(краткосрочная)
Составитель:
Учитель начальных классов
Богатова А.Н.
Абакан-2012
Оглавление:
1. Пояснительная записка с.3-4
2. Содержание блоков в программе с.4-5
2. Механизм реализации программы с.5-6
3. Ожидаемые результаты с.6
4. Ресурсное обеспечение с.7-10
5. Календарный план с.11-12
5. Приложение с.13-15
Пояснительная записка.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков за последние десятилетия состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возрастов ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья-с 60,9до 67,6, а имеющих хронические заболевания-15,9до 17%.
В настоящее время происходит процесс омоложения заболеваний. Наряду с огромным количеством врождённых заболеваний настоящей проблемой современных детей становятся такие болезни, как ожирение и отклонение в психическом развитии, хронический тонзиллит и близорукость, сколиоз, отмечается рост количества заболеваний сердечно- сосудистой системы. Как показывают исследования, почти половина современных школьников имеют пристрастие к алкогольным напиткам и сигаретам, растёт число детей, которые употребляют наркотики.
Все перечисленное доказывает, что дети нуждаются в летнем отдыхе как ни кто другой.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере с дневным пребыванием, который функционирует на базе школы. В нём отдыхают учащиеся младших и средних классов. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей с ослабленным здоровьем. В лагере проводятся мероприятия, нацеленные на популяризацию здорового образа жизни, созданы условия для оздоровления детей. Организована работа отрядов так, чтобы каждому ребёнку было интересно в лагере. Создаётся положительный эмоциональный заряд на последующий учебный год. Расширяются связи образовательного учреждения с семьёй и общественностью. Семья всегда была институтом первичной социализации. Происходящие с семьёй и в семье процессы, безусловно, отражаются на процессе становления личности. Возникающие в семье конфликты между родителями и детьми, младшими и старшими, конфликты между «старым» и «новым» усложняют процесс воспитания и социализации подрастающей молодёжи. В прежние же времена было проще, так как родители воспитывали детей так, как воспитывали их. Сейчас всё меняется. Меняется семья как институт социализации, меняются ценности общества, поэтому вовлечение родителей в совместную работу положительно скажутся на воспитании детей.
Уже несколько лет работает в лагере программа «Здоровячок», на базе которой в этом году создана программа «Воздушные охотники за бонусами», включающая в себя вопросы физического и психического здоровья, предполагающие установление гармонии с собой и с миром.
По продолжительности данная программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены, предназначена для учащихся в возрасте от 7-до 15 лет. При комплектовании лагеря особое внимание уделяется детям из неблагополучных, малообеспеченных, неполных семей, а также опекаемым детям и детям- сиротам.
Цель программы: охрана и укрепление здоровья учащихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, через взаимодействие школы с семьёй и общественностью, которое будет осуществляться по следующим направлениям:
- развитие творческого и спортивного потенциала развивающей личности ребенка;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- воспитание на ценностях культуры, нравственности, эстетики в условиях оздоровительного лагеря;
Задачи:
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. создать условия и поддерживать во временно организованном коллективе нравственно-психологический климат взаимопонимания, взаимоподдержки, доброты, творчества и радости;
2. создать условия для совместной воспитательной работы школы и семьи;
3. повысить уровень информированности учеников, их родителей и педагогов в вопросах сохранения здоровья путём использования различных форм и методов профилактической работы;
4. обеспечить права каждого ребёнка на сохранение своей индивидуальности, свободное выражение своих собственных взглядов и мнений, уважать его право на свободу мысли и решение.
5. спланировать и провести мероприятия так, чтобы они способствовали творческому развитию, росту спортивного потенциала и оздоровлению детей.
Содержание блоков в программе
Игровой блок: «Все за одного, один за всех»
Коммуникативные игры: «Клубочек», « Ветер дует на...», «Найди друга», «Сочини историю», «Есть или нет», «Меткий стрелок».
Творческие игры: «Море волнуется», «Ладонь в ладонь», «Живая скульптура», «Фантик для конфеты» «Тень», «Старая сказка с новым концом», «Передай жестами».
Развивающие игры: «Найди отличия», «Что появилось», «Солнце», «Камешки», «Заборчик».
