Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Голынковская средняя школа»
Утверждаю
Директор МБОУ «Голынковская СШ»
______________/Г.А. Тимофеева/
приказ №____ от _______2021 г.
Программа психолого-педагогического сопровождения
одаренных детей в школе на 2021-2022 учебный год
«Одаренные дети. Таланты среди нас».
Составитель: Панфилова Ю.В.,
педагог-психолог
2021/2022 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса разработана в соответствии с требованиями ФГОС;
· Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федерального государственного образовательного НОО,
· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
· Конвенцией о правах ребенка;
· Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации.
Сопровождение одаренного ребенка в учебном процессе предполагает систему личностно-ориентированного образования, под которым понимается образование, обеспечивающее развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности ученика, происходящую с опорой на его индивидуальные особенности, как субъекта познания и предметной деятельности.
Цель - содействие в выявлении, поддержки и развитии детей с признаками одаренности, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психического и физического здоровья.
Задачи:
1) Создание системы выявления и развития детской одарённости;
2) Создание условий, способствующих организации работы одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей, связанных с доступом современным информационным ресурсам обучающихся и педагогов;
3) Овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности, инициативности и творчества.
4) Выявление и поддержка талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода обучения;
5) Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления;
6) Развитие творческого, критического и логического мышления, способности к решению проблем;
7) Предоставление возможности совершенствовать способности совместной деятельности со сверстниками, педагогом через самостоятельную работу и проектную деятельность;
8) Развитие социальной активности и ответственности детей;
9) Участие в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и других видах деятельности, позволяющих обучающимся проявить свои способности;
10) Развитие целостной картины мира и глобального мышления у детей;
11) Развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям;
12) Обучение умениям работать совместно;
13) Развитие способности к самопознанию, формирование положительной «Я - концепции» и понимание ценности и уникальности другого человека.
Направления работы педагога-психолога в школе с одаренными учениками:
- Проведение психологической диагностики, которое включает в себя выявление одаренных детей, изучение креативности, лидерской одаренности интеллектуально-одаренных школьников, выявление интересов и склонностей одаренных детей (анкетирование ребенка, родителей). Психодиагностика позволяет отслеживать показатели в динамике социально-психологического статуса одаренных обучающихся .
- Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей с целью расширения их представления о природе и проявлениях одаренности, особенностях обучения и воспитания одаренных детей.
- Создание социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников. Такие условия могут создаваться как психологом в процессе специальных развивающих, тренинговых занятий (для развития познавательной и психосоциальной сферы) и программ, так и педагогическим коллективом.
- Оказание психологической помощи одаренным детям и их педагогам в решении возникающих у них проблем через индивидуальное и групповое консультирование.
Ожидаемые результаты
· выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности;
· увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;
· повышение компетенции учителей, работающих с одаренными детьми;
· активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми;
· создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям;
· повышение качественных показателей успеваемости учащихся;
· увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса составлена для одаренных обучающихся и всех остальных участников образовательного процесса и рассчитана на 1 год. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 ч).
Содержание программы
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Ожидаемый результат |
1. |
Диагностика, направленная на выявление одаренности обучающихся. |
В течение года |
Педагог-психолог |
Выявление предпосылок одаренности обучающихся |
2. |
Сбор данных с учетом академических достижений, творческих способностей обучающихся, результатов школьных олимпиад. |
Октябрь |
Педагог-психолог |
Создание и уточнение «базы данных» одаренных детей для продуктивной деятельности и активной жизненной позиции |
3. |
Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися. |
В течение года |
Педагог-психолог |
Повышение адаптивности одаренного ребенка |
4. |
Групповые развивающие занятия по развитию креативности, познавательной сферы, коммуникативных навыков и т.д. |
В течение года |
Педагог-психолог |
Развитие нестандартного Развитие познавательной сферы мышления Формирование и развитие навыков группового взаимодействия |
5. |
Изучение мотивационно-потребностной сферы одаренного ребенка |
В течение года |
Педагог-психолог |
Повышение уровня мотивации достижений, социальных мотивов: самоутверждения, самосовершенствования, самоопределения. |
6. |
Групповые развивающие занятия мотивационно-потребностной сферы обучающихся |
В течение года |
Педагог-психолог |
Повышение уровня мотивации достижений, социальных мотивов: самоутверждения, самосовершенствования, самоопределения. |
7. |
Углубленное изучение личностных особенностей (по плану п-п.) |
В течение года |
Педагог-психолог |
Коррекция недостатков развития личностной сферы |
8. |
Групповые занятия профориентационной направленности (по плану п-п.) |
Март |
Педагог-психолог |
Профориентационная поддержка обучающихся |
9. |
Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах, соревнованиях обучающихся с разными видами одаренности |
В течение года |
Педагог-психолог, классные руководители |
