданные ситуации помогают в практическом плане усваивать грамматические значения, различать флексии, выражающие эти значения, правильно согласовывать слова, относящиеся к разным частям речи. Ключевыми для всех разделов являются темы по развитию орфографической зоркости, по закреплению знаний орфографических правил.
Развитие психических процессов.
При проведении коррекционно-развивающей работы следует учитывать состояние тех психических и психофизических функций и процессов, которые обеспечивают успешное овладение грамотой: зрительное и пространственное восприятие, мышление, память, воображение, речь, внимание, зрительно-моторные координации. Это способствует углублению отрабатываемых действий, восполнению пробелов в подготовке и пропедевтике трудностей усвоения материала.
В данном разделе предложены упражнения и задания для развития слухового, зрительного и произвольного внимания. Сюда же включаются упражнения для развития различных видов памяти (речеслуховой, кратковременной, зрительной) и восприятия (пространственного, слухового). Особое место занимают те виды заданий, которые направлены на развитие долговременной памяти, так как долговременная память помогает дольше всего удерживать информацию и тем самым способствует сформированности орфографических навыков. Каждое занятие содержит упражнения для развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, сопоставление) и словесно-логического, наглядно-образного мышления.
В работе по коррекции нарушений письменной речи с учащимися, имеющими дизорфографические ошибки, целесообразно использовать различные виды диктантов, которые в данном случае проводятся не с целью проверки и контроля, а как обучающие и развивающие задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.