ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
внеурочной деятельности: «История родного края» для 6 класса
Основой для разработки рабочей программы являются следующие нормативные документы:
· Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)
· образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
· Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ.
· Сан ПиН от 28.09.2020 № 28
· Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
· Устава « Барановская школа- интернат»
· Годового календарного графика« Барановская школа- интернат»
· Учебного плана ОГКОУ « Барановская школа- интернат»
Цель программы – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
Задачи:
Обучающие:
• формировать у школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего села, города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
• прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:
воображения, памяти, мышления, речи;
• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
• формировать учебную самостоятельность.
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к родному краю;
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками;
• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- работа с картой России, Поволжья, родного города Ульяновска;
- сообщения учащихся на различные темы;
- конкурсы, игры, праздники;
-встречи с интересными людьми;
-проекты;
-компьютерные презентации и др.
Место курса «История родного края» в учебном плане
Курс «История родного края» в 6 классе изучается по одному часу в неделю- 33 часа за год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ .
Личностные:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к окружающему миру, родному городу;
· понимания необходимости учения;
· личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
Регулятивные:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);
· учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно;
· работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
· умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
· в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные:
• извлекать информацию;
• ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
• делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;
• добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
• самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;
• перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные:
• доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
• учиться подтверждать аргументы фактами;
• учиться критично относиться к собственному мнению;
• понять другие позиции (взгляды, интересы);
• договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Программа направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу. На данном этапе происходит накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.
Город Ульяновск имеет богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, края, преобразования, проходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города) и людьми, живущими в нашем городе.
6 класс
1 раздел «Земля отцов наша земля» 2 часа
- с государственной символикой России, Ульяновска и Ульяновской области;
- с обычаями и традициями русского народа;
- с самым знаменитым городом России – Москва;
- с национальными костюмами народов России;
- с народными и религиозными праздниками;
- с другими государствами, языками, способами общения и взаимодействиями людей.
Этот раздел развивает у школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни, побуждает осознавать себя гражданином Отечества, уметь ценить в других людях положительные качества и посту
II раздел «Природа родного края» 14 часов
Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Ульяновской области.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу. Природные памятники Ульяновской области, их расположение ,значимость, природ охраняемые мероприятия.
III раздел «Труд и быт жителей области» 10 часов
Познакомить с промышленными предприятиями, сельским хозяйством.
IY раздел «Населенные пункты Ульяновской области»» 7 часов
Познакомить с крупными и историческими местами.
6 КЛАСС ( 33 часа)
№ |
Содержание (разделы, темы) |
Количество часов |
Даты проведения |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
|
Земля отцов – моя земля |
2 |
|
|
|
1. |
Родина моя. Гимн, герб, флаг РФ. |
1 |
|
|
|
2. |
Символы города Ульяновска и Ульяновской области. |
1 |
|
|
|
|
Природа родного края |
14 |
|
|
|
3. |
Погода края. Сезонные изменения в жизни растений, животных |
1 |
|
|
|
4. |
Погода края. Сезонные изменения в труде людей |
1 |
|
|
|
5. |
Сезонные изменения. Охрана здоровья. |
1 |
|
|
|
6. |
Формы поверхности земли. |
1 |
|
|
|
7. |
Полезные ископаемые и минеральные ресурсы. |
1 |
|
|
|
8. |
Водоёмы. Реки и озера Ульяновкой области. |
1 |
|
|
|
9. |
Растения моей местности. |
2 |
|
|
|
10. |
Природные памятники. |
2 |
|
|
|
11. |
Животный мир моей местности. |
2 |
|
|
|
12. |
Красная книга Ульяновской области. |
1 |
|
|
|
13. |
Обобщение: « Люби и знай свой край родной» |
1 |
|
|
|
|
Труд и быт жителей области. |
10 |
|
|
|
14. |
Труженики родного края. |
1 |
|
|
|
15. |
Профессии моих земляков. |
1 |
|
|
|
16. |
Загадки нашего края. |
1 |
|
|
|
17. |
Народные и современные праздники и обряды |
2 |
|
|
|
18. |
Религиозные праздники народов Поволжья. |
2 |
|
|
|
19. |
Ремёсла. Быт. |
1 |
|
|
|
20. |
Храмы. Ульяновска. |
1 |
|
|
|
21. |
Экскурсия в музей. |
1 |
|
|
|
|
Населённые пункты Ульяновской области. |
8 |
|
|
|
22. |
Ульяновск – главный город области. |
1 |
|
|
|
23. |
Экскурсия по Ульяновску. |
1 |
|
|
|
24. |
Путешествие по достопримечательным местам Ульяновска. |
2 |
|
|
|
25. |
Населённые пункты нашей области. |
1 |
|
|
|
26. |
Путешествие по достопримечательным местам Ульяновской области. |
2 |
|
|
|
МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Периодичность проведения-2 раза в год (начало года, конец года).