Повышение самооценки, «Я-концепции», способности самовыражения, обучению навыкам конструктивного взаимодействия. Профилактика конфликтов. Самопринятие и толерантность к другим, эмпатия. |
10. |
Привлечение к участию в конкурсах «ЧИП», «Медвежонок», предметных олимпиадах. |
В течение года |
Педагог-психолог, классные руководители |
Улучшение деятельности функций когнитивной сферы, повышение лидерских способностей, всестороннее расширение кругозора, концепция социальной компетентности. Формирование адекватного представления обучающихся о своем потенциале. |
11. |
Психологическая консультация по возникающим проблемам для обучающихся |
В течение года |
Педагог-психолог |
Разрешение проблемных ситуаций |
Работа с педагогами |
||||
1. |
Консультации для классных руководителей по выявлению познавательной и творческой одаренности обучающихся. |
Октябрь |
Педагог-психолог |
Повышение педагогической компетентности по вопросам работы с одаренными детьми
|
2. |
«Формирование учебной мотивации на уроках в начальной школе» |
Март-май |
Педагог-психолог |
|
3. |
Индивидуальная консультативная помощь педагогам |
В течение года |
Педагог-психолог |
|
4. |
Консультации для педагогов по итогам диагностик. |
Май |
Педагог-психолог |
|
Работа с родителями |
||||
1. |
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей |
В течение года |
Педагог-психолог |
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей |
2. |
Тестирование для родителей: - - «Способности ребенка. Как их распознать?» - Анкета «Приоритетные способности вашего ребенка» |
Ноябрь |
Педагог-психолог |
Диагностика |
3. |
Родительский лекторий «Роль семьи для развития потенциальных возможностей ребенка» |
Декабрь |
Педагог-психолог |
Составление рекомендаций |
План работы педагога - психолога школы с одаренными детьми
Цели программы:
- содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной устойчивости.
2. Формирование навыков саморегуляции.
3. Преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
4. Формированию коммуникативных навыков;
Актуальность программы: На сегодняшний день, самоценность личности ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования мимо. Поэтому важно развивать одаренность в каждом ребенке. Ведь
одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни залог процветания. Разглядеть одаренного ребенка в сфере образования очень сложно. Посей день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях. Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят по успеваемости школьника. Правильно ли это?
Однако у одаренного ребенка много социально - психологических проблем: в сфере общения и поведения, а также во внутриличностном состоянии.
Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий.
Поэтому на современном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей.
Базовые принципы выявления и сопровождения одаренных детей:
- Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать более широкий спектр его способностей. Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить стимулом его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно задачами оказания психологической помощи и педагогической поддержки.
- Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях – жизненных и учебных.
- Важен анализ поведения ребенка в тех видах деятельности, которые в максимальной соответствуют его склонностям и интересам.
- Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно корректировать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности.
- Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, экспертные оценки.
Таким образом, основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.
Этапы выявления одаренных детей:
На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.
Второй этап можно обозначить как
диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей
и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом. Ребенок
обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности
того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности
развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления,
любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих
случаях используются методики, направленные, прежде всего на определение
базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например,
методика Векслера, шкала интеллекта Стайфорине и т.д.)
У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут
быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или
естествознанию. Поэтому задача психолога не только определить уровень общего
интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления
(Стенфордский тест достижений).
Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью,
неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи,
находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление
предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса)
и личностных характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т.п.).
Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и
лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями,
их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно
чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае помогут личностные
методики и социометрия.
Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет
проявляет склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование
должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня
нейротизма. Эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют
индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко
психотерапевтической коррекции врача-специалиста.
На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации и т.п.).
Исследования П.Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство, лень или глупость. Невысокий психологический уровень подготовки учителя для работ с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему, истеричность, неумение следовать принятым образцам. Среди учителей бытует мнение, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Сложность состоит в низком уровне подготовки учителей для работы с одаренным ребенком, в недостатках психологических знаний у педагогов.
