Роль
ведущей модальности восприятия в обучении русскому языку
На современном этапе развития образования важными направлениями являются гуманизация, демократизация, вариативность. Эти направления дают возможность конструировать педагогический процесс с учетом интересов и особенностей учащихся. Важная роль в процессе обучения отводится личностно-ориентированному обучению.
Личностно-ориентированное обучение – обучение, где главным является личность учащегося, ее самоценность, самобытность. Сначала раскрывается субъектный опыт, а затем согласовывается с содержанием [3].
В процессе обучения по данной технологии (личностно-ориентированному обучению) важным становится индивидуальность ребенка, следовательно, методологическую основу представляет индивидуализация учебного процесса.
Индивидуализация процесса обучения подразумевает учет личностных, интеллектуальных и психологических особенностей обучающегося. К личностным особенностям можно отнести уровень успеваемости, качество усвоения знаний, темперамент, особенности мышления, особенности процесса восприятия [3].
А. Г. Маклаков отмечал: «Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхностные органы чувств» [4, С. 200].
Все дети по-разному воспринимают окружающий мир: одни с интересом прислушивается к звукам, им важно то, что они слышат; другим нужно трогать руками, им важно то, что чувствует; а третьи могут долго рассматривать рисунки и необычные предметы, им важна зрительная информация. Эти особенности влияют на восприятие информации и поведение ребенка. Именно особенности восприятия в наибольшей степени влияют на процесс обучения детей [3].
Обучение предполагает собой непрерывное пополнение знаний и их трансформацию. Память и обучение тесно связаны между собой, и они не отделимы друг от друга.
Память – 1) «способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении» [1, С. 79]; 2) «совокупность психических процессов, посредством которых информация кодируется / регистрируется (прием, обработка, объединение полученной информации), хранится (создание постоянной записи закодированной информации) и извлекается / вспоминается (обратный вызов сохраненной информации в ответ на внешний или внутренний стимул».
Выделим основные функции памяти:
1) отражательная (память отражает только те объекты, которые ощущались и воспринимались субъектом через мнемические образы);
2) регулятивная (память задействована во всех психических процессах, выступает основой деятельности и поведения).
Существует несколько видов памяти, но в методике орфографии внимание уделяется только той, что характеризуется по модальности восприятия, то есть по анализатору, который преобладает в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения: «зрительная память, она связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память связана с сохранением и воспроизведением звуковой информации».
Л. В. Бура пишет, что существует пять этапов запоминания информации: «На первом этапе усвоения происходит поступление информации по содержанию (текстовая, числовая, смешанная), и по каналу (зрительная, слуховая, тактильная, двигательная, комбинированная). На втором этапе происходит переработка информации, то есть перевод сложной информации в приемлемую для восприятия: учитель вместе с учащимися трансформируют и преобразовывают информацию в образы, ищут аналогии или созвучания, создают определенные ассоциации. На третьем этапе устанавливаются связи между единицами информации, происходит их сортировка, фильтрация, повторное ассоциирование, осмысление. На четвертом этапе информация сохраняется в удобной для извлечения форме для человека. Сохранение может произойти через практическую деятельность, осознанно или механическое повторение. На пятом этапе информация воспроизводится учащимся».
Ю. В. Щербатых выделяет факторы, влияющие на продуктивность памяти. Их можно разделить на две группы: «1) объективные – относятся особенности запоминаемого материала. К ним относятся количество информации, наглядность, осмысленность, степень структурированности; 2) субъективные – касаются самого человека, который запоминает информацию. К ним можно отнести функциональное состояние, мотивацию, активность, ведущий тип памяти, установки» [4, С. 89].
Успешность образовательной деятельности учащихся во многом зависит от фиксации полученной информации в памяти на длительное время.
У младшего школьника преобладает непроизвольное механическое запоминание. Хорошие результаты запоминания возникают в том случае, если он проявляет активную умственную деятельность [4, С. 145].
Бура Л. В. говорила, что: «у школьников преобладает образный интеллект, хорошо развита память на предметы и конкретные слова со зрительными образами, преобладает память на звуки и тона, а также память на эмоционально окрашенные явления, представления, факты. Хуже развита память на слова, которые обозначают абстрактные понятия. Таким образом, в процессе обучения русскому языку учитель должен использовать упражнения, направленные на образную и эмоциональную память, должен опираться на закономерности непроизвольного запоминания, использовать приемы, направленные на развитие произвольной памяти, смыслового, опосредованного запоминания» [12, С. 20].
Успешность восприятия информации учащимися во многом зависит от умения учителя передать информацию в доступной форме, целей и интереса обучающихся, от создания благоприятных условий для реализации способностей детей воспринимать и перерабатывать информацию и использования.
Эффективность обучения при словарно-орфографической работе во многом зависит от восприятия информации младшими школьниками, так как оно является первичным этапом познавательной деятельности. Информация структурирует процесс обучения через компоненты – деятельность учителя и деятельность обучающего. Это значит, что именно способ восприятия должен послужить основанием для дифференциации обучения. В процессе обучения основными источниками информации являются звук, изображение и мышечное усиление. Следовательно, существуют различные модальности восприятия.
А. В. Петровский понимает модальность как: «одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика. Модальные характеристики показывают свойства объективной реальности. Понятие модальности вместе с ощущениями относят и к другим психическим процессам» [4, С. 216].
Модальность восприятия – свойство восприятия информации, отражающее элементы реальности в специфичной закодированной форме.
Среди всех органов чувств есть ведущий анализатор, который быстрее всех реагирует на сигналы внешней среды. Анализаторы присущи людям с рождения. От ведущих анализаторов зависит увлеченность учащихся определенным видом деятельности. В зависимости от особенностей восприятия информации людей можно разделить на категории:
«Визуалы – люди, которые воспринимают информацию с помощью зрительного анализатора. Они лучше запоминают яркие, наглядные пособия. Понимает и запоминает информацию только тогда, когда у него есть яркие картинки-представления. Особенностью визуалов является забывчивость, эмоциональность, высокая фантазия. Для них нужно создать так условия, чтобы они смогли проявить свою индивидуальность. В работе с учениками-визуалами нужно выделять цветом различные пункты, использовать наглядные пособия, схемы, таблицы. Такой ученик помнит только то, что видел на занятии, что могло привлечь его внимание. Визуалам легче прочитать самостоятельно материал из учебника, чем запомнить устное объяснение учителя. Также учащимся-визуалам можно предложить создать самостоятельно средства наглядности (рисунки, таблицы, презентации, модели) или описать ситуацию, придумать рассказ, составить задания по теме и т.д.» [6]. Учащимся-визуалам следует сидеть на первых партах. Для них важно хорошо освещенное рабочее место. При сумерках или же при плохом освещении у них снижается работоспособность.
У визуалов хорошо развита зрительно-тактильная координация. Они легко справляются с задачами, от которых требуются наличие развитых тонко-моторных функций, взаимодействия рук и глаз. Они успешны на занятиях, которые связаны с невербальной коммуникацией: распознавание слов, обучение письму. Внимание учащихся-визуалов устойчивое, посторонний шум не отвлекает в процессе обучения. Особенности внимания: хорошо помнят то, что видели, запоминают картинами. При обучении ученикам-визуалам необходимо развивать языковые навыки, коммуникабельность и общую физическую координацию.
Аудиалы – люди, которые принимают основную информацию через слуховой канал [6]. Они имеют острый слух и хорошую память. Школьники хорошо усваивают и перерабатывают информацию при объяснении учителем на уроке или же при совместном обсуждении во время урока. Для привлечения школьников-аудиалов учителю необходимо использовать ударение, растянутость речи при объявлении важных моментов. Ученик с аудиальной модальностью запоминает интересные рассказы, стихи, обсуждение в классе. Для успешного усвоения информации ученику необходимо проговаривать, повторять вслух. Ученики-аудиалы легко отвлекаются из-за постороннего шума. Громкий шум мешает им усваивать информацию. Учитель может легко привлечь их внимание, например, постучав по столу или же начав говорить шепотом.
При обучении учитель может предложить аудиалу комментировать то, что он делает. Это способствует быстрому приобретению необходимых навыков.
Кинестетики – люди, опирающиеся на мышечную память и эмоциональный фон в классе. При подаче нового материала обращают внимание на жесты и мимику, предпочитают практическую деятельность (работа руками). Им нужно непосредственное участие в происходящем, движение. При изучении нового материала необходимо включать работу с карточками, схемами, таблицами, интерактивной доской [2]. Особенности детей-кинестетиков: знакомятся с миром с помощью прикосновений и движения; хорошо развита моторика, активность крупной мускулатуры, отдают предпочтения активным играм; успешно выполняют тестовые задания, так как у них хорошо развита интуиция. Особенности внимания: с трудом концентрируют внимание, кинестетики легко отвлекаются. Особенности памяти: лучше запоминают в движении, помнят общее впечатление. На первом месте должна стоять двигательная активность, детям должно быть предоставлено свободное передвижение по кабинету.
Таким образом, была определена роль ведущей модальности восприятия в обучении русскому языку. Она заключается в восприятии информации, отражающей элементы реальности в специфичной закодированной форме. Были раскрыты виды модальности (визуалы, аудиалы, кинестетики)
Список использованных источников:
1. Абраменкова, В. В. Краткий психологический словарь / В. В. Абраменкова, В. С. Аванесов, В. С. Агеев. – Москва : Политиздат, 1985. – 431 с.
2. Давидович, С. Е. Учет ведущей модальности восприятия при изучении синтаксиса в школе [Электронный ресурс] / С. Е. Давидович // Екатеринбург : Актуальные проблемы филологии. – 2019. – №19. – С.59-66. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41166149
3. Калдыкозова, С. Е. Формирование грамотного письма с учетом ведущей модальности восприятия учащихся [Электронный ресурс] / С. Е. Калдыкозова, Р. Е. Мусалханова, Г. Махидова, М. А. Мусантаева, Ж. А. Рискелдиева // Научные труды ЮКГУ им. М. Ауэзова. – 2016. – №3. – С.81-83. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42380023 (дата обращения: 18.04.2021)
4. Ляксо, Е. Е. Психофизиология: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Е. Е. Ляксо, А. Д. Ноздрачев. – Москва : ИЦ Академия, 2014. – 336 c.
5. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 583 с.
6. Петровский, А. В. Психологический словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Москва : «Политиздат», 1990. – 494 с.
7. Пичугина Г. А. Полимодальное обучение как средство повышения эффективности учебного процесса [Электронный ресурс] / Г. А. Пичугина, А. Г. Кайбалиев // Научен вектор на Балканите. – 2019. – №2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/polimodalnoe-obuchenie-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-uchebnogo-protsessa (дата обращения: 26.04.2021)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.