Программа по развитию навыков и умений конструктивного общения у подростков.
Оценка 4.7

Программа по развитию навыков и умений конструктивного общения у подростков.

Оценка 4.7
docx
29.03.2024
Программа по развитию навыков и умений конструктивного общения у подростков.
программа (1).docx

I. Пояснительная записка

1. Название программы: «Я и другие»

2. Актуальность программы. Обоснование необходимости предполагаемой программы

Считается, что подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период у несовершеннолетних происходит серьезная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, вырисовывается общая направленность личности в формировании нравственных представлений и социальных установках.

Как известно, общение в жизни подростков играет важнейшую роль, а в рассматриваемый период времени становится ведущей деятельностью. Именно в общении подростки усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, так как оно позволяет подростку проявлять себя как личность и самореализовываться в среде сверстников.

Чем более развиты коммуникативные навыки у подростка, тем более уверенно он чувствует себя в группе ровесников, тем больше возможностей он имеет для расширения круга своего общения.

Для большинства подростков, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, характерно отсутствие знаний о том, как общаться, и навыков конструктивного взаимодействия.

На занятиях разработанной нами программы подростки смогут не только получить знания о том, как общаться, но и упражняться в применении различных способов поведения, овладеть навыками эффективного общения.

Следует отметить, что подростковый кризис, связан с духовным ростом и изменением психического статуса. Появляется рефлексия, направленная на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом, неудовлетворенность собой может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи.

Несомненно, каждому подростку хочется, чтобы его считали умным, общительным, уверенным в себе. Но чтобы его таким считали, ему нужно таким стать – научиться думать, рассуждать, общаться, правильно относиться к другим людям, преодолевать неуверенность в себе, управлять самим собой. Чтобы помочь подростку обрести уверенность в себе, поверить в собственные силы и возможности, научиться понимать себя и других людей – необходима помощь и поддержка. Так как, именно в процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания и взаимодействия, которые необходимы для решения многих возрастных задач, необходимо создать определенные условия для их развития. Одним из важных условий является работа в группе сверстников, так как, чтобы лучше понять и оценить себя, необходимо сравнивать себя с подобными.

3. Цели и задачи психопрофилактической работы

Цель: Развитие навыков и умений конструктивного общения у подростков.

Задачи:

-                   сформировать представление о конструктивных навыках общения среди подростков;

-                   проработать конкретные затруднения в общении у подростков;

-                   способствовать приобретению и закреплению навыков взаимодействия, сотрудничества и конструктивного общения;

-                   обучить навыкам позитивного «я - высказывания».

4. Теоретические и/или методологические основы психопрофилактической работы (определение, факторы, проявления, теоретические подходы к явлению/проблеме)

В качестве теоретических и методологических основ программы выступают исследования известных отечественных и зарубежных учёных представленные в следующих концепциях:

-                   культурно-исторический подход к психическому и социальному становлению личности в нормальном и аномальном развитии                            (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, А.Н. Леонтьев и др.);

-                   положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка, которое выражается в том, что, чем более интенсивный разнообразный поток информации поступает в мозг ребенка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание центральной нервной системы;

-                   концепция ведущей роли деятельности в развитии ребенка                 (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);

-                   личностно-ориентированный подход в коррекционно-развивающем процессе, обеспечивающий формирование индивидуальности и раскрытие творческого потенциала (Л.С. Выготский, А.В. Петровский,               Д.Б. Эльконин)

-                   концепция роли социальных условий в развитии ребенка и роли общения в становлении личности (Л.И. Божович, В.И. Мясищев,                        С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев)

-                   принцип коррекционной, развивающей и формирующей работы в направлении «снизу вверх» (от движения к мышлению) (В.М. Бехтерев,             А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтес, П.Н. Анохин, М.М. Кольцова)

-                   принцип «замещающего онтогенеза» (А.В. Семенович, Б.А.Архипов)

-                   учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации

-                   система «базовых составляющих психического развития» (Н.Я.Семаго, М.М. Семаго)

-                   положения нейропсихологии об этапах развития пространственно-временных аспектов психической деятельности                    (А.В. Семенович, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго)

-                   монографии А.Л. Сиротюк о прямой зависимости уровней успешности обучения и развития высших психических функций от уровня развития межполушарного взаимодействия («веерный эффект»);

-                   положения Образовательной кинесиологии П. Деннисона, направленной на решение педагогических задач улучшения параметров обучения.

5. Целевая аудитория (для кого предназначены комплексы психодиагностических методик и психопрофилактические занятия)

Программа рассчитана на подростков 14-16 лет, испытывающих трудности в общении со сверстниками. Оптимальным количеством участников является 5-7 человек, так как атмосфера малой группы способствует сплочению группы, созданию атмосферы доверия, проявлению активности каждого участника и получению продуктивной обратной связи.

6. Основные формы и методы работы (формы, методы, техники, приемы):

Методы работы:

Информационный;

Метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций).

Конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

Формы работы:

-                   лекция;

-                   беседа;

-                   семинар;

-                   конференция;

-                   мини-спектакль;

-                   психотерапевтические занятия;

-                   тренинг;

-                   ролевая и деловая игра;

-                   мозговой штурм;

-                   круглый стол;

-                   дискуссия/

7. Предполагаемый результат

В жизненных ситуациях подростки смогут ответить на вопросы, как выстроить правильное поведение, как восстановить положительное эмоциональное состояние, как наладить конструктивное взаимодействие с родителями, сверстниками, педагогами, а также реализовать приобретенные компетенции.

8. Методические рекомендации по проведению психопрофилактических занятий (кто и где может использовать данную разработку, методические средства, оборудование, условия и т.д.).

Программа построена на основе общепринятых психолого-педагогических принципах:

1. Принцип единства диагностики и коррекции;

2. Принцип нормативности развития;

3. Принцип системности развития психической деятельности;

4. Деятельностный принцип коррекции;

5. Принцип психологической комфортности;

6. Постоянная обратная связь.

1. Принцип единства диагностики и коррекции. В содержание программы входит комплексная психодиагностика с учетом возрастных норм и единого запроса участников группы. Коммуникативные способности личности наиболее полно раскрываются в процессе групповой психокоррекции. Коррекционно-развивающая работа данной программы сопровождается регулярным контролем динамики изменений личности, деятельности подростка, его эмоциональных состояний, чувств и переживаний.

2. Принцип нормативности развития Учебно-развивающий материал в рамках разделов и программы в целом выстроен по принципу нормативности развития, учитывая особенности социальной ситуации развития, уровня сформированности психологических новообразований, уровня развития ведущей деятельности ребенка.

3. Принцип системности развития психической деятельности. При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятельности мы не ограничивались лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а исходили из ближайшего прогноза развития.

4. Деятельностный принцип. Занятия способствуют организации активной деятельности клиентов, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности и налаживании коммуникаций со сверстниками.

5.Принцип психологической комфортности предполагает снятие стресс образующих факторов в ходе общения.

6.Постоянная обратная связь.

