Программа по внеурочной деятельности "Художественное слово"
Оценка 5

Программа по внеурочной деятельности "Художественное слово"

Оценка 5
docx
26.11.2023
Программа по внеурочной деятельности "Художественное слово"
программа по внеурочке Художественное слово.docx

 

 

 

Программа внеурочной работы

по чтению

 

 

 

 

 

«Художественное слово»

 

 

 

Срок реализации программы: 2 года

 

 

Составитель: Журба Лариса Николаевна

 

2021 год

 

 

                      

Педагогическая разработка  

курса внеурочной деятельности по чтению "Художественное слово"

 для уч-ся 5-6 класса

Пояснительная записка

            Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения, сформировать нравственные представления и нравственный опыт, способствующий сообщению детям знаний о моральных качествах человека.

              Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает. Нравственные правила приобретают в художественных текстах живое содержание, которое перестраивает духовный мир ребенка.

            Художественное слово - мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде. Воспитание художественным словом является формой познания действительности и способом развития духовно-нравственных качеств личности.  Главной задачей   педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т.е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя»

           Актуальность программы обусловлена особенностями развития речи школьников с интеллектуальной недостаточностью. У детей, поступающих в коррекционную школу VIII вида, даже при первичном обследовании обнаруживается многообразие фонетических нарушений. Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития. Речь неразрывно связана с мышлением.  Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности, 

            Новизна программы“Художественное слово” в том, что она составлена для удовлетворения потребностей обучающихся коррекционной школы VIII вида, в целях развития устной речи, формирования коммуникативной компетентности, умению сотрудничать, работать в группе, что послужит для их успешной адаптации в социуме.

       Специальные психологические исследования и наблюдения учителей свидетельствуют о том, что грамматическая структура речи умственно отсталых школьников недостаточно развита и развернута. Употребляемые ими предложения чаще всего простые, отсутствуют сложные синтаксические зависимости, указывающие на место, время, причину действия. В структуре употребляемых простых предложений нарушены связи между словами, опускаются предлоги, не учитываются согласования в роде, числе, падеже.

           Факультативный курс “Художественное слово” позволит скорректировать недостатки произношения, расширить словарный запас обучающихся, развить грамматическую составляющую речи, поможет преодолеть речевую замкнутость, активизирует речевую деятельность.

             Отбор материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

           Младший подросток стремится разобраться в своих качествах и поступках, занять достойное место в коллективе, заслужить авторитет среди сверстников, и здесь неоценимую роль играет процесс сопоставления себя с героем  детской книги.  По словам Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий педагог находит путь к сердцу ребенка. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи, готовые языковые формы, словесные характеристики, которыми оперирует ребенок.  Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

 

Цели и задачи программы

 

Цель: Развитие коммуникативной функции речи через изучение художественного произведения. 

Задачи программы в общем виде формулируются следующим образом:

- Расширение круга представлений

- Повышение речевой мотивации

- Развитие и коррекция всех сторон речи

- Развитие умения выразительно читать и рассказывать

- Формирование коммуникативной компетентности и умению сотрудничать, работать в группе.

Коррекционно-развивающие  цели:

- Коррекция фонетической стороны речи,  зрительного и слухового восприятия

- Коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при заучивании текста стихотворения.

- Развитие эмоционально-образной памяти с помощью символического изображения на карточках со словарными словами.

- Развитие вербальной памяти на основе упражнений в запоминании слов.

- Развитие навыка связного устного высказывания и монологической формы устной речи 

Ожидаемый результат

    

             По окончании курса повышается речевая активность детей, расширяется их кругозор, развиваются индивидуальные творческие способности. Предполагается коррекция фонетических недостатков, развитие грамматической структуры речи, обогащение словарного запаса за счет различных форм лексики: литературной, книжной, научной, терминологической и др. Выразительность речи обеспечиться рядом средств: интонацией, смысловым ударением, темпом, тембром.

              Кроме того, обучающиеся будут вовлечены в подготовку и проведение школьных, городских и областных мероприятий как чтецы, исполнители ролей в спектаклях, что повысит их самооценку, уверенность в себе.

Теоретический и практический материал программы построен по принципу “от простого к сложному”, учитывает возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся с недостатками интеллектуального развития.

