Принята на заседании Утверждаю: Педагогического совета Директор МОУ СШ №111 от «____»_________2022 г. ________ Протокол №____________ «___»_____________2022 г.
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности
«В мире информации»
Автор-составитель:
Стромчинская Елена Маратовна, педагог дополнительного образования
г. Волгоград, 2022
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «В мире информации» имеет естественнонаучную направленность и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный Закон от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";
Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей»; Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.09.2020 г. №500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Санитарными правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Учебный план платных образовательных услуг на 2022-2023 уч. год МОУ СШ №111 Советского района Волгограда.
Данная программа представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения и развития учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению информационной грамотности, привитию навыков самостоятельной работы.
Актуальность программы заключается в том, что знания и умения, приобретённые при изучении предлагаемого материала в начальной школе, помогут младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле окружающей их жизни и станут опорой, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе работа с различными видами информации является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по шагам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления.
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «В мире информации» дополняет и расширяет знания, которые школьники уже имеют, и позволяет использовать полученные знания на практике.
Основной целью изучения интегрированного курса «В мире информации. Работаем с информационными источниками» является создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.
Программа определяет ряд задач:
• содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
• способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;
• формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаковосимволического, регулятивного и коммуникативного характера;
• создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
• создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.
Особенностями построения программы «В мире информации.» является то, что в неё включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и формированию творческих способностей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию у школьников умений работать с различными информационными источниками, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.
Характерной особенностью программы является занимательность изложения и практическая направленность материала.
Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание.
Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков работы с инфографикой и несплошными текстами, но вместе с тем программа предполагает и доступное детям обобщение материала, понимание общих способов действий, лежащих в основе работы с информационными объектами.
В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы, организация деятельности в рамках данной программы способствует формированию ценностных ориентиров в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:
• в личностной - готовность к реализации творческого потенциала в предметнопродуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать своё мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
• в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;
• в познавательной - развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
• в коммуникативной - формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения.
В соответствии с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования:
1. Работа с источниками информации:
• знание того, какие источники информации существуют;
• умение использовать различные источники информации;
• умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации.
2. Обработка и представление результатов:
• умение выделять недостоверные и сомнительные элементы;
• умение находить альтернативную и дополнительную информацию;
• умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию, выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его;
• умение описать и представить результаты своей работы.
1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.
2. Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.
3. Сочетание статичного и динамичного положения детей.
4. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.
Программа курса «В мире информации» естественно-научной направленности позволяет реализовать деятельность по направлениям: «Общеинтеллектуальное», «Общекультурное», «Социальное».
Для реализации программного содержания используются учебные средства:
1. Рабочая тетрадь: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 4 класс: Рабочая тетрадь / Автор-составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2016.
2. Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 4 класс. Программа / Автор- составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2016.
Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую. Таблицы
Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков. Диаграммы
Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.
Инфографика как информационный объект. Виды инфо- графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» выпускники начальной школы приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:
• оценивать потребность в дополнительной информации;
• определять возможные источники информации и способы её поиска;
• осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках,
Интернете;
• получать информацию из наблюдений, при обобщении;
• анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
• организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;
• наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно- следственных связях;
• создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);
• использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений.
Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации» являются следующие личностные и метапредметные результаты.
Личностные:
• умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.
Метапредметные Регулятивные:
• способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
• планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);
• контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
• определять и формулировать цель деятельности;
• работать по предложенному плану;
• уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;
• совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные:
• использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
• владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
• адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
• доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• совместно договариваться о правилах работы в группе;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» четвероклассники:
• приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);
• научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;
• научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;
• приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с имеющимся жизненным опытом;
• овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядносимволической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
• научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.
Тематическое планирование.
