Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.
Оценка 4.6

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.

Оценка 4.6
docx
26.11.2021
Программа психолого-педагогического сопровождения  детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.
Программа.docx

Региональный  конкурс

методических материалов для работы с детьми ОВЗ

 

 

 

                      Номинация:

«Программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

Программа

психолого-педагогического сопровождения

детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы.

 

 

Автор: Смыкова Елена Сергеевна, педагог-психолог

 

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №8, г.Миллерово

 

Контактная информация:

 

ФИО контактного лица: Смыкова Елена Сергеевна

Электронный адрес: elena_28_75@ mail.ru

Контактный телефон: +7 (906) 428-47-70

Почтовый адрес: 346130, Ростовская область, г. Миллерово,

ул. Красноармейская, 60, кв.1

 

 

 

 

 

1.   Пояснительная записка.

Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают:

во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения;

во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения;

в-третьих, создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям-инвалидам и детям с ОВЗ.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их отчужденности в обществе.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной массовой школе, в первую очередь направлено на создание условий безбарьерной образовательной среды. И для психологической службы основная задача состоит в том, чтобы помочь этим детям прийти к осознанию себя как полноправного члена детского сообщества. Именно возможность детей с отклонениями в развитии идти и развиваться в ногу со временем позволит им, окончив школу, не бояться столкнуться с действительностью этой жизни и успешно в ней адаптироваться. Поэтому данная категория детей, наравне со сверстниками должна быть вовлечена во все сферы образования и творчества. Все дети, вне зависимости от диагноза и степени выраженности своего дефекта, по желанию должны посещать различные кружки и секции школы.

        В основе психологического сопровождения обучения детей с инвалидностью лежит комплексный подход. Лишь тесное сотрудничество педагога-психолога школы с другими специалистами (медицинским работником, учителями-предметниками, классными руководителями,  социальным педагогом), а также родителями и самими учащимися позволит решить все задачи.

Педагог-психолог выступает в качестве помощника для учителей по овладению коррекционно-развивающими технологиями, помогает им на основе педагогической диагностики разработать индивидуальный образовательный маршрут, даст рекомендации по планированию  учебных занятий с учетом специфики каждого ребенка.

Данная программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей  с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года  № 273, федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (в редакции от 29.12.2015 года , действующий в 2016 года ), федеральным законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 2 июня 1999 год


2.Описание участников программы.

Целевая группа: дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в МБОУ СОШ №8, педагоги, родители.

 

3.Описание целей и задач программы.

Цель программы: сопровождение детей – инвалидов и детей с ОВЗ, поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального и личностного потенциала детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Оказание психолого-педагогической помощи всем участникам образовательного процесса для овладения ими специальными знаниями и педагогическими технологиями обучения детей с особыми образовательными потребностями;обеспечение условий для личностного и познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования.

Задачи программы:

·        выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

·        осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

·        обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;

·        обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья для успешной социализации.

4.     Научные, методологические и методические основания

программы.

Научными основаниями для составления программы по сопровождению детей –инвалидов и детей с ОВЗ  можно считать  работы Ю.В.Громыко,Д.В. Григорьева, которые  обращают  внимание на то, что социализация ребенка может трактоваться или как адаптация к существующим социальным условиям, или как формирование активной позиции ребенка как члена общества. Необходимо создание специальных условий, образовательных и социальных, в которых предусмотрена возможность осуществления самостоятельного выбора, целеполагания и повышение ответственности ребенка за собственные выборы, действия и их результаты.

Социализация детей с ОВЗ осложняется имеющимися нарушениями в развитии, которые накладывают свой отпечаток не только на познавательное, но и на личностное развитие ребенка, определяя психологические основания и механизмы его социализации.

5.     Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач.

За последние двадцать лет в России и в мире наблюдается тенденция увеличения численности детей-инвалидов. Согласно мировым исследованиям, более чем 500 миллионов человек в мире являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных дефектов; в среднем в мире около 2,5% детей имеют существенные нарушения здоровья и еще около 8% – трудности с поведением или (и) обучением. Данные тенденции обусловили переход от медицинского понимания сущности инвалидности к социальному, необходимость смещения акцентов политики в сторону профилактики инвалидности и создания условий для интеграции инвалидов в общество, учета их потребностей и использования возможностей лиц с инвалидностью в различных сферах жизни общества. На решение данных проблем была направлена принятая ООН в 2006 году Конвенция о правах инвалидов, ратифицированная Российской Федерацией в 2012 году. Важнейшим условием успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выступает обеспечение доступности для них качественного образования.

Сегодня психологические службы образования страны, в том числе и МБОУ СОШ №8, выполняют одну из главных целей - создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.

В рамках реализации данной цели педагогом-психологом была разработана программа сопровождения детей –инвалидов и детей с ОВЗ в условиях массовой общеобразовательной школы.

6.                Структура и содержание программы.

Структура программы.

Программа по сопровождению детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях массовой общеобразовательной школы рассчитана на учебный год, а также на дальнейшее отслеживание социализации и обучения детей данной категории.

Занятия проводятся с обучающимися 1 раз в неделю, продолжительностью от 20 до 35 минут согласно составленному расписанию и возраста. Родители ознакомлены с расписанием, темами занятий. С ними поддерживается постоянная связь,  как в телефонном режиме, так и во время личных встреч.

Заседания  тематических педагогических советов проходят один раз в четверть. Темы заседаний определяются перед началом учебного года.

