Авторская программа по родной русской литературе для школ с художественным уклоном
Оценка 4.8

Авторская программа по родной русской литературе для школ с художественным уклоном

Оценка 4.8
Образовательные программы
pdf
русская литература
6 кл
22.06.2020
Авторская программа по родной русской литературе для школ с художественным уклоном
Авторская программа.pdf

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

 Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение   

«МОСКОВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ПРИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ» (МЦХШ РАХ)

119049, г. Москва, улица Крымский вал, дом 8, корпус 2, т/ф. (499) 238-21-00, e-mail: [email protected]  

 

СОГЛАСОВАНО 

Заместитель директора по

УВР  

 

от ______________________ № _______   

Рабочая программа учебного предмета

РОДНАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

для реализации в Государственном образовательном учреждении повышенного уровня для одарённых в изобразительном искусстве детей и подростков России

6 класс 

2020-21 учебный год 

 

Составлена на основе примерной программы

общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. (Авторы программы: В. Я. Коровина, В. П.  

Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский, В. П. Полунина). Изд.  

13-е. М., 2014 г. и «Рекомендаций по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков».

 

  

  

Автор и составитель - Андреева Алла Юрьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории 

 

 

Москва

2020 г.

Пояснительная записка

 

Программа учебного предмета «Родная (русская) литература» для 6 класса уровня основного общего образования разработана на основе следующих документов:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2019 года). Ст. 12. Ст. 28.

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) в действующей редакции;

-Программа по литературе. 5-11 классы (базовый уровень). Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В. И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. Рабочая программа по литературе для 6 класса, разработанная в соответствии с ФГОС ООО, Примерной образовательной программой ОО, а также с учетом планируемых результатов основного общего образования и ориентированная на работу по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2016).

 

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной русской литературы, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Родная русская литература» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.

Программа устанавливает требования к результатам освоения образования по родной русской литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родная русская литература».

Программа определяет содержание учебного предмета, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета «Родная русская литература».

 

Общая характеристика учебного предмета. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Специфика учебного предмета «Родная русская литература» заключается в том, что представляет единство словесного искусства основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Автор программы с введением предмета «Родная русская литература» видит возможность реализовать такую цель школьного образования, как отношение к школе как социальному институту, призванному помочь в формировании нравственных ориентиров человека, в подготовке ученика к самореализации в профессиональной сфере.

Данная программа предназначена для реализации в Государственном образовательном учреждении повышенного уровня для одарённых в изобразительном искусстве детей и подростков России. Исходя из специфики художественной школы, составитель программы делает ориентацию материала и ракурсов его рассмотрения на будущую творческую интеллигенцию, способствуя воспитанию эстетических вкусов личности, выбора творческих путей и готовности к проблемам творческого мира.

В структуре программы родной русской литературы в 6-м классе выдержан принцип жанрово-тематический. Материал распределен по 4-ом основным блокам:

1.                  У истоков. Славянская и античная мифология. Мифологические образы в русской классической литературе.

2.                  Тема поэта и поэзии в русской лирике.

3.                  Музыка в русской литературе

4.                  Живопись, скульптура, архитектура в русской литературе.

            Курс родной русской литературы внутри блоков основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания. Материал выстроен по принципам историзма, традиций и новаторства. Предполагается дать начальные сведения об историко-культурном процессе, об основных направлениях в литературе.

Объединяющее начало уроков этого гуманитарного цикла - творчествоОбщая цель уроков, планируемых по этой программе, - развить в ученике способность отличать истинное искусство от ремесленничества, подлинное от мнимого в искусстве, в жизни, в литературе, сформировать критерии высокого и низкого в сознании и поведении человека, его ценностные ориентации. Лейтмотив освоения предметного материала - вопрос образности, так как образное освоение действительности – то, что объединяет все виды искусств. Особое внимание сосредоточено на личностном характере художественного творчества, в частности способах выражения авторского сознания.

Курс родной русской литературы 6-го класса во многом согласован с программой по литературе В.Я. Коровиной, В. В. Журавлёва, В. И. Коровина для возможности хотя бы фрагментарного пользования учебно-методическим комплектом (УМК) "Литература. 6 класс. Коровина В.Я.", например, кратким словарём литературоведческих терминов. Этим же объясняется и выбор большинства предлагаемых авторов: биографические страницы А.

