Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
города Гагарина Смоленской области
Программа психологической коррекции
и эмоционально-волевой сферы
у детей с девиантным поведением
для обучающихся 6-9 классов
Составила:
Педагог-психолог Прохорова О.И.
г.Гагарин
Коррекционная программа разрабатывалась на основе работ следующих авторов:
· В.Б. Никишина «Психологическая коррекция нарушений эмоционально – волевой сферы детей», М.: Владос , 2004.
· Г.И. Макартычев «Тренинговые занятия для подростков по развитию коммуникативных навыков», Спб. Речь, 2007
· А.В.Микляева, П.В. Румянцева «Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие» СПб.: Речь, 2004
Направлена коррекционная программа на коррекцию неконструктивных моделей общения подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Работа в рамках программы направлена на формирование у подростков умения конструктивно общаться, безопасно освобождаться от накопленных переживаний, достигать физического и психологического расслабления без применения разрушительных способов. Для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, свойственна повышенная тревожность, беспокойство. Некоторые из них не скрывают своего раздражения и отчаяния ,характерно проявление агрессивности, в том числе вербальной, а так же неуравновешенности. Агрессия для них, вероятно, выступает одним из основных способов решения проблем, связанных со стремлением сохранить индивидуальность, и служит своеобразной формой психологической защиты. Накопление эмоциональными переживаниями, часто не позволяют контролировать свое поведение и эмоции, а порой выливаются в невротические расстройства и реактивные состояния.
Под девиацией (от латинского deviatio – уклонение, отклонение), понимают отступление от принципов и норм морали и права. Различают негативные и позитивные формы отклонений. К негативным формам относятся нравственные пороки, моральное зло, социальная патология. Они прослеживаются в любой сфере жизнедеятельности людей. К позитивным отклонениям относят все новое, вступающее в противоречие с устоявшимися нормами или с тем, по поводу чего еще нормы нет.
Психолого-педагогическая коррекция, как совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания, делится на следующие методы, в зависимости от подструктуры личности:
Подструктуры личности |
Предметы коррекции |
Психологические методы |
Индивидуально-типологические особенности личности |
Дисгармония развития. Нестабильность и ригидность нервной системы. Неразвитость произвольности психических процессов в сравнении со сверстниками |
Развитие произвольности в двигательной сфере. Развитие произвольности в познавательной сфере. Развитие произвольности в общении и поведении. Когнитивная тренировка. Систематическая десенсибилизация. Терапия средствами искусства. |
Свойства субъекта общения |
Высокая тревожность. Слабая социальная рефлексия. Трудности общения. Неадекватное поведение. Низкий социальный статус. |
Игровая коррекция поведения в группе. Развитие позитивного общения. Ролевое научение. Коммуникативные игры и упражнения. Расшатывание традиционных позиционных ролей. Статусное перемещение детей. |
Свойства субъекта самосознания |
Нарушенный образ «Я». Неадекватная самооценка. Неудовлетворенное притязание на признание. Комплекс неполноценности. |
Психологический массаж. Идентификация. Зеркальное отражение. Подтверждение уникальности ребенка. Развитие позитивного восприятия других. Самовнушение. |
Цель программы:
Содействие социальной адаптации, развитие жизненно необходимых навыков, позволяющих противостоять негативным жизненным ситуациям, предупреждение агрессивного и конфликтного поведения.
Задачи программы:
1. Создание условий для доверительных, доброжелательных отношений;
2. Атмосферы понимания и активного участия в работе группы;
3. Формирование у подростков мотивации развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин, их вызывающих, с последующим их эмоциональным от реагированием. Осознание своего поведения как неэффективного «выхода» из критической ситуации существования;
4. Приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании-преодолении жизненных трудностей и для предупреждения дальнейшего развития девиантного поведения.
Целевая группа:
Целевая группа – подростки 12-15 лет находящихся в сложных жизненных ситуациях.
Объект работы – психолого-педагогическое сопровождение учащихся с девиантным поведением.
Предмет работы – психолого-педагогические условия развития и коррекции учащихся с девиантным поведением.
Принципы реализации программы:
Принцип системности и последовательности. Он позволяет содержание и организационные моменты программы реализовывать по этапам и в их последовательной взаимосвязи, а также в системе отношений администрации и педагогического коллектива школы, социального педагога, педагога-психолога, логопеда, медицинских работников и других специалистов.
Принцип учета индивидуальных особенностей личности. Этот принцип ложиться в основу работы с учащимися, имеющими девиантное поведение, где учитываются их индивидуальные особенности личности, интеллектуальный потенциал, условия семейного воспитания, социальный опыт для разработки содержания и организации психопрофилактической и коррекционно-развивающей деятельности с ними.
Принцип учета возрастных особенностей. Он обеспечивает в программе учет особенностей развития учащихся в соответствии с их возрастным этапом и актуальной возрасту - социальной ситуацией развития.
Принцип деятельности. Этот принцип позволяет учесть ведущий вид деятельности учащихся с девиантным поведением при разработке и реализации содержания и организационного аспекта программы.
Принцип развития. Этот принцип говорит о том, что реализация программы должна бать направлена на позитивное развитие школьников с девиантным поведением, их социальную адаптацию.
Принцип связи с жизнью. Данный принцип в программе помогает установить причины девиантного поведения детей, которые имеют чаще всего своим источником реальную жизнь, подобрать материал для профилактики и коррекции отклонений в поведении и психике учащихся, чтобы он был интересным и близким к их жизни.
