ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУПЫ РИСКА
Ведение.
Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска, следующие:
· выявление неблагополучных семей, способных принять социально-психологическую помощь, определение причин семейного неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;
· содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
· помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
· предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности (средствами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, консультативной помощи);
· психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;
· профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
· работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях:
· Конвенция о правах ребенка;
· Закон РФ "Об образовании";
· Семейный кодекс РФ;
· Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе";
· Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ФЗ № 120 от 24.06.1999 в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ);
· Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011).
Основные усилия педагога-психолога направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается психологическое сопровождение образовательного процесса, профессионального самоопределения, а также создание комфортной, эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом коллективе.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа включает следующие основные составляющие:
Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. В условиях общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования.
1. Работа с семьей, направленная на повышение психологической компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми строится с использованием приемов семейного консультирования и представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры в общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на процесс социализации детей.
2. Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с детьми и родителями.
Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу - психологу в случаях:
· наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т. д.);
· появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);
· употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ;
· кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию подростка.
«Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д.
Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.
Социально запущенные дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др.
Девиантное поведение – это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе
Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение – это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.
Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося.
Различают три вида антиобщественного поведения: аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение; преступное – нарушение уголовно-правовых норм.
Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.
Основные направления деятельности психолога:
· диагностическое
· коррекционное
· профилактическое
· просветительское
Важной задачей в работе выступает оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. Использование такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся проективные методы (например, рисунок «семья», незаконченные предложения).
Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, воспитателя и учителя.
Различные диагностические приемы, такие как, портрет моей семьи, несуществующее животное и др., помогают школьному психологу выявить, прежде всего, возможные причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов.
Так как у детей "группы риска" наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве. Использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля.
Методы и приемы психолого-педагогического воздействия
при сопровождении детей "группы риска"
Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на детей "группы риска" необходимо определить причины поведения и поступков ученика.
Созидательные педагогические приемы содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта. К ним относится:
· проявление доброты, внимания, заботы;
· просьба;
· поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);
· "авансирование" личности – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;
· обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива;
· прощение; проявление огорчения;
· проявление умений учителя, его мастерство.
Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения:
· убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты педагога;
· доверие;
· моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
· вовлечение в интересную деятельность;
· нравственное упражнение.
Приемы, построенные на понимании динамики чувств и интересов ученика:
· опосредование. Воспитатель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через какое-то промежуточное звено;
· фланговый подход. Воспитатель, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые побуждают к хорошему поведению;
· активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.
Прямые и косвенные, тормозящие приемы:
· констатация поступка. Прямая констатация поступка – это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация – высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен;
· необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе);
· осуждение – открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм;
· наказание. Действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;
· предупреждение;
· проявление возмущения.
Так как сегодня является приоритетным личностно-ориентированное образование, то в работе нужно опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое.
Задачей индивидуального подхода является: наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности.
Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.
Работа педагогов с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию у детей самоконтроля, саморегуляции в условиях контроля со стороны учителя. Опираясь на зону ближайшего развития ребенка легче работать с учащимися "группы риска". Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития.
Основные направления работы психолога с детьми, находящимися в зоне риска
Диагностика |
|
Специально- |
Количественная и
качественная психологическая диагностика проблем школьного детства (в форме
тестов, бесед, опросов, наблюдения) |
Консультирование детей, родителей, педагогов |
|
Специально- |
Индивидуальное и
групповое психологическое консультирование для педагогов, родителей, учащихся
конкретной группы риска |
Коррекционно-программное обеспечение
индивидуальной работы |
|
Специально- |
Реализация индивидуальных
психолого-педагогических программ работы с ребенком конкретной группы риска |
Программа коррекционной работы |
На основе комплексной психокоррекционной программы профилактики «Агрессия и насилие в подростковой среде» К.А.Воробьева |
Профилактическое направление психолого-педагогической деятельности |
|
Специально- |
Разработка и реализация психопрофилактических программ, направленных па повышение самооценки школьников, профилактику социального неблагополучия, снижение школьной тревожности и неуспешности, повышение социально-психологической адаптации к меняющимся условиям жизни |
Резюмируя все вышеописанное, можно сделать следующие выводы:
· Родители и школа обязаны создать ребенку нормальные условия для его жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствие адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.
· Адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в группу риска, где существует реальная угроза для его жизни, здоровья, судьбы.
Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска, позволяет составить целостное представление об основных трудностях, возникающих у детей школьного возраста, и тем самым дает возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач, преследующих ребенка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей и их благополучную социализацию.
Педагог-психолог Медведева А.Д.