С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, А. А. Ахматовой, А. С. Грина, тема мифологии есть в учебнике литературы 6 класса, можно «вернуться» к учебнику 5 класса, вспомнить узнанное о В. Г. Короленко, П. П. Бажове, А. Т. Твардовском. По рекомендации учителя, эти краткие сведения могут быть пополнены подготовленными учениками сообщениями, презентациями. Естественно, предполагается расширение круга чтения другими произведениями по теме искусства, рассмотрением иных пластов произведений, включением в программное чтение не изучаемых ранее авторов. Учитывая довольно высокий уровень развития шестиклассников этой школы, опережающий возрастные возможности, автор программы посчитала возможным «переместить» в 6-ой некоторые стихи Пушкина и Лермонтова о поэте и поэзии, которые по программе В. Я. Коровиной изучались в 9-м классе, тем более, что выделение их в отдельный блок в контексте стихов других авторов, рационально и интересно для сопоставления и вырисовывает общую картину самоопределения поэтов.

В МЦХШ при РАХ изучение учениками с 5 класса художественных предметов (живописи, скульптуры, архитектуры) к 6-му классу обостряет их интерес к отражению в литературе художественного направления и позволяет сопоставлять добытые аналитическим путём представления о стилях и жанрах изобразительных искусств со словесным, а последний - со своим творческим опытом.

            Концепция данной программы согласуется с концепцией МЦХШ при РАХ, бережно сохраняющей традиции классического художественного образования, подготавливающей и воспитывающей творца, обладающего достаточными сведениями о мире, а не специалиста в какой-то узкой области.

Изучение родной русской литературы автор программы понимает не только как интеллектуальное освоение, но и эмоциональное переживание гуманистического заряда искусства, запуск в действие эстетических и психологических механизмов общения человека искусства с обществом, с соратниками по творчеству и проектам. Организация процесса обучения учитывает свойственное возрасту отношение к искусству, литературе, что в значительной степени определяет состав программы: избраны для изучения произведения малых жанров и отдельные главы (или эпизоды) из повестей и романов. Планируется и противостоять ограничительным возрастным особенностям ученика.  Для шестиклассников характерен наивный реализм: ученики в этом возрасте довольно объективны по отношению к смыслу событий, идее художественного произведения, но у них отсутствует внимание к форме, интерес к авторской точке зрения на изображаемое, а это затрудняет логическую аргументацию впечатлений. С целью преодоления этой проблемы, в программе акцентируется особое внимание авторской позиции и форме произведения. 

Отдельным блоком в программе представлена "Античная мифология", без которого невозможно проследить зарождение культурных и ментальных традиций. Введена и тема духовной литературы (И. С. Шмелёв «Неупиваемая чаша»), представляющей одну из важнейших пограничных областей искусства слова, предусмотрено фрагментарное обращение к библейским притчам, исполненным поэзии. 

Средством достижения цели и задач изучения литературного материала является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому в программе отводится место теории литературы.

Понимая литературное образование как единство трех составляющих: творчество - сотворчество - знание и умение, составитель программы предлагает проведение системы творческих работ, обозначенных как «Творческая мастерская", «Творческий практикум иллюстраторов» «Проба пера» и т. п. Подобные творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру, социально-нравственные и профессиональные ориентиры.

 

Место учебного курса «Родная русская литература» в учебном плане МЦХШ при РАХ

 

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

6

1

34

 

 Учебно-методическая литература. Для реализации данной программы используется:

 

Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 6 класс. Учеб. в 2 ч.- М.: Просвещение, 2012

 

Андреева А. Ю. Родная русская литература. 6 класс. Электронное пособие для художественных школ. –М, 2020 

 

Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки. -М.: Просвещение, 2018

 

Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе. 6 класс. –М.: Просвещение, 2020

           

Чермашенцева О. В., Замышляева А.Н. Литература. 6 класс. Рабочая программа и система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной. Компакт-диск для компьютера. Издательство LUNUS, 2016

 

 

Технологии обучения, формы уроков, методы обучения.  При реализации программы используются следующие методы:

                     Объяснительно-иллюстративные (лекция, беседа, работа по плану, составление плана, работа с текстом, работа с таблицей, выразительное чтение произведений, чтение наизусть)

                     Проблемное изложение материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам, составление вопросника)

                     Частично - поисковый (комментированное чтение, словарная работа, комплексный анализ лирического произведения, творческие задания, в том числе – проба пера, иллюстрации-метафоры, тестирование и др.); •    Исследовательский (исследовательские проекты)

