Цель программы: создание психолого - педагогических условий для подготовки обучающихся с ОВЗ к осознанному выбору профессии.
Рабочая программа составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании », учебным планом МБОУ СОШ «Перспектива». На основании Закона «Об образовании» и письма Министерства образования РФ «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации каждого обучающегося образовательного учреждения», где указано на необходимость подготовки каждого обучающегося как самоопределяющейся личности к самостоятельному, осознанному выбору профессии. Решение этой проблемы является актуальной задачей и важнейшим условием не только совершенствования самой профориентационной работы, но и совершенствованием всей кадровой политики государства.
По закону РФ «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; формирование человека и гражданина, подготовленного к вступлению в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…» т.е. на социальное становление школьников.
С точки зрения социализации чрезвычайно важный период становления личности – школьный возраст. Именно в этот период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнёров, ценностей и т.д.) открытие своего внутреннего мира.
Когда - нибудь каждый из учеников встанет перед важным вопросом в жизни: «Куда после школы идти учиться, какую профессию выбрать?» От выбора зависит будущее ученика. Ведь правильный выбор профессии повлияет на все сферы его жизни. Это и материальное положение и то, насколько интересна и содержательна будет его будущая работа. «Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений!» - так говорил Д.Рокфеллер, американский миллиардер. Конечно, когда человек знает много профессий, интересуется, читает о них, то у него выбор более осознанный и точный, меньше вероятность, что в дальнейшем он разочаруется в своей профессии.
Актуальность данной программы в том, что она позволяет детям задуматься над этой проблемой и помочь в будущем выборе профессии.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей, склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через внеурочную и внешкольную работу с обучающимися. В различных видах деятельности (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде.
Дети с особенными образовательными потребностями – особая категория школьников, которых отличает искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.
Выпускникам трудно адаптироваться в обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.
Незначительный опыт
профессиональной деятельности снижает конкурентоспособность выпускников наших
школ. Поэтому проведение профориентационной работы в период обучения ребенка
в школе повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
Профессиональное самоопределение – это определение собственного будущего в
широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику
школы достаточно сложно. Поэтому тема выбора профессии является важной для
подготовки школьников к полноценной самостоятельной жизни.
Во время воспитательных мероприятий необходимо выявлять задатки, склонности и способности обучающихся. С этой целью в содержание каждого внеурочного занятия включаются информационные блоки, вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, практические упражнения, которые делают занятия более интересными и динамичными. Эти занятия углубляют и расширяют знания школьников, повышают их интерес к профессиям. Профессиональные тематические мастер-классы и конкурсы приучают детей к самостоятельной творческой работе, развивают их инициативу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, такие занятия имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувства ответственности за порученное дело, готовят их к трудовой деятельности.
Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности обучающихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Цель курса внеурочной деятельности «Азбука профессий»:
формирование профориентационной компетентности младших подростков путем включения в процесс активного планирования своего профессионального будущего, чтобы этот процесс был интересным и значимым для него.
Основные задачи реализации Программы:
-формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому становлению;
- обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
- формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного решения при проектировании своего образовательно-профессионального маршрута по завершении обучения в основной школе;
- приобщение детей к работе со справочной и энциклопедической литературой.
Профессиональная ориентация обучающихся реализует следующие принципы:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- психологическая комфортность.
На этом возрастном этапе важно не определить, кем стать в профессии, а только подвести школьника к формированию готовности и способности к самостоятельному выбору профессиональной деятельности и/ или направления профильного образования.
Основной метод: Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности
Занятия проводятся в различной форме: тесты, встречи, экскурсии, беседы, конкурсы, праздники, игровые профессиональные упражнения;
Количество – 6-10 человек.
В основе программы курса внеурочной деятельности «Азбука профессий» лежат ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Азбука профессий» ориентирован на формирование личностных и метапредметных результатов учащихся.
Личностные результаты:
- потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;
- в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;
- способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;
- умение взаимодействовать со сверстниками в классе и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- формирование бережного отношения к традициям своей семьи,
норм, непрерывного образования, самовоспитания;
- воспитание уважительного отношение к труду, интерес к профессиям, школы
- непрерывное духовно-нравственное развитие, реализация творческого потенциала в социально ориентированной, общественно-полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- формирование поведенческих навыков трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
- высказывать своё предположение (версию), работать по плану
- умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);
- формирование умения находить достаточные средства для решения поставленных задач;
- демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные УУД
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
- овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем
Коммуникативные УУД
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
- умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в классе;
- приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
- умение находить общее решение и разрешать конфликты;
- соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.
Предметные (на конец освоения курса):
Обучающиеся научатся:
владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.
Обучающиеся получат возможность научиться:
готовить исследовательские работы
Воспитательные результаты:
Результаты (приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе; о принятых в обществе нормах поведения и общения; развитие ценностного отношения подростков к труду об основах здорового образа жизни; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования; получение первоначального опыта самореализации; приобретение опыта исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности.
Программа курса «Мир профессий» рассчитана на 17 часов: 5 класс – 17 часов. Предполагает проведение 0.5 часа в неделю .( Или одно занятие в две недели)
Срок реализации – 1 год .
Формы учета знаний, умений
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, написание сочинений-рассуждений «Профессии моих родителей», «Почему мне нравится профессия». По окончании курса предусмотрено:
∙ Проект «Профессия, которая мне нравится» (5 кл.).
Календарно-тематический план 5 класс
№ п/п |
Темы |
Кол. часов |
Виды деятельности |
1 |
Беседа «Мир профессий» |
1 |
Викторина |
2 |
«Профессии, которые нас окружают» |
1 |
Конкурс рисунков |
3 |
Профессии моей семьи . |
1 |
Круглый стол. Краткая характеристика профессий. Презентация профессий родителей. |
4 |
|
1 |
Презентация профессий людей, работающих в школе. |
6 |
Что такое сфера обслуживания? (парикмахер, визажист, мастер маникюра, продавец) |
1 |
Знакомство с содержанием профессий. |
7 |
Экскурсия в салон красоты |
1 |
Встреча с работниками сферы обслуживания. Интервью (профессионально-важные качества), фоторепортаж |
8 |
Экскурсия в магазин |
1 |
Встреча с работниками магазина, интервью, фоторепортаж |
9 |
«На страже Родины» |
|
Знакомство с профессией военного. Презентация. |
10-11 |
Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, радист, кассир) |
2 |
История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии |
12-13 |
Морское путешествие: матрос, рулевой-моторист, судоводитель, электромеханик |
2 |
Экскурсия – путешествие. История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии |
14 |
Мир необычных профессий. Логистик, мерчандайзер, промоутер |
1 |
Необычные профессии. Просмотр презентации, беседа |
15 |
Урок-игра «Кем я хочу стать?» |
1 |
Сюжетно-ролевые игры |
16 |
Профессиональный турнир |
1 |
Урок-игра |
17 |
«Все работы хороши, выбирай на вкус» |
1 |
Проект «Профессия, которая мне нравится» |
Литература
1. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Ттьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
2. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально-важных качеств. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
3. Бондарев В.П., Кропивянская С.О. Успешный выбор профессии. 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с. – (Современная школа: управление и воспитание).
4. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2007. – 160с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.