Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Киваевская средняя общеобразовательная школа Клинцовского района Брянской области
Проверено Зам.директора по ВР _______ И.А. Прудникова Протокол №__ от ___________ |
Утверждаю Директор школы _______ Н.В. Ахремцева Пр. №___ от _______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по кружковой работе
«Дорога добра»
Духовно-нравственное направление
Возраст учащихся (7-11 лет)
Срок реализации – 1 год
|
Составитель: учитель начальных классов Ковалева М. М.
с.Киваи, 2019 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Дорога добра» составлена на основе программы по кружковой работе «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» для начальной школы, разработана А. Данилюк, А. Кондаков, В.Тишков. Рекомендована Министерством образования и науки РФ 2012г.
· По своему содержанию программа является духовно-нравственной,
· по функциональному предназначению - специальной (внеурочная деятельность),
· по форме организации –кружок.
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.
В основу программы внеурочной деятельности положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведѐнный в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.
Актуальность заключается в использовании во внеурочной деятельности положительногоопыта духовно-нравственного воспитания, накопленного в отечественной педагогике, обогащающего систему формирования личности учащихся золотым фондом духовно-нравственных ценностей.
Новизна Программы в следующих особенностях:
- во-первых, дети получают системное представление о главных ценностях жизни инаучаются выбирать жизненно-важное;
- во-вторых, в программе продумана преемственность духовно-нравственного исоциокультурного развития (в процессе реализации программы ребѐнок развивается не только как субъект учебно-воспитательного процесса, но и как субъект социокультурногослоя общества).
Систематическая, целенаправленная работа по реализации данной программы«Дорогою добра» с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможетмвоспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной мораливыступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретѐнные в силу внутреннего влечения к добру.
Цель данной программы в области формирования системы знаний, умений: обеспечитьсистемный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
осмыслить и конкретизировать духовно-нравственные понятия;
развить внутренний духовный мир ребенка ради осознания своей нужности и полезности;
воспитать чувство уважения, верности, ответственности к своей семье, родным,соотечественникам, Родине;
создать условия для развития целостной духовно-нравственной личности.
Возрастная группа обучающихся от 7 до 11 лет.
Сроки реализации программы – 1 учебный год.
Режим работы кружка: Четверг 1215 - 1255
Формы и методы работы:
Экскурсии;
Игровые моменты;
Проекты;
Практические работы;
Творческие работы;
Самоанализ;
Самооценка.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Личностные результаты:
формирование чувства любви и гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности;
становление этических ценностных ориентаций на основе норм христианской морали и осознание необходимости их осуществления в своем поведении;
формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры и религии;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование умения нравственной самооценки на основе понятий православной культуры, представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о православной культуре;
знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
осмысление базовых понятий христианской этики;
понимание связи христианских традиций с жизнью современного человека;
первоначальные представления об исторической роли православной культуры в становлении российского государства;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на православных духовных традициях;
осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность слушать собеседника и вести диалог.
В результате освоения программы «Дорогой добра», обучающиеся должны:
• иметь представление о главных духовно-нравственных ценностях, нравственных добродетелях;
• реализовывать способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству;
• сформировать в себе: чувство собственной ценности, чувство защищенности, уверенность в поддержке, доверие к оценке, отношениям, чувствам (учащийся может высказать свое мнение по разным вопросам);
• выработать в себе: позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий, способность к сопереживанию, к совершенствованию;
• приобрести опыт в различных эмоциональных состояниях и моральную установку на отзывчивость;
• объяснять свое отношение к наиболее значимым историческим событиям;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Способы проверки знаний:
-самоанализ достижений: чему новому научились;
-игры-викторины на выявление теоретических знаний по программе;
-ведение журнала успехов каждого учащегося – ведѐт педагог;
-контрольные занятия.
