Программа работы с одаренными детьми

Программа работы с одаренными детьми

doc
11.02.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

программа содаренные дети.doc

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Бузат МР Стерлибашевский район РБ

 

Рассмотрена

На заседании МО

Протокол №_______

«___»____________2017г.

«Согласована»

Зам. директора по УР

_____________ «___»____________2017г.

«Утверждаю»

Директор школы

__________

«___»____________2017г.

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

работы с одаренными детьми

 

Составитель:Гатауллин Ф.З

Учитель математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 - 2018  учебный год

Пояснительная записка

 

         Работа с одаренными детьми в основном, состоит в открытии специальных классов для одаренных, в проведении олимпиад различных уровней и т. п. Однако, массовая общеобразовательная школа остается основной, и поэтому реальным началом работы с одаренными детьми является работа в обычном классе средней школы и внеурочные занятия.

            Главная задача учителя – это раскрытие и развитие особенностей познавательных способностей учащихся: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания.

            При построении методики развития математических способностей учащихся в процессе обучения  математике в обычной массовой общеобразовательной школе необходимо опираться на идеи дифференцированного и  развивающего обучения.

            Для построения методики необходимы:

            1). Диагностика одаренности детей в системе общей диагностики (комплекс мероприятий: различные виды тестирования, самоанализ, наблюдения родителей и педагогов).

            2).  Программное обеспечение для одаренных детей в системе общего программного обеспечения (дифференцирования).

            3). Методы обучения одаренных детей (проблемные, поисковые, исследовательские и т. д.).

            4). Умение модифицировать программы, вести обучение в соответствии с результатами диагностического исследования, консультирование родителей.

            Основными и наиболее важными задачами работы с одаренными детьми на современном этапе развития школы являются:

  1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к     математике и ее приложениям.
  2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.
  3. Развитие и углубление знаний учащихся по программному материалу.
  4. Развитие математических способностей и мышления у учащихся.
  5. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, экономике и т. д.
  6. Расширение и углубление представлений учащихся о культурно – исторической ценности математики, о роли ведущих ученых- математиков в развитии мировой науки.
  7. Осуществление индивидуализации и дифференциации.
  8. Разностороннее развитие личности.

            При работе с одаренными детьми предлагается включить вопросы, вошедшие в содержание математического образования в последние десятилетия: логика, теория вероятностей, комбинаторика и т. п.

                 Организация работы с одаренными детьми

            В основе работы с одаренными детьми лежит принцип  добровольности. Она может быть организована как для проявляющих определенные признаки одаренности, так и для всех желающих.

            На одном из первых занятий надо рассказать учащимся о том, чем они будут заниматься, что нового и интересного они узнают, в чем польза  занятий, как они будут проходить, выявить желающих заниматься. Необходимо указать и основные требования, которым должны подчиняться занимающиеся дополнительно ученики.

            Возможны два подхода к организации работы с детьми. увлекающимися математикой.

            Первый подход применяется в том случае, когда группа многочисленна и разбита на секции. Они могут быть следующими:

            - учебно-исследовательская (учащиеся занимаются исследованиями, готовят себя к написанию рефератов);

            - конструкторская (изготовление наглядных пособий, моделей, приборов для кабинета математики, электронных презентаций и проектов);

            - оформительская (подготовка и выпуск классных и школьных математических газет, различного оформления по подготовке к олимпиадам, вечерам и другим мероприятиям);

            - любителей решения задач (решение задач, проведение конкурсов, олимпиад и т. п.).

            Этот подход может быть реализован в школе, когда на параллели создается ряд секций, и каждой из них будет руководить учитель математики. В данной ситуации работу можно планировать по отдельности для каждой секции. Но иногда полезно проводить и заседания нескольких секций одновременно (например, при проведении общешкольных мероприятий по математике).

            Второй подход применим при малом числе учащихся. В этом случае секцию невозможно организовать, а интересы учащихся все же разнообразны. Поэтому надо проводить занятия в различных формах.

            Основные формы проведения занятий при данном подходе.

 

            I. Комбинированное тематическое занятие.

 

            Примерная структура данного занятия может быть следующей:

            1. Выступление учителя по избранному вопросу на 10 – 20 минут.

            2. Основная часть – самостоятельное решение задач по определенной теме участниками группы, причем в числе этих задач должны быть задачи повышенной сложности. Число задач: 3-5 (зависит от темы и продолжительности занятия). После решения первой из задач всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор для всех членов группы. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.

            3. Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, фокусов. Проведение математических игр и развлечений.

            4. Ответы на вопросы учащихся, домашнее задание.