Целевая группа: учащиеся, имеющие признаки одаренности.
Ожидаемые результаты:
·Развить творческие и интеллектуальные способности каждого.
·Повысить уверенность детей в себе и в своих способностях.
·Снизить уровень тревожности.
Основные мероприятия по реализации программы
№ п/п |
Наименование мероприятие Форма проведения |
Участники |
Сроки проведения |
Ответственный |
Диагностические мероприятия |
||||
1 |
Изучение умственного развития учащихся. Э.Ф.Замбицавичене Анкетирование. |
Учащиеся 1 – 5 классов |
Октябрь |
Педагог-психолог |
2 |
Изучение интеллекта. Д.Гилфорд. Анкетирование. |
Учащиеся 8 – 9 классов |
Ноябрь |
Педагог-психолог |
3 |
Экспресс – диагностика интеллектуальных способностей. МЭДИС. Анкетирование. |
Учащиеся 1- 2 классов |
Декабрь |
Педагог-психолог |
4 |
Диагностика творческого мышления П.Торренс |
Учащиеся 5 – 8 классов |
Январь |
Педагог-психолог |
5 |
Диагностика интеллектуального развития. Матрицы Раввена. Анкетирование |
Учащиеся 3 – 4 классов |
Январь |
Педагог-психолог |
6 |
Изучение интеллекта. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Анкетирование. |
Учащиеся 11 класса |
Февраль |
Педагог-психолог |
7 |
Изучение самооценки. Анкетирование |
Одаренные учащиеся |
Февраль |
Педагог-психолог |
Просветительские мероприятия |
||||
1 |
«Особенности работы с одаренными детьми». Педагогический лекторий. |
Педагогический коллектив |
Октябрь |
Педагог-психолог |
2 |
«Методики работы с одаренными детьми». Педагогический лекторий. |
Педагогический коллектив |
Декабрь |
Педагог-психолог |
3 |
«Виды одаренности». Педагогический лекторий. |
Педагогический коллектив |
Январь |
Педагог-психолог |
4 |
«Роль педагога при организации работы с одаренными детьми». Педагогический лекторий. |
Педагогический коллектив |
Март |
Педагог-психолог |
5 |
«У Вас растет одаренный ребенок!» Родительский лекторий. |
Родители одаренных детей |
Ноябрь |
Педагог-психолог |
6 |
«Психологические особенности одаренных детей». Родительский лекторий. |
Родители одаренных детей |
Апрель |
Педагог-психолог |
7 |
«Я – одаренный ребенок!» Тематическая беседа |
Одаренные дети |
Декабрь |
Педагог-психолог |
8 |
«В чем уникальность одаренных детей». Просветительская беседа. |
Одаренные дети |
Декабрь |
Педагог-психолог |
Профилактические мероприятия |
||||
1 |
«Проблемы психологического развития одаренных детей». Профилактическая беседа. |
Одаренные дети |
Декабрь |
Педагог- психолог |
2 |
«Я могу, я смогу, я умею!» Тренинг. |
Одаренные дети |
Февраль |
Педагог- психолог |
Консультативные мероприятия |
||||
1 |
«Как правильно организовать работу с одаренными детьми?» Индивидуальные консультации, рекомендации. |
Педагоги, работающие с одаренными детьми |
Ноябрь |
Педагог- психолог |
2 |
«Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности. Индивидуальные консультации, рекомендации. |
Родители одаренных детей |
Январь |
Педагог- психолог |
3 |
Индивидуальные консультации по запросу. |
Одаренные дети |
В течение года |
Педагог- психолог |
Развивающие мероприятия |
||||
1 |
«Учимся справляться со своими проблемами». Тренинг социальных навыков. |
Одаренные дети |
Октябрь |
Педагог-психолог |
2 |
«Развитие вербальных способностей». Тренинг. |
Одаренные дети |
Ноябрь |
Педагог-психолог |
3 |
«Развитие мыслительных операций: нахождение разных логических отношений между понятиями». Тренинг. |
Одаренные дети |
Декабрь |
Педагог-психолог |
4 |
«Развитие мыслительных операций: метафорические выражения». Тренинг. |
Одаренные дети |
Январь |
Педагог-психолог |
5 |
«Развитие мыслительных операций: обобщающие и ограничивающие понятия». Тренинг. |
Одаренные дети |
Февраль |
Педагог-психолог |
6 |
«Развитие мыслительных операций: расположение понятий в виде системы». Тренинг. |
Одаренные дети |
Февраль |
Педагог-психолог |
7 |
«Умей владеть собой». Тренинг социальных навыков.
|
Одаренные дети |
Март |
Педагог-психолог |
Педагогический лекторий: «Особенности работы с одаренными детьми”
Сохранение и развитие одаренности – это проблема и прогресса общества, реализации его творческого потенциала, и индивидуальных судеб.
