Программа ПОУ В мире информации для 4 класса

  • Образовательные программы
  • pdf
  • 17.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа платных образовательных услуг "В мире информации" для 4 класса
Иконка файла материала Программа ПОУ В мире информации для 4 класса.pdf

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 111 Советского района Волгограда»

 

Принята на заседании                                                                      Утверждаю: Педагогического совета                                                                         Директор МОУ СШ №111 от «____»_________2022 г.                                                      ________ Протокол №____________                                                              «___»_____________2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа  естественно-научной направленности 

«В мире информации»

 

Возраст обучающихся: 9 - 10 лет Срок реализации: 7 месяцев

 

 

 

 

Автор-составитель:

Стромчинская Елена Маратовна, педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Волгоград, 2022

 

 

 

 «В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ»

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «В мире информации» имеет естественнонаучную направленность и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

 Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Федеральный Закон от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";

 Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей»;  Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

            Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.  №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

            Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.09.2020 г.  №500 «Об утверждении             примерной     формы            договора         об        образовании по             дополнительным

общеобразовательным программам»;

 Санитарными правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

 Учебный план платных образовательных услуг на 2022-2023 уч. год МОУ СШ №111 Советского района Волгограда.

 

Данная программа представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения и развития учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению информационной грамотности, привитию навыков самостоятельной работы.

Актуальность программы заключается в том, что знания и умения, приобретённые при изучении предлагаемого материала в начальной школе, помогут младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле окружающей их жизни и станут опорой, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

В то же время в начальной школе работа с различными видами информации является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по шагам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления.

Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «В мире информации» дополняет и расширяет знания, которые школьники уже имеют, и позволяет использовать полученные знания на практике.

Основной целью изучения интегрированного курса «В мире информации. Работаем с информационными источниками» является создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и несплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.

Программа определяет ряд задач:

содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;

способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;

формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаковосимволического, регулятивного и коммуникативного характера;

создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.

Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.

Особенностями построения программы «В мире информации.» является то, что в неё включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и формированию творческих способностей.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

Программа выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию у школьников умений работать с различными информационными источниками, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.

Характерной особенностью программы является занимательность изложения и практическая направленность материала.

Программа имеет уровневое построение. Каждая новая тема по сложности превосходит предыдущую и опирается на ее содержание.

Позиция педагога, проводящего внеурочное занятие, неоднозначна. Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков работы с инфографикой и несплошными текстами, но вместе с тем программа предполагает и доступное детям обобщение материала, понимание общих способов действий, лежащих в основе работы с информационными объектами.

В соответствии с требованиями ФГОС основной начальной школы, организация деятельности в рамках данной программы способствует формированию ценностных ориентиров в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:

в личностной - готовность к реализации творческого потенциала в предметнопродуктивной деятельности, формирование образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать своё мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;

в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;

в познавательной - развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;

в коммуникативной - формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения.

В соответствии с целями и задачами формирования информационной компетентности, представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были выделены следующие показатели и критерии диагностики информационной компетентности выпускников начального общего образования:

1. Работа с источниками информации:

    знание того, какие источники информации существуют;

    умение использовать различные источники информации;

    умение найти нужный источник информации не только в учебных задачах, но и в реальной жизненной ситуации.

2. Обработка и представление результатов:

     умение выделять недостоверные и сомнительные элементы;

     умение находить альтернативную и дополнительную информацию;

     умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные, интерпретировать полученную информацию, выносить суждение по рассматриваемой теме и аргументировать его;

     умение описать и представить результаты своей работы.

1.   Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности.

2.   Преемственность. Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.

3.   Сочетание статичного и динамичного положения детей.

4.   Рефлексия. Совместное обсуждение понятого на занятии.

Программа курса «В мире информации» естественно-научной направленности позволяет реализовать деятельность по направлениям: «Общеинтеллектуальное», «Общекультурное», «Социальное».

Для реализации программного содержания используются учебные средства:

1.                      Рабочая тетрадь: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 4 класс: Рабочая тетрадь / Автор-составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2016.