Экологические игры: «Берегите воду», « Как вести себя в природе».
Подвижные игры: «Резиночка», «Игры с мячом», «Передай другому», «Круговорот». Занимательные викторины.
Настольные игры: теннис, рисование и другие занятия по интересам.
Спортивно- оздоровительный блок: «В здоровом теле здоровый дух».
Тонизирующий точечный массаж. Данный вид упражнений достаточно прост в исполнении. При точном, правильном использовании он способен оказать, наряду с лечебным, общеукрепляющее действие. Массируются наиболее биологически активные, общеукрепляющие точки.
Самомассаж. Он включает воздействия на уши и надбровья. Его примером может служить массаж ушей. Сначала оттягиваются уши вперёд (двумя руками), затем назад. При этом нужно медленно считать до десяти вначале с открытыми глазами, а затем - с закрытыми. Все это повторяется не менее шести раз. Затем следует шесть раз соединить мочку и край уха, после чего несколько раз подёргать за мочку уха, найдя на ней точку успокоения.
Релаксация. Цель этих упражнений - снять утомление, сформировать психологическую готовность к деятельности. Лучшего результата можно добиться, если делать эти упражнения под музыку, которая действует успокаивающе.
Упражнение для релаксации разделены на четыре группы:
-
для расслабления мышц рук.
«Поза покоя» - сесть ближе к краю стула,
опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка
расставить. Упражнения «Кулачки», Колени» и другие;
- для расслабления мышц ног и корпуса, живота. Упражнения «Штанга», «Кораблик», «Шарик», и другие;
- для расслабления речевого аппарата (губ, нижней челюсти, языка).Упражнения «Хоботок», «Лягушки» «Сердитый язык» и другие.
- Коррекционные упражнения. Тренировка и развитие отдельных органов и мышечных групп, координация движения. Упражнения направлены на укрепление рук, ног, шеи, спины профилактику нарушения зрения. «Обруч» - крутить на бёдрах воображаемый обруч. Амплитуда вращения максимальная. Упражнения «Цапля», «Скачки» и другие.
Познавательно- интеллектуальный блок (дополнительное образование): «От скуки бери дело в руки».
В лагере работают творческие мастерские: «Весёлая петелька», «Сундучок рукоделий», «Хореографический кружок», «Музыкальная нотка», бассейн.
Художественно- эстетический блок: «Дорогу осилит идущий».
Дети посещают театры, участвуют в конкурсах рисунков («День защиты детей», «Мы славим тебя, Россия»).
Механизм реализации программы на сезон 2007 года.
Игровой сюжет, как механизм реализации программы остается прежним, как и мероприятия организационного периода. Внесены изменения в мероприятия основного периода, но традиционными остаются праздники: Открытие спортивного сезона, День игр, День прыгуна, конкурс красоты, Аукцион талантов. Все отряды на время лагерной смены становятся воздушными экипажами, которые отправляются в путешествие по загадочным островам: остров Мудрейших, остров фантазий, Сказочный остров, Семейный остров, остров Древа жизни, остров Танцующих папуасов, остров Здоровяков, остров увлечений. У каждого экипажа своё название и отличительный знак: Стрела, Звёздный, Марсиане, Юпитер, Олимп, Земляне. На каждом острове живёт сказочный герой, у которого находятся воздушные бонусы. В процессе путешествия каждый экипаж на острове сталкивается с различными заданиями и за это получают бонусы. Во главе каждого экипажа стоит капитан, который управляет своей командой. Новый день в лагере начинается с построения, на котором капитаны получают карту.
После построения все дети идут на физическую разминку. Информация на день подаётся в необычных формах: пакет, письмо, телеграмма от президента страны, приходит сказочный герой. В конце каждого дня капитаны собираются на летучку, где подводятся итоги и подсчитываются бонусы. Каждый экипаж стремится в течение сезона получить как можно больше бонусов, чтобы в конце путешествия получить главный приз.
1. Подготовительный этап включает:
- подбор кадров для работы в лагере;
- комплектование отрядов;
- разработка документов, регламентирующих функциональные обязанности кадров.
