Программа психологической коррекции и эмоционально-волевой сферы у детей с девиантным поведением
Оценка 4.8

Программа психологической коррекции и эмоционально-волевой сферы у детей с девиантным поведением

Оценка 4.8
doc
15.10.2020
Программа психологической коррекции и эмоционально-волевой сферы  у детей с девиантным поведением
Направлена коррекционная программа на коррекцию неконструктивных моделей общения подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
програма психологического сопровождения девиантные дети 2017.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя  школа №2 им. Е.В. Камышева»

города Гагарина Смоленской области

 

 

 

 

 

 

Программа психологической коррекции

и эмоционально-волевой сферы

 у детей с девиантным поведением

 

для обучающихся 6-9 классов

 

 

 

 

 

 

Составила:

Педагог-психолог Прохорова О.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Гагарин

Пояснительная записка.

Коррекционная программа разрабатывалась на основе работ следующих авторов:

·        В.Б. Никишина «Психологическая коррекция нарушений эмоционально – волевой сферы детей», М.: Владос , 2004.

·        Г.И. Макартычев «Тренинговые занятия  для подростков по развитию коммуникативных навыков», Спб. Речь, 2007

·        А.В.Микляева,  П.В. Румянцева «Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие» СПб.: Речь, 2004

Направлена коррекционная программа на коррекцию неконструктивных моделей общения подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Работа в рамках программы направлена на формирование у подростков умения конструктивно общаться, безопасно освобождаться от накопленных переживаний, достигать физического и психологического расслабления без применения разрушительных способов. Для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, свойственна повышенная тревожность, беспокойство. Некоторые из них не скрывают своего раздражения и отчаяния ,характерно проявление агрессивности, в том числе вербальной, а так же неуравновешенности. Агрессия для них, вероятно, выступает одним из основных способов решения проблем, связанных со стремлением сохранить индивидуальность, и служит своеобразной формой психологической защиты. Накопление эмоциональными  переживаниями, часто не позволяют контролировать свое поведение и эмоции, а порой выливаются в невротические расстройства и реактивные состояния.

Под девиацией (от латинского deviatio – уклонение, отклонение), понимают отступление от принципов и норм морали и права. Различают негативные и позитивные формы отклонений. К негативным формам относятся нравственные пороки, моральное зло, социальная патология. Они прослеживаются в любой сфере жизнедеятельности людей. К позитивным отклонениям относят все новое, вступающее в противоречие с устоявшимися нормами или с тем, по поводу чего еще нормы нет.

Психолого-педагогическая коррекция, как совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания, делится на следующие методы, в зависимости от подструктуры личности:

 

Подструктуры личности

Предметы коррекции

Психологические методы

Индивидуально-типологические особенности личности

Дисгармония развития. Нестабильность и ригидность нервной системы. Неразвитость произвольности психических процессов в сравнении со сверстниками

Развитие произвольности в двигательной сфере. Развитие произвольности в познавательной сфере. Развитие произвольности в общении и поведении. Когнитивная тренировка. Систематическая десенсибилизация. Терапия средствами искусства.

Свойства субъекта общения

Высокая тревожность. Слабая социальная рефлексия. Трудности общения. Неадекватное поведение. Низкий социальный статус.

Игровая коррекция поведения в группе. Развитие позитивного общения. Ролевое научение. Коммуникативные игры и упражнения. Расшатывание традиционных позиционных ролей. Статусное перемещение детей.

Свойства субъекта самосознания

Нарушенный образ «Я». Неадекватная самооценка. Неудовлетворенное притязание на признание. Комплекс неполноценности.

Психологический массаж. Идентификация. Зеркальное отражение. Подтверждение уникальности ребенка. Развитие позитивного восприятия других. Самовнушение.

 

Цель программы:

Содействие социальной адаптации, развитие жизненно необходимых навыков, позволяющих противостоять негативным жизненным ситуациям, предупреждение агрессивного и конфликтного поведения.

Задачи программы:

1.                  Создание условий для доверительных, доброжелательных отношений;

2.                  Атмосферы понимания и активного участия в работе группы;

3.                  Формирование у подростков мотивации развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин, их вызывающих, с последующим их эмоциональным от реагированием. Осознание своего поведения как неэффективного «выхода» из критической ситуации существования;

4.                  Приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании-преодолении жизненных трудностей и для предупреждения дальнейшего развития девиантного поведения.