2.                      Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 4 класс. Программа / Автор- составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2016.

Сплошные тексты

Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Кластеры

Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую. Таблицы

Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков. Диаграммы

Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Графики

График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.

Инфографика

Инфографика как информационный объект. Виды инфо- графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображенных на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Исследовательская (групповая) работа

Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно- изобразительных материалов.

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» выпускники начальной школы приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:

           оценивать потребность в дополнительной информации;

           определять возможные источники информации и способы её поиска;

           осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках,

Интернете;

           получать информацию из наблюдений, при обобщении;

           анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);

           организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;

           наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно- следственных связях;

           создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);

           использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений.

Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации» являются следующие личностные и метапредметные результаты.

Личностные:

           умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

           умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.

Метапредметные Регулятивные:

           способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

           планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);

           контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

           определять и формулировать цель деятельности;

           работать по предложенному плану;

           уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;

           совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные:

           использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

           владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

           ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

           делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

           перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

           преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

           адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

           доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

           слушать и понимать речь других;

           совместно договариваться о правилах работы в группе;

           учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» четвероклассники:

           приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);

           научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое - и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

           составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;

           научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;

           приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с имеющимся жизненным опытом;

           овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядносимволической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);

           научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.

 

 

Тематическое планирование.

N п/п

Тема занятия

Объект изучения

Формируемые умения

Дата план

Дата факт

1.  

Информация.

Рисунок, инфографика, текст.

      оформлять устное и письменное высказывание;

      работать в паре, группе.

 

 

 

2.  

Разнообразие источников информации.

Научные статьи.

работать в паре, группе.

 

 

3.  

По дорогам сказок

Текст, кластер, ключевые слова, столбчатая диаграмма, таблица.

работать со «сплошным» текстом;

находить        в          тексте информацию, представленную в явном и неявном виде;

 

 

 

 

 

 

подбирать ключевые слова для заполнения кластера (используя информацию, представленную в явном виде);

 

 

4.  

По дорогам сказок

Работа с таблицами

анализировать данные диаграммы и отвечать на вопросы, опираясь на полученную информацию;

 

 

 

 

 

соотносить разные виды информации и делать правильные выводы

 

 

5.  

Книга - лучший друг.

Круговая диаграмма, сходство / различие в информации, исследование, инфографика.

читать информацию, представленную в виде круговой диаграммы; находить сходства и различия в информации, представленной в неявном виде;

 

 

 

 

 

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной

задачей;

 

 

 

 

 

анализировать нестандартную линейную диаграмму;

 

 

 

 

 

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

 

 

6.  

Книга - лучший друг.

Круговая диаграмма, сходство / различие в информации, исследование, инфографика.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

 

 

7.  

Книга - лучший друг.

Столбчатая диаграмма.

работать в группе; собирать информацию;

 

 

 

 

 

 

анализировать собранную информацию.

 

 

8.  

Книга - лучший друг.

Столбчатая диаграмма.

строить столбчатую диаграмму по результатам анализа собранной информации;

 

 

 

 

 

 

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

 

 

9.  

У природы нет плохой погоды.

Таблица, график, столбчатая диаграмма.

читать информацию в таблице;

работать с графиками;

 

 

 

 

 

осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания;

 

 

 

 

 

находить сходства и различия в информации, представленной в неявном виде;

 

 

 

 

 

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

 

 

10.  

У природы нет плохой погоды.

Нестандартная столбчатая диаграмма, круговая диаграмма, легенда диаграммы.

читать информацию, представленную в виде столбчатой диаграммы; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

 находить сходства и различия в информации, представленной в неявном виде;

 

 

 

 

 

осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания;

 

 

 

 

 

работать с круговой диаграммой.

 

 

11.  

К олимпийским вершинам.

Текст, столбчатая диаграмма, таблица, ранжирование.

