Программа по курсу внеурочной деятельности
«У сказок в гостях»
Учитель Малышева В Н
1 – 4 классы
на 2021-2025 учебный год
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «У сказок в гостях» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «У сказок в гостях», рассчитанная на реализацию в течение 4-х лет, структурирована в соответствии с духовно-нравственным направлением, которое обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися с 1 по 4 класс.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения литературного чтения школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к народным сказкам должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Особое внимание на занятиях “В гостях у сказки” следует обращать на задания, направленные на развитие устной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, т.к. развитие устной речи необходимо при дальнейшем изучении всех учебных предметов.
Общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.
Особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Предлагается выполнение проектов в группах или вместе с родителями. Данный вид деятельности положительно влияет на коммуникативную сферу, сближает ребенка и родителей, объединённых единой целью, даёт возможность участвовать в общественной жизни, проявлять творческую активность.
Использовать данную программу внеурочной деятельности позволяет выявить дополнительные способности учащихся, сплотить и объединить ребят в дружный коллектив, помочь адаптироваться на данном жизненном этапе.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
1.Цель и задачи программы :
- формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка,
- осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа.
Задачи:
• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.
• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукол вождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, “увидеть” прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность . Полученные на занятиях опыт и знания помогут обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
2. Принципы интегрированного курса:
Интегрированный курс предусматривает такие виды деятельности как, чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей учащихся.
- интеграция;
- систематичность;
- наглядность;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа разработана для учащихся 7 –11 лет
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 7 - 11 лет (начальная школа).
в 1 классе - 33 часа,
во 2 классе - 34 часа,
в 3 классе -34 часа,
в 4 классе - 34 часа
Всего за курс изучения 135 часов (по 1 ч. в неделю).
Формы проведения занятии
1. Беседа, рассказ учителя.
2. Слушание.
3. Различные виды чтения.
4. Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
5. Устный журнал, театрализация.
6. Лепка из пластилина.
7. Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
8. Конкурсы, викторины.
Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек:
· практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, сказок.
· анализ и просмотр текста сказок;
· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий;
В каждом занятии прослеживаются три части:
· игровая;
· теоретическая;
· практическая.
Основные методы и технологии:
· технология разно уровневого обучения;
· развивающее обучение;
· технология обучения в сотрудничестве;
· коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьников.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят, тем самым развивают устную речь.
Планируемые результаты освоения обучающими программы внеурочной деятельности «В гостях у сказки».
В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.
Требования к результатам обучения по интегрированному курсу:
Должны знать:
Должны уметь:
Личностные и мета предметные результаты
К концу первого года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
умение выражать собственное видение мира;
вносить личный вклад в общую работу;
развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления:
художественные, конструктивные, аналитические.
Регулятивные УУД:
· целеполагание;
· волевая саморегуляция
· оценка;
· коррекция
умение выбирать различные пути для самореализации;
пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные;
пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки.
Познавательные УУД:
· умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· выделение познавательной цели;
· выбор наиболее эффективного способа решения;
· смысловое чтение;
· анализ объектов;
· доказательство;
· установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации; находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
· постановка вопросов;
· умение выражать свои мысли полно и точно;
· управление действиями партнера( оценка, коррекция);
умение работать в парах, в группах, в коллективе.
К концу второго года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы, собственные теории, выводы; приводить примеры из личной практики.
Регулятивные УУД:
· целеполагание;
· волевая саморегуляция
· прогнозирование уровня усвоения
· оценка;
· коррекция
умение самостоятельно планировать свою деятельность;
логически выстраивать алгоритм действий;
анализировать проделанную работу;
оценивать, находить положительные моменты и ошибки.
Познавательные УУД:
· умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· выделение познавательной цели;
· выбор наиболее эффективного способа решения;
· смысловое чтение;
· анализ объектов
· синтез как составление частей целого;
· доказательство;
· установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
умение выстраивать мыслительные процессы для запоминания теоретического материала и практических операций;
находить необходимые источники информации.
Коммуникативные УУД:
· постановка вопросов;
· умение выражать свои мысли полно и точно;
· разрешение конфликтов;
· управление действиями партнера( оценка, коррекция);
умение работать в парах, в группах, в коллективе.
К концу третьего года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
умение ставить перед собой цель;
формулировать и решать трудовые задачи;
выражать собственное видение мира;
находить подходы в творческой деятельности.
