1. Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению для 5-6 класса для обучающихся ( с умственной отсталостью) составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Авторской программы по природоведению для 5-6 класса Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, Просвещение, 2016 г.
Основными целями рабочей программы по природоведению являются:
- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;
- формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;
- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам.
Рабочая программа направлена на решение следующих задач:
- сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитание социально значимых качеств личности.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Природоведение» обобщает знания о природе, полученные обучающимися в 1 – 4 классах, осуществляет переход от первоначальных представлений к систематическим знаниям по географии и естествознанию и служит основой для них.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
- учебник: «Природоведение» для учащихся 5 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2018 г.
- учебник: «Природоведение» для учащихся 6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2018 г.
Программа курса «Природоведение» состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами (узнают названия планет), историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Учащиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, крупные города или другие объекты по усмотрению учителя в зависимости от региона). Изучение данного материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. При проведении уроков используется глобус и физическая карта (принципы ее построения не раскрываются) для демонстрации территории России, крупных форм рельефа, морей и рек.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в I—IV классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показывается взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании указываются представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями идет опора на личный опыт учащихся, воспитание экологической культуры, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, на которых систематизируются знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого рабочей программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, профильный труд).
В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
3. Место предмета в учебном плане:
Учебный предмет «Природоведение» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Класс |
5 класс |
6 класс |
Количество часов в неделю |
2 часа |
2 часа |
Итого в год |
68 часов |
68 часов |
С целью формирования у учащихся мотивации к изучению предмета в программе отведено время на организацию тематических экскурсий, проведение опытов.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты освоения рабочей программы по природоведению обучающимися 5 класса с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:
· осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
· формирование уважительного отношение к культуре других народов;
· формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
· развитие элементарных навыков самостоятельности;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
· формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).
Предметные результаты освоения программы по природоведению обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; - отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса); - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); - соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека; - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); - выполнение несложных заданий под контролем учителя; - адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога |
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; - представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; - отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер — травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом); - называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; - выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; - участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; - выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; - совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; - выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; - осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. |
Дифференцированный уровеньвключает уч-ся, имеющих в силу своего психо-физического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала: - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - представления о назначении изученных объектов; - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); - соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни(под контролем взрослого); - соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); - выполнение несложных заданий под контролем учителя |
5. Содержание программы учебного курса:
5 класс.
1. Земля- планета солнечной системы. (2ч)
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
Наш дом — Земля
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.
2. Сезонные изменения в природе. (16ч)
Календарь природы. Погода. Смена времен года. Осень. Осенние изменения в жизни природы. Человек и природа осенью. Зима. Зимние изменения в природе. Человек и природа зимой. Весна. Весенние изменения в жизни растений и животных. Лето. Растения и животные летом. Времена года в жизни человека.
Экскурсия 1, П.р. № 1 «Календарь погоды», Экскурсия № 2: «Сезонные изменения в природе. Признаки осени»., Экскурсия № 3: «Сезонные изменения в природе. Признаки зимы».
3. Наша страна. (6ч)
Россия — Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.
Население России. Городское и сельское население. Народы России.
Столица Москва.
Санкт-Петербург.
Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению учителя).
Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.
4. Неживая природа. (8 ч)
Состав воздуха. Значение для жизни на Земле.
Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи.
Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения.
Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва (охрана почвы). Свойства почвы.
П.р. № 2: «Состав почвы», П.р. № 3: «Измерение температуры воздуха»,
5. Живая природа. (24ч)
Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края.
Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края.
Растения леса. Кустарники, кустарнички. Травы. Грибы. Животные леса. Птицы леса. Насекомые леса. Растения сада. Ягодные кустарники. Животные сада. Растения огорода. Друзья и враги огородных растений. Растения поля. Животные болота. Вредители полей. Растения луга. Животные луга. Растения болота. Растения водоемов. Животные пресных водоемов. Животные морей и океанов. Растения и животные в жизни человека.
