Программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс
Оценка 5

Программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс

Оценка 5
docx
26.03.2020
Программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 3 класс
программа шахматы 3 класс,Цепелева 2019 - 2020.docx

 

 

 

 

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

Леушинская средняя общеобразовательная школа

 

                                                                                                                                                                                                                   Утверждена приказом

№ 222-од от 05.0.09.2019г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

внеурочной деятельности

 

«Шахматы»

для учащихся  3 - х классов.

в том числе адаптированная для обучающихся с ОВЗ.

срок реализации: 2018-2019 учебный год.

 

 

 

.

 

 

                                                                                                                             

                                                    

                                                                                            Составитель:

                                                                                                                                                       учитель начальных классов , Цепелева Т.Д.,

                                                                                                                                                       1 кв. категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

с.Леуши, 2019

 

 

 

 

 

 

 

1.     Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена в соответствии с:

ü Федеральным законом «Об образовании в  Российской Федерации »№ 273 от 29.12.2012 г.

ü Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (далее – ФГОС начального общего образования) в редакции от 29.12.2012 г.;

ü Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом

ü Новым СанПиН нормам «Санитарно – эпидемиологические  требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010г.);

ü Рабочая программа по шахматам  составлена на основе авторской программы «Шахматы - школе» под редакцией И. Г. Сухина, УМК «Школа России», М.: Просвещение, 2016г.)

ü ООП НОО  МКОУ Леушинская СОШ, утвержденной приказом № 269-од от 31.08.2015.

ü Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”.

ü Приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.02.2012г. №151 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2007 № 99 (с изменениями от 02.10.2008г. № 928, 28.12.2010г. № 1019, 22.08.2011г. №662)».

ü В соответствии  с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ , Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья программа создает условия для достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; выявления и развития способностей обучающихся , расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья .

ü Учебным  планом МКОУ Леушинская СОШ  на 2019 – 2020 учебный год.

Рабочая программа рассчитана на достижение целей и задач, предусмотренных  авторской программой. В авторскую программу изменения не внесены. 

   Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума данного курса, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к шахматам.

Цели программы: Обучить правилам игры в шахматы. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими    фигурами без нарушений правил шахматного кодекса. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи:

Ø Познакомить с историей мировых и отечественных шахмат, с именами чемпионов мира и претендентами на шахматную корону, современных шахматистов.

Ø Научить разбираться в системах проведения шахматных соревнований, правилах судейства.

Ø Формировать умение самостоятельно следить за проходящими в настоящее время российскими и международными шахматными турнирами.

Ø Формировать умение уверенно владеть тактическими приемами, грамотно их комбинировать.

Ø Формировать умение строить и реализовывать стратегические планы, читать планы противника.

Ø Формировать умение, как разыгрывать основные дебюты и окончания, иметь в своем арсенале несколько наиболее проработанных дебютов.

Ø Участвовать в проводимых мероприятиях не только как участник, но и как организатор, проявлять инициативу, помогать начинающим, заниматься самостоятельно.

Ø Знать, что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

2.     Общая характеристика организации учебного процесса.

Третий  год обучения предполагают обучению решения шахматных задач. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др. занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

3.     Место курса в учебном плане

Программой  предусматривается 34 шахматных занятия, поэтому для прохождения  программного материала отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели.

В 3 классе определено следующее распределение часов:

количество часов в I четверти – 8

количество часов во II четверти - 8

количество часов в III четверти - 10

количество часов в IV четверти – 8

4.     Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

      Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п.

       Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Таким образом, шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением, самостоятельности. Шахматы способствуют освоению новых видов деятельности (дидактическим играм и заданиям, игровым упражнениям, соревнованиям).

