Программа психологического курса в лагере с дневным пребыванием детей «Привычки моего здоровья»
Оценка 4.7

Программа психологического курса в лагере с дневным пребыванием детей «Привычки моего здоровья»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 4
3 кл—5 кл
25.05.2022
Программа психологического курса в лагере с дневным пребыванием детей  «Привычки моего здоровья»
Программа «Привычки моего здоровья» способствует углублению и расширению знаний учащихся о физиологии и гигиене питания как основной составляющей здорового образа жизни, содействует формированию этического, рационального подхода к своему здоровью.
программа лагерь.docx

                                                                                                                                                «Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 36

______________Гутова Е.Б.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36

 

 

 

 

 

программа психологического курса

в лагере с дневным пребыванием детей

 «Привычки моего здоровья»

 

 

 

 

 

Составила:

 педагог-психолог

Медведева Н.Н.

                                                                             

Г. Комсомольск-на-Амуре

2021 г.

 

Пояснительная записка

В основе программы психологического курса «Привычки моего здоровья» лежит второй модуль программы «Разговор о правильном питании», разработанной в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования под руководством директора института, академика Российской Академии Образования Российской Федерации М. М. Безруких и  консультационной  поддержке Института питания РАМН.

Программа «Привычки моего здоровья» предназначена для учащихся 3-5 классов, которые уже имеют достаточно высокий уровень умственного и физического развития, опыт самореализации, осознают значение здоровья для долгой и продуктивной жизни. Находясь на конвекционном, соглашательском уровне нравственности, они подчиняются этнокультурным требованиям. И именно это, а также инстинкт самосохранения являются главной мотивацией в вопросах собственного здравоохранения.

Программа «Привычки моего здоровья» способствует углублению и расширению знаний учащихся о физиологии и гигиене питания как основной составляющей здорового образа жизни, содействует формированию этического, рационального подхода к своему здоровью.

Цель программы: «Привычки моего здоровья»: углубить и расширить знания учащихся о физиологии, гигиене и санитарии процесса питания, способствовать формированию правильного пищевого поведения, содействовать воспитанию физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных качеств.

Задачи:

Ÿ  воспитывать у учащихся навыки правильного пищевого поведения, как основы для формирования стиля здоровой жизни подростка;

Ÿ  способствовать пониманию вреда некоторых привычек (гиподинамии, курения, употребления алкоголя, нарушения режим питания, труда, отдыха, длительной работы у компьютера);

Ÿ  подвести к сознательному пониманию необходимости выработки полезных привычек, способствующих сохранению здоровья;

Ÿ  способствовать развитию навыков научно-исследовательской деятельности для более эффективной социальной адаптации;

Ÿ  продолжить дальнейшее формирование универсальных учебных действий: логически мыслить, делать выводы, работать с источниками информации.

Основные формы и направления педагогической работы

Данный курс «Привычки моего здоровья» реализуется в учебно-воспитательной работе пришкольного лагеря.

Для эффективной реализации программы используются разнообразные виды занятий:

Ÿ  занятия с дидактическими настольными и интерактивными играми;

Ÿ  практические занятия;

Ÿ  праздничные мероприятия;

Ÿ  экскурсии.

Реализация курса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС НОО.  Проблемный, частично-поисковый методы обучения, метод проектов являются ведущими.

Для успешной реализации программы «Привычки моего здоровья» разработан УМК, который содержит рабочую программу, учебно-тематическое планирование деятельности учащихся по формированию УУД, набор дидактических игр, собрана коллекция интерактивных средств обучения.

Для повышения мотивации учащихся к изучению курса - введены элементы игры. Каждое занятие начинается с какой – либо истории о Вини-Пухе и его друзьях, что делает его интересным и более познавательным.

Большое значение при реализации курса уделяется совместной работе с социальными партнерами, поддерживаемыми школой.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения программы «Привычки моего здоровья» является формирование следующих умений:

-       Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

-  Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-   Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Привычки моего здоровья» является формирование следующих универсальных учебных действий.

 Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;

-   Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

-  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

-  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний;

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план;

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

Предметными результатами изучения курса «Привычки моего здоровья» является формирование следующих умений:

- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, полезного меню, правильного пищевого поведения и т.д.);

- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения;

- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

- объяснять, какие интересы в культуре питания объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны.     