            Данная программа несет в себе не только образовательный потенциал, но и социальную функцию. Занятия с учащимися способствуют:

· развитию способности моральной оценки своих поступков и поступков одноклассников с позиций доброжелательности и уважения друг к другу, употребления в речи «этикетных» слов и выражений;

· накоплению опыта предотвращения конфликтных ситуаций и решения уже происшедших конфликтов, а также формированию функции самоконтроля в поведении детей

          В  основе построения программы лежат принципы:

·          Личностно-ориентированные принципы (принцип вариативности, принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);

·    Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип непрерывности, принцип овладения культурой, принцип гуманности);

·     Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип смыслового отношения к миру).

Формы обучения

Для реализации программы используются следующие ФОРМЫ РАБОТЫ: - практические и теоретические занятия,

- игры,

- репетиции,

- праздники,

- конкурсы,

- концертные выступления,

- устный журнал,

- литературные гостиные,

- посещение библиотеки,

             Групповая форма – занятия с группой из 5–8 человек осуществляются по одной теме.

               Факультативный курс “Художественное слово” имеет нормативный срок реализации – 1 учебный год, общий объем – 34 часа, режим занятий – 1 раз в неделю,

2 учебный год, общий объем – 34 часа, режим занятий – 1 раз в неделю,

продолжительность занятия – 40 минут.

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 класс

п.п

 

Название темы

 

Количество часов

всего

теория

практика

1

В начале было Слово

1

0,5

0,5

2

Кириллица — азбука славянского народа.

2

2

 -

3

Характеристика слов.

2

1

1

4

Общение

2

1

1

5

Культура и этика общения

4

2

2

6

Речь правильная и хорошая

4

2

2

7

Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа.

5

2

3

8

Слово! Сколько внутренней силы в нем!

5

2

3

9

О сквернословии

4

3

1

10

День Чистого Слова

5

-

5

 

 

 

 

 

 

Итого

34

16

18

6 класс

п.п

 

Название темы

 

Количество часов

всего

теория

практика

1

Велико и неисчерпаемо Слово

1

1

-

2

 Слово и его жизнь.

4

2

2

3

Слово — сила

4

2

2

4

Слово — поступок.

3

1

2

5

Экология души — чистота Слова.

Доброта

 Красота

Любовь

Милосердие

Счастье

Улыбка

8

1

1

1

1

1

3

 

 

 

 

 

 

1

 

1

1

1

1

1

2

6

Сквернословие

6

2

4

7

День Чистого Слова

8

1

7

 

 

 

 

 

 

Итого

34

10

24

 

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА

5 класс

 

№  занятия

Тема

содержание

теория

практика

1

В начале было Слово

(1 час). 

Какое оно, наше Слово? Слово – «мысль», «понятие», «разум». Тайная сила Слова с античных времен.

Конкурс  внятного произношения  «В мире звучащей речи»

2

Кириллица — азбука славянского народа. (1 час). 

История славянской письменности. Кирилл и Мефодий. «Братья» - книга В.Воскобойникова «Повесть о славянских письменах». 

В/фильм о создателях славянской письменности – Кирилле и Мефодии.

3-4

Характеристика слов. (2 часа). 

Хорошие Слова. Слово русское, богатое и мощное… Волшебные слова, слова приветствия, слова благодарности. Пословицы о Слове. В.Осеева «Волшебное слово». Ш. Амонашвилли «Совершенно секретная история». Плохие слова.Лишние, ненужные слова. Многословие, тавтология, повторение слов, ошибочное употребление форм, варваризм, пустословие.

Изготовление закладок для книг, используя пословицы о хороших, добрых словах и плохих, скверных. Игра «Передай словечко». Инсценирование.

5-6

Общение. (2 часа). 

Виды общения. Один – один; один – немного (группа); один – много (масса). Словесное и несловесное общение. Другие виды общения: улыбка, укоризненное покачивание головой, хмурый вид. В. Воскобойников «Я пришел из школы...».

Инсценирование.

7-10

Культура и этика общения. (4 часа). 

Твой голос. Умение «красно говорить». Рассказ о Сократе. Главный секрет Демосфена. Слышать — слушать. «Присутствуя – отсутствовать» Гераклит. А.Милн «Винни - Пух» - чтение по ролям. Правила для собеседников. Правила этикета. «Юности честное зерцало» - первое русское издание по этикету. Ягодинский В.Н. «Наш этикет». Телефонный этикет. 

Игра «Вы мои гости». Инсценирование.

11-14

Речь правильная и хорошая. (4 часа). 