Сформированность личностных результатов. Вид деятельности. |
Начало года |
Конец года |
||||||||||
Степень сформированности |
Мотивация |
Степень сформированности |
Мотивация |
|||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
да |
нет |
0 |
1 |
2 |
3 |
да |
нет |
|
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:0 – отсутствие динамики. 1 – минимальная динамика. 2 – средняя динамика. 3 – значительная динамика
Система оценки достижений обучающихся
Текущий контроль достижений по внеурочной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Оценивание результатов внеурочной деятельности по выбранным направлениям происходит посредством педагогического наблюдения за обучающимися в процессе выполнения предложенных заданий.
балл |
критерии |
2 балла |
Обучающийся не понимает смысла задания и не выполняет его совместно с учителем, не принимает помощь учителя |
3 балла |
Обучающийся выполняет предложенное задание с контролирующей помощью, в отдельных ситуациях самостоятельно. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. |
4 балла |
Обучающийся способен самостоятельно выполнить задание (иногда только в определенных условиях), допускает ошибки, которые может исправить по замечанию учителя. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. |
5 баллов |
Обучающийся самостоятельно выполняет предложенное задание, активно участвует в проводимых мероприятиях Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. |
Мониторинг освоения программ внеурочной деятельности осуществляется два раза в год: за первое и за второе полугодие.
Промежуточная аттестация по внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Критерии оценки результатов промежуточной аттестации обучающихся
Промежуточная аттестация по внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Критерии оценки результатов промежуточной аттестации обучающихся
уровень |
критерии |
Низкий уровень (1) |
Обучающийся выполняет задания со значительной помощью учителя, допускает много ошибок, интереса к предложенным заданиям не проявляет. |
Средний уровень (2) |
Обучающийся выполняет задания с частичной помощью учителя, допускает незначительные ошибки, интерес к заданиям ситуативный. |
Высокий уровень (3) |
Обучающиеся выполняют задания самостоятельно, проявляют интерес к предложенным заданиям, активно участвуют в проводимых мероприятиях. |
Результаты промежуточной аттестации заносятся в таблицы
№ |
ФИО обучающегося |
Результаты ПА |
||
Низкий (1) |
Средний (2) |
Высокий(3) |
||
|
|
|
|
|
Список литературы для педагога
1. Венок Н.М. Языкову. Сборник: – Ульяновск: «Симбирская книга», 2002. – 80 с.
2. Волкова П.И., Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях [Текст] / П.И. Волкова, А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.
3. Карпова Т.А. Лето веселого цвета: Стихи. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2009. – 48 с.
4. Край прелестный – это ты...: Учебная хрестоматия по литературному краеведению / Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000. – 256 с.
5. Родное слово (фольклор, язык, литература): Учебное пособие / Под ред. В.Н. Яну-шевского. – Ульяновск: ИПКПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2001. – 224 с.
6. Тихонова А.Ю. Региональная культура: образовательный аспект: монография [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006.
7. Тихонова А.Ю. Этнология Симбирско-Ульяновского региона: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Ю. Тихонова. – Ульяновск: УлГУ, 2008.
8. Тихонова, А.Ю. Баягине: учеб.-метод. пособие по приобщению учащихся начальных классов к этнокультурным традициям мордвы-эрзя / А.Ю. Тихонова, А.Ф. Сударева, О.В. Салмина. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. 100 с.
9.Историческое краеведение, учебное пособие для 7 – 9 классов общеобразовательных школ Ульяновск 2000г.
10. Географическое краеведение =. Учебное пособие для 6-9 классов общеобразовательных школ Ульяновск 2000г.
11.«Симбирский – Ульяновский край в истории России», Издательство «Корпорация технология продвижения».
12.Блохинцев А.Н. «И жизни след оставили своей….» Изд. 2 – е Ульяновск: 1997г.
13. Журнал «Симбик»
Список литературы для учащихся
1. Азбука юного ульяновского школьника, или путешествие по родному краю / С.Ю. Прохорова, Е.А. Хасьянова. – М.: «Планета», 2013. – 128с.
2. Красная Книга Ульяновской области.
3. Ульяновск – Симбирск Энциклопедия, Ульяновская «Симбирская книга» 2007г. Т.1, в 2 –х томах.
4. Ульяновск – Симбирск Энциклопедия, Ульяновская «Симбирская книга» 2007г. Т.2, в 2 –х томах.
Интернет-ресурсы
1. Ульяновская областная библиотека. Краеведение http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=section&id=9&Itemid=99
2. Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова http://uobdu-aksakov.org/
3. Ульяновский туристический информационный центр http://www.simturinfo.ru/obinfo.htm
4. Виртуальное путешествие по симбирской-ульяновской энциклопедии : http://www.ul-sim-encyclopedia.zsuo.ru/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.