Регулятивные УУД:
· целеполагание;
· волевая саморегуляция
· оценка;
· коррекция
Познавательные УУД:
· умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· выделение познавательной цели;
· выбор наиболее эффективного способа решения;
· смысловое чтение;
· анализ объектов
· синтез как составление частей целого;
· доказательство;
· установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД:
· постановка вопросов;
· умение выражать свои мысли полно и точно;
· разрешение конфликтов.
· управление действиями партнера( оценка, коррекция)
К концу четвертого года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
пользоваться технологическими картами, рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.
Регулятивные УУД:
· целеполагание;
· волевая саморегуляция
· оценка;
коррекция
Познавательные УУД:
· умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
· выделение познавательной цели;
· выбор наиболее эффективного способа решения;
· смысловое чтение;
· анализ объектов
· синтез как составление частей целого;
· доказательство;
· установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД:
· постановка вопросов;
· умение выражать свои мысли полно и точно;
· разрешение конфликтов.
· управление действиями партнера( оценка, коррекция)
2. Основное содержание курса
Класс |
Название раздела |
Количество часов |
Итого |
1 класс |
Русские народные сказки |
10 часов |
|
Народные сказки |
7 часов |
|
|
Сказки в мультфильмах |
5 часов |
|
|
Авторские сказки |
10 часов |
|
|
Итоговое занятие |
1 час |
|
|
|
|
33 часа |
|
2 класс |
Сказки о животных |
9 часов |
|
Животные в мультфильмах |
6 часов |
|
|
Волшебные сказки |
9 часов |
|
|
Бытовые сказки |
9 часов |
|
|
Итоговое занятие |
1 час |
|
|
34 часа |
|||
3 класс |
Сказки отечественных писателей |
15 час |
|
Сказки народов России |
8 часов |
|
|
Сказки народов мира |
10 часов |
|
|
Итоговое занятие |
1 час |
|
|
|
|
34 часа |
|
4 класс |
Сказки зарубежных писателей |
15 час |
|
Зачины сказок |
2 часа |
|
|
Пословицы в сказках |
3 часа |
|
|
Сказки в стихах |
6 часов |
|
|
Сказки - пьесы |
7 часов |
|
|
Итоговое занятие |
1 часа |
|
|
|
|
34часа |
Содержание программы курса «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.
Ценность природы Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность семьи - формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
3. Тематическое планирование
1 класс 2021-2022гг
№ п.п |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Дата |
Форма проведения |
|
||||
аудиторное |
внеаудиторное |
|
|||||||
Тема: «Русские народные сказки» - 10 ч |
|
|
|||||||
1
|
Русская народная сказка «Репка». Прослушивание сказки.
|
Прослушивание сказки. Инсценировка сказки «Репка» |
4. 09.21г |
1 |
|
|
|||
2. |
Русская народная сказка «Репка». Инсценировка сказки . |
Прослушивание сказки. Инсценировка сказки «Репка» |
11.09.21г |
|
1 |
|
|||
3 |
Русская народная сказка «Заячья избушка». Прослушивание сказки |
Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. |
18.09.21г |
1 |
|
|
|||
4 |
Русская народная сказка «Заячья избушка». Лепка персонажей. |
Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. |
25.09.21г |
1 |
|
|
|||
5 |
Русская народная сказка «Лиса и волк». |
Чтение сказки читающими детьми. Иллюстрирование.
