Рабочая программа |
Элективный курс |
|
Курс предполагает углубленное повторения курса алгебры для успешного прохождения ОГЭ и продолжения обучения в профильных классах. Также курс будет полезен учащимся 10-11 классов, у которых есть существенные пробелы за курс неполной средней школы. |
|
Составитель: Е.А. Форофонтова МБОУ СОШ №178 г.Новосибирск |
|
|
Утверждено МО Точных наук протоколом № 5 от 01.06.18 г.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В 9- Х КЛАССАХ «РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»
«Пройдет немного времени, и недоучки, не знающие математики, не смогут работать ни на заводе, ни в колхозе, ни на транспорте…».
Академик С.Л. Соболев.
Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки школьников, независимо от специальности, которую они изберут в дальнейшем. Для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка.
Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык, все более внедряется в традиционно далекие от нее области. Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности человека почти на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные математические знания, и определяет стиль мышления, вырабатываемый математикой.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ «РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ»
Настоящая программа разработана для обеспечения предпрофильной подготовки в 9-х классах, для профильного самоопределения. Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных средних школ, собирающихся успешно пройти ОГЭ и продолжить обучение на физико-математическом или техническом профиле. Курс рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю. Содержание курса согласовано с государственными стандартами общего среднего образования и примерными программами по математике. Курс помогает вспомнить и систематизировать знания, полученные в среднем звене, а также существенно углубить знания по некоторым вопросам.
Данный курс позволяет овладеть эффективными ( не всегда стандартными) методами решения наиболее «проблемных» уравнений и неравенств алгебры. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров.
Задача курса - углубленное повторение и расширение знаний по предмету.
Основные формы организации учебных занятий: лекция, практическая работа, исследование, творческие и тестовые задания в сочетании индивидуальной и групповой форм учебной деятельности. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки.
Контроль уровня усвоения данного элективного курса осуществляется через рейтинг, защиту проектов, тестирование, участие в конкурсах различного уровня.
ЦЕЛЬ КУРСА:
· обобщение, систематизация, расширение и углубление математических знаний, необходимых для применения в практической деятельности, для продолжения обучения на физико-математическом или технологическом профиле;
· интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе;
· формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики.
· воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей математики, эволюцией математических идей; понимание значимости математики для научно-технического процесса.
· углубленное повторение курса алгебры для успешного прохождения ОГЭ.
В процессе обучения учащиеся приобретают умения и навыки:
o преобразования целых и дробных выражений;
o решения рациональных и иррациональных уравнений, неравенств и систем;
o решения задач на сложные проценты;
o решения уравнений и неравенств с модулями;
o исследования функции;
o построения графиков;
o выполнять вычисления;
o сопоставлять, проводить сравнения и аналогии;
o проводить обобщение, классификацию, систематизацию объектов;
o переносить знание в новую ситуацию.
Перечисленные умения и навыки формируются на основе знаний о
преобразовании целых и дробных выражений; решении уравнений, неравенств и систем; функциях и их свойствах;
В процессе изучения курса учащиеся самостоятельно знакомятся с деятельностью ученых математиков, внесших значительный вклад в становление и развитие математики. При завершении курса учащиеся должны будут подготовить творческую работу (реферат) по истории развития математики.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ» ДЛЯ 9 КЛАССА.
1. АРИФМЕТИКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ(5 часов).
2. МОДУЛЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ЧИСЛА (5 часов).
3. ТОЖДЕСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МНОГОЧЛЕНОВ И ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ (7 часов).
4. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА (5 часов).
5. КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ (6 часов).
6. СТЕПЕНЬ С РАЦИОНАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ (6 часов).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«РЕШЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ» ДЛЯ 9 КЛАССА.