         Работа с родителями строится следующим образом, классные тематические родительские собрания проходят один раз в четверть, но при необходимости могут и больше. На общешкольные родительские собрания приглашаются специалисты разных уровней. Круглые столы, семинары по запросу классного руководителя. В классах, где обучаются дети – инвалиды и дети с ОВЗ, психолог всегда проводит информационные странички, игры.

 

Содержание программы.

Программа содержит 3 основных модуля.

I.                   Сопровождение обучающихся  на различных ступенях получения образования (дети-инвалиды, дети с ОВЗ)

1.     «Дорожная карта» психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.  (Приложение 1)

2.     Технологические условия индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе.  (Приложение 2)

II.                Повышение психологической компетентности  классных  руководителей и учителей – предметников.

1.     Выступления на заседаниях педагогического совета.

2.     Оказание методической помощи педагогам, работающим с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ.

III.             Повышение уровня психологической культуры  родителей.

1.     Общешкольные родительские собрания.

2.     Тематические круглые столы.

3.     Индивидуальные консультации.

 

Перспективный план работы педагога-психолога по сопровождению детей-инвалидов и детей с ОВЗ

№ п/п

мероприятия

сроки проведения

ответственные

I модуль  (работа с детьми)

1

Создание и корректировка банка данных детей –инвалидов и детей с ОВЗ

сентябрь, апрель

педагог-психолог

2

Изучение предоставленных документов о состоянии здоровья и рекомендаций ПМПК по дальнейшему образовательному маршруту

сентябрь-октябрь

педагог-психолог

3

Составление программы индивидуального сопровождения (обучение на дому, обучение в классе)

сентябрь

педагог-психолог

4

Изучение личности учащихся с ОВЗ, изучение интересов и способностей учащихся с ОВЗ

октябрь

(по запросу)

педагог-психолог

5

Вовлечение учащихся с ОВЗ во внеурочную деятельность

в течение года

педагог-психолог

6

Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети –инвалиды и дети с ОВЗ

октябрь, апрель

педагог-психолог

7

Оказание своевременной помощи в обучении детей с ОВЗ

в течение года

педагог-психолог

 

II модуль  (работа с классными руководителями и учителями – предметниками)

1

Индивидуальные консультации для педагогов, работающих с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ

в течение года и по запросу

педагог-психолог

2

Консультации по вопросам воспитания, социальной адаптации

в течение года

педагог-психолог

3

Заседания педагогического совета.

 

по плану работы школы, но не менее 4 раз в год

педагог-психолог

 

III модуль  (работа с родителями)

1

Индивидуальные консультации для родителей детей с ОВЗ

в течение года и по запросу

педагог-психолог

2

Консультации по вопросам воспитания, социальной адаптации

в течение года

педагог-психолог

3

Тематические родительские собрания.

в течение года

педагог-психолог

 

7.  Обоснованные критерии ограничений и противопоказаний на участие в освоении программы.

         Отказ родителей (законных представителей) от психолого-педагогического  сопровождения ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ(вместе с заявлением о приеме в школу родители (законные представители) дают письменное согласие на диагностику и занятия с ребенком, в том числе и коррекционные).

         В случае отказа педагог-психолог даёт необходимые рекомендации обучающемуся и его родителям (законным представителям), а также ведёт наблюдение за учащимся с целью определения дальнейших действий.

8.  Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы.

Соблюдение этического кодекса педагога-психолога службы практической  психологии образования России.

Соблюдение принципов работы педагога-психолога службы практической  психологии  образования  России  (компетентность  психолога  в  области  формирования эмоциональной сферы и механизмах социализации, конфиденциальность, ответственность)

Устав МБОУ СОШ №8.

Должностная инструкция педагога-психолога МБОУ СОШ №8.

9. Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы.

Ответственность

Администрация ОУ

Соблюдение основных нормативных документов

Педагог-психолог,

учителя-предметники, работающие с детьми-инвалидами и деть с ОВЗ

Реализация субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, направленного на формирование благоприятного климата в классных коллективах, в которых обучаются дети-инвалиды и дети с ОВЗ

Родители обучающихся

Бережное отношение к психическому здоровью своих детей, соблюдение полученных рекомендаций от педагога-психолога и прописанных в заключениях ПМПК

Основные права

Администрация ОУ

Знакомиться с документацией, отчетностью и эффективностью реализации программы

Педагог-психолог

Повышать квалификацию в сфере  оказания психологической помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ.  Своевременно получать рекомендации ПМПК  по психологическому сопровождению детей данной категории.

Родители обучающихся

Получать квалифицированную психологическую помощь, консультацию по вопросам, развития, обучения, социализации их детей в образовательном пространстве.

Обязанности

Администрация ОУ

Организовать обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ с учетом заключений, предоставленных медицинских документов   или заключений ПМПК

Педагог-психолог

Соблюдать реализацию благоприятного психологического сопровождения

Родители обучающихся

Информировать педагогический коллектив и педагога-психолога об изменениях психологического или психического здоровья обучающегося

 

10. Ресурсы, которые  необходимы для эффективной реализации программы.

         При рассмотрении эффективности реализации программы по сопровождению детей-инвалидов и детей с ОВЗ необходимы следующие условия:

I.            Кадровые:

·        Занятия проводит  педагог-психолог, имеющий психологическое образование.