составлять план прочитанного текста;

составлять вопросы по прочитанному тексту; основываясь на понимании текста, подбирать к слову контекстный синоним;

 

 

 

 

 

соотносить события с предложенными в тексте датами;

 

 

 

 

 

анализировать данные столбчатых диаграмм;

 

 

 

 

 

соотносить информацию на диаграмме с табличными данными;

 

 

 

 

 

 ранжировать данные в определенном порядке.

 

 

 

12.  

К олимпийским вершинам.

Текст, таблица, ранжирование, столбчатая диаграмма.

анализировать текстовую информацию и на её основе заполнять таблицу; соотносить события, описанные в тексте, с данными таблицы;

 

 

 

 

 

ранжировать данные по заданному параметру;

 

 

 

 

 

строить столбчатую диаграмму по табличным данным.

 

 

13.  

Отправляемся в гости.

Таблица, расписание, информация на ж/д билете.

работать с табличными данными, самостоятельно устанавливая отношения между ними;

 

 

 

 

 

выполнять анализ и обобщение представленной информации;

 

 

 

 

 

анализировать информацию на ж/д билете и делать правильные выводы;

 

 

 

 

 

проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи.

 

 

14.  

Отправляемся в гости.

Таблица, цена, количество, стоимость.

работать с таблицами:

самостоятельно устанавливать отношения между данными, выполнять анализ, обобщение представленной информации;

 

 

 

 

 

проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи.

 

 

15.  

На рыбалке.

Таблица, легенда диаграммы, круговая диаграмма, билет на выставку.

анализировать данные, представленные в виде таблицы; строить круговую диаграмму; восстанавливать данные таблицы;

 

 

 

 

 

работать с несплошными текстами (инфографикой);

 

 

16.  

На рыбалке.

Таблица, легенда диаграммы, круговая диаграмма, билет на выставку.

находить информацию, представленную в неявном виде, и на ее основе отвечать на поставленные вопросы; определять, достаточно ли данных информации для решения учебной или практической задачи.

 

 

 

17.  

Мы - математики.

Рисунок,

таблица, информационная листовка, круговая диаграмма.

       проводить измерения геометрических фигур;

       анализировать полученные данные и на их основе

                                               производить вычисления;

 

 

18.  

Мы - математики.

Рисунок,

таблица, информационная листовка, круговая диаграмма.

       анализировать различного рода данные, представленные в виде таблицы;

       находить из различного рода источников ответы на вопросы;

       анализировать данные, представленные в виде круговой диаграммы.

 

 

19.  

Мы - исследователи.

Таблица, столбчатая диаграмма, круговая диаграмма, линейная диаграмма.

       анализировать данные, представленные в табличном формате, и на их основе, 

       достраивать столбчатую диаграмму;

 

 

20.  

Мы - исследователи.

Таблица, столбчатая диаграмма, круговая диаграмма, линейная диаграмма.

       дополнять легенду диаграммы;

       Достраивать круговую диаграмму;

       анализировать данные, представленные в виде линейной диаграммы,    и

делать правильные выводы

 

 

21.  

О чём расскажет упаковка?

Таблица, упаковки продуктов, линейная диаграмма, график, столбчатая диаграмма.

       интерпретировать данные, представленные в неявном виде;

       анализировать и обобщать данные, представленные в виде таблицы;

 

 

22.  

О чём расскажет упаковка?

Таблица, упаковки продуктов, линейная диаграмма, график,

       ранжировать значения, события, данные в определенном порядке;

       строить линейную диаграмму на основе проранжированных данных  

 

 

 

 

 

столбчатая диаграмма.

 

 

 

 

23.  

О чём расскажет упаковка?

Таблица,упаковки продуктов, линейная диаграмма, график, столбчатая диаграмма.

работать с графиками;  самостоятельно строить столбчатую диаграмму по табличным данным

 

 

24.  

По страницам Красной книги России.

Текст, кластер, инфогра-фика, столбчатая диаграмма.