Характер итоговых мероприятий: Тестирование, обобщающие игры, опросы, викторины.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
|
|||
Раздел |
Кол-во часов
|
Тема занятия |
|
Введение (1ч.) |
1. |
Перелистывая страницы прошлого учебного года |
|
Школьный и внешкольный этикет. (5ч.)
|
1. |
Взаимопомощь - как её организовать. |
|
1. |
Береги школьное имущество. |
|
|
1. |
Правила поведения в школе. Игры на переменке. |
|
|
1. |
Правила поведения в гостях. |
|
|
1. |
В какие игры и как мы играем. |
|
|
Правила общения. Культура внешнего вида. (5ч.)
|
1. |
С кем бы ты хотел дружить? |
|
1. |
Каким тебя видят окружающие? |
|
|
1. |
Мой гардероб и уход за ним. |
|
|
1. |
Будничная и праздничная одежда. |
|
|
1. |
Точность: береги своё время и время других. |
|
|
О трудолюбии. (5ч.)
|
1. |
«Труд кормит, а лень портит». |
|
1. |
Любишь кататься, люби и саночки возить.. |
|
|
1. |
Сделал дело, гуляй смело! |
|
|
1. |
Кем хочу быть, почему? |
|
|
1. |
Мы все такие разные! |
|
|
Счастье семьи. (5ч.)
|
1. |
Что такое справедливость? |
|
1. |
Кто кого обидел первым? |
|
|
1. |
Я, я, я… нет – МЫ! |
|
|
1. |
Уют и понимание в вашем доме. |
|
|
1. |
Все люди рождены для счастья. |
|
|
Как прекрасен этот мир. (5ч.)
|
1. |
Соблюдение чистоты и порядка. |
|
1. |
Необыкновенная пуговица и порванный фантик. |
|
|
1. |
О мальчике, который верил в чудеса. |
|
|
1. |
Хорошо там, где нас нет… |
|
|
1. |
Счастливая страна. |
|
|
Твоя речь: слово лечит, слово ранит. (7ч.)
|
1. |
Хлебец с маслом и пустой горшок с мёдом… |
|
1. |
Почему ты меня не прощаешь? |
|
|
1. |
Чем им отплатить? |
|
|
1. |
Добрые и недобрые слова. |
|
|
1 |
А ты поступи по-другому. |
|
|
1. |
Расскажи всем только правду. |
|
|
1 |
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. |
|
|
Итоги (1ч.) |
1. |
«Умейте счастьем дорожить». |
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Раздел программы |
Кол-во часов |
1 |
Введение. |
1 ч. |
2 |
Школьный и внешкольный этикет. |
5 ч. |
3 |
Правила общения. Культура внешнего вида. |
5 ч. |
4 |
О трудолюбии. |
5 ч. |
5 |
Счастье семьи. |
5 ч. |
6 |
Как прекрасен этот мир. |
5 ч. |
7 |
Твоя речь: слово лечит, слово ранит. |
7 ч. |
8 |
Итоги. |
1 ч. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Описание содержания занятий |
|
По плану |
По факту |
||||
Введение (1ч.) |
|||||
1 |
Перелистывая страницы прошлого учебного года |
1 |
|
|
Анализ работы за предыдущий год, составление проекта по итогам прошлого учебного года. |
Школьный и внешкольный этикет (5ч.) |
|||||
2 |
Взаимопомощь - как её организовать. |
1 |
|
|
- чтение сказки про двух гномиков. - выбор сценок, анализ - распределение ролей, текста -разыгрывание сценок |
3 |
Береги школьное имущество. |
1 |
|
|
Просмотр видеоролика о вырубке лесов. Анализ проблемной ситуации. Подведение итогов. |
4 |
Правила поведения в школе. Игры на переменке. |
1 |
|
|
Совместное составление правил поведения в школе. Знакомство с играми «ручеёк», «море волнуется», «путаница», «испорченный телефон», «угадай!». |
5 |
Правила поведения в гостях. |
1 |
|
|
Совместное составление правил поведения в гостях. Просмотр мультфильма «Правила поведения в гостях». |
6 |
В какие игры и как мы играем. |
1 |
|
|
Игры «Гуси-лебеди», «Салки», «кошки-мышки»… Обобщающая игра. |
Правила общения. Культура внешнего вида (5ч.) |
|||||
7 |
С кем бы ты хотел дружить? |
1 |
|
|
-игры: поздоровайся с соседом ласково; подари улыбку; - танец «Настоящий друг» |
8 |
Каким тебя видят окружающие? |
1 |
|
|
Совместное составление проекта «Вот он Я!» |
9 |
Мой гардероб и уход за ним. |
1 |
|
|
Уметь слушать полезные советы, как сохранить свою одежду и применять на практике. |
10 |
Будничная и праздничная одежда. |
1 |
|
|
Иметь представление о цвете одежды, который расскажет о внутреннем мире человека. Нарисовать одежду праздничную и будничную.