|
2.10.21г |
|
1 |
|
|||
6 |
Русская народная сказка «У страха глаза велики» |
Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки |
9.10.21г |
1 |
|
|
|||
7 |
Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» |
Чтение сказки. Работа над пересказом. Озвучивание героев. |
16.10.21г |
|
1 |
|
|||
8 |
Русская народная сказка «Хаврошечка» |
Чтение сказки. Придумывание вопросов к тексту. |
23.10.21г |
1 |
|
|
|||
9 |
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» |
Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки |
30.10.21г |
1 |
|
|
|||
10 |
Праздник русской народной сказки |
Инсценирование. Выставка рисунков к любимым русским народным сказкам. |
6.11.21г |
|
1 |
|
|||
Тема: «Народные сказки» - 7 ч |
|
|
1ч |
||||||
11 |
Украинская народная сказка «Колосок» |
Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. |
13.11.21г |
1 |
|
|
|||
12 |
Белорусская народная сказка «Пых» |
Слушание сказки. Инсценировка. |
20.11.21г |
|
1 |
|
|||
13 |
Латвийская народная сказка «Заячий домик» |
Прослушивание. Герои сказки. Иллюстрирование. |
27.11.21г |
|
1 |
|
|||
14 |
Украинская народная сказка «Рукавичка» |
Инсценировка |
8.12.21г |
|
1 |
|
|||
15 |
Белорусская сказка « Сынок-с-кулачок» |
Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. |
4.12.21г |
|
1 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
16 |
Сказка «Теремок» в разных обработках |
Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. |
11.12.21г |
|
1 |
|
|||
17 |
Моя любимая сказка. |
Рассказывание. Лепка. |
18.12.21г |
|
1 |
|
|||
Тема: «Авторские сказки» -10 ч |
|
|
|
||||||
18
|
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
|
Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Чтение. Иллюстрирование. |
25.12.21г |
1 |
|
|
|||
19 |
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик Иллюстрирование. |
Чтение. Иллюстрирование |
1.01.22г |
|
1 |
|
|||
20 |
Е Чарушин «Теремок» |
Чтение сказки. Инсценировка сказки |
8.01.22г |
|
1 |
|
|||
21 |
В.Сутеев "Палочка-выручалочка" |
Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина |
15.01.22г |
|
1 |
|
|||
22 |
А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...» |
Составление вопросов по содержанию сказки |
22.01.22г |
1 |
|
|
|||
23
|
В. Катаев «Цветик-семицветик»
|
Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. |
29.01.22г |
|
1 |
|
|||
24 |
В. Катаев «Цветик-семицветик» Создание книжки-малышки
|
Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. |
5.02.22г |
1 |
|
|
|||
25 |
Моя любимая сказка. |
Пересказ любимых сказок. |
12.02.22г |
1 |
|
|
|||
26 |
Работа над детским театральным представлением |
Инсценировка сказки. |
19.02.22г |
|
1 |
|
|||
27 |
Итоговый спектакль. |
Инсценировка сказки. |
26.02.22г |
|
1 |
|
|||
|
|
|
|
||||||
28 |
Русская народная сказка «Лиса и Дрозд» |
Устройство декорации. |
5.03.22г |
|
1 |
|
|||
29 |
В.Сутеев « Грибок теремок» |
Подбор музыкального и светового оформления |
12.03.22г |
|
1 |
|
|||
30 |
Г. Андерсен «Гадкий утенок» |
Разучивание ролей с применением голосовых модуляций |
19.03.22г |
|
1 |
|
|||
31 |
Праздник «В гостях у сказки» |
Литературный праздник.
|
26.03.22г |
|
1 |
|
|||
32 |
Любимый герой сказки. |
Иллюстрация. Рассказ о персонаже. |
16.04.22г |
1 |
|
|
|||
|
|
|
|||||||
33 |
Итоговое занятие |
Конкурс сценических постановок. |
14.05.22г |
|
1 |
|
|||
|
|
Итого: |
33ч |
12ч |
21ч |
|
|||
Тематическое планирование
2 класс 2022-2023гг
№ п.п |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Форма проведения |
Дата |
||||
Аудиторное |
Внеаудит. |
план |
факт |
|||||
Тема: «Сказки о животных» - 9 ч |
|
|||||||
1 |
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Прослушивание сказки |
Прослушивание сказки. |
1ч |
|
|
|
||
2 |
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Инсценировка сказки |
Инсценировка сказки . |
|
1ч |
|
|
||
3 |
Русская народная сказка «Зимовье зверей» .Прослушивание сказки |
Прослушивание сказки. |
1ч |
|
|
|
||
4 |
Русская народная сказка «Зимовье зверей» Лепка персонажей.. |
Герои сказки. Лепка персонажей. |
1ч |
|
|
|
||
5 |
Сказки о зайце |
Подбор сказок о зайце. Викторина |
|
1ч |
|
|
||
6 |
Чукотская сказка «Хвост» |
Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование |
1ч |
|
|
|
||
7 |
Сказки о лисе и медведе. Викторина |