находить в тексте информацию, представленную в явном виде;

составлять кластер на основе прочитанного текста;

 

 

 

 

 

находить необходимую информацию, представленную в инфографике;

 

 

 

 

 

строить столбчатую диаграмму на основе самостоятельно выполненных вычислений.

 

 

25.  

По страницам Красной книги России.

Текст, таблица, линейная диаграмма, ранжирование, план-схема.

находить в тексте

информацию, представленную в явном виде, и заполнять таблицу с данными; строить линейные диаграммы на основе самостоятельно заполненной таблицы;

 

 

 

 

 

ранжировать объекты, используя линейные диаграммы;

 

 

 

 

 

анализировать информацию, представленную в виде плана-схемы;

 

 

 

 

 

составлять собственный информационный объект.

 

 

26.  

По страницам

Красной книги Волгоградской области.

Текст, таблица, линейная диаграмма, ранжирование, план-схема.

находить в тексте

информацию, представленную в явном виде, и заполнять таблицу с данными; строить линейные диаграммы на основе самостоятельно заполненной таблицы;

 

 

 

 

 

ранжировать объекты, используя линейные диаграммы;

 

 

 

27.  

В цветочном магазине.

. Таблица, столбчатая

диаграмма,

инфографика, круговая диаграмма.

работать с табличными данными: находить ответы на поставленные вопросы; строить столбчатую диаграмму на основе самостоятельно выполненных вычислений;

 

 

 

 

 

различать круговые и столбчатые диаграммы;

 

 

 

 

 

заполнять на основе инфографики таблицу;

 

 

 

 

 

самостоятельно определять, какую информацию нужно и возможно разместить в таблице

 

 

28.  

В цветочном магазине.

. Таблица, столбчатая

диаграмма,

инфографика, круговая диаграмма.

 находить ошибки при выполнении заданий на построение диаграммы; самостоятельно определять вид диаграммы, с помощью которой наиболее точно можно представить необходимую информацию;

 

 

 

 

 

полностью самостоятельно строить столбчатую диаграмму.

 

 

29.  

В продуктовом магазине.

Инфографика, таблица, себестоимость, гистограмма.

интерпретировать данные, изображенные на рисунке, и на их основе заполнять таблицу, используя самостоятельно установленные отношения между данными;

 

 

 

 

 

соотносить информацию, представленную в таблице, с жизненной ситуацией

 

 

30.  

В продуктовом магазине.

Инфографика, таблица, себестоимость, гистограмма.

осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания;

 

 

 

 

 

анализировать инфографику и на основе ее данных заполнять таблицу;

 

 

 

 

 

самостоятельно строить столбчатую диаграмму

 

 

 

31.  

В продуктовом магазине.

Круговая диаграмма, таблица, инфографика, нестандартная столбчатая диаграмма, доля импорта.

 

анализировать данные круговой диаграммы и на основе полученной информации, используя самостоятельно установленные отношения между данными, заполнять таблицу.

 

 

32.  

В продуктовом магазине.

Круговая диаграмма, таблица, инфографика, нестандартная столбчатая диаграмма, доля импорта.

находить ответы на поставленные вопросы, используя дополнительные источники информации

(словари); работать с готовыми столбчатыми диаграммами: осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания, находить соответствие между числовыми значениями и их обозначением в легенде диаграммы;

 грамотно составлять вопросы по данным диаграммы

 

 

33.  

Готовим сами.

Таблица, инфографика, столбчатая диаграмма.

сравнивать информацию, представленную в табличном виде, и делать

соответствующие выводы;

 

 

 

 

 

анализировать инфографику и определять значимую информацию для выполнения учебной задачи.

 

 

34.  

Готовим сами.

Таблица, инфографика, столбчатая диаграмма.

заполнять таблицу на основе данных инфографики; работать с информацией в виде кластера и на ее основе самостоятельно строить столбчатую диаграмму.

 

 

35.  

Витамины.

Нестандартная линейная диаграмма, таблица, ранжирование, столбчатая диаграмма.

