Программа по природоведению .
Оценка 5

Программа по природоведению .

Оценка 5
docx
28.06.2023
Программа по природоведению .
Природоведение ОВЗ 5-6 классы, программа.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка

 

Рабочая программа по природоведению для 5-6 класса для обучающихся ( с умственной отсталостью) составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Авторской программы по природоведению для 5-6 класса Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, Просвещение, 2016 г.

 

Основными целями рабочей программы по природоведению являются:

- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;

- формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;

- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;

- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам.

 

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

- сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;

- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

- воспитание социально значимых качеств личности.

2.     Общая характеристика учебного предмета.

 

Курс «Природоведение» обобщает знания о природе, полученные обучающимися в 1 – 4 классах, осуществляет переход от первоначальных представлений к систематическим знаниям по географии и естествознанию и служит основой для них.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:

- учебник: «Природоведение» для учащихся 5 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ.  авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2018 г.

- учебник: «Природоведение» для учащихся 6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ.  авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2018 г.

 

Программа курса «Природоведение» состоит из шести разделов:

«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».

При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами (узнают названия планет), историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.

В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.

Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Учащиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, крупные города или другие объекты по усмотрению учителя в зависимости от региона). Изучение данного материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. При проведении уроков используется глобус и физическая карта (принципы ее построения не раскрываются) для демонстрации территории России, крупных форм рельефа, морей и рек.

При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в I—IV классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показывается взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями идет опора на личный опыт учащихся, воспитание экологической культуры, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.

Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

Завершают курс обобщающие уроки, на которых систематизируются знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».

Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого рабочей программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.

Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, профильный труд).

В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями.  Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

 

3.     Место предмета в учебном плане:

 

Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Класс

5 класс

6 класс

Количество часов в неделю

2 часа

2 часа

Итого в год

68 часов

68 часов

 

С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов.      

4.     Планируемые результаты освоения учебного  предмета:

 

Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися 5 класса с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:

·        осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

·        формирование уважительного отношение к культуре других народов;

·        формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;

·        принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

·        развитие элементарных навыков самостоятельности;

·        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·        воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

·        формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).

 

Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.

 

Минимальный уровень

Достаточный уровень

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога

- узнавание и называние изученных объектов в на­туральном виде в естественных условиях; - зна­ние способов получения необходимой ин­фор­мации об изучаемых объектах по заданию педагога;

- представления о взаимосвязях между изу­чен­ными объектами, их месте в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом раз­личных оснований для классификации (клевер — травянистое ди­ко­рас­ту­щее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее ле­том);

- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

- выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

- участие в беседе; обсуждение изученного; про­яв­ление желания рассказать о предмете изу­чения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

- выполнение доступных возрасту природо­ох­ра­ни­тельных действий;

- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Дифференцированный уровеньвключает уч-ся, имеющих в силу своего  психо-физического состояния  значительные  трудности по  усвоению  учебного материала:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов;

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни(под контролем взрослого);

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя

        

5.     Содержание программы учебного курса:

 

5 класс.

1.     Земля- планета солнечной системы. (2ч)

Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.

Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.

Наш дом — Земля

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.

 

2.     Сезонные изменения в природе. (16ч)

Календарь природы. Погода. Смена времен года. Осень. Осенние изменения в жизни природы. Человек и природа осенью. Зима. Зимние изменения в природе. Человек и природа зимой. Весна. Весенние изменения в жизни растений и животных. Лето. Растения и животные летом. Времена года в жизни человека.

Экскурсия 1, П.р. № 1 «Календарь погоды», Экскурсия № 2: «Сезонные изменения в природе. Признаки осени»., Экскурсия № 3: «Сезонные изменения в природе. Признаки зимы».

3.     Наша страна. (6ч)

Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.

Население России. Городское и сельское население. Народы России.

Столица Москва.

Санкт-Петербург.

Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению учителя).

Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.

4.     Неживая природа. (8 ч)

Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.

Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи.

Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши.

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

Равнины, горы, холмы, овраги.

Почва (охрана почвы). Свойства почвы.

П.р. № 2: «Состав почвы», П.р. № 3: «Измерение температуры воздуха»,

5.     Живая природа. (24ч)

Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края.

Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края.

Растения леса. Кустарники, кустарнички. Травы. Грибы. Животные леса. Птицы леса. Насекомые леса. Растения сада. Ягодные кустарники.  Животные сада. Растения огорода. Друзья и враги огородных растений. Растения поля. Животные болота. Вредители полей. Растения луга. Животные луга. Растения болота. Растения водоемов. Животные пресных водоемов. Животные морей и океанов. Растения и животные в жизни человека.

6.     Охрана здоровьячеловека (7ч)

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова.Внутренние органы, головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет.

Органы чувств. Правильная осанка. Правильное дыхание и питание. Вред курения и употребления алкоголя. Здоровье человека.

7.     Охрана природы и экология. (1ч)

Заповедники. Заказники. Охрана природы.

8.     Трудна пришкольном участке. (6ч)

Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.