 Не рекомендуется включать в группу подростков с повышенной агрессивностью и негативизмом. Выраженная агрессивность и протестные реакции таких участников будут препятствовать формированию безопасной, благоприятной атмосферы, что не позволит создать необходимые условия для достижения цели программы. Для таких подростков предпочтительней предварительная индивидуальная работа со специалистом. Также ограничения обусловлены возрастным диапазоном учащихся. Это могут быть обучающиеся подросткового возраста, так как упражнения и задания, предусмотрены с учетом возрастных особенностей данной категории детей.

Обеспечение гарантий прав участников.

Условием эффективности прохождения программы и гарантией соблюдения прав её участников является добровольность участия, а также высокая квалификацией специалистов, обеспечивающих реализацию программы. Также в процессе реализации программы предусматривается соблюдение профессионально-этических принципов практического психолога, в частности, конфиденциальности, безоценочности, благополучия подростка.

Реализация программы обеспечивается педагогом-психологом. Специалист должен иметь соответствующее образование и быть компетентным в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии; должен владеть знаниями и практическими компетенциями в области информационно-коммуникационных технологий, знанием возрастных, психологических особенностей детей 14-16 лет, уметь организовывать групповую работу, знать методические основы работы с подростками. Важно наличие у педагога устойчивой системы нравственно-этических ценностей, основанной на общечеловеческих, гуманистических ценностях. В список умений специалиста включаются его действия на всех этапах группового обсуждения, знание закономерностей групповой динамики и их использование в психологических целях, фасилитация, контроль за временем.

Требования к материально-технической оснащенности:

1.Материально-технические условия реализации программы:

Реализация программы осуществляется в кабинете коррекционной работы, оснащенной следующим оборудованием:

1.Столы и стулья для детей

2.Рабочее место для специалиста

3.Книжные шкафы для специальной литературы, методических, стимульных диагностических и профилактических материалов, детских работ.

 

II. Содержание психопрофилактической программы

1. Диагностический блок

Цель: изучение уровня сформированности коммуникативных навыков подростков.

Задачи:

-                   Определить уровни сформированности коммуникативных навыков подростков;

-                   Изучить эмоционально-личностные и коммуникативные особенности подростков;

-                   На основании полученных результатов сформировать группу подростков, для работы по формированию коммуникативных навыков.

Методы:

Этап первичной психодиагностики представлен набором стандартизированных психологических методик, направленных на изучение эмоционально-личностных и коммуникативных особенностей подростков - методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) авторов В.В. Синявского, В.А. Федорошина, методикаСпилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности. Для оценки эффективности программы рассматриваются динамика изменения следующих показателей: повышение коммуникативных умений (по методике КОС), снижение процентного показателя тревожности (по методике Спилбергера-Ханина), улучшение самочувствия, активности и настроения (по наблюдениям психолога, родителей).

2.     Установочный блок.

Цель: определение эффективного направления работы по  формированию коммуникативных навыков подростков.

Задачи:

-                   Выделить основные направления работы;

-                   Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении коммуникации;

-                   Определить дальнейшее направление работы по предупреждению агрессивного поведения и формированию коммуникативных навыков.

Методы:

В программе используются тренинговые (интерактивные) методы работы. Вариативно используются мини-лекция; групповая дискуссия, беседа; мозговой штурм; тренинговые упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы саморегуляции и управления собственным телом; элементы арт-терапии; релаксационные упражнения.

На протяжении всех занятий программы обязательным компонентом выступает прием обратной связи — это высказывание каждым участником группы своих мыслей, чувств и рассказ о своем опыте по окончании упражнения, темы, занятия и всего тренинга. Обратная связь необходима не только для того, чтобы узнать мнение участников, но и для того, чтобы участники в процессе тренинга обучались слушать и слышать мнение других людей.

Система организации внешнего контроля за реализацией программы представляет собой учет посещаемости участниками занятий (в виде листов посещаемости, расписания занятий и журнала учета видов деятельности педагога-психолога учреждения). Контроль за посещаемостью осуществляет сам специалист (листы посещаемости). 

Количество встреч: 1 занятие в 2 недели.

Продолжительность занятий: 40-60 минут.

Структура занятия:

I.                  Вводная часть

1)                Постановка темы и проблемы

II.               Основная часть

1)    Работа по теме и проблеме занятия

III.            Заключительная часть

1)                Рефлексия

Основания для комплектации групп.

По результатам диагностики.

3. Психопрофилактический блок

Цель: реализация работы по развитию коммуникативных навыков подростков в образовательном учреждении.

Задачи:

-                   Повышение интереса к самому себе, развитие личностных качеств;

-                   Создание условий для продуктивного и гармоничного общения со сверстниками и взрослыми;

-                   Обучение подростков доступным практическим приемам регуляции своего внутреннего состояния.

Методы работы:

Информационный;

Метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций).

Конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

Формы работы:

-                   лекция;

-                   беседа;

-                   семинар;

-                   конференция;

-                   мини-спектакль;

-                   психотерапевтические занятия;

-                   тренинг;

-                   ролевая и деловая игра.

Значение этапа:

№ занятия

Тема  (название) занятия

Цель и задачи занятия

Дата

Количество времени

Сотрудничество

1.                   

Диагностика

Диагностика уровня коммуникативных навыков

4.09

60 мин

 

2.                   

Представление участников перед группой.

Установление правил, создание рабочей атмосферы.

Познакомить участников группы с целями и задачами предстоящей работы. Установление контакта и положительного настроя на работу.

 

18.09

40 мин

 

3.                   

Тренинг Характер и эмоции.

 

Формирование чувства эмпатии, представлений о взаимосвязи эмоций и характера, развитие чувственного восприятия, умения с уважением и пониманием относиться к эмоциональным проявлениям других людей,

показать важность умения управлять своими чувствами

2.10

60 мин

Социальный педагог

4.                   

Психотерапевтическое занятие Самоанализ «Кто я?», «Какой я?».

Повышение самооценки, познание своего внутреннего мира.

 

16.10

60 мин

Социальный педагог

5.                   

Ролевая игра Я глазами других

 

Формирование возможности распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

30.10

40 мин

Социальный педагог

6.                   

Деловая игра

Я  в школе

 

Осознание проблем, связанных со школьной тревожностью, получение эмоциональной поддержки от окружающих. Обучение способам саморегуляции в напряженной ситуации.

13.11

60 мин

Социальный педагог

7.                   

Я  в школе (продолжение)

 

Работа со школьной тревожностью, получение эмоциональной поддержки от окружающих. Обучение способам саморегуляции в напряженной ситуации.

27.11

40 мин

Социальный педагог

8.                   

Лекция

Общение в жизни человека

 

Выяснить представление участников о значении общения в жизни человека.

Развивать способность принимать друг друга.

11.12

40 мин

 

9.                   

Тренинг

Самооценка.

 

Дать понятие о самоценности человеческого «Я».

Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Закрепить навыки групповой работы.

25.12

40 мин

 

10.               

Мини-спектакль

«Ярмарка достоинств»

 

Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Закрепить у учащихся навыки самоанализа.