II.            Организационно-педагогические условия.

·        Педагогу-психологу необходимо иметь возможность своевременно повышать профессиональную квалификацию, постоянно проходить курсы по повышения квалификации, участвовать в семинарах, круглых столах, вебинарах по данному направлению.

    III.   Информационные:

·        Обеспечение специалистов доступом к информационно-методическим источникам по реализации программы.

·        Наличие методических пособий и рекомендаций, компьютерных пособий, мультимедийных, аудио-, видеоматериалов, подключения к сети  интернет.

IV.    Материально-технические:

·        Санитарно-гигиенические условия процесса обучения (температурный, световой режим.).

·        Пожарная безопасность, электробезопасность, охрана труда.

·        Наличие доступной безбарьерной образовательной среды адекватной потребностям учащегося и здоровьесбережения (просторное помещение, позволяющее проводить подвижные игры, эстетические условия, необходимая мебель: стулья, доска, приветствуется наличие мультимедийной доски для вывода информационного материала на экран).

·        Оборудование: доска, ватманы, маркеры, цветные карандаши, бумага формата А4, записи с музыкой для релаксации, дидактический материал.

·        Технические средства: компьютер, мультимедийная установка, музыкальный центр, копировальный аппарат.

Для достижения положительных результатов в работе по сопровождению детей – инвалидов и детей с ОВЗ следующие методы:

1.     Психогимнастические упраждения.

2.     Релаксационные техники.

3.     Наблюдения.

      Для рассмотрения актуальности проблемы  сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ были использованы следующие инструментарии и методические издания:

1.      Григорьев Д.В. Задачи социализации в новом ФГОС: решения для школы// РОНО: ресурсы, обзоры, новости образования. URL: https://sites.google.com/site/ronoresursy/vypuski-zurnala/vypusk-15-iun-2012/tema-nomera—osvoenie-fgos-vtorogo-pokolenia-formiruem-universalnye-ucebnye-dejstvia/zadaci-socializacii-v-novom-fgos-resenia-dla-skoly (Дата обращения 16.05.2016).

2.   Изосимова Ю. С. Проектная и исследовательская деятельность детей с ОВЗ как эффективный метод психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. 

3.   Михальченко КА. Инклюзивное образование - проблемы и пути  решения. / К. А. Михальченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.) Четверикова Т. Ю. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016

4.   «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года.

5.   «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации от 2.07.2013 № 185-ФЗ.

6.   «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями)

7.   «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.)

8.   Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президент Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271)

9.   «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» - Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ

10.                      «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599

11.                      О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» - Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761

12.                      «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р

13.                      «О плане первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р. 

14.                      «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» - Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р.

15.                      «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» - Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175

16.                      «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии» -  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.

17.                      «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014.

18.                      «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего  и среднего общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015

19.                      «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) - Письмо Министерства образования Российской Федерации    от 27.03.2000 № 27/901-6)

20.                      «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ  от 18.04.2008 № АФ-150/06

21.                      «Об утверждении и введении в действие федерального  государственного  образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373

22.                      Д.З. Ахмедова «Инклюзивное образование -  путь к инклюзивному обществу» Журнал  « Педагогическое образование и наука» 2014 №1

23.                      Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов,  Л.И.Белякова  Специальная педагогика – М.: Издательский центр «Академия»,2001 с.400.

24.                      С.А.Беличева.   Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями М.: Педагогика, 1998. - 210 с.

25.                      Волжина Т.И. «Если ваш ребенок не такой, как другие».  М., 1997, с. 12

26.                       Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

27.                      Генеральная Ассамблея. Материалы 4 сессии. Право инвалидов на инклюзивное образование. П.2 от 15.03.2006, с. 5.

28.                      Концепция инклюзивного образования. С.5-10.

29.                      И.Г.Кутепова « Проектирование инклюзивной среды в муниципальной  образовательной системе» журнал «Педагогическое образование и наука» 2014 №2, с.134-139.

30.                      Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.

31.                      Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011.

32.                      МаллерА.Р. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Книга для родителей.- М. Педагогика, Пресс, 2006 г.

33.                      Н.Е.Мальцева Как создать комфортную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья. Журнал Педагогическая мастерская №5,2013 с.8.

34.                      Л.И.Рыбальченко. Управление образовательным процессом в условиях инклюзивного образования. Журнал «Методист» 2014 №6 с.29-32.

35.                       Словарь - справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой. М.: Юрист, 1997. – 367 с.

36.                      СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.

37.                      Федеральный закон от 8.06.2007 № 163249-4- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья ", изд. "Собрание законодательства РФ", № 31, ст. 3823

38.                      Е.Ю. Шинкарева Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в российской федерации и за рубежом: монография  2007 Архангельск. С.96.

39.                      Л.М. Шипицына Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы.

Интернет-ресурсы:

1.https://znanio.ru/media/programma_individualnogo_soprovozhdeniya_rebenka_s_ovz_kak_chast_obscheobrazovatelnoj_programmy_v_shkole-76469/91716

2.https://znanio.ru/media/dorozhnaya_karta_psihologo_pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_rebenka_s_ovz_1_klass-87254

3. https://statecon.rea.ru/jour/article/viewFile/1048/1021

4. https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-i-perspektivy

 

11. Сроки и этапы реализации программы.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ    направлена на создание благоприятных условий для обучения детей данной категории в условиях массовой общеобразовательной школы, на полное включение их в образовательный процесс.

Занятия проводятся индивидуально с учетом рекомендаций ПМПК.  Продолжительность одного занятия   20-35 минут один раз в неделю.