Выставка книг. Чтение сказок. Викторина |
|
1ч |
|
|
||
8 |
Русская народная сказка «Кот и лиса» |
Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью (набрызгивание) – животные |
1ч |
|
|
|
||
9 |
Моя любимая сказка о животных |
Чтение и пересказ любимых сказок |
|
1ч |
|
|
||
Тема «Животные в мультфильмах» - 6ч |
||||||||
10
|
С. Михалков «Три поросенка» .Просмотр мультфильма. |
Просмотр мультфильма. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций |
|
1ч |
|
|
||
11 |
С. Михалков «Три поросенка» |
Разучивание ролей с применением голосовых модуляций |
|
1ч |
|
|
||
12
|
Работа над детским театральным представлением. Инсценировка |
Инсценировка сказки. |
|
1ч |
|
|
||
13 |
Работа над детским театральным представлением. Разучивание ролей |
Разучивание ролей с применением голосовых модуляций |
|
1ч |
|
|
||
14 |
Работа над детским театральным представлением |
Разучивание ролей с применением голосовых модуляций |
|
1ч |
|
|
||
15 |
Праздник «В гостях у сказки» |
Литературный праздник |
|
1ч |
|
|
||
Тема: «Волшебные сказки» - 9 ч |
||||||||
16 |
Русская народная сказка «Летучий корабль» |
Лепка из пластилина, поделки из природных материалов. |
1ч |
|
|
|
||
17
|
Ш. Перро «Золушка» Иллюстрирование |
Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование |
1ч |
|
|
|
||
18 |
Ш. Перро «Золушка» |
Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование |
1ч |
|
|
|
||
19
|
Русская народная сказка «Гуси–лебеди» Чтение сказки. |
Чтение сказки. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. |
1ч |
|
|
|
||
20 |
Русская народная сказка «Гуси–лебеди» Разучивание ролей |
Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. |
|
1ч |
|
|
||
21
|
Русская народная сказка «Царевна – лягушка» .Чтение, краткий пересказ.
|
Чтение, краткий пересказ. Рисование, выполнение аппликации |
|
1ч |
|
|
||
22 |
Русская народная сказка «Царевна – лягушка» Рисование, выполнение аппликации |
Рисование, выполнение аппликации |
|
1ч |
|
|
||
23 |
Любимый герой сказки. |
Иллюстрация. Рассказ о персонаже. |
1ч |
|
|
|
||
24 |
Мои любимые волшебные сказки. |
Выставка книг. Чтение. Сравнение |
|
1ч |
|
|
||
Тема: «Бытовые сказки» - 9 ч |
||||||||
25 |
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
|
Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью путем набрызга – животные. |
1ч |
|
|
|
||
26
|
Русская народная сказка «Морозко» |
Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. |
1ч |
|
|
|
||
27 |
Русская народная сказка «Морозко» Ролевая игра. |
Ролевая игра. |
|
1ч |
|
|
||
28 |
Русская народная сказка «Дочь - семилетка» |
Чтение сказки. Работа по содержанию. Чтение по ролям. |
1ч |
|
|
|
||
29
|
Театральная этика. Устройство театра. Театральные профессии. |
Сравнение разных театральных профессий. |
|
1ч |
|
|
||
30 |
Устройство театра. Театральные профессии. |
Сравнение разных театральных профессий. |
|
1ч |
|
|
||
31 |
Подготовка и защита проекта «В гостях у сказки» |
Рисунки, поделки, презентации |
|
1ч |
|
|
||
32 |
Подготовка и защита проекта «В гостях у сказки» |
Рисунки, поделки, презентации |
|
1ч |
|
|
||
33 |
Защита проекта «В гостях у сказки» |
Рисунки, поделки, презентации |
|
1ч |
|
|
||
Итоговое занятие -1ч |
||||||||
34 |
Итоговое занятие. |
КВН «Наши любимые сказки» |
|
1ч |
|
|
||
|
|
Всего: 34ч |
14 |
21 |
|
|
||
Тематическое планирование
3 класс 2023-2024гг
№ п.п |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Форма проведения |
Дата |
|||||
Аудит. |
Внеаудит. |
план |
факт |
||||||
Тема: «Сказки отечественных писателей» - 15 ч |
|
||||||||
1
|
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Прослушивание сказки
|
Прослушивание сказки
|
1ч |
|
|
|
|||
2 |
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Инсценировка
|
Инсценировка сказки |
|
1ч |
|
|
|||
3
|
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Прослушивание сказки |
Прослушивание сказки. Герои сказки. . |
1ч |
|
|
|
|||
4 |
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Лепка персонажей |
Лепка персонажей |
1ч |
|
|
|
|||
5 |
Е.Л.Шварц» Сказка о потерянном времени» |
Чтение сказки. Инсценировка сказки. |
|
1ч |
|
|
|||
6
|
П.П.Бажов « Малахитовая шкатулка»
|
Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. |
|
1ч |
|
|
|||
7 |
П.П.Бажов « Малахитовая шкатулка» Лепка персонажей.