|
11 |
Точность: береги своё время и время других. |
1 |
|
|
Совместное составление индивидуального режима дня. Викторина по пройденному разделу. |
О трудолюбии (5 ч.) |
|||||
12 |
«Труд кормит, а лень портит». |
1 |
|
|
- чтение сказки «Счастье и труд» - выбор сценок, анализ - распределение ролей, текста -разыгрывание сценок |
13 |
Любишь кататься, люби и саночки возить. |
1 |
|
|
Разбор проблемной ситуации, инсценирование, подведение итогов. |
14 |
Сделал дело, гуляй смело! |
1 |
|
|
Разбор проблемной ситуации, инсценирование, подведение итогов. |
15 |
Кем хочу быть, почему? |
1 |
|
|
Проект «Моя будущая профессия», защита, анализ. |
16 |
Мы все такие разные! |
1 |
|
|
Конкурс рисунков «Все такие разные». Опрос по разделу. |
Счастье семьи (5ч.) |
|||||
17 |
Что такое справедливость? |
1 |
|
|
- просмотр мультфильма «Все по справедливости» -анализ, дискуссия, вывод
|
18 |
Кто кого обидел первым? |
1 |
|
|
- чтение были «Белый платок» - рассуждение по прочитанному
|
19 |
Я, я, я… нет – МЫ! |
1 |
|
|
- чтение сказки «Доброе слово и доброе дело» - выбор сценок, анализ - распределение ролей, текста -разыгрывание сценок
|
20 |
Уют и понимание в вашем доме. |
1 |
|
|
Проект «Моя любимая семья», защита, анализ. |
21 |
Все люди рождены для счастья. |
1 |
|
|
- размышления о внутреннем мире человека Упражнение «найди лучик солнца внутри себя». |
Как прекрасен этот мир (5ч.) |
|||||
22 |
Соблюдение чистоты и порядка. |
1 |
|
|
Акция «Чистый класс – чистая школа». |
23 |
Необыкновенная пуговица и порванный фантик. |
1 |
|
|
рассматривание ситуаций из жизни детей произошедших недавно - рассуждения, выводы - предложения по разрешению проблем |
24 |
О мальчике, который верил в чудеса. |
1 |
|
|
- размышление над темой -слушание притчи, анализ - игра «Цветущие пословицы»
|
25 |
Хорошо там, где нас нет… |
1 |
|
|
Рассуждение по теме. Релаксация. - игра «Добрый дождик» - слушание сказки «Цветок кактуса»
|
26 |
Счастливая страна. |
1 |
|
|
- беседа о добре в сказках - чтение сказки «Даром ни одно доброе дело не пропадет» А. Нееловой - творческая работа «колос доброты» - итог, вывод
|
Твоя речь: слово лечит, слово ранит (7ч.) |
|||||
27 |
Хлебец с маслом и пустой горшок с мёдом… |
1 |
|
|
- знакомство с произведением «Град» Г. Цыферова - придумывание продолжения сказки - размышление о добре
|
28 |
Почему ты меня не прощаешь? |
1 |
|
|
Инсценировка на основе были «Белый платок», анализ, итог |
29 |
Чем им отплатить? |
1 |
|
|
слушание рассказа «Как мы нашли в лесу гнездо» Сухомлинского - рассуждение по прочитанному -сочинение гимна добру
|
30 |
Добрые и недобрые слова. |
1 |
|
|
- просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда» - игровые упражнения по мультфильму
|
31 |
А ты поступи по-другому. |
1 |
|
|
- О. Безымянная «Жемчуга радости» чтение - анализ прочитанного - разыгрывание сценок
|
32 |
Расскажи всем только правду. |
1 |
|
|
- чтение рассказа, анализ - впечатление от прочитанного изображается в рисунках « Сад цветов справедливости» |
33 |
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. |
1 |
|
|
- беседа по вопросам -игра «Свод законов доброты» - научи свое сердце добру - разгадывание ребусов - итог, вывод
|
Итоги (1ч.) |
|||||
34 |
«Умейте счастьем дорожить». |
1 |
|
|
Обобщающие игры, тест по разделам. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Аудиоцентр/ магнитофон.
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Компьютер
Сканер
Принтер лазерный
Аудиозаписи
Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общегообразования по предмету (по возможности).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа:konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
2. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитанияличности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
3. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако,2007
4. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания[Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. -2006. - №3. – 40с.
5. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательногостандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
6. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступениначального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова,Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
7. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательногоучреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. –191., 204с.
8. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьноговозраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.22
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.