При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, написанию сочиненийрассуждений по изученным литературным произведениям, письменных ответов на поставленный вопрос. Предусмотрено использование ИКТ-технологии и проектной технологии. Планируется выделение времени на применение стратегии смыслового чтения.  использование словарей, справочной литературы на уроках и во время подготовки к ним. В основе выбора методов и приемов лежит деятельностный подход к изучению произведений. Формы контроля:

-промежуточный: развернутый ответ на вопрос по изучаемому произведению (устный и письменный), анализ эпизода, характеристика героя, сочинение на основе литературного произведения, выразительное чтение наизусть, пересказы разного вида (подробные, сжатые, выборочные, аналитические), составление плана, составление вопросника, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, сочинениеанализ произведения малого жанра, презентация, творческий, исследовательский проект.

-итоговый: эссе с опорой на литературные произведения, произведения живописи, скульптуры, архитектуры или на жизненный и ученический опыт, проверяющее владение пройденным материалом, теоретико-литературные знания, умение логично выстраивать текст рассуждения, аргументировать, к месту включать и правильно оформлять стихотворные и прозаические цитаты, эрудицию учащегося.

 

Периодичность и сроки проведения аттестации предусмотрены графиком контрольных работ МЦХШ при РАХ. Планируемые результаты Личностные результаты:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, к его природе, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее, осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, её искусства, его традиций и новаторства, воспитание чувства ответственности перед родиной; понимание будущего профессионального долга творческого интеллигента;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания; осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в сообществах, творческих союзах и объединениях, участие в творческих и исследовательских проектах;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

-формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского искусства, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, его практическую ценность, профессиональную ориентированность, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;

-умение объективно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;              -умение применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;

            -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

 

Предметные результаты:

 

обеспечить

 воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранительнице культуры;  приобщение к литературному наследию своего народа; 

 формирование причастности к достижениям и традициям своего народа,

осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры и искусства народа; 

             сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры и искусства своего народа;         сформированность понимания родной литературы как одной из основных

национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

 

Учащиеся должны знать: авторов и содержание изученных художественных произведений; основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы, средства выразительности (аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора), композиция произведения, портрет, пейзаж, литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет, художественная деталь, тема и идея произведения, авторская мысль.

 

Учащиеся должны понимать

проблему изученного произведения; связь литературного произведения с эпохой

его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем; духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры; образную природу видов искусства и литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения искусства.

 

Учащиеся должны уметь:

-уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений, сопоставлять произведения между собой;

-определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;

-определять авторскую позицию в произведении;

-формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;

-выразительно читать тексты разных типов;

-воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;

-уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

-отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог, самому составлять вопросы к произведению;

-создавать сочинение-рассуждение (эссе) по изученному материалу, создавать собственные сочинения-комплексные анализы произведений малого жанра, создавать творческие работы разных жанров, в том числе стихи собственного сочинения, сообщения и презентации на литературные и искусствоведческие темы.

 

Содержание тем учебного курса 6 класс

 

Введение. (1 час)   

 Образность как неотъемлемый признак всякого вида искусства 

 

Образность в широком смысле этого слова как живость, наглядность, красочность изображений - неотъемлемый признак всякого вида искусства.  Понятие художественный образ в разных видах искусства: скульптуре, музыке, хореографии, живописи. Наглядность, доступность для восприятия и чувственность художественного образа. Образ как наглядно-образное воссоздание реальной жизни. Создание  художественного образа  писателем, поэтом, художником, скульптором —  это не простое повторение,  «удвоение» жизни, а её дополнение, домысливание по художественным законам.

Отличие художественного творчества от научной деятельности: глубоко субъективный и авторский характер, значительная роль воображения, фантазии, вымысла. Отпечаток личности творца в его творении. Способность искусства передавать чувства человека: любовь, ненависть, привязанность. Теория литературы. Искусство, образ (развитие представлений).

 

У ИСТОКОВ. СЛАВЯНСКАЯ И АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ.

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЕ (4 часа+ 1 час. – творческий проект)

 

ИЗ МИФОЛОГИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН. (1 час)

 

Мир глазами славян-язычников. Скудость сведений. Наивное очеловечевание природы.