|
Лепка персонажей. |
1ч |
|
|
|
|||
8 |
С.Л.Прокофьева « Лоскутик и Облако» |
Прослушивание сказки. Инсценировка сказки. |
|
1ч |
|
|
|||
9
|
Ю.К.Олеша «Три толстяка» |
Прослушивание отдельных глав сказки. . |
1ч |
|
|
|
|||
10 |
Ю.К.Олеша «Три толстяка». Иллюстрирование сказки. |
Иллюстрирование сказки. |
|
1ч |
|
|
|||
11
|
А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» |
Чтение сказки. Инсценировка фрагментов сказки. |
1ч |
|
|
|
|||
12 |
А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Инсценировка |
Инсценировка фрагментов сказки. |
|
1ч |
|
|
|||
13 |
Э. Успенский. “Трое из Простоквашино” |
Чтение сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. |
1ч |
|
|
|
|||
14
|
Н.Н. Носов. Большая книга Незнайки.
|
Прослушивание сказки. |
1ч |
|
|
|
|||
15 |
Н.Н. Носов. Большая книга Незнайки. Инсценировка |
Инсценировка отдельных эпизодов сказки . |
|
1ч |
|
|
|||
Тема «Сказки народов России» - 8ч |
|||||||||
16
|
Татарская народная сказка «Три сестры» |
Чтение сказки. . |
1ч |
|
|
|
|||
17 |
Татарская народная сказка «Три сестры» Инсценировка |
Инсценировка сказки. |
|
1ч |
|
|
|||
18 |
Алтайская сказка «Семь братьев» |
Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр. |
|
1ч |
|
|
|||
19 |
Башкирская сказка «Ленивая девочка» |
Чтение сказки. Герои сказки. Иллюстрирование. |
|
1ч |
|
|
|||
20 |
Бурятская сказка «Хитрый кот» |
Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. |
|
1ч |
|
|
|||
21 |
Бурятская сказка «Как собака нашла себе хозяина-друга»
|
Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр. |
|
1ч |
|
|
|||
22 |
Моя любимая сказка. |
Пересказ сказки. |
|
1ч |
|
|
|||
23 |
Сказочная викторина |
Отгадывание загадок, ребусов. |
|
1ч |
|
|
|||
Тема «Сказки народов мира» - 10ч |
|||||||||
24 |
Армянская сказка «Богач и бедняк» |
Чтение сказки. Герои сказки. Изображение персонажей. |
|
1ч |
|
|
|||
25 |
Нанайская сказка «Айога» |
Чтение сказки. Инсценировка сказки. |
|
1ч |
|
|
|||
26 |
Белорусская сказка «Как мужик царского генерала проучил» |
Прослушивание сказки. Отгадывание кроссворда. |
1ч |
|
|
|
|||
27 |
Грузинская сказка «Лиса и медведь»
|
Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. |
1ч |
|
|
|
|||
28 |
Румынская народная сказка «Молодость без старости и жизнь без смерти» |
Чтение сказки. Иллюстрирование. |
|
1ч |
|
|
|||
29 |
Английская народная сказка «Орел в голубином гнезде» |
Чтение сказки. Работа по содержанию. Изготовление оригами. |
1ч |
|
|
|
|||
30 |
Ингушская сказка «Сон или сказка?»» |
Чтение сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. |
1ч |
|
|
|
|||
31 |
Болгарская сказка «Старик, старуха и луна» |
Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказки. |
|
1ч |
|
|
|||
32 |
Восточная сказка. «Сказка об умном враче»
|
Чтение сказки. Сравнение.
|
|
1ч |
|
|
|||
33 |
Сказочная викторина |
Отгадывание загадок, ребусов. |
|
1ч |
|
|
|||
Итоговое занятие -1ч |
|||||||||
34 |
Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки» |
Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей) |
|
1ч |
|
|
|||
|
|
Всего: 34ч |
13 |
21 |
|
|
|||
Тематическое планирование
4 класс 2024-2025гг
№ п.п |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Дата |
Форма проведения |
|
|||
Аудиторн. |
Внеаудиторн. |
|
||||||
Тема: «Сказки зарубежных писателей» - 15 ч |
|
|
||||||
1
|
Г.Х. Андерсен «Огниво»
|
Прослушивание сказки.. Создание книжки-малышки. |
|
1ч |
|
|
||
2 |
Г.Х. Андерсен «Огниво» .Инсценировка
|
Инсценировка сказки. |
|
|
1ч |
|
||
3
|
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
|
Прослушивание сказки. Герои сказки.