N п/п |
Тема занятия |
Объект изучения |
Формируемые умения |
Дата план |
Дата факт |
1. |
Информация. |
Рисунок, инфографика, текст. |
• оформлять устное и письменное высказывание; • работать в паре, группе. |
|
|
2. |
Разнообразие источников информации. |
Научные статьи. |
• |
работать в паре, группе. |
|
|
3. |
По дорогам сказок |
Текст, кластер, ключевые слова, столбчатая диаграмма, таблица. |
• • |
работать со «сплошным» текстом; находить в тексте информацию, представленную в явном и неявном виде; |
|
|
|
|
|
•
|
подбирать ключевые слова для заполнения кластера (используя информацию, представленную в явном виде); |
|
|
4. |
По дорогам сказок |
Работа с таблицами |
• |
анализировать данные диаграммы и отвечать на вопросы, опираясь на полученную информацию; |
|
|
|
|
|
• |
соотносить разные виды информации и делать правильные выводы |
|
|
5. |
Книга - лучший друг. |
Круговая диаграмма, сходство / различие в информации, исследование, инфографика. |
• • |
читать информацию, представленную в виде круговой диаграммы; находить сходства и различия в информации, представленной в неявном виде; |
|
|
|
|
|
• |
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; |
|
|
|
|
|
• |
анализировать нестандартную линейную диаграмму; |
|
|
|
|
|
• |
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания. |
|
|
6. |
Книга - лучший друг. |
Круговая диаграмма, сходство / различие в информации, исследование, инфографика. |
• |
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания. |
|
|
7. |
Книга - лучший друг. |
Столбчатая диаграмма. |
• • |
работать в группе; собирать информацию; |
|
|
|
|
|
•
|
анализировать собранную информацию. |
|
|
8. |
Книга - лучший друг. |
Столбчатая диаграмма. |
• |
строить столбчатую диаграмму по результатам анализа собранной информации; |
|
|
|
|
|
• |
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей |
|
|
9. |
У природы нет плохой погоды. |
Таблица, график, столбчатая диаграмма. |
• • |
читать информацию в таблице; работать с графиками; |
|
|
|
|
|
• |
осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания; |
|
|
|
|
|
• |
находить сходства и различия в информации, представленной в неявном виде; |
|
|
|
|
|
• |
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. |
|
|
10. |
У природы нет плохой погоды. |
Нестандартная столбчатая диаграмма, круговая диаграмма, легенда диаграммы. |
• • • |
читать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; находить сходства и различия в информации, представленной в неявном виде; |
|
|
|
|
|
• |
осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания; |
|
|
|
|
|
• |
работать с круговой диаграммой. |
|
|
11. |
К олимпийским вершинам. |
Текст, столбчатая диаграмма, таблица, ранжирование. |
• • • |
составлять план прочитанного текста; составлять вопросы по прочитанному тексту; основываясь на понимании текста, подбирать к слову контекстный синоним; |
|
|
|
|
|
• |
соотносить события с предложенными в тексте датами; |
|
|
|
|
|
• |
анализировать данные столбчатых диаграмм; |
|
|
|
|
|
• |
соотносить информацию на диаграмме с табличными данными; |
|
|
|
|
|
• |
ранжировать данные в определенном порядке. |
|
|
12. |
К олимпийским вершинам. |
Текст, таблица, ранжирование, столбчатая диаграмма. |
• • |
анализировать текстовую информацию и на её основе заполнять таблицу; соотносить события, описанные в тексте, с данными таблицы; |
|
|
|
|
|
• |
ранжировать данные по заданному параметру; |
|
|
|
|
|
• |
строить столбчатую диаграмму по табличным данным. |
|
|
13. |
Отправляемся в гости. |
Таблица, расписание, информация на ж/д билете. |
• |
работать с табличными данными, самостоятельно устанавливая отношения между ними; |
|
|
|
|
|
• |
выполнять анализ и обобщение представленной информации; |
|
|
|
|
|
• |
анализировать информацию на ж/д билете и делать правильные выводы; |
|
|
|
|
|
• |
проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи. |
|
|
14. |
Отправляемся в гости. |