            При этом некоторые наиболее трудные задачи, предложенные для самостоятельного решения, а также домашнего. Иногда прорешивает и сам учитель. Выступление учителя, основная часть и домашнее задание в тематическом занятии должны занимать 70-80% времени.

            Остальное время распределяется на решение задач занимательного характера, устных упражнений, игры, фокусы и т.п. Также в это время можно:

            - заслушать небольшие сообщения (рассказ) учителя или ученика по некоторому вопросу (биографии видных математиков, интересные факты из истории математики (например, изобретение логарифмов), интересные приемы счета, сообщение о новой интересной книге по математике для учащихся, краткое изложение некоторого математического вопроса (например, «циклоида»);

            - решение задач, заданных домой.

            Время и место этой части занятия определяет учитель.

 

            II. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры.

 

            Такого рода занятия лучше проводить систематически, через 4-6 тематических занятий, это будет своеобразный итог работы за 1-2 месяца.

            При такой форме организации занятия все оно посвящается какому-то соревнованию, конкурсу.

            В качестве примера можно провести такие соревнования, как:

            - нестандартная олимпиада (драка, хоккей и т.п.),

            - математическая карусель,

            - математический бой,

            - устная олимпиада,

            - математическая регата и т. д.

            Много разработок такого рода опубликовано в газете «Математика», журнале «Математика в школе», книге «Предметные недели в школе. Математика» Волгоград: Учитель, 2002. Можно провести олимпиады (классную и школьную) для учащихся 5-7-х классов весной (апрель- май) как итог работы. У старшеклассников традиционные олимпиады (первый тур) проходят, как правило, в октябре.

 

            III. Заслушивание рефератов, защита электронных проектов и презентаций (применяется, обычно в 7-10-х классах).

 

            IV. Разбор заданий районной олимпиады; анализ ошибок.

( Применяется потому, что на районной олимпиаде не практикуется такой разбор после ее проведения).

 

            V. Решение задач на разные темы (чаще при подготовке к олимпиадам, конкурсам, на повторение).

Также могут быть и другие формы, менее получившие распространение  в практике, например:

- Разбор задач, заданных домой. Так получилось, что дома ученики испытали затруднения все или почти все. В этом случае все занятие посвящается разбору домашних и решению аналогичных задач.

- Изготовление моделей для уроков математики (например, многоугольников, многогранников).

- Доклады, беседы по математике (чаще в неделю математики, к юбилеям известных математиков).

          - Сообщение учащегося о результате, который им получен, о задаче, которую он сам  придумал и решил. (Такие занятия проводятся, конечно, вне плана).

            -Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой. Например, из книги И. Ф. Шарыгина «Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы».

            - Просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике.

Также могут быть и другие формы организации работы с одаренными детьми.

 

Примерные темы докладов для обучащихся 5 -6 х классов:

-        Числа великаны и числа малютки.

-        Как люди научились считать.

-        История возникновения обыкновенных и десятичных дробей.

-        История календаря и т. п.

 

Примерные темы докладов для обучающихся 7-8-х классов:

-        Геометрия в древнем Египте.

-        Теорема Пифагора и пифагоровы числа.

-        От Евклида и до Лобачевского.

-        Архимед и т. п.

-        Математические софизмы.

 

Примерные темы докладов для обучающихся 9-11-х классов:

-        Выдающиеся отечественные математики.

-        Математические ошибки, допущенные учащимися на ЕГЭ.

-        Значение математики для науки и практики и др.

 

  1. Начинать подготовку докладов необходимо с небольших выступлений, например:

-        изложение решения некоторых задач;

-        сообщение условия некоторых задач;

-        подготовка краткой справки об ученом математике, о термине;

-        показ математического фокуса, софизма, правил счета.

Только после того, как данное выступление было грамотно и интересно подготовлено учащимся, ему можно поручить более серьезное задание: подготовку сообщения или доклада.

 

  1. Давать задание необходимо за месяц до выступления с докладом.
  2. Порекомендовать учащемуся литературу; дать указания по плану и узловым моментам выступления. (Иногда перед подготовкой доклада предложить задачу по теме доклада, а саму литературу дать через неделю.)
  3. Определить время для выступления. Ученик напишет доклад, прослушает свое сообщение, записанное на магнитофон.
  4. Через две недели проверить, что сделано, оказать помощь.
  5. За неделю до выступления просмотреть конспект, послушать доклад, проверить наглядность.
  6. После окончания доклада учителю необходимо отметить его достоинства и недостатки.