|
|
1ч |
|
|
||
4 |
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» Лепка персонажей
|
Лепка персонажей. |
|
1ч |
|
|
||
5
|
Шарль Перро «Спящая красавица» |
Прослушивание сказки.
|
|
1ч |
|
|
||
6 |
Шарль Перро «Спящая красавица» Инсценировка |
Инсценировка сказки. |
|
|
1ч |
|
||
7
|
Шарль Перро «Красная шапочка» |
Прослушивание сказки. Герои сказки.
|
|
1ч |
|
|
||
8 |
Шарль Перро «Красная шапочка» Инсценировка |
Инсценировка сказки. |
|
|
1ч |
|
||
9
|
В.Гауф “Карлик Нос”
|
Слушание, выборочный пересказ,. |
|
|
1ч |
|
||
10 |
В.Гауф “Карлик Нос” Инсценировка
|
инсценирование |
|
|
1ч |
|
||
11
|
Братья Гримм «Умная Гретель» |
Чтение сказки.
|
|
1ч |
|
|
||
12 |
Братья Гримм «Умная Гретель» Инсценировка |
Инсценировка сказки. |
|
|
1ч |
|
||
13
|
Братья Гримм «Белоснежка» |
Слушание, выборочный пересказ.
|
|
1ч |
|
|
||
14 |
Братья Гримм «Белоснежка» Лепка из пластилина |
Лепка из пластилина. |
|
1ч |
|
|
||
15 |
Устный журнал «В гостях у сказки» Лепка из пластилина |
Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. |
|
|
1ч |
|
||
Тема «Зачины сказок» - 2ч |
|
|
|
|||||
16
|
Сказки А. Пушкина, Ершова, В. Жуковского. |
Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. |
|
|
1ч |
|
||
17 |
Сказки А. Пушкина, Ершова, В. Жуковского Викторина |
Викторина |
|
|
1ч |
|
||
Тема «Пословицы в сказках» - 3ч |
|
|
|
|||||
18
|
Путешествие в мир сказок» Викторина |
Чтение сказок. Викторина |
|
|
1ч |
|
||
19 |
Путешествие в мир сказок» |
Поиск пословиц и работа над их смыслом. |
|
|
1ч |
|
||
20 |
Путешествие в мир сказок» Создание книжки-малышки |
Создание книжки-малышки «Пословицы» |
|
|
1ч |
|
||
Тема «Сказки в стихах» - 6ч |
|
|
|
|||||
21
|
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Прослушивание сказки.
|
|
1ч |
|
|
||
22 |
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Инсценировка |
Инсценировка сказки . |
|
|
1ч |
|
||
23
|
К. И. Чуковский «Сказки» |
Прослушивание сказки. Герои сказки.
|
|
1ч |
|
|
||
24 |
К. И. Чуковский «Сказки» Лепка персонажей |
Лепка персонажей. |
|
1ч |
|
|
||
25 |
Сказки С.Я. Маршака |
Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками. |
|
1ч |
|
|
||
26 |
Моя любимая сказка. |
Пересказ любимых сказок. |
|
|
1ч |
|
||
27 |
С.Я. Маршак «Сказка про козла” |
Чтение сказки. Выделение героев сказки. Лепка персонажей. |
|
|
1ч |
|
||
28
|
С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев" |
Слушание и чтение сказки.
|
|
|
1ч |
|
||
29 |
С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев" Инсценирование |
Инсценирование отдельных фрагментов сказки. |
|
|
1ч |
|
||
30 |
П.Морозов «Мышли-Шишли» |
Прослушивание сказки. Распределение ролей..
|
|
|
1ч |
|
||
31
|
Работа над детским театральным представлением |
Инсценировка сказки. |
|
|
1ч |
|
||
32 |
Работа над детским театральным представлением Инсценировка |
Инсценировка сказки. |
|
|
1ч |
|
||
33 |
Моя любимая сказка. |
Рассказывание, лепка, пластилиновый театр. |
|
1ч |
|
|
||
34 |
Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки» |
Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей) |
|
|
1ч |
|
||
|
|
Всего: 34ч |
|
13ч |
21ч |
|
IV. Учебно-методическое обеспечение программы.
1.
«Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. -
М.: Просвещение, 2010);
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011
3. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;
4. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
- материалы, необходимые для изготовления театральных костюмов своими руками;
- настольные развивающие игры;
Для реализации программного содержания используются:
1. «Русские народные сказки»
4. Мультимедийное обеспечение:
1. компьютер
2. проектор
V. Литература
1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
3. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
4. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
5. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.