В чем смысл работы с одаренными детьми?
При изучении особо одаренных детей стоят следующие задачи:
1.Способствовать развитию каждой личности;
2.Довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;
3.Способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования. (Ж.Брюно).
Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.
Второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные прежде всего на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, шкала интеллекта Стайфорине и т.д.)
У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления (Стенфордский тест достижений).
Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Аизенка, Личко, тест Люшера и т.п.).
Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае вам помогут личностные методики и социометрия.
Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма, так как эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.
Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Диагностика одаренности в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации, тахикоскопией.
Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.
На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации и т.п., а также разносторонние программы в лицеях, гимназиях, колледжах).
Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.
Проблемы одаренных детей.
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
·Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
·Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
·Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
·Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
·Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
·Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
·Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами.
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми.
(критерии американской программы “Astor”)
Учитель должен:
·быть доброжелательным и чутким;
·разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
·иметь высокий уровень интеллектуального развития;
·иметь широкий круг интересов и умений;
·иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
·быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
·иметь живой и активный характер;
·обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
·проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
·иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
·обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
·иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Тренинг развития творческого потенциала учителя
Цель: Развитие актуальной креативности педагогов.
Содержание тренинга
Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению Сергея Гиппиуса так: “Трудное сделать привычным, привычное - легким, легкое – красивым. ” Подумайте над собственными рецептами.
1. Принятие правил группой
2. Упражнение “Сбор урожая на поле ассоциаций”
Цель: Создание комфортной творческой атмосферы, знакомство.
Инструкция: Назовите свое имя. Подберите к нему эпитет. Сравните себя с каким- либо объектом, подбирая ассоциации-метафоры.
Упражнение “Рассказ из заголовков”
Автор упражнения Э. Де Боно.
Цель: Развитие дивергентного мышления.
Инструкция: Возьмите одну газету. Просмотрите заголовки. Это задание надо сделать , используя лишь один выпуск. Ваша задача – составить вместе как можно больше заголовков, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Этот рассказ должен сам по себе иметь смысл. Если вам приходится заполнять пробелы выдуманными словами, то ваш рассказ не совсем удался. Обратите внимание, сколько таких заголовков вы можете составить вместе таким образом. Чем больше заголовков, чем длиннее рассказ, тем большего успеха вы добились. Вырезав заголовки, вы можете составить из них различные комбинации. У вас могут получиться непохожие рассказы. Вы можете выполнить вариант задания, взяв картинку (фотографию) из газеты и подобрав к ней заголовок. Это может быть любой заголовок, кроме “родного” (того, который действительно соответствует этой картинке).
Ваша комбинация может быть как серьезной, так и шуточной (постарайтесь по возможности получить шуточную комбинацию).
Вы можете собирать серию картинок и заголовков, а затем пробовать составлять из них различные комбинации. При этом тренируются ваше восприятие, воображение и способность находить альтернативы.
Упражнение “Композиция из предметов”
Автор упражнения А. И. Копытин.
Цель: Развитие творческого воображения.
Составьте композицию на свободную тему из предметов, имеющихся на вашем столе, в сумочке, в карманах, на вас. После того как вы ее составите, приготовьте комментарии к ней. Композиция может быть представлена загадкой. Участники группы выдвинут предположения о сюжете.
На построение композиции отводится 5 минут. После истечения этого времени участники тренинга ходят “в гости” к “художникам”, которые готовы представить свой творческий продукт.
Упражнение “Клипмейкеры”
Автор упражнения Володина-Панченко Н. В.
Цель: Развитие творческого воображения.
Инструкция: Прослушайте музыкальный клип с закрытыми глазами. Во время звучания музыки ассоциируйте и запоминайте свои ассоциации. Создайте собственный вариант клипа, опираясь на ассоциации. “Нарисуйте” созданный клип словами и продемонстрируйте свой вариант участникам группы.