Научить преодолевать барьеры на пути самокритики

Развивать уверенность в себе.

15.01

60 мин

 

11.               

Тренинг

«Ищу друга»

 

Помочь учащимся в самораскрытии.

Способствовать преодолению барьеров в общении.

Совершенствовать навыки общения

29.01

60 мин

Социальный педагог

12.               

Тренинг «Барьеры общения»

 

Дать учащимся представления о вербальных барьерах общения.

Обучить альтернативным вариантам поведения.

Обучить анализу различных состояний.

12.02

60 мин

Социальный педагог

13.               

Тренинг

«Мой гнев»

 

Формирование навыков оптимального поведения в критических ситуациях, умения конструктивно решать конфликты, контролировать негативные эмоции.

Показать возможность несоответствия испытываемых отрицательных эмоций впечатлению, которое они могут производить на окружающих, опасность гневных, агрессивных реакций и необходимость умения контролировать себя, познакомить с элементами самоконтроля внешнего проявления эмоций.

26.02

60 мин

Социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе

14.               

Ролевая игра

«Критика»

 

Познакомить учащихся с понятием «критика».

Отрабатывать навыки правильного реагирования на критику.

12.03

40 мин

 

15.               

Итоговое занятие

 

Подведение итогов работы группы, закрепление полученного опыта.

26.03

40 мин

 

 

4. Блок оценки эффективности

Цель:  повторная диагностика с целью выявления эффективности программы.

Задачи:

- Провести анализ формирования коммуникативных навыков у подростков;

- Провести сравнительный анализ полученных результатов первичной и повторной диагностик.

Критерии оценки эффективности психопрофилактической программы.

Этап повторной психодиагностики представлен набором тех же психологических методик, направленных на изучение эмоционально-личностных и коммуникативных особенностей подростков, что и на первом этапе, а именно - методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) авторов В.В. Синявского, В.А. Федорошина, методикаСпилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности. Для оценки эффективности программы рассматриваются динамика изменения следующих показателей: повышение коммуникативных умений (по методике КОС), снижение процентного показателя тревожности (по методике Спилбергера-Ханина), улучшение самочувствия, активности и настроения (по наблюдениям психолога, родителей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Список использованных источников

 

1.                 Абакирова Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: Дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 2010. - 191 с.

2.                 Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. -М.: Туманит.изд. центр ВЛАДОС, 2009. 176 с.

3.                 Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. 3-изд., перераб. и допол. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. - 320 с.

4.                 Гвасалия Т. С. Природа и механизмы формирования и развития коммуникативных способностей личности: социально-философский анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук. Пятигорск, 2009. - 27 с.

5.                 Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2011. - 19 с.

6.                 Панфилова, А.П. Теория и практика общения [Текст] /А.П.Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 288 с.

7.                 Панфилова, М.А. Игротерапия общения [Текст] /М.А.Панфилова. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 160 с. 

8.                 Психология подростка. Практикум. Под ред. А.А. Реана – СПб.: «прайм-Еврознак», 2003

9.                 Рогов, Е.И. Психология общения [Текст] /Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 336 с.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» 
В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)

 

Цель: выявление коммуникативных и организаторских слонностей.

Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).

Текст опросника

Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?

Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?

Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

Верно ли, что у Вас много друзей?

Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?

Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов и интерпретация

Коммуникативные способности - ответы "да" на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и "нет" на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские способности - ответы "да" на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и "нет" на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле:

К = 0,05 . С, где

К - величина оценочного коэффициента

С – количество совпадающих с ключом ответов.

Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 - о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.

Коммуникативные умения:

Показатель

Оценка

Уровень

0,10-0,45

1

I - низкий

0,46-0,55

2

II - ниже среднего

0,56-0,65

3

III - средний

0,66-0,75

4

IV - высокий

0,76-1

5

V - очень высокий

Организаторские умения: 

Показатель

Оценка

Уровень

0,20-0,55

1

I - низкий

0,56-0,65

2

II - ниже среднего

0,66-0,70

3

III - средний

0,71-0,80

4

IV - высокий

0,81-1

5

V - очень высокий

Анализ полученных результатов.

Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряться в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативности и организаторской и активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, Чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности»

(Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) другое название: Шкала самооценки Спилбергера-Ханина

Цель: определение уровня ситуативной и личностной тревожности.

Шкала ситуативной тревожности

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от  того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не  задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Суждения

№пп

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Шкала личной тревожности

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от  того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Суждения

№пп

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Обработка результатов

Обработка результатов включает следующие этапы:

Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.

Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и  личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

Ключ

СТ

Ответы

ЛТ

Ответы

 

№№

1

2

3

4

№№

1

2

3

4

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

 

1

4

3

2

1

21

4

3

2

1

2

4

3

2

1

22

1

2

3

4

3

1

2

3

4

23

1

2

3

4

4

1

2

3

4

24

1

2

3

4

5

4

3

2

1

25

1

2

3

4

6

1

2

3

4

26

4

3

2

1

7

1

2

3

4

27

4

3

2

1

8

4

3

2

1

28

1

2

3

4

9

1

2

3

4

29

1

2

3

4

10

4

3

2

1

30

4

3

2

1

11

4

3

2

1

31

1

2

3

4

12

1

2

3

4

32

1

2

3

4

13

1

2

3

4

33

1

2

3

4

14

1

2

3

4

34

1

2

3

4

15

4

3

2

1

35

1

2

3

4

16

4

3

2

1

36

4

3

2

1

17

1

2

3

4

37

1

2

3

4

18

1

2

3

4

38

1

2

3

4

19

4

3

2

1

39

4

3

2

1

20

4

3

2

1

40

1

2

3

4

Интерпретация результатов

При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по  каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

до 30 баллов – низкая,

31 — 44 балла — умеренная;

45 и более — высокая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Конспекты занятий

 

Занятие 1

Тема занятия:

Представление участников перед группой.

Установление правил, создание рабочей атмосферы.

Цели и задачи занятия:

Познакомить участников группы с целями и задачами предстоящей работы. Установление контакта и положительного настроя на работу.

Ход занятия и используемые упражнения и техники.

Вводная часть.

Вводное слово ведущего с целью информирования участников группы о целях и форме проведения занятий (обсуждение основных возрастных трудностей).

Разработка правил поведения на занятии совместно с участниками группы:

говорить по одному;

не перебивать того, кто говорит;

не применять физическую силу в адрес других;

никого не оскорблять, не дразнить.

Упражнение на создание работоспособности: «Поменяйтесь местами…»

Участники садятся по кругу, ведущий в центре круга. Ведущий предлагает поменяться местами тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет: «Пересядьте все те, у кого есть  братья», - и все у кого есть братья должны поменяться местами, а тот, кто стоит в центре круга, должен постараться занять одно из мест. Кто остался в центре круга продолжает игру.

Игра позволяет побольше узнать друг о друге, снижает напряжение, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление.

Основная часть

Упражнение «Ах, какой ты молодец – раз!»