Речь без ошибок. Речь человека – это его визитная карточка. К.Чуковский «Диалог режиссера с учительницей». Богатая речь.Чья речь богаче? Две речи книжных героев Н.Носова и В.Драгунского «Мишки и Дениски». 

Игра – задание «Лучший оратор». Кроссворд «Доскажи словечко»

 

15-19

Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа. (5 часов). 

Красота. Красота Слова. Красота души человека. «Цветок мудрости» - сказка о красоте природы и духовной красоте человека. Поэты и защитники чистоты русского языка: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин. Любовь и доброта. Любовь и доброе отношение к природе, к человеку и всему земному делает человека счастливым, а душу - чистой. Э. Шим «Снег и Кисличка», М. Скребцова «Заячьи уши». 

Рисунком выразить понятия «доброта», «красота», «любовь». Сообщение «Мой друг».

Викторина «По страницам прочитанных книг»

20-24

Слово! Сколько внутренней силы в нем! (5 часов). 

Как Слово наше отзовется?! Слово лечит и калечит. Притча «Мудрость вымысла». Слово есть поступок. Слово – это Сила. В добром Слове – добрая сила, в плохом – злая. «Наговорная водица» - русская народная сказка.

Игра «Дерево чистых Слов». Кроссворд «Превращения».

 

25-29

О сквернословии (5 часов). 

Грязный язык – это духовная слабость. Помощь заболевшему сквернословием. Пословицы о скверном слове. Сила Слова чудотворная и разрушительная. Вызволим Слово наше из грязи и лжи. Мнения ученых о Силе Слова, результаты научных исследований. 

Сочинение – сказка «Прогулка со Словами». Анкета «Как Вы относитесь к сквернословию?»

30-34

День Чистого Слова (5 часов). 

Путешествие с его Величеством Родным Словом. Подведение итогов. Вручение грамот лучшим учащимся «За моральные качества». 

Оформление альбома «Удивительная страна — Слово». Открытка-эмблема «Чистое Слово».  Выступление детей на открытом родительском собрании, конкурсах чтецов, участие в концертных программах. 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА

5 класс

 

№  занятия

Тема

содержание

теория

практика

1

Велико и неисчерпаемо Слово (1 час)

Два типа слов. Слово – имя всему, что есть в мире. Устройство слов.

 

2-5

Слово и его жизнь. (4 часа)

21Живое Слово. Слово живет. Живет народ, его создавший, живет – изменяется, растет, развивается - язык. Фольклор. Фольклорные богатства – песни, сказки, былины, пословицы, загадки. Без карандаша, без фотоаппарата, без кино, без книги оживает прошлая жизнь. Оживает в Слове. Воскресение Слов. «Смерть Слова», летаргический сон и рождение нового Слова. Второе, третье значения Слов, принятых народом, которые вошли в наш язык. Народная мудрость о Слове. 

Громкие чтения.«Одним Словом» - практическое задание. «О пословицах с улыбкой» - игра-задание.

6-9

Слово — сила. (4 часа

Слова созидательные. Слово лечит. «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать … живой водой …»: - В.А.Сухомлинский. Духовная литература. Русские писатели и «духовное чтение». Молитва Господня. А.С.Пушкин «Отец людей, Отец Небесный…» «Качества преуспеяния» - притча. Слова разрушительные. Слово калечит. Слово – это волновая программа, которая изменит жизнь, разрушит здоровье. А.П.Чехов «Беззащитное существо»

. «Загадка, загаданная пословицей» - практическое задание. «Один смысл» - кроссворд.

10-12

Слово — поступок. (3 часа)

Мысль. Слово. Поступок. Мысль – архитектор здоровья. «Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает»: - Д.С.Лихачев. «Старуха, дверь закрой!» - баллада. Восточная притча. На великое Дело – великое Слово. Мифы Древней Греции. Геракл.

Рисуем «Добрый поступок». «Прогулка со словами» - для выставки.

13-20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экология души — чистота Слова. (8ч )

 

 

Доброта.

(1 час). 

Блага духовные и нравственные. «Аленький цветочек» - сказка С.Аксакова. «Ворона и Лисица» - басня И. Крылова.

Инсценирование.

 

Красота.

 (1 час). 

 Красота души человека. Русские былины. Главный богатырь на Руси - Илья Муромец. 

Древо жизни» - игра. «Сокровища сердца» -

Любовь.

(1час). 