Срок реализации программы сопровождения  - 1 год.

Как уже отмечено выше, для  реализации программы сопровождения привлечены  все участники образовательного процесса, это обучающиеся, родители, педагоги, педагог-психолог.

12. Ожидаемые результаты реализации программы.

1. Выявление состояния физического и психического здоровья детей на основании предоставляемой документации. Повышение положительной мотивации к обучению.

2. Получение объективных сведений об обучающемся на основании наблюдений, создание диагностических «портретов» детей.

3. Повышение качества обучения у детей-инвалидов и детей с ОВЗ; умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, дружить, решать конфликтные ситуации с детьми и взрослыми.

4. Сформировать представление о самом себе.

5. Обучить навыку сотрудничества со взрослыми и сверстниками, навыку продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.

6. Сформировать адекватное восприятие окружающих предметов и явлений.

7. Сформировать перцептивные действия (рассматривания, выслушивания, ощупывания).

8. Научить воспринимать единым процессом познания реального мира через тесное взаимодействие трех основных форм мышления: наглядно - действенного, наглядно - образного и словесно - логического.

9. Усваивать количественные и качественные отношения между предметами. Сопоставлять предметы по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Понимать, что количество не зависит от величины, цвета, формы и расположения.

10. У детей сформировать представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о человеке, видах его деятельности и взаимодействия с природой.

11. Развивать речь и коммуникативные способности во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в процессе общения с членами семьи, с взрослыми, сверстниками.

12. Развить мелкую моторику, сформировать хватание, выделение каждого пальца, выработать согласованность действий обеих рук.

 

13. Система организации внутреннего контроля за реализацией программы.

«Программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы» реализуется педагогом-психологом МБОУ СОШ №8.

 

Внутренний контроль реализации программы осуществляется представителями администрации образовательного учреждения в лице заместителей директора по учебной работе.

 

Администрация МБОУ СОШ №8

Директор

Общий контроль

Зам. директора по УР

Сфера образовательного процесса

 

14. Критерии оценки достижения планируемых результатов.

       В процессе реализации  программы основными критериями оценивания успешности  программы, главным образом,  будет являться положительный отзыв родителей и детей.

         В целом, для отслеживания результативности профилактической программы  используются следующие формы и методы оценки:

·        анализ проективных методик;

·        анкеты обратной связи;

·        по окончанию курса повторная диагностика.

       Более подробно мероприятия оценки эффективности работы детей-инвалидов и детей с ОВЗ представлены в таблице:

Оценка эффективности  работы

цель

формы

текущая

Определение степени удовлетворенности получения предоставляемых услуг образовательным учреждением

Беседы, самопроверка,  практические занятия, наблюдения за психологическим состоянием обучающихся

По разделам программы

Определение степени удовлетворенности получения предоставляемых услуг образовательным учреждением по разделам программы

Наблюдение за психологическим состояние

обучающихся

Итоговый мониторинг

Проверка степени усвоения полученных навыков, опыта в течение учебного года

Контрольная диагностика удовлетворительнос

 

15.  Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения.

         Данная программа рассчитана на длительный срок реализации, так как  ежегодно в общеобразовательные школы приходят обучаться дети данной категории. В данную программу включены обучающиеся не только 1-2 классов, обучающиеся по ФГОС, но и обучающиеся дети - инвалиды и дети с ОВЗ  других ступеней, нуждающиеся в психологическом сопровождении, в формировании благоприятных психологических условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №8

 

__________________

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ (ДОРОЖНАЯ КАРТА)

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 1 КЛАССА МБОУ СОШ №8

 

Ф.И.О. обучающегося

 

срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

Пояснительная записка
          Программа коррекции разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
          Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. К числу общих недостатков развития, характерных для всех категорий детей с ограниченными возможностями,  относятся:

·        замедленное и ограниченное восприятие;

·        недостатки развития моторики;

·        недостатки речевого развития;

·        недостатки развития мыслительной деятельности;

·        недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность;

·        пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

·        недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и неадекватная самооценка, неумение управлять своим поведением).

Поэтому у детей с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в школу проявляется недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе:

·        нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации;

·        недостаточная организованность и ответственность ребенка; неумение общаться и адекватно вести себя;

·        низкая познавательная активность;

·        ограниченный кругозор;

·        низкий уровень развития речи;

·        несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности;

·        несформированность интеллектуальных предпосылок учебной де­ятельности;

·        недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность деятельности;

·        недостаточное развитие мелкой моторики руки;

·        несформированность пространственной ориентации, координации в системе «рука-глаз»;

·        низкий уровень развития фонематического слуха (умение различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слогов).

 

Программа сопровождения обеспечивает:

·        выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии;

·        осуществляет индивидуально ориентированную медико- психолого -педагогическую помощь детям с ОВЗ с учётом особенностей психического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

·        даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную   программу;

·        обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении.

 

Базовыми документами для создания программы являются:

1.     Закон Российской Федерации «Об образовании» (Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1ред. от 27.12.2009);

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
        Цель программы: обеспечение оптимального развития обучающихся с ОВЗ и их успешная интеграция в социум. 
Задачи 

·        предупреждение возникновения проблем развития ребенка; 

·        помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации.

·        развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;

·        подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения всеми специалистами для каждого ребенка с ОВЗ с учетом уровня его психофизического и речевого развития.

 

Планируемые результаты коррекционной работы.