Участники разбиваются на пары. Один из них говорит о себе что-то хорошее, а второй – считает эти комплименты: « Ах, какой ты молодец – раз…ах, какой ты молодец – два!..» и т.д. Затем участники меняются местами. В конце упражнения проводится анализ – легко ли было говорить о себе столько хорошего? Что помогало, что мешало выполнять это упражнение?

Упражнение позволяет обратиться к себе с позитивной стороны, повышает самооценку.

Завершение

Подводятся итоги занятия при помощи опроса: « Что запомнилось на сегодняшнем занятии?», «Было ли что-то, что вас удивило?»

Упражнение «Цветок чувств»

Слова ведущего: «На нашем занятии у нас было много разных чувств. Подумайте, какие именно чувства сегодня были у вас на занятии». Участникам предлагаются разноцветные «лепестки» - нужно выбрать цвет, соответствующий чувству, которое испытали участники на занятии. Каждый называет свое чувство и кладет лепесток в центр круга. Таким образом, получается цветок чувств всей группы.

 

 

 

 

Занятие 2

Тема занятия:

Характер и эмоции.

Цели и задачи занятия:

Формирование чувства эмпатии, представлений о взаимосвязи эмоций и характера, развитие чувственного восприятия, умения с уважением и пониманием относиться к эмоциональным проявлениям других людей,

показать важность умения управлять своими чувствами

Ход занятия и используемые упражнения и техники.

Вводная часть.

Напоминание о правилах работы группы.

Упражнение на создание работоспособности, сплоченности группы «Число три».

Слова ведущего: «Сейчас все будем считать до 15. считать будем по очереди, вслух. Тот, кому достанется число 3,13,или те числа, которые делятся на 3, должен будет молча хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть. Если он сбился – выходит из круга. Игра повторяется, пока не останутся три участника.

Основная часть

Упражнение «Гимнастика»

Каждый участник получает карточку с написанной на ней эмоцией; ее следует изобразить. Остальные участники отгадывают изображенную эмоцию. Далее обсуждается, что общего в мимических проявлениях различных эмоций. Обращается внимание на разницу между чувствами и эмоциями (первые отражают устойчивые отношения человека к предметам, явлениям, людям и значительно более протяженны по времени, чем эмоции; эмоции — более узки и преходящи).

Упражнение «Мои чувства»

Участники записывают на бумаге «в столбик» наиболее часто испытываемые ими чувства. Ведущий предлагает проранжировать частоту их возникновения по 10-балльной системе, обращает внимание, что часто испытываемые чувства могут повлиять на формирование отдельных черт характера, напоминая пословицу «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».

Упражнение «Список черт характера»

 Участники разбиваются на две команды, каждая из которых должна за 5 минут написать больше черт характера. Составленные списки сравниваются, при этом ведущий уточняет, что команды подразумевали под теми или иными чертами характера. Он поясняет, что в характере каждого человека могут одновременно присутствовать самые различные черты, и предлагает составить условный список черт характера класса.

Учащиеся по кругу завершают фразы «Я хочу, чтобы в моем характере были такие черты...» и «Я хочу, чтобы в моем характере не было таких черт...».

Упражнение способствует самопознанию и самоанализу участников.

Завершение

Подводятся итоги занятия при помощи опроса: « Что запомнилось на сегодняшнем занятии?», «Было ли что-то, что вас удивило?»

Упражнение «Цветок чувств» (см занятие №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 3

Тема занятия:

Самоанализ «Кто я?», «Какой я?».

Цели и задачи занятия:

Повышение самооценки, познание своего внутреннего мира.

Ход занятия и используемые упражнения и техники.

Вводная часть.

Упражнение на создание работоспособности, сплоченности группы

 «Настроение»

Слова ведущего: «Пусть каждый из вас по очереди займет такую позу, которая отражает его настроение в настоящий момент. Вся группа по сигналу повторит эту позу. Затем изобразит свое настроение следующий участник».

Основная часть

Слова ведущего: «Вы замечали, что с разными людьми вы ведете себя по разному? А кто знает себя очень хорошо? Всё ли в себе вам нравится? Чем мы отличаемся от других? Нужно ли знать себя?»

Продолжите письменно три предложения:

-         Я думаю, что я ……

-         Другие считают, что я …..

-         Мне хочется быть …..

Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов написанных на доске. (список слов пишется заранее на доске)

 «Симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надёжный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный».

Упражнение «Горячий стул».

Слова ведущего: «Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько совпадает представление о нем одноклассников с его собственным представлением о себе. Каждый по очереди будет занимать место на стуле в центре, и участники ответят на вопрос: «Какой он?». Для этого они должны подобрать одно или несколько определений из того же списка слов на доске (см. выше). Сидящий в центре отмечает те слова, которые совпадают с его определением (Я думаю, что я…). Количество совпадений подсчитывается.

Вопросы для обсуждения: Что понравилось? Какие испытывали трудности? Кого трудно оценивать – себя или других?

Завершение

Подводятся итоги занятия при помощи опроса (см занятие № 2)

Упражнение «Пожелания»

Слова ведущего: «Завершим сегодняшнюю работу высказываниями пожеланий друг другу на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово». Ведущий начинает с себя и дальше по кругу каждый говорит пожелание. Данное упражнение позволяет позитивно настроиться на предстоящий день и получит обратную связь от группы.

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 4

Тема занятия:

Я глазами других

Цели и задачи занятия:

Формирование возможности распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

Ход занятия и используемые упражнения и техники.

Вводная часть.

 Слова ведущего: «Мы живем в мире людей и в мире вещей. Мы знаем о качествах вещей – мы знаем, что стеклянная чашка может разбиться, а шерстяные варежки согреют нам руки зимой. То же с людьми. Важно знать о своих качествах и качествах других людей. А как вы думаете, зачем нам нужно знать о качествах других людей?

Упражнение «Какой он?»

Один из участников (водящий) выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какой он?», должен по качествам, называемым участниками, догадаться, кто был загадан.

Упражнение используется для активизации участников, позволяет отреагировать эмоции.

Основная часть

Упражнение "Пять добрых слов"

Участники разбиваются на подгруппы по пять человек.

Слова ведущего: "Каждый из Вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из "пальчиков" полученной чужой "ладошки" вы пишите какое-нибудь положительное, на ваш взгляд, качество его обладателя. Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу.

Когда все надписи сделаны, ведущий собирает рисунки и зачитывает "комплименты", а группа должна догадаться, кому они предназначаются. Затем проводится обсуждение.

Вопросы для осуждения:

Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей "ладошке"?

Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

Упражнение «Хорошо или плохо»

Ведущий выбирает какое-нибудь качество. Это может быть качество, которое называлось чаще других на занятии, или спросить у группы, какое качество будем обсуждать. По кругу каждый участник высказывает свое мнение о данном качестве. При этом первый участник свое высказывание начинает со слов «хорошо быть (выбранное качество), потому что…», а следующий участник начинает со слов «плохо быть (выбранное качество), потому что…» и так далее.

Упражнение помогает найти позитивные и негативные стороны качеств личности, присущих участникам, привлекает к активному обсуждению и поддержке друг друга.