Сердечная привязанность. Любовь к человеку. Любовь к Родине. Любовь к природе. Поэзия Ф.И.Тютчева. А.Платонов «Корова».

 

Милосердие.

(1 час). 

 Желание помочь всему живому на земле. Из Библии. Притча о милосердном самарянине

игра-задание. «Цветок качеств» - игра-задание.

Счастье.

 (1 час). 

Величайшее в мире счастье – это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или, несмотря на то, что мы такие, какие мы есть. Г. Андерсен «Рассказы солнечного луча». 

«Как стать знаменитым?» - игра-задание. «Таблица самооценки» - практическое задание.

Улыбка.

 (3 часа).

 Твоя улыбка может даровать новую жизнь, надежду и отвагу сердцам усталых, отчаявшихся людей, утративших надежду. Чудо улыбки. А. Сент-Экзюпери «Празднество души».

Инсценирование.

 

21-26

Сквернословие. (6 часов)

Скверные слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека. ДЕЛО стоит за каждым Словом. КАК говорит собеседник. Л. Товкес «О сквернословии». Пословицы о скверном слове. Синдром сквернословия. Синдром сквернословия – болезнь человечества. Редкая болезнь - копролалия. Рецепты лекарств от болезни – сквернословие. Ученые мира о влиянии Силы Слова на здоровье человека. Исследования доктора биологических наук, профессора С.Зенина, ученых РАН к.б.н. П.Гаряева и к.т.н. Г.Тертышного. Открытие японского ученого и целителя доктора Масару Эмото.

В/фильм «Источник жизни». «Интервью с самим собой» - игра задание. Рисуем Слово. «Путешествие со Словами» - сочинение.

27-34

День Чистого Слова

(8 ч)

«Путешествие с его Величеством Родным Словом» - Подведение итогов. Вручение грамот лучшим учащимся «За моральные качества». 

  «Слово! Какое оно?» - выпуск стенгазеты. «Мир добрых Слов» - выставка рисунков.  выступление учащихся на родительском собрании, конкурсах чтецов, участие в концертных программах.  

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  При реализации программы используются:

-фонохрестоматии и видеотеки с записями исполнения текстов профессиональными мастерами художественного чтения, бардами,  певцами музыкантами  для учебных и концертных целей;

- специально подобранные по теме и распечатанные по количеству обучающихся  литературные тексты;

- публицистические издания по развитию кругозора  «Читайка», «  «Филиппок»,   «Фома», «Непоседа»;

-  художественная литература;

-  толковые, энциклопедические, и орфоэпические словари;

-  литература по искусству, истории, литературоведению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

·                      Корчинова О. В. Детский этикет : О. В. Корчинова . – Ростов на Дону «Феникс», 2002,  

·                     Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках : Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, -  

·                     Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888,  

·                     Волина В. В. Учимся играя. В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994,  

·                     Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, 

·                     Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. – М.: «Педагогика»,1990, -

·                     Е. М. Елизарова. К ТАЙНАМ СЛОВА. Занимательная лексика 
Кружковая работа по русскому языку, .занятия в гпд 4 класс. Издательство «Учитель» г. Волгоград, 2007г. 


 

Программа внеурочной работы по чтению «Художественное слово»

Программа внеурочной работы по чтению «Художественное слово»

Педагогическая разработка курса внеурочной деятельности по чтению "Художественное слово" для уч-ся 5-6 класса

Педагогическая разработка курса внеурочной деятельности по чтению "Художественное слово" для уч-ся 5-6 класса

Отбор материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является…

Отбор материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является…

Кроме того, обучающиеся будут вовлечены в подготовку и проведение школьных, городских и областных мероприятий как чтецы, исполнители ролей в спектаклях, что повысит их самооценку, уверенность…

Кроме того, обучающиеся будут вовлечены в подготовку и проведение школьных, городских и областных мероприятий как чтецы, исполнители ролей в спектаклях, что повысит их самооценку, уверенность…

Кириллица — азбука славянского народа

Кириллица — азбука славянского народа

Характеристика слов. (2 часа)

Характеристика слов. (2 часа)

Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа

Чистое Слово. Чистая речь. Чистая душа

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА 5 класс № занятия

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВА 5 класс № занятия

Язык человека – это его мировоззрение и его поведение

Язык человека – это его мировоззрение и его поведение

Сквернословие. (6 часов)

Сквернословие. (6 часов)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ·

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2023