Целевая группа:

Целевая группа – подростки 12-15 лет находящихся в сложных жизненных ситуациях.

Объект работы – психолого-педагогическое сопровождение учащихся с девиантным поведением.

Предмет работы – психолого-педагогические условия развития и коррекции учащихся с девиантным поведением.

Принципы реализации программы:

Принцип системности и последовательности. Он позволяет содержание и организационные моменты программы реализовывать по этапам и в их последовательной взаимосвязи, а также в системе отношений администрации и педагогического коллектива школы, социального педагога, педагога-психолога, логопеда, медицинских работников и других специалистов.

Принцип учета индивидуальных особенностей личности. Этот принцип ложиться в основу работы с учащимися, имеющими девиантное поведение, где учитываются их индивидуальные особенности личности, интеллектуальный потенциал, условия семейного воспитания, социальный опыт для разработки содержания и организации психопрофилактической и коррекционно-развивающей деятельности с ними.

Принцип учета возрастных особенностей. Он обеспечивает в программе учет особенностей развития учащихся в соответствии с их возрастным этапом и актуальной возрасту - социальной ситуацией развития.

Принцип деятельности. Этот принцип позволяет учесть ведущий вид деятельности учащихся с девиантным поведением при разработке и реализации содержания и организационного аспекта программы.

Принцип развития. Этот принцип говорит о том, что реализация программы должна бать направлена на позитивное развитие школьников с девиантным поведением, их социальную адаптацию.

Принцип связи с жизнью. Данный принцип в программе помогает установить причины девиантного поведения детей, которые имеют чаще всего своим источником реальную жизнь, подобрать материал для профилактики и коррекции отклонений в поведении и психике учащихся, чтобы он был интересным и близким к их жизни.

Принцип гуманности. Он позволяет в ходе реализации программы строить гуманное отношение с девиантными детьми и учить их проявлять это отношение с другими.

Принцип соотнесения внешнего и внутреннего. Данный принцип разработан С.Л.Рубинштейном, который означает внешнюю обусловленность всех личностных образований человека. В программе он реализуется в создании условий образовательной среды, которая будет оказывать корректирующее воздействие на девиантные признаки поведения школьников.

Продолжительность и структура занятия:

Программа рассчитана на семь занятий по два учебных часа (общая продолжительность четырнадцать часов). Каждое занятие состоит из трех частей:

1.      Вводная часть (разминка);

2.      Основная часть (рабочая);

3.      Завершение.

Вводная часть и завершение обычно занимаются примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе.

Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением состоит из комплекса социально-психологических упражнений, в которых применяются методы гештальт-терапии, арт-терапии, игровой терапии, групповой терапии, поведенческой терапии, эффективного взаимодействия, релаксации, психотехнические приемы регулирования эмоционального состояния, когнитивной психотерапии, игротехник, игр.

Ожидаемые результаты работы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением:

1.                  Преодолеть трудности в социальной адаптации подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2.                  Снизить влияние различных страхов, стрессов, депрессии, проявление агрессии, эмоционального неблагополучия;

3.                  Развить эмоционально-волевую сферу подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

4.                  Предложенная программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением направленных на оптимизацию субъективного качества жизни, формирование ценностных ориентаций, позволяет создать условия, способствующие личностному становлению подростков оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Работая с детьми с девиантным  поведением, необходимо помнить:

- отсутствие внимания и заботы по отношению к ребёнку, низкая самооценка ученика - основные корни всех его бед;

- основные способы воздействия на таких детей заключаются в проявлении к ним неподдельного интереса, оказании поддержки, в доброжелательном отношении;

- наиболее результативное воздействие на учащихся оказывается в игре;

- большое внимание следует уделять профилактической работе, так как любую болезнь легче предотвратить, нежели вылечить;

- необходимо активно сотрудничать с семьёй ученика и всем педагогическим коллективом.

В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:

Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:

· отсутствие неуспевающих учащихся;

· профессиональное самоопределение;

· активное участие школьника в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу;

· отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;

· бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;

· отсутствие конфликтов с педагогами.

 

Тематический план программы (занятий).

