ФЕДЕРЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» «ИНТЕРДОМ» ИМ. Е.Д. СТАСОВОЙ»
Программа психологического сопровождения
одаренных детей
« Точка опоры»
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности.
Президентская программа «Дети России».
Составили:
педагог-психолог: Медведева А.Д.
педагог-психолог: Фролова В.В.
Иваново 2018г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ |
|
Наименование программы |
«ТОЧКА ОПОРЫ» |
Составители: |
Медведева Анастасия Дмитриевна - педагог – психолог. Фролова Валентина Владимировна - педагог – психолог. |
Наименование учреждения реализуемой программы. |
ФГБОУ «МЦО «Интердом» им. Е.Д. Стасовой». |
Цель программы |
Содействие в выявлении, поддержке и развитии одаренных детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья. |
Срок реализации программы |
2019– 2024 г.г. |
Исполнители основных мероприятий программы |
Педагогический коллектив, специалисты школы. |
Соисполнители |
Учащиеся, родители учащихся, педагоги, воспитатели. |
Ожидаемые результаты
|
1. Создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одаренности. 2. Формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей; 3. Сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся (количества обучающихся участвующих в проектно-исследовательской деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах); 4. Совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению и самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни (благополучное жизнеустройство). |
Система контроля исполнения программы |
Контроль над реализацией программы осуществляет методический совет школы. |
Нормативно-правовая база проекта:
1. Основные положения «Декларации прав человека», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948.
2. Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.
3. Приказ МО РФ от 04 февраля 2010 г. № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
4. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
5. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
6. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
8. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»
9. Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. 10. Приказ от 24 февраля 2016 года N 134 «Об утверждении Перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей»
11. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников».
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2015 г. № 249 «О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1252»
14. План реализации проекта психолого педагогической службы одаренных детей 2019-2024гг
Срок реализации: 5 лет.
Дайте мне точку опоры — и я переверну Землю!
Пояснительная записка
Актуальность программы: каждый ребенок рождается на свет с удивительной способностью — стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта способность не находит необходимой точки опоры и поддержки. Ребенок перестает развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остается нераскрытым.
Психологические особенности одаренных детей, или так называемые «признаки одаренности», часто являются предметом больших споров среди психологов.
Наиболее авторитетный зарубежный специалист в области изучения одаренности — Дж. Рензулли. Согласно его представлениям, одаренность обусловлена или определяется взаимодействием трех основных «кластеров» характеристик, принадлежащих человеку: общие способности выше среднего уровня, высокий уровень «преданности задаче», или, другими словами, мотивации, и, наконец, высокий уровень креативности. Дети же, которые обнаруживают признаки одаренности, «нуждаются в широких и разнообразных образовательных возможностях, которых обычно нет в стандартных учебных программах», — отмечает Дж. Рензулли в заключительной части определения понятия одаренности.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный – отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
– наличие специфических стратегий деятельности (быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом);
– сформированность индивидуального стиля деятельности, связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции;
– особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности);
– своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
- повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия;
- повышенная познавательная потребность, которая проявляется в любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;
- ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело;
- предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
- высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Общепринято выделяют следующие виды одаренности:
Академически одаренные дети - успешно обучаются в школе: отлично справляются с учебным материалом, имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности. Интеллектуально – одаренные дети – всегда имеют высокие показатели специальных тестов, выявляющих уровень интеллекта. Это дети с врожденными высокими интеллектуальными возможностями, для которых стандартные учебные задачи чаще всего не интересны.
Творчески и художественно одаренные дети – имеют ярко выраженные творческие способности, основанные на сочетании высокоразвитого логического и творческого мышления. К этой же группе относятся достижения в каких-либо областях художественного творчества: музыканты, поэты, художники, шахматисты и.т.д. Социально одаренные дети, как правило, проявляют лидерские качества, способны в общении со сверстниками брать на себя роль руководителя, организатора, командира. Их отличает рано сформировавшаяся социальная ответственность за других, раннее становление морально-нравственных и эстетических ценностей, умение решать межличностные конфликты, особый авторитет среди сверстников и у педагогов.
Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень физической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы.
По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать: актуальную одаренность; потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).
Развитие исследований одаренности за последние десятилетия убедительно показало ошибочность представлений о том, что талант или одаренность раскроются сами собой и «пробьют» себе дорогу. Без особой заботы об обучении и развитии мы теряем одаренных детей, таким образом, хорошая программа для одаренных детей сегодня — перспектива хорошей программы для большинства детей «завтра».
В психологии есть такое понятие «точка опоры». Понятие говорит само за себя.