После изучения данного курса у учащихся, на основе идей материалистичности мира, сформируются гигиенически ориентированные мотивы пищевого поведения, необходимые для бережного и рационального отношения к своему здоровью; навыки работы с дополнительными источниками информации, ведения исследовательской деятельности и другие социальные компетентности.

 

 


                    Реализация содержания психологического курса «Привычки моего здоровья»

 

 

Тема/форма проведения

задачи

УУД

Методологическая основа

День 1.

 

Урок-игра «Давайте познакомимся». Знакомимся с новыми друзьями: Винни-Пухом, Совой, Пятачком, осликом Иа и их отношением к здоровому и полезному питанию.

Обобщить имеющиеся представления о правилах питания; развить представление о роли правильного питания для здоровья; воспитывать культуру в выборе пищи.

Личностные УУД: ребята определяют свое отношение к правильному и полезному питанию; устанавливают смысл «Разговора о правильном питании»

Модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина

День 2.

 

Урок – исследование «Из чего состоит пища». 

Знакомство с основными питательными веществам: белками, жирами, углеводами, минеральными веществами являются дети, которых сопровождают Винни-Пух и его друзья.  Все работают в группах и выявляют   содержание и значение в продуктах основных питательных веществ. Итог работы – проект «Витаминки в гостях у Винни-Пуха»»

Формировать представления об основных питательных веществах и их роли для организма человека, продуктах и блюдах – источниках питательных веществ;

Формировать представления о важности разнообразного питания для здоровья человека;

Воспитывать культуру в выборе пищи

Познавательные УУД:

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения проекта.

Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение, договариваются и приходят к общему решению, каким должен быть проект.

Регулятивные УУД: дети оценивают собственные действия и результат своих действий – проект.

Методика выявления характера атрибуции успеха - неуспеха

День 3.

 

Урок – игра «Что нужно есть в разное время года».

Винни-Пух и его друзья вместе с ребятами «приходят в гости» к разным временам года и проводят игру «У кого в гостях лучше всего». Затем, работая по группам, защищают мини-проекты о самой полезной пище в разное время года.

Формировать представление о сезонности питания – рационе питания в жаркое и холодное время года; расширять представления о значимости разнообразного питания;

Воспитывать культуру в выборе пищи.

Познавательные УУД: дети

строят рассуждения в форме связи простых суждений о полезной пище в разное время года.

Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение, договариваются и приходят к общему решению, какими должны быть мини – проекты.

Регулятивные УУД:

Ребята выделяют моральное содержание игры; оказывают  взаимопомощь, как основание построения межличностных отношений.

Модифицированная задача Ж. Пиаже

День 4.

 

Практическое занятие «Как правильно питаться, если занимаешься спортом».

Винни-Пух и его друзья с помощью машины времени попадают в Древнюю Спарту и участвуют в спортивных соревнованиях. Им предстоит опасное и удивительное приключение. Ребята приходят на помощь своим новым друзьям.

Развивать представление о зависимости рациона питания от физической активности человека;

Развивать представление о важности занятий спортом для здоровья;

Воспитывать культуру в выборе пищи

Познавательные УУД: осуществляют поиск информации о Древней Спарте с помощью Интернета;

Коммуникативные УУД: учитывают различные точки зрения и приходят к общему мнению, как помочь своим друзьям;

Регулятивные УУД:

производят действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений Винни-Пуха и его друзей. 

По методике «Проба на внимание» П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой

День 5.

 

Экскурсия в школьную столовую.  «Где и как готовят пищу».

Винни-Пух, Пятачок и ребята идут в гости к Кролику, который предлагает поучаствовать в приготовлении угощения. С Винни-Пухом происходят различные неприятные и опасные происшествия на кухне. Ребята приходят на помощь Винни-Пуху.

 

Формировать представление об основных правилах гигиены и техники безопасности, которые необходимо соблюдать на кухне во время приготовления пищи;

Развивать интерес и желание участвовать в приготовлении пищи, помогать родителям на кухне;

Воспитывать культуру в выборе пищи.