Принцип гуманности. Он позволяет в ходе реализации программы строить гуманное отношение с девиантными детьми и учить их проявлять это отношение с другими.
Принцип соотнесения внешнего и внутреннего. Данный принцип разработан С.Л.Рубинштейном, который означает внешнюю обусловленность всех личностных образований человека. В программе он реализуется в создании условий образовательной среды, которая будет оказывать корректирующее воздействие на девиантные признаки поведения школьников.
Продолжительность и структура занятия:
Программа рассчитана на семь занятий по два учебных часа (общая продолжительность четырнадцать часов). Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть (разминка);
2. Основная часть (рабочая);
3. Завершение.
Вводная часть и завершение обычно занимаются примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе.
Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением состоит из комплекса социально-психологических упражнений, в которых применяются методы гештальт-терапии, арт-терапии, игровой терапии, групповой терапии, поведенческой терапии, эффективного взаимодействия, релаксации, психотехнические приемы регулирования эмоционального состояния, когнитивной психотерапии, игротехник, игр.
Ожидаемые результаты работы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением:
1. Преодолеть трудности в социальной адаптации подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
2. Снизить влияние различных страхов, стрессов, депрессии, проявление агрессии, эмоционального неблагополучия;
3. Развить эмоционально-волевую сферу подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
4. Предложенная программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением направленных на оптимизацию субъективного качества жизни, формирование ценностных ориентаций, позволяет создать условия, способствующие личностному становлению подростков оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Работая с детьми с девиантным поведением, необходимо помнить:
- отсутствие внимания и заботы по отношению к ребёнку, низкая самооценка ученика - основные корни всех его бед;
- основные способы воздействия на таких детей заключаются в проявлении к ним неподдельного интереса, оказании поддержки, в доброжелательном отношении;
- наиболее результативное воздействие на учащихся оказывается в игре;
- большое внимание следует уделять профилактической работе, так как любую болезнь легче предотвратить, нежели вылечить;
- необходимо активно сотрудничать с семьёй ученика и всем педагогическим коллективом.
В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:
Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:
· отсутствие неуспевающих учащихся;
· профессиональное самоопределение;
· активное участие школьника в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу;
· отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;
· бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;
· отсутствие конфликтов с педагогами.
Тематический план программы (занятий).
№ п/п |
Темы занятий |
Комплексные умения, подлежащие формированию |
Содержание занятий |
Количество часов |
1 |
Занятие №1 «Знакомство» |
- формирование положительной установки на занятие; - развитие рефлексии, навыков самопознания |
Смешное приветствие. Космическая скорость. Наши правила. Интервью. 1,5 минуты. Рисунок моего настроения. Ритуал прощания «Чихалка» |
2 |
2 |
Занятие №2 «Создание групповой сплоченности» |
- создание атмосферы доверия; - формирование навыков работы в малой группе; - развитие навыков конструктивного взаимодействия |
Смешное приветствие. Пожмите друг другу руки. Путаница. Круг и я. Дерево. Ритуал прощания «Чихалка» |
2 |
3 |
Занятие №3 «Совершенствование эмоционально-волевой сферы» |
- снижение уровня тревожности, выплесков агрессии; - нарабатывание способности контроля эмоционального состояния |
Смешное приветствие. Птицы и птицелов. Сильные стороны. Слабые стороны. Планета чувств. Бесполезное упражнение (усиление воли). Мусорное ведро. Ритуал прощания «Чихалка» |
2 |
4 |
Занятие №4 «Управление негативными эмоциями» |
- развитие умения осознавать свое эмоциональное состояние; - формирование позитивного мышления |
Смешное приветствие. Я злюсь когда… Снежки. Место личной силы. Завтра. Ритуал прощания «Чихалка» |
2 |
5 |
Занятие №5 «Копинг-стратегии и их роль в преодолении стресса» |
- формирование эффективных стратегий совладающего поведения |
Смешное приветствие. Пятерка. Устойчивость. Настроение. Радость. Ритуал прощания «Чихалка» |
2 |
6 |
Занятие №6 «Способы совладания с эмоциями» |
- знакомство с возможностями своего тела (саморегуляция) |
Смешное приветствие. Чемпион борьбы на пальцах. Эмоции в моем теле. «Толкалки». Напиши вопрос. Ритуал прощания «Чихалка» |
2 |
7 |
Занятие №7 Заключительное занятие «Ресурсы стрессоустойчивости» |
- актуализировать направленное осознание, имеющихся у каждого участника личностных ресурсов, способствующих формированию высокоэффективного поведения в жизненных трудностях |
Смешное приветствие. Колечко. Погружение в игровую ситуацию. Танец жизни. Сон героя. Рисунок кризисов и счастливых жизненных ситуаций. Ритуал прощания «Мне нравится в тебе» |
2 |
Прогнозируемые результаты :
•расширение форм конструктивного общения;
•формирование позитивного отношения к жизни;
•разрешение личностных проблем;
•снижение уровня тревожности и депрессии.
•гармонизация эмоциональной сферы;
•умение действовать в группе;
•оптимизация уровня тревожности;
•развитие способности к саморегуляции поведения и к положительному разрешению конфликтных ситуаций;
•создание положительного эмоционального фона для преодоления негативных проявлений.
Формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.
Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.
Уменьшение факторов риска злоупотребления ПАВ.
Эффективность психологического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности учащихся и формированием у них навыков компетентности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.