Программа по внеурочному занятию "История родного края"-6 класс

  • docx
  • 27.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала внеурочка -история родного края -6 класс.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

внеурочной деятельности:  «История родного края» для 6 класса

Основой для разработки рабочей программы являются следующие нормативные документы:

·         Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС)

·         образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями

·         Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 273- ФЗ.

·         Сан ПиН от 28.09.2020 28

·         Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

·         Устава « Барановская школа- интернат»

·         Годового календарного графика« Барановская школа- интернат»

·         Учебного плана ОГКОУ « Барановская школа- интернат»

Цель  программы – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества  и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.

Задачи:

Обучающие:

• формировать у школьников представления  об историческом прошлом и настоящем нашего села, города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

• прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;

• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.

Развивающие:

• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:

воображения, памяти, мышления, речи;

• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

• формировать учебную самостоятельность.

Воспитательные:

• воспитывать уважение и любовь к родному краю;

• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к    историческим, культурным и природным ценностям села, города;

• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками;

• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной  культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.

    Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Содержание курса  является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу  строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа,  экскурсии;

- творческие  работы;

- работа с картой России, Поволжья, родного города Ульяновска;

- сообщения учащихся на различные темы;

- конкурсы, игры, праздники;

-встречи с интересными людьми;

-проекты;

-компьютерные презентации и др.

       

 

Место курса «История родного края» в учебном плане

Курс «История родного края» в 6 классе изучается по одному  часу в неделю- 33 часа за год.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  .

Личностные:

·         внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к окружающему миру, родному городу;

·         понимания необходимости учения;

·          личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

Регулятивные:

·         в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·         определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); 

·         учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно;

·         работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

·         умение соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его;  

·         в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

 

Познавательные:

                     извлекать информацию;

                     ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

                     делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;

                     добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;

                     самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов;

                     перерабатывать информацию  для получения необходимого результата.

 

Коммуникативные:

•           доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

          оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

          при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; 

          учиться подтверждать аргументы фактами;

           учиться критично относиться к собственному мнению;

          понять другие позиции (взгляды, интересы);

          договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;

          организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

 

 

Программа направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу. На   данном этапе происходит накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. 

Город Ульяновск имеет богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, края, преобразования,  проходящие в нем каждый  год, гордились своей малой родиной. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением  (дома, улицы,  достопримечательности  города) и людьми, живущими в нашем городе.

                                                                                                                   

           

 

            6 класс

1         раздел «Земля отцов наша земля» 2 часа

- с государственной символикой России, Ульяновска и Ульяновской области;

- с обычаями и традициями русского народа;

- с самым знаменитым городом России – Москва;

- с национальными костюмами народов России;

- с народными и религиозными праздниками;

- с другими государствами, языками, способами общения и взаимодействиями людей.

        Этот раздел развивает у  школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни, побуждает осознавать себя гражданином Отечества, уметь ценить в других людях положительные качества и посту

II раздел «Природа родного края» 14 часов

      Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Ульяновской области. 

       Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу. Природные памятники Ульяновской области, их расположение ,значимость, природ охраняемые мероприятия.

 

III раздел «Труд и быт жителей области»  10 часов

Познакомить с промышленными предприятиями, сельским хозяйством. 

IY раздел «Населенные пункты Ульяновской области»» 7 часов

Познакомить с крупными и историческими местами.

 

            6  КЛАСС ( 33 часа)

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Даты проведения

Примечание

план

факт

 

Земля отцов – моя земля

2

 

 

 

1.        

Родина моя. Гимн, герб, флаг РФ.

1

 

 

 

2.        

Символы  города Ульяновска и Ульяновской области.

1

 

 

 

 

Природа родного края

14

 

 

 

3.        

Погода края. Сезонные изменения в жизни растений, животных

1

 

 

 

4.        

Погода края. Сезонные изменения в труде людей

1

 

 

 

5.        

Сезонные изменения. Охрана здоровья.

1

 

 

 

6.        

Формы поверхности земли.

1

 

 

 

7.        

Полезные ископаемые и минеральные ресурсы.

1

 

 

 

8.        

Водоёмы. Реки и озера Ульяновкой области.

1

 

 

 

9.        

Растения моей местности.

2

 

 

 

10.    

Природные памятники.

2

 

 

 

11.    

Животный мир моей местности.

2

 

 

 

12.    

Красная книга Ульяновской области.

1

 

 

 

13.    

Обобщение: « Люби и знай свой край родной»

1

 

 

 

 

Труд и быт жителей области.

10

 

 

 

14.    

Труженики родного края.

1

 

 

 

15.    

Профессии моих земляков.

1

 

 

 

16.    

Загадки нашего края.

1

 

 

 

17.    

Народные и современные  праздники и обряды

2

 

 

 

18.    