2. Организационный этап включает:
- планирование групп, объединений;
- ознакомление с распорядком дня, выбора актива отрядов;
- выявление и постановка целей жизнедеятельности коллектива;
- формирование законов и условий совместной работы
- коллективная беседа в отрядах по технике безопасности, заполнение журнала инструктажа.
3. Основной этап включает:
- активное участие детей в жизни лагеря;
- включение воспитанников в КТД;
- учатся преодолевать трудные жизненные ситуации;
- укрепление здоровья детей;
- формирование полезных привычек;
- развитие творческих способностей детей.
4. Заключительный этап включает:
- торжественная церемония закрытия лагеря;
- награждение отличившихся детей грамотами
- награждение лучшего воспитателя и лучшего отряда.
Ожидаемые результаты.
1. Оздоровление детей, полноценный организованный отдых и повышение физического развития детей.
2. Развитие творческой активности каждого ребёнка.
3. Создание атмосферы безопасности и комфорта для детей.
4. Воспитание чувства коллективизма и индивидуальной ответственности за действия коллектива.
Ресурсное обеспечение
В реализации программы использованы следующие ресурсы:
1. Информационно- методическое обеспечение:
Литература:
1. Е.И. Гончарова, Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко.
Школьный летний лагерь. - М.2004.
2. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина.
Воспитательная работа в начальной школе. – Воронеж.2001
3. С.А. Шмаков. Нетрадиционные праздники в школе. – М. 1997
4. Журналы «Начальная школа» 1997 – 2004
5.Н.В. Елжова. Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах. – Ростов н/Д: Феникс, 2004
6. Т.М. Степанова. Игры и развлечения в летнем лагере. – Мн.: Изд.ООО «Красико - Принт», 2005
7. Л.Е. Артамонова. Летний лагерь: организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. 1-11 кл.- М.:ВАКО, 2006.
Интернет-ресурсы, инструкции, аудио-, видео- материалы.
2. Работа лагеря осуществляется на основе нормативно- правовых документов и действующих санитарных правил и норм по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия в детском образовательно-оздоровительном учреждении.
2.1. Инструкции должностных обязанностей.
Конвенция о правах ребёнка.20.11.1989г.
Закон РФ от 10.07.1992 г. «Об образовании».
Конституция РФ.1993г. ст.37
Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
Федеральный закон о государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений от 27.12.1996 г. №127
Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120 «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2.2. Сан ПиНы
2.3. Материалы по охране труда и технике безопасности.
2.4. Приказы начальника ГУО.
2.5. Приказы директора школы, локальные акты.
2.6. Приказы начальника лагеря.
2.7. Протоколы педсоветов, планёрок.
3. Материально- техническое обеспечение: для отрядов имеются игровые комнаты, столовая, бассейн. Были использованы актовый зал, большой спортивный зал, рекреация 1 этажа, кабинет хореографии. Игровые комнаты оборудованы настольными играми, библиотечками для чтения. Для проведения праздников и дискотек использовался музыкальный центр (караоке), телевизор, видеомагнитофон.
4. Кадровое обеспечение: профессиональная подготовка кадров создаёт атмосферу безопасности и комфорта для детей. В процессе работы с детьми специалисты лагеря выявляют проблемы детей и способы их решения.
Кадровый состав создаёт условия для реализации и самореализации каждой личности в лагере и учитывают индивидуальные качества и потребности.
1. Начальник лагеря: Соколова Л.Е.
2. Ст. вожатая: Чижова А.Н.
3. Воспитатели: Петраковская Л.М.
Симкина Н.Г.
Пооль Р.Е.
Тухватулина Р.А.
Шилова Н.В.
Авраменко Н.И.
Тайлакова Е.А.
4. Физрук: Каньшина Е. С.
5. Плаврук: Храпков П. П.
6. Психолог: Нарожная Л. Л.
7. Хореограф: Селиванова Л.П.
8. Музработник: Шурдисова Г.М.
9. Медработник: Орешкова И.В.
10.Педагог доп. образования: Филиппова О.В.
5.Для реализации программы необходимы финансовые ресурсы.