Славянские боги. Славянские духи. Мифы как первичный культурный пласт человечества. Велес. Почитаемое божество. «скотий бог», хозяин Дикой Природы, владыка лесов и животных. Бог и хранитель древней Мудрости, покровитель Волхвов, Поэтов и

Сказочников. Бог-оборотень, прообраз многих героев русских народных сказок.

Миф о Велесовом рождении. Конфликт Велеса со Сварогом, Сварожичем, Дажьбогом.

Игра Велеса на волшебных гуслях – спасение.

Миф о Велесе и Азовушке. Похищение Велеса богом Паном. Любовь Велеса и Азовушки. Волшебный остров Буян. Кот Баюн. Прообразы народных сказок.

 

ИЗ АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИИ (1 час)

 

Античная литература – норма и недосягаемый образец.

Культура детства человечества /антиквус- «древний»/, существовавшая несколько тысячелетий назад. Литература, искусство и философия Древней Греции и Рима - толчок развитию европейской культуры. Заслуга античности – открытие человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения - во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи. Живой исток. В арсенале всех искусств (скульптура, живопись, музыка, поэзия, проза) - сюжеты, основанные на античной мифологии. 

 

 «Вечные проблемы» творчества и творческих личностей, осмысленные в древности.

(1 час)

 

Миф о Дедале и Икаре

Понятие «миф». Миф о проблемах творческих личностей: о зависти, тщеславии, гордыне, о добре и зле, о свободе и несвободе, мечте о полёте, о проблемах воспитания и взросления.

 

Миф об Орфее и Эвридике

Проблемы художественного творчества, психологии творческой личности, феномен Поэта, Музыканта и Певца. Категории одиночества, любови и смерти. Тема необыкновенной силы любви, толкающей человека на подвиги, на сочинение потрясающих по силе чувств творений.

Теория литературы. Понятие о мифе. Отличие мифа от сказки (начальные представления).

 

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В КЛАССИЧЕСКОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

 (2 часа)

 

Александр Сергеевич Пушкин и легендарный Арион.

  

Легенда об Арионе. Понятие «легенда». Изображение спасительной силы и ценности искусства. Обаяние и красоте творца. Проблема истинных и ложных ценностей. Выразительная деталь: Арион хочет спеть в полном облачении. Нравственные уроки мифа. 

Стихотворение «Арион». «Перемещение» легендарного героя в атмосферы тайного заговора и восстания декабристов. Лирический герой стихотворения – А. С. Пушкин. Загадка поэтических символов, их аллюзия. Образ беспечного, сильного певцавдохновителя. Образ губительной грозы – крушение заговора друзей-декабристов. Риза Ариона и его гимны – метафорическое выражение верности святым идеалам.

 

Афанасий Афанасьевич Фет и античная Венера Милосская.

Эстетический идеал женской красоты, запечатленный в античной статуе и осмысленный А. Фетом, поэтом «чистого искусства». «Словесная ткань» стихотворения.

 

Глеб Иванович Успенский и его Венера Милосская. 

Очерк «Выпрямила». Понятие «очерк». Произведение о незабываемом и одухотворяющем влиянии античного шедевра. Исследование природы и механизма эстетического воздействия, понимаемого как процесс духовного «распрямления» и прорастания через ряд ассоциаций к осознанию высшего назначения человека как нравственного существа. Авторская позиция. Различие во взглядах на античную статую поэта и очеркиста.

 

Теория литературы. Очерк. Жанровые особенности. Понятие о мифе и легенде. Жанровые отличия мифа и легенды. Образы-символы. Лирический герой, геройрассказчик (начальные представления), антитеза, антоним, церковнославянизм, метафора (развитие понятий).

 

 

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИРИКЕ (8 + 1час: контрольный)

 

Александр Сергеевич Пушкин (2 часа)

Краткий рассказ о поэте. Золотой век русской поэзии.

 «Поэт». Рассмотрение Пушкиным процесса преображения обычного человека-обывателя в поэта, осмыслившего своё предназначение, услышавшего «божественный глагол». Герой и первой и во второй части. Романтические приметы текста: одиночество, необходимое герою, пустынная природа как спасительная от светской суеты.

«К Н. Я. Плюсковой». Лирический герой стихотворения – неподкупный и искренний певец красоты и свободы. Открытая гражданственная оппозиционная позиция Пушкина в выборе адресата.

«Пророк». Призыв к нравственному самосовершенствованию, терпению и необходимости «глаголом жечь сердца людей». Сопоставление библейской истории Ветхого завета пророка Исайи и Пушкинской истории в «Пророке». Новые поэтические интерпретации. «Памятник» - итог, осмысление Пушкиным достигнутого; завещание нынешним и будущим поэтам.