Завершение

Подводятся итоги занятия при помощи опроса: « Что запомнилось на сегодняшнем занятии?», «Было ли что-то, что вас удивило?»

Упражнение «Цветок чувств» (см занятие №1)

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 5

Тема занятия:

Я  в школе

Цели и задачи занятия:

Осознание проблем, связанных со школьной тревожностью, получение эмоциональной поддержки от окружающих. Обучение способам саморегуляции в напряженной ситуации.

Ход занятия и используемые упражнения и техники.

Вводная часть.

Упражнение «Новое, хорошее…»

Ведущий по кругу просит ответить на вопрос «Что нового, хорошего произошло в вашей школьной жизни за последние дни? Важно отметить при обсуждении, что радости бывают не только большие: приятные эмоции может доставить любая мелочь, просто важно помнить об этом и обращать внимание на такие мелочи.

Основная часть

Обсуждение понятия «тревожность». Задаётся вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Все ассоциации записываются на доске. В ходе дальнейшего обсуждения необходимо подвести участников к тому, что тревожность - это личностная черта, проявляющаяся в легкости формирования беспокойства и страхов.

Упражнение «Рассказ о школьном страхе»

Участникам по очереди предлагается ответить на вопрос: «Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?». Данное упражнение позволяет осознать собственный опыт, эмоциональную поддержку от окружающих.

Затем по кругу участникам предлагается рассказать о каком-нибудь страшном случае в школе легким тоном.

Упражнение «Рисование школьных страхов»

Участникам предлагается нарисовать свои страхи. Затем предлагается сделать с этим рисунком все, что захочется (смять, порвать и т.п.). по окончании упражнения участники делятся своим опытом.

Дыхательное упражнение успокаивающей направленности (снимается напряжение тела, создается уравновешенное состояние).

Слова ведущего: «В ситуации повышенной тревоги и страха мы можем помочь себе сами при помощи очень простого дыхательного упражнения. Давайте сделаем это упражнение вместе: сделайте глубокий вдох, представьте, как воздух наполняет ваш живот, задержите дыхание на 3 секунды, а потом медленно выпускайте через рот ровной струей.

Завершение

Подводятся итоги занятия при помощи опроса: « Что запомнилось на сегодняшнем занятии?».

Упражнение «Цветок чувств» (см занятие №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 6

Тема занятия:

Я  в школе (продолжение)

Цели и задачи занятия:

Работа со школьной тревожностью, получение эмоциональной поддержки от окружающих. Обучение способам саморегуляции в напряженной ситуации.

Ход занятия и используемые упражнения и техники.

Вводная часть.

Игра «Прогулка по сказочному лесу»

Ведущий предлагает представить участникам, что они находятся в сказочном лесу и ходят там по различной почве: по зеленой мягкой траве, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, и так далее. Данная игра способствует снятию мышечного напряжения.

Основная часть

Ведущий обсуждает с участниками следующие вопросы: «Как возникают у человека проблемы? Что такое разрядка? Зачем она нужна? Какие мы знаем способы разрядки страха?».

Игра «Кошмарный учитель» (способствует разрядке страха).

Ведущий рассказывает о том, что один из способов разрядить свой страх – побывать в роли того, кого ты боишься. Участникам по очереди предлагается такая возможность. Им предлагается стать самым ужасным учителем, какого только можно представить. Остальная группа «пугается».

Игра «Полет на ковре-самолете» (обучение навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния).

Участникам предлагается расслабиться, закрыть глаза и представлять себе то, о чем говорит ведущий: «Представьте себе, что у вас есть волшебный ковер-самолет. Какого он цвета? Какой он на ощупь? Вы садитесь на свой волшебный ковер и поднимаетесь в воздух. Вам хорошо, тепло, безопасно. Ковер ласково поддерживает вас и несет туда, куда вам хочется. Вы поднимаетесь над городом, летите над полями, лесами… вдруг вы видите замечательное место, очень красивое, уютное и привлекающее вас. Вы опускаетесь на это место. Что вы там видите? Что вас окружает? Там очень спокойно и безопасно. Побудьте в этом месте столько, сколько вы захотите. Затем вы снова садитесь на ковер-самолет и возвращаетесь обратно, в эту комнату, но ощущение покоя и безопасности остается с вами. Теперь в ситуации беспокойства, тревожности вы всегда можете ненадолго отправиться в безопасное место, чтобы успокоиться и собраться с силами».

Завершение

Подводятся итоги занятия при помощи опроса: « Что запомнилось на сегодняшнем занятии? Что понравилось? Что было важным для вас?».

Упражнение «Цветок чувств» (см занятие №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 7

Тема занятия:

Общение в жизни человека

Цели и задачи занятия:

Выяснить представление участников о значении общения в жизни человека.

Развивать способность принимать друг друга.

Ход занятия и используемые упражнения и техники.

Вводная часть.

Упражнение «Повтори за мной»

Участники делятся на пары. Слова ведущего: «пусть каждая пара займет удобное место так, чтобы не мешать никому. Встаньте друг против друга. Договоритесь, кто будет начинать задание, а кто его продолжит. Итак, сейчас тот, кто начинает, будет делать различные движения головой, глазами, всем телом. Второму участнику необходимо с максимальной точностью повторять движения партнера. Через некоторое время  по моему сигналу партнеры поменяются ролями».

Упражнение дает возможность участникам лучше почувствовать друг друга, осознать условия, улучшающие установление контакта, дает возможность поставить себя на место другого человека.

Основная часть

Слова ведущего: «Кто может попытаться раскрыть понятие «общение»? (Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. Я тебе – своё Я, а ты мне – своё Я.)Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно? (Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)

Ведущий подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость. Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит? Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других..

Тест-игра «С тобой приятно общаться».

Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. В школе вам приходится постоянно общаться со своими одноклассниками. Давайте проверим, какие вы в общении.

Для этого детям раздаются листочки для записи, на которых они пишут свое имя и фамилию. Листочек пускается по кругу и каждый проставляет соответствующие баллы для каждого ученика. Расшифровка баллов написана на доске:

+2 - с тобой очень приятно общаться

+1 - ты не самый общительный человек

0        - не знаю, я мало с тобой общаюсь

-1   - с тобой иногда неприятно общаться

-2 - с тобой очень тяжело общаться

Когда лист вернется снова к своему владельцу, подсчитывается количество набранных балов.

Слова ведущего: «Если результаты Вам не понравятся, то не стоит огорчаться, а лучше вспомните, что всё зависит от каждого из вас. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, но для этого необходимо желание. Нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению.

Завершение

Подводятся итоги занятия при помощи опроса: «Что понравилось на занятии? Что бы вы хотели изменить?»

Упражнение «Пожелание другу»

Каждый по кругу говорит пожелания на сегодняшний день. Упражнение позволяет получить эмоциональную поддержку.

 

 

 

 

Занятие 8

Тема занятия:

Самооценка.

Цели и задачи занятия:

Дать понятие о самоценности человеческого «Я».

Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Закрепить навыки групповой работы.

Ход занятия и используемые упражнения и техники.