То есть это какой-то элемент, на который можно опереться. Важная помощь психолого-педагогической программы «точка опоры» состоит в том, чтобы найти «росточки», которые находятся в тени, обеспечить психологическую поддержку обучающимся и вселить уверенность в их способностях.
Педагог – психолог использует тесты для определения темперамента, способностей, различные методики для выявления склонностей, ценностей, интересов, определяет особенности характера, потребности. Например, можно не замечать некоторых своих способностей, потому что думаешь, что это обычно и у всех так. Можно не осознавать истинные потребности и стыдиться их. Отвергая часть своей личности, которую было принято отвергать в родительской семье, и никогда не пользоваться ею. Можно вообще ничего не понимать о себе, обладая «ложной личностью», которая живет чужими интересами и руководствуется чужими установками. Можно пере – и недооценивать свои силы из-за проблем с самооценкой. Коррекция эмоционального фона поведения, формирование адекватной Я – концепции, выработка у одаренного ребенка умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели – еще одно из направлений программы «точка опоры».
Особенности развития одаренных детей.
Познавательное развитие.
1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
Психосоциальная чувствительность.
1. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
2. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.
3. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
4. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
5. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.
6. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Физические характеристики.
1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного;
2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей;
3. Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее ( от парты к доске).
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Трудности одаренных детей.
1. Неприязнь к обучению. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
6. Стремление к идеализации себя. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей предполагает реализацию следующих его направлений:
1.диагностического;
2. консультационного;
3.коррекционно - развивающего;
Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей предусматривает также и экспертизу программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений. Рассмотрим каждое основное направление более подробно.
Диагностическое направление направленно на изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. Диагностика одаренности должна опираться на следующие принципы: комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам; оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития и др. Диагностику одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иначе говоря, диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора необходимо перейти к диагностике прогноза и развития. Критерии диагностики одаренности, разработанная Дж. Рензулли предполагает, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Автор предлагает относить к категории одаренных детей, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров. Диагностические методики поделены по содержанию на три группы (приложение №1); выявление уровня психосоциального развития ребенка, диагностика интеллектуального уровня, диагностика уровня креативности. Кроме того, в соответствии с выделенными принципами внутри каждой группы существует деление на методики: для психологов, для педагогов, для родителей, а так же методики для детей (Приложение №1).
Консультационное направление призвано, не только поддержать одаренного школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.
Развивающее и коррекционное направление работы. Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми должны быть направлены на:
- формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;
- развитие творческих способностей и формирование психологических основ проектной деятельности;
- формирование навыка саморегуляции и самоопределения старших школьников.
Этапы диагностической работы с учащимися.
Формы выявления и работы с одаренными учащимися:
Ø Этап предварительного поиска. Основной смысл работы на этом уровне состоит в сборе предварительной информации о ребенке. Информация стекает из четырех основных источников: психологи, педагоги, родители и сами дети. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. Собранная таким образом информация позволяет создать первое представление о каждом ребенке.
Ø Этап коррекционно – развивающий. Этот этап в диагностической схеме ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной на этапе поиска информации. В ходе его акцент переносится с разовых обследований на занятия тренингового типа. Проведения занятий по специальным программам, ориентированным на развитие продуктивного мышления (развитие творческих возможностей) и формирование психологических основ проектной деятельности (основы интеллектуальных преобразований). Программы и конспекты занятий хорошо представлены в методическом пособии «Психологические аспекты проектной деятельности» Н.Л Куракина, И. С. Сидорук (издательство «Учитель», г. Волгоград.). Программа формирует опыт самостоятельного изучения предмета, коммуникативный опыт, позволяет ученику осваивать новые способы практической и мыслительной деятельности, помогает приобрести опыт выбора и планирования собственной деятельности. Самоопределение на занятиях по методу проекта позволяет ученику исходить из собственных интересов, опираться на свои возможности и личный опыт, что является основой для саморазвития.