Пушкинский лейтмотив: поэзия – это ответственное и трудное дело; отличие поэта от простых людей: слышать, видеть, понимать больше. Пушкинский образ «добрых чувств». Воспевание свободы в обществе и творчестве. Авторские идеи свободомыслия, вольнолюбия, служения народу.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция, церковнославянизм (закрепление понятий), метафорический язык, лирический герой, гражданственность (начальные представления).

 

Михаил Юрьевич Лермонтов (1 час)

Краткий рассказ о поэте. Период «межвременья».

«Поэт». Осуждение поэзии на заказ, угодной общественному мнению. Мечты поэта о читателе умном, ищущем духовной пищи для своего ума.

Лейтмотив поэта: голос пророка должен не только звучать, он должен быть услышан.  Нравственный вывод о таланте поэта не только как о Божьем даре, но и об огромной ответственности. Метафорические уподобление бездействующего творца ржавому клинку.

 «Я жить хочу, хочу печали». Стихотворение о любви к жизни, к природе, к вечному движению, к борьбе, а в особенности - к свободе. Воззвание к мятежу в поэзии: «Что без страданий жизнь поэта? / И что без бури океан?». 

«Пророк». Мотив одиночества поэта, не понятого толпой, но верного идеалам любви и «правды чистым ученьям». Эстафета «Пророка» Пушкина.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (закрепление понятий), аллегория (развитие представления), лирический герой, гражданственность (развитие представления).

 

Николай Алексеевич Некрасов.  (1 час)

«Гражданином быть обязан». Демократический период освободительного движения.

Краткий рассказ о поэте. «Это было раненое сердце».

 «Блажен незлобивый поэт». Антитеза - «поэт и гражданин». Противопоставление двух типов художника: «незлобивого поэта, ценящего собственное спокойствие, и обличителя общественных пороков, служащего добру и справедливости.

«Сеятелям». Поучительный смысл притчи. «Перекличка» с притчей о сеятеле Иисуса Христа. Роль поэтического творчества, восприятие народом голоса поэта. Авторский призыв - раскрыть свои души для добрых начинаний, призыв сеять «разумное, доброе, вечное…».

«Друзьям». Перекличка с пушкинским «Памятником». Некрасов как продолжатель лучший традиции, завещанной в русской литературе Рылеевым, Пушкиным и Лермонтовым, - гражданственности. Некрасов - поэт-гражданин, певец народа, поэтический вождь боевого поколения революционеров-демократов 50-70-х годов XIX в. Поэзия о народе, для народа и написанная народным языком – авторская концепция в Некрасовской лирике.

Теория литературы. Понятие о народности искусства (начальные представления),   лирический герой, композиция, антитеза (развитие представления).

 

Поэты «чистого искусства». Афанасий Афанасьевич Фет, Фёдор Иванович Тютчев

(1 час)

Краткие сведения о поэзии «чистого искусства».

Афанасий Афанасьевич Фет. «Музе».  Назначение поэзии и её задачи в понимании Фета.

«Псевдопоэту». Дискуссия с Некрасовым. Два поэтических мира.

Фёдор Иванович Тютчев.  «Поэзия». Поиск гармонии в самом гармоничном роде словесного творчества — лирике.

Авторская позиция поэтов – отказ от гражданственности, политизации и показа безобразного.

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Анафора, эпифора, рефрен, метафора (развитие представления)

 

 

Валерий Яковлевич Брюсов. «Творчество» (1 час)

Краткий рассказ о поэте. Словесное отражение процесса создания чего-то нового в стихотворении «Творчество». Этапы творческого процесса: от тайны, мрака, размытого несуществующими созданиями и тенями, - к завершению в конкретный образ желаемого.

 

Александр Александрович Блок. «Земное сердце стынет вновь», «Я вам поведал неземное».

 

Краткий рассказ о поэте.  Тема одиночества и поисков собственного мира, в нездешних сферах. Противопоставление покою и уюту - любови лирического героя к людям, активного вторжения в жизнь, готовности к самопожертвованию. Приближение к запредельному миру посредством образов-символов.

 

Борис Леонидович Пастернак (1 час) Краткий рассказ о поэте. 