Познавательные УУД: ребята ищут информацию о приготовлении различных блюд, выстраивают логический ход своих действий.

Коммуникативные УУД: договариваются в группах о том, какую информацию необходимо узнать;

 Регулятивные УУД: контролируют свои действия.

Методика А.З. Зака

 

День 6.

 

Практическое занятие: «Как правильно накрыть стол.

Как правильно вести себя за столом»

Развивать представление о правилах сервировки стола;

Развивать желание и готовность помогать родителям по дому;

Воспитывать культуру в выборе пищи.

Познавательные УУД: ребята вырабатывают программу действий как помочь Винни-Пуху.

Коммуникативные УУД:

Высказывают различные мнения и приходят к общему решению поставленной задачи.

Регулятивные УУД: контролируют свои действия

Методика А.З. Зака

 

День 7.

 

Он-лайн экскурсия на молокозавод: «Молоко и молочные продукты».

Винни-Пух и ослик Иа спорят о том, какое мороженое самое вкусное. Ребята и друзья Винни-Пуха рассказывают о полезных свойствах различных молочных и кисломолочных продуктов.

Развивать представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; расширять представление об ассортименте молочных продуктов, их пользе;

Воспитывать культуру в выборе пищи

Познавательные УУД: ребята участвуют в исследовании молочных и кисломолочных продуктов.

Коммуникативные УУД: в ходе беседы приходят к единому мнению о пользе молока.

Регулятивные УУД: оценивают свои знания с помощью теста

Модифицированная методика по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой

День 8.

 

Экскурсия в пекарню: «Блюда из зерна»

Развивать представление о продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна, как обязательном компоненте ежедневного рациона;

Развивать представление о пользе и значении продуктов и блюд, приготавливаемых из зерна;

Расширять представление об ассортименте зерновых продуктов и блюд;

Воспитывать культуру в выборе пищи

Познавательные УУД: участвуют в открытии знаний о широком ассортименте зерновых продуктов.

Коммуникативные УУД: выстраивают логические вопросы, участвуют в беседе с работниками хлебозавода.

Регулятивные УУД: анализируют полученные знания и делают проект «Винни и злаки»

По методике «Левая и правая стороны» Пиаже

День 9.

 

Видео лекция «Какую пищу можно найти в лесу?»

Формировать представление о дикорастущих съедобных растениях, их полезности;

Расширять представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих съедобных растений;

Расширять представление о разнообразии и богатстве растительных пищевых ресурсов своего округа;

Воспитывать культуру в выборе пищи

Познавательные УУД: «открывают» для себя новые знания о полезности дикоросов, о калорийности грибов, добывают информацию о значении слова «бортник».

Коммуникативные УУД: ребята стараются договориться и совместно придумать самое изысканное лесное меню для медвежонка.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимают оценку жюри и сравнивают свою работу с работами других команд.

Модифицированная методика «Кто прав» Цукерман Г.А.

День 10.

 

Урок-игра «Кулинарное путешествие по России»

Формировать представление кулинарных традициях и обычаях как составной части культуры народа;

Расширять представление о кулинарных традициях и обычаях области, в которой проживает ученик, а также о традициях и обычаях, сложившихся в других регионах нашей страны;

Воспитывать культуру в выборе пищи

Познавательные УУД: ребята узнают о кулинарных традициях нашего края.

Коммуникативные УУД: договариваются о правилах совместной работы над проектом.

Регулятивные УУД: принимают установленные правила в работе над проектом «Кулинарное путешествие по России»

Модифицированная  методика организации сотрудничества Бурменской

День 11

Практическое занятие «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»

Винни-Пух расстроен: у него закончился мед. Ребята и друзья Винни помогают медвежонку приготовить различные блюда из небольшого количества продуктов.

Расширять представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных «обычных» продуктов;

Развивать интерес к приготовлению пищи;

Воспитывать культуру в выборе пищи.

Познавательные УУД: ребята исследуют, что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

Коммуникативные УУД: учитывая различные мнения, договариваются в командах о дальнейшей совместной работе по созданию меню.