№ |
неделя |
Тема занятия |
Вид, форма деятельности |
1.АРИФМЕТИКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ(5 часов). |
|||
1 |
Арифметика натуральных чисел: признаки делимости, НОК и НОД. |
Практика |
|
2 |
Арифметика рациональных и иррациональных чисел. |
Практика |
|
3 |
Пропорция и проценты, три типа задач на проценты. |
Групповая работа |
|
4 |
Решение упражнений по данной теме . |
Практика |
|
5 |
Решение упражнений по данной теме |
Контроль знаний. Тестирование |
|
2.МОДУЛЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ЧИСЛА ( 5 часов). |
|||
6 |
Определение и свойства модуля. Графики функций, содержащих модули. |
Практика |
|
7 |
Решение простейших уравнений и неравенств с модулями методом промежутков. |
Практика |
|
8 |
Некоторые стандартные схемы для решения неравенств с модулями. |
Лекция |
|
9 |
Решение упражнений по данной теме |
Практика |
|
10 |
Решение упражнений по данной теме |
Контроль знаний. |
|
3. ТОЖДЕСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МНОГОЧЛЕНОВ И ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ (7 часов). |
|||
11 |
|
Формулы сокращенного умножения, бином Ньютона. |
Лекция |
12 |
Тождественные преобразования алгебраических уравнений. |
Практика |
|
13 |
Разложение многочленов на множители способом группировки. |
Практика |
|
14 |
Дробно-рациональные выражения. |
Групповая работа |
|
15 |
Дробно-линейная функция и ее график. |
Практика |
|
16 |
Решение упражнений по данной теме |
Практика |
|
17 |
Решение упражнений по данной теме |
Контроль знаний. Тестирование |
|
4.УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА (5 часов). |
|||
18 |
Некоторые приемы решения целых уравнений. |
Практика |
|
19 |
Некоторые приемы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными. |
Практика |
|
20 |
Графический метод решения уравнений второй степени. |
Практика |
|
21 |
Решение упражнений по данной теме |
Практика |
|
22 |
Решение упражнений по данной теме |
Контроль знаний. |
|
5. КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ (6 часов). |
|||
23 |
Теорема Виета и другие способы решения квадратного уравнения. |
Лекция |
|
24 |
Применение свойств квадратичных функций. |
Исследование |
|
25 |
Квадратные уравнения с параметром. |
Практика |
|
26 |
Несколько стандартных ситуаций при решении квадратных уравнений с параметрами. |
Лекция |
|
27 |
Решение упражнений по данной теме . |
Консультация, обобщение |
|
28 |
Решение упражнений по данной теме |
Контроль знаний. |
|
6.СТЕПЕНЬ С РАЦИОНАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ (6 часов). |
|||
29 |
Рациональная степень действительного числа, формулы действий над корнями четных и нечетных степеней. |
Лекция. |
|
30 |
Упрощение иррациональных выражений. |
Практика |
|
31 |
Иррациональные уравнения |
Практика |
|
32 |
Иррациональные неравенства |
Практика |
|
33 |
Некоторые стандартные схемы решения иррациональных неравенств. |
Консультация, обобщение. |
|
34 |
Решение упражнений по данной теме . |
Контроль знаний. |
ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
1. Архимед – величайший древнегреческий математик, физик, инженер.
2. Гений XVIII века – Леонард Эйлер.
3. Николай Иванович Лобачевский – великий реформатор геометрии.
4. Трагическая судьба Эвариста Галуа.
5. Математик XIX века Пафнутий Львович Чебышев.
6. «Принцесса науки» Софья Васильевна Ковалевская.
7. «Русский Архимед» - Владимир Андреевич Стеклов.
8. «Острый» гений – Андрей Николаевич Колмогоров.
9. Математика в Древней Руси.
10. Системы счисления.
11. История развития математики на Востоке.
12. Происхождение мер.
13. Жизнь и деятельность Пифагора.
14. Жизнь и деятельность Рене Декарта.
15. Жизнь и деятельность Франсуа Виета.
16. Жизнь и деятельность Исаака Ньютона.
17. Жизнь и деятельность Омара Хайяма.
18. Математик и богослов – Бонавентура Кавальери.
19. Гениальный ученый – Михаил Васильевич Ломоносов.
20. Тригонометрия. Страницы истории.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. alexlarin.narod.ru;
2. www.diary.ru
3.Алгебра.9класс : учеб.для общеобразоват.учреждений /Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк,К.И.Нешков, под ред.Теляковского М.: Просвещение, 2009
4. Алгебра: Для 8 кл.: Учеб. Пособие для учащихся шк. И классов с углубл. изучен. Математики/ Под ред.Н.Я.Виленкина.-М.: Просвещение,1995.
5. Алгебра: Для 8 кл.: Учеб. Пособие для учащихся шк. И классов с углубл. изучен. Математики/ Под ред.Н.Я.Виленкина.-М.: Просвещение,1995.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1. Факультативный курс по математике: Учеб. Пособие для 7-9 кл. сред. шк. /Сост. И. Л. Никольская.- М.: просвещение, 1991.
2. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учеб. Пособие для учащихся шк. И классов с углубл. изуч. Курса математики/ М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. - М.: Просвещение, 1992.
3. Алгебра: Для 8 кл.: Учеб. Пособие для учащихся шк. И классов с углубл. изучен. Математики/ Под ред.Н.Я.Виленкина.-М.: Просвещение,1995.
4. В.И Прохоренко, В.Ф Сафонов « Сборник задач по математике» ( с основами теории и методическими указаниями) для довузовской подготовки. Москва .Издательство МЭИ, 2000.
5. ALEXLARIN.COM.
6. www.diary.ru
7. Журналы «Математика в школе»
8.Математика./ Еженедельное Учебно-методическое приложение к газете «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.