Приложение 1
СПИСОК ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА
ФГБОУ «МЦО «Интердом» имени Е.Д. Стасовой»
(наименование образовательного учреждения)
N п/п |
Ф.И.О. |
класс, классный руководитель |
Домашний адрес (телефон) |
Ф.И.О. родителей (телефон) |
1. |
Акило Микель |
3А |
|
|
2. |
Тумгоева Хади |
3А |
|
|
3. |
Беков Магомед |
3Б |
|
|
4. |
Гулемина Дарина |
4А |
|
|
5. |
Исогибе Эммануэль |
6Б |
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Психологическое сопровождение детей группы риска
Возрастные периоды |
«Группа риска» |
психодиагностика |
Коррекционно – развивающая работа |
Работа с родителями |
Работа с педагогами |
2-3 кл |
|
|
Продолжение диагностической и психокоррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в общении, интеллектуальной сфере (интеллектика), тревожными детьми (по необходимости) |
|
|
4 кл. |
Дети с низким уровнем готовности к переходу в среднюю школу, т. е. тех детей, для которых обучение в 5-м классе может вызвать определенные трудности, связанные как с низким уровнем предшествующего развития, так и с нереализованными возможностями. |
Методика Т.И.Юферовой; Использование метода наблюдения для определения психологических особенностей младших школьников, "обучение" составлению индивидуальных психолого-педагогических карт (карта наблюдений Д.Стотта) |
Программа психокоррекционной работы с детьми "группы риска". Привлечение детей "группы риска" к участию в воспитательных мероприятиях, содействующих проявлению познавательной активности, обеспечивающих переживание успеха. |
Консультирование родителей. |
Консультирование педагогов. |
5 кл. |
Дети, испытывающих трудности адаптационного периода, имеющие высокий уровень тревожности. |
Тест тревожности Филлипса; анкетирование учащихся с целью определения отношения к школе; проективные методики; Диагностика межличностных отношений в классе (социометрия и ее варианты) и статусного положения ребенка в группе сверстников. Диагностика «Цветные письма» |
Коррекционно – развивающие занятия по снижению уровня тревожности. «пятиклассник». «Программа занятий по снижению школьной тревожности с использованием рисуночных методик». |
Консультирование. "Психологические особенности детей 10-12 лет в переходный период. Модель общения взрослого с подростком". Общешкольное родительское собрание «Возрастные особенности детей, мотивация». |
Выступление на МО «Дети группы риска. Адаптация пятиклассников». Анализ эффективности работы учителей-предметников по преодолению трудностей адаптации у обучающихся» |
6-8 кл. |
подростки с явлениями психической неустойчивости. Подростки "группы риска" с преобладанием явлений аффективной возбудимости. Подростки с ЗПР; подростки, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения; дети из неблагополучных семей; педагогически запущенные дети. |
метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов. Тест эмоций Басса – Дарки. Проективные методики «Несуществующее животное», «Рисунок семьи». Изучение характера отношений с социальным окружением и с самим собой, возрастную динамику "образа – Я", особенности личностной саморегуляции (по опыту Т.В.Снегиревой, М., 1987) с помощью школы социально-психологической адаптированности (СПА). |
группы социально-психологического тренинга общения. Программа факультативного курса «Психологический практикум» в 6-8 классах компенсирующего обучения (120 часов); |
Индивидуальное консультирование родителей. |
|
9-11 кл |
|
Диагностика общих способностей, профессиональных предпочтений и возможностей учащихся (анкеты, ДДО, профкарты и др.) Диагностика сформированности осознанной саморегуляции; овладения ее механизмами и средствами (опросник "Саморегуляция" по А.К.Осницкому, Т.В.Снегиревой, М., 1987 год). виды социальной (личностной) направленности характерны для старшеклассников (опросник "СН" - адаптированный вариант методики В.Басса, В.Смекала, И.Кучера). Диагностика ценностных ориентаций и их влияния, на выбор профессии (методика М.Рокича, адаптированная Б.С.Кругловым.) |
Программа, направленная на формирование временной перспективы, изменения в структуре мотивационной сферы, на развитие способности к организации своего времени, временной компетентности. Реализация программы «Психология и выбор профессии». |
Консультация для родителей: “Психологические основы профориентации в семье" (по итогам диагностики). Родительские собрания «помощь родителей при подготовке к ЕГЭ». |
|
Педагог-психолог Медведева А.Д.
Приложение 3
Личное дело
учащегося, требующего индивидуального подхода
к обучению и воспитанию
_________________
Дата заполнения
Имя__________________________
Дата рождения________________
Национальность_______________
Домашний адрес_______________
_____________________________
Состав семьи:_________________
Мать_______________________________________
Ф.И.О.
___________________________________________
Место работы
Отец_______________________________________
Ф.И.О.
___________________________________________
Место работы
Педагогическая
характеристика____________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психологическая характеристика___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Причина постановки на учёт________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проводимая индивидуальная работа ( кем и что конкретно)______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инд.беседы_________________________________________________________________________
Посещения на дому___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Приглашение
на Совет профилактики____________________________________________________
в КДН и ЗП при администрации _____________________________________
в ПДН ОВД ____________________________________________________
Посещение кружков по интересам и спортивных секции________________________________________
__________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.