Первое направление представлено программами: «Научись управлять своим воображением» (1-2 классы) и «Развитие творческих способностей учащихся (5 классы). Второе направление реализуется через программы «Мой первый проект» (2-3 классы) и «Основы проектной деятельности (4-7, 10 классы). Третье направление реализуется через программу «Индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей программы для работы с одаренными детьми 8-11 классов». Программы составлены с учетом возрастной специфики развития, включают в себя технологию организации учащихся на занятиях по методу проекта, тематическое планирование курсов (занятий) для каждого класса. Помимо планирования, приведены практические примеры реализации поставленных задач, даются рекомендации. (Приложение №2)
Ø Этап самостоятельной оценки. Посещение занятий по дополнительным предметам добровольно. Желание ребенка продолжать занятия – один из важных индикаторов одаренности. Проявление склонности к повышенным интеллектуальным нагрузкам – одна из важных отличительных черт одаренного ребенка. Самостоятельно выбирая, продолжать ли ему занятия, ребенок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных, интеллектуальных нагрузок. Здесь мы сталкиваемся с феноменом «познавательной самодеятельности». Таким образом, уже сам ребенок участвует в оценке собственной одаренности. При этом возможно добровольное посещение занятий детьми, не показавшими высоких уровней развития на предыдущих этапах. Эти дети, из трех ее компонентов, выделенных в концепции одаренности, на данном временном отрезке своей жизни, в силу каких-то не очень ясных пока причин, не могут продемонстрировать высокие уровни по параметрам: «интеллект» и «креативность», но показывают высокий уровень мотивации (склонность к содержательной стороне данной деятельности).
Ø Этап заключительного отбора. Данная процедура, основываясь на данных результативности деятельности учащихся в добровольно выбранном направлении, позволяет с большой долей уверенности говорить о степени одаренности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития.
Для того чтобы работа с одаренными детьми не была эпизодической, а складывалась в определенную систему, проводится диагностика продвижения учащихся в отдельных направлениях. Результаты диагностики заносятся в «портфолио» ученика с тем, чтобы на разных возрастных этапах выстраивать индивидуальную работу, конструировать учебный план на базе интересов учащихся.
Работа с одаренными учащимися особенно видна в старшем звене. Реализуя свои склонности, интересы, способности через систему дополнительного образования, элективные курсы, модули будущие старшеклассники могут демонстрировать свои достижения в выбранном направлении, участвуя в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах, проектной деятельности.
Основной целью программы «Точка опоры» является выявление и сопровождение одаренных детей для создания условий развития их способностей, сохранения психологического здоровья и профессионального самоопределения.
Задачи:
1. Обеспечение нормативно – правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную психолого – педагогическую работу с одаренными детьми.
2. Разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического сопровождения педагогического состава для работы с одаренными детьми.
3. Создание банка данных одаренных детей.
4. Создать условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей;
5. Преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
6. «Конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного процесса.
7. Формирование коммуникативных навыков;
8. Повышение квалификации педагогов по проблеме работы с одаренными детьми.
Целевая группа: учащиеся, имеющие признаки одаренности.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование методического банка диагностики и сопровождения одаренных детей;
2. Создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными видами одаренности.
3. Формирование умений школьников концентрировать свое внимание, удерживать и переключать его на другие виды деятельности, планировать исследовательскую и творческую работу, умело защищать ее, используя приемы нестандартного мышления.
4. Совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению и самореализации, формированию его профессиональных предпочтений, профессионального жизненного плана и реального образа будущего;
Этапы реализации
Реализация программы «Точка опоры» рассчитана на 5 лет:
(2019-2024)г.
Первый этап: Диагностико-организационный (экспериментальный) – предполагается реализовать в 2019-2020 году. Он включает:
· Создание нормативно-правовой базы;
· Создание системы диагностики одаренных детей в процессе реализации программы, создание банка данных;
· Изучение контингента учащихся МЦО «Интердом» диагностика одаренности учащихся с целью выявления вида одаренности, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
· Создание банка информации по работе с одаренными детьми, подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;
· Разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка;
· Просветительская работа со всеми субъектами образовательного процесса.
Второй этап: Организационно – практический, этап реализации (2020 – 2023 г.г) - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях, т.е. переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования). На этом этапе планируется:
· Проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, участие в районных и областных олимпиадах
· Создание постоянно – действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
· Для реализации программы необходимо обучение педагогов работе с одаренными детьми, знакомство с программами для одаренных детей, с новыми методиками продуктивного обучения.
· Методическая поддержка педагогов. Обучение психологическим технологиям, обеспечивающим успешное обучение и развитие одаренности при оптимальной психической нагрузке.
· Создание условий для творческого роста, самопринятия, профессионального и личностного саморазвития.
· Организация и проведение индивидуальных групповых занятий по развитию творческого (креативного) мышления.
· Коррекционно – развивающие занятия по программам «Основы проектной деятельности», «Научись управлять своим воображением», «Мой первый проект», «Работа с одаренными подростками 8-11 классы», (Приложение № 3).
Третий этап: рефлексивно – обобщающий, (2023-2024г.г.). На этом этапе предполагается:
· Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей.
· Мониторинг личных достижений учащихся.
· Анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми.