«Определение поэзии». Образ поэзии, как губка впитывающей всё вокруг. Истоком поэзии - жизнь во всех ее проявлениях. И жизнь, и поэзия есть непреходящее чудо, творчество и чудотворчество.

 

Владимир Владимирович Маяковский

Краткий рассказ о поэте.

 «Поэзия».  О трудоёмкости работы поэта, о бережном и ответственном отношении к поэтическому материалу – слову.

Образ-вызов, образ-эпатаж, не признающий никаких рамок и канонов.

«Я знаю силу слов, я знаю слов набат». Одно из последних стихотворений. О тайнах русского Слова, его образной силе, его многозначности и скрытом подтексте.

 

Анна Андреевна Ахматова. «Творчество» (1 час)

Краткий рассказ о поэте. Осмысление в стихотворении созидательного поэтического процесса, своеобразного у каждого поэта. От хаотичности мыслей – к определяющейся идее. Очевидная грань между реальной жизнью и поэтическим миром.

 

Сергей Александрович Есенин. «Мне осталась одна забава».

Краткий рассказ о поэте.   Место поэта в жизни, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. О характерном для творческих личностей противоречии с миром и самими собой, о поиске и невозможности достичь желанной гармонии.

Дань классической традиции, её лучшим достижениям и выход на новый, неведомый доселе уровень. Чувство Родины. Прекрасное – повсюду.

Теория литературы. Образ-символ (обзорные начальные представления), изобразительно-выразительные средства художественной литературы: анафора, антитеза, метафора, эпитет, сравнение (углубление и закрепление представлений).

 

 

МУЗЫКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (4 часа+ 1: контрольный)

 

Спасительная и облагораживающая роль музыки в произведениях Л. Н. Толстого и А. И. Куприна (1 час)

 

Лев Николаевич Толстой. «Война и мир». Эпизод. Т. 2. Часть 1. Глава XV.   Краткий рассказ о писателе.  Любимая героиня Толстого. Наташа Ростова. Счастье, привнесённое в душу проигравшегося Николая пением сестры.

Музыка в семье Ростовых, её спасительная и объединяющая роль.

Язык музыки у героев Толстого —  язык их душ, их связь с чудесным миром красоты и гармонии, предвосхищение событий в их жизни, луч, что связывает человека с высшим разумом.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Психологизм художественной прозы, внутренний монолог (начальные представления).

 

Александр Иванович Куприн. «Гранатовый браслет». Эпизод. Гл. ХIII.  Краткий рассказ о писателе. Музыка - мощнейший инструмент воздействия на человеческое восприятие мира. Вовлечённая в разворачивающуюся любовную драму музыкальная композиция: «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato», - тяжелая, интенсивная мелодия, не дарящая душе наслаждения, но погружающая её в осмысление вещей вечных и уму недоступных. Слияние воедино музыкальных и поэтических потоков в финале рассказа. Соната Бетховена в кульминации - символ пробуждения души Веры Николаевны и осознание, приходящее к ней. Авторская позиция:

музыка, способная изменить психологическое состояние души человека.

Теория литературы. Сюжет, главные и второстепенные герои (углубление представлений).

 

Владимир Галактионович Короленко. «Слепой музыкант» (1 час)

Краткий рассказ о писателе. Обзорное знакомство с повестью о судьбе слепого музыканта. Избранные эпизоды. Музыка в душе Петруся и во всей повести. Музыка – состояние трудно определяемое. Музыка – ангел-хранитель необычного мальчика, открывшая для ребенка небывалые краски мира, мир эмоций, понимаемые им на универсальном языке.  Выделение и осмысление философских проблем смысла жизни, жизненных испытаний, исторической памяти народа, проблем истинного искусства, проблем инвалидов. Роль дяди в воспитании стойкости племянника. Надо ли инвалидов ограждать от жизни? – вопрос, решённый в финале повести, - жизненный урок из содержания повести. Выражение авторской позиции. Дорогу осилит идущий – нравственный урок произведения.

Теория литературы. Проблема (развитие понятия), повесть, жанровые отличия (начальные представления).

 

Александр Степанович Грин. Рассказ «Черный алмаз» (1 час)

Краткий рассказ о писателе. Рассказ, убеждающий, что искусство - величайшая сила, что творчество не способно принести зла. 

Проблемное построение сюжета рассказа. Причины неудачи хорошо спланированного замысла мести Ягдина. Мысль автора о раскрепощающем, освобождающем из заключения влиянии музыки на состояние человека.