·        Универсальные компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формирующиеся в процессе реализации программы коррекционной работы:

·        умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учетом возможностей своего здоровья;

·        умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;

·        умение воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.


        Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации программы коррекционной работы:

·        активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;

·        проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;

·        проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья.

 

Схема индивидуального сопровождения обучающегося

Диагностический этап

Психолог

Социальный педагог

Педагоги

 

Познавательное развитие, эмоционально-волевая сфера, мотивация к учению

 

 

Социальный статус обучающегося,

семьи

 

Степень потенциальных возможностей ребенка:

зрительное восприятие;

пространственная ориентировка,

осязание и др.;

уровень предметных знаний

ПМП консилиум (согласование позиций по сопровождению обучающегося)

Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)

Реализация ИОМ осуществляется комплексно с привлечением родителей

Комплексное сопровождение

Обучающегося

Семьи

Педагогов

1.     Создание специальных организационных условий обучения.

2.     Сопровождение ребенка специалистами

3.     При необходимости разработка: индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы

1.     Согласование действий по сопровождению ребенка.

2.     Помощь в проведение адаптационных и иных мероприятий по социализации ребенка.

3.     По желанию оказание психологической помощи

1.     Обучение приемам индивидуальной работы с учетом особенностей ребенка.

2.     Психологическая помощь

Промежуточная  диагностика

Рекомендации на следующий  учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

«РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА»

 

Используемый УМК

п/п

Авторы, пособия

Издательство

1.

Серии «Рабочая тетрадь» (память и внимание; развиваем графические навыки; прописи в клеточку; логика: найди отличия.)

М.: «Стрекоза», 2013

2.

Рабочая тетрадь: «Ориентировка в пространстве» ЧП Бурдина С.В.

Весна-Дизайн, 2005

3.

Зегельбарт, Ильичева: Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Комплект коррекционно-развивающих

материалов.

Генезис,

2013

4.

Мари Киршнер. Я развиваюсь с Монтессори. Упражнения для сенсорного развития по методике Монтессори.

Рипол-Классик,2016


№ п/п

Наименование раздела, темы занятия

Элементы содержания занятия

Основные виды коррекционной работы

Планируемые результаты

Дата

Диагностика 2 часа

1.   

Обследование когнитивной и моторной сферы

Выполнение учеником заданий в соответствии с протоколом обследования.

диагностический

Выявление особенностей психических процессов.

 

2.   

Обследование когнитивной и моторной сферы

Выполнение учеником заданий в соответствии с протоколом обследования.

диагностический

Выявление особенностей психических процессов.

 

Сенсорное развитие 3 часа

3.   

Развитие сенсорных эталонов основных цветов и их оттенков

Работа с цветными полосками. Различие их по цвету.

Сенсомоторное развитие

Дифференцировать основные цвета и оттенки и называть их.

 

4.   

Формирование представление о ритмическом зри­тельном ряде

Воспроизведение различных сочетаний из цветных полосок.

Сенсомоторное развитие

Продолжать заданный ритмический ряд на основе чередова­ния его элементов.

 

 

5.   

Развитие тактильного восприятия.

Определение на ощупь поверхности предметов.

Сенсомоторное развитие

Определять на ощупь поверхность предметов, оречевлять свои ощущения.

 

Развитие графо-моторных навыков 2 часа

6.   

Совершенствование графических навыков.

Обводка  линий (дорожек, заборчиков) разной конфигурации по показу/по опорным точкам с использованием образца.

 

Сенсомоторное развитие

Обводить по пунктиру, по опорным точкам или писать линии по образцу

 

7.   

Совершенствование графо-моторных навыков

Рисование, штриховка (различная) и обводка по трафарету (внутреннему или внешнему).

Сенсомоторное развитие

Обводить, штриховать и раскрашивать фигуру в трафарете.

 

Развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики (совершенствование движений)1 час

8.   

Совершенствование зрительно-моторной координации рук.

Воспроизведение ритмического рисунка (цветового ритма, геометрического ритма) на мозаики, тетради и т.д

Сенсомоторное развитие

Продолжать заданный ритмический ряд на основе чередова­ния его элементов.

 

 

Формирование пространственных представлений 2 часа

9.   

Формирование пространственных отношений, выраженными с помощью предлога «на»

Моделирование  пространственных отношений в пространстве, на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции

Пространственные представления

Понимать значение предлога «на», использовать его в своей речи по образцу

 

10.         

Формирование пространственных отношений, выраженными с помощью предлога «под»

Моделирование  пространственных отношений в пространстве, на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции

Пространственные представления

Понимать значение предлога «под», использовать его в своей речи по образцу

 

Развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики (совершенствование движений) 2 часа

11.         

Развитие зрительно-моторной координации.

 

Разложение целого на составные части. Составление целого из отдельных частей.

Сенсомоторное развитие

Понимать что предмет может состоять из отдельных частей. Видеть и раскладывать на отдельные части предмет, составлять из частей целое.

 

12.         

Развитие зрительно-моторной координации рук.

 

Конструирование из цветных палочек, геометрических фигур и полосок бумаги.

Сенсомоторное развитие

Осознание возможности творить. Конструировать некоторые объекты из предложенных материалов.

 

Сенсорное развитие 1 час

13.         

Развитие зрительного восприятия.

 

Поиск фигур в наложенных контурах, их обводка и раскрашивание

Сенсомоторное развитие

Тренировка визуальной концентрации, развитие зрительного восприятия, устойчивости произвольного внимания.