 

п/п

Темы занятий

Комплексные умения, подлежащие формированию

Содержание занятий

Количество часов

1

Занятие №1

«Знакомство»

- формирование положительной установки на занятие;

- развитие рефлексии, навыков самопознания

Смешное приветствие.

Космическая скорость.

Наши правила.

Интервью.

1,5 минуты.

Рисунок моего настроения.

Ритуал прощания «Чихалка»

2

2

Занятие №2

«Создание групповой сплоченности»

- создание атмосферы доверия;

- формирование навыков работы в малой группе;

- развитие навыков конструктивного взаимодействия

Смешное приветствие.

Пожмите друг другу руки.

Путаница.

Круг и я.

Дерево.

Ритуал прощания «Чихалка»

2

3

Занятие №3

«Совершенствование эмоционально-волевой сферы»

- снижение уровня тревожности, выплесков агрессии;

- нарабатывание способности контроля эмоционального состояния

Смешное приветствие.

Птицы и птицелов.

Сильные стороны.

Слабые стороны.

Планета чувств.

Бесполезное упражнение (усиление воли).

Мусорное ведро.

Ритуал прощания «Чихалка»

2

4

Занятие №4

«Управление негативными эмоциями»

- развитие умения осознавать свое эмоциональное состояние;

- формирование позитивного мышления

Смешное приветствие.

Я злюсь когда…

Снежки.

Место личной силы.

Завтра.

Ритуал прощания «Чихалка»

2

5

Занятие №5

«Копинг-стратегии и их роль в преодолении стресса»

- формирование эффективных стратегий совладающего поведения

Смешное приветствие.

Пятерка.

Устойчивость.

Настроение.

Радость.

Ритуал прощания «Чихалка»

2

6

Занятие №6

«Способы совладания с эмоциями»

- знакомство с возможностями своего тела (саморегуляция)

Смешное приветствие.

Чемпион борьбы на пальцах.

Эмоции в моем теле.

«Толкалки».

Напиши вопрос.

Ритуал прощания «Чихалка»

2

7

Занятие №7

Заключительное занятие

«Ресурсы стрессоустойчивости»

- актуализировать направленное осознание, имеющихся у каждого участника личностных ресурсов, способствующих формированию высокоэффективного поведения в жизненных трудностях

Смешное приветствие.

Колечко.

Погружение в игровую ситуацию.

Танец жизни.

Сон героя.

Рисунок кризисов и счастливых жизненных ситуаций.

Ритуал прощания «Мне нравится в тебе»

2

 

 

Прогнозируемые результаты :

•расширение форм конструктивного общения;

•формирование позитивного отношения к жизни;

•разрешение личностных проблем;

•снижение уровня тревожности и депрессии.

•гармонизация эмоциональной сферы;

•умение действовать в группе;

•оптимизация уровня тревожности;

•развитие способности к саморегуляции поведения и к положительному разрешению конфликтных ситуаций;

•создание положительного эмоционального фона для преодоления негативных проявлений.

Формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.

Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.

Уменьшение факторов риска злоупотребления ПАВ.

 

Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности учащихся и формированием у них навыков компетентности.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 им

Пояснительная записка. Коррекционная программа разрабатывалась на основе работ следующих авторов: ·

Пояснительная записка. Коррекционная программа разрабатывалась на основе работ следующих авторов: ·

Индивидуально-типологические особенности личности

Индивидуально-типологические особенности личности

Принципы реализации программы:

Принципы реализации программы:

Вводная часть (разминка); 2.

Вводная часть (разминка); 2.

Педагогическая эффективность , которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения

Педагогическая эффективность , которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения

Планета чувств. Бесполезное упражнение (усиление воли)

Планета чувств. Бесполезное упражнение (усиление воли)

Занятие №7 Заключительное занятие «Ресурсы стрессоустойчивости» - актуализировать направленное осознание, имеющихся у каждого участника личностных ресурсов, способствующих формированию высокоэффективного поведения в жизненных трудностях

Занятие №7 Заключительное занятие «Ресурсы стрессоустойчивости» - актуализировать направленное осознание, имеющихся у каждого участника личностных ресурсов, способствующих формированию высокоэффективного поведения в жизненных трудностях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2020