· Создание системы работы с одаренными детьми в условиях школы
· Определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решения и разработка перспективного плана – программы дальнейшей работы в этом направлении.
· Информирование родителей и педагогов о результатах развивающей работы.
Программу реализует: психолого - педагогический состав.
1. Психология одаренности: от теории к практике/ Адаскина А.А., Битянова М.Р., Дружинин А.Н. и др.; под редакцией Д.В.Ушакова. − М, 2000.
2. Мочалова Н.М. Одаренность и ее развитие. − Уфа, 2000.
3. Хуторской А.Я. «Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. − М.: Владос, 2000.
4. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. − М, 2000.
5. Гориченский А.С. Дифферриметрия: Одаренные дети/ Под ред. Е.Ю. Лобанова. Ч.I АССЕ – формула одаренности. − Екатеринбург, 1997.
6. Мейснер Т. Вундеркинды: реализованные и нереализованные способности. − М., 1998.
7. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. −М., 1998.
8. Лейтис Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальное различие. − М., 1997.
9. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка. − Челябинск, 1996.
10. Как определить и развить способности ребенка /Сост. В.М. Воскобойников, 1996.
11. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С.Лейтеса. – М., 1996.
12. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. − М.: «Просвещение», 1996.
13. Одаренный ребенок/ Под ред. Слуцкого. − М., 1991.
14. Лейтис Н.С. Возрастная одаренность школьников. − М.,2000.
15. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. − М., 2001.
16. Савенков А.И. У колыбели гения. − М., 2000.
17. Программа «Одаренный ребенок»: (основные положения)/ Л.А. Веняр, О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева и др. – М.: Новая школа, 1995.
18. Одаренные дети: проблемы и перспективы (материалы конференции, 23-24 ноября 1994г. ч.2)/ Под ред. А.З.Иголевич и др. – Челябинск, 1995.
19. Одаренные дети: проблемы и перспективы (материалы конференции, 23-24 ноября 1994г. ч.3)/ Сост. Л.Н.Батурина и др. – Челябинск, 1995.
20. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. − М.: Акад. пед. и соц. наук, 1998.
21. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. – сост. Н.Л. Куракина, И.С.Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010 – 191 с.
22. Аксенова, А.Э. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом [Электронный ресурс] / А.Э. Аксенова//Интернет-журнал «Эйдос». —2007.—15 января. –Электрон. текст. данн –Режим доступа:http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 25.09.2018).
23. Бабаева, Ю.Д. Основные подходы к проблеме формирования общей одаренности [Электронный ресурс] / Ю.Д Бабаева // Вопросы психологии. – Электронный журнал –Режим доступа: http://zaoisc.ru/proekti/inf_podderj/babaeva-osn-podhod.html, свободный – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 20.09.2018).
24. Богоявленская, Д.Б. Одаренность: понятие, виды, метод идентификации / Д.Б. Богоявленская//Almamater (вестник высшей школы). – Электрон.журнал. –Режим доступа: https://almavest.ru/ru/node/1181, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 08.09.2018).
25. Богоявленская, Д.Б., Богоявленская, М.Е. Психология одаренности. Понятие, виды, проблемы. Выпуск 1[Электронный ресурс]/ Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. – М.: МИОО. – 2005. – 176 с. –Электрон. текст. данн. – Режим доступа: http://www.klex.ru/gju свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 08.09.2018).
26. Лейтес, Н.С. Ранние проявления одаренности [Электронный ресурс] / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. – 1988. – №4. – С.97-107. – Электрон. журнал. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1988/884/884098.htm, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 08.09.2018).
27. Рычкова, В.В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье [Электронный ресурс] / В.В. Рычкова // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 181-184. – Электрон. текст. данн. – Режим доступа:http://www.moluch.ru/archive/33/3798/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 27.09.2018).
28. Семья как развивающая среда для одаренного ребенка [Электронный ресурс]// Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современного образовательного учреждения / Cост. И.А. Боброва, О.В. Чурсинова – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012./ –Электрон. текст. данн. – Режим доступа:http://www.rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/Psihologia/8_117847.doc.htm, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 25.09.2018).
29. Шатравка Н.П., Понятие и структура одаренности [Электронный ресурс] /Проект «Инфоурок», добавлено 16.11.2015, Режим доступа: https://infourok.ru/statya_ponyatie_i_struktura_odarennosti-305692.htm свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 27.09.2018).
30. Справочник педагога психолога (школа), №8 Август 2016г. [Электронный ресурс] / Готовые блоки программы с одаренными подростками: https://e.psihologsh.ru/article.aspx?aid=484629 - (Дата обращения 26.10.2018г.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.