После демонстрации творческих продуктов участниками тренинга друг другу просмотрите авторский вариант клипа. Демонстрация творческих продуктов педагогами осуществляется только пожеланию
Организация окончания тренинга:
Обращаясь к участникам тренинга, расскажите о том, что сегодня было важным и необычным именно для вас. Придумайте и произнесите пожелание своим коллегам на прощание.
Тренинг развития креативности и творческих способностей
Концептуальное введение:
Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.380].
Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.
Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, а точнее – дивергентного мышления, являющегося основой креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика (Р. Николе [R. Nichols, 1978]; Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, 1989).
Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:
·Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.
·Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители – «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
·Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
·Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве, что способствует развитию креативности.
·Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье. Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка (В.Н. Дружинин, 1999, с. 214-215).
Т.С. Суслова выявила основные черты, характерные для креативных личностей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность. В.Н. Дружинин (1999) полагает, что развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность, т. е. креативность – это синтез одаренности и определенной структуры личности.
Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.
Цель: осознание креативности в себе и её развитие. (Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.)
Задачи:
·Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.
·Осознание характеристики креативной среды.
·Формирование навыков и умений управления творческим процессом.
Материалы: бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты.
Этапы работы:
I. Этап – разогрев
Упражнение «Перекинь мяч»
Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.
Материалы: мяч.
Время: 2-5 минут
Процедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.
Вопросы для обсуждения:
·Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
·Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
·Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?
Упражнение «Островки» (5-10 минут)
Цель: всем участникам разместится на газете. (на всей, на половине газеты, на трети).
Материалы: газеты.
Время: 5-10 минут
Процедура: Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.
Смысл упражнения: Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.
II. Этап – Основная деятельность
Упражнение «Стоп-кадр»
Цель: развитие навыки экспрессии, с другой – дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.
Материалы: список слов.
Время: 10 минут
Процедура: Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп-кадр» продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять «стоп-кадры» с помощью цифровой фото или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.
Можно использовать, например, такие наборы слов: время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех; встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.
Упражнение «Применение предметов»
Цель: развитие творческого интеллекта.
Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.
Время: 10–15 минут
Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.
Вопросы для обсуждения:
·Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
·Как можно применять ваш предмет?
·О чем заставило задуматься это упражнение?
Упражнение «Арка»
Цель: развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи.
Материалы: ножницы, бумага.
Время: 10 минут
Процедура: Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.
Вопросы для обсуждения:
·Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?
·Часто ли возникают такие ситуации?
·Кто подсказал решение или это коллективное?
III. Этап – Завершение
Упражнение «Творческая жизнь»
Цель: обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.
Время: 7–15 минут
Материалы: бумага, ручки.
Процедура: Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них ( т.е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п.).
Обсуждение в группе разобрать все варианты.
Пример:
·Регулярно выполнять физические упражнения;
·Овладеть техникой медитации и релаксации.
·Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли.
·Расширяйте кругозор своих интересов и др.
Программа коррекционно – развивающих занятий
с одаренными детьми
Занятие №1
Цель: Сформировать представление о целях и задачах работы на занятиях с психологом. Выработать основные правила работы с группой. Познакомить детей со своим внутренним миром и миром друг друга.
Оборудование:
Листочки для групповой работы, магнитофон с расслабляющей музыкой.
Ход занятия:
I. Все мы здесь собрались, чтобы стать умнее, сильнее, научиться вести себя, наиболее приемлемо в мире людей. Мы хотим стать преуспевающими личностями, уметь достигать успехов в любом деле. Занятия наши отличаются от учебных и здесь должны быть другие правила. Ваше право выработать эти правила. Для этого разделимся на группы. В течение нескольких минут каждая группа должна придумать несколько правил как бы хотелось бы вам общаться друг с другом.
Выработка правил:
·Называть всех по именам.
·Уважительно относиться к другому.
·Не перебивать при разговоре.
·Помогать советом любому.
II. Знакомство.
Игра: «Мое имя». Назвать имя и качество, которое отличает тебя от других.
Игра: «Геометрическая фигура»
Изобразите любую геометрическую фигуру и раскрасьте ее любым цветом, который соответствует твоему настроению. Толкование:
КРУГ- стремление к общению
ЗИГЗАГ- творческий человек
КВАДРАТ- неутомимый труженик.
ТРЕУГОЛЬНИК- лидер
ПРЯМОУГОЛЬНИК- состояние перехода и изменений, неудовлетворенность тем состоянием, в котором пребываете.