6. Охрана здоровьячеловека (7ч)
Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова.Внутренние органы, головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет.
Органы чувств. Правильная осанка. Правильное дыхание и питание. Вред курения и употребления алкоголя. Здоровье человека.
7. Охрана природы и экология. (1ч)
Заповедники. Заказники. Охрана природы.
8. Трудна пришкольном участке. (6ч)
Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.
П.р. № 4: «Весенняя обработка почвы на клумбе», П.р. № 5: «Посев и посадка растений на школьные клумбы».
6 класс
1. Введение (2ч)
Живая и неживая природа. Для чего нужно изучать неживую природу.
2. Вода.(15 ч.)
Вода в природе. Свойства воды. Физические свойства воды. Вода- растворитель. Растворимость веществ. Виды растворов, их значение. Питьевая вода и ее качество. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Экологические проблемы воды.
П.р. № 1: «Определение текучести воды», П.р. № 2: «Определение чистоты бытовой воды», П.р. № 3: «Измерение температуры питьевой холодной, горячей и теплой воды, используемой в быту»,
3. Воздух. (13ч)
Состав воздуха. Свойства воздуха. Использование свойств воздуха человеком. Движение воздуха. Кислород, его свойства, значение. Углекислый газ, его свойства, значение. Состав воздуха, примеси. Загрязнение воздуха.
П.р.№4: «Наблюдение за отклонением пламени свечи».
4. Полезные ископаемые (24ч)
Полезные ископаемые как строительный материал. Гранит. Известняки. Песок и глина. Торф, каменный уголь. Природный газ. Полезные ископаемые – минеральные удобрения. Получение металлов из полезных ископаемых. Руды, их виды. Металлы, их виды. Экологические проблемы, связанные с использованием полезных ископаемых.
П.р.№5: «Распознавание черных и цветных металлов».
5. Почва (10ч)
Определение почвы. Перегной, его значение. Минеральные составляющие почвы. Виды почв. Местные типы почв. Обработка почвы, ее значение. Значение почвы в народном хозяйстве.
6. Повторение пройденного (4ч)
Повторение тем: «Вода, воздух, полезные ископаемые, почва».
6. Тематическое планирование:
5 класс
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Земля- планета Солнечной системы. |
2 |
2 |
Сезонные изменения в природе. |
16 |
3 |
Наша Родина. |
6 |
4 |
Неживая природа. |
8 |
5 |
Живая природа. |
24 |
6 |
Охрана здоровья человека. |
7 |
7 |
Охрана природы и экология. |
1 |
8 |
Труд на пришкольном участке. |
6 |
|
Всего: 70 часов |
|
6 класс:
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Введение. |
2 |
2 |
Вода. |
15 |
3 |
Воздух. |
13 |
4 |
Полезные ископаемые. |
24 |
5 |
Почва. |
10 |
6 |
Повторение пройденного. |
4 |
|
Всего: 68 часов. |
|
7. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса:
1. АООП для детей с нарушением интеллекта
2. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География. / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В.Шовырева, Е.В.Подвальная - М. «Просвещение» 2018
3. Материалы МЭШ
4. Учебник: «Природоведение» для учащихся 5-6 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ. авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2018 г.
5. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
6. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./С.Е.Гаврина,Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина ХудожникиГ.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
7. Е.А.Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
8. Планируемые результаты изучения учебного курса:
Личностные результаты:
· адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи при изучении объектов и явлений природы.
· уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.
· активно включаться в общеполезную социальную деятельность по охране природы и окружающей среды.
· бережно относиться к природным богатствам и к культурно-историческому наследию родного края и страны.
· понимать личную ответственность за свои поступки на основепредставлений об этических нормах и правилах поведения в природе и в обществе.
· соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
· узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
· представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
· отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
· называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
· соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
· соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
· выполнение несложных заданий под контролем учителя;
· адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
· узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
· представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
· отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
· называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
· выделение существенных признаков групп объектов;
· знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
· участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
· выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
· совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
· выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
· осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.