 

                       Основные требования к докладу:

-        текст доклада ученику лучше излагать своими словами;

-        все новые термины должны быть разъяснены;

-        в начале доклада объяснить значение темы, чем она может быть       интересна для присутствующих;

-        выделить основные понятия, основную идею в докладе;

-        продолжительность доклада: 7-10 минут (5-6-классы); 15-20 минут (7-   10 классы);

-        применять наглядность.

           

            Для того чтобы все учащиеся класса знали о том, чем занимаются ребята, их работа должна освещаться в математической газете или другом школьном издании, где желательно поместить план работы, задачи для проведения этих занятий. Для достижения целей, поставленных учителем перед одаренными детьми, необходимо, чтобы:

-        обучащиеся на занятиях вели аккуратные записи;

-        в журнале занятий фиксировался рассматриваемый материал и успехи обучащихся;

-        материалы, рассматриваемые на занятиях, были основой проведения различных математических соревнований;

-        систематически повторять материал, в том числе рассмотренный и в прошлые года;

-        на уроках учитель при изучении программного материала всячески поощрял знания, умения и идеи, которые одаренные ученики получили на дополнительных занятиях.

            Итоговое занятие необходимо начать с беседы учителя о том, как поработали учащиеся в течение учебного года (что рассмотрели, чему научились, какие навыки приобрели, что изучили нового). Завершить годовую работу, как уже отмечалось, олимпиадой (можно и нестандартной) по задачам, рассматриваемым в течение учебного года, или зачетом. После этого сказать о перспективах работы с одаренными детьми в будущем году, предложить литературу для чтения летом.

 

Примерные темы занятий для учащихся разных классов.

  1. Задачи, решаемые с конца (5-6 классы).
  2. Числа- великаны и числа-малютки (5-6 классы).
  3. Запись цифр и чисел у других народов (5-6 классы).
  4. Занимательные задачи на проценты (6 класс).
  5. Математические ребусы (5-6 классы).
  6. Геометрические задачи со спичками (5-6 классы).
  7. Задачи на разрезания и перекраивания фигур (5-7 классы).
  8. Простейшие графы (6-7 классы).
  9. Упражнения на быстрый счет (5-8 классы).
  10. Занимательные задачи на построения (7-8 классы).
  11. Геометрические построения с различными чертежными инструментами (7-8 классы).
  12. Недесятичные системы счисления (5-7 классы).
  13. Взвешивания (5-7 классы).
  14. Логические задачи (5-8 классы).
  15. Неопределенные уравнения (8-9 классы).
  16. Полуправильные многоугольники (9 класс).
  17. Теорема Пифагора (8 класс).
  18. Геометрические задачи на местности (8-9 классы).
  19. Как на практике измеряют длины и углы? (7-8 классы).
  20. Аналогии в математике (8-9 классы).
  21. Индукция в математике (8-9 классы).
  22. Математическая индукция (9-11 классы).
  23. Принцип Дирихле (6-11 классы).
  24. Равновеликие и равносоставленные фигуры (8-11 классы).
  25. Теорема Чавы (9-10 классы).
  26. Трансцендентные уравнения (10-11 классы).
  27. Решение несовместных систем (10-11 классы).
  28. Периодические дроби (9-10 классы).
  29. Цепные дроби (9 класс).
  30. Занимательные комбинаторные задачи (7-9 классы).
  31. Что такое теория игр? (10-11 классы).
  32. Полуправильные многогранники (10-11 классы).
  33. Решение планиметрических задач с помощью тригонометрии (10-11 классы).
  34. Геометрия на сфере (10-11классы).
  35. Неевклидовы геометрии (9-10 классы).
  36. Комплексные числа и операции над ними (8-11 классы).
  37. Алгебраические уравнения в целых числах (8-11 классы).
  38. Уравнения с модулями (8-11 классы).
  39. Неравенства с модулями (9-11 классы).
  40. Уравнения с параметрами (10-11 классы).
  41. Неравенства с параметрами (10-11 классы).
  42. Схема Горнера (9-10 классы).
  43. Теорема Безу (9-10 классы).
  44. Решение уравнений высших степеней (9-11 классы).
  45. Многочлены с одной и несколькими переменными (9-11 классы).
  46. Дополнительные главы по математике (10-11 классы).
  47. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики (10-11 классы).
  48. Функциональные методы решения уравнений и неравенств (10-11 классы).
  49. Элементы теории чисел (9-11 классы).
  50. Логические основы математики (10-11 классы) и другие.

 

Список одаренных обучающихся:

1.      Галимова Г. 8 кл.

2.      Яушев А. 9 кл.

3.      Гараев А. 9 кл.


4.     

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)