Теория литературы. Рассказ. Жанровые особенности рассказа и повести, тема и идея произведения (развитие понятий).

 

Александр Трифонович Твардовский «Василий Тёркин». Глава «Гармонь». (1 час) Краткий рассказ о поэте. Рассказ о человеке, «живущем на войне», который смог взять на себя ответственность за настроение каждого русского солдата. Игра на «сироте»-гармони, её спасительное влияние на души солдат, идущих к Теркину, «как на огонь». Зов музыки от войны к миру, к дому, к семье. Музыкальный призыв бороться до конца. «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» - авторский вопрос-утверждение.

 

Теория литературы. Поэма (закрепление понятия) лирический герой (развитие представлений).

 

ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, АРХИТЕКТУРА В РУССКОЙ

ЛИТЕРАТУРЕ (10 час. + 1 час – творческий проект)

 

ЖИВОПИСЦЫ И ЗОДЧИЕ В РУССКОЙ ЛИРИКЕ (2 часа)

 

Дмитрий Борисович Кедрин. Баллада «Зодчие». (1 час). 

Краткий рассказ о поэте. Воспевание в балладе красоты русской земли, её талантливых людей. Быт и нравы простого народа. Осуждение жестокости царской воли, репрессий и казней. Роль самородков из простого народа, создателей самобытных шедевров и двигателей истории в сохранении русской культуры. Гражданская авторская позиция.

 

Булат Шавлович Окуджава. «Живописцы». (0, 5 часа).

Краткий рассказ о барде.   Взгляды барда в «Живописцах» на творческую жизнь. Потребность для творчества в людях трудолюбивых, бескорыстных, творящих без оглядки. Творите, рисуйте, пишите: рисуйте судьбы людей, показывайте красоту родного края – призыв поэта к живописцам. Утверждение, что творение обязательно будет понято или кем-то объяснено – авторская мысль. Цветовая палитра стихотворения. 

 

Николай  Алексеевич Заболоцкий. «Портрет. /Любите живопись, поэты»/. (0, 5 часа)  Краткий рассказ о поэте. Осмысление того, как поэт при помощи слова создаёт поэтический образ на основе картины Ф. Рокотова «Портрет А. П. Струйской». Обилие изобразительных средств на маленьком «поэтическом полотне».

 

Теория литературы. Баллада, бардовая поэзия (развитие представлений), архаизм, повторы (повторение сведений о лексических группах).

 

ЖИВОПИСЦЫ И ЗОДЧИЕ В РУССКОЙ ПРОЗЕ (8 часов)

 

Николай Васильевич Гоголь. «Портрет». (2 часа)

Краткий рассказ о писателе. История воскрешения и погибели души художника. Добро или зло, идущее от произведений искусства. Созидательная и разрушительная сила творений. Судьба Черткова как показатель того, как зло, когда-то впущенное безымянным художником в мир, продолжает свой путь. Таинственное исчезновение портрета, сломавшего душу и судьбу, возможные последствия его нового появления.  Нравственные вопросы произведения. Ответственность творца за воздействие его творения, за замысел своей работы – авторская мысль.

 

Теория литературы. Понятие о литературном типе (начальные представления), реализм, натурализм (начальные представления).

 

Иван Сергеевич  Шмелёв. «Неупиваемая чаша». (1 час)

Краткий рассказ о писателе. Повесть, посвящённая «не только русской, но и всей молодежи, для которой небо еще не померкло, и которая не потеряла идеал прекрасного и чистого в человеке». Святость как экстракт из земной красоты, любви и страдания.  Мотив радости в повести. Путь становления Ильи как подлинного художника.  Глубокое размышление об искусстве и Боге, преодолении греха, спасении и радости, которую оно даёт. Специфика языка произведения. Соприкосновение человека со святостью, с красотой – великая радость – лейтмотивная авторская мысль.

Теория литературы. Духовная литература. Житие (начальные представления). Портрет (развитие представлений). 

 

Викентий Викентьевич Вересаев. Литературная сказка «Состязание» (2 часа) Краткий рассказ о писателе.

Повторение, что такое литературная сказка. Что такое притча.

«Искусство писать?.. нет никакого искусства писать…искусство писать есть искусство видеть, есть искусство чувствовать всеми своими органами, всеми нервными окончаниями и ничего больше» -  кредо писателя. Утверждение - истинная красота в простоте, в умении любить. Красота Зорьки - от красоты её души.  Образный символический язык произведения. Дар художника – в умении увидеть красоту – авторская мысль.