Таблица, цена, количество, стоимость. |
• |
работать с таблицами: самостоятельно устанавливать отношения между данными, выполнять анализ, обобщение представленной информации; |
|
|
|
|
|
• |
проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи. |
|
|
15. |
На рыбалке. |
Таблица, легенда диаграммы, круговая диаграмма, билет на выставку. |
• • • |
анализировать данные, представленные в виде таблицы; строить круговую диаграмму; восстанавливать данные таблицы; |
|
|
|
|
|
• |
работать с несплошными текстами (инфографикой); |
|
|
16. |
На рыбалке. |
Таблица, легенда диаграммы, круговая диаграмма, билет на выставку. |
• • |
находить информацию, представленную в неявном виде, и на ее основе отвечать на поставленные вопросы; определять, достаточно ли данных информации для решения учебной или практической задачи. |
|
|
17. |
Мы - математики. |
Рисунок, таблица, информационная листовка, круговая диаграмма. |
• проводить измерения геометрических фигур; • анализировать полученные данные и на их основе производить вычисления; |
|
|
18. |
Мы - математики. |
Рисунок, таблица, информационная листовка, круговая диаграмма. |
• анализировать различного рода данные, представленные в виде таблицы; • находить из различного рода источников ответы на вопросы; • анализировать данные, представленные в виде круговой диаграммы. |
|
|
19. |
Мы - исследователи. |
Таблица, столбчатая диаграмма, круговая диаграмма, линейная диаграмма. |
• анализировать данные, представленные в табличном формате, и на их основе, • достраивать столбчатую диаграмму; |
|
|
20. |
Мы - исследователи. |
Таблица, столбчатая диаграмма, круговая диаграмма, линейная диаграмма. |
• дополнять легенду диаграммы; • Достраивать круговую диаграмму; • анализировать данные, представленные в виде линейной диаграммы, и делать правильные выводы |
|
|
21. |
О чём расскажет упаковка? |
Таблица, упаковки продуктов, линейная диаграмма, график, столбчатая диаграмма. |
• интерпретировать данные, представленные в неявном виде; • анализировать и обобщать данные, представленные в виде таблицы; |
|
|
22. |
О чём расскажет упаковка? |
Таблица, упаковки продуктов, линейная диаграмма, график, |
• ранжировать значения, события, данные в определенном порядке; • строить линейную диаграмму на основе проранжированных данных |
|
|
|
|
столбчатая диаграмма. |
|
|
|
|
23. |
О чём расскажет упаковка? |
Таблица,упаковки продуктов, линейная диаграмма, график, столбчатая диаграмма. |
• • |
работать с графиками; самостоятельно строить столбчатую диаграмму по табличным данным |
|
|
24. |
По страницам Красной книги России. |
Текст, кластер, инфогра-фика, столбчатая диаграмма. |
• • |
находить в тексте информацию, представленную в явном виде; составлять кластер на основе прочитанного текста; |
|
|
|
|
|
• |
находить необходимую информацию, представленную в инфографике; |
|
|
|
|
|
• |
строить столбчатую диаграмму на основе самостоятельно выполненных вычислений. |
|
|
25. |
По страницам Красной книги России. |
Текст, таблица, линейная диаграмма, ранжирование, план-схема. |
• • |
находить в тексте информацию, представленную в явном виде, и заполнять таблицу с данными; строить линейные диаграммы на основе самостоятельно заполненной таблицы; |
|
|
|
|
|
• |
ранжировать объекты, используя линейные диаграммы; |
|
|
|
|
|
• |
анализировать информацию, представленную в виде плана-схемы; |
|
|
|
|
|
• |
составлять собственный информационный объект. |
|
|
26. |
По страницам Красной книги Волгоградской области. |
Текст, таблица, линейная диаграмма, ранжирование, план-схема. |
• • |
находить в тексте информацию, представленную в явном виде, и заполнять таблицу с данными; строить линейные диаграммы на основе самостоятельно заполненной таблицы; |
|
|
|
|
|
• |
ранжировать объекты, используя линейные диаграммы; |
|
|
27. |
В цветочном магазине. |
. Таблица, столбчатая диаграмма, инфографика, круговая диаграмма. |
• • |