5.     Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностные:

·        Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

·        Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

·        Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

·        Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

·        Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные:

·        Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

·        Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

·        Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

·        Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

·        Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

·        Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

·        Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

·        Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

·        Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

·        Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

·        Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

К концу третьего года обучения дети должны знать:

·         принципы игры в дебюте;

·         основные тактические приемы;

·         что означают термин «дебют».

К концу третьего года обучения дети должны уметь:

·         грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

·         точно разыгрывать простейшие окончания.

Формы контроля

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

6.     Содержание учебного курса (34 часа)

I. Краткая история шахмат (5 часов).

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

II. Шахматная нотация (7 часов).

Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.

Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.

Дидактические игры и игровые задания.

    «Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем задаются вопросы: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли (ферзи, королевские слоны, ферзевые кони, ферзевые ладьи и т.п.)

    «Назови горизонталь». Задание подобно предыдущему, но дети называют горизонтали.

    «Назови диагональ». А здесь называется диагональ (например, диагональ е1 – а5).

    «Какого цвета поле?». Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет (можно попробовать это сделать «вслепую», не глядя на доску).

    «Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог просит их найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

    «Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Ученики отвечают по очереди, причем после каждого ответа учитель уточняет – ближе или дальше.

    «Диагональ». Дети должны назвать поля, состав-ие диагональ (например, е1-h4).

III. Ценность шахматных фигур (7 часов).

Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).

Дидактические игры и игровые задания.

    «Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».

    «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

    «Выигрыш материала». Учитель на демонстрационной доске расставляет положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

    «Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

IV. Техника матования одинокого короля (5 часов).

Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические игры и игровые  задания.

    «Шах или мат». Шах или мат черному королю?

    «Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

    «Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.

    «На крайнюю линию». Надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

    «В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черный король отошел на угловое поле.

    «Ограниченный король». Надо сделать такой ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

V. Достижение мата без жертвы материала (5 часов).

Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.

Дидактические игры и игровые задания.

    «Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

    «Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

VI. Шахматная комбинация. Повторение (5 часов).

 

 

 

Учебно-тематический план (3 класс 34 часа)

Тема

Количество часов

В том числе

Лабораторные,

практические

работы

Контрольные работы

1

Повторение пройденного материала

2

2

Краткая история шахмат

3

+

3

Шахматная нотация

7

 

+

4

Ценность шахматных фигур

7

+

5

Техника матования одинокого короля

5

+

6

Достижение мата без жертвы материала

5

+

7

Шахматная комбинация

3

+

8

Повторение программного материала

2

+

Итог

34

4

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.     Тематическое планирование

№ п/п

Дата/ факт

Тема занятия

Краткое содержание занятия

1 четверть (8 часов)

I. Краткая история шахмат.     5 ч.

1.

03.09

Повторение пройденного материала.

   Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.

   Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

2.

10.09

Повторение пройденного материала.

   Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий.

   Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат».

   Игровая практика.

3.

17.09

Краткая история шахмат.

   Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу.

   Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».

   Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов – чемпион мира».

   Игровая практика.

4.

24.09

Выдающиеся шахматисты нашего времени.

   Биографии выдающихся шахматистов нашего времени. Фрагменты их партий.

5.

01.10

Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

   Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. Правила поведения за шахматной доской.

II. Шахматная нотация.     7 ч.

1.(6.)

08.10

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

   Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».

   Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое поле идет. Например, «Король c g7 – на f8».

2.(7.)

15.10

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

   Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.

   Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

3.(8.)

22.10

Шахматная нотация.

   Игровая практика (фрагмента шахматной партии).

2 четверть (8 часов)

4.(9.)

05.11

Шахматная нотация.

   Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

5.(10.)

12.11

Шахматная нотация.

   Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

6.(11.)

19.11

Шахматная нотация.

   Игровая практика (с записью шахматной партии).

7.(12.)

26.11

Шахматная нотация.

   Игровая практика (с записью шахматной партии).

III. Ценность шахматных фигур.     7 ч.

1.(13.)

03.12

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

   Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

   Дидактические задания «Кто сильнее?», «Обе армии равны».