 

Коррекция психической деятельности

(памяти, внимания, мышления) 4 часа

14.         

Развитие слухового внимания и памяти

 

Различение различных звуков без зрительной опоры, игры на слуховую память.

Коррекция психических процессов

Тренировка слухового внимания, памяти, устойчивости внимания и самоконтроля.

 

15.         

Развитие непосредственной вербальной памяти.

Поиграем в «индейцев»;

Угадай, кто говорит;

У кого ряд длиннее?

Коррекция психических процессов

Тренировка слуховой памяти, устойчивости внимания и самоконтроля.

 

16.         

Развитие умения анализировать и сравнивать об­разец.

 

Найди одинаковые

Где ошибся Буратино?

Одинаковые ли бусы?

Найди образец

 

Коррекция психических процессов

Анализировать и сравнивать об­разец по заданию учителя, находить или искать сходства и различия.

 

 

17.         

Развитие зрительной памяти.

 

Нарисуй по памяти;

Выполни правильно;

 

Коррекция психических процессов

Тренировка зрительной памяти, устойчивости внимания и самоконтроля.

 

Формирование пространственных представлений 2 часа

18.         

Формирование пространственных отношений, выраженными с помощью предлога «в»

Моделирование  пространственных отношений в пространстве, на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции

Пространственные представления

Понимать значение предлога «в», использовать его в своей речи по образцу

 

19.         

Формирование пространственных отношений, выраженными с помощью слов «вверх», «вниз»

Моделирование  пространственных отношений в пространстве, на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции

Пространственные представления

Понимать значение слов «вверх/вниз», использовать их в своей речи по образцу

 

Сенсорное развитие 3 часа

20.         

Дифференциация представлений о круге и квадрате.

Обследование круга и квадрата с помощью зрительной и осязательной систем. Сравнение. Обводка, раскрашивание.

Сенсомоторное развитие

Узнавать и называть фигуру круг, квадрат. Знать отличия.

 

21.         

Дифференциация представлений о треугольнике, круге, квадрате.

Обследование треугольника, круга и квадрата с помощью зрительной и осязательной систем. Сравнение. Рисование по опорным точкам.

Сенсомоторное развитие

Узнавать и называть фигуру треугольник, круг, квадрат. Знать отличия.

 

22.         

Формирование представлений о геометрической фигуре: прямоугольник.

Обследование прямоугольника с помощью зрительной и осязательной систем. Рисование по клеточкам, раскрашивание.

Сенсомоторное развитие

Узнавать и называть фигуру прямоугольник.Рисовать по опорным точкам.

 

Коррекция психической деятельности

(памяти, внимания, мышления) 3 часа

23.         

Развитие понятийного мышления

Называние предметов одним обобщающим словом, нахождение лишнего понятия среди других.

Коррекция психических процессов

Расширение пассивного и активного словаря; умения подбирать обобщающее слово

 

24.         

Развитие мышления

Раскладывание серии картинок в правильной последовательности, составление по ним рассказа

Коррекция психических процессов

Устанавливать или понимать простейшие причинно-следственные связи

 

25.         

Развитие мышления, навыка группировки

Группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине и др.)

Коррекция психических процессов

Группировать предметы по основным признакам (цвету, форме, величине и др.)

 

Развитие графомоторных навыков 2 часа

26.         

Развитие произвольного управления графическими движениями

Обводка с помощью трафарета по показу предметов из «геометрических фигур»: елки, дома, солнца, мяча  и  т.д.), а  их  раскраска без трафарета

Сенсомоторное развитие

Использовать трафарет для рисования предметов, состоящих из геометрических фигур в трафарете

 

27.         

Развитие графического навыка, рисование объектов с натуры.

Рисование «дорожки, заборчиков», геометрических фигур предварительно построенных ребенком из палочек, кирпичиков разного цвета по образцу

 

Сенсомоторное развитие

Развитие зрительно-пространственного опыта ребенка, совершенствование графического навыка. Умение срисовывать/переносить объемные предметы на плоскость листа.

 

Коррекция психической деятельности

(памяти, внимания, мышления) 2 часа

28.         

Развитие мышления: процессов анализа

Найди отличия

Дорисуй недостающие детали

 

Коррекция психических процессов

Находить отличия. Актуализация мыслительной деятельности ребенка, развитие произвольного внимания.

 

29.         

Развитие мышления: процессов анализа и синтеза

Разложение предмета на составные части и составление его из отдельных частей.

Коррекция психических процессов

Собирать и раскладывать на части целые предметы. Вычленять детали.

 

Формирование пространственных представлений 2 часа

30.         

Ориентировка на листе бумаги

Моделирование  пространственных отношений на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции (вверху, внизу, центр, справа, слева, др)

Пространственные представления

Ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, центр, справа, слева, др)

 

31.         

Ориентировка на листе бумаги: диагональная линия

Графический диктант с использованием всех направлений диагональных линий.

Пространственные представления

Ориентироваться на листе бумаги (вверх, вниз, вправо-влево, по диагональным сторонам)

 

Диагностика 2 часа

32.         

Обследование когнитивной и моторной сферы

Выполнение учеником заданий в соответствии с протоколом обследования.

диагностический

Выявление динамики развития психических процессов .

 

33.         

Обследование когнитивной и моторной сферы

Выполнение учеником заданий в соответствии с протоколом обследования.

диагностический

Выявление динамики развития психических процессов.