работать с табличными данными: находить ответы на поставленные вопросы; строить столбчатую диаграмму на основе самостоятельно выполненных вычислений; |
|
|
|
|
|
• |
различать круговые и столбчатые диаграммы; |
|
|
|
|
|
• |
заполнять на основе инфографики таблицу; |
|
|
|
|
|
• |
самостоятельно определять, какую информацию нужно и возможно разместить в таблице |
|
|
28. |
В цветочном магазине. |
. Таблица, столбчатая диаграмма, инфографика, круговая диаграмма. |
• • |
находить ошибки при выполнении заданий на построение диаграммы; самостоятельно определять вид диаграммы, с помощью которой наиболее точно можно представить необходимую информацию; |
|
|
|
|
|
• |
полностью самостоятельно строить столбчатую диаграмму. |
|
|
29. |
В продуктовом магазине. |
Инфографика, таблица, себестоимость, гистограмма. |
• |
интерпретировать данные, изображенные на рисунке, и на их основе заполнять таблицу, используя самостоятельно установленные отношения между данными; |
|
|
|
|
|
• |
соотносить информацию, представленную в таблице, с жизненной ситуацией |
|
|
30. |
В продуктовом магазине. |
Инфографика, таблица, себестоимость, гистограмма. |
• |
осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания; |
|
|
|
|
|
• |
анализировать инфографику и на основе ее данных заполнять таблицу; |
|
|
|
|
|
• |
самостоятельно строить столбчатую диаграмму |
|
|
31. |
В продуктовом магазине. |
Круговая диаграмма, таблица, инфографика, нестандартная столбчатая диаграмма, доля импорта. |
•
|
анализировать данные круговой диаграммы и на основе полученной информации, используя самостоятельно установленные отношения между данными, заполнять таблицу. |
|
|
32. |
В продуктовом магазине. |
Круговая диаграмма, таблица, инфографика, нестандартная столбчатая диаграмма, доля импорта. |
• • |
находить ответы на поставленные вопросы, используя дополнительные источники информации (словари); работать с готовыми столбчатыми диаграммами: осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания, находить соответствие между числовыми значениями и их обозначением в легенде диаграммы; грамотно составлять вопросы по данным диаграммы |
|
|
33. |
Готовим сами. |
Таблица, инфографика, столбчатая диаграмма. |
• |
сравнивать информацию, представленную в табличном виде, и делать соответствующие выводы; |
|
|
|
|
|
• |
анализировать инфографику и определять значимую информацию для выполнения учебной задачи. |
|
|
34. |
Готовим сами. |
Таблица, инфографика, столбчатая диаграмма. |
• • |
заполнять таблицу на основе данных инфографики; работать с информацией в виде кластера и на ее основе самостоятельно строить столбчатую диаграмму. |
|
|
35. |
Витамины. |
Нестандартная линейная диаграмма, таблица, ранжирование, столбчатая диаграмма. |
• • • |
анализировать информацию, предъявленную в виде нестандартной линейной диаграммы; преобразовывать информацию из одной формы в другую; ранжировать данные по различным основаниям; |
|
|
|
|
|
• |
грамотно составлять вопросы по изученной информации; |
|
|
36. |
Витамины. Полезная еда. |
Нестандартная линейная диаграмма, таблица, ранжирование, столбчатая диаграмма. |
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • находить в табличных данных ответы на поставленные вопросы; • находить в таблице информацию, представленную в явном и неявном видах, и на этой основе строить столбчатую диаграмму |
|
|
37. |
По музеям и выставочным залам. |
Билет в музей, таблица, круговая диаграмма. |
• анализировать информацию, представленную в явном и в неявном видах; • используя проанализированную информацию, отвечать на вопросы и производить вычисления; • работать с единицами измерения времени; • применять математические знания для решения практических задач; • пользоваться дополнительными источниками информации для заполнения таблицы; • создавать легенду диаграммы и заполнять круговую диаграмму; |
|
|
38. |
По музеям и выставочным залам. |
Исследование, бланк опроса, столбчатая диаграмма, рассказ. |