анализировать информацию, предъявленную в виде нестандартной линейной диаграммы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую; ранжировать данные по различным основаниям;

 

 

 

 

 

 грамотно составлять вопросы по изученной информации;

 

 

 

36.  

Витамины.

Полезная еда.

Нестандартная линейная диаграмма, таблица, ранжирование, столбчатая диаграмма.

       осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

       находить в табличных данных ответы на поставленные вопросы;

       находить в таблице информацию, представленную в явном и неявном видах, и на этой основе строить столбчатую диаграмму

 

 

37.  

По музеям и выставочным залам.

Билет в музей, таблица, круговая диаграмма.

       анализировать информацию, представленную в явном и в неявном видах;

       используя проанализированную информацию, отвечать

на вопросы и производить вычисления;

       работать с единицами измерения времени;

       применять математические знания для решения практических задач;

       пользоваться дополнительными источниками информации для заполнения таблицы;

       создавать легенду диаграммы и заполнять круговую диаграмму;

 

 

38.  

По музеям и выставочным залам.

Исследование, бланк опроса, столбчатая диаграмма, рассказ.

       работать в группе;

       выполнять различные роли в учебном сотрудничестве;

       проводить мини- исследование;

       анализировать самостоятельно полученные данные и на их основе строить диаграмму;

       строить грамотный, логически связный текст в письменной форме.

 

 

39.  

Осторожно, огонь!

Информационная

листовка, столбчатая диаграмма, таблица.

       анализировать информацию, предъявленную в виде инфо- графики;

       осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания.

 

 

 

40.  

Осторожно, огонь!

Информационная

листовка, столбчатая диаграмма, таблица.

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков; анализировать информацию, представленную в столбчатой диаграмме;

 

 

 

 

 

по данным диаграммы называть столбцы таблицы и вносить данные;

 

 

 

 

 

анализировать данные для того, чтобы определить их достаточность для выполнения учебного задания

 

 

41.  

В зоопарке.

Графики, таблица.

анализировать графики; по данным графиков вносить данные в таблицу;

 

 

 

 

 

давать логически обоснованные ответы на вопросы, используя данные графиков и таблицы;

 

 

 

 

 

сопоставлять табличные данные и делать выводы.

 

 

42.  

В зоопарке.

Текст, круговая диаграмма, таблица, ранжирование

осуществлять в тексте поиск информации, необходимой для выполнения учебного задания;

 

 

 

 

 

работать с дополнительными источниками информации;

 

 

 

 

 

анализировать данные круговой диаграммы и на их основе заполнять таблицу;

 

 

 

 

 

в процессе работы ранжировать данные по указанным признакам.

 

 

43.  

К космическим далям.

Рисунок, таблица, ранжирование, нестандартная диаграмма, круговая диаграмма, билет в планетарий.

находить в инфографике информацию для заполнения таблицы;

использовать дополнительные источники с целью поиска необходимой информации для выполнения учебного задания; ранжировать данные по различным основаниям.

 

 

44.  

К космическим далям.

Рисунок, таблица, ранжирование, нестандартная диаграмма, круговая диаграмма,

дополнять высказывания, используя данные инфографики; анализировать текстовую информацию и на ее основе создавать легенду и

 

 

 

 

 

билет в планетарий.

 

достраивать круговую диаграмму.

 

 

 

 

 

находить информацию, представленную в явном и неявном видах.

 

 

45.  

Горы России.

Схема, линейная диаграмма таблица, рассказ.

определять вид

информационного объекта; пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания.

 

 

46.  

Реки России.

Схема, линейная диаграмма таблица, рассказ.

определять вид

информационного объекта; пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания.

 

 

47.  

Реки России.

Схема, линейная диаграмма таблица, рассказ.

анализировать данные линейной диаграммы и на их основе заполнять таблицу (преобразовывать информацию из одной формы в другую);

 

 

 

 

 

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебного задания;

 

 

 

 

 

ранжировать данные по различным критериям;

 

 

 

 

 

отвечать на вопросы, самостоятельно выполняя вычисления на основе полученной информации;

 

 

 

 

 

находить информацию, представленную в неявном виде.