Вводная часть.

Упражнение «Похвальное слово самому себе»

В течение пяти минут с закрытыми глазами участники вспоминают все свои достижения, заслуги, которыми они могут гордиться. Затем делятся воспоминаниями по кругу. Данное упражнение создает условия для повышения самооценки.

Основная часть

Методика «Самооценка».

Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка ученика. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит его результаты принимать очень серьёзно.

Дискуссия «Самое-самое».

Ведущий предлагает ученикам обсудить, что для них самое важное и самое ценное в жизни. Все ответы ведущий записывает на доске. Обсуждается каждый пункт. Нужно подвести ребят к выводу, что каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – это значит признавать право на любовь других людей к себе.

Обычно ученики перечисляют такие ценности, как здоровье, родители, друзья, работа, семья, мир, деньги и др. Ведущий, комментируя каждый ответ, просит учащихся ответить на вопросы: « Почему для тебя главным является здоровье?» (Я смогу жить долго), «Чем тебе дороги родители?»(Они мне дали жизнь и любят меня).

Затем каждый учащийся приходит к таким выводам:

Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.

Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно.

Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других.

Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.

Методика «Моя вселенная».

Ученикам предлагается на листах начертить круг и от него лучи к другим кругам. В центральном круге нужно написать «Я», а в других кругах-планетах написать окончания предложений:

Мое любимое занятие…

Мой любимый цвет…

Мой лучший друг…

Моё любимое животное…

Моё любимое время года…

Мой любимый сказочный герой…

Моя любимая музыка…

Завершение

Подводятся итоги занятия при помощи опроса: «Что понравилось на занятии? Что нового вы узнали о себе? Как могут вам пригодиться полученные сегодня знания?»

Упражнение «Цветок чувств» (см занятие №1)

 

 

 

 

Занятие 9

Тема занятия:

«Ярмарка достоинств»

Цели и задачи занятия:

Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.

Закрепить у учащихся навыки самоанализа.

Научить преодолевать барьеры на пути самокритики

Развивать уверенность в себе.

Ход занятия и используемые упражнения и техники.

Вводная часть.

Ведущий спрашивает участников, как они умеют владеть своими эмоциями. Поощряются самостоятельные выводы. Затем идет обсуждение.

Ведущий: «Можете ли вы с уверенностью сказать, что всегда владеете своими эмоциями? Это не просто, но, чтобы у вас было меньше проблем в общении, нужно учиться владеть своими эмоциями».

Упражнение «На что похоже моё настроение»

Слова ведущего: «Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже ваше настроение? На какую погоду? Цветок?» (могут быть разные варианты). Данное упражнение позволяет осознать участникам свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас» и выразить его в образной форме.

Основная часть

Игра «Ярмарка достоинств»

Участники игры получают листы с надписями «Продаю» и «Покупаю». Ведущий предлагает каждому на одном листе, под надписью «Продаю»,  написать все свои недостатки, от которых хотелось бы избавиться, а на другом листе, под надписью «Покупаю», написать достоинства, которые хотелось бы приобрести. Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «Ярмарки». Они ходят и предлагают друг другу что-либо купить или что-либо продать. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи.

Затем проводится обсуждение: Что удалось купить? Что удалось продать? Что было легче купить или продать? Почему? Какие качества продавались? Какие качества хотели купить многие? Почему?

Как правило, большинство ребят хотели бы избавиться от недостатков, а приобрести достоинства. Хотя могут встретиться и такие учащиеся, которые продают свои достоинства.

После обсуждения ведущий подводит ребят к выводу о том, что не надо бояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее.

«Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства» (В.О.Ключевский).

Завершение

Упражнение «Вверх по радуге».

Данное упражнение способствует расслаблению и саморегуляции психического состояния.

Слова ведущего: «Сидя на стуле все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками), а на выдохе – съезжают с неё, как с горки (избавляясь от недостатков). Повторить 3-4 раза.

Подводятся итоги занятия при помощи опроса: «Трудно ли было признавать свои недостатки? Были ли вы откровенны в оценке своих достоинств?»

Упражнение «Цветок чувств» (см занятие №1)

 

 

 

Занятие 10

Тема занятия:

«Ищу друга»

Цели и задачи занятия:

Помочь учащимся в самораскрытии.

Способствовать преодолению барьеров в общении.

Совершенствовать навыки общения

Ход занятия и используемые упражнения и техники.

Вводная часть.

  Упражнение «Автобус»

Выбираются двое желающих, которые садятся в центре круга.

Слова ведущего: «Вы едете в автобусе, вдруг видите во встречном автобусе человека, которого давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то конкретном месте в определенное время. В вашем распоряжении 1 минута, пока автобусы стоят у светофора». После невербального проигрывания, участники делятся информацией о том, как они поняли друг друга. В упражнении участвуют все желающие. Затем проводится обсуждение: «Легко ли было понять партнера? Легко ли было выражать свои мысли невербально? Какими средствами пользовались? Что помогало, что мешало понять партнера?

Основная часть

Слова ведущего: «Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт,  кто способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения. Задумывались ли вы над тем, можете ли сами соответствовать понятию «друг»? Как вы думаете, кто может уверенно назвать вас своим другом? Кто может объяснить, что такое откровенность?»

Упражнение «Ищу друга».

Слова ведущего: «Всем ли мы можем доверить свои откровения? Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять. Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?»

Объявление «Ищу друга».

«Каждому человеку в жизни нужен друг. Когда друзей нет, то человек пытается их обрести. Многие газеты сейчас печатают объявления тех, кто пытается найти друзей или единомышленников. Мы попробуем с вами тоже составить такое объявление. Давайте озаглавим его «Ищу друга».

Вы можете рассказать немного о себе, указать свои увлечения, любимые занятия. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. Можно не подписывать свой текст или придумать себе псевдоним».

Участники занятий работают над объявлением.

Затем объявления собираются и зачитываются. Участники отгадывают, кто является автором каждого объявления: если отгадывают, то дополнительно называют положительные качества автора. Желающие могут поместить свои объявления на стенде.

Завершение

Упражнение «Спустить пар»

Данное упражнение используется для развития умения коммуникации чувств, для снятия напряженного состояния.

Слова ведущего: «Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: «Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки глупые», или «Саша, я выхожу из себя, когда ты сбрасываешь с парты мои вещи». Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «спустить пар». Если кому-то из вас будет не на что пожаловаться, то можно просто сказать: «У меня пока ничего е накипело и мне не нужно «спускать пар».

После того, как все участники высказались, происходит обсуждение: «Справедливы ли были замечания? Что вы чувствовали, когда к вам обращались? Что бы вы хотели изменить?»

Упражнение «Пожелание другу»

Каждый по кругу говорит пожелания на сегодняшний день. Упражнение позволяет получить эмоциональную поддержку.

 

 

 

 

Занятие 11

Тема занятия:

«Барьеры общения»

Цели и задачи занятия:

Дать учащимся представления о вербальных барьерах общения.

Обучить альтернативным вариантам поведения.

Обучить анализу различных состояний.

Ход занятия и используемые упражнения и техники.