• работать в группе; • выполнять различные роли в учебном сотрудничестве; • проводить мини- исследование; • анализировать самостоятельно полученные данные и на их основе строить диаграмму; • строить грамотный, логически связный текст в письменной форме. |
|
|
39. |
Осторожно, огонь! |
Информационная листовка, столбчатая диаграмма, таблица. |
• анализировать информацию, предъявленную в виде инфо- графики; • осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания. |
|
|
40. |
Осторожно, огонь! |
Информационная листовка, столбчатая диаграмма, таблица. |
• • |
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; анализировать информацию, представленную в столбчатой диаграмме; |
|
|
|
|
|
• |
по данным диаграммы называть столбцы таблицы и вносить данные; |
|
|
|
|
|
• |
анализировать данные для того, чтобы определить их достаточность для выполнения учебного задания |
|
|
41. |
В зоопарке. |
Графики, таблица. |
• • |
анализировать графики; по данным графиков вносить данные в таблицу; |
|
|
|
|
|
• |
давать логически обоснованные ответы на вопросы, используя данные графиков и таблицы; |
|
|
|
|
|
• |
сопоставлять табличные данные и делать выводы. |
|
|
42. |
В зоопарке. |
Текст, круговая диаграмма, таблица, ранжирование |
• |
осуществлять в тексте поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания; |
|
|
|
|
|
• |
работать с дополнительными источниками информации; |
|
|
|
|
|
• |
анализировать данные круговой диаграммы и на их основе заполнять таблицу; |
|
|
|
|
|
• |
в процессе работы ранжировать данные по указанным признакам. |
|
|
43. |
К космическим далям. |
Рисунок, таблица, ранжирование, нестандартная диаграмма, круговая диаграмма, билет в планетарий. |
• • • |
находить в инфографике информацию для заполнения таблицы; использовать дополнительные источники с целью поиска необходимой информации для выполнения учебного задания; ранжировать данные по различным основаниям. |
|
|
44. |
К космическим далям. |
Рисунок, таблица, ранжирование, нестандартная диаграмма, круговая диаграмма, |
• • |
дополнять высказывания, используя данные инфографики; анализировать текстовую информацию и на ее основе создавать легенду и |
|
|
|
|
билет в планетарий. |
|
достраивать круговую диаграмму. |
|
|
|
|
|
• |
находить информацию, представленную в явном и неявном видах. |
|
|
45. |
Горы России. |
Схема, линейная диаграмма таблица, рассказ. |
• • |
определять вид информационного объекта; пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания. |
|
|
46. |
Реки России. |
Схема, линейная диаграмма таблица, рассказ. |
• • |
определять вид информационного объекта; пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания. |
|
|
47. |
Реки России. |
Схема, линейная диаграмма таблица, рассказ. |
• |
анализировать данные линейной диаграммы и на их основе заполнять таблицу (преобразовывать информацию из одной формы в другую); |
|
|
|
|
|
• |
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебного задания; |
|
|
|
|
|
• |
ранжировать данные по различным критериям; |
|
|
|
|
|
• |
отвечать на вопросы, самостоятельно выполняя вычисления на основе полученной информации; |
|
|
|
|
|
• |
находить информацию, представленную в неявном виде. |
|
|
48. |
Реки России. |
Столбчатая диаграмма, нестандартная столбчатая диаграмма. |
• • • |
определять ид диаграммы; реально оценивать свои возможности; пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания; |
|
|
|
|
|
• |
находить информацию, предъявленную в неявном виде; |
|
|
|
|
|
• |
анализировать нестандартную линейную диаграмму, сопоставлять ее данные с данными столбчатой диаграммы и делать правильный вывод; |
|
|
|
|
|
• |
задавать логически правильные вопросы по изученной информации. |
|
|
49. |
Волга. Каспийское море. |
Столбчатая диаграмма, нестандартная столбчатая диаграмма. |
• • • |
определять вид диаграммы; реально оценивать свои возможности; пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания; |
|
|
|
|
|