Обратить внимание на цветовую гамму.
III. Анализ занятия.
Узнать, что нового узнали о себе. Согласны ли они с полученными результатами. Что понравилось, а что нет.
Вывод: Ребята вы уже заметили, что каждый из нас отличается друг от друга. Подумайте, хорошо или плохо это? Это будет вашим домашним заданием.
Занятие №2
Цель: Продолжать знакомить детей с внутренним эмоциональным миром друг друга. Дать понять, что каждая личность индивидуальна и неповторима. Развивать стремление понять друг друга.
Оборудование: листки бумаги с цветными карандашами, диск с релаксационной музыкой.
Ход занятия:
I. Игра: «Имя оживает»
Мы в стране имен, где имена постепенно превращаются в растения. Вам предстоит закрыть глаза и представить себе, что вы превратились в цветок. Любой. Первый образ, который пришел вам в голову самый верный. Рассмотрите этот цветок. Нарисуйте его на листе бумаги.
Рисунок цветка.
II. Рассказ о своем цветке.
Каждый, кто пожелает, может рассказать о своем цветке.
III. Анализ. Что понравилось?
Что не понравилось?
Какие чувства испытываете?
Вспомнить игру: «Шкатулка добрых слов»
Детям предлагается красивая, хорошо оформленная шкатулка, куда дети наговаривают друг другу добрые слова.
Занятие № 3
Цель: Продолжать знакомить детей с внутренним эмоциональным миром друг друга. Дать понять, что каждая личность индивидуальна и неповторима. Развивать стремление понять друг друга.
Оборудование: листки бумаги с цветными карандашами, диск с релаксационной музыкой.
Ход занятия:
I. Постановка проблемы.
«Хорошо ли вы знаете друг друга, как вам кажется?»
Предлагаю проголосовать.
Организация голосования. Выяснить какое количество детей считают, что хорошо знают друг друга, а какое нет.
Кто прав?
Предлагаю выяснить с помощью игры: «Узнай друга по голосу по руке и т.д.»
II. Игра : «Узнай друга по ладошке»
Девочки угадывают по ладошке мальчиков, а мальчики девочек.
III. Вывод: Все мы разные и нам порой кажется, что мы знаем друг друга. Конечно, нет. Так значит, мы не можем знать друг друга до конца. Стоит ли нам, таких разных уважать и считаться друг с другом?
Желаю вам быть уважительнее друг к другу.
Занятие № 4
Цель: Развивать умение позитивного отношения к себе и друг другу. Учить детей повышать самооценку, внушать веру в свои силы. Умение видеть себя с положительной стороны.
Оборудование: диск с расслабляющей музыкой.
Ход занятия:
I. Игра: «Мне в этой жизни везет»
Вам предстоит рассказать небольшую историю, начиная с фразы: «мне в этой жизни везет».
II. Выбрать самого везучего.
III. Знакомство с аутогенной тренировкой.
Под расслабляющую музыку звучат слова о том, что у каждого может все в жизни получится как хочется, надо лишь стремиться к этому.
Волшебные слова: Я уверен, у меня все получается. Я все могу!!!
Дети красиво записывают волшебные слова. Уносят домой, а затем они должны повесить их на самое видное место и в самую неприятную минуту их перечитать.
Занятие № 5
Цель: Познакомить с понятием «самооценка». Провести индивидуальную диагностику самооценки. Способствовать формированию адекватной самооценки и позитивного отношения к самому себе и другому.
Оборудование: диск с веселой музыкой, ручку и лист бумаги.
Ход занятия:
1. Беседа о самооценке. Что такое самооценка? Какая она бывает?
Самооценка – это оценка человеком самого себя. Самооценка не приходит сама по себе это результат работы мозга. Могут ли окружающие люди влиять на самооценку? Как вы думаете?
II. Упражнение «Моя самооценка»
«Какой Я?»
№ |
качества |
Да |
Нет |
Иногда |
Не знаю |
1 |
Хороший |
|
|
|
|
2 |
Добрый |
|
|
|
|
3 |
Умный |
|
|
|
|
4 |
Аккуратный |
|
|
|
|
5 |
Послушный |
|
|
|
|
6 |
Внимательный |
|
|
|
|
7 |
Вежливый |
|
|
|
|
8 |
Умелый |
|
|
|
|
9 |
Трудолюбивый |
|
|
|
|
10 |
Честный |
|
|
|
|
III. Игра «Поделись добротой»
Дети рисуют на карточке в форме сердечка доброту, затем дарят ее однокласснику.