П.р. № 4: «Весенняя обработка почвы на клумбе», П.р. № 5: «Посев и посадка растений на школьные клумбы».

 

 

 

 

 

6 класс

1.     Введение (2ч)

Живая и неживая природа. Для чего нужно изучать неживую природу.

2.     Вода.(15 ч.)

Вода в природе. Свойства воды. Физические свойства воды. Вода- растворитель. Растворимость веществ. Виды растворов, их значение. Питьевая вода и ее качество. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Экологические проблемы воды.

П.р. № 1: «Определение текучести воды», П.р. № 2: «Определение чистоты бытовой воды», П.р. № 3: «Измерение температуры питьевой холодной, горячей и теплой воды, используемой в быту»,

3.     Воздух. (13ч)

Состав воздуха. Свойства воздуха. Использование свойств воздуха человеком. Движение воздуха. Кислород, его свойства, значение. Углекислый газ, его свойства, значение. Состав воздуха, примеси. Загрязнение воздуха.

П.р.№4: «Наблюдение за отклонением пламени свечи».

4.     Полезные ископаемые (24ч)

Полезные ископаемые как строительный материал. Гранит. Известняки. Песок и глина. Торф, каменный уголь. Природный газ. Полезные ископаемые – минеральные удобрения. Получение металлов из полезных ископаемых. Руды, их виды. Металлы, их виды. Экологические проблемы, связанные с использованием полезных ископаемых.

П.р.№5: «Распознавание черных и цветных металлов».

5.     Почва (10ч)

Определение почвы. Перегной, его значение. Минеральные составляющие почвы. Виды почв. Местные типы почв. Обработка почвы, ее значение. Значение почвы в народном хозяйстве.

6.     Повторение пройденного (4ч)

Повторение тем: «Вода, воздух, полезные ископаемые, почва».

 

6.     Тематическое планирование:

 

5 класс

 

№ п/п

Название раздела

Количество

часов

1

Земля- планета Солнечной системы.

2

2

Сезонные изменения в природе.

16

3

Наша Родина.

6

4

Неживая природа.

8

5

Живая природа.

24

6

Охрана здоровья человека.

7

7

Охрана природы и экология.

1

8

Труд на пришкольном участке.

6

 

Всего: 70 часов

 

 

6 класс:

№ п/п

Название раздела

Количество

часов

1

Введение.

2

2

Вода.

15

3

Воздух.

13

4

Полезные ископаемые.

24

5

Почва.

10

6

Повторение пройденного.

4

 

Всего: 68 часов.

 

7.     Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса:

 

1.   АООП для детей с нарушением интеллекта

2.   Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География. / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В.Шовырева, Е.В.Подвальная - М. «Просвещение» 2018

3.    Материалы МЭШ

4.    Учебник: «Природоведение» для учащихся 5-6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ.  авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2018 г.

5.   Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева

6.   Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./С.Е.Гаврина,Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина ХудожникиГ.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

7.   Е.А.Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

 

8.     Планируемые результаты изучения учебного курса:

Личностные результаты:

·          адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи при изучении объектов и явлений природы.

·          уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.

·          активно включаться в общеполезную социальную деятельность по охране природы и окружающей среды.

·          бережно относиться к природным богатствам и к культурно-историческому наследию родного края и страны.

·          понимать личную ответственность за свои поступки на основепредставлений об этических нормах и правилах поведения в природе и в обществе.

·          соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.

·          развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

·          формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

 

Предметные результаты

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

·          узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

·          представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

·          отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

·          называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

·          соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

·          соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

·          выполнение несложных заданий под контролем учителя;

·          адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

 

Достаточный уровень:

·          узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

·          представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

·          отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различ­ных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

·          называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

·          выделение существенных признаков групп объектов;

·          знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

·          участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

·          выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

·          совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

·          выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

·          осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.


 

Программа по природоведению .

Программа по природоведению .

Пояснительная записка Рабочая программа по природоведению для 5-6 класса для обучающихся ( с умственной отсталостью) составлена на основе: -

Пояснительная записка Рабочая программа по природоведению для 5-6 класса для обучающихся ( с умственной отсталостью) составлена на основе: -

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки

Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки

В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т

В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т

Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя…

Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя…

ископаемые); - соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека; - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в…

ископаемые); - соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека; - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в…

Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психо-физического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала: - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;…

Дифференцированный уровень включает уч-ся, имеющих в силу своего психо-физического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала: - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;…

Календарь природы. Погода. Смена времен года

Календарь природы. Погода. Смена времен года

Живая природа. (24ч) Разнообразие растительного мира

Живая природа. (24ч) Разнообразие растительного мира

Введение (2ч) Живая и неживая природа

Введение (2ч) Живая и неживая природа

Тематическое планирование: 5 класс № п/п

Тематическое планирование: 5 класс № п/п

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса: 1

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса: 1

Предметные результаты Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный

Предметные результаты Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный

· знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; · участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о…

· знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; · участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2023