 

 

48.  

Реки России.

Столбчатая диаграмма, нестандартная столбчатая диаграмма.

определять ид диаграммы; реально оценивать свои возможности; пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания;

 

 

 

 

 

 находить информацию, предъявленную в неявном виде;

 

 

 

 

 

анализировать нестандартную линейную диаграмму, сопоставлять ее данные с данными столбчатой диаграммы и делать правильный вывод;

 

 

 

 

 

задавать логически правильные вопросы по изученной информации.

 

 

 

49.  

Волга. Каспийское море.

Столбчатая диаграмма, нестандартная столбчатая диаграмма.

определять вид диаграммы; реально оценивать свои возможности; пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания;

 

 

 

 

 

 находить информацию, предъявленную в неявном виде;

 

 

 

 

 

анализировать нестандартную линейную диаграмму, сопоставлять ее данные с данными столбчатой диаграммы и делать правильный вывод;

 

 

 

 

 

задавать логически правильные вопросы по изученной информации.

 

 

50.  

По морям и океанам.

Текст, круговая диаграмма, таблица, ранжирование, нестандартная линейная диаграмма.

находить ответы на вопросы, используя информацию, представленную в виде текста и диаграммы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую; использовать дополнительные источники информации для решениучебной задачи;

 

 

 

 

 

ранжировать данные по заданнм критериям; используя различные виды информации, работать с линейными диаграммами: дополнять легенду диаграммы

 

 

51.  

По морям и океанам.

Таблица, план рассказа, недостающие данные, кластер.

для решения учебной задачи пользоваться географическим атласом или картой; анализировать табличную информацию с целью определения недостающих данных;

 

 

 

 

 

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 

 

 

 

 

определять принадлежность информации, представленной с помощью кластера;

 

 

 

 

 

адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

 

 

 

52.  

По странам и континентам.

Карта, таблица, столбчатая диаграмма, текст.

работать с графическими объектами;

интерпретировать данные, изображенные на рисунке, и на их основе заполнять таблицу;

 

 

 

 

 

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 

 

 

 

 

строить столбчатые диаграммы по табличным данным;

 

 

 

 

 

находить в тексте информацию, представленную в явном виде;

 

 

 

 

 

использовать информацию для построения умозаключений;

 

 

 

 

 

использовать информацию для принятия решений.

 

 

53.  

По странам и континентам.

Таблица, рисунок, ранжирование, информационный объект.

работать с табличными данными;

работать с графическими объектами;

 

 

 

 

 

интерпретировать данные, изображенные на рисунке, и на их основе заполнять таблицу;

 

 

 

 

 

определять значимость информации;

 

 

 

 

 

ранжировать данные по заданным критериям.

 

 

54.  

По странам и континентам.

Россия.

Таблица, рисунок, ранжирование, информационный объект.

делать правильные выводы на основе проанализированной информации;

использовать информацию для построения умозаключений в форме вопросов;

 

 

 

 

 

создавать собственный информационный объект

 

 

55.  

Россия. Волгоградская область.

Таблица, рисунок, ранжирование, информационный объект.

делать правильные выводы на основе проанализированной информации;

использовать информацию для построения умозаключений в форме вопросов;

 

 

 

 

 

создавать собственный информационный объект

 

 

56.  

Проверь себя.

Тест, бланк самооценки навыков работы с информацией.

пользоваться ранее полученной информацией для выполнения учебного задания; анализировать свои навыки и способы выполнения учебных задач.

 

 

 

Используемая литература

 

1.                      Рабочая тетрадь: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 4 класс: Рабочая тетрадь / Автор-составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2016.

2.                      Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 4 класс. Программа / Автор- составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2016.

3.                      Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.

Волгоград: «Учитель», 2007

4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

6.                  Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,тЛ.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

7.                  Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей»,

2002

8.                  Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд- ности. — М., 2006.

9.                  Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

10.              Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

11.              Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995