Теория литературы. Понятие о литературной сказке, «говорящие имена» (развитие представлений), притча, художественная условность (начальное представление).

 

Павел Петрович Бажов. «Каменный цветок». (1 час)

Краткий рассказ о писателе. Повторение: о жанровых особенностях сказа.

Сказ о красоте простого, талантливого и трудолюбивого народа, о силе мастерства в сочетании с опытом и любовью к прекрасному. О муках творчества подлинных мастеров. Мотивы и проблемы истинного мастерства в образе Данилы-мастера. О благородном недовольстве собой, о стремлении к такому совершенству, чтобы, глядя на творение, люди забывали о мастерстве создателя, а любовались, как любуются красотой камня, цветка. Существует ли абсолютное совершенство? Авторская мысль.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы, сказ и сказка (углубление представлений о жанровых особенностях).

 

Константин Георгиевич Паустовский. «Золотая роза». Рассказ «Драгоценная пыль».

(2 часа)

Краткий рассказ о писателе.

Судьба, романтические мечты, сердечная привязанность простого мусорщика Шамета. Жизнь и надежды на лучшее будущее двух людей, связанных воедино золотой ниткой веры в прекрасное. Золотая роза - символ счастья, красоты, творчества. Драгоценная пыль как символ писательского труда.

Хрупкое совершенство из мельчайших песчинок - легендарная золотая роза из обыкновенной пыли, что окружает всех нас. Способность только некоторых разглядеть там крупицы золота, из которых сотканы самые заветные мечты и светлые грезы. Избранные, для которых пыль станет название драгоценной, - писатели. Отношение автора к своему труду.

            Теория литературы. Символическое содержание образа (углубление понятия).

 

Итоговые уроки – 2 часа + 1: контрольный

 

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ

Пояснительная записка Программа учебного предмета «Родная (русская) литература» для 6 класса уровня основного общего образования разработана на основе следующих документов: -Федеральный закон «Об образовании в

Пояснительная записка Программа учебного предмета «Родная (русская) литература» для 6 класса уровня основного общего образования разработана на основе следующих документов: -Федеральный закон «Об образовании в

В структуре программы родной русской литературы в 6-м классе выдержан принцип жанрово-тематический

В структуре программы родной русской литературы в 6-м классе выдержан принцип жанрово-тематический

Изучение родной русской литературы автор программы понимает не только как интеллектуальное освоение, но и эмоциональное переживание гуманистического заряда искусства, запуск в действие эстетических и психологических…

Изучение родной русской литературы автор программы понимает не только как интеллектуальное освоение, но и эмоциональное переживание гуманистического заряда искусства, запуск в действие эстетических и психологических…

Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе

Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе

Периодичность и сроки проведения аттестации предусмотрены графиком контрольных работ

Периодичность и сроки проведения аттестации предусмотрены графиком контрольных работ

Предметные результаты: обеспечить воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранительнице культуры; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к достижениям и традициям своего…

Предметные результаты: обеспечить воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранительнице культуры; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к достижениям и традициям своего…

Учащиеся должны уметь: -уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять…

Учащиеся должны уметь: -уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять…

ЛИТЕРАТУРЕ (4 часа+ 1 час. – творческий проект)

ЛИТЕРАТУРЕ (4 часа+ 1 час. – творческий проект)

Легенда об Арионе. Понятие «легенда»

Легенда об Арионе. Понятие «легенда»

Воспевание свободы в обществе и творчестве

Воспевание свободы в обществе и творчестве

Псевдопоэту». Дискуссия с Некрасовым

Псевдопоэту». Дискуссия с Некрасовым

Дань классической традиции, её лучшим достижениям и выход на новый, неведомый доселе уровень

Дань классической традиции, её лучшим достижениям и выход на новый, неведомый доселе уровень

Теория литературы. Проблема (развитие понятия), повесть, жанровые отличия (начальные представления)

Теория литературы. Проблема (развитие понятия), повесть, жанровые отличия (начальные представления)

Теория литературы. Баллада, бардовая поэзия (развитие представлений), архаизм, повторы (повторение сведений о лексических группах)

Теория литературы. Баллада, бардовая поэзия (развитие представлений), архаизм, повторы (повторение сведений о лексических группах)

Существует ли абсолютное совершенство?

Существует ли абсолютное совершенство?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2020