Вводная часть.

Упражнение «Определение границ»

К стоящему участнику (водящему) подходит другой человек, и постепенно приближаясь, берет за руку и подходит ближе. Когда это становиться неприятно для водящего, он говорит: «стоп». Водящий участник определяет, на каком расстоянии близости ему комфортно с этим человеком, возможно он окажется на довольно далеком расстоянии от водящего.  К водящему подходят все дети.

После проведения упражнения проводится обсуждение: «насколько один человек может быть близко к другому? Где проходит наша граница, насколько близко мы можем позволить другому подойти?»

Данное упражнение учит устанавливать границу с другими людьми, чтобы не чувствовать себя используемым, чтобы не допускать насилия над собой.

Основная часть

Ведущий  напоминает участникам значения контроля над своими эмоциями, поступками и словами во время общения с другими людьми. Затем идет обсуждение вербальных барьеров общения.

Слова ведущего: «Конфликты часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает со слов (вербальных барьеров), препятствующих вербальному общению. Давайте попробуем разыграть ситуацию «В классе».

Выбираются два участника.

Слова ведущего: « Один из вас входит в класс после болезни, а его парта занята другим учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!».

Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров: Можно ли было не доводить дело до конфликта?

Данная сцена разыгрывается несколько раз в разных вариантах.

Нужно начинать выяснять отношения:

-         с угрозы

-         с указаний и поучений (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать)

-         с критики (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту)

-         с общения (ты такой же бестолковый, как все новенькие)

-         не обращать внимания (он не достоин моего внимания)

Обсуждаются все варианты и отмечается, кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации.

Психолог. Какова цель любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих). Если такое решение не найдено, то начинается противостояние. Кому необходимо идти на уступки. Если оба идут на уступки, то это компромисс. Самый лучший выход – сотрудничество.

Все понятия обсуждаются и поясняются с помощью примеров.

После окончания упражнения идет обсуждение.

 Можете ли вы сказать, почему конфликтные ситуации называются барьерами в общении?

Завершение

Упражнение «Вверх по радуге».

Данное упражнение способствует расслаблению и саморегуляции психического состояния.

Слова ведущего: «Сидя на стуле все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками), а на выдохе – съезжают с неё, как с горки (избавляясь от недостатков). Повторить 3-4 раза.

Подводятся итоги занятия при помощи опроса: «Трудно ли было признавать свои недостатки? Были ли вы откровенны в оценке своих достоинств?»

Упражнение «Цветок чувств» (см занятие №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 12

Тема занятия:

«Мой гнев»

Цели и задачи занятия:

Формирование навыков оптимального поведения в критических ситуациях, умения конструктивно решать конфликты, контролировать негативные эмоции.

Показать возможность несоответствия испытываемых отрицательных эмоций впечатлению, которое они могут производить на окружающих, опасность гневных, агрессивных реакций и необходимость умения контролировать себя, познакомить с элементами самоконтроля внешнего проявления эмоций.

Ход занятия и используемые упражнения и техники.

Вводная часть.

Учащимся предлагается вспомнить, что такое эмоции, какие они бывают, как выражаются, невербально изобразить называемые ведущим эмоции (радость, гнев, страх и т.д.).

Учащиеся обсуждают, что такое гнев (отрицательная эмоция) и к каким опасным последствиям он может привести.

Основная часть

Упражнение «Мир глазами агрессивного человека»

Один из участников выполняет любое неагрессивное действие (встает, кладет ногу на ногу, улыбается, подмигивает). Второй комментирует это с позиции агрессивного человека: «Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул», «Ты улыбаешься, потому что хочешь сказать про меня какую-нибудь гадость» и т. д. Остальные участники могут предлагать свои комментарии. После завершения упражнение обсуждается. Каким представляется агрессивный человек? Улучшается ли его самочувствие после гневных нападок? Как к нему будут относиться близкие? Как к нему могут относиться посторонние?

Обращается внимание на негативные последствия именно агрессивных реакций, чаще всего неконструктивных, а также на то, что внешние проявления гнева, злости и вообще чрезмерные проявления эмоций неблагоприятно представляют человека в глазах окружающих. Кроме того, следует подчеркнуть, что агрессивный человек приписывает другим свои собственные агрессивные намерения и негативные чувства.

Упражнение «Самоконтроль внешнего выражения эмоций»

Предлагается освоить способ самоконтроля и саморегуляции путем выполнения упражнения. Учащиеся вспоминают конкретную ситуацию, в которой они испытывали сильное эмоциональное напряжение, свое состояние (позу, мимику, жесты) и мысленно воспроизводят его.

Задают себе вопросы самоконтроля:

- Как выглядит мое лицо?

- Не скован(а) ли я?

- Не сжаты ли мои зубы?

- Как я сижу?

- Как я дышу?

Если эти признаки выявлены, необходимо:

Произвольно расслабить мимические мышцы, для чего используются следующие формулы:

1.Мышцы лица расслаблены.

2.Брови свободно разведены.

3.Лоб разглажен.

4.Расслаблены мышцы челюстей.

5.Расслаблены мышцы рта.

6.Расслаблен язык, расслаблены крылья носа.

7.Все лицо спокойно и расслаблено.

8.Удобно сесть, встать.

9.Сделать 2—3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы восстановить учащенное дыхание.

10.Установить спокойный ритм дыхания.

Завершение

Учащимся предлагается сравнить свое состояние в начале и в конце упражнения. Проводится обсуждение, какие еще известны способы произвольно регулировать свое состояние. Учащиеся заканчивают предложение «В напряженной ситуации я сделаю..., так как это поможет...».

Упражнение «Цветок чувств» (см занятие №1)

 

 

 

 

Занятие 13

Тема занятия:

«Критика»

Цели и задачи занятия:

Познакомить учащихся с понятием «критика».

Отрабатывать навыки правильного реагирования на критику.

Ход занятия и используемые упражнения и техники.

Вводная часть.

Игра с мячом «Что звучит обидно?».

Ведущий  бросает мяч по очереди каждому участнику и произносит по одной фразе, а все стараются запомнить, что при этом чувствовали. Фразы ведущего:

-         ты всегда плохо работаешь

-         ты никогда не делаешь домашнего задания

-         ты каждый раз перебиваешь

-         ты – лентяй

-         ты никогда не здороваешься

-         ты – глупый

При обсуждении ведущий задает вопросы: Было ли обидно? Какие вы испытывали эмоции? Какие слова особенно обижают? Что заставляет людей критиковать других? Нужна ли критика? Всегда ли критику бывает услышана? Почему?

Основная часть

Упражнение  «Я – сообщение».

Слова ведущего: «Попробуйте сообщить о своем недовольстве, не обижая партнера. Скажите предыдущие фразы так, чтобы не обидеть партнера, например: «Я не доволен вашей работой», «Я переживаю, когда меня перебивают» и т.д.

Делается вывод о том, что Я – сообщение позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать. Я – сообщение предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства, а Ты – сообщение нацелено на обвинение другого человека.

Упражнение «Нападающий и защищающий».