Регулятивные УУД: выслушав мнение жюри, команды адекватно относятся к результатам своей работы.

Модифицированная методика организации сотрудничества Цукерман Г.А.

День 12

Урок-путешествие: Итоговое занятие «По дорогам правильно-го питания»

Обобщить полученные знания о полезном и правильном питании;

Закрепить представления о здоровой пище и соблюдении правил поведения за столом;

 

Познавательные УУД: придумывают конкурсы, готовят задания для команд, подбирают музыкальное сопровождение путешествия;

Коммуникативные УУД: с помощью различных точек зрения приходят к общему решению поставленной задачи (проведению путешествия);

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль проведения путешествия; после проведения путешествия анализируют успехи и неудачи

Модифицированная  методика организации сотрудничества Цукерман Г.А.

 

Результативность:

Оценка результативности образовательного процесса осуществляется на занятиях разными способами. Конечный продукт каждого занятия (творческая работа, мини-проект, авторские блюда, составленные меню и т.д.) оцениваются не только педагогом, детьми, но и социальными партнерами. В заключение всего курса проводится итоговый тест. 

По итогам изучения каждой темы учащиеся заполняют таблицу индивидуальных достижений для своего портфолио, заполняют книгу для записи рецептов.

Список источников:

     1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

     2. Соковня - Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков с методикой преподавания медицинских знаний / Соковня - Семенова И.И. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 144 с.

   3. Фомин Н.А. Физиология человека / Н.А. Фомин. - М.: Просвещение; Владос, 2015. -416.с.

     4. Хрипкова А. Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша/   А.Г.

         Хрипкова, Д.В. Колесов. – М.: Просвещение, 2012. – 207 с.

5.     Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. – М.: Просвещение, 2018. -198с

6.     Хрипкова А.Г., Колесов Д.В., Миронов В.С., Шепило И.Н. Физиология человека / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов, В.С. Миронов, И.Н.Шепило. М.: Просвещение, 2016. – 159 с.

7.     Воронин Л.Г.  Физиология высшей нервной деятельности и психология / Л.Г. Воронин, В.Н. Колбановский, Р.Д. Маш. - М.: Просвещение, 2017. 223 с.

8.     Солодова Е. А., Богданова Т.Л. Биология: учебное пособие: в 3 ч.Ч.3. Анатомия, физиология и гигиена человека / Е.А.Солодова.: Вентана-Граф, 2017

9.     Сост. к.п.н. Грузина И.В. Праздник в начальной школе. Сборник сценариев-М. «Издат-школа 2000»,2005г.-160 с.

10.  Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы, викторины: Для учащихся 1-5 классов.-2-е изд.,-М,: Рольф, 2002.-304 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 36 ______________Гутова

Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 36 ______________Гутова

Пояснительная записка В основе программы психологического курса «Привычки моего здоровья» лежит второй модуль программы «Разговор о правильном питании», разработанной в

Пояснительная записка В основе программы психологического курса «Привычки моего здоровья» лежит второй модуль программы «Разговор о правильном питании», разработанной в

Основные формы и направления педагогической работы

Основные формы и направления педагогической работы

Большое значение при реализации курса уделяется совместной работе с социальными партнерами, поддерживаемыми школой

Большое значение при реализации курса уделяется совместной работе с социальными партнерами, поддерживаемыми школой

Познавательные УУД : - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать , какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; -

Познавательные УУД : - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать , какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; -

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

Реализация содержания психологического курса «Привычки моего здоровья» №

Реализация содержания психологического курса «Привычки моего здоровья» №

Затем, работая по группам, защищают мини-проекты о самой полезной пище в разное время года

Затем, работая по группам, защищают мини-проекты о самой полезной пище в разное время года

День 5. Экскурсия в школьную столовую

День 5. Экскурсия в школьную столовую

Развивать представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; расширять представление об ассортименте молочных продуктов, их пользе;

Развивать представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона; расширять представление об ассортименте молочных продуктов, их пользе;

Воспитывать культуру в выборе пищиПознавательные

Воспитывать культуру в выборе пищиПознавательные

День 11 Практическое занятие «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»

День 11 Практическое занятие «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»

Список источников: 1.

Список источников: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2022