Вид |
Респуб. бюджет |
ФСС |
Местный бюджет |
Роди тель взнос |
Предпринима тель |
Итого |
Продукты питания |
|
60 х 135= 8100р. |
60х15= 900р |
|
|
9000р. |
Производственный контроль |
|
|
185р. |
|
550р. |
735р. |
Медосмотр
|
|
|
953р. |
|
|
953р. |
Укрепление мат. базы. Приобретение: Канц.товаров, расход материалов |
1000р |
|
|
|
|
1000р. |
Мед.аптечки
|
1000р |
|
|
|
|
1000р |
Моющих и дезодо-рирующих средств |
1000р |
|
|
|
|
1000р |
Культурно-досуговые мероприятия |
|
|
|
13500р
|
|
13500р |
Всего:
|
3000р |
8100р |
2038р |
13500р |
550р |
27188р |
Источники финансирования.
Календарный план работы пришкольного оздоровительного лагеря дневного пребывания « Воздушные путешественники»
Дата |
Общелагерные дела |
Отрядные дела |
01.06 |
Линейка знакомства Посещение праздника 1 июня. |
1. Подготовка к открытию лагеря, выборы командира экипажа, названия, девиза, песни. 2. Принятия правил поведения в отряде. 3. Игра «расскажи мне о себе». Занятия по интересам, игры. |
02.06 |
Остров открытия. |
1.Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровья». 2. « Ярмарка идей « (обсуждение плана работы отряда). 3.Занятия по интересам. |
03.06 |
Остров Нептуна. Банные сражения. |
1.Минутка здоровья « Как поднять настроение» 2.Подготовка к акции « Трудовой десант» (инвентарь, одежда, рукавицы и т.д.) 3.Игры на свежем воздухе. 4.Занятия по интересам. |
04.06 |
Музыкальный остров.
|
1.Минутка здоровья «Советы доктора Воды» 2. Занятия по интересам |
05.06 |
Остров «Древо Жизни» |
1.Минутка здоровья «Волшебная сила спорта» 2.Игры, конкурсы. |
06.06 |
Остров прыгунов |
1.Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь» 2. Подготовка к мероприятию «День перевёртышей» 3.Игра «Поделись секретом» |
07.06
|
Остров неожиданностей.
|
1.Минутка здоровья «Гигиена тела» 2. Подготовка к празднику «Мы за здоровый образ жизни» |
9.06
|
Остров здоровяков. |
1.Минутка здоровья «Чтобы зубы были крепкими» 2.Подготовка к празднику «Мы славим тебя, Россия!» |
10.06 |
Остров патриотов. «Мы славим тебя, Россия!» |
1.Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки ». 2. Игры на воздухе. |
11.06 |
Остров Спарты. |
1.Минутка здоровья «Твой режим дня на каникулах». 2.Посиделки в кругу друзей. |
13.06 |
Остров семейных традиций.
|
1.Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию» (беседа о здоровой пище) 2. Подготовка к празднику «Алло, мы ищем таланты» |
14.06 |
Остров талантов. «Алло, мы ищем таланты» |
1 Минутки здоровья «Вредные привычки» 2..Подготовка к мероприятию «День перевёртышей» |
16.06 |
Остров перевёртышей. |
1.Минутка здоровья «Правила бережного отношения к глазам» 2.Час творчества. |
17.06 |
«Кто быстрее» Конкурс по ПДД |
1.Минутка здоровья «Берегите зубы» 2.Посещение ДЦ «Юный умелец» 3.Подготовка к танцевальному марафону |
18.06 |
Танцевальный марафон |
1.Минутки здоровья «Как ухаживать за волосами» 2.Подготовка к мероприятию «Сказка, сказка, приходи!» |
19.06
|
Сказочный остров. |
1.Минутки здоровья «Зелёная аптека» 2.Подготовка к мероприятию «Здравствуйте, дорогие гости!» |
20.06 |
Остров этикета. «Здравствуйте, дорогие гости!» |
1.Минутки здоровья «Гигиена в доме» 2.Подготовка к закрытию лагеря. 3. Подбор стихотворений. |
21.06 |
Остров отважных. День памяти и скорби |
1 Минутки здоровья «Польза витаминов» |
23.06 |
Закрытие спортивного сезона |
1. Минутки здоровья «Спорт в нашей жизни». 2.Подготовка к мероприятию «Мисс и мистер лагеря». |
24.06 |
Остров красоты. Мисс и мистер лагеря |
1. Минутки здоровья «Известные спортсмены». 2. Подведение итогов. |
25.06 |
Закрытие лагеря |
1 Минутки здоровья «Мой рост, мой вес» |
Приложение.