Участники группы делятся на пары. Один участник играет роль нападающего, а другой – защищающегося. Они ведут диалог. Нападающий чувствует свое превосходство. Он указывает, ругает, критикует, требует, говорит громко. Защищающийся постоянно извиняется и оправдывается, говорит, как будто хочет угодить, старается говорить вкрадчиво, тихо, то есть «защищается». Через 5-10 минут участники меняются ролями. Важно постараться полностью испытать власть, авторитет «нападающего» и пассивность «защищающегося».

В конце упражнения участники делятся своими впечатлениями, как они себя чувствовали в заданных ролях. Сыгранные роли сравниваются с действиями в реальной жизни, какая роль была более по душе, а какой роли было трудно следовать.

Завершение

Упражнение «Пожелание»

Каждый участник пишет на листе какое-нибудь пожелание, сворачивает листок и кладет его в центр комнаты. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг, и каждый вынимает по одному пожеланию. Таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

 

 

 

 

Занятие 14

Тема занятия:

Итоговое занятие

Цели и задачи занятия:

Подведение итогов работы группы, закрепление полученного опыта.

Ход занятия и используемые упражнения и техники.

Вводная часть.

Упражнение «Письмо себе в 2024год»

Слова ведущего: «Мы напишем себе письмо, которое запечатаем и откроем в 2012 году. Напишите себе о том, что вас интересует, что вы думаете о себе в будущем, как вы будете выглядеть, чем заниматься, кто будет вокруг вас. Что вы хотите пожелать себе в будущем».

Основная часть

Упражнение «Чемодан в дорогу»

Слова ведущего: «Наша работа в группе подошла к концу. Мы провели много время вместе и многое узнали друг о друге. Сейчас мы для каждого из нас соберем «чемодан» - соберем качества и особенности, которые проявлялись на наших занятиях. Каждый из вас будет выходить из комнаты, а оставшиеся будут решать, какие качества мы ему соберем: мы возьмем одно качество, которое нам нравится из тех, что уже есть у участника и одно качество, которое нам хотелось бы, чтобы он изменил. Выбирать качества будем все вместе, чтобы между нами было согласие по поводу этих выборов»

Завершение

Учащимся предлагается сравнить свое состояние в начале и в конце занятий. Проводится обсуждение, что нового и интересного я узнал на занятиях? Как это мне поможет в жизни?

Упражнение «Цветок чувств» (см занятие №1)


 

I . Пояснительная записка 1.

I . Пояснительная записка 1.

Несомненно, каждому подростку хочется, чтобы его считали умным, общительным, уверенным в себе

Несомненно, каждому подростку хочется, чтобы его считали умным, общительным, уверенным в себе

В качестве теоретических и методологических основ программы выступают исследования известных отечественных и зарубежных учёных представленные в следующих концепциях: - культурно-исторический подход к психическому и социальному…

В качестве теоретических и методологических основ программы выступают исследования известных отечественных и зарубежных учёных представленные в следующих концепциях: - культурно-исторический подход к психическому и социальному…

А.В. Семенович, М.М. Семаго, Н

А.В. Семенович, М.М. Семаго, Н

Предполагаемый результат В жизненных ситуациях подростки смогут ответить на вопросы, как выстроить правильное поведение, как восстановить положительное эмоциональное состояние, как наладить конструктивное взаимодействие с родителями,…

Предполагаемый результат В жизненных ситуациях подростки смогут ответить на вопросы, как выстроить правильное поведение, как восстановить положительное эмоциональное состояние, как наладить конструктивное взаимодействие с родителями,…

Принцип нормативности развития

Принцип нормативности развития

Условием эффективности прохождения программы и гарантией соблюдения прав её участников является добровольность участия, а также высокая квалификацией специалистов, обеспечивающих реализацию программы

Условием эффективности прохождения программы и гарантией соблюдения прав её участников является добровольность участия, а также высокая квалификацией специалистов, обеспечивающих реализацию программы

II . Содержание психопрофилактической программы 1

II . Содержание психопрофилактической программы 1

Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении коммуникации; -

Определить изменения личностной позиции учащихся в отношении коммуникации; -

I. Заключительная часть 1)

I. Заключительная часть 1)

Значение этапа : № занятия

Значение этапа : № занятия

Обучение способам саморегуляции в напряженной ситуации

Обучение способам саморегуляции в напряженной ситуации

Тренинг «Мой гнев» Формирование навыков оптимального поведения в критических ситуациях, умения конструктивно решать конфликты, контролировать негативные эмоции

Тренинг «Мой гнев» Формирование навыков оптимального поведения в критических ситуациях, умения конструктивно решать конфликты, контролировать негативные эмоции

Для оценки эффективности программы рассматриваются динамика изменения следующих показателей: повышение коммуникативных умений (по методике

Для оценки эффективности программы рассматриваются динамика изменения следующих показателей: повышение коммуникативных умений (по методике

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

ПРИЛОЖЕНИЕ А ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ А ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ

Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

II - ниже среднего 0,66-0,70 3

II - ниже среднего 0,66-0,70 3

Методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч

Методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч

Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4 28

Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4 28

Интерпретация результатов При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80…

Интерпретация результатов При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80…

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспекты занятий

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспекты занятий

Занятие 2 Тема занятия: Характер и эмоции

Занятие 2 Тема занятия: Характер и эмоции

Занятие 3 Тема занятия: Самоанализ «Кто я?», «Какой я?»

Занятие 3 Тема занятия: Самоанализ «Кто я?», «Какой я?»

Занятие 4 Тема занятия: Я глазами других

Занятие 4 Тема занятия: Я глазами других

Занятие 5 Тема занятия: Я в школе

Занятие 5 Тема занятия: Я в школе

Занятие 6 Тема занятия: Я в школе (продолжение)

Занятие 6 Тема занятия: Я в школе (продолжение)

Занятие 7 Тема занятия: Общение в жизни человека

Занятие 7 Тема занятия: Общение в жизни человека

Нужно постигать искусство общения и работать над собой

Нужно постигать искусство общения и работать над собой

Мой любимый цвет… Мой лучший друг…

Мой любимый цвет… Мой лучший друг…

После обсуждения ведущий подводит ребят к выводу о том, что не надо бояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества

После обсуждения ведущий подводит ребят к выводу о том, что не надо бояться признавать свои недостатки, - это проявление мужества

Мы попробуем с вами тоже составить такое объявление

Мы попробуем с вами тоже составить такое объявление

Ведущий напоминает участникам значения контроля над своими эмоциями, поступками и словами во время общения с другими людьми

Ведущий напоминает участникам значения контроля над своими эмоциями, поступками и словами во время общения с другими людьми

Занятие 12 Тема занятия: «Мой гнев»

Занятие 12 Тема занятия: «Мой гнев»

Все лицо спокойно и расслаблено

Все лицо спокойно и расслаблено

В конце упражнения участники делятся своими впечатлениями, как они себя чувствовали в заданных ролях

В конце упражнения участники делятся своими впечатлениями, как они себя чувствовали в заданных ролях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2024