• |
находить информацию, предъявленную в неявном виде; |
|
|
|
|
|
• |
анализировать нестандартную линейную диаграмму, сопоставлять ее данные с данными столбчатой диаграммы и делать правильный вывод; |
|
|
|
|
|
• |
задавать логически правильные вопросы по изученной информации. |
|
|
50. |
По морям и океанам. |
Текст, круговая диаграмма, таблица, ранжирование, нестандартная линейная диаграмма. |
• • • |
находить ответы на вопросы, используя информацию, представленную в виде текста и диаграммы; преобразовывать информацию из одной формы в другую; использовать дополнительные источники информации для решениучебной задачи; |
|
|
|
|
|
• |
ранжировать данные по заданнм критериям; используя различные виды информации, работать с линейными диаграммами: дополнять легенду диаграммы |
|
|
51. |
По морям и океанам. |
Таблица, план рассказа, недостающие данные, кластер. |
• • |
для решения учебной задачи пользоваться географическим атласом или картой; анализировать табличную информацию с целью определения недостающих данных; |
|
|
|
|
|
• |
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
|
|
|
|
|
• |
определять принадлежность информации, представленной с помощью кластера; |
|
|
|
|
|
• |
адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
|
|
52. |
По странам и континентам. |
Карта, таблица, столбчатая диаграмма, текст. |
• • |
работать с графическими объектами; интерпретировать данные, изображенные на рисунке, и на их основе заполнять таблицу; |
|
|
|
|
|
• |
преобразовывать информацию из одной формы в другую; |
|
|
|
|
|
• |
строить столбчатые диаграммы по табличным данным; |
|
|
|
|
|
• |
находить в тексте информацию, представленную в явном виде; |
|
|
|
|
|
• |
использовать информацию для построения умозаключений; |
|
|
|
|
|
• |
использовать информацию для принятия решений. |
|
|
53. |
По странам и континентам. |
Таблица, рисунок, ранжирование, информационный объект. |
• • |
работать с табличными данными; работать с графическими объектами; |
|
|
|
|
|
• |
интерпретировать данные, изображенные на рисунке, и на их основе заполнять таблицу; |
|
|
|
|
|
• |
определять значимость информации; |
|
|
|
|
|
• |
ранжировать данные по заданным критериям. |
|
|
54. |
По странам и континентам. Россия. |
Таблица, рисунок, ранжирование, информационный объект. |
• • |
делать правильные выводы на основе проанализированной информации; использовать информацию для построения умозаключений в форме вопросов; |
|
|
|
|
|
• |
создавать собственный информационный объект |
|
|
55. |
Россия. Волгоградская область. |
Таблица, рисунок, ранжирование, информационный объект. |
• • |
делать правильные выводы на основе проанализированной информации; использовать информацию для построения умозаключений в форме вопросов; |
|
|
|
|
|
• |
создавать собственный информационный объект |
|
|
56. |
Проверь себя. |
Тест, бланк самооценки навыков работы с информацией. |
• • |
пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания; анализировать свои навыки и способы выполнения учебных задач. |
|
|
Используемая литература
1. Рабочая тетрадь: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 4 класс: Рабочая тетрадь / Автор-составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2016.
2. Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 4 класс. Программа / Автор- составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2016.
3. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.
Волгоград: «Учитель», 2007
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
6. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,тЛ.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
7. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей»,
2002
8. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд- ности. — М., 2006.
9. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
10. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
11. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.