Занятие №6
Цель: Развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных логических задач. Дать понятие отдыха. Познакомить основными приемами отдыха.
Оборудование: лист бумаги с ручкой, песня-клип «Друзья».
Ход занятия:
I. Интеллектуальная разминка.
Задание 1
Вставить слово, которое служит окончанием первого и началом второго.
БАЛ ( . . . ) ЕДА
СНА ( . . .) ОВОЙ
Задание 2
Исключите лишнее слово.
КОХЙЕК
СНИНЕТ
ОЖИВТ
ЛУФОБТ
Задание 3
Реши логическую задачу
2 4 6 8 10 …….
2 1 2 3 2 4 2 ……….
10 8 6 4 ……………
II. Беседа об умении отдыхать. Как вы отдыхаете дома?
Методы отдыха:
Предложить детям сделать расслабляющий массаж головы.
Предложить посмотреть песню-клип «Друзья».
III. Сделать вывод о том, что веселая песня может поднять настроение и снять усталость.
Занятие №7
Цель: Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Продолжать развивать уверенность в своих силах. Стремление понять другого и желание ему помочь.
Оборудование: лист бумаги, ручка.
Ход занятия:
·Интеллектуальная разминка.
Задание 1
Исключи лишнее.
ЗОАК
ВОРАКО
ОБАСАК
РИТГ
Задание 2
Найди логическую последовательность.
1 3 6 10 15 ….. (21). Разница 2.3.4.5
3 8 13 18 23 … (28) разница между числами на 5 с увеличением.
II. Беседа об уверенности. Кто такой уверенный человек?
Какой он? Вспомнить позу уверенного человека.
· Создание рисунка уверенного человека.
Придумать ему имя. Рассказать где живет, есть ли у него друзья. Похож ли он на тебя?
Занятие № 8
Цель: Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Развивать логическое мышление, умение строить цепочки, выявлять последовательность. Познакомить с релаксацией. Дать понятие релаксации. Показать один из способов релаксации.
Оборудование: лист бумаги, ручка.
Ход занятия:
I. Интеллектуальная разминка. Необходимо решить 9 логических задач.
·В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? (9 пароходов)
·В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки - 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки, в каждом углу по кошке /можно показать на наглядном материале/)
·Как в решете воды принести? (Когда вода замерзнет, превратится в лед.)
·Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек? (8 человек).
·Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.)
·Папа, мама и Вова всегда садятся за стол ужинать так: справа от окна - папа, слева от окна - Вова, спиной к окну - мама. Как можно сесть по-другому? Сколько разных вариантов? (6 вариантов - показать на наглядном материале.)
·Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом - еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не зацветают.)
·Плитку шоколада разделили на несколько частей. Петя съел 2 части, Нина 1 часть, осталось еще 3 части. На сколько частей разделили шоколад? (На 6 частей.)
·Строители строили дорогу. Несколько участков дороги получилось выше уровня земли, несколько - ниже уровня земли. На каких участках дороги после дождя образуются лужи? (На низких участках дороги.)
II. Знакомство с релаксацией. Рассказать, что такое релаксация. Познакомить с релаксацией под музыку.
Занятие № 9
Цель: Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Развивать логическое мышление, умение строить цепочки, выявлять последовательность. Дать понятие что такое чувства, какими они бывают.
Оборудование: лист бумаги, ручка.
Ход занятия:
·Решение логических задач.
"Галя веселее
Оли, а Оля веселее Иры. Нарисуй рот Иры. Раскрась красным карандашом рот самой
веселой девочки.
Кто
из девочек самый грустный?
2. "Волосы
у Инны темнее, чем у Оли. Волосы у Оли темнее, чем у Ани. Раскрась волосы
каждой девочки. Подпиши их имена. Ответь на вопрос, кто светлее всех?"
·Беседа о чувствах.
Что такое чувства?
Какими они бывают?
Нужно ли контролировать свои чувства?
·Релаксация.
Занятие № 10
Цель: Продолжать развивать интеллектуальные способности каждого ребенка. Стимулировать интерес к решению сложных математических задач. Развивать логическое мышление, умение строить цепочки, выявлять последовательность. Познакомить со способами восстановления дыхания перед волнением.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.