   Достижение материального перевеса.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя).

   Игровая практика.

2.(14.)

10.12

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

   Достижение материального перевеса.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш коня).

   Игровая практика.

3.(15.)

17.12

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

   Достижение материального перевеса.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш слона).

   Игровая практика.

4.(16.)

24.12

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

   Достижение материального перевеса.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи).

   Игровая практика.

3 четверть (10 часов)

5 (17.)

14.01

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

   Достижение материального перевеса.

   Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш пешки).

   Способы защиты.

   Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры).

   Игровая практика.

6.(18.)

21.01

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

   Защита.

   Дидактическое задание «Защита» (перекрытие, контратака).

   Игровая практика.

7.(19.)

28.01

Способы защиты. Игровая практика.

   Решение заданий.

   Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры, перекрытие, контратака).

   Практическая игра.

IV. Техника матования одинокого короля .     5 ч.

1.(20.)

04.02

Техника матования одинокого короля.

   Две ладьи против короля,«линейный» мат.

   Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

   Игровая практика.

2.(21.)

11.02

Техника матования одинокого короля.

   Ферзь и ладья против короля.

   Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

   Игровая практика.

3.(22.)

18.02

Техника матования одинокого короля.

   Ферзь и король против короля.

   Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

   Игровая практика.

4.(23.)

25.02

Техника матования одинокого короля.

   Ладья и король против короля.

   Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

   Игровая практика.

5.(24.)

03.03

Техника матования одинокого короля.

   Решение заданий.

V. Достижение мата без жертвы материала.     5 ч.

1.(25.)

10.03

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.Цугцванг.

   Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Веселое слово  Цугцванг.

   Дидактическое задание «Объяви мат в два хода».

   Защита от мата.

   Дидактическое задание «Защитись от мата».

   Игровая практика.

2.(26.)

17.03

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

   Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

   Защита от мата.

   Дидактическое задание «Защитись от мата».

   Игровая практика.

4 четверть (8 часов)

3.(27.)

31.03

Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле.  

   Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.  Решение заданий.

   Защита от мата.

   Дидактическое задание «Защитись от мата».

   Игровая практика.

4.(28.)

07.04

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

   Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

   Защита от мата.

   Дидактическое задание «Защитись от мата».

   Игровая практика.

5.(29.)

14.04

Достижение мата без жертвы материала.

   Решение заданий на мат в два хода.

   Защита от мата

   Дидактическое задание «Защитись от мата».

   Игровая практика.

VI. Обобщение.     5 ч.

1.(30.)

21.04

Повторение материала.

   Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

2 – 3.

(31–32)

28.04

12.05

Повторение материала.

   Игра в турнире. Турнирные партии.

4.(33.)

19.05

Повторение материала.

   Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

5.(34.)

26.05

Повторение материала.

   Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.

 

 

8.     Материально-техническоеобеспечение образовательного процесса.

Учебно- методическое пособие:

1.     Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2016.-40 с.

2.     Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2016.

3.     Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2016.

Материально-техническое обеспечение:

ü Демонстрационная магнитная шахматная доска.

ü Набор магнитных шахматных фигур.

ü Наборы шахмат.

ü Интерактивная доска; Интерактивный класс, Документкамера, Сканер, Печатные пособия по разделам программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с: ü

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с: ü

Цели программы: Обучить правилам игры в шахматы

Цели программы: Обучить правилам игры в шахматы

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий

Дидактические игры и игровые задания

Дидактические игры и игровые задания

Защитись от мата» . Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход

Защитись от мата» . Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход

Тематическое планирование № п/п

Тематическое планирование № п/п

FIDE. Этика шахматной борьбы.

FIDE. Этика шахматной борьбы.

Ценность шахматных фигур. Способы защиты

Ценность шахматных фигур. Способы защиты

Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода»

Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода»

Повторение материала.

Повторение материала.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2020