 

 

 

Упражнения для развития тактильного восприятия.

«Поймай киску»

Психолог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

         «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Ребенку предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Он поочередно рассматривает и ощупывает все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Ребенок на ощупь отыскивает в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза.

         По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые, мокрые.

«Узнай фигуру»

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Психолог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

 

«Узнай предмет по контуру»

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (ручка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Что внутри?»

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку, чечевицу, пшено.  Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

«Отгадай цифру»  (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.

Буквы можно изготовить из шершавой (бархатной, наждачной) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную букву», «Покажи букву». Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.

Методики, определяющие уровень развития тонкокоординированных движений:

Упражнение «Поставь точки в центр круга»

Оценка:

1 уровень—движения выполняются четко, точно

2 уровень—движения выполняются нечетко, с ошибками

3 уровень—движения практически не выполняются по инструкции

Упражнение «Посчитай пальчики». Оценка: смотри оценку предыдущего задания.

Упражнение «Проведи прямые линии, не отрывая руки».

Оценка:

1 уровень—линии прямые, ровные не разорванные, без поправок

2 уровень—линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии

3 уровень—движения очень медленные, линии неровные, разорванные

Упражнение «Проведи путь по лабиринту».

Оценка:

1 уровень—линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий

2 уровень—линия неровная, с разрывами, большое число касаний, тремор, дрожание

3 уровень—очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор

Упражнение «Заштрихуй фигуру».

Оценка:

1 уровень—штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры

2 уровень—штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий

3 уровень—штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.

Методики определяющие уровень развития зрительно-двигательных координаций.

Упражнение «Скопируй фигуры».

Оценка:

1 уровень—линии ровные, без разрывов, дополнительных штрихов, выдержаны пропорции и размеры, направление

2 уровень—линии дрожащие, но без разрывов, дополнительных штрихов, есть небольшие нарушения пропорций размеров, нет нарушений направления

3 уровень—линии дрожащие, с разрывами, дополнительными штрихами, нарушены пропорции, размеры, направление

Упражнение «Дорисуй рисунки». Оценка (смотри оценку предыдущего задания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2.

 

Технологические основы индивидуального сопровождения  ребенка с ОВЗ   как частью общеобразовательной программы  в школе (из опыта работы МБОУ СОШ №8, г.Миллерово, Ростовской области)

 

Условия реализации  программы индивидуального сопровождения  ребенка  с ОВЗ  как часть общеобразовательной программы в школе.

В настоящий момент в  МБОУ СОШ№8 города Миллерово созданы  всеусловия полноценной безбарьерной среды, что  позволяет  детям  данной категории посещать все занятия и внеурочные мероприятия в школе, а также  быть более адаптированными и социализированными в обществе.

В нашем образовательном учреждении  созданы  условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями    здоровья и детьми-инвалидами такие как:

·         специальные  (коррекционные)  программы начального общего и основного общего образования  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

·        прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК  г.Миллерово;

·        на основании заявления родителей (законных представителей) для данных обучающихся   организуется  индивидуальное обучение на дому, что подтверждается медицинскими и социально-педагогическими показаниями;

·        все вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья  регламентированы Уставом (пункт 2.4.) и локальными актами образовательного учреждения;

·        в целях обеспечения успешного освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития   в  школе  работает   педагог-психолог  и медицинский работник;

·        для обеспечения эффективной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении  проводится   информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

С момента поступления  детей  с ОВЗ в учреждение,  с их семьями ведется тесная работа по разработанному и действующему алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих образовательное учреждение. На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и  сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

Осуществляют  индивидуальный подход к детям при организации воспитательно-образовательного процесса.  Обязательный этап - углубленное психолого-педагогическое  обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций,  речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПК с  целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Далее  проводится организационная работа по проектированию,  разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ  или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации. Данные индивидуальные образовательные маршруты  включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.  

Заключительным  этапом  в работе с данной категорией обучающихся является  рефлексивный.  Это  период  осмысления  результатов  деятельности  специалистов  сопровождения  по  решению  той  или  иной  проблемы.  На  данном этапе  проводится  анализ  реализации  поставленных  задач,  выполнения  рекомендаций  всеми  участниками  сопровождения. 

Таким  образом,  технология  педагогического  сопровождения  адаптации  детей  с  ОВЗ  включает  следующие  этапы:  диагностический,  проективный,  коррекционно-развивающий,  рефлексивный,  реализация  которых  способствует  успешному  включению  ребенка  с  ОВЗ  в  среду  здоровых  сверстников.

Структура программы индивидуального сопровождения ребенка

с ОВЗ как часть общеобразовательной программы в школе.

В нашем образовательном  учреждении порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ для детей с ОВЗ или детей-инвалидов проходит в рамках общеобразовательной программы учреждения. Образовательная программа разрабатывается педагогами и специалистами и утверждается директором.  Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ или ребенка - инвалида в нашем учреждении имеет стандартную  структуру:

Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.

Пояснительная записка, в которой излагается сведения о ребенке: возраст,  социальное окружение, интересы; ожидания родителей; диагноз; психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке указываются основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновывается  варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

Индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.

Содержание программы.

Включает в себя три основных компонента или блока:

Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.

Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с воспитанниками,  приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы специалистов образовательного учреждения: педагога-психолога, преподавателя  по физической культуре, преподавателя музыки, классного руководителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся во время непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий классного руководителя, специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с  родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового тестирования, психолого-медико-педагогического консилиума для составления образовательного маршрута. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Региональный конкурс методических материалов для работы с детьми

Региональный конкурс методических материалов для работы с детьми

Пояснительная записка. Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с

Пояснительная записка. Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с

ОВЗ. Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе

ОВЗ. Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе

Данная программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с

Данная программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с

Описание участников программы

Описание участников программы

Научные, методологические и методические основания программы

Научные, методологические и методические основания программы

ООН в 2006 году Конвенция о правах инвалидов, ратифицированная

ООН в 2006 году Конвенция о правах инвалидов, ратифицированная

В классах, где обучаются дети – инвалиды и дети с

В классах, где обучаются дети – инвалиды и дети с

ПМПК по дальнейшему образовательному маршрутусентябрь-октябрьпедагог-психолог 3Составление программы индивидуального сопровождения (обучение на дому, обучение в классе)сентябрьпедагог-психолог 4Изучение личности учащихся с

ПМПК по дальнейшему образовательному маршрутусентябрь-октябрьпедагог-психолог 3Составление программы индивидуального сопровождения (обучение на дому, обучение в классе)сентябрьпедагог-психолог 4Изучение личности учащихся с

Консультации по вопросам воспитания, социальной адаптации в течение года педагог-психолог 3

Консультации по вопросам воспитания, социальной адаптации в течение года педагог-психолог 3

Устав МБОУ СОШ №8. Должностная инструкция педагога-психолога

Устав МБОУ СОШ №8. Должностная инструкция педагога-психолога

Обязанности Администрация

Обязанности Администрация

IV. Материально-технические: ·

IV. Материально-технические: ·

Изосимова Ю. С. Проектная и исследовательская деятельность детей с

Изосимова Ю. С. Проектная и исследовательская деятельность детей с

О ратификации Конвенции о правах инвалидов» -

О ратификации Конвенции о правах инвалидов» -

Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» -

Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» -

И.Г.Кутепова « Проектирование инклюзивной среды в муниципальной образовательной системе» журнал «Педагогическое образование и наука» 2014 №2, с

И.Г.Кутепова « Проектирование инклюзивной среды в муниципальной образовательной системе» журнал «Педагогическое образование и наука» 2014 №2, с

Сформировать представление о самом себе

Сформировать представление о самом себе

Внутренний контроль реализации программы осуществляется представителями администрации образовательного учреждения в лице заместителей директора по учебной работе

Внутренний контроль реализации программы осуществляется представителями администрации образовательного учреждения в лице заместителей директора по учебной работе

По разделам программы Определение степени удовлетворенности получения предоставляемых услуг образовательным учреждением по разделам программы

По разделам программы Определение степени удовлетворенности получения предоставляемых услуг образовательным учреждением по разделам программы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Программа сопровождения обеспечивает: · выявление особых образовательных потребностей детей с

Программа сопровождения обеспечивает: · выявление особых образовательных потребностей детей с

Цель программы: обеспечение оптимального развития обучающихся с

Цель программы: обеспечение оптимального развития обучающихся с

Схема индивидуального сопровождения обучающегося

Схема индивидуального сопровождения обучающегося

Создание специальных организационных условий обучения

Создание специальных организационных условий обучения

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЕ

Наименование раздела, темы занятияЭлементы содержания занятияОсновные виды коррекционной работыПланируемые результатыДата

Наименование раздела, темы занятияЭлементы содержания занятияОсновные виды коррекционной работыПланируемые результатыДата

Развитие тактильного восприятия

Развитие тактильного восприятия

Развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики (совершенствование движений)1 час

Развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики (совершенствование движений)1 час

Моделирование пространственных отношений в пространстве, на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции

Моделирование пространственных отношений в пространстве, на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции

Сенсорное развитие 1 час

Сенсорное развитие 1 час

Найди одинаковые Где ошибся Буратино?

Найди одинаковые Где ошибся Буратино?

Моделирование пространственных отношений в пространстве, на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции

Моделирование пространственных отношений в пространстве, на плоскости по плоскостному и объемному образцам и по словесной инструкции

Рисование по опорным точкам. Сенсомоторное развитиеУзнавать и называть фигуру треугольник, круг, квадрат

Рисование по опорным точкам. Сенсомоторное развитиеУзнавать и называть фигуру треугольник, круг, квадрат

Коррекция психических процессов

Коррекция психических процессов

Сенсомоторное развитие Развитие зрительно-пространственного опыта ребенка, совершенствование графического навыка

Сенсомоторное развитие Развитие зрительно-пространственного опыта ребенка, совершенствование графического навыка

Ориентировка на листе бумаги

Ориентировка на листе бумаги

Упражнения для развития тактильного восприятия

Упражнения для развития тактильного восприятия

Узнай предмет по контуру» Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка)

Узнай предмет по контуру» Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка)

Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность

Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность

Методики определяющие уровень развития зрительно-двигательных координаций

Методики определяющие уровень развития зрительно-двигательных координаций

Приложение №2. Технологические основы индивидуального сопровождения ребенка с

Приложение №2. Технологические основы индивидуального сопровождения ребенка с

С момента поступления детей с

С момента поступления детей с

Заключительным этапом в работе с данной категорией обучающихся является рефлексивный

Заключительным этапом в работе с данной категорией обучающихся является рефлексивный

На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток

На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток

Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий классного руководителя, специалистов с ребенком с

Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий классного руководителя, специалистов с ребенком с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2021