Тест №1.
Чему научился за сезон?
1. Что запомнилось больше всего?
2. Что не понравилось?
3. О чём сожалеешь, покидая лагерь?
4. Какие отрядные дела понравились?
5. Появились ли в лагере новые друзья?
6. Какие способности открыл или сумел развить в лагере?
Методика «Наши отношения»
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Процедура: каждому члену коллектива предлагается самостоятельно отметить номера тех утверждений, с которыми он согласен.
Набор утверждений для изучения дружбы, сплоченности (или конфликтности):
Наш отряд очень дружный и сплоченный.
В нашем отряде нет ссор, и конфликтов.
В нашем отряде иногда бывают ссоры.
Наш отряд недружный. Часто возникают ссоры.
Наш отряд очень недружный.
Набор утверждений для выявления состояния взаимопомощи (или ее отсутствия):
В нашем отряде принято помогать без напоминания.
В нашем отряде помощь оказывают только своим друзьям
В нашем отряде помогают только тогда, когда об этом попросишь сам.
В нашем отряде помощь оказывается только тогда, когда требует воспитатель.
В нашем отряде не принято помогать друг другу.
В нашем отряде отказываются помогать друг другу.
Те суждения, которые отмечены большинством воспитанников, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе отряда. В то же время мнение конкретного воспитанника показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.
Определение ведущих мотивов воспитанников
Процедура: воспитанникам предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в деятельности. Для ответа используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 - привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности?
Интересное дело.
Возможность общения с разными людьми.
Возможность помочь товарищам.
Возможность передать свои знания.
Возможность творчества.
Возможность приобрести новые знания, умения.
Возможность руководить другими.
Возможность участвовать в делах своего отряда.
Возможность заслужить уважение товарищей.
Возможность сделать доброе дело для других.
Возможность выделиться среди других.
Возможность выработать у себя определенные черты характера.
Обработка данных: для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) общественные мотивы (3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (1, 2, 5, 6, 12);
в) престижные мотивы (7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия воспитанников в деятельности.
Определение творческих наклонностей у школьников
Инструкция: внимательно прочитай каждый вопрос. Отметь словами «да» и «нет» номера утверждений, в соответствии с тем, верно оно или нет по отношению к тебе.
Я люблю сочинять собственные песни.
Я люблю гулять один.
Я задаю много вопросов.
Сочинение рассказов и сказок – пустое занятие.
Я люблю, чтобы у меня был только один или два друга.
Я ничего не имею против, если иногда меняются правила игры.
У меня есть несколько действительно хороших идей.
Я люблю рисовать.
Я люблю вещи, которые трудно делать.
Солнце на рисунке должно быть всегда желтым.
Я люблю все разбирать, чтобы знать, как это работает.
Мне больше нравилось раскрашивать картинки в книжках, чем рисовать самому.
Легкие загадки – самые интересные.
Я люблю узнавать новое о животных.
Я не люблю, когда другие задают много вопросов.
Трудно найти себе занятие, когда находишься один.
Я люблю рассказы о далеком прошлом.
Я охотнее играю в старые игры, чем в новые.
Когда я хочу что-то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от этой идеи и берусь за что-нибудь другое.
Я всегда люблю проводить время с друзьями, а один не люблю.
Обработка данных: баллы определяются следующим образом: 1 балл за положительный ответ и 0 баллов за отрицательный в вопросах 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 11, 14, 17. 1 балл за отрицательный ответ и 0 баллов за положительный в вопросах 4, 5, 10, 12, 13, 15, 16, 18, 19, 20.
Склонность к творчеству складывает из таких его качеств как разнообразие интересов, независимость, гибкость ума, любознательность, настойчивость. Определить количество баллов по каждому параметру и сравнить с максимально возможным числом баллов.
Разнообразие интересов – 1, 4, 8, 14,17. Независимость – 2, 7, 10, 12, 16, 20. Гибкость – 5, 6, 18. Любознательность - 3, 11, 15. Настойчивость – 9, 13, 19.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.