Религиозные праздники народов Поволжья.

2

 

 

 

19.    

Ремёсла. Быт.

1

 

 

 

20.    

Храмы. Ульяновска.

1

 

 

 

21.    

Экскурсия в музей.

1

 

 

 

 

Населённые пункты Ульяновской области.

8

 

 

 

22.    

Ульяновск – главный город области.

1

 

 

 

23.    

Экскурсия по Ульяновску.

1

 

 

 

24.    

Путешествие по достопримечательным местам Ульяновска.

2

 

 

 

25.    

Населённые пункты нашей области.

1

 

 

 

26.    

Путешествие по достопримечательным местам Ульяновской области.

2

 

 

 

МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Периодичность проведения-2 раза в год (начало года, конец года).

 

Сформированность  личностных результатов. Вид деятельности.

Начало года

Конец года

Степень сформированности

Мотивация

Степень сформированности

Мотивация

0

1

2

3

да

нет

0

1

2

3

да

нет

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владение  навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принятие и освоение социальной  роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения:0 – отсутствие динамики.   1 – минимальная динамика.  2 – средняя динамика.   3 – значительная динамика

Система оценки достижений обучающихся

Текущий контроль достижений по внеурочной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Оценивание результатов внеурочной деятельности по выбранным направлениям происходит посредством педагогического наблюдения за обучающимися в процессе выполнения предложенных заданий.

балл

критерии

2 балла

Обучающийся не понимает смысла задания и не выполняет его совместно с учителем, не принимает помощь учителя

3 балла

Обучающийся выполняет предложенное задание с контролирующей помощью, в отдельных ситуациях самостоятельно. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

4 балла

Обучающийся способен самостоятельно выполнить задание (иногда только в определенных условиях), допускает ошибки, которые может исправить по замечанию учителя. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

5 баллов

Обучающийся самостоятельно выполняет предложенное задание, активно участвует в проводимых мероприятиях Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

 

Мониторинг освоения программ внеурочной деятельности осуществляется два раза в год: за первое и за второе полугодие.

 

Промежуточная аттестация по внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Критерии оценки результатов промежуточной аттестации обучающихся

Промежуточная аттестация по внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Критерии оценки результатов промежуточной аттестации обучающихся

уровень

критерии

 

     Низкий уровень (1)

Обучающийся выполняет задания со значительной помощью учителя, допускает много ошибок, интереса к предложенным заданиям не проявляет.

Средний уровень (2)

Обучающийся выполняет задания с частичной помощью учителя, допускает незначительные ошибки, интерес к заданиям ситуативный.

Высокий уровень (3)

Обучающиеся выполняют задания самостоятельно, проявляют интерес к предложенным заданиям, активно участвуют в проводимых мероприятиях.

 

Результаты промежуточной аттестации заносятся в таблицы

ФИО обучающегося

Результаты ПА

Низкий (1)

Средний (2)

Высокий(3)

 

 

 

 

 

 

Список литературы для педагога

1. Венок Н.М. Языкову. Сборник: – Ульяновск: «Симбирская книга», 2002. – 80 с.

2. Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.

3. Карпова Т.А. Лето веселого цвета: Стихи. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009. – 48 с.

4. Край прелестный – это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. – 256 с.

5. Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие / Под ред. В.Н. Яну-шевского. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001. – 224 с.

6. Тихонова А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006.

7. Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УлГУ, 2008.

8. Тихонова, А.Ю. Баягине: учеб.-метод. пособие по приобщению учащихся начальных классов к этнокультурным традициям мордвы-эрзя / А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева, О.В. Салмина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 100 с.

9.Историческое краеведение, учебное пособие для 7 – 9 классов общеобразовательных школ Ульяновск 2000г.

10. Географическое краеведение =. Учебное пособие для 6-9 классов общеобразовательных школ Ульяновск 2000г.

11.«Симбирский – Ульяновский край в истории России», Издательство «Корпорация технология продвижения».

12.Блохинцев А.Н. «И жизни след оставили своей….» Изд. 2 – е Ульяновск: 1997г.

13. Журнал «Симбик»

Список литературы для учащихся

1.      Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128с.

2.      Красная Книга Ульяновской области.

3.      Ульяновск – Симбирск Энциклопедия, Ульяновская «Симбирская книга» 2007г. Т.1, в 2 –х томах.

4.      Ульяновск – Симбирск Энциклопедия, Ульяновская «Симбирская книга» 2007г. Т.2, в 2 –х томах.

Интернет-ресурсы

1. Ульяновская областная библиотека. Краеведение http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99

2. Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова http://uobdu-aksakov.org/

3. Ульяновский туристический информационный центр http://www.simturinfo.ru/obinfo.htm

4. Виртуальное путешествие по симбирской-ульяновской энциклопедии : http://www.ul-sim-encyclopedia.zsuo.ru/

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru