Тема: «Развитие познавательной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
Начать я хотела бы со слов К.Д.Ушинского «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».
Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося.
Я расскажу о некоторых приемах развития познавательной мотивации на примере работы с детьми ОВЗ в моем классе.
1.Комфортная обстановка в школе и в классе. На первых порах главное, чтобы ребенку хотелось идти в школу, ему было удобно общаться с одноклассниками и учителем. Он чувствовал себя спокойно.
2.Помощь и поддержка одноклассников.
3.Уверенность в поддержке и помощи учителя. Все учащиеся с ОВЗ сидят на первых партах. Я всегда могу увидеть в чем они затрудняются, помочь, объяснить.
4.Адекватная похвала. Я стараюсь их хвалить за малейшие успехи.
5.Ситуация успеха. Развитие веры в собственные силы. Стараюсь сначала спрашивать у них только то, что они точно смогут ответить. Вызываю к доске решать пример полегче, с которым они точно справятся. Обязательно спрашиваю, если поднимают руку, и я знаю, что смогут ответить правильно.
6.Предотвращение наступления утомления. Дети с ОВЗ могут удерживать внимание не более 15 минут, поэтому необходимо использовать разнообразные средства: чередование умственной и практической деятельности, преподнесении материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности.
7.Адаптированные приемы работы с заданиями на уроке: наводящие вопросы, наглядность, новый материал малыми порциями, постепенное усложнение заданий, образцы решений, алгоритмы.
Опыт показывает, что такое использование методов, форм, приемов работы позволяет каждому ребенку успешно решать познавательные задачи